-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky

 -Интересы

10 дней которые потрясли мир абдулов авторская песня бард большой каретный василий шукшин вертикаль визбор владимир высоцкий вознесенский волчек высоцкий галилей гамлет гафт гитара говорухин демидова депардье добрый человек из сезуана

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.01.2007
Записей: 1221
Комментариев: 1468
Написано: 4040




Добро пожаловать в сообщество, посвященное Владимиру Высоцкому!

Здесь вы можете найти любую информацию, которая касается как творчества поэта, так и его жизни. Приветствуется публикация редкой и интересной информации - фотографий, видео, статей, книг и т.д.

Прежде чем вступить в сообщество, ознакомьтесь с правилами.


Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус! Рейтинг блогов Рейтинг блогов Rambler's Top100


Стихи Проза Биография Статьи Воспоминания Аудио записи Видео Высоцкого Серии фотографий


А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Послесловие

Понедельник, 07 Января 2008 г. 16:13 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                      НЕОБХОДИМОЕ ПОСЛЕСЛОВИЕ
                     
                      Итак, завершена еще одна работа о Владимире Семеновиче Высоцком, о его творчестве. Очередная попытка понять и осмыслить что-то не только в нем, но и в себе. Первоначальный замысел в процессе написания претерпел существенные изменения, поэтому за пределами данного исследования остались еще многие стихи и песни ВВ.
                      Могу сказать только одно. Понятие «Мой Высоцкий» есть, конечно, и у меня. Но чтобы не вдаваться в рассуждения, постараюсь выразить мысль максимально сжато, помня о словах Иосифа Бродского. Бродский однажды сказал, что те стихи, которые человек знает наизусть, он может считать своими, как будто это он их написал. Много вот именно таких «своих» стихов у меня есть оттуда, из фольклора, из его раннего «блатного» цикла. Эти песни до сих пор остаются первой любовью…
 
                      Данная работа является интеллектуальной собственностью автора и будет защищена им в соответствии с Законом об авторских и смежных правах РФ. Публикация всей работы или ее фрагментов, как в традиционных печатных изданиях, так и в электронных СМИ, возможна только по согласованию с автором.
                      Одновременно автор надеется получить отклик на работу под названием «Какие песни пел я ей про Север дальний…» (или для краткости «Блатная старина») как от высоцковедов, так и от фольклористов.
                      Автор также выражает искреннюю признательность Владимиру П. и Ирине Ш., которые (каждый по-своему) способствовали тому, чтобы эта работа была написана.
                      Правопреемником означенной интеллектуальной собственности автор назначает Галину Алексеевну Красноперову и просит считать последнюю фразу пунктом завещания.
 
 
                                                                 АЛЕКСЕЙ КРАСНОПЕРОВ
                                           Апрель – ноябрь 2007 года
                                                                 Ижевск, Россия
 
                                                                 БИБЛИОГРАФИЯ
                      Поскольку данная работа является только предварительным вариантом исследования и будет дорабатываться по мере накопления материала, а также учитывая, что большинство ссылок на цитируемые источники дается в основном тексте, автор счел возможным ограничиться лишь кратким библиографическим списком.
                      Итак, были использованы следующие печатные, аудио и видеоматериалы:
1.      «Вагант»
2.      Приложение к «Ваганту»
3.      «Высоцкий: время, наследие, судьба» (Киев)
4.      «Живая жизнь» (ч.1, 3)
5.      «Вспоминая Владимира Высоцкого»
6.      «Четыре четверти пути»
7.      П.Леонидов «Высоцкий и другие»
8.      М.Шелег «Две грани одной жизни» (об А.Северном)
9.      А.Галич «Избранные произведения
10.  А.Добряков «Уличные песни»
11.  Песни и романсы на стихи русских поэтов (Большая библиотека поэта)
12.  «В нашу гавань заходили корабли» (сборник фольклора)
13.  «Владимирский централ» (Песенник)
14.  «Зона» (стихи репрессированных писателей), г.Пермь
15.  Б.Четвериков «Всего бывало на веку» (Ленинград, 1991 г.)
16.  Словарь тюремно-лагерно-блатного жаргона (Москва, 1992 г.)
17.  А.Синявский «Отечества блатная песня»
18.  В.С.Высоцкий. Собр.соч. в 7 т. (в качестве основного источника текстов)
19.  В.С.Высоцкий. Фонограммы авторского исполнения песен (1963-1980 г.г.)
20.  «Музыальная жизнь»
21.  «Театральная жизнь»
22.  «Литературное обозрение»
23.  «Вопросы литературы»
24.  «Юность»
25.  «Нева»
26.  «Новый мир»
27.  «Сельская молодежь»
28.  «Театр»
29.  «АП, арт»
30.  «Памяти Владимира Высоцкого». Литературное приложение к газете «Страж Балтики» (г.Калининград)
31.  Видеофильм П.Солдатенкова «Я не люблю»
32.  Собственные публикации
33.  Прочие материалы из личного архива
34.  Я.Корман «Высоцкий и Галич» (Ижевск, 2007 г.)
35.  Фонограммы из архива П.Трубецкого (Москва)
 
 
А.КРАСНОПЕРОВ

                                   Апрель-ноябрь 2007 г.

(с) 2008 Алексей Красноперов

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 6

Понедельник, 07 Января 2008 г. 16:10 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                      Мне кажется, что именно этот «фронтовой» вариант был предтечей «лагерного», а не наоборот. Но может быть и так, что «другие заключенные», пришедшие на передовую из-за колючей проволоки архипелага ГУЛАГ, принесли ее с собой, потом вернулись обратно, а песня прижилась на воле. Фрагменты этой песни, если не ошибаюсь, прозвучали в фильме «Председатель», одной из первых картин хрущевской «оттепели». Для своего времени этот был, наверное, тем же, чем для многих из нас, тридцать лет спустя, лента Т.Абуладзе «Покаяние».
                      Не мной одним, а и другими исследователями отмечено, что военные песни Владимира Высоцкого вышли из его раннего, «блатного» цикла. В качестве примера обычно приводятся «Я рос, как вся дворовая шпана…», «Все срока уже закончены…», «Штрафные батальоны». Для меня же решающим обстоятельством послужила фонограмма, где ВВ впервые исполнял «Братские могилы». В отличие от дальнейшего четкого маршевого ритма и подчеркнутой гражданственности, в тот раз он пел ее на мотив, близкий к «Батальонному разведчику» и собственной песне «Я женщин не бил до 17 лет…» То есть на манер настоящей «вагонной» песни. В этой же манере он позже исполнил и песню «Письмо» («Полчаса до атаки…»), но там такая подчеркнутая стилизация была вызвана сюжетом фильма «Иван Макарович, где Высоцкий так и не снялся.
                      Что же касается «Штрафных батальонов», то траиционно считается, что Высоцкий был первооткрывателем этой «запретной» темы в советской литературе. Отнюдь нет. Он был одним из тех, кто п у б л и ч н о говорил об этом. Потому что, скажем, песни Михаила Анчарова («Цыган Маша») и Александра Галича («Левый марш», «Песня о синей птице») остались лишь в памяти узкого круга почитателей, а проза, известная сегодня, тогда вообще не могла быть опубликована.
                      Но вот что интересно. Потрясающие стихи о войне Ольги Берггольц я обнаружил в поэтическом сборнике «Зона», где предтавлено творчество репрессированных литераторов. Они во многом перекликаются с песнями Высоцкого. К сожалению, под этим стихотворением нет даты. Не знаю, был ли знаком с этими стихами Высоцкий и слышала ли его песни Ольга Берггольц, но перекличка временами не только тематическая, но и лбразно-вербальная:
                                           На собраньи целый день сидела,
                                           То голосовала, то лгала –
                                           Как я от тоски не поседела?
                                           Как я от стыда не померла?
                                           Долго с улицы не уходила,
                                           Только там сама собой была.
 
                                           В подворотне – с дворником курила,
                                           Водку в забегаловке пила…
                                           В той шарашке двое инвалидов
                                           В 43-м брали Красный Бор.
                                           Рассказали о своих обидах –
                                           Вот был интересный разговор!
 
                                           Мы припомнили между собою,
                                           Старый пепел в сердце шевеля…
                                           Штрафники идут в разведку боем
                                           Прямо через минные поля.
                                           Кто-нибудь вернется награжденный,
                                           Остальные лягут здесь – тихи,
                                           Искупая кровью забубенной
                                           Все свои небывшие грехи!
 
                                           И, соображая еле-еле,
                                           Я сказала в гневе, во хмелю:
                                           - Как мне наши праведники надоели,
                                           Как я наших грешников люблю!
                      И вот еще о чем. Одной из лучших песен Высоцкого последних лет была, конечно, «Побег на рывок», посвященная Вадиму Туманову (тоже узнику ГУЛАГа), и навеянная его рассказами. Более того, Владимир Высоцкий хотел завершить этой песней серию «Поколение», идея которой, похоже, не была реализована. После публикации этих стихов в годы перестройки и гласности, критики часто находили параллели со стихами прекрасного поэта Анатолия Жигулина:
                                           Семь лет назад я вышел из тюрьмы,
                                           А мне побеги,
                                           Все побеги снятся…
                      Имя А.Жигулина тогда было у всех на слуху, вышла его повесть «Черные камни», появились многие ранее не печатавшиес стихи из «колымского» цикла (напомню, что Жигулин был арестован в конце 40-х по 58-й статье, и несколько лет провел в лагерях на самых тяжелых работах). Добавьте в этот ряд имя Варлама Шаламова с его «Колымскими рассказами» и станет понятно, что такие вольные или невольные параллели были неизбежны.
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 5

Понедельник, 07 Января 2008 г. 16:07 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                      Так я впервые услышал имя Сережки Кулешова и эти песни. Я попросил у ребят слова, мне дали бумажку, я переписал слова и вернул бумажку обратно. Как я сейчас об этом жалею: это был Высоцкий со своей компанией, а этой бумажке с его почерком сейчас бы цены не было.
                      Случилось это в самом начале января 1962 года. Хорошо помню тот январский день, был мой годовой отчет о работе за 61-й год и мы пошли отмечать в «Каму» мой возраст – возраст Христа – 33 года. А что это был Высоцкий, я узнал только в 1964 году, когда увидел его в театре на Таганке в спектакле «Десять дней, которые потрясли мир».
                      Потом, уже в 1967-м году, я спросил его, он ли был в «Каме» с друзьями, тогда, в 62-м. Он сказал: «А-а, это тогда я всем говорил, что эти песни поет Сережка Кулешов».
                      И тогда, и долго еще потом это была форма конспирации: песни эти, мягко говоря, не поощрялись, и у Высоцкого неприятностей с ними хватало. Тем не менее по Москве поползли пленки с записями Высоцкого».
                      К личности Г.С.Внукова я еще вернусь, а сейчас настала пора представить мнение о ранних песнях поэта Людмиле Вдадимировне Абрамовой – его второй жене и матери его сыновей. Причем она сделала это не только как близкий человек, но и в более глобальном смысле, как бы обобщая проблему всего творчества Высоцкого.
                      «…Когда я осознанно видела Володю в первый раз, он тогда репертуара песенного своего еще не сделал. Своих песен у него было «Татуировка» и «Красное-зеленое». Эти песни, может быть, и хороши, но ему хотелось тогда показать что-то существенное, и он спел народную блатную песню, которую поет Жаров в фильме «Путевка в жизнь» - «Эх вышла я, да ножкой топнула…»
                      Вот тогда я впервые в жизни увидела, что такое «запредел!» Тот самый темперамент, который потом люди кожей чувствовали на каждом «Гамлете», на каждом «Пугачеве», в лучших концертах. А тогда это происходило, может быть, полторы минуты в месяц. Но то, что Володя может непредсказуемое, немыслимое, - это я знала с первой минуты.
                      Об этих ранних песнях, которые принято называть «блатной стариной», сейчас говорят, что это «точная стилизация», что он хорошо знал «этот язык» и похоже воспроизводил… Да ничего подобного! Он же это создавал! Там никакой стилизации нет – это б л а т н ы е песни. А тот, кто так говорит, тот, во-первых, пытается зачеркнуть значение натурального блатного фольклора. А натуральный блатной фольклор тоже не воспевает ни жестокости, ни убийства – он тоже пытается оправдать этих людей.
                      Лирический герой народных блатных песен, о которых мы даже не знаем, кто их написал, - это тоже хороший одинокий человек, которого ждет страшная судьба. Все то же самое! И Володя нисколько не стилизует, не подражает. Он очень быстро, в один прием создает целый массив этого фольклора – и только так это можно понимать. Даже грешно противопоставлять Володины песни – натуральным блатным.
                      Я все не дождусь, а, может, и дождусь, в конце концов, когда этот ранний этап Володиного творчества будет рассмотрен с такой же серьезностью, с таким же искренним восхищением, с такой же высокой оценкой, как и последние вещи… Разве можно говорить, что «Райские яблоки» - это гениально, а «Ты уехала на короткий срок» - не гениально? Да даже и самые смешные песни про «шалав» - они тоже гениальны, а «окурок с-под платформы черт-те с чем напополам» - это не гениально? Э т о русский язык не потерял?
                      Есть словарь Пушкина, есть словарь Толстого. Когда-нибудь сделают словарь Высоцкого до 66-го и после 66-го, и тогда мы поймем, что ему дала роль Галилея, роль Хлопуши, что ему дало знакомство с интелигентнейшим худсоветом Театра на Таганке… Просто разговоры с этими людьми, просто присутствие в этих компаниях. На какое новое качество он там вышел! Но, если в песнях Володи 62-го года так мало слов, то это еще не значит, что он не мог из этих небольших средств извлекать шедевры. Более того, это должно поднимать цену этих шедевров, как феноменов русского языка.»
                      Дополним страстный монолог Л.Абрамовой рассказом главрежа Таганки Юрия Петровича Любимова о спектакле по пьесе Н.Эрдмана «Самоубийца». Мне кажется, что это тоже имеет отношение к теме разговора, пусть даже как иллюстрация.
                      «… «Самоубийца» - это было просто закрыто. Начали ставить… и кончили. Это не такой важный этап, чтобы на нем подробно останавливаться. Вернее, для театра, может, и этап, но не для Владимира. Тут скорее важны его взаимоотношения с Эрдманом – это более показательно, то есть по этой пьесе он понял, с кем имеет дело. Это был настолько необычный господин – Николай Робертович, что он завладел умом Владимира. Поэтому он с удовольствием пошел к Эрдману, когда тот его пригласил. А Эрдмана интересовал Володя. Для него творчество Высоцкого было удивительным по своей самобытности и уникальности. Эрдман сам был прекрасным поэтом – писал великолепные басни, я уж не говорю о его уникальных пьесах. Но даже Эрдман был заинтригован! Он говорил: «Я понимаю, как творит Окуджава, как пишет Галич, но вот как Владимир работает, я – профессионал – понять не могу. Мне очень интересно было бы познакомиться и послушать этого человека».
                      И тогда я привел Володю, очень, надо сказать, довольного этим событием, к Николаю Робертовичу, и он очень долго – целый вечер – пел ему свои песни».
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 4

Понедельник, 07 Января 2008 г. 16:04 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                      После первого их визита, я сказала Синявскому, что нельзя, чтобы это просто так ушло, - нужно купить магнитофон. Мы купили «Днепр-5» - большой, громоздкий и с зеленым огоньком. И все остальные приходы в наш дом Высоцкого уже «записывались» на магнитофоне.
                      Первое время мы в основном записывали его прелестные театральные рассказы и сценки. Ну, например, там был рассказ Ивана Коробова в виде данного им интервью, где он постоянно обращается за свидетельством к жене: «Правда, Люся?» Были другие театральные байки.
                      Потом как-то пришел Высоцкий – Синявского дома не было – и сказал: «Маша, я слышал одну интересную песенку, правда, не очень ее запомнил, но сейчас попробую вам спеть». И спел «Операцию аппендицита». («Пока вы здесь в ванночке с кафелем…» - А.К.). Тогда очень популярной была нашумевшая история о враче китобойной флотилии «Слава», сделавшем самому себе с помощью зеркала операцию аппендицита. В песне были такие слова:
                                           Жаль, не придется вам, граждане,
                                           В зеркало так посмотреться…
                      Как я теперь понимаю, это была его первая, может быть, самая первая песня, но Высоцкий безумно стеснялся признаться в этом.
                      В ту пору у Высоцкого был прелестный голос, без надрыва и крика. До сих пор помню его «Постой, паровоз, не стучите, колеса». На фразе «Я к маменьке родной» в голосе начинал дребезжать серебристый колокольчик, и слезу вышибало моментально.
                      Корр: Мария Васильевна, из того, что вы сейчас рассказываете, видно, что и вы, и Андрей Донатович сразу полюбили Высоцого. Это объясняется его личностью, его обаянием? Или – может быть, - характером песен, которые он исполнял?
                      М.Р.: Думаю, и тем и другим. Мы с Синявским очень любили в то время – да и сейчас любим – блатную песню. Собирали ее и даже имели наглость петь – правда, лишь до тех пор, пока не познакомились с Высоцким. Высоцкий нас «выключил», показав, что в блатной песне тоже должен быть профессионализм. Все, что делаешь, нужно делать профессионально, а самодеятельность – это худший вид искусства. Мы раз и навсегда «заткнулись». После этого, даже когда Синявского просили спеть его любимого «Абрашку Терца» (откуда и был заимствован его литературный псевдоним), - он отказывался.
                      Перестав петь блатную песню, мы полностью сосредоточились на Высоцком, как бы воплотив в нем и его песнях всю нашу любовь к блатной тематике. Мне нравилось, что Высоцкий есть только в моем доме – я даже гордилась этим.
                      Когда Высоцкий стал более популярен, появились и стали ходить по домам пленки с его записями, я взяла строгое правило – никогда ни у кого не переписывать Высоцкого и никому не давать переписывать свое. Вероятно, в силу женской ревности.
                      Конечно, с Высоцким было по-разному. Было тяжело, когда он начинал пить. Мы жили с соседями в коммунальной квартире, и в минуты скандалов соседи грозились вызвать милицию. А мы-то знали, что за нами «стоит» Абрам Терц – и это было как-то ни к чему. Но больше, конечно, было ясных, светлых и очень счастливых минут. Как часто приход Высоцкого был и для нас и для наших друзей праздником. Вспоминаю один эпизод. Как-то пришел к нам в гости Высоцкий, было это 15 ноября, мы как раз собирались на день рождения к нашему другу Юлику Даниэлю. И вдруг я понимаю, что лучшего подарка Юлику мы и придумать не можем, как привести к нему в гости Высоцкого. Я сказала: «Высоцкий, сейчас мы перевяжем вас голубой ленточкой и принесем в гости». Мы схватили гитару, на которой в нашем доме играл только Высоцкий, и помчались на такси к Юлику. Высоцкий запел уже в машине: «Эй, шофер, гони Бутырский хутор». Водитель недоверчиво обернулся и растерянно произнес: «Вы же сказали Ленинский проспект?»
                      Весь день рождения Володя пел – это был вечер Высоцкого, красивый и очень любимый нами вечер».
                      Прервемся на минутку. М.Розанова не уточняет дату, но, судя по всему, это было в 1964 году, так как год спустя Синявский и Даниэль уже находились под следствием. Где-то я встречал информацию, что в тот вечер, наоборот, Высоцкий был чем-то раздосадован или ему не приглянулся кто-то из гостей, но он, раз за разом, пел одну и ту же песню: «Твердил он нам: моя она…», особенно акцентируя фразу «В конце пути придется рассчитаться…»
                      А что касается литературных псевдонимов, то Юлий Даниэль взял себе имя «Николай Аржак», тоже из старой блатной песни, основным мотивом которой было то, что честный хулиган Аржак, согласившийся на четную же драку, подло был зарезан ножом, то есть с нарушением воровских законов.
                                           Аржак был парень бравый, любил фасон давить,
                                           Считался хулиганом, а дрался без ножа.
                                           В двенадцать часов ночи шел Аржак домой,
                                           Грузинские ребята кричат: «Аржак, постой!»
                                          
                                           Аржак остановился, грузинские кругом,
                                           Он вытащил бутылку и драться не хотел.
                                           Грузинские ребята кричат: «Остановись!»
                                           И тут его пронзили в грудь несколько ножей.
                      И в финале, зарезавшие его урки, просят у покойника прощения: «Прости, Аржак, прости!»
                      Надо полагать, что Высоцкий знал и эту песню, хоть от тех же Синявских, потому что отголосок этих мотивов можно найти, например, в следующих строчках:
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 3

Понедельник, 07 Января 2008 г. 16:00 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                    Но у Галича и Высоцкого, помимо репертуара, было еще одно общее – мхатовская театральная школа. Распевание согласных, четкость дикции, неожиданные аллитерации – все оттуда. Вот что писал еще в 1968 году будущий известный драматург Виктор Славкин о своем впечатлении от исполнительской манеры Галича, услышанной на Новосибирском фестивале бардов: «Актер Галич великолепный. Многие поют его песни, но так, как делает это он, не может никто. В его исполнении становится выпуклым не только каждое слово, но и каждая буква.
                                           …А мы балагурим, а мы куррролессим,
                                           Нам недрррругов лесть – как во-да из ко-ло-дца.
                                           Но помни – по рельсам, по рррельсам, по рельсам
                                           Колесса, колеса, колеса, колес…
                      Нет, не то. Даже если записать слова так, как их прррроизносит Галич, все равно эффекта вашего присутствия на его концерте не получится».
                      Мне хочется привести здесь мнение еще одного нашего современника – популярного в 60-е годы киноактера и исполнителя песен – Михаила Ножкина. К сожалению, интересующее нас интервью (газета «Завтра», № 6, февраль 2007 г., под названием «Время Русь собирать!»)  опубликовано в печально знаменитой газете Александра Проханова, и здесь, как принято говорить, мнение авторов может не совпадать с мнением редакции. Но тем не менее… Отвечая на вопрос корреспондента Владимира Бондаренко, «Общаться приходилось с Высоцким?» М.Ножкин сказал:
                      «Конечно. Много раз. Он же гораздо позже меня вышел на сцену с песнями. Вначале пел чужие, в том числе мои. Они остались в записи. «На кладбище все спокойненько», «Нам нового начальника назначили» и другие. (Вот еще ориентир для поиска исследователей и коллекционеров! – А.К.). Виделись часто и много. Правда, друзьями близкими не стали. Все-таки разный взгляд у нас был на многие вещи. И потом, он был более тусовочный человек, а я никогда эту богемную тусовку не любил. Я считаю, эта тусовка его и погубила, друзья именитые, которые ни одного стиха его не помогли при жизни опубликовать, считали их пьяной ерундой. Это сейчас и Евтушенко, и Вознесенский, и другие его вспоминают, подчеркивая свою близость, а при жизни никогда ему не помогали. Они его просто эксплуатировали по-черному, не жалели, не щадили».
                      Далее следует обширный монолог В.Б., который затрагивает и судьбу Александра Галича: «У вас, Михаил Иванович, была довольно неожиданная судьба. На вашем вечере многие из ваших поклонников патриотического направления с удивлением узнали, что начинали вы с очень жестких, протестных, бичующих песен. Остается только удивляться, как вам разрешали в те шестидесятые годы исполнять в театре Эстрады и «Заборы», и «Быт», и «Тетю Нюшу», и «Начальников», и сверхзнаменитую «А на кладбище».
                                           А на кладбище так спокойненько
                                           От общественности вдалеке,
                                           Все культурненько, все пристойненько,
                                           И закусочка на бугорке…
                      Думаю, вы своими ранними песнями здорово повлияли на творчество Высоцкого. И тематикой, и задиристостью. Не будем говорить о каких-то там взаимствованиях. Владимир Высоцкий заслуженно завоевал своими песнями душу народа, но и скрывать определенного учительства у Михаила Ножкина я не хочу. Кстати, и умелое сочетание, впрочем, жизнью определенное, дерзких сатирических песен и песен о войне, о фронтовиках, у Высоцкого тоже пришло от вас. В те же шестидесятые годы вами были написаны и «А на кладбище» и «Последний бой». Как Иосиф Бродский учился у Евгения Рейна, так и Владимир Высоцкий учился у вас. И то, что он пел все ваши сатирические песни – тому подтверждение. Впрочем, вы и в жизни были почти сверстники, Высоцкий родился ровно на год позже вас.
                      Понимаю, что и доставать вас стали ретивые чиновники почти одновременно. Тем более, после того, как в знаменитом американском журнале «Таймс» в июле 1970 года вышла статья «Диссиденты от музыки», где прославлялось инакомыслие в песнях Михаила Ножкина, Александра Галича и Владимира Высоцкого. Там же и ваши портреты – Ножкина и Высоцкого. Вас аккуратно и последовательно заталкивали в диссидентство с разных сторон. С одной стороны – американские спецслужбы, с другой стороны – наша пятая колонна в ЦК КПСС во главе с темным кардиналом Яковлевым. Вы – да и не только вы – не со страной, тем более не с народом воевали, а с негодяями, предателями, карьеристами, бездушными чиновниками. Так вы с ними воюете до сих пор. И часто адресат оказывается, что в советское, что в антисоветское время один и тот же. Как вам удалось выскользнуть из их лап? У вас же не было защиты в лице Марины Влади, члена ЦК французской компартии?
                      М.Н. Из нашей троицы я бы выделил Галича. Очень талантливый человек и высокопрофессиональный. Его буквально загнали на Запад с двух сторон. Когда он приехал на Запад и увидел их настоящую жизнь, свою чужесть всему западному распорядку, как я знаю, он же рвался обратно. Вот ему не дали вернуться. Понимали, какой бы шум стоял после его возвращения, какое бы разочарование в диссидентских кругах царило. Вот так и загубили серьезного социального, талантливого поэта. Я ценю его лучшие песни. Потом уже наступила эпоха Высоцкого, но у него хватило сил написать: «Не надейтесь, я не уеду…»
                      Вот такое «особое мнение» Михаила Ножкина. Кстати говоря, на одном из концертов Высоцкого действительно попросили спеть песню «А на кладбище все спокойненько…», но тот отказался, сказав, что у него есть и свои песни на эту тему. Впрочем, точно так же он поступил и тогда, когда его попросили, уже на другом выступлении, исполнить песню Галича «Репортаж о футбольном матче».
                      Булат Шалвович Окуджава был более близок Высоцкому и их общее и главное – московские дворы, улицы, отношение к друзьям и женщинам. Хотя Высоцкий справедливо по возрасту был младшим и не стыдился этого, а даже всячески (хоть и немногословно) подчеркивал свое уважение к старшему товарищу. Путь к вершинам у него тоже не был усыпан розами. Вот что он вспоминал в одном из интервью о своих музыкальных пристрастиях послевоенной поры
                      «…Еще до войны я услышал о Вертинском и Лещенко, но как-то неясно, полушепотом, и, кто из них кто, я тогда не знал. Пели мы те песни, что были на слуху: «Если завтра война», «Катюшу». К тому же в 1937 году мы с бабушкой остались вдвоем, и моими кумирами надолго стали чубатые мальчики в тельняшечках, с фиксами, в сапогах гармошечкой… Они тоже любили попеть, но репертуар их отличался от общепринятого; так я познакомился с настоящей блатной лирикой.
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 2

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:57 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                    Гораздо более важен и показателен следующий факт. Сочиняя в 1974 году для фильма «Одиножды один» стилизацию «Я полмира почти через злые бои…» (которую в картине прекрасно исполнил А.Папанов), Владимир Высоцкий, безусловно, помнил о «Батальонном разведчике» и ориентировался на него, местами даже чисто вербально. Сравним, для примера:
                                           Ведь я от Москвы до Берлина
                                           По трупам фашистским шагал.
 
                                           Шагал, а потом в лазарете,
                                           С разорванным задом лежал.
                                           И плакали сестры, как дети,
                                           Пинцет у хирурга дрожал.
                                                                 («Батальонный разведчик»)
                      И у Высоцкого:
                                           Я полмира почти через злые бои
                                           Прошагал и прополз с батальоном,
                                           А обратно меня за заслуги мои
                                           Санитарным везли эшелоном.
 
                                           Подвезли на родимый порог
                                           На полуторке к самому дому.
                                           Я стоял и немел, а над крышей дымок
                                           Поднимался совсем по-другому.
                      В этой песне Владимир Высоцкий тоже основным делает мотив измены, столь характерный для многих песен «блатного» фольклора, но бьет не на жалость, как можно было бы предположить, а на мужество бывшего фронтовика и мужское благородство:
 
                                           Мы ходили, ходили под богом войны,
                                           Артиллерия нас накрывала,
                                           Но смертельная рана нашла со спины
                                           И изменою в сердце застряла.
 
                                           Я себя в пояснице согнул,
                                           Силу воли позвал на подмогу:
                                           Извините, товарищи, что завернул,
                                           По ошибке, к чужому порогу.
                      Но продолжим разговор о Времени. Свой голос в хор воспоминаний вплетает и однокашник Высоцкого Аркадий Свидерский: «У нас в школе были распространены тогда уличные, блатные песни. Их слушали и пели. И Володя, когда начал пробовать себя, сначала не говорил, что это его вещь – а вдруг засмеют? Потом, когда видел, что песня нравится, только тогда и признавался, что это он сам написал. Так потихонечку-потихонечку он начал петь. Причем писал песни очень лихо, почти без черновиков.
                      Прошло какое-то время, и Володя постоянно стал приходить с гитарой. Все новые песни он пробовал на нас. Мы стали эти песни записывать. Это были, как говорится, его первые пробные шары, первые записи. Иногда мы ему советовали: так, не так. Он наше мнение обязательно выслушивал, потом переделывал, немножечко подрабатывал. Каждая песня имела по пять, по шесть вариантов. Мы были первые его слушатели – первооткрыватели. Нам не казалось тогда, что он гениальный, - он был просто наш товарищ, из нашей же компании, который играет на гитаре и поет. Ведь никто же не знал, что это разовьется в такую большую силу. Если бы знать и сохранить тот магнитофон, самые первые вещи… Кстати говоря, Игорь Кохановский тоже прекрасно играл на гитаре и тоже пел. Иногда они с Володей брали две гитары, иногда играли по очереди. На этих мальчишниках мы засиживались до утра, несмотря на то, что всем – в институты. Нам было интересно. Жаль, что первые пленки не сохранились…»
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть вторая. 1

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:41 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                     ЧАСТЬ ВТОРАЯ
 
                      Актер Театра на Таганке Вениамин Смехов в своих воспоминаниях приводит такой любопытный, и очень важный, факт: в студенческие годы Высоцкий выиграл шуточный конкурс на знание песен, спев около…500 песен. Даже если сделать поправку на память мемуариста и прочее, все равно эта цифра очень значительна и заставляет задуматься. Несомненно, что немалую долю репертуара молодого Высоцкого составляли блатные песни и песни, условно обозначенные нами, как «романтические».
                      К сожалению, автору данной публикации неизвестно, сохранились ли самодельные песенники 50-х годов самого Высоцкого или кого-то из его друзей. А если сохранились, то в какой стадии исследования находятся? В том, что такие сборники были, не приходится сомневаться, и их изучение совершенно необходимо. Чтобы как-то восполнить этот пробел, воспользуемся воспоминаниями друзей и близких Высоцкого и посмотрим, на чем и как закладывался фундамент его будущей поэзии, что этому предшествовало и как отразилось в дальнейшем.
                      Начнем с воспоминаний Игоря Кохановского, ближайшего школьного друга Высоцкого, автора песен «Бабье лето» и «Иволга». Что важно здесь, так это то, что до гитары, с которой прочно ассоциируется Высоцкий, было еще фортепиано. А почему важно, немного позже. Итак, вот что пишет И.Кохановский в статье «Серебряные струны», опубликованной в журнале «Юность»:
                      «…Нельзя сказать, что Володя «умел играть на пианино» в привычном понимании этих слов. Скорее «садился он за клавикорды и брал на них одни аккорды». Зачастую просто дурачился – пел какие-то смешные песни типа «Придешь домой, махнешь рукой, выйдешь замуж за Васю-диспетчера, мне ж бить китов у кромки льдов, рыбьим жиром детей обеспечивать» или что-то из Вертинского, которого мы очень любили, но опять-таки пел не всерьез, а как-то занятно переиначивая его.
                      Своих песен пока не было, но зато как исполнялись те, что мы пели тогда!.. Так как это было (30!) лет назад (а теперь уже все 50!! – А.К.), то я приведу здесь хотя бы первые куплеты из некоторых песен, чтобы было яснее. Это поможет кое-что объяснить в дальнейшем. Вот что пелось: «Когда с тобой мы встретились, черемуха цвела и в старом парке музыка играла, и было мне тогда еще совсем немного лет, но дел уже наделал я немало». «Стою я раз на стреме, держуся за карман, как вдруг ко мне подходит незнакомый мне граждан». «Алеха жарил на баяне, гремел посудою шалман, в дыму табачном, как в тумане, плясал одесский шарлатан». «Здрасьте, мое почтенье, вам от Васи нет спасенья, я приехал вас развеселить. Зухтор малый я бывалый, расскажу я вам немало, и прошу покорно «браво» бить». Эти песни – лишь малая толика нашего тогдашнего репертуара. Ну, и, конечно, пели Вертинского. Это на первый взгляд странное соседство «блатной» романтики и изысканно-элитарных тем аристократа «до ногтей» на самом деле прекрасно оттеняло и дополняло друг друга, так как в первой просто не могло быть того благоговейного и в то же время немного снисходительного отношения к женщине, которое у «бедного маэстро» чувствовалось чуть ли не в каждой песне и которое так импонировало нашему восприятию «прекрасного пола». Мы просто веселились, как веселятся в молодости, просто «валяли дурака», не придавая абсолютно никакого значения всем этим уркам, шалманам, стремам и прочим словечкам, от которых требовалось, чтобы они были посмешней да позаковыристей».
                      Вот такие воспоминания, в чем-то напоминающие описания похождений Пушкина-лицеиста, написанные, как мне кажется, именно с позиций «благополучного» мальчика из хорошей семьи. Зато в другом своем выступлении (1981 г.) Игорь Кохановский приводит еще некоторые интересные подробности общей юности:
                      «…Одно время он (Высоцкий – А.К.) увлекался Бабелем, мы знали все его «Одесские рассказы» чуть ли не наизусть, пытались поговорить на жаргоне Бени Крика и всех этих героев Бабеля… И ранний, как его называют «блатной», а я бы сказал «фольклорный», период Володи больше идет от «Одесских рассказов», нежели от тех историй, которые ему рассказывали.
                      Или еще смешной эпизод – я однажды получил травму и мне надо было вставлять зубы, мне вставили, а как было модно – один зуб мне вставили золотой и Володя написал в связи с этим такую эпиграмму:
                                           Напившись, ты умрешь под забором,
                                           Не заплачет никто над тобой,
                                           Подойдут к тебе гадкие воры –
                                           Тырснут кепку и зуб золотой.»
                      Здесь мы на секунду прервем И.Кохановского, чтобы указать, что здесь Владимир Высоцкий обыгрывает фразу из популярной блатной песни, которая, вне всякого сомнения, была ему известна. Она дожила и до наших дней и имеет массу вариантов, вот начало одного из них:
                                           Есть в саду ресторанчик отличный,
                                           Скучно, грустно в нем Лельке одной.
                                           Подошел паренек симпатичный,
                                           Парень в кепке и зуб золотой.
                      Продолжим прерванную цитату: «Я не сказал, с чего все началось: мы подружились в 8-классе, а мне мама накануне подарила гитару в честь того, что я окончил семилетку, я очень быстро обучился этим несложным аккордам, и, так как она меня воспитала не на колыбельных песенках – я знал почти весь репертуар Вертинского и я стал очень быстро подбирать все это на гитаре. И когда мы собирались школьной компанией, я это исполнял, а как-то попросил он у меня, чтобы я ему показал эти аккорды и вот когда я показал… Он тогда еще не писал и не думал, что он будет вообще писать, в то время были очень популярны всякие буги-вуги и он на этих аккордах пытался изображать этот ритм, а тогда был очень популярен Луи Армстронг, и он пытался петь, копируя его. Его хрипящее-бархатный голос соответствовал, а, может, эту хрипоту он и приобрел, когда очень здорово и смешно в то же время, копировал Армстронга.
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть первая. 3

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:33 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                    Но вернемся вновь к статье Т.Барановой «Я пою от имени всех…». Вот как она дальше продолжила свою мысль: «А вертушка крутилась. Новые песни населяли новые персонажи с неблагополучной биографией. Сюжеты, правда, не отличались особым разнообразием, да и приемы повторялись, но сойти с проторенной тропы не хотелось:
                                           В меня влюблялася вся улица
                                           и весь Савеловский вокзал,
                                           я знал, что мной интересуются,
                                           но все равно пренебрегал.
 
                                           С тех пор заглохло мое творчество,
                                           я стал скучающий субъект.
                                           Зачем же быть душою общества,
                                           когда души в ём больше нет.
                      Тут уже видно, что «ягода сходит»: некогда освежавший тему лирический мотив топчется на месте, сюжет буксует, работает вхолостую, тускнеет блеск «короля», в которого прежде влюблялся «весь Савеловский вокзал». И только в двух последних строчках есть что-то непривычно новое, нарушающее обжитые каноны: кажется, наступает припозднившееся прозрение, скептическое – через просторечную шутейность – разочарование в некогда притягательном «дурном обществе», в котором, оказывается, сперва преднамеренное, помогавшее утвердить себя, отрицание нудной «официальной» морали исподволь перешло в жутковатый, деградировавший до уровня инстинктов нигилизм, видавший, как веско выражались вчерашние супергерои, «в гробу» всякие нравственные и благородно-духовные ценности вообще – за их ненадобностью и практической бесполезностью в том жестоком реальном мире, где «все такие падлы…волки».
                      Теперь келейные откровения «блатарей» чаще всего попросту пародируются, снижаются до уровня маловразумительной стилизации:
                                           И меня окровавленного,
                                           всенародно прославленного,
                                           прям как был я в амбиции
                                           довели до милиции.
                      Думаю, Высоцкий и сам чувствовал, что тема себя исчерпала. Появился собственный жизненный опыт, о котором хотелось рассказать без ломания и куража, потянуло к лирике, исповедальности, правде не выдуманного, а естественного, органичного по настрою человеческого чувства. Рамки «блатного» стиля уже сковывали, стали тесны. «Уголовные» стихи остались в прошлом, позже некоторых из них он явно стыдился, списывая неудачи на «грехи молодости». Но из песни слова не выкинешь. На одном из концертов сам автор говорил об этом так: «От своих первых, так называемых «блатных» песен я никогда не отказывался, хотя многие на это сетовали всячески. Я считаю, что они принесли мне колоссальную пользу в смысле работы над формой, простоты, кажущейся примитивизации мелодии, чтобы это сразу входило не только в уши, но и в душу. Поэтому я эти свои прежние песни очень люблю».
                      Что любопытно, начинающая исследовательница Т.Баранова в своей статье делает парадоксальный вывод, который, мне кажется, противоречит тому, что она говорила ранее. А именно: «В своих «блатных» песнях Высоцкий с объективизмом музыкального синтезатора и хроникера аккумулировал настроения, характерные особенности и приметы вполне определенной части общества, чье выпавшее из поля зрения «официальной» поэзии существование тоже ждало своей художественной реализации, своего запечатления в слове, типах, сюжетах, конфликтах. Другое дело, насколько это получилось по-настоящему весомо, значимо и долговечно как факт литературы. Мне кажется, что большинство этих сочинений, если иметь в виду разговор о творческой эволюции их автора, сейчас интересны лишь как закономерные, присущие только ему этапы роста. Но дело все-таки не в этом.
                      В.Высоцкий в начале пути искал точку отсчета для утверждения своей правды – этической, человеческой, социальной. Такая точка была найдена во взаимоотношениях людей, которые не только демонстративно ставят себя вне закона, вне «серого стада», но и связаны между собой теснее, ближе всех остальных – круговой порукой взаимовыручки, когда продать «кореша», «расколоться» или сподличать равносильно смерти, ибо расплата идет по пятам. Он интуитивно и настойчиво искал такую среду, в которой, как ему казалось, есть связи; хоть они и искажены, и персонифицированы в образах откровенных антигероев, но тем не менее остаются достаточно прочными, живыми, достоверными, поскольку обусловлены спецификой общего дела, общего риска и не на словах, а в действии противостоят лукавой официозной морали, мещанской перестраховке и трусости, осмотрительной полуправде».
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть первая. 2

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:28 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                       Да и к тому же, если бы понадобилось стилизовать настоящую блатную песню (а не поздние подделки типа «Когда с тобой мы встретились…» или «одесских» песен), то пришлось бы исходить из норм жанра совершенно другого, предельно близкого к «жестокому романсу» и отличающегося от него только вступающей в повествование судьбой блатного, причем блатного приукрашенного, выглядевшего невинной жертвой обстоятельств.
                      Достаточно почитать, например, тексты блатных песен старого времени, опубликованные в книге В.Глубоковского «49» (Соловки, 1926 г.) или хранящиеся в архивах некоторых фольклористов (например, в фонде Ю.М. Соколова – ЦГАЛИ, ф.483), чтобы почувствовать несходство старой блатной песни и песен Высоцкого.
                      Мне представляется, что дело обстояло так. Как и почти все мальчики его поколения, Высоцкий нюхал отголоски блатного мира. Я младше его на 12 лет, и то отчетливо помню приблатненных парней, которые верховодили у нас в школе, да и по всему району. Это, правда, были уже жалкие остатки некогда могущественного мира, вплотную соприкасавшегося с миром старого московского двора, гораздо более могучего и жестокого
                      Высоцкому было 15 лет, когда в Москву хлынула толпа уголовников после амнистии (не случайны упоминания о ней в некоторых его песнях). Вспомните его «Песню о детстве» - с каким пониманием поется там о том, как «ушли романтики из подворотен ворами».
                      Трудно, да вряд ли нужно сейчас гадать, в каком соотношении находилась жизнь самого Высоцкого с этой подспудной жизнью двора, где главенствовали настоящие уголовники. Надо просто понять, что он чувствовал себя среди этих людей не чужим, не посторонним.
                      Он не занимался стилизацией – он воспроизводил этот блатной мир в своих песнях, воспользовавшись некоторыми интонационными приемами (как хорошо высказался один музыковед «исступленным обыгрыванием единственного интервала»), и некоторыми определенными приемами повествования (еще достаточно давно академик Д.С.Лихачев, близко знакомый со старым блатным миром, писал о том, что для всей блатной песни, как русской, так и иностранной, характерно повествование в первом лице, вспомним зачины почти всех блатных песен Высоцкого, начинающихся с «я»), но больше всего интересуясь законами жизни этого своеобразного общества.
                      Его песни не воспроизводят стиль настоящих блатных песен, они не воспроизводят стиль мышления блатного – они строят свой художественный мир по законам реального мира блатных. И здесь надо отметить чрезвычайно показательный факт: о герое почти каждой из своих песен Высоцкий пишет с симпатией, пусть иногда и ироничной, но симпатией. Для него этот человек слишком близок, чем-то близок, близки его приключения, мысли, переживания. Но когда берешь всю совокупность песен Высоцкого, то видишь, насколько жесток, беспощаден и в конечном итоге отвратителен автору мир, им воспроизведенный.
                      Отдельные песни в этом цикле могут быть лучше или хуже по своим внутренним качествам – от блестящих «Алехи», «Их было восемь», «Правда ведь, обидно, если завязал…» до серенького «Письма» («Мой первый срок я выдержать не смог…»). Некоторые из этих песен Высоцкого настолько соответствуют реальному бытию блатного мира, что уже лет 12 назад они прочно вошли в репертуар тех самых парней, о которых я говорил, причем вошли без имени автора, которого они знали совсем по другим песням. Даже если бы они слышали, как Высоцкий поет: «Я однажды гулял по столице» или «Их было восемь», они бы не поверили, что эти песни принадлежат ему самому, а последняя даже была сочинена для одного из спектаклей Таганки. Эти песни воспринимались ими воспринимались в одном ряду с известным блатным репертуаром. В результате к «Их было восемь» даже был присочинен конец о повторной встрече тех же самых людей, но заканчивающейся, естественно, победой ранее побежденного (к сожалению, я в то время этот конец не записал и даже не перенял устно). Сам факт такого бытования песни говорит за себя. И вот предельная достоверность отдельных песен делала тем сильнее заряд отрицания, вложенный Высоцким в общую картину блатного мира.
                      Все это – результат внимательного прислушивания к внутреннему миру другого, внеположного автору человека, человека, противоположного ему по строю мыслей, по идеалам, по оценкам действительности, по культуре, по традициям, да и по всему прочему, результат умения, слившись с образом, говорить внутри него и одновременно оценивать его со стороны».
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - Жанна Бичевская и Владимир Высоцкий (вспоминает В.Михеев)

Понедельник, 07 Января 2008 г. 15:20 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
Публикуется с разрешения автора
 
                      Тема этой статьи возникла совершенно неожиданно, когда, работая над «ижевским» циклом, решил вспомнить еще один эпизод из собственной молодости. Но сначала несколько слов о Владимире Михееве и о том, как эти воспоминания появились.
                      Впервые «ижевскую» тему я более-менее серьезно заявил в 1992 году, когда все в том же «Комсомольце Удмуртии» опубликовал первый вариант статьи «Ижевск открыт, но мне туда не надо…» с подзаголовком «Шесть дней из жизни Владимира Высоцкого».
                      А «в самом конце разговора», обратился ко всем читателям с просьбой поделиться своими воспоминаниями и т.д. Оставил свой адрес, телефон и т.д. И стал ждать. Увы, никто не откликнулся – такие были времена. Лишь один-единственный телефонный звонок, который я пропустил, мог оказаться полезным. Моя жена сказала вечером, что звонила какая-то женщина и, по ее словам, она четыре дня провела с Высоцким. Из контекста разговора было совершенно неясно, какой смысл вкладывала она в эти слова. Поскольку меня в этот момент не оказалось дома, Ирина попросила перезвонить, но…
                      О том, что в Ижевске с Владимиром Семеновичем была какая-то дама, мне впервые рассказал работник Ижевского механического завода Владислав Васильевич Вольский, воспоминания которого я использовал в своей статье. Якобы, когда ВВ приехал на стрельбище, с ним была женщина, плохо говорившая по-русски (?) и почему-то в шубе, хотя, повторюсь, в это время было уже тепло.
                      Но этот фрагмент я не мог использовать по двум причинам. Первая заключалась в том, что после публикации Владислав Васильевич на меня сильно обиделся и даже написал письмо в «Комсомолец Удмуртии». Ему показалось, что я исказил его слова в интервью, представив организатором встречи на Ижевском механическом заводе. Кстати, в то время газета называлась уже «КУрьер», хотя для меня навсегда осталась «КУ».
                      Итак, вот что писал В.В.Вольский:
                                           Уважаемые товарищи редакции еженедельника «Курьер»!
                      Прочитал статью Л.Красноперова (так в оригинале! – А.К.) «Шесть дней из жизни Владимира Высоцкого» за 25.01.92 г. и поражен бесцеремонностью в обращении автора с информацией, которую он выудил у меня по телефону (истинный почитатель таланта В.Высоцкого наверняка бы нашел время для личной встречи). Мало того, что Л.Красноперов выставил меня организатором встречи с В.Высоцким, он не удосужился встретиться с истинным организатором встречи Лучихиным В.А., (а вот за это спасибо! – А.К.), хотя координаты его получил от меня.
                      Все, что написано Л.Красноперовым об испытании оружия на стенде, о моем разговоре с В.Высоцким – сплошная фантазия. Как мне известно, даже начинающие журналисты знакомят интервьюированных с материалом перед подачей в печать. Странно, что Ваша редакция этого не требует.
                      Прошу вас в порядке компенсации нанесенного мне морального оскорбления напечатать эту заметку в ближайшем номере, требовать от Л.Красноперова извинения за такие вольности не прошу - много чести.
                                                                 С уважением Вольский В.В.
05.02.92 г.
                      Вот такое письмо, дорогой читатель! Россия на переломе Времени и времен! С одной стороны, лексика застоя («выудил», «не удосужился»), а с другой – гайдаризация всей страны («компенсации нанесенного мне морального оскорбления»).
                      Я попытался объясниться, но Владислав Васильевич (ветеран труда и действительно уважаемый человек) обиделся всерьез. Не помогло даже то, что меня ему представила наша общая знакомая Ольга Чиркова, тогда молодая журналистка, а сегодня – руководитель Республиканского центра детской и юношеской журналистики «Журавейник».
Читать дальше
Рубрики:  Статьи
Воспоминания

Метки:  

А.Красноперов - «Блатная старина» Владимира Высоцкого. Часть первая. 1

Понедельник, 07 Января 2008 г. 13:29 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
Публикуется с разрешения автора
 
                                  «КАКИЕ ПЕСНИ ПЕЛ Я ЕЙ ПРО СЕВЕР ДАЛЬНИЙ…»
                                                                 («Блатная старина» Владимира Высоцкого)
                                                                 (Опыт художественного исследования)
 
                                         Какие песни пел я ей про Север дальний,
                                          Я думал: вот чуть-чуть и будем мы на «ты»,
                                                                                       Но я напрасно пел о полосе нейтральной,
                                         Ей глубоко плевать, какие там цветы.
 
                                                                 НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ
 
                      За годы, прошедшие со дня смерти Владимира Высоцкого, стало очевидным, что его многообразное творческое наследие есть не только явление поэзии или авторской песни, но имеет и общекультурное значение, весьма важное для осмысления процессов, происходивших в российской действительности на протяжении всего ХХ века, особенно его второй половины.
                      Творчество безвременно ушедшего поэта и барда породило целую науку, называемую сегодня высоцковедением. Наука эта возникла как стихийный отклик многих и многих людей на смерть Высоцкого и вначале носила непрофессиональный характер. Было желание максимально полно собрать и сохранить песни и стихи Владимира Семеновича, другие материалы о нем, своими силами, потому что общеполитическая и идеологическая обстановка в стране не давала оснований для того, что когда-нибудь его творчество станет объектом серьезных исследований, более того, - национальной гордостью народа. И, конечно, через поэзию Высоцкого многие пытались разобраться, что же происходит в этой жизни вообще, в людских душах, и что нас ждет впереди.
                      Сегодня, когда изданы многотомные собрания сочинений Высоцкого, книги воспоминаний, фильмы, аудиокассеты, пластинки, компакт-диски с песнями и концертами, а также десятки тысяч статей в периодической печати различного уровня, можно с уверенностью говорить, что высоцковедение выходит на новый уровень. А я еще хорошо помню, каких трудов стоило «пробить» даже небольшую публикацию о Высоцком, особенно на периферии, и как люди разыскивали эти материалы и делились друг с другом.
                      И в тоже время становится понятным, что работа по изучению творчества Высоцкого далеко не закончена, потому что появляются все новые и новые материалы, факты и подробности его биографии, которые заставляют смотреть на многое с других позиций, вносить какие-то коррективы. То есть это процесс живой и продолжающийся, к счастью, не превратившийся пока в объект чистой филологии. Более того, еще открыты далеко не все частные архивы и коллекции, а значит работы в этом направлении для нас, современников Высоцкого, хватит надолго.
                      Очень важным является и тот факт, что сегодня по сходным принципам изучается и анализируется творчество Булата Окуджавы и Александра Галича, вообще история авторской песни в России. Известный ученый Владимир Новиков, в частности, предложил изучать их творчество в совокупности, представив проблему в виде треугольника с вершинами ОВГ, то есть Окуджава, Высоцкий, Галич. Такой подход весьма обоснован и имеет право быть, если учесть, что изменилось не только время, но и идеология времени.
Читать дальше
Рубрики:  Книги
Статьи
О песнях

Метки:  

А.Красноперов - Алесь Адамович о Владимире Высоцком (история одного письма)

Воскресенье, 06 Января 2008 г. 19:45 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                      Публикуется с разрешения автора
 
                      …Пришла, видимо, пора опубликовать одно неизвестное письмо, посвященное Владимиру Высоцкому. Но прежде придется сказать несколько слов об атмосфере начала 80-х годов в России, особенно в провинции. И невольно о своих первых шагах в журналистике. Не похвальбы для, а исторической правды ради.
                      Песнями Владимира Высоцкого я «болел» еще со школы, поэтому в первую годовщину смерти любимого поэта мне очень хотелось что-нибудь написать о нем. С этой идеей я и пришел к сотруднику республиканской «молодежки» «Комсомолец Удмуртии» Сергею Гулину, которого хорошо знал по клубу самодеятельной песни «Ижик». Сергей сказал: «Пиши! Попробуем напечатать!»
                      И я взялся за дело. Опыта не было ни малейшего – я знал, что писать, но совершенно не знал, как. Писал, рвал написанное, снова брался за ручку и бумагу. В общем, проходил «творческие муки». В конце концов решил: или сегодня, или – никогда. Вечером, с исписанными вкривь и вкось листами, пришел к Сергею домой. Он попросил меня прочесть это вслух, а потом сказал: «Знаешь, я думаю примерно так же, но придется сокращать…» И тогда я произнес фразу, простительную по молодости и глупости, но которую запомнил на всю оставшуюся жизнь: «Сокращай, как хочешь, но здесь моя душа!»
                      Моя первая статья, скорее, даже заметка (к тому же набранная петитом) была напечатана в «Комсомольце Удмуртии» 21 июля 1981 года. Она называлась «Он был чистого слога слуга…» и была снабжена двумя стихотворениями и широкоизвестным фото Владимира и Марины.
                      И только прочтя свой «опус» на газетной полосе, я понял, что Петрович (так я называл С.Гулина) очень бережно и тактично подошел к первому опыту молодого автора. Из этого «сырого» материала он смог, двумя-тремя незаметными штрихами, сделать вполне читабельный материал. Приведу здесь одну цитату, чтобы показать сегодняшнему читателю еще и стиль эпохи:
                      «…Все песенное да и не только песенное творчество «шансонье всея Руси» Высоцкого – это борьба против негативного в нашей действительности, за то лучшее, что есть в нас. Помните, в фильме «Бегство мистера Мак-Кинли» Высоцкий призывает: «Не верь, что ты маленький человек, никому не верь, кто скажет такое». Он вселял в людей веру и надежду, а у самого прорывалось:
                                           И сердце дергается, будто не во мне,
                                           Пора туда, где только «ни» и только «не»…
                      Через три года, летом 1984 года, я напечатал в том же «Комсомольце Удмуртии» статью о военных песнях «Там проверка на прочность – бои…». Это был уже серьезный полосный материал, который привлек внимание коллекционеров и исследователей по всей стране. Более того, нам тогда впервые удалось напечатать (это в провинциальной-то газете! ) четыре стихотворения Владимира Высоцкого: «Всю войну под завязку…», «А у дельфина…», «Темнота впереди – подожди…», «Реже, меньше ноют раны…». И был там еще пятый текст, Высоцкому не принадлежащий: песня из спектакля «Павшие и живые» «После победы стало светло…» на стихи белорусского поэта Анатоля Вертинского. Поскольку все пришлось «снимать» с пленок (доступа к архивам у меня, понятное дело, не было), а песня мне очень нравилась, то я посчитал ее за песню Высоцкого.
Читать дальше
Рубрики:  Статьи
Воспоминания

Метки:  

1980 год

Суббота, 05 Января 2008 г. 22:51 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора

    Гимн бузовиков


    из телефильма "Наше призвание"



 Из класса в класс мы вверх пойдем как по ступеням,
И самым главным будет здесь рабочий класс.
И первым долгом мы, естественно, отменим
Эксплуатацию учителями нас.

                Да здравствует новая школа!
        Учитель уронит, а ты подними!
                Здесь дети обоего пола
        Огромными станут людьми.

Мы строим школу, чтобы грызть науку дерзко.
Мы все разрушим изнутри и оживим,
Мы серость выбелим и выскоблим до блеска,
Все теневое мы прикроем световым.

                Так взрасти же нам школу, строитель! -
        Для душ наших детских теплицу, парник.
                Где учатся - все, где учитель
        Сам в чем-то еще ученик.

1980

    Песни для кинофильма


    "Зеленый фургон"



    1. {Песня Сашки Червня}



 Под деньгами на кону -
Как взгляну - слюну сглотну! -
Жизнь моя, и не смекну.
        Для чего играю,
Просто ставить по рублю
Надоело - не люблю:
Проиграю - пропылю
        На коне по раю.

        Проскачу в канун Великого поста
        Не по вражескому - ангельскому - стану
        Пред очами удивленного Христа
                Предстану.

                Воля в глотку льется
                Сладко натощак -
                Хорошо живется
                Тому, кто весельчак,

                А веселее пьется
                На тугой карман -
                Хорошо живется
                Тому, кто атаман!

Читать полностью

Рубрики:  Стихи

Метки:  

А.Красноперов - Юлий Ким о Высоцком и Галиче

Пятница, 04 Января 2008 г. 19:02 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
(Юлий Ким – Алексей Красноперов, 13 декабря 1994 года)
 
     Публикуется с разрешения автора
 
                      А.Красноперов: Юлий Черсанович, поскольку я занимаюсь творчеством Высоцкого, не могли бы Вы рассказать вот об этом. О ваших отношениях, и отношениях чисто творческих?
                      Ю.Ким: Отношения творческие были такие. Я испытал, конечно, прямое влияние Высоцкого, у меня есть несколько подражаний ему. Сказать, что он подействовал на мое творчество как-то фундаментально, нет, этого не было. Просто какие-то интонации его я использовал в своем творчестве, но уже в тот период, когда я владел и собственной интонацией, и за его счет расширял свои диапазоны, скажем так.
                      Очень, я помню, на меня подействовала пластинка французская, где я услышал в французской записи «В сон мне желтые огни…» и целый ряд других его вещей, которые до сих пор представляются мне вершинами его творчества. Особенно на меня подействовала эта песня, бесхитростная по слову, но очень сильная в комплексе, то есть в слове, в музыке, в голосе, в манере исполнения, эта его «Цыганочка». Я узнал, что она была написана для фильма какого-то, да?
                      А.К.: Для спектакля «Последний парад».
                      Ю.К.: Для спектакля. Это одно из моих удивлений: я думал, что Высоцкий отыскивает свои сюжеты где угодно, и не для сцены, и не для фильмов. Оказывается, почти все его главные песни написаны для той или иной постановки. Это лишний раз доказывает, что писать на заказ совсем для поэта не унизительно, и это не означает, что заказная вещь всегда должна быть хуже, чем написанная просто так, по собственному желанию. Совсем не обязательно. Это замечание в скобках. Да, так вот та пластинка подействовала на меня чрезвычайно сильно и после этого я вдвое внимательнее вслушивался в его творчество, и так основное впечатление от его песен сложилось тогда, а затем только обогащалось.
                      Что касается наших с ним отношений, то они не превратились, к сожалению, в какую-то дружбу, или хотя бы в близкое приятельство. Мы жили совсем в разных сферах в самые важные, скажем, творческие годы, вторая половина 60-х и 70е годы, но были знакомы. Были знакомы по самым первым нашим впечатлениям, когда встречались в каких-то совместных концертах, причем я совершенно этого не помню. Мне сейчас уже время от времени напоминают, что видели нас вместе с Высоцким в том или ином совместном выступлении бардов. Я помню, что они были, кто-то напомнил, что мы встречались даже за одним столом, я совершенно этой ситуации не помню. Я только помню один концерт, когда я попал под Высоцкого, как под танк. Это был конец 60-х или начало 70-х. Какой-то факультет МГУ праздновал свой юбилей, чуть не экономический, если такой был в МГУ, и пригласил на этот юбилей массу всякого народа потешать себя. Там были какие-то кукольники, эстрадники, очень много народу, и был приглашен Высоцкий. Каждому приходилось минут по 15, Высоцкого не отпускали 40 минут, и после него я выступал пятым или шестым, и все равно впечатление от Высоцкого было настолько сильное, что все, кто кроме меня после Высоцкого выступал, все пели, как в вату, зал не мог их воспринимать. Даже я, уже выступая пятым после Высоцкого, какие-то свои песенки совершенно на фоне этого мощного эха не звучали. И я ушел, не выполнив своих 15 минут даже наполовину, спел 2-3 песни, помню, и тут же ретировался за кулисы.
Читать дальше
Рубрики:  Статьи
Воспоминания

Метки:  

Москва, МВТУ им. Баумана. 1976, 1978 гг.

Четверг, 03 Января 2008 г. 20:10 + в цитатник
 
06.03.1976 года. Фото - А.Веселухин.
 
   
Смотреть дальше
Рубрики:  Серии фотографий


Понравилось: 1 пользователю

А.Красноперов - Владимир Высоцкий в Глазове

Четверг, 03 Января 2008 г. 17:38 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора
                      Публикуется с разрешения автора
 
                      Сегодня, накануне 70-летия Владимира Семеновича Высоцкого, появилась возможность рассказать еще об одной малоизученной странице его творческой биографии. Я имею в виду выступления поэта, актера и певца в городе Глазове. Долгое время попросту не хватало фактической информации для серьезного разговора, а та, что имелась, была противоречивой и неполной.
                      Попытаемся на основе имеющихся фактов, фонограмм и свидетельств современников выстроить событийный ряд выступлений Владимира Высоцкого в Глазове и, может быть, попытаться осветить некоторые вопросы, до сих пор остающиеся без ответа. Так получилось, что поездка группы артистов Театра на Таганке в Удмуртию, состоявшаяся в конце апреля 1979 года, породила печально знаменитое «ижевское дело», о котором уже написано достаточно много. Напомню лишь, что Высоцкий проходил по этому делу свидетелем, но косвенно город Глазов тоже там присутствует. Мнения исследователей и мемуаристов по поводу состоявшихся и отмененных концертов расходятся. Неясно также были прерваны эти гастроли по вине Высоцкого или по другим объективным причинам.
                      Впервые, если не ошибаюсь, тема выступлений Высоцкого в Глазове возникла в воспоминаниях Валерия Янкловича. Вот что он рассказал об этой поездке журналисту В.Перевозчикову: «Люди из Ижевска пришли ко мне в театр с просьбой посодействовать участию Любимова в их мероприятиях. В качестве режиссера, разумеется. (Высоцкий еще работал в театре, но был на грани ухода). Петрович согласился. За постановку спектакля «В поисках жанра» на сцене Дворца спорта ему обещали 1200 рублей. Договорились, что Володя отработает в этом спектакле, а потом еще пять дней будет выступать один. Все так и было (я поехал вместе с ними). Отработали спектакль – Золотухин, Филатов, Медведев и Межевич уехали, а Володя остался. Но выступать он должен был уже в другом городе – Глазове. Я делаю расчеты в Ижевске, вдруг телефонный звонок Высоцкого:
                    - Срочно приезжай. Здесь творится что-то ужасное!
                      Еду в Глазов. Ночь, темень, все дороги размыты. Приезжаю в гостиницу – человека, с которым мы договаривались, вообще нет. Другие люди, я их в первый раз вижу. Говорю:
                      - У нас спектакль, мы уезжаем.
                      - Как это уезжаете?! Срываются концерты!
                      На следующий день выясняется, что зрителей нет. Дороги размыты, и почти никто в Глазов приехать не смог. В зале сидели около ста солдат. Хотя была договоренность, что люди все равно приедут, - на подводах.
                      Короче говоря, Высоцкий все бросает и уезжает. Это была ранняя весна 1979 года. Организаторы все равно должны были заплатить: такая была договоренность. А состоялись концерты или нет – это Высоцкого не касалось. Они заплатили. И в Ижевске Володя по договоренности получил 1200 рублей для Любимова».
Читать дальше
Рубрики:  Статьи

Баллада о детстве

Четверг, 03 Января 2008 г. 12:57 + в цитатник
Рубрики:  Любительские видеоролики

Метки:  

Я из дела ушел

Среда, 02 Января 2008 г. 19:39 + в цитатник
Рубрики:  Видео

Метки:  


Процитировано 1 раз

1979 год

Вторник, 01 Января 2008 г. 19:17 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора

    x x x


        В белье плотной вязки,
        В шапчонке неброской,
        Под буркою бати -
        Опять шерстяной -
        Я не на Аляске,
        Я не с эскимоской, -
        Лежу я в кровати
        С холодной женой.

        Идет моей Наде
        В плетеной рогоже,
        В фуфайке веселой,
        В китайском плаще,
        И в этом наряде
        Она мне дороже
        Любой полуголой,
        А голой - вообще!

Не нашел сатана денька,
Все зимы ему мало! -
        Нет, напакостил в праздник точь-в-точь!..
Не тяни же ты, Наденька,
На себя одеяло
        В новогоднюю ночь!

        Тьфу в нас, недоенных,
        Чего мы гундосим!
        Соседу навесить -
        Согреться чуток?
        В центральных районах
        В квартирах - плюс восемь,
        На кухне - плюс десять,
        Палас - как каток.

        Сожгем мы в духовке
        Венгерские стулья
        И финское кресло
        С арабским столом!
        Где надо - мы ловки:
        Все прем к себе в улья,
        А тут, интересно,
        Пойдем напролом?

Вдруг умы наши сонные
Посетила идея:
        Десять - это же с водкой полста!
Наливай же граненые,
Да давай побыстрее!..
        Вот теперь красота!

1979

Читать полностью

Рубрики:  Стихи

Метки:  

Марина Влади. Владимир или Прерванный полет

Понедельник, 31 Декабря 2007 г. 15:50 + в цитатник
Denis-K (Vladimir_Vysotsky) все записи автора

    Марина Влади. Владимир или Прерванный полет



     ---------------------------------------------------------------
     Author Name "Marina Vlady. Vladimir ou le vol arrete"
     © Copyright Librairie Artheme Fayard
     © Copyright Перевод на русский язык М.Влади и Ю.Абдулловой,
     OCR, Spellcheck: Марк Блау (http://heblit.al.ru/)
     Date: май 2003
     Оригинал:  "Марина Влади.  Владимир  или  Прерванный полет",  Советский
писатель, М., 1990


     ---------------------------------------------------------------


     Маме, Тане, Бернару, Жан-Марку, Минде, Игорьку, Андрею
     и Симоне...

     А на нейтральной полосе цветы
     Необычайной красоты.
     Владимир Высоцкий

     У Володи было  много друзей. Одни встречались с ним каждый день, другим
лишь  удавалось  иногда  попасть  на  его  концерты,  третьи  только слушали
магнитофонные записи. Но  все они были друзьями. Для них -  этот перевод  на
русский.
     Марина Влади

     Меня  всегда занимал вопрос: что происходит  в головах  людей при  виде
актера или актрисы, которыми они восхищались в кино?
     Однажды вечером мы выходим из  театра после "Гамлета". Мороз,  на улице
ни  души. Белый пар  поднимается из  решеток стока, и свет фонарей прорывает
синеватую  тьму.  Откуда-то  из подъезда  появляются два человека  в меховых
шапках  и как  вкопанные  застывают  перед  нами.  Ты  смотришь  на  меня  с
беспокойством. Может быть, ты даже  испугался в какой-то момент. Но мягкий и
вежливый  тон  того, что повыше, сразу же нас успокоил.  Слегка наклонившись
вперед и стараясь не глядеть в  мою сторону, он обращается к тебе с  сильным
грузинским акцентом:
Читать книгу полностью
Рубрики:  Книги
Воспоминания

Метки:  

Поиск сообщений в Vladimir_Vysotsky
Страницы: 48 ... 30 29 [28] 27 26 ..
.. 1 Календарь