Орден Святого Иоанна Иерусалимского. Часть 3. |
Этот период истории связан, прежде всего, с буржуазной революцией во Франции конца XVIII века. Радикально настроеннные вожди революции являлись противниками религии вообще и католицизма, в частности, видя в институтах религии опору монархии.
Первую волну ликвидации церковных организаций 1790-91 годов, когда были распущены все национальные религиозные Ордена, госпитальеры пережили, т.к. Национальное Собрание полагало, что мальтийцы обеспечивают защиту южного побережья Франции от набегов берберских пиратов.
Однако доклад депутата Винценца, предложившего использовать богатства Ордена на благо революции, привел к изданию декрета от 19 сентября 1792 года о прекращении деятельности и конфискации всего имущества Ордена на территории Франции.
Появление фальшивого манифеста гроссмейстера, датированного 10 октября 1793, объявляющего Орден в состоянии конфронтации с республикой, дало повод радикалам ко все новым атакам на Орден и в 1797 году они добились включения всех членов Ордена в список предателей и врагов республики, что автоматически лишало их любых прав на имущество, которое не было конфисковано ранее. Кроме того, это обеспечило основание Директории осуществить план захватить Мальту, используя предполагаемую враждебность Ордена к республике.
Таким образом, французская революция поставила окончательный крест на Ордене, как военно-монашеской организации. После этого разгрома Орден уже никогда не смог быть сколько нибудь значащей политической организацией и военной силой.
13 июля 1797 года умирает гроссмейстер Эммануил де Роган, а новый гроссмейстер немецкий барон Фердинанд фон Гомпеш, не будучи достаточно сведущим ни в политике, ни в дипломатии, ни в военном деле не сумел добиться реальной поддержки и помощи от государств, благоволивших к Ордену и, в частности, от России, хотя русский император Павел I уже в январе 1797 года организовал на территории Росийской империи новое главное приорство и готовил поход кораблей в защиту Мальтийского Ордена.
Орган государственной власти в революционной Франции Директория 13 июля 1797 года принимает декларацию о походе в Египет и попутном захвате Мальты. Республиканский французский генерал Наполеон Бонапарт предлагал Директории внезапно захватить остров еще в сентябре 1797 года, чтобы исключить попытки любых государств вмешаться в мальтийскую историю, но Директория по непонятным причинам медлила. Медлили и Россия с Англией.
Французский флот вышел в море только 19 мая 1798 года, а 9 июня вошел в бухту Мальты. 15 линейным кораблям и 10 фрегатам флота Франции с пятнадцатью тысячами солдат на борту Орден мог противопоставить только четыре тысячи солдат и рыцарей.
Сопротивляться было бессмысленно и 10 июня 1798 года правление Ордена Госпитальеров Мальтой, продолжавшееся 268 лет, закончилось.
Метки: история госпитальер мальтиец орден манифест |
Суверенный Военный Орден Госпитальеров св.Иоанна на Родосе и Мальте. Часть 2. |
После оставления Святой Земли в 1291 году госпитальеры больше никогда не возвращались туда как военная сила.
Первоначально они основались на острове Кипр, где имели обширные владения. После ликвидации Ордена Тамплиеров значительная часть их земель и имущества папской буллой от 2 мая 1312 года были переданы Госпитальерам, что существенно увеличило их владения.
Вынужденные искать себе применение и избежать участи Тамплиеров, рыцари Госпиталя развили активную благотворительную и врачебную деятельность в столице Кипра Лимассоле. Кроме того, они традиционно владели довольно сильным флотом, который стал использоваться для защиты христианского судоходства в Средиземном море от пиратов, особенно из мусульманских стран. Успешная деятельность на этом поприще снискала уважение киприотов и поддержку католической церкви. В течение двадцати последующих лет флот Госпитальеров стал самым сильным в этом регионе.
Однако статус вассалов кипрской короны не устраивал госпитальеров. Они обратились к императору Византии с просьбой уступить им остров Родос (Rhodes) в Эгейском море. Отличный климат, выгодное стратегическое положение на морском пути с юга Европы на Восток, плодородная земля обеспечивали господство над морем и обеспеченность продуктами. Однако император Византии отказал Госпитальерам.
В 1307 (1309?) году, воспользовавшись незначительным предлогом, что якобы женский монастырь Госпитальеров, рассположенный на Родосе подвергается опасности захвата Госпитальеры высадились на острове. В течение нескольких лет шла упорная борьба за остров и в 1309 (1312?) году Орден окончательно закрепился на острове.
В последующие годы Орден, используя большие доходы от своих владений в Европе поддерживал свой статус активной благотворительной и врачебной деятельностью, неустанной борьбой с мусульманским пиратством.
В период пребывания на Родосе сложилась окончательно административная структура Ордена.
Центром Ордена, его главной штаб-квартирой (Convent) является остров Родос. Здесь располагается высший руководитель Ордена -Магистр (Magistery), позднее Гранд Магистр (Grand Magistery), второе главное лицо Ордена -Приор (Prior), отвечающее за всю религиозную составлющую ордена, священников Ордена, отправление религиозных служб; и администрация Ордена.
В ряде случаев, например, в отрезок времени между смертью одного магистра и выборами другого (это могло составлять от нескольких месяцев до нескольких лет) его обязанности выполняет Лейтенант магистра (Lieutenant Magistery ), т.е. заместитель
Администрация (Adminsitration) Ордена состоит из восьми Бейлифов(Bailiffs), отвечающих за конкретные направления деятельности Ордена:
1.Главный Командор (Grand Commander), который вместе с Казначеем (Treasurer), управляет общим имуществом, осуществляет контроль над ревизионным комитетом (Accounts committee), действует как Начальник Артиллерии (Master of the Artillery) и назначает некоторых священников.
2.Маршал (Marshal), позже Главный Маршал (Grand Marshal), который действует, как начальник военного штаба и занимается всеми военными вопросами.
3.Госпитальер (Hospitaller) или Главный Госпитальер (Grand Hospitaller), который управляет работой госпиталей и больниц.
4.Драпиер (Drapier), с 1539 года Главный Опекун (Grand Conservator), который отвечает за снабжение вооруженных сил Ордена и ответствечает за техническое обслуживание некоторых формирований.
5.Адмирал (Admiral), или Главный Адмирал (Grand Admiral), должность, появившаяся когда Орден оставил Святую Землю и который командует галерами.
6. Туркопольер (Turcopolier или Turcopilier), который командует туркополями (Turcopoles) , т.е. наемными солдатами из местного населения в Палестине и на Родосе и Мальте, и отвечает за береговую охрану.
Метки: госпитальер Родос Мальта Бейлиф орден структура иерархия |
Орден Госпитальеров (Иоаннитов). Часть1. |
Этот Орден является, пожалуй, старейшим из известных двенадцати монашеско-рыцарских Орденов средневековья.
Из этой дюжины наиболее заметный след в истории средневековья вообще, и в частности, в истории Крестовых Походов оставили три - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и по настоящее время, хотя и не играют теперь сколько-нибудь заметной политической и военно-политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались.
Этот Орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись.
У нас в России он известен под следующими названиями:
*Странноприимный Дом Иерусалимского Госпиталя;
*Орден св.Иоанна Александрийского;
*Орден св.Иоанна Крестителя;
*Орден св.Иоанна Иерусалимского;
*Орден Святого Иоанна;
*Мальтийский Орден;
*Орден Госпитальеров;
*Орден Иоаннитов.
На французском языке известно название:
*Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem -Рыцарский Госпитальный Союз Cвятого Жана Иерусалимского.
На английском языке известны названия:
*Religious Military Order of the Roman Catholic Church-Религиозный УВоенный Орден Римской Католической Церкви;
*Order of Saint John -Орден Святого Джона;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Malta-Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta - Независимый Военный Госпитальный Орден Святого Джона Иерусалимского Родосский и Мальтийский;
*The Chivalric Alliance of Hospitallers of Saint John of Jerusalem - Рыцарский Госпитальный Союз святого Джона Иерусалимского;
*The Order of St.John of Jerusalem -Орден Св.Джона Иерусалимского;
*The Order of the Knights of Malta -Орден Мальтийских рыцарей;
*Sovereign Military Order-Суверенный Военный Орден.
Известна также аббревиатура S.M.H.O.M. - Sovereign Military Hospitaller Order of Malta.
Название Sovereign Military Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and Malta (Суверенный Орден Святого Джона Иерусалимского, Родосский и Мальтийский) было включено в название Ордена в 1936 году. Слово Hospitaller (Госпитальный) было принято в XIX веке и добавлено к ранее существовавшему наименованию. Слово Sovereign (Суверенный) было добавлено после потери Мальты в 1800 году , чтобы отразить автономный экстратерриториальный принцип; слова Military (Военный) и of Malta (Мальтийский) не отражают современное значение, но отражают его исторические и рыцарские традиции.
|
Насильное крещение во времена инквизиции |
6 июня 1391 г. перестала существовать самая многочисленная еврейская община – севильская альхама. Более 4000 евреев было убито, около 20000 приняли христианскую веру. Насилие и убийство, происходящее под покровительством правительства и церкви, объяло всю Испанию. 13 лет происходили погромы и грабежи еврейских общин по всей территории страны. В 1391 г. половина общин совсем исчезла, а другая состояла из крещеных евреев.
В начале XV в. на еврейскую судьбу повлияла деятельность доминиканского монаха Винсента Феррера. Он три года ходил по городам Испании и проповедовал всеобщее крещение евреев, порождая в народе еще большую к ним ненависть. По его инициативе был принят Вальядолидский статут, очень сильно ограничивающий права еврейского населения.
Новый папа – Мартин V, крестил «по доброй воле» по меньшей мере, 3000 испанских евреев во время Тортосского диспута 1413-1414 гг., который не принес желаемых результатов, но очень напугал иноверцев.
Метки: крещение инквизиция вера христианство религия этика иноверец Тортосский диспут история монах монарх Испания |
Военные потери в Средневековье |
Д. Уваров
Проблема оценки потерь – прежде всего проблема оценки источников, тем более, что до XIV века почти единственными источниками являются хроники. Только для позднего средневековья становятся доступны более объективные канцелярские отчеты и, изредка, археологические данные (например, сведения о датско-шведском сражении 1361 г. у Висбю были подтверждены обнаружением 1185 скелетов в ходе раскопок 3 из 5 рвов, в которых были захоронены убитые).
Хроники, в свою очередь, невозможно правильно интерпретировать, не понимая психологию того времени.
Европейское средневековье исповедовало две концепции войны. В эпоху "развитого феодализма" (XI-XIII века) они существовали де-факто, в позднем средневековье появились и военные трактаты, прямо и явным образом их излагавшие и исследовавшие (например, работа Филиппа де Мезьера, 1395 г.).
Первой была война "mortelle", "смертельная", война "огня и крови", в которой все "жестокости, убийства, бесчеловечности" были терпимы и даже систематически предписывались. В такой войне было должно использовать против противника все силы и приемы, в сражении надлежало не брать пленных, добивать раненых, догонять и избивать бегущих. Можно было пытать высокопоставленных пленных с целью получения сведений, убивать вражеских гонцов и глашатаев, нарушать соглашения, когда это было выгодно, и т.д. Подобное же поведение допускалось и по отношению к гражданскому населению. Иными словами, главной доблестью провозглашалось максимально возможное истребление "погани". Естественно, это в первую очередь войны против "неверных", язычников и еретиков, но также и войны против нарушителей "установленного Богом" социального порядка. На практике к этому типу приближались и войны против формально христиан, но резко отличных по национально-культурному или социальному признаку.
Далее тут: http://www.xlegio.ru/ancient-armies/military-organ...ment/medieval-military-losses/
Метки: средневековье война военные потери хроники неверные поход крестовый язычник еретик христиане рыцарь битва гонец |
Устройство замка: Глоссарий |
Ранние европейские замки строились из дерева, они опоясывались оградой-полисадом.Вокруг замков как правило уже тогда были рвы.Каменное строительство замков стало появлятся на рубеже 9-11 вв.
![]() |
(1) Берма - уступ между валом и рвом (2) Малая караульная башенка (3) Потерна - подземный коридор между фортификационными сооружениями (4) Сдвоенное окно (5) Мерлон - расстояние между двумя амбразурами |
Центральная башня донжон - выполняла функцию цитадели.Кроме оборонительных функций - донжон нес функцию непосредственного жилища владельца замка. Под донжоном как правило находились продовольсвенные склады, иногда колодец. В отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен, как правило в самом недоступном и защищённом месте -крепость внутри крепости. Формы донжонов разнообразны в Великобритании как правило четырехугольные, во Франции преобладали восьмиугольные, а в Италии круглые. |
![]() |
Каждый замок имел внутренний двор, окруженный со всех сторон зубчатыми стенами и укрепленными воротами.Внешний двор включал в себя хоз. постройки, огород, сад.Замок был окружен вторым рядом стен и рвом через который перекидывался подъемный мост. Замки зачастую четко следовали рельефу местности. Позже в замках стали появлятся казармы, суды, церкви.
|
Тамплиеры: мифы и реальность. Обзор работ Х. Николсон, М. Барбера, Э. Лорд и Дж. Райли-Смита. |
А.В. Стрелецкий
Настоящая работа представляет собой подборку цитат из книги Хелен Николсон «The Knights Templar: A New History», а также из трудов других известных историков, таких как Малколм Барбер, Эвелин Лорд и Джонатан Райли-Смит, касающихся некоторых фактов и мифов, связанных с историей ордена тамплиеров [1]. По мнению автора, работа будет полезна всем, кто интересуется историей военно-монашеских орденов.
Мифы тамплиеров
Существует множество широко распространенных мифов об ордене Храма. Один из них заключается в том, что от ордена осталось мало документов. На самом деле, многие из них дошли до наших дней. Центральный архив ордена действительно был утерян: он находился в главной резиденции тамплиеров, вначале в Иерусалиме, затем в Акре, затем (после 1291 г.) на Кипре. После роспуска ордена папой Климентом V в 1312 г. архив перешел во владение госпитальеров. Предположительно он оставался на Кипре и был уничтожен, когда турки-османы захватили остров в 1571 г. [2].
Значительный объем материалов, связанных с орденом тамплиеров сохранился. Орден далек от тайн. Изобилуют и другие мифы об ордене Храма, например, несправедливо убеждение, что тамплиеры были признаны виновными в 1312 г.; папа Климент V фактически объявил обвинения недоказанными, но распустил орден, поскольку за ним водилась столь дурная слава, что он не мог продолжать свою деятельность [3].
Орден Храма был уничтожен не из-за того, что он перестал соответствовать своему назначению, был коррумпирован или находился в упадке [4].
Со времен Средневековья и до наших дней историки разрабатывали следующую «модель» расцвета и упадка ордена тамплиеров: целомудренные идеалы первых рыцарей были попраны, когда орден разбогател и оказался вовлечен в политику; орден стал коррумпирован и жаден, быстро утратил популярность, а, тем временем, Запад потерял интерес к крестовым походам. Поэтому, когда Филипп IV Французский покусился на богатства ордена, никто не защитил его и он был уничтожен. Эта «модель» получила широкое признание, хотя фактически она не соответствует действительности, потому как предлагает соблазнительно простое объяснение упадку ордена, несправедливому и необъяснимому иными способами [5].
Вальтер Скотт и Джордж Макдональд создали неправдоподобный образ тамплиеров в художественной литературе, но некоторые авторы сознательно разрабатывали миф о тамплиерах с политическим или религиозным умыслом, при этом, чтобы доказать свою правоту, они даже подделывали документы. Масоны Германии утверждали, что орден тамплиеров был тайным обществом, обладавшим эзотерическим знанием, и что он был уничтожен, т.к. Филипп IV хотел его заполучить. В 1796 г. Шарль Луи Каде де Косикур (Charles Louis Cadet de Cassicour) изобразил орден тамплиеров как часть тайного общества, которое стояло за Великой Французской революцией и казнью Людовика XVI, осуществленной в качестве отмщения за смерть Жака де Моле в 1314 г. Подобные авторы следовали примеру первых обвинителей тамплиеров, которые умело использовали их положение в собственных интересах.
Далее тут: http://deusvult.ru/79-tampliery-mify-i-realnost.html
Метки: тамплиеры орден миф реальность орден Храма пожертвования |
Крестьяне Права и повинности |
Общекрестьянские повинности.
Уборка сена. Из календаря герцога БеррийскогоПовинности крестьян могли состоять в работе на господском поле (барщина), в уплате оброка продуктами или деньгами. Многие крестьяне обязаны были давить вино только на прессах сеньора и молоть муку только на его мельнице (естественно, не бесплатно), участвовать за свой счёт в перевозках грузов, в починке мостов и дорог. Крестьяне должны были подчиняться судебным приговорам сеньора. Десятая часть урожая, отдаваемая церкви - церковная десятина.
Особенности обязанностей сервов.
Свободных крестьян к 12 веку в Западной Европе почти не осталось. Но все они были несвободны по-разному. Один работал на барщине несколько дней в году, а другой - несколько дней в неделю. Один ограничивался небольшими подношениями сеньору на Рождество и на Пасху, а другой отдавал около половины всего урожая. Наиболее тяжёлым было положение лично зависимых (сервов ) крестьян. Они несли повинности не только за землю, но и за себя лично. Они обязаны были платить сеньору за право всупить в брак или унаследовать имущество умершего отца.
Метки: крестьянин сеньор средневековье век средний повинность |
Галерея готических и не только образов средневековья |
Метки: рыцарь средневековье средние века галерея интерьер дизайн замок |
10 интересных фактов о средневековой моде |
Понятия моды и красота волновали человечество с незапамятных времен. Мужчины в чулках, беременные нимфы, принцип капусты и прочие странности средневековой моды.
Факт 1: Мужчины в чулках.
Еще в раннем средневековье мужчины начали носить штаны, которые назывались шоссами и больше всего напоминали современные женские чулки.
Штаны шились из шерсти, плотно облегали ногу и специальными подвязками привязывались к верхней одежде. Мода на них продержалась до конца позднего средневековья.
Метки: мода |
Из истории штанов 16-17 век. Штаны, похожие на юбки |
Метки: одежда штаны |
Из истории штанов. Картинки. 12-16 век |
Метки: одежда штаны |
Доспехи в Марксбурге |
Метки: доспехи |
Чем занимались женщины Средневековья? |
Серия сообщений "Средневековье. Обо всём понемногу.":
Часть 1 - Освещение
Часть 2 - Нож
...
Часть 44 - Хроники крестовых походов
Часть 45 - Паттены (Pattens shoe)
Часть 46 - Чем занимались женщины Средневековья?
|
Из реконструкторско-фестивального... |
Метки: юмор реконструкция средневековые фестивали |
Что такое средневековье? |
Метки: европа средние века основные заблуждения средневековое общество |
Ландскнехты, наемники эпохи Ренессанса |
|
Выборгский гром |
Метки: выборг фестиваль |
Рыцарские шлемы |
Метки: шлемы |
The Medieval Housebook |
Немецкий манускрипт 14 века. Предлагается подборка из 7 иллюстраций, каждая из которой изображает определённую планету, которая связаны с определённым типом людей и ситуациями.
Sol
Метки: манускрипт средневековье |