-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 20 век royal collection simonis&buunk австралия австрия автопортрет акварель америка англия архитектура бельведер бельгия библиотека конгресса сша бостон британия варшава вашингтон вена венгрия венеция галерея галерея виктории германия голландия города россии городской пейзаж гравюра дети династия женщина живопись животные иисус христос импрессионизм институт искусств интерьер испания история италия кливленд коллекция королева королевская академия королевская коллекция король литография лондон лувр мадонна мадрид метрополитен музей миниатюра москва музей музей карнавале музей орсе натюрморт неизвестный художник нидерланды париж пастель пейзаж польша портрет посуда прадо принц принцесса птицы рейксмузеум религия рисунок россия санкт-петербург святые собаки сша тейт третьяковка фарфор фауна филадельфия флора фотография фотопортрет франция фрукты храм художник цветы черно-белые фотографии чикаго швеция шотландия эрмитаж

 -Цитатник

Что делать, если на ЛиРу что-то не работает - (0)

Что делать, если вам кажется, что на ЛиРу что-то не работает? 1. Вам просто кажется. 2. Если вам...

Темерев Сергей Геннадьевич. ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ - (1)

Темерев Сергей Геннадьевич (1963 г.) ПЕТЕРБУРГСКИЕ МОТИВЫ Темерев Сергей https://i.yap...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 140135


Санкт-Петербург. Город и горожане (из собрания Русского музея). Часть 4: ИМПЕРАТОРСКИЙ ДВОР

Четверг, 02 Ноября 2023 г. 12:25 + в цитатник

ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3







01. Репин И. Е.
(1844, Чугуев, Харьковской губ. – 1930, Куоккала близ Ленинграда)
Венчание Николая II и великой княжны Александры Федоровны 1894

Холст, масло
98,5 х 125,5


Художник запечатлел сцену бракосочетания императора Николая II (1868–1918) и Алисы Гессенской (1872–1918), принявшей в 1894 году имя Александры Федоровны. Перед алтарем, где находятся члены Святейшего Синода и придворное духовенство, стоят Николай II в полковничьем красном мундире лейб-гвардии Гусарского полка и Александра Федоровна в золотой парчовой мантии, опушенной горностаем, небольшой бриллиантовой короной на голове. Рядом с ней младший брат царя великий князь Михаил Александрович. Справа от царя, у колонны, – его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна. Церковь заполнена членами царской семьи, представителями иностранных посольств и членами Государственного совета. Это красивое по живописи произведение с удивительно живыми портретными характеристиками многих изображенных, с прекрасно переданным двойным освещением (озаряющими интерьер свечами и льющимся из окна тусклым светом серого дня) – свидетельство высочайшего мастерства многоопытного прославленного художника.





02. Зичи М. А.
(1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург)
Бал в Зимнем дворце 14 января 1888 года (1888)

Картон, акварель, гуашь
31,5 x 24


Зичи занимал должность придворного живописца в 1859–1873 годах и потом вновь – с 1883. Сохранилось множество рабочих альбомов, где он с тщательностью художественного хроникера фиксировал события из жизни императорской фамилии. Наиболее важные затем он разрабатывал в технике акварели, создавая законченные станковые произведения, как, например, посвященные балам зимнего сезона 1888 года. Яркие и изысканные акварели мастера составили достоверный художественный дневник придворной жизни.

Для самых разных тем — от официально торжественных, порой трагических или, напротив, праздничных — он использовал два типа композиций. Это и классическая станковая акварель большого размера, и совмещение на поверхности листа целой группы изображений, посвященных одному событию. Последний вариант, типичный для печатной графики середины XIX века, давал Зичи возможность создавать «подробное повествование», представлять событие в динамике. Это был своего рода художественный репортаж о произошедшем.



03. Зичи М. А. (1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург)
Бал в Зимнем дворце. 14 января 1888 г. (1888)

Картон, акварель, гуашь
31,5 x 24




04. Поярков В. А. 1869-1918
Бал в Дворянском собрании в Петербурге 1911 (?)

Холст, масло
129 х 228


Запечатлен один из благотворительных базаров, регулярно проходивших в Дворянском собрании Петербурга. Это – редкое в живописи тех лет изображение сцены общественной жизни подобного рода. Свойственные полотну наивность и острота взгляда на мир, поиск характерного делают его важным культурно-историческим документом своего времени. Картина представляет собой большой групповой портрет петербургского дворянства



05. Казачинский А. И. (1774, Санкт-Петербург - 1814, Санкт-Петербург)
Прием Зюнгарского владельца

По рисунку Ж. Л. де Велли, М. И. Махаева. 1796
Офорт, резец
46,8 x 70,8


Гравюра по рисунку де Велли и Махаева 1764 года с изображением приема императрицей Екатериной I турецкого посланника была присоединена к листам коронационного альбома «Обстоятельное описание торжественных порядков благополучнаго вшествия в Императорскую древнюю резиденцию, богоспасаемый град Москву и священнаго коронования Ея Августейшаго Величества <...> Государыни императрицы Екатерины Вторыя, еже происходило вшествие 13, коронование 22 сентября 1762 г.» и долгое время известна под названием «Прием Зюнгарского владельца». Прием проходил в Аудиенц-зале Зимнего дворца (ныне Концертный зал), работа над интерьером которого была завершена в 1764 году под руководством архитектора Ю. М. Фельтена. В оформлении использованы отдельные детали старого Зимнего дворца



06. Беггров К. П.
(1799, Рига – 1875, Санкт-Петербург)
Вид печальной процессии 6 марта 1826 года в Санкт-Петербурге (1826)

Литография
37,8 × 52,6


На листе изображена похоронная процессия императора Александра I на Сенной площади. Александр I умер 19 ноября 1825 года в Таганроге. 28 февраля 1826 года его тело было привезено в Царское Село, 5 марта – перевезено в Чесму, где поставлено в дворцовой церкви. 6 марта траурное шествие двинулось в Петербург. Траурный кортеж направлялся в Казанский собор, где гроб был выставлен для поклонения в течение семи дней



07. Виллевальде Б. (Г.) П. [1818 (1819?), ? — 1903, Дрезден]
Костюмированный бал в Зимнем дворце при императоре Николае I. Начало 1830-х

Холст, масло
56,5 x 78,2


Дворцовые балы всегда вызывали самый живой интерес и самое активное участие женской половины аристократического Петербурга. По своему статусу балы занимали главенствующее место в череде зимних развлечений. К сезону балов готовились заранее, Сценографии праздников в Зимнем дворце уделялось огромное внимание. Тщательная режиссура придворных развлечений формировала мнение большого света и европейских путешественников о блеске Российского императорского двора.



08. Гагарин Г. Г.
(1810, Санкт-Петербург – 1893, Шательро, Франция)
Бал у княгини М. Ф. Барятинской

Вторая половина 1830-х
Бумага, акварель
16 х 18,4


Балы занимали важное место в жизни дворянского общества, но их изображения в произведениях живописи и графики встречаются редко. Акварель Гагарина прекрасно передает особую атмосферу трепетной восторженности и радости, присущую балу. Бал, запечатленный художником, происходил во дворце княгини М. Ф. Барятинской, расположенном на Сергиевской улице. Согласно одной из гипотез, среди присутствующих на нем – М. Ю. Лермонтов, хорошо знакомый с семьей князей Барятинских.



09. Ладюрнер А. И. (1799 (1800?), Париж? — 1855, Санкт-Петербург)
Елагиноостровская гауптвахта с караулом Кавалергардского полка 1840

Холст, масло
68,5 x 97


Весну и осень шеф полка императрица Александра Федоровна проводила обыкновенно на Елагином острове, что делало необходимым и присутствие там кавалергардов. На переднем плане справа изображены полковой командир Кавалергардского полка барон И. А. Фитингоф (1797–1871) и военный министр граф А. И. Чернышев (1785–1857). Гауптвахта – деревянное здание, выполненное по проекту К. И. Росси, расположено у въезда на Елагин остров, близ Первого Елагинского моста. В 1828 здание сгорело, но в том же году его вновь построил «по прежнему плану и фасаду» архитектор Л. Шарлемань

Нa переднем плане справа изображены: полковой командир Кавалергардского полка барон И. А. Фитингоф и военный министр граф А. И. Чернышев. На втором плане в центре изображен П. П. Ланской.



10. Садовников В. С.
(1800, Санкт-Петербург — 1879, Санкт-Петербург)
Торжественный въезд принцессы Александры Саксен-Альтенбургской в Санкт-Петербург 1847

Бумага, акварель, белила, бронза
45,4 х 56,3


Принцесса Александра Фредерика Генриетта Паулина Марианна Елизавета Сак-сен-Альтенбургская (1830–1911) – невеста великого князя Константина Николаевича, в православии великая княгиня Александра Иосифовна. 16 октября 1847 года жители Санкт-Петербурга на улицах, на балконах и даже на крышах домов с нетерпением ожидали приезда невесты великого князя. Торжественный поезд открывали шталмейстеры верхом, за ними следовали отряды черкесов и лезгинцев в полном параде. Наконец показалась золотая карета, в которой ехали императрица Александра Федоровна, великая княгиня Мария Николаевна и царственная гостья. Император Николай I и великий князь Константин Николаевич сопровождали карету во главе конного полка. За ними шла пехота и играл оркестр. Поезд завершала длинная вереница карет с придворными.



11. Козлов А. А.
(1816 (1818?) – 1884)
Известие из Крыма 1854 года. Кабинет императора Николая I в Зимнем дворце в Петербурге (1850-е)

Бумага, литография в 2 камня
32,2 х 40,3


Художник изобразил Николая I в его Кабинете в Зимнем дворце с наследником великим князем Александром Николаевичем за чтением донесения из штаба главнокомандующего русскими войсками князя А. С. Меньшикова. Из письма фрейлины А. Ф. Тютчевой известно: 31 октября 1854 года из Севастополя с донесением прибыл граф Н. В. Левашов. Он сообщил, что 24 октября младшие сыновья императора, великие князья Николай и Михаил Николаевичи, прибыв в штаб, впервые участвовали в бою, все время находились под огнем неприятеля и «проявили мужество и хладнокровие, чем вызвали восхищение армии». Спустя всего несколько месяцев, сломленный неудачами войны и смертельно больной, император Николай Павлович, получив письмо от сыновей, даже не захочет знать новостей из Крыма и только спросит: «Здоровы ли они? Все прочее меня не касается…».



12. Сверчков Н. Е. (1817, Санкт-Петербург — 1898, Царское Село)
Николай I в санях, 1853

Холст, масло
73 х 92


Николай Егорович Сверчков стал известным благодаря картинам, изображающим породистых лошадей, собак, охотничьи сцены, тройки и жанровые сюжеты с участием лошадей. Дар анималиста, умение на редкость правдиво и свободно изображать сцены с лошадьми помогли Сверчкову занять место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых лошадей. Проявил себя художник и в портретном жанре. В 1850-е – 1860-е годы Сверчков не раз писал портреты императоров (Николая I, Александра II) в санях, практически не меняя композицию картины, а варьируя только пейзажный фон, костюмы и масть лошадей. В более поздний период создавал картины на сюжеты царской охоты и батальные композиции.

Заказчиком выбрана форма портрета, которая, наряду с конным портретом. в середине XIX века на какое-то время приобрела популярность и существовала как «каноническая». Она сочетает элементы анималистического, бытового и портретного жанров, своеобразную парадность и интимность. К моменту появления картины Сверчков был признанным мастером портретного и анималистического жанров, длительное время работал на Хреновском и Чесменском конных заводах, выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов в России», был удостоен звания академика. В полотне точно отмечены горделивая замкнутость и холодность монарха, невозмутимость возницы, резвый бег породистого скакуна по заснеженной набережной. Автор неоднократно повторял произведение, варьируя пейзажный фон.



13. Зичи М. А.
(1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург)
Бал в Зимнем дворце 1858

Бумага, акварель, процарапка
23 х 23


В 1858 Зичи исполнил, как считает Л. А. Алешина, серию из двадцати акварелей «Карьера неизвестного сановника». Рисунки, дополненные на паспарту оригинальными названиями и указанием имен многих изображенных лиц, приобретают характер художественного документа



14. Зичи М. А.
(1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург)
Детская мельница в Александрии 1858

Бумага, акварель, процарапка
28,1 × 20,7




15. Зичи М. А.
(1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург)
Детский домик Цесаревны 1858

Бумага, акварель
28.3 x 20,2




16. Зичи М. А.
(1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург)
Николай I на работах в Петергофе 1858

Бумага, акварель
28,7 х 19,5





17. Зичи М. А.
1827, Зале, Австро-Венгрия — 1906, Санкт-Петербург
Серебряный темляк за науки 1858

Бумага, акварель, процарапка
23 х 23




18. Якоби (Якобий) В. И.
(1834, д. Кудряково Лаишевского уезда Казанской губернии – 1902, Ницца)
Ледяной дом 1878

Холст, масло
133,5 х 216


На масленой неделе 1739 года в Петербурге на площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом был построен Ледяной дом, все наружное и внутреннее убранство которого было изготовлено изо льда. Он предназначался для свадьбы шута Анны Иоанновны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной. В свадебных торжествах, помимо императрицы и придворных, принимали участие представители многочисленных народностей, населявших Россию, наряженные в национальные костюмы. Торжества сопровождались оригинальными народными танцами. По окончании пира, устроенного по этому случаю в манеже герцога Э.-Г. Бирона, новобрачные были снова отвезены в Ледяной дом, где их заперли до утра. Эта сколь примечательная, столь и дикая история с шутовской свадьбой вдохновила писателя И. И. Лажечникова на создание знаменитого романа «Ледяной дом», отмеченного критической направленностью. По-видимому, Якоби читал этот роман, но в своей картине акцентировал внимание на внешней стороне сюжета, позволившего художнику изобразить яркую, красочную толпу, пляшущую на потеху императрице и придворным.



19. Виллевальде Б. (Г.) П. (1818 (1819?), ? — 1903, Дрезден)
Николай I с цесаревичем Александром Николаевичем в мастерской художника в 1854 году (1884)

Холст, масло
112 x 81


Сюжет неоднократно повторялся художником. Виллевальде пользовался большим уважением и симпатией императора Николая I. Он был единственным из штатских, кому государь позволял носить усы, военную шинель и курить в своем присутствии. По воспоминаниям Михаила Клодта, сына известного скульптора, Николай I очень любил посещать мастерские художников Петра Клодта, Богдана Виллевальде и Адольфа Ладюрнера, бывал там практически еженедельно.

Виллевальде был одним из наиболее любимых художников императора Николая 1. Это свое расположение император неоднократно демонстрировал, посещая мастерскую художника. Два из этих посещений, в 1850 и 1854 годах, Виллевальде уже значительно позднее запечатлел на холсте. Появление этих картин-воспоминаний, написанных в свойственной художнику суховато-документальной манере, было, возможно, связано с 30-летием со дня кончины императора, которому художник был во многом обязан своей блестящей карьерой. В 1885 году картина была показана на выставке ИАХ.



20. Боровиковский В. Л. (1757, Миргород –1825, Санкт-Петербург)
Портрет Павла I, 1800

Холст, масло
73 x 57 (прямоугольник с закругленными углами)




21. Кюгельген Г.-Ф. фон (1772, Бахарах-на-Рейне, Германия — 1820, Дрезден)
Портрет Александра I (1777-1825), 1800-е

Холст, масло
54 х 36


rusmuseumvrm
Рубрики:  ИСТОРИЯ РОССИИ
ПЕРСОНЫ
РОМАНОВЫ
ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 8 пользователям

Валентина-л-1   обратиться по имени Четверг, 02 Ноября 2023 г. 12:39 (ссылка)
Спасибо.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку