-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.12.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://pushkinskij-dom.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pushkinskij-dom.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Пушкин поёт Лазаря

Пятница, 24 Апреля 2020 г. 20:04 + в цитатник

Предание

1.
1825 года 29 майя был в Святых Горах о Девятой пятницы и здесь имел щастие видеть Александра Сергеевича господина Пушкина, которой некоторым образом удивил странною своею одеждою, а например: у него была надета на голове соломенная шляпа, в ситцевой красной рубашке, опоясавшись голубою ленточкою, с железною в руке тростию, с предлинными чорными бакинбардами, которые более походят на бороду, также с предлинными ногтями, с которыми он очищал шкорлупу в апельсинах и ел их с большим аппетитом, я думаю, около 1/2 дюжины
Торговец И.И. Лапин «Из дневника»

2.
Когда псковский архиепископ Евгений посетил Святогорский монастырь, к нему внезапно явился с ярмарки Пушкин в одежде русского мужика, чем очень удивил преосвященного
П.В. Киреевский. Из книги: П.И. Бартенев «Рассказы о Пушкине»

3.
Святогорский монастырь называется Успенским, и в нём хранится очень чтимая местным населением икона Одигитрии Божьей Матери. На главных входных воротах монастыря с одной стороны имеется надпись: «Богородице, дверь небесная, отверзи нам двери милости твоея». А на другой: «Возведи очи мои горе, отнюдуже прийдет помощь моя». Возле этих ворот, по преданию, Пушкин пел когда-то с нищими Лазаря
П.М. Устимович «По пушкинским местам» // Исторический Вестник за 1908

4.
Когда в монастыре была ярмарка в Девятую пятницу, Пушкин, как рассказывают очевидцы-старожилы, одетый в крестьянскую белую рубаху с красными ластовками, опоясанный красною лентою, с таковою же и через плечо, не узнанный местным уездным исправником, был отправлен под арест за то, что вместе с нищими, при монастырских воротах, участвовал в пении стихов о Лазаре, Алексее человеке Божием, и других, тростию же с бубенчиками давал им такт, чем привлёк к себе большую массу народа и заслонил проход в монастырь на ярмарку. От такого ареста был освобождён благодаря лишь заступничеству здешнего станового пристава
Игумен Иоанн «Описание Святогорского Успенского Монастыря Псковской епархии». Псков, 1899

5.
Ярмарка тут в монастыре бывает в Девятую пятницу, перед Петровками; народу много собирается; и он туда хаживал, как есть, бывало, как дома: рубаха красная, не брит, не стрижен, чудно так, палка железная в руках; придёт в народ, тут гулянье, а он сядет наземь, соберёт к себе нищих, слепцов, они ему песни поют, стихи сказывают. Так вот было раз, ещё спервоначалу приехал туда капитан-исправник на ярмарку: ходит, смотрит, что за человек чудной в красной рубахе с нищими сидит? Посылает старосту спросить, кто, мол, такой? А Александр-то Сергеич тоже на него смотрит, зло так, да и говорит эдак скоро (грубо так он всегда говорил): «Скажи капитану-исправнику, что он меня не боится и я его не боюсь, а если надо ему меня знать, так я – Пушкин». Капитана ничто взяло, с тем и уехал, а Александр Сергеич бросил слепцам беленькую, да тоже домой пошёл
Дворовый Пётр, служивший у Пушкина кучером. Из книги: К.Я. Тимофеев «Могила Пушкина и село Михайловское» // Журнал Министерства Народного Просвещения за 1859

6.
Одевался Пушкин, хотя, по-видимому, и небрежно, подражая и в этом, как и во многом другом, прототипу своему Байрону, но эта небрежность была кажущаяся: Пушкин относительно туалета был очень щепетилен. Рассказывают, будто живя в деревне, он ходил всё в русском платье. Совершеннейший вздор. Пушкин не изменял обыкновенному светскому костюму. Всего только раз, заметьте себе, раз, во всё пребывание в деревне, а именно в Девятую пятницу после Пасхи, Пушкин вышел на святогорскую ярмарку в русской красной рубахе, подпоясанный ремнём, с палкою, в корневой шляпе, привезённою им ещё из Одессы. Весь новоржевский бомонд, съезжавшийся на эту ярмарку закупать сахар, вино, увидя Пушкина в таком костюме, весьма был этим скандализирован
Ал. Н. Вульф в передаче М.И. Семевского // Санкт-Петербургские Ведомости за 1866

7.
Из Михайловского Пушкин любил ходить в Святые Горы, причём, как передают, всегда входил в монастырь восточными воротами, обращёнными в сторону села Михайловского. По преданию, ему в монастыре отводилась келья, стены которой он испещрял своими стихами. Придя в Святые Горы в Девятник, то есть в Девятую пятницу по Пасхе, когда бывает там ярмарка, Пушкин часто останавливался у святых ворот монастыря, выходящих на запад по направлению к слободе Тоболенец, и здесь он прислушивался к пению нищих, распевающих и доселе духовные стихи о Лазаре, об архангеле Михаиле, о Страшном Суде и тому подобные канты, а иногда подпевал им и сам
Л.И. Софийский «Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем»

8.
Пушкин любил ходить на кладбище, когда там голосили над могилками бабы, и прислушиваться к бабьему причитанию, сидя на какой-нибудь могилке. На ярмарке в Святых Горах Пушкин любил разгуливать среди народа и останавливаться у групп, где нищие тянули Лазаря или где парни спорили
Д.С. Сергеев-Ремизов по записи А.Н. Мошина. В книге: А.Н. Мошин «Новое об 11 великих писателях»

9.
В пяти верстах от Михайловского на горе стоит Святогорский монастырь. Туда часто ходил Пушкин. Постукивая своею тяжёлою палкою, поднимался он по ступеням, сложенным из цельных больших камней. Там, под сводами, в прохладном сумраке Успенской церкви на него благосклонно смотрела чтимая мужиками икона Одигитрии. Пушкин вслушивался в славянские стихиры, переводы творений Козьмы Маюмского и прочих греческих песнопевцев. Знаменитое моление Ефрема Сирина он много позже переложил даже в стихи. Потом, выйдя к воротам, садился наземь среди странников и слепцов и слушал, как они поют Лазаря или стих об Алексии, человеке Божием. Он подтягивал им, размахивая в такт рукою
Г.И. Чулков «Жизнь Пушкина»

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/485824.html


Слёзы прощания с Кобринской усадьбой.

Пятница, 24 Апреля 2020 г. 18:01 + в цитатник
Это пост был написан в сентябре 2015 года по свежим впечатлениям, с него началось моё присутствие в Живом журнале.

Моё детство прошло недалеко от Кобрина (Гатчинский район Ленинградской области), каждое лето я бывал там, видел усадебный дом, гонял на велосипеде по тропинкам парка и окрестным полям...

Таким запомнился мне с детства дом Ганнибалов в Кобрино:



Что это за место и чем славно, хорошо описано в этих заметках:

"Среди бывших усадеб особое место принадлежит старинному Кобринскому поместью. Это один из самых знаковых туристских объектов в нашем регионе. Однако судьба старинного комплекса печальна и трагична. До сих пор не приняты меры к спасению уникального памятника, который в последние годы окончательно превратился в руины.
Усадьба «Кобрино», таково её историческое название, в ряде документов называется усадьбой «Руново», по названию расположенной в одном километре от неё деревни Руново, является памятником федерального значения. История усадьбы с 1759 года связана с именем легендарного прадеда А.С. Пушкина по материнской линии Абрама Петровича Ганнибала и его ближайших потомков. Здесь провела детские годы будущая мать А.С. Пушкина – Надежда Осиповна, урожденная Ганнибал. Именно сюда, для воспитания первенца семьи Н.О. и С.Л. Пушкиных была взята няней местная крестьянка Арина Родионовна. Здесь мог бы родиться сам великий поэт. Сюда маленького Александра Пушкина привозили его родители в 1800 году, в год продажи ганнибаловской усадьбы.

Последующими владельцами поместья были известный мореплаватель Юрий Федорович Лисянский, родная сестра писателя С.Т. Аксакова – Надежда Тимофеевна Карташевская (ее имя носит сегодня железнодорожная платформа по Варшавской железной дороге) и другие. При Карташевских в Кобринском поместье бывали Н.В. Гоголь, Т.Г. Шевченко, И.С. Тургенев, И.А. Римский-Корсаков, А.Г. Рубинштейн, талантливая певица Л.И. Кармалина и другие. В начале ХХ столетия в имении «Кобрино» снимали дачу Зинаида Гиппиус и Дмитрий Мережковский. Уцелела усадьба и в годы Великой Отечественной войны, хотя совсем рядом в январе 1944 года проходили масштабные боевые действия по освобождению кобринской земли от фашистских захватчиков. Оберегали это поместье расположенные здесь в разные годы средняя школа, учебно-производственный комбинат, созданный для инвалидов войны, туберкулезная больница..."
http://гатчинка.рф/Default.aspx?tabid=115&ID=11256

"...Последними владельцами усадьбы в Кобрино были Марковичи, Андрей Николаевич Маркович, юрист по образованию, стал сенатором. Он был учредителем и членом русского императорского музыкального общества, созданного в Санкт-Петербурге. С 1881 года и в течение 9 лет он являлся помощником председателя этого общества. Его стараниями был учрежден «устав музыкальных училищ», и под его надзором осуществлялась деятельность консерваторий. В последние годы своей жизни он стал товарищем председателя Императорского человеколюбивого общества. Его летний особняк в Кобрино посещали известнейшие музыканты Санкт-Петербурга. Близким другом хозяина усадьбы был Антон Рубинштейн. В Кобринском усадебном доме проходили блестящие музыкальные вечера с участием замечательных композиторов и музыкантов, в числе которых был А.Г Рубинштейн, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Марковичи занимались форелевым хозяйством..."

http://sotok.net/istoriya-i-kraevedenie/42-kobrino.html


Таким он был в двухтысячных, после пожара 1989 года, унёсшего башенку с часами, уже бесхозным и брошенным...

1280x1024_xBZQcr6i2FvAlaZb4L55.jpg

А таким я увидел его 25 июля 2015 года, когда решил безуспешно поискать ушедшее детство.

Берёзовая аллея, некогда шедшая по полю, заросла и почти слилась с заросшими подлеском нивами.

2.jpg

Обхожу "центральный цветник" на парадном дворе по пути к дому.

DSC03965.JPG

Фасад совершенно зарос и еле угадывается сквозь зелень.

DSC03967.JPG

DSC03970.JPG

DSC03966.JPG


Парковый фасад.

DSC03968.JPG

DSC03976.JPG

DSC03984.JPG

DSC03975.JPG

Парк.










Наглухо заросшая пойма запруженной речки Кобринки.

DSC03995.JPG

DSC03997.JPG

DSC03998.JPG

DSC04002.JPG

DSC04003.JPG




Из окна второго этажа. Крыши на крыле практически нет.

DSC04005.JPG

Внутри - разруха и мерзость запустения.

DSC04009.JPG

DSC04014.JPG

DSC04015.JPG

DSC04005.JPG


Подобно Титанику, дом тонет в буйстве дикой всепобеждающей зелени, равнодушия и забвения.

DSC04017.JPG

Разлив речки перед первой плотиной, за ней - заросший парк. Тридцать лет назад здесь было чисто и люди купались.

DSC04017.JPG

DSC04017.JPG

DSC04017.JPG

А это - второй пруд каскада, перед нижней плотиной.

DSC04017.JPG

DSC04030.JPG


Прощай, усадьба Кобрино, неостановимо покидающая эту Землю вслед за моей ушедшей юностью...


P.S. Прошло три года с моего посещения усадьбы, и СМИ принесли печальную, но вполне ожидаемую новость - 23 августа 2018 года усадьба сгорела.

Воспламеняться там было нечему, то есть, это был явный поджог. Возможно, кому-то приглянулась земля.

Sic transit gloria mundi...

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/485452.html


Метки:  

Страстной четверг, или Возвращение поцелуя

Четверг, 16 Апреля 2020 г. 11:21 + в цитатник


Как с древа сорвался предатель ученик,
Диявол прилетел, к лицу его приник,
Дхнул жизнь в него, взвился с своей добычей смрадной
И бросил труп живой в гортань геены гладной...

Там бесы, радуясь и плеща, на рога
Приняли с хохотом всемирного врага
И шумно понесли к проклятому владыке,

И Сатана, привстав, с веселием на лике,
Лобзанием своим насквозь прожёг уста,
В предательскую ночь лобзавшие Христа.


Это стихотворение "Подражание итальянскому" (Как с древа сорвался предатель ученик..)
при жизни Пушкина не печаталось. В автографе стоит дата «22 июня 1836. Каменный остров».
Оригинал – сонет итальянского поэта Франческо Джанни (1760-1822)
Но Пушкин его переводил не с итальянского, а с французского стихотворного перевода Анри Дешана,
помещённого в его сборник 1835 года «Последние слова»

Как там было всё в оригинале, неизвестно, но то, что получилось у Пушкина – гениально:
живой труп, закольцованный сатанинский поцелуй...

А скульптура "Поцелуй Иуды" стоит в Риме в храме Scala Santa (храм Святой лестницы),
где хранится лестница (28 ступеней) из дворца Пилата в Иерусалиме,
по которой Христос поднимался на суд к Пилату.
В средние века лестница так и называлась - Scala Pilati.

По преданиям, эту лестницу вместе с другими христианскими реликвиями раскопала
мать императора Константина св. равноапостольная Елена,
которая в последние годы своей жизни (330 год н.э.) совершила паломничество в Иерусалим.

Скульптура "Поцелуй Иуды" стоит как раз около этой лестницы. Что символично.
Предательский поцелуй – подъём по лестнице к Пилату – суд.

Стоит скульптура на довольно высоком постаменте, фото получаются снизу вверх, что хорошо:
лица видны и видно, как Иуда напряжён, даже жилы на шее вздулись.
А рассеянный свет в помещении создаёт интересный эффект с нимбом у Христа.
Сама скульптура - из светлого мрамора, а нимб выполнен из бронзовой проволоки.
И на фото нимб у Христа получается почти чёрным...



Как на фреске 1441 года у Фра Беато Анджелико - только там такой нимб у Иуды, как и положено предателю:



Иллюстрация картины из своб. доступа Сети
Фото В. Златомрежев

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/485366.html


Метки:  

Болдинская осень. День второй.

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 15:55 + в цитатник

Лишний будущий родственник и необходимый настоящий агент

В пушкинском Болдине не было почтового ящика; приезжая, почтальон привозил и забирал письма. Поэтому, написав единым духом французское письмо невесте, Пушкин в тот же день, 9 сентября, с той же оказией отослал ещё два русских письма, прямо противоположные по тону и содержанию: почтительно-холодное – Афанасию Николаевичу Гончарову, деду невесты, и теплое дружеское – своему близкому другу и, говоря современным языком, литературному агенту Петру Александровичу Плетнёву.

Письмо Гончарову малоинтересно. Будущий внучатый зять вынужден начать с оправданий:

«Из письма, которое удостоился я получить, с крайним сожалением заметил я, что Вы предполагаете во мне недостаток усердия. Примите, сделайте милость, моё оправдание».

Можно представить, как «приятно» было Пушкину его писать! Речь шла о хлопотном деле, которым промотавшийся барин «нагрузил» своего будущего родственника, известного своими связями при дворе. Пушкин не мог отказать — не только из родственных соображений, но и из житейских: только при благополучном разрешении вопроса он мог рассчитывать на приданое. Но не мог (да и, вероятно, не собирался) в письме чужому и чуждому человеку объяснять особенности парадигмы «поэт и царь», и вынужден был изъясняться иносказательно:

«Сношения мои с правительством подобны вешней погоде: поминутно то дождь, то солнце. А теперь нашла тучка...»

Тучка прошла, и дело разрешилось, а через два года Афанасий Николаевич умер. Успев показать новообретенному внуку себя далеко не с лучшей стороны. «Дедушка свинья,– припечатал Пушкин его через год, уже женатым, в письме Нащокину, – он выдает свою третью наложницу замуж с 10 000 приданого, а не может заплатить мне моих 12 000 – и ничего своей внучке не даёт».

Закончив письмо дедушке Гончарову цветистым формальным «Препоручая себя Вашему благо-расположению, имею счастие быть с глубочайшим почтением и сердечной преданностию, милостивый государь, Ваш покорнейший слуга Александр Пушкин», этот самый Пушкин, вероятно, в тот же присест, не вставая, пишет совсем другое письмо – Плетнёву. И вот его-то стоит привести полностью

--------------------------------------------------------------------------------------------

П. А. ПЛЕТНЁВУ

9 сентября 1830 г. Из Болдина в Петербург

«Я писал тебе премеланхолическое письмо, милый мой Пётр Александрович, да ведь меланхолией тебя не удивишь, ты сам на этом собаку съел. Теперь мрачные мысли мои порассеялись; приехал я в деревню и отдыхаю. Около меня колера морбус. Знаешь ли, что это за зверь? того и гляди, что забежит он и в Болдино, да всех нас перекусает – того и гляди, что к дяде Василью отправлюсь, а ты и пиши мою биографию. Бедный дядя Василий! знаешь ли его последние слова? приезжаю к нему, нахожу его в забытьи, очнувшись, он узнал меня, погоревал, потом, помолчав: "как скучны статьи Катенина!" и более ни слова. Каково? вот что значит умереть честным воином, на щите, le cri de guerre `a la bouche! Ты не можешь вообразить, как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать. Жена не то, что невеста. Куда! Жена свой брат. При ней пиши сколько хошь. А невеста пуще цензора Щеглова, язык и руки связывает… Сегодня от своей получил я премиленькое письмо; обещает выйти за меня и без приданого. Приданое не уйдёт. Зовёт меня в Москву – я приеду не прежде месяца, а оттоле к тебе, моя радость. Что делает Дельвиг, видишь ли ты его? Скажи ему, пожалуйста, чтоб он мне припас денег; деньгами нечего шутить; деньги вещь важная – спроси у Канкрина и у Булгарина.

Ах, мой милый! что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души; езди верхом сколько душе угодно, пиши дома сколько вздумается, никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всячины, и прозы и стихов. Прости ж, моя милая.

9 сентября 1830. Болдино.

Что моя трагедия? я написал элегическое маленькое предисловие, не прислать ли тебе его? Вспомни, однако ж, что ты обещал мне своё: дельное, длинное. А цена трагедии, 10 или 12?»

------------------------------------------------------------------------------------------------

Здесь всё поразительно – и абсолютно живая, человеческая интонация задушевной беседы c близким другом об интимных, домашних делах. Включая совсем уж разговорное «сколько хошь» и весёлое «моя милая», обращённое ко взрослому мужчине. Которого автор при этом всё равно называет по имени-отчеству: никакое «Петя» или «Петруша» было бы здесь немыслимо: Пушкин игрив, но не развязен: грань, которую стоило бы освоить современным насельникам фейсбука!

И возникающее – вероятно, неосознанно – далёкое эхо «Онегина»: «что за прелесть здешняя деревня! вообрази: степь да степь; соседей ни души» – «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок… Вообрази: я здесь одна…» Пушкин уже думает об «Онегине», он готовится завершить свой затянувшийся почти на десять лет роман.

И упоминание о «звере» Cholera Morbus («то, как зверь она завоет…»), увязанное со смертью дяди. Именно в этом письме Плетнёву Пушкин окончательно оформил легенду о том, что Василий Львович умер «с боевым кличем на устах». Хотя в действительности это было не совсем так: после слов дяди о Катенине племянник сам вышел из комнаты, желая сохранить в памяти именно эти «последние слова».

И, конечно, разговоры о деньгах. Деньги вещь важная! Об этом знают, каждый по-своему, и министр финансов Егор (Георг Людвиг) Канкрин, и «король жёлтой прессы», журналист, автор бестселлеров Фаддей Булгарин. Знает об этом и поэт Пушкин. И поэтому, после предвкушения «наготовить стихов и прозы», прямо спрашивает у профессора Плетнёва, ведшего, как настоящий литературный агент (только, в отличие от агента, совершенно безкорыстно) все его дела: по десять или по двенадцать рублей будем продавать «Бориса Годунова»? (И то и другое, заметим – довольно дорого за небольшую книжку: в 1832 году «Вечера на хуторе близ Диканьки» стоили у Смирдина 7р. 50 коп). Словно предвосхищая собственный же пассаж из «Египетских ночей»:

«Итальянец умолк… Чарский молчал, изумлённый и растроганный.

<…>

Неприятно было Чарскому с высоты поэзии вдруг упасть под лавку конторщика; но он очень хо-рошо понимал житейскую необходимость и пустился с итальянцем в меркантильные расчёты».

Конечно, отношения небогатого поэта-дворянина Пушкина с профессором-семинаристом Плетнёвым – совсем иные, чем Импровизатора (его прототипы – реальные импровизаторы Франческо Джанни и Томмазо Згриччи) с Чарским. Едва ли бы Чарский понял, «как весело удрать от невесты, да и засесть стихи писать». А Пушкин именно этим и занялся.

Михаил Визель

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/484875.html


«Конька-горбунка» написал Пушкин?

Суббота, 11 Апреля 2020 г. 00:54 + в цитатник
Литературовед, переводчик, издатель Владимир Козаровецкий на основе текстовых источников и фактов из биографий доказывает, что именно Александр Сергеевич Пушкин написал одну из лучших наших сказок: «Конёк-горбунок».

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/484746.html


Метки:  

Болдинская осень: тогда и всегда.

Пятница, 10 Апреля 2020 г. 21:18 + в цитатник

День первый

Сидя в карантине, проживаем вместе с Пушкиным его Болдинскую осень, следя за ней по 18 письмам, отправленным им за три месяца

«В кризис открывается окно возможностей», – говорят во всем мире мотивационные спикеры.

«Всякий карантин может обернуться Болдинской осенью», – говорят в России.

И действительно – краткая и сугубо хозяйственная поездка в нижегородское имение осенью 1830 года неожиданно обернулась для Пушкина трехмесячной «творческой командировкой», с 5 сентября по 5 декабря 1830 года, во время которой был дописан «Онегин», написаны «Маленькие трагедии» и новаторские (для самого Пушкина и для всей русской литературы) «Повести Белкина», поэма «Домик в Коломне», не говоря про несколько десятков лирических стихотворений. И вошла в историю как наивысший взлет гения в расцвете сил.

А еще Пушкин за это время написал 18 писем. Во всяком случае, до нас дошло 18 писем разным корреспондентам – в первую очередь, разумеется, невесте m-lle Гончаровой, 18-летней Наташе.

Но также друзьям и коллегам, в которых он придерживался слога, прямо сказать, неформального.

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», — писал сам же Пушкин.

Письмо 1

Н. Н. ГОНЧАРОВОЙ
9 сентября 1830 г. Из Болдина в Москву
(перевод с французского)

Моя дорогая, моя милая Наталья Николаевна, я у ваших ног, чтобы поблагодарить вас и просить прощения за причиненное вам беспокойство.
Ваше письмо прелестно, оно вполне меня успокоило. Мое пребывание здесь может затянуться вследствие одного совершенно непредвиденного обстоятельства. Я думал, что земля, которую отец дал мне, составляет отдельное имение, но, оказывается, это — часть деревни из 500 душ, и нужно будет произвести раздел. Я постараюсь это устроить возможно скорее. Еще более опасаюсь я карантинов, которые начинают здесь устанавливать. У нас в окрестностях — Chol'era morbus (очень миленькая особа). И она может задержать меня еще дней на двадцать! Вот сколько для меня причин торопиться! Почтительный поклон Наталье Ивановне, очень покорно и очень нежно целую ей ручки. Сейчас же напишу Афанасию Николаевичу.
Он, с вашего позволения, может вывести из терпения. Очень поблагодарите м-ль Катрин и Александрин за их любезную память; еще раз простите меня и верьте, что я счастлив, только будучи с вами вместе.
9 сентября. Болдино.

Первое же письмо Пушкина из Болдина, хоть и посвящено неожиданно свалившимся на него бюрократическим препонам (выделенную отцом старшему сыну к женитьбе часть недвижимого имущества, оказывается, надо еще межевать и делить), прямо намекает на сложность в отношениях с новым родственником (Пушкин был вынужден хлопотать перед Бенкендорфом по делу деда невесты, 70-летнего А.Н. Гончарова) и на опасность оказаться в карантине (действительно реализовавшуюся), лучится радостью — которую один Пушкин умел передать словами на бумаге.

Между тем 31 августа он выезжал из Москвы в Нижегородскую губернию с тяжелым чувством. Свадьба его, о которой было объявлено во всеуслышание аж 6 мая (после почти годового сватовства), опять откладывалась. На сей раз — из-за смерти Василия Львовича Пушкина 20 августа — племянник не мог жениться во время семейного траура, его бы «не так поняли». Да и ему, наверно, самому было бы неприятно — он искренне любил безалаберного дядюшку, хоть и написал в сердцах сразу после его смерти: «Надо признаться, никогда еще ни один дядя не умирал так некстати». Так что Пушкин решил воспользоваться неожиданной заминкой, чтобы, как тогда выражались, «уладить семейные обстоятельства», то есть войти в права собственности.

Правда, уезжая, он не был уверен, что эта собственность ему понадобится по назначению: прямо перед отъездом будущая теща в очередной раз устроила ему «самую нелепую сцену, какую только можно себе представить. Она мне наговорила вещей, которых я по чести не мог стерпеть», — как написал он близкой подруге, княгине Вере Вяземской. Так что «Не знаю еще, расстроилась ли моя женитьба, но повод для этого налицо, и я оставил дверь открытой настежь».

В подтверждение своих слов Пушкин в конце августа прямо написал Наталье:

Я уезжаю в Нижний, не зная, что меня ждет в будущем. Если ваша матушка решила расторгнуть нашу помолвку, а вы решили повиноваться ей, — я подпишусь под всеми предлогами, какие ей угодно будет выставить, даже если они будут так же основательны, как сцена, устроенная ею мне вчера, и как оскорбления, которыми ей угодно меня осыпать.
Быть может, она права, а не прав был я, на мгновение поверив, что счастье создано для меня. Во всяком случае, вы совершенно свободны; что же касается меня, то заверяю вас честным словом, что буду принадлежать только вам, или никогда не женюсь. *

Можно себе представить, с каким чувством 31-летний Александр подъезжал к вотчине, в которой ему предстояло обустраиваться. Ради чего? Ради кого? И неудивительно, что его не отпугнули разговоры о холере, из-за которой уже пришлось раньше времени свернуть традиционную крупнейшую Макарьевскую ярмарку, и о возможных карантинах. Какая теперь разница… Через год в заметке «О холере» Пушкин описал это очень живо:

На дороге встретил я Макарьевскую ярманку, прогнанную холерой. Бедная ярманка! она бежала, как пойманная воровка, разбросав половину своих товаров, не успев пересчитать свои барыши!
Воротиться казалось мне малодушием; я поехал далее, как, может быть, случалось вам ехать на поединок: с досадой и большой неохотой.*

И вот — первое письмо от невесты! Пусть и написанное под неусыпным присмотром маменьки, оно ясно показало прекрасно умеющему считывать между строк поэту: все в силе! Его по-прежнему если не страстно любят, то ждут и на него рассчитывают.
Так началась Болдинская осень.

* Тексты воспроизводятся по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М.: ГИХЛ, 1959—1962.) rvb.ru

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/484480.html


Минувшее. Усадьбы Пушкиных на Костромской земле

Среда, 08 Апреля 2020 г. 16:07 + в цитатник

Из сборника «Костромская усадьба» (Кострома, 2005 г.).

Приведённые ниже статьи интересны профессионально составленным описанием усадеб, их планировки, схемами парков, ныне заросших и практически утраченных, за что можно простить авторам некоторые незначительные неточности и ошибки в повествовании о владельцах этих усадеб, чьи портреты ныне хранятся в посвящённых А.С. Пушкину музеях Москвы и Санкт-Петербурга.

Усадьба Новинки

Каретный сарай, в статье названный конюшней. Фото 2019 г.
Каретный сарай, в статье названный конюшней. Фото 2019 г.
Скотный двор. Фото 2019 г.
Скотный двор. Фото 2019 г.
Новинки. Фото 2019 г.
Новинки. Фото 2019 г.

Усадьба Давыдково

Давыдково. Фото 2019 г.
Давыдково. Фото 2019 г.

Теперь о неточностях:

Лев Львович Пушкин (1861-1910) не закончил Петербургский университет, а прервал обучение на последних курсах, чтобы после смерти отца помогать матери вести хозяйство в Новинках. Его последующий отъезд в Давыдково был вызван не конфликтом с сестрой Елизаветой, а желанием избежать возможных конфликтов и подготовкой к собственной женитьбе. Никаких разладов с сёстрами, несмотря на определённую разницу во взглядах, значительно более умеренных, чем у них, у него не было, и он, и его семья ежегодно летом подолгу гостили в Новинках, радушно принимаемые его сёстрами, а когда у Елизаветы Львовны обнаружился туберкулёз, Лев Львович вместе с братом Василием и сестрой Евгенией возили её в 1905 году на лечение в Ниццу.

Фото на стр. 474, озаглавленное «Семья Л.Л. Пушкина и прислуга» сделано в Новинках и на нём изображены сами Пушкины из Новинок и Давыдкова, их родственники и знакомые.

Прим. 5 — могила Пушкиных у Дмитриевской церкви в Козловке, рядом с Новинками, восстановлена по инициативе Петра Сергеевича Пушкина и при активном содействии Костромского отдела культуры в лице А.В. Соловьёвой в 2008 году, на месте семейного некрополя поставлен памятный знак.

Фото 2019 г.
Фото 2019 г.

Прим. 29 — Потомки (дети) Сергея Львовича Пушкина (1900-1975): Мария Сергеевна Граменицкая (1927-1988) и Пётр Сергеевич Пушкин (р. 1929).

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/484151.html


Метки:  

Связанные одной ленью...

Суббота, 04 Апреля 2020 г. 21:40 + в цитатник
Вот что самоизоляция животворящая делает: беру тут "Онегина", начинаю читать – бац!

Что было для него измлада
И труд, и мука, и отрада,
Что занимало целый день
Его тоскующую лень, –
Была наука страсти нежной...

(курсивом это я выделила, у Пушкина без курсива)


Получается, что Пушкин связал Татьяну и Онегина пофигизмом
Доказываю.
У Татьяны по приезду в Москву отмечалась рассеянная лень.

Сей факт одним из первых Булгарин заметил и критиковал в своей рецензии на VII главу -
"все описания состоят только из наименования вещей .. безо всякого распорядка слов. Например, что значит:
Развозят Таню каждый день
Представить бабушкам и дедам
Её рассеянную лень...

Развозят рассеянную лень!" – ёрничает Булгарин...

Но непонятно - а чего этому критикану непонятно?

Да, Татьяну привезли в Москву не по её воле и её состояние можно описать как апатия и бездействие
(а что ей делать в этой Москве? привезли – ну, возите, куда хотите!).
Это состояние и называется ленью.

А рассеянный – значит выражающий невнимательность, отсутствие интереса к чему-либо.
Бывает рассеянный взгляд, рассеянный вид.

Но Пушкин как всегда гениален: делает масло масляным, соединяет, получается -
Рассеянная лень - то есть всё безразлично и ко всему абсолютно равнодушна.
А если перейти на современный (разговорно-сниженный, как гласят словари) - всё пофиг:
именно таковым и было состояние Татьяны по приезду в Москву.

А что Онегинская тоскующая лень?
Да то же самое. Лень – понятно, ничего делать не хочется.

Характеризуя чуть позже состояние Онегина, Пушкин напишет – русская хандра им овладела...
И уже ничего не трогало его – ни сплетни света, ни бостон, ни милый взгляд...
То есть опять к чему пришли? К состоянию абсолютного равнодушия и безразличия, то есть – всё пофиг!

Но как хорошо, что Пушкин не размазывал - отсутствие интереса, апатия, невнимательность, равнодушие...
А писал просто и ёмко - рассеянная лень, тоскующая лень...
Гений!

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/484090.html


Метки:  

АЙ ДА ПУШКИН...

Четверг, 02 Апреля 2020 г. 12:26 + в цитатник
"...ныне церковь опустела,
школа глухо заперта..."


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/483829.html


Метки:  

Дельвиг – "крёстный отец" Пушкина

Воскресенье, 29 Марта 2020 г. 21:42 + в цитатник
Когда Пушкин был маленьким, с кудрявой головой (правда, Пушкин всю жизнь был с породистыми завитками на голове),
он учился в главном российском Лицее и писал стихи, как многие мальчики его курса.
После Пушкина особенно выделялись лицеисты Илличевский, Кюхельбекер и Антон Дельвиг.

Ха-ха-ха, хи-хи-хи, Дельвиг пишет стихи, - такая дразнилка ходила тогда по Лицею.
Её сочинил (свидетельство самого Пушкина) - один из младших наших товарищей, добрый мальчик,
но довольно простой и во всех классах последний
...

Фамилия доброго мальчика не упоминается, так что дальнейшая его судьба неизвестна,
а вот Дельвиг стал из лицеистов первым, кто с 1814 года начал публиковать свои стихи
под собственным именем в журнале "Вестник Европы".

Он и Пушкина сподвиг на отсылку в печать его стихотворения "К другу стихотворцу",
которое Пушкин опубликовал за хитрой подписью "Александр Н.к.ш.п."




Державинские стихи тогда знали все лицеисты.
Учили, разбирали, но Дельвиг обожал Державина как никто другой из лицеистов.

В январе 1815 года, когда Державин приезжал в лицей на тот самый знаменитый теперь экзамен,
где старик Державин нас заметил, Дельвиг даже вышел на лестницу,
чтобы дождаться приезда и поцеловать руку, написавшую «Водопад».

Державин приехал; он вошёл в сени, и Дельвиг услышал, как он спросил у швейцара:
где, братец, здесь нужник? Этот прозаический вопрос разочаровал Дельвига,
который отменил своё намерение и возвратился в залу.
Дельвиг это рассказывал мне с удивительным простодушием и весёлостию – запишет Пушкин (Дневники)


Антон Дельвиг, литография П.Ф.Бореля 1860-х по рисунку В. Лангера, 1830

Восхищение и признание юного Пушкина тогда на экзамене самим Державиным
сыграло свою роль в появлении стихотворения "Пушкину", автор Дельвиг:



Дельвиг опубликовал этот дифирамб в октябре 1815 в журнале "Русский музеум" и положил начало известности Пушкина
(какой-такой стихотворец Пушкин?) за пределами лицея и круга близких друзей-родственников.

А когда в июле 1816 году старый поэт Державин умер, Дельвиг написал большое стихотворение "На смерть Державина",
в нём рефреном проходит "Державин умер! чуть факел погасший дымится, о Пушкин!",
ну и дальше уже без всяких рефренов понятно, кто не даст факелу потухнуть...



Осталось только сказать, что это именно Антон Дельвиг заказал Кипренскому в 1827 году портрет Пушкина,
который стал самым растиражированным портретом Пушкина и который, кстати, самому Пушкину очень нравился.

После смерти Дельвига в 1831 году Пушкин выкупил портрет у вдовы Дельвига,
в доме Пушкина на Мойке он висел на видном месте. Сейчас - в Третьяковской галерее

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/483260.html


Метки:  

Минувшее. Усадьба Давыдково.

Пятница, 27 Марта 2020 г. 18:21 + в цитатник
Давыдково. Усадьба Пушкиных.  Фото 1906-7 г.
Давыдково. Усадьба Пушкиных. Фото 1906-7 г.

Костромская губерния, усадьба Давыдково, где жили Костромские Пушкины.

Вид с ветряной мельницы с ветряным двигателем в 12 махов.

Из воспоминаний Сергея Львовича Пушкина (1900-1975 гг.)

Усадьба Давыдково ко времени переезда туда нашей семьи была распланирована следующим образом:

Дом и по его бокам два деревянных здания, посередине крыши украшенные шпилями с флюгерами были отделены от двора с его службами живой изгородью из подстриженных елок вперемешку с колючим кратегусом. Эта изгородь имела полукруглую форму и была снабжена воротами в виде кирпичных столбов с одного края, а посередине - напротив парадного крыльца дома - деревянной калиткой.

Здание с флюгером на запад от дома было амбаром, на восток - кладовой.

Перед парадным подъездом дома сплошным овальным кругом росли кусты белых роз. Посередине их рос большой серебристый тополь со спиленной верхней частью ствола и подстриженной кроной. По бокам розария росли две высокие старые лиственницы.

За живой изгородью посредине двора был вырытый в форме рыбы (карася) пруд; за прудом направо (если смотреть от дома) был флигель, где помещалась: канцелярия отца и жилое помещение для его письмоводителя.

К востоку от флигеля в углу двора стоял каменный каретный сарай. Прямо за прудом были каменные въездные ворота и к западу длинное каменное здание конного и скотного двора с людской избой посредине. Посредине крыши этого здания была такая же башня с высоким шпилем, как и на амбаре и кладовой, но без флюгера.

К югу от дома шел цветник, сад и огород под уклон, который спускался в довольно глубокую долину ручья под названием "Камешник".

По обеим сторонам цветника и огорода были аллеи старых лип с дубами и кленами вперемешку. Вся территория усадьбы - двор, сад, цветник, огород была обнесена прекрасным высоким частоколом на массивных деревянных столбах. Узкая долина ручья Камешника с небольшими сенокосными лужайками на противоположной от усадьбы стороне, отграничивалась крутой холмистой грядой, поросшей спелым смешанным лесом. Эта гряда являлась водоразделом между ручьем Камешником и речкой Воршей, в которую этот ручей и впадал. Она вместе с сенокосными лужайками по Камешнику и Ворше и носила название пустоши "Горы".

Из окон дома, расположенных к югу, а также с веранды 2 этажа, открывался вид на цветниковые клумбы с окружающими их песчаными дорожками, по бокам которых были обширные заросли сирени. В левой стороне от них до липовой аллеи пространство было засажено яблонями, в правой стоял столб "гигантских шагов" и далее до липовой аллеи-яблони. Ниже шла дорожка, по обеим сторонам которой вниз по склону к Камешнику тянулись гряды огорода, обсаженные вокруг шпалерами ягодных кустов - крыжовника и смородины разных сортов. Ниже гряд было несколько яблонь и у самого частокола заросли вишен и коринки. За частоколом над горой открывалась долина Камешника, а за ним высоко кудрявились рощи "Гор". За ними речка Ворша с ее омутинками, тихими плёсами, чередующимися с каменистыми порогами - перекатами, отграничивала с южной стороны угодья усадьбы Давыдково. На левом берегу Ворши простирались поля соседних деревень - Котова и Подольнова.

Если смотреть из дома на сад и "Горы", то с правой стороны сада за частоколом шла дорога на колодец, из которого возили воду в дубовой бочке с медным краном в днище, укрепленной на колесной двуколке с оглоблями для конной запряжки. Колодец был устроен на родничке, бившем из горы за садом на спуске в долину ручья Камешника. Рядом с водовозной дорогой с ее правой стороны (с левой шел частокол сада) и параллельно ей спускался к Камешнику глубокий овраг, на крутом берегу которого стояла громадная ель. На восточной стороне ее я еще застал прибитый к ее стволу обломок с еле заметными иероглифами арабских букв, написанных черной краской. Вот что рассказал мне об этом мой отец, когда мне было лет 7 или 8.

В пятидесятых годах прошлого столетия дед мой Лев Александрович купил пленного осетина себе в качестве егеря на правах крепостного. Звали его Хан-Баба. Хан-Баба был помещен в Давыдкове и сопровождал деда на его охотах - носил за ним ягдташ, пороховницу и кожаный с двумя отделениями, с медными горловинами, несессер с дробью двух сортов. Все эти охотничьи принадлежности тех времен я видел сам, они хранились в кабинете отца. На ели, о которой я говорил выше, Хан-Баба прибил доску с изречениями из Корана, куда и уходил каждое утро молиться, как правоверный магометанин.

За оврагом с елью Хана-Бабы был так называемый Старый сад. Дело в том, что дом в усадьбе, в котором прошло мое детство, был построен дедом в 1876 году. Эта дата была выбита обойными гвоздями с белыми фарфоровыми головками на внутренней стороне двери парадного крыльца дома, поэтому эта дата мне хорошо запомнилась. До его постройки дед с бабушкой жили в старом деревянном одноэтажном с антресолями доме, находящемся в "Старом саду" за оврагом. На его месте я застал только большие гранитные валуны, служившие когда-то его фундаментом. Против старого дома был насыпан большой курган с канавой вокруг его основания и маленькой чугунной пушкой на деревянном лафете, стоявшей на вершине кургана. Из пушки стреляли в Новый Год и в семейные праздники. Когда моему отцу было 2 или 3 года пушку при выстреле разорвало, человеческих жертв при этом не произошло. Курган, носил название "батареи" и в мое время весь зарос малинником и крапивой. Рядом с батареей был курган поменьше с провалившейся внутрь серединой. Это был при дедушке искусственный грот с гипсовыми статуями внутри, обломки которых в виде белых черепков находил там и я в детстве. За батареей стоял большой старый сибирский кедр с широкой кроной, через год бывавший усыпанным крупными шишками, полными орехов. Для их сбора приносили длинную легкую лестницу (примерно метра 4 - 5 высотой), по которой добирались до нижних сучьев и дальше до вершины уже по сучьям. Длинной легкой палкой забравшийся сбивал с концов сучьев шишки, а мы их подбирали в корзинки и ссыпали в большой мешок. В новом саду около площадки с "гигантскими шагами" стоял более молодой кедр, шишки с которого было собирать проще, так как до нижних сучьев можно было добраться, вставши на находившуюся под ним скамью.

По краям старого сада были обширные заросли орешника-лещины, обильно плодоносящих каждую осень.

За кедром и орешником старый сад переходил в лес, в котором все аллеи так заросли молодым ельником, что их с трудом было можно различить, если буквально продраться в середину еловой заросли. Лесистая часть старого сада смыкалась с небольшой рощей спелого смешанного леса, выходящей на лужайки поймы речки Ворши и носящй название "Ендова". Эта роща - елово-сосново-березовая, спускаясь отлого к пойме речки Ворши, была на редкость живописна с ее лесными дорожками и тропинками. Сам древостой "Ендовы" был в возрасте полной спелости (VI - VII кл.) и высокой производительности (I кл. б-та). "Ендова", "Горы" и речка Ворша с покосными лужайками находились на южных границах усадьбы. "Ендова", как и "Горы", при жизни моего отца и после его смерти вплоть до Октябрьской революции были у нас как бы заповедными рощами. Никаких рубок в них не производилось. Дрова для нужд усадьбы заготавливались в березняках, находящихся за полями. Равным образом заготавливался и строевой лес по мере его надобности, росший небольшими куртинами на крайней северной границе земельного участка.

На западе земли усадьбы Давыдково граничили с землями усадьбы Василево. Имение это было князей Шаховских, перешедшее по наследству Н.Г.Львову и в 1906-1907 годах проданное им инженеру Ф.П.Сергееву. На севере они граничили с землями хуторов "Новоселки", а на востоке с землями небольшой (9 домохозяйств) деревни Малое Давыдково.

Материалы из семейного архива.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/482824.html


Полно тебе быть спичкой

Среда, 25 Марта 2020 г. 19:28 + в цитатник
"У нас ожидают прусского принца. Вчера приехал Озеров из Берлина с женою в три обхвата. Славная баба;
я смотрел на неё, думал о тебе и желал тебе воротиться из Завода такою же тетехой. Полно тебе быть спичкой..."





Этим снимком я в шутку проиллюстрировала письмо Пушкина к жене от 11 июня 1834 года из Петербурга в Полотняный завод,
куда ездила Наталья Николаевна (решала с братом Дмитрием денежные дела).

Таких приятных во всех отношениях дам можно увидеть в витринах итальянских сувенирных лавок.
Дама в бирюзовом с цветами в руках, похоже, это дань "Рождению Венеры" от Боттичелли.
Ну да, изменилась чуток, но ведь 5 веков прошло, так что эта Венера за время пути могла подкрепиться пастой с пиццей.

А Озеров, о котором в письме - это русский дипломат Иван Петрович Озеров,
посланник в Португалии и Баварии; с 1831 года – дипломатическая миссия в Берлине сверх штата.
Был женат (с ноября 1832 года) на графине Розалии Шпиппенбах, фрейлине прусского двора.

Славная баба в три обхвата из письма Пушкина – это о ней.
Есть ещё запись Вяземского про Розалию Шпиппенбах - "прусачка небогатая, но, сказывают, милая". Её портретов в Сети нет.

Фото В. Златомрежев

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/482627.html


Метки:  

Пушкин в Коврове

Среда, 25 Марта 2020 г. 08:15 + в цитатник
Историко-мемориальный парк Пушкина создан в Коврове в 1937 году к 100-летию со дня смерти поэта:



Фотографии из ЖЖ уважаемого nikitinskii.
Полностью фотоотчет о его поездке в Ковров тут: https://nikitinskii.livejournal.com/772083.html

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/482308.html


Метки:  

На все случаи жизни

Вторник, 24 Марта 2020 г. 18:09 + в цитатник

Метки:  

Про дантистов

Вторник, 24 Марта 2020 г. 18:01 + в цитатник

Метки:  

Этих стихов Пушкин не писал

Вторник, 24 Марта 2020 г. 14:34 + в цитатник
По соцсетям "ходит" стихотворение, которое приписывают Александру Сергеевичу. Он его не писал. Если имеется в виду холерный карантин, во время которого А.С Пушкин сидел в Болдине, так это была осень 1830 года, а не 1927 г, которым датировано данное произведение. И осень же, а не весна, про которую в первом четверостишье. И вообще тут даже не пахнет Пушкиным

1827 год

Позвольте, жители страны,

В часы душевного мученья

Поздравить вас из заточенья

С великим праздником весны!


Всё утрясётся, всё пройдёт,

Уйдут печали и тревоги,

Вновь станут гладкими дороги

И сад, как прежде, зацветёт.


На помощь разум призовём,

Сметём болезнь силой знаний

И дни тяжёлых испытаний

Одной семьёй переживём.


Мы станем чище и мудрей,

Не сдавшись мраку и испугу,

Воспрянем духом, и друг другу

Мы станем ближе и добрей.


И пусть за праздничным столом

Мы вновь порадуемся жизни,

Пусть в этот день пошлёт Всевышний

Кусочек счастья в каждый дом!



https://pushkinskij-dom.livejournal.com/481658.html


Метки:  

Он бодро, честно правит нами

Понедельник, 23 Марта 2020 г. 19:49 + в цитатник
Обычно тема "поэт и царь" ассоциируется с «золотым веком» поэзии, то есть c пушкинским временем, первая половина 19 века.
В начале 20-го был Cеребряный век с огромным числом поэтов,
но там взаимоотношение царь-поэт обычно рассматривается просто: кто из поэтов принял революцию 1917, а кто не принял...

Да, после революции 1905 года Николай II схлопотал от поэтической братии по полной.
"Стоят три фонаря для вешанья трёх лиц: середний - для царя, а сбоку - для цариц",
"Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима, наш царь – кровавое пятно..."

Потом про царя вроде как и забыли, но царь был рядом во времени и пространстве,
а в 1917 царь схлопнулся и Серебряный век - за ним...

Пушкину было легче ужиться с царизмом, чем его собратьям из Серебряного века.
У Пушкина монаршая власть была всегда. И до него. И ещё 80 лет после.


К тому же, царизм царизму рознь.
Эпоха Николая I обошлась без катастрофического разлома истории и глобальных перемен - до основанья.
А у Серебряного века - Ходынка, 9 января, две войны, три революции...

Да, у Пушкина его царь жестоко покарал декабристов, но ведь – бунтовщики, убийцы?
Правда, до цареубийства не дошло. Но замышлялось – всю семью.
А что? Выстрелил же дворянин Каховский в прославленного генерала-героя 1812 года 54-летнего графа Милорадовича? В спину - легко!
Потом так же легко – в упор, не отводя глаз - в другого прославленного командира лейб-гвардии Гренадерского полка Н.К. Стюрлера.
И что примечательно - никакого аффекта, с пустым сердцем.

Заговоры Пушкин отрицал и про (набивший оскомину) русский бунт предупреждал.
Так что хоть и упёк Николай I нашего Пушкина в камер-пажи (а нечего жениться на "украшении балов"!),
но менять его Пушкин не хотел: от добра добра не ищут.

И под цензурой у царя ходил: царская была посвободнее, чем не царская.
И стихи в честь царя слагал, оправдываясь перед друзьями -

Нет, я не льстец, когда царю
Хвалу свободную слагаю:
Я смело чувства выражаю,
Языком сердца говорю.
Его я просто полюбил:
Он бодро, честно правит нами;
Россию вдруг он оживил
Войной, надеждами, трудами... ну и так далее про то, что царь не жесток, что вызволил поэта из ссылки...

Это послание, написанное в 1828, при жизни Пушкина напечатано не было:
царь, хоть и был стихами совершенно доволен, не пожелал, чтобы было напечатано,
дал Бенкендорфу с припиской - может ходить по рукам...

Через 2 года Пушкин напишет стихотворение «Поэту», где чётко сформулирует свои принципы,
а главный – дорогою свободной идти туда, куда влечёт его свободный ум...
Так что цари вокруг Пушкина менялись, а внутренняя пушкинская свобода оставалась с ним. Всегда. Как жизненное кредо.

Тема навеяна ответом нашего президента про царя - царь сидит, сверху посматривает, шапку примеряет... Я работаю каждый день...

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/481454.html


Метки:  

Память. 20 век. Сергей Львович Пушкин

Четверг, 19 Марта 2020 г. 21:52 + в цитатник

Сорок пять лет назад, в Петербурге, называвшемся тогда иначе, 19 марта 1975 года в девятом часу вечера завершился жизненный путь Сергея Львовича Пушкина.

Сергей Львович Пушкин. 1971 г.
Сергей Львович Пушкин. 1971 г.

Он родился 20 августа 1900 года в Костроме в семье Льва Львовича Пушкина (1861-1910), троюродного племянника поэта по костромской линии, и Антонины Петровны, урождённой фон Ротаст (1876-1959), став первым из семерых их детей.

Лев Львович Пушкин с сыном Сергеем в усадьбе Давыдково. 1906.
Лев Львович Пушкин с сыном Сергеем в усадьбе Давыдково. 1906.

После смерти в 1910-м году главы семейства Льва Львовича десятилетний Сергей остался старшим мужчиной в семье, помогая матери и шестерым младшим братьям и сёстрам.

Сергей Львович Пушкин - гимназист. Кострома. 1915-16 г.
Сергей Львович Пушкин - гимназист. Кострома. 1915-16 г.

В смуту 1917 года в усадьбе Давыдково организовалась сельхозартель, возглавил которую 17-летний Сергей, а работала в ней вся семья.

Сергей Львович Пушкин.  Кострома. 1923 г.
Сергей Львович Пушкин. Кострома. 1923 г.

Такая жизнь продолжалось несколько лет, но новая власть проявила настойчивость и выселила из усадьбы вдову с семерыми детьми, младший из которых родился в 1911 году, уже не застав отца, после чего в 1925-6 годах семья перебралась в бывший Петербург.

Сергей по совету своего дяди Георгия Петровича Ротаста начал работать в лесной отрасли, устроившись в трест «Всеколес». Надо было обеспечивать семью и учёбу младших братьев и сестёр.

 Кондопога. 1928 г.
Кондопога. 1928 г.

Уполномоченный «Всеколеса» по Карельской АССР С.Л. Пушкин (слева), мастер В.И. Рубинский (стоит), мастер-инструктор подсочки А.П. Кириленко (справа). Кондопога. 1928 г.

В 1926 году Сергей Львович Пушкин женился на Марии Вадимовне Арнольд (1902-1948), а в следующем году у них родилась дочь Мария (1927-1988).

Сергей Львович, Маша и Мария Вадимовна Пушкины. Декабрь 1928 г.
Сергей Львович, Маша и Мария Вадимовна Пушкины. Декабрь 1928 г.

Спустя пару лет за дочерью у них родился сын Пётр.

1941.
1941.

В начале войны Сергею Львовичу удалось отправить семью из Ленинграда в эвакуацию в Ульяновск, где жила его сестра с мужем, преподававшим в Ульяновском военном училище связи. Сам же он занимался эвакуацией запасов смолы-живицы, используемой для изготовления бутылок с зажигательной смесью, из лесхозов Тихвинского района Лен.области и в попавший в блокаду город вернуться уже не смог.

После войны в 1946 году семья вернулась в Питер, но в 1948 году после тяжёлой болезни ушла из жизни Мария Вадимовна, оставив мужа с двумя детьми 21 и 19 лет.

Сергей Львович так больше и не женился, посвятив жизнь детям. Работал он до пенсии на инженерных должностях в институте ГипроЛесТранс.

1965-е годы.
1965-е годы.

Сергей Львович писал воспоминания, касающиеся истории семьи, своего детства и юности, и не успел окончить их, доведя лишь до 1914 года.

Сергей Львович Пушкин с дочерью Марией и сыном Петром. Ленинград. 1973 г.
Сергей Львович Пушкин с дочерью Марией и сыном Петром. Ленинград. 1973 г.

Упокоился он на Большеохтинском кладбище в Санкт-Петербурге, рядом с любимой супругой.

Помяни, Господи, во царствии своём раба своего Сергея и отпусти грехи его, вольные и невольные.


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/481170.html


Без заголовка

Четверг, 19 Марта 2020 г. 18:19 + в цитатник
Пушкин А. С. Сказки
Художник Татьяна Маврина
Москва. Детская литература. 1977 год








































































































https://pushkinskij-dom.livejournal.com/481017.html


Метки:  

Ни к Пушкину, ни к России общий аршин не подходит...

Среда, 18 Марта 2020 г. 15:25 + в цитатник
По разным опросам - Кто написал? – Как кто? Пушкин! -
самые часто приписываемые Пушкину строки:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить
(Ф.И. Тютчев, 1866)

А одно из самых частых неправильных цитирований - "чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей"
Так и представляешь себе Пушкина с весами, на которых он отвешивает любовь - "меньше-больше"...
Вот и закольцевалось про общий аршин: ни к России, ни к Пушкину общий аршин не подходит...

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/480629.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom
Страницы: 73 ... 62 61 [60] 59 58 ..
.. 1 Календарь