История в фотографиях Аркадия Шайхета |
В 1931 году фотограф принимал участие в выставке "огоньковских" фотографов в Лондоне. Английские репортажи об этой выставке пестрели словами "выдающиеся", "поразительные", "исключительные", а Бернард Шоу с "большевистской прямотой" заявил, что "…советское искусство оставило далеко позади современное западно-европейское"…
Единогласно. Выборы в местные советы, 1925
Обучение беспризорников сапожному делу
Грузчик и беспризорник. Нижний Новгород, 1924
Фининспектор у нэпманши
Горный аул. Горец с сыном
Дозор в горах
Ходоки в приемной М.И.Калинина Москва, 1924
Село Коломенское. Кормящая мать на пашне 1927
Мытье беспризорника
Лампочка Ильича, 1925
1927год. Извозчик и автомобиль. Площадь Революции.
Первые машины Горьковского автозавода едут в Москву 1930-е гг.
Первые ясли в колхозе "Новая жизнь" 1931
Газгольдер
Забастовка у частника, Москва, 1924
Изба читальня. Деревня Амерово
Испытание трактора в Сельскохозяйственной академии. Вспашка поля. Москва 1924 г.
На опытном поле академика Лысенко 1936
Караван на Памире - ущелье. 1930г.
Мы отпустим мать на грядку и пойдем на детплощадку
Элиста. Обучение калмыков грамоте
Пахота. Самарская губерния совхоз Герой социализма
Строительство московского метро. Лубянская площадь
Железнодорожная эстакада на площади трех вокзалов 1937г
Криворожье. Еврейский колхоз-кибуц Бухариндорф. Первомайская демонстрация. 1929
Красноармейцы на лыжной прогулке. 1927
Крестьянский курорт в Ливадии. Утренняя зарядка, 1926
(по воспоминаниям современников, на курорт рабочих и крестьян провожали, как на войну, потому что не знали что такое - курорт)
У фонтана. Крестьяне отдыхают в царском дворце Ливадия
Девушки-физкультурницы,Москва, 1924
Парад на Красной площади. Велосипедисты, 1924
Агитационный автомобиль на Мясницкой. Москва
Метки: фотографии СССР |
ВСХВ-ВДНХ. Павильон "Земледелие" ("Транспорт") |
Метки: ВДНХ |
Ленинград. 1958 |
|
мифы и легенды нашего детства. |
Метки: воспоминания фольклор 70- е годы 80-е годы Дети |
Как снимали «Белое солнце пустыни» |
Надо сказать, поначалу опытный Ежов отбивался от этой работы как мог: "У нашего народа совершенно иной менталитет, и нравы американского Дикого Запада будут выглядеть на нашей почве просто смешно". Сложность состояла еще и в том, что ни один из авторов сценария ни разу в жизни не бывал в пустыне, где развиваются события фильма. Да и исторический фактаж толком не знали.
Тогда решили искать свидетеля Гражданской войны в Средней Азии. Когда его наконец нашли, он пересказал давно известные байки и, прощаясь, вспомнил про то, как степные ханы бросали в боях свой гарем и как потом трудно было в пустыне с этими женщинами в паранджах. Так появился новый сценарий с рабочим названием "Спасите гарем". Но вскоре режиссеру сделали предложение, от которого тот не смог отказаться, — экранизировать "Дворянское гнездо" к 150-летию Тургенева. Окрыленный Кончаловский тут же охладел к гарему, охраняемому красноармейцем Суховым, а руководители Экспериментальной творческой киностудии принялись искать нового режиссера. Сначала выбор пал на Витаутаса Жалакявичюса, снявшего "Никто не хотел умирать", но он отказался под предлогом занятости на Литовской киностудии. Не вдохновил "Гарем" и режиссера Юрия Чулюкина, автора фильма "Девчата". После чего ее неожиданно предложили… Андрею Тарковскому! В то время его "Андрея Рублева" положили на полку, он сидел без работы, но на историю про басмачей не согласился даже "на безрыбье". Следующим кандидатом стал Владимир Мотыль.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как снимали "Чародеи" | Как снимали "Иронию судьбы, или С легким паром!" | Как снимали "Приключения Электроника" | Как снимали "Место встречи изменить нельзя" | Как снимали "Джентльмены удачи" |
Метки: кино 60- е годы 70- |
Руза - в гостях у Льва Сергеевича Соколова! |
Метки: радиоприёмник интерьер патефон портсигар магнитофон музей почта |
Камчатские мотивы. |
Метки: открытка 70- е-годы география |
Забыто в СССР. Старинные автомобили, плюшевые мишки и бюстики Сталина |
Метки: автомобили СССР |
Снято в СССР |
В октябре 1957 года состоялась премьера фильма "Летят журавли". Эта картина является единственным русским фильмом-лауреатом Каннского кинофестиваля, хотя советский кинематограф не скупился на шедевры. Вспомним несколько знаменитых фильмов, снятых в СССР…
ЛУЧШАЯ ДРАМА. "ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ". МИХАИЛ КАЛАТОЗОВ
Это единственный советский и российский фильм, завоевавший "Золотую пальмовую ветвь" на Каннском фестивале в 1958 году. Трагическая история двух влюбленных, которых навсегда разлучила война.
На съёмках ассистентом оператора работал Клод Лелуш, который по возвращении во Францию рекомендовал фильм к участию в конкурсной программе Каннского фестиваля.
Фильм не понравился тогдашнему генеральному секретарю ЦК КПСС Никите Хрущеву, который назвал главную героиню драмы "шлюхой". О триумфе картины на её Родине вышла всего одна заметка в "Известиях" без фотографий и указаний режиссера и автора сценария.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ-РАЗМЫШЛЕНИЕ. "ЗЕРКАЛО". АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ.
„Зеркало“ — антимещанское кино, и поэтому у него не может не быть множества врагов. „Зеркало“ религиозно и конечно, трудно понятно людям привыкшим к “киношке” и не умеющим читать книги, слушать музыку, созерцать живопись…
"Зеркало" — фильм исповедальный и глубокий. Должное ощущение от просмотра – катарсис. Тарковский – один из немногих советских режиссеров, кто до сих пор на Западе "отвечает" за русское кино. И это не может не радовать.
ФИЛЬМ, ОКАЗАВШИЙ САМОЕ БОЛЬШОЕ ВЛИЯНИЕ НА МИРОВОЕ КИНО. "ЧЕЛОВЕК С КИНОАППАРАТОМ". ДЗИГА ВЕРТОВ
Дзига Вертов, может быть, главный изобретатель советского кино. Фильм "Человек с киноаппаратом" — одна из вершин монтажной мысли. Это огромный эксперимент, в котором из массы отснятых не связанных друг с другом сцен на монтажном столе родилось произведение искусства. Фильм называют симфонией монтажа и сравнивают с джойсовским "Улиссом".
В "Человеке с киноаппаратом" Вертов отказывается от титров, сценария, декораций и актёров, считая эти элементы не кинематографичными. Он очищает фильм от литературы, живописи и театра, оставляет в своём арсенале исключительно средства съёмки и монтажа. И тем самым создаёт "чистое" кино.
ЛУЧШАЯ МЕЛОДРАМА. "МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ"
Говорят, перед переговорами с Михаилом Горбачевым американский президент Рейган смотрел этот фильм 5 раз! И все для того, чтобы понять "русскую душу". Хотя фильм не столько о русской душе, сколько о природе успеха советского гражданина, или гражданки.
Фильм "Москва слезам не верит", как известно, был удостоен премии "Оскар" в категории "Лучший иностранный фильм". Западный зритель его понял по-разному: так, американские борцы за права женщин поняли этот фильм как феминистский.
В Советском Союзе фильм разошёлся на цитаты и сделал совершенно “бешеные” сборы, хотя в успех картины до последнего момента не верил даже режиссер. Фильм казался ему слишком мелодраматичным и легковесным.
ЛУЧШИЙ БОЕВИК. "ПИРАТЫ XX ВЕКА".
Самый кассовый (по посещаемости) за всю историю советского и российского кинопроката фильм. Секрет успеха "Пиратов" не в уникальном сюжете и не в блестящей игре актеров, а в первой демонстрации на большом советском экране приемов восточных единоборств.
Фильм популяризировал каратэ, сделав его настоящим культом. Фильм и сегодня смотрится на одном дыхании. Динамичная монтажная склейка, оптимальный хронометраж, масса трюковых сцен – советский боевик без недостатков.
ЛУЧШАЯ КОМЕДИЯ. "БРИЛЛИАНТОВАЯ РУКА".
"Бриллиантовая рука", эксцентрическая комедия Леонида Гайдая, стала одним из самых любимых советских фильмов. Фирменный “гайдаевский” юмор не смогла "убить" советская цензура. Режиссёр ловко ушёл от купюр спорных (по мнению цензурного комитета) сцен, использовав метод "розового слона".
В первоначальную версию фильма режиссер добавил кадры ядерного взрыва, и заявил, что сможет "уступить" только одну сцену. В итоге, взрыв и убрали.
"Бриллиантовая рука" стала "звёздным часом для 27-и летнего Андрея Миронова. В фильме снялась вся семья Юрия Никулина, его сын сыграл мальчика "идущего по воде", а жена — экскурсовода.
В "Бриллиантовой руке" есть пародийные сцены на фильмы о Джеймсе Бонде. Сцена, где "Москвич-408" летит, подцепленный вертолётом, повторяет аналогичною из фильма "Живёшь только дважды". Рука Шефа с огромным перстнем, отпирающая замки на входной двери отсылает к перстню на руке бондовского злодея Блофельда.
Нельзя не упомянуть также о знаменитой сцене в исполнении Светланы Светличной. Такой эротики советский зритель ещё не видел.
ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ УЖАСОВ. "ВИЙ"
Этот фильм действительно страшный. В хорошем смысле этого слова. Главные роли в нём исполнили актёры, которых в подобном амплуа видеть по меньшей мере непривычно.
Наталья Варлей, прославившаяся до этого ролью "спортсменки- комсомолки-красавицы" в "Кавказской пленнице" и Леонид Куравлёв, которого мы любим, прежде всего, за характерные комедийные роли.
Автором идеи съёмок фильма был Иван Пырьев, работу он доверил студентам Высших режиссерских курсов Константину Ершову и Григорию Кропачёву. Съёмочный процесс нельзя было назвать ровным. С актёрами и группой постоянно случались “странные происшествия”. И это не удивительно. Фильм снят по мотивам одноименной повести Гоголя - самого "мистического" русского писателя.
Метки: кино фотографии СССР |
Крым в 70-е годы XX века.Часть 6 |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Крым в 70-е годы XX века.Часть 1 | Крым в 70-е годы XX века.Часть 2 | Крым в 70-е годы XX века.Часть 3 | Крым в 70-е годы XX века.Часть 4 | Крым в 70-е годы XX века.Часть 5 |
Метки: 70- е годы |
Старый советский парк в селе Чобручи (Приднестровье, Молдавия) |
Метки: парк культуры и отдыха архитектура 80- е годы 70- скульптура |
Водка русская |
|
Ароматы советской женщины |
Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии подробно изучил историю советской парфюмерии, открыв для себя множество неожиданных моментов, касающихся повседневной жизни советских женщин. Его исследования основаны на архивных материалах, историях путешественников и воспоминаниях жителей бывшего СССР. Ханс Риндисбахер рассказал о том, как пах Советский Союз, и кто принимал соответствующие решения…
Запах табака, алкоголя, грязной одежды, немытых тел… Такими впечатлениями о России делились западные туристы, побывавшие в советском государстве в 1920-х годах. Чуть позже сюда примешается запах антисептиков, керосина, бензина…
"Но были и тонкие ароматы духов и одеколонов – в основном в закрытых помещениях, на частных вечеринках", – рассказывает "Голосу Америки" Ханс Риндиcбахер, профессор Университета Помона в Калифорнии.
Как на Западе в целом отзывались о советской парфюмерии?
Ханс Риндиcбахер: В целом впечатления от советских ароматов с точки зрения западного потребителя следующие: достаточно тяжелые, сладкие и несколько вульгарные…
Была ли советская парфюмерия доступна широким слоям населения, или же все-таки это была привилегия узких групп?
Х.Р.: Интересно, что с нашей точки зрения, парфюмерия – это товары роскоши, которые мы ассоциируем с престижем, особой аурой… Именно поэтому современные производители духов продвигают свой товар через рекламу, путем создания имиджей, которые очень часто носят в себе элементы эротики.
Но мы знаем, что в Советском Союзе реклама товаров использовалась крайне редко. В самом начале существования государства подход к производству любых товаров был минималистским и аскетическим. Естественно, и производство парфюмерии было небольшим.
Однако при Сталине, в 1930-х гг., мы наблюдаем рождение идеи того, что новое поколение советских людей должно стать поколением потребителей… На советский рынок вдруг выталкиваются шампанское, икра, духи. О них начинают писать советские журналы и газеты. Это, конечно же, не была реклама, но тем не менее, о таких товарах начинают говорить в массах.
Основной проблемой в производстве советской парфюмерии в течение всего времени был дефицит сырья. В 1920-х гг. не хватало животного жира – основного ингредиента в производстве парфюмерии и косметики. Позднее не хватало эфирных масел и химических веществ, которые Советский Союз не производил, а тратить валюту на импорт главных составляющих духов советское руководство не считало нужным.
Кто решал, какими ароматами должны пахнуть советские женщины?
Х.Р.: По мере того как менялась административная структура СССР, менялись и ответственные за производство и распространение парфюмерии. Вначале 1920-х гг. за парфюмерию отвечал "Главпарфюмер" – отдел в составе Народного комиссариата продовольствия.
После окончания Второй мировой войны Народные комиссариаты были переименованы в министерства, и "Главпарфюмер" стал частью Министерства легкой промышленности, где и оставался до конца существования СССР.
Из советских архивов явствует, что после 1928 года, когда были введены пятилетние планы развития народного хозяйства, в них было предусмотрено производство целого ряда различных предметов роскоши, включая сотни косметических товаров и примерно дюжину разных духов. Однако насколько эти планы были проведены в жизнь, в каком количестве производилась парфюмерия, и была ли она доступна на рынке – сегодня сказать сложно.
У советских женщин французская и европейская парфюмерия всегда пользовалась особой популярностью. Поскольку такие товары были дефицитом, они поистине считались предметами роскоши. Были ли попытки у советских производителей подражать европейской моде?
Х.Р.: В какой-то мере да. Не секрет, что наиболее популярными товарами красоты считались те, которые были привезены из Франции. И эти традиции уходят корнями в 19-й век, когда парфюмерным делом в России занимались французские иммигранты. В то время на российском рынке доминировала парфюмерная фирма "Брокаръ".
После установления советской власти "Брокаръ" был переформирован в "Новую зарю" (крупнейший производитель косметики в СССР – Э.М.). После распада СССР компания получила название "Л’Этуаль", из чего можно сделать вывод, что французский стандарт косметики признан наиболее высоким в России.
По истории советской парфюмерии можно судить об истории СССР в целом?
Х.Р.: История парфюмерии СССР связана со всеми аспектами советской эпохи – политическим, экономическим, культурным. Изучая историю парфюмерии, мы также можем увидеть особенности моды, телодвижений, гендерной политики того времени…
Я не рассматриваю историю парфюмерии с точки зрения какой-то дисциплины, поскольку парфюмерия – не настолько важный продукт повседневной жизни, как, скажем, продовольствие или транспорт. Поэтому мои исследования открывают самые неожиданные аспекты советского периода. И меня всегда привлекала именно легкость предмета моей работы.
Что самое неожиданное, о чем вы узнали, изучая советскую парфюмерию?
Х.Р.: Как следует из некоторых источников, зачастую Сталин лично принимал решения, касающиеся производства парфюмерии. Скорее всего, они делались не напрямую, но по крайней мере он принимал основные решения о том, что должно производиться, как, и в каких количествах.
Какую роль парфюмерия и косметика играла в повседневной жизни советской женщины?
Х.Р.: Достаточно важную. Особенно потому, что продукты парфюмерии и косметики были дефицитом, их сложно было достать. Поэтому советские женщины постоянно придумывали разные способы приобретения желанных духов.
Например, иногда в СССР поступали духи из Восточной Германии или других европейских стран, но эти поставки быстро "испарялись" внутри узких групп, которые имели к ним непосредственный доступ. А иногда продавцы парфюмерных отделов переливали содержимое флаконов импортных духов и заменяли их на отечественные или более дешевые продукты.
Сегодня же многие международные производители парфюмерии рассматривают рынок на постсоветском пространстве как особенно привлекательный, который будет продолжать расти.
С чем связан такой спрос на парфюмерию в России и других странах бывшего СССР?
Х.Р.: В Советском Союзе существовало разделение на городских и негородских женщин. Такое разделение осталось и сейчас. Духи, безусловно, были и остаются атрибутом городских женщин.
В то же время в советские времена, да и в сегодняшней России, ощущался серьезный гендерный дисбаланс: в стране живет намного больше женщин, причем молодых, чем мужчин. Поэтому женщинам приходится соревноваться между собой. Макияж, одежда, мода, некий намек на гламур всегда были инструментами привлекательности среди женщин.
Что-нибудь осталось от советских запахов? Производят ли их сегодня?
Х.Р.: Большинство советских брендов остались в прошлом. Конечно же "Брокаръ" – "Новая заря" – "Л’Этуаль" сохранили некоторые традиции советской парфюмерии. Компания до сих пор производит знаменитые духи "Красная Москва". Их формула была немного изменена, но все же духи сохранили свой традиционный аромат.
Кстати, несмотря на то, что советские продукты уступали качеством современным, в странах бывшего коммунистического блока наблюдается ностальгия по старым брендам. Ретро-мода на советские духи и косметику существует и в России.
Метки: реклама фотографии плакат СССР |
Архив семьи Ивановых. |
|
Кинопрокат 1973 года |
Метки: журналы кинофильмы 70- е годы |
Фарфоровые статуэтки |
Метки: искусство быт Дети СССР пионеры |
Тунеядство: кто не работает, тот не ест! |
В мае 1961 года в СССР был принят указ об усилении борьбы с тунеядством. Его ратифицировал Верховный Совет СССР, разработав меры по борьбе с явлением трудовой незанятости граждан и антиобщественным образом жизни. Главным бичом общества стали называть "паразитирующий" образ жизни, то есть тунеядство. Тунеядцами автоматически становились все, кто не работал четыре месяца в году. И за это была предусмотрена уголовная ответственность…
В связи с этим, каждый член общества обязывался заниматься полезным для всего общества трудом, который способствует строительству коммунизма. Не работать имели законное право только женщины, которые занимались воспитанием детей.
Скоро в обиход вошло новое значение слова “борзой” - от аббревиатуры БОРЗ - без определённого рода занятий. Власть начала бороться не только с бездельниками, но и с теми, чей труд не хотела принимать.
Под указ о тунеядстве попадали граждане не работающие больше 4 месяцев подряд. Или в течение года. Бродяги, попрошайки, лица, живущие на нетрудовые доходы. Например, фарцовщики - спекулянты. И даже незамужние, бездетные дамы. Все они, по мнению государства, вели паразитический образ жизни. И должны были исправиться по принципу - не можешь, научим, не хочешь, заставим.
Вряд ли режиссер Леонид Гайдай выполнял госзаказ по борьбе с тунеядством в фильме “Операция Ы и другие приключения Шурика”. Просто тогда в середине 60-х от борьбы этой было не спрятаться - не скрыться.
Лодырей и бездельников высмеивали и песочили. Попрекали даже в мультфильмах. Советская пропаганда еще долго дергала за эти струны в разной тональности. Пока не превратила образ тунеядца в анекдотический. Но начиналось все в 1961 году очень серьезно.
После того, как был принят соответствующий указ, многие представители творческой интеллигенции оказались в ссылке, поскольку их обвинили в паразитирующем образе жизни. В частности, в числе жертв системы оказался поэт Иосиф Бродский - его сослали в Сибирь.
Приговоры были реальные, суды скорыми. Тунеядец - враг и преступник, потому что живет за счет общества. Их выслеживали дружинники и милиция.
В нашем доме жила классическая тунеядка по имени Лёля. Была она молодая, борзая и сильно в теле. Сочная брюнетка с могучими боками, она была упакована в дефицитное шмотьё с ног до головы - кожаное пальто, тонкая дублёнка, инопланетной серебристости сапожки, сумочки, как из каталога...
Причём, их было много, этих сумочек. Я уж не говорю о тонких дамских сигаретках, которые она шикарно отбрасывала, недокуренными. Как выстреливала. А какой у неё был лак для ногтей! Помню, как наше детсткое воображение поразила эмаль с темно-синими блёстками.
А шёл 1982 год и эпоха диско катилась к своему закату. Но кого это тогда волновало? Блёстки - это было наше всё. А ещё она вся была увешана золотом - тогда это считалось признаком богатства и несомненной роскоши. Она была некрасива с общедетской точки зрения, признающей лишь хрупкие формы книжных Золушек, но жирная Лёля была вне конкуренции - она после себя оставляла шлейф, состоящий из импортного дыма и 'Magie Noire'. А мы - материальные девочки - любили всю эту “фантичность” бытия.
Да, ещё Лёля очень любила на полную громкость заводить песню Пугачёвой "Знаю, милый, знаю, что с тобой..." С тех пор эта песня стала для меня звуковым символом классического тунеядства. Почему я называю Лёлю "классической тунеядкой"? Для этого следует вспомнить винтажные юридические нормы.
По советскому уголовному законодательству было наказуемо тунеядство, заключавшееся в длительном, более четырёх месяцев подряд (или в течение года в общей сложности), проживании совершеннолетнего трудоспособного лица на нетрудовые доходы с уклонением от общественно полезного труда (ст. 209 УК РСФСР). Вообще, для того, чтобы оказаться осуждённым по 209-й надо было очень сильно “борзеть”, очень сильно досаждать Советской Власти своим антиобщественным образом жизни и таким же антиобщественным видом.
А Лёля не была ни супругой известного архитектора или, там, Главного Товароведа города Москвы. Была бы супругой - имела бы право. Но об этом мы поговорим позже... А Лёля была классикой жанра - она фарцевала шмотьём и водила дружбу с такими же "крокодильскими" персонажами.
Мы часто “тусили” у подъездов и быстро научились отличать Лёлиных гостей - мужчин в замшевых пиджаках; молодых людей криминально-модного вида в джинсах и очках от солнца; тонконогих, чуть пожухлых красавиц с длинными волосами и ярко крашеными лицами. Взрослые её с удовольствием обсуждали, грозились написать-куда-следует.
Потому что для привлечения к ответственности “органы правопрядка” должны были получить сигнал и долго по нему проверять реалии. Люди возмущались, но не писали. Ибо нафиг. В "андроповский год", когда на тунеядцев и прочих пролетариев свободного труда, накатила безжалостная машина законодательства, Лёля тут же устроилась кассиршей в универмаг и даже проработала там несколько месяцев.
Потом Юрий Владимирович почил в бозе, а его начинания канули в Лету. И Лёля, уволившись, тут же укатила на курорт.
Моя мать иронично заметила: "Ну а что? Человек уработался!" Один раз Лёлю отдубасили товарищи по бизнесу. На лестничной площадке. Люди притихли в своих квартирах и сладострастно внимали воплям. Из краткого, но динамичного диалога было ясно - Лёля что-то напортачила с какими-то колготками. (В 1984 году в моду вошли цветные плотные колготы, которые пробыли на пике славы до конца десятилетия, а потом плавно перетекли в нежно любимые всеми леггинсы).
Самое смешное, что Лёлю замели на волне горбачёвской Перестройки, когда обострилась борьба с антиобщественными явлениями. Сидела ли она или нет - мне это неизвестно, но из нашего дома она пропала и только в конце 1990-х вновь всплыла, приехав в гости к своей подруге. Надо отдать ей должное - выглядела она по-прежнему сыто и мощно. Разве что, не так модно... Впрочем, и время уже было другое, и Лёля состарилась.
Если же вдуматься, то по факту она не была тунеядкой, ибо пахала, не чета иным НИИшным страдалицам и прочим любительницам рабочих перекуров. Она что-то такое доставала, перекупала, договаривалась. Она именно работала! Но закон есть закон - раз ты не работаешь непосредственно на государство, значит, ты - тунеядец.
...Вообще же, в народе термин "тунеядство" трактовался тогда расширительно, то есть без учёта правовых норм. Так, тунеядками именовали женщин, которые жили за счёт мужей. С точки зрения права, они таковыми не являлись, ибо официально значились домохозяйками. Тот факт, что некоторые из них вставали к часу дня и бежали по маникюрным салонам, милицию не волновало. Имеет право.
Но общественность всё равно булькала. Потому что эталоном считалась честная труженица, которая после тяжёлого рабочего дня начинает свою вторую смену - у плиты и вообще - по дому. (Я никогда этого не понимала, но это является моим личным мнением, и я предпочитаю его никому не навязывать. Хозяин - барин).
Так вот эти ухоженные, лениво-вальяжные дамы были на особом счету у карикатуристов и авторов статей. Журналисты предпочитали два вида этих псевдо-тунеядок - "полная дура без диплома" и "приспособленка с дипломом". Первый вид был чистым и незамутнённым, как нынешние гламур-гёрлз - мода, тусовки, дорогие вина, слежение за точёным тёльцем, теннисная ракеточка и гетры для аэробики.
Второй тип представлял собой какую-нибудь филологиню, которая, вместо того, чтобы читать лекции на тему "Образ пол-литры в русской литературе первой половины XIX века", спокойно возлежит с Сартром в пенной ванне, ибо сумела захомутать старичка-профессора.
Другой любимый подвид тунеядцев представлял собой молодых людей, живущих за счёт родителей или дедов. Что меня больше всего поражало, так то, что эти карикатурно-фельетонные юноши и девушки умудрялись модно и богато одеваться за счёт...бабкиных пенсий. Да-да. Большое число карикатур обыгрывало ситуацию, когда внучок требует от бабки пенсию на удовлетворение своей базовой потребности, например, на покупку джинсов.
Тут дело в не моральной стороне вопроса, а в материальной. Ведь тогда действительно пенсионеры получали достаточную трудовую пенсию, а многие из них продолжали работать, как например, мой дед, который в совокупности имел очень неплохой доход. Многие престарелые граждане тогда имели колоссальный трудовой стаж (с 14 лет), плюс всякие надбавки. А вообще, ситуация с неработающими взрослыми детьми была спровоцирована самими родителями.
Любимый лозунг эпохи: "Мы жили плохо и бедно - пусть хоть наши дети живут хорошо!" А ведь старшее поколение таким образом реализовывало свою личную потребность в сытости и довольстве – “дать сыну то, что не было доступно мне”. Очень часто родителями такого тунеядца оказывались вовсе не торгаши и адвокаты (последних не любили за свободный график), а конкретно заслуженные рабочие, орденоносцы, неутомимые труженики. Просто они считали, что именно так и можно сделать своё чадо счастливее.
Очень часто обыгрывалась и такая ситуация - уныло-усталая и старая на вид маман убивается по хозяйству, а её упакованная в фирму дочка философствует на диване. А может дочка - отличница Бауманки или филфака?! Но и такое бытовое тунеядство тоже крепко осуждалось, ибо, как уже было сказано, идеалом служила круглосуточно трудящаяся фемина (конь-на-скаку приветствовался).
В 1970-1980-е годы было очень популярно пристраивать своих детей в институты. Высшее образование весьма котировалось, и каждый дебил чётко помнил - диплом надо заиметь. Тема пристраивания с последующим пестованием оказалась неплохой кормушкой для сатириков и юмористов. И эта форма "учёбы" также считалась одной из форм тунеядства.
Отдельно стояли так называемые “свободные художники”, которым было не по пути с соцреализмом. Я не могу сказать, что на них целенаправленно охотилась милиция или ещё какие органы посерьёзней. Но ровно до того момента, пока эти самые носители свободно духа не становились отъявленными диссидентами. Ибо нежелание рисовать "как надо" уживалась в них со стремлением к антисоветским вылазкам.
И тогда, увы. Привлечь их за тунеядство было милым делом, не касаясь тонкостей самиздата и прочих бульдозерных выставок.
Те из них, что были поумнее, не связывались с 209-й статьёй и пристраивались в котельные или в охрану...Помню, как уже в начале 1990-х какие-то бородатые умники на ТВ ржали, что в эпоху Застоя был такой высокий уровень образования, что все дворники и кочегары имели дипломы ведущих гуманитарных ВУЗов страны...
В общем-то, сидели по 209-й только самые наглые и самые зарвавшиеся. Как вариант - самые глупые. Борьба с тунеядством закономерно прекратилась в 1991 году, когда вышел новый закон "О занятости населения". Наступали иные времена, ибо тунеядство, как явление, возможно только в обществе, где право на труд является также и обязанностью. А в капиталистическом мире с его конкуренцией и безработицей, есть только право на реализацию (или на нереализацию) своих возможностей и способностей…
Метки: фотографии СССР |
Советский Ташкент конца шестидесятых |
Метки: советская торговля фотографии 60- е годы старые фотографии |
Место встречи - танцплощадка |
Советская молодёжь всегда, во все времена была...нормальной. Она хотела танцевать, слушать модную музыку и хорошо одеваться. Танцы в СССР - это совсем не то, что творится сейчас. Это было особым мероприятием, где постоянно встречались мода, мораль и политика…
1920-й год. Танцы на полевом стане.
Считается, что открытые "танцполы" пришли в города из деревенской культуры: перебираясь в город, сельские жители продолжали собираться "своим кругом" на общих праздниках.
В 30-е годы стихийные танцплощадки решили узаконить, их обнесли заборами, обустроили сцену и… понеслось.
Танцплощадки в СССР стали явлением повсеместным. Всякая танцплощадка жила по своим законам и порядкам, где-то - с обязательными драками в конце, где-то – вовсе с необязательными.
Москва. 1947 год.
Одним из феноменов послевоенных советских танцплощадок до некоторого времени были женские пары. Девушки танцевали друг с другом. Скорее всего, это было следствием недавно прошедшей войны, которая выкосила огромную часть мужского населения. А сейчас попробуй станцевать с подругой, сразу всем дурные мысли в голову приходят.
Хорошо, что в годы СССР не танцевали вальс мужчины с мужчинами, а то думали бы, что вот наши деды танцевали между собой, а мы что не можем? Хотя некоторые и танцуют, где-нибудь на "голубых вечеринках", но это к нам пришло не от СССР…
На танцплощадках всё было по-настоящему - дружба и предательство, любовь и ревность, знакомство и расставание, словом, здесь вовсю кипела жизнь…
Танцы раньше давали понять, что ты уже повзрослел, что танцуешь ты не на школьной вечеринке, а именно на дискотеках, где много взрослых. Ведь на балы начинали ездить с определённого возраста, на советские танцы - тоже. Типичная картина до- и послевоенных московских двориков - молодёжь танцует под патефон, малыши - смотрят.
Если танцплощадка огорожена - дети "висят" на заборе. Этот интерес был продиктован вовсе не желанием послушать музыку или посмотреть на те или иные пары.
Танцплощадка - это территория взрослых, запретная для "мелкоты". Так даже и раньше "малолетки" разукрашивали себя косметикой и как-то пытались ворваться на танцпол, кому-то это даже удавалось…
А если ещё вспомнить советские фильмы, в которых танцы и танцплощадка играли существенную роль в развитии сюжета. Где знакомятся герой Куравлёва и героиня Чуриковой в фильме "Начало"? Ну да, на ней, на танцплощадке любимой, правда, Паша Строганова там всё больше сумочки подружек держала… - Девушка, вы танцуете? - Да! - А я пою...
Или отрывок из фильма “Афоня” с тем же Куравлевым:
Ну, а летние танцплощадки в Крыму и на Кавказе всегда были в авангарде танцевальной моды, но там ведь не лезгинку танцевали, а твист:
А кто из нас не помнит те замечательные года, когда в выходной, по субботам и воскресениям, все мы бежали в парк, на танцплощадки. А там, парни с гитарами, барабанными установками, и синтезаторами, ублажали слух нам, молодым девчонкам и парням. Именно там мы и знакомились. Влюблялись, дружили, страдали, ревновали.
Именно там по субботам и воскресениям было наше излюбленное развлечение - "танцы". Незамысловатый ВИА выводил на сцене незамысловатые шлягеры того времени, под которые веселилась молодежь. Вход бы платным - по моему 50 копеек или рубль, но и забор был не высоким…
“Перед танцами как правило приобретался портвешок, или "Яблочное" по 1 рубль 17 копеек, что придавало храбрости в приглашениях девочек к танцам и дальнейшему "чай попить - музыку послушать"... Наша многочисленная "группировка" имела "свои" скамейки на танцплощадке, на которых сидеть было разрешено только нам и нашим девочкам.
Практически каждый выходной случались традиционные драки - или с соседями, или с “пришельцами” - которые нет, нет, да и забредали потусоваться на "наш пятачек”! Естественно в дождь и слякоть танцы отменялись, и грустные толпы неудовлетворенной молодежи шли по домам. Или по подъездам, с тем же портвешком или "Яблочным", где под гитару выводились жалобные песни "про любовь"”
До сих пор у парней осталась ещё та, старая привычка, расположиться возле гремящих колонок, и глазеть на танцующих. Как это считалось круто, если успел занять место поближе к сцене. Слышимость-ноль, но зато какая значимость! Ещё пытались разговаривать между собой в этом грохоте.
А когда какую нибудь смазливую девчонку парни-музыканты приглашали на сцену, сколько зависти возникало у остальных! Сколько эмоций! Большинство девушек старались познакомиться с музыкантами, и войти в число их подруг, для того, чтобы занять место рядом с ними.
Играла музыка, солисты исполняли "Дом восходящего солнца", медляк, "Льёт ли тёплый дождь, падает ли снег, я в подъезде возле дома твоего стою..", "Ши лавз ю е-е-е, ши лавз ю е-е-е", твист, "По переулкам бродит лето, солнце льётся прямо с крыш"… (тут каждый может добавить своё)…
Объявляли белый танец, и девушки приглашали своих кавалеров. И глядя на происходящее вокруг, душа словно птица, улетала куда то в небеса. Многие знакомились во время танцев, а когда заканчивалась музыка, молодые люди покупали для своих новых подруг мороженное, или лимонад. В тени деревьев, на скамейках, тихо сидели влюблённые пары.
Неподалёку всегда дежурило несколько милиционеров. Иногда появлялась подвыпившая компания, которой было очень приятно испортить отдыхающим вечер. Особенно если какой нибудь новенький, молодой человек, приглашал на танец девушку, и танцевал весь вечер только с ней. Вот тогда то, толпа выпивших и устраивала мордобой, который всегда заканчивался непредсказуемо.
Кадр из фильма “Маленькая Вера”
Но всё таки самым прекрасным было то, что все молодые люди, оказавшиеся на танцплощадке вечером, знакомились друг с другом. Девушки буквально сияли, словно звёздочки, и порхали по площадке под музыку, пытаясь понравиться парням. А парни, в свою очередь, важно стояли в стороне, и деловито курили, создавая вид, что их совсем не интересует женская половина.
На самом же деле они наоборот, пытались разглядеть среди танцующих красавиц, ту единственную, с которой можно будет потанцевать, познакомиться, разговориться, и подружиться.
Те отношения, которые были завязаны на территории танцплощадки, укреплялись, становились более прочными, и постепенно в обществе создавались новые, советские семьи.
На танцплощадке, царила особая атмосфера, и большинство из нас до сих пор помнят те, ни с чем не сравнимые, вечера, пролетевшей молодости.
Метки: танцы фотографии СССР |