-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 27.12.2014
Записей:
Комментариев:
Написано: 0




Вселенная: Александр Сергеевич Пушкин - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://pushkinskij-dom.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://pushkinskij-dom.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Пушкин - левша?

Вторник, 02 Апреля 2019 г. 01:20 + в цитатник
Во многих солидных источниках содержится информация о том, что Александр Сергеевич Пушкин был левшой. Автор этой работы не знал об этом.



худ. Петр Кончаловский. “Пушкин в Михайловском”

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/433483.html


Метки:  

Песня председателя из «Пира во время чумы»

Понедельник, 01 Апреля 2019 г. 19:34 + в цитатник
Музыка и исполнение: Леонид Фёдоров






Обе песни из нового альбома Леонида Фёдорова и Игоря Крутоголова «Гимн Чуме» 2019 г., записанного на стихотворения А. С. Пушкина

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/433160.html


Метки:  

Le Parisien (Франция): знаменитая история черного раба Петра Великого

Четверг, 28 Марта 2019 г. 00:30 + в цитатник



"Паризьен" рассказывает как фортуна изменила жизнь африканского мальчика, которого в 1704 году взял под свое крыло русский царь Петр I. Поднявшийся с самых низов чернокожий парень в конечном итоге стал дворянином, ученым и генералом. Он был другом выдающихся деятелей Просвещения, в том числе Вольтера, который за его ум дал ему прозвище "черная звезда Просвещения".

Одним мартовским утром 1704 года Петр Великий ждал в Санкт-Петербурге (столица России и символ правления царя-реформатора) прибытия посла Саввы Владиславича. Вместе с ним находился Александр Меньшиков, влиятельный генерал-губернатор города и приятель по кутежам его молодости. "Не волнуйтесь, Ваше Величество, они должны прибыть с минуты на минуту", — обратился к царю губернатор со вздохом и ноткой раздражения в голосе.

Посол должен был представить ему трех молодых африканских рабов, которые были тайно приобретены царем и должны были стать его пажами. Во дворце была мода на черных слуг: их тогда называли "арапами". Как бы то ни было, генерал Меньшиков знал, что у Петра другие планы на этих детей, по крайней мере, на одного из них.

Один должен был получить поддержку царя, а вместе с ней и европейское воспитание, чтобы доказать, что образование может кардинально изменить даже самых далеких от цивилизации людей. Генерал считал этот проект чудачеством, но не сказал царю ни слова из страха вызвать его легендарный гнев.



Под крылом у Петра Великого

Наконец, двери распахнулись перед Саввой Владиславичем, за которым проследовала процессия из чернокожих мальчишек. Царь издалека рассматривал лица мальчиков, которым тогда было по семь-восемь лет. Дольше всего его взгляд задержался на одном из них. Царя привлек его простой и добрый вид, приятная внешность и светлый взгляд.

Пока посол произносил приветственную речь, Петр Великий подошел и спросил: "Как зовут этого мальчика?" Ребенок был впечатлен телосложением царя, который достигал в высоту почти двух метров.

"Ибрагим, Ваше Величество, — ответил посол. — Как и все негры, которые были пойманы османскими работорговцами и предназначались для двора султана, он был обращен в ислам".

"Откуда он?" — поинтересовался царь.

"Говорят, из местечка под названием Логон на озере Чад".

Во дворце мало кто мог представить себе такие дали.


"Но сначала мальчика нужно крестить, и я буду его крестным отцом!"

Император, как и обещал, взял мальчика под свое крыло.

После крещения под именем Петр Петрович Петров царь принял его как своего. Мальчик выучил русский и стал доверенным секретароем монарха. Так продолжалось до 1717 года, когда царь вызвал своего протеже.

"Сын мой, чтобы завершить твое образование, ты поедешь во Францию постигать военное искусство!"

Ибрагим, который к тому моменту уже стал 21-летним молодым человеком с богатой шевелюрой, вытаращил глаза, словно речь шла об исполнении небывалой мечты.

Он три года провел в артиллерийском училище Ла-Фер неподалеку от Реймса. Там он выучил несколько языков и проявил склонность к математике.

Он воевал в армии Людовика XV против Испании и получил звание капитана при регенте Филиппе Орлеанском. В этот период он сменил имя на Ганнибал в честь знаменитого карфагенского военачальника.

В Париже он был звездой всех салонов. Как впоследствии писал его правнук Александр Пушкин в книге "Арап Петра Великого": "Появление Ибрагима, его внешность, образованность и природный ум возбудили в Париже общее внимание. Все дамы желали видеть у себя "царского негра" и разрывали его на части; регент приглашал его не раз на свои веселые вечера".

Он стал другом выдающихся деятелей Просвещения, в том числе Вольтера, который был настолько восхищен его знаниями и умом, что дал ему прозвище "черная звезда Просвещения".

После возвращения в Россию, в 1725 году он был поражен смертью своего благодетеля Петра Великого. Он потерял в его лице покровителя, друга и приемного отца.

Несколько месяцев спустя генерал Меньшиков вызвал его к себе и сказал: "Ганнибал, вы потеряли того, кто защищал вас. Боюсь, вы здесь больше не нужны".

Третье звание в военной иерархии

В 1727 году его сослали в Сибирь. В 1730 году его помиловали из-за его прекрасного знания военной инженерии, а затем он стал влиятельной персоной после восхождения на трон Елизаветы Петровны в 1741 году.

Этого полиглота, переводчика и математика ждал головокружительный взлет: он стал генерал-майором в 1742 году, получил дворянство, а в 1759 году дослужился до чина генерал-аншефа, третьего по значимости в российской военной и гражданской иерархии.

Он ушел из жизни в возрасте 85 лет в подаренном императрицей имении. Его внучка стала матерью поэта Александра Пушкина. На его гербе красовался причудливый девиз: "FVMMO" (Fortuna vita mea mutavit oppido — "фортуна изменила жизнь мою полностью").




https://pushkinskij-dom.livejournal.com/433128.html


Метки:  

Портрет Пушкина работы Репина

Среда, 27 Марта 2019 г. 10:49 + в цитатник
Огромное полотно Ильи Репина "Пушкин на акте в лицее 8 января 1815 года читает свою поэму Воспоминания в Царском Селе" приобретенное в 1933 году первым президентом Чехословакии Томашем Масариком, украшает одно из помещений Пражского Града. Существуют ещё две значительно меньшие по формату картины Репина на этот же сюжет, хранящиеся в Русском музее и Царскосельском лицее.







На фото: рабочие готовятся закрепить на стене картину Ильи Репина на выставке русской живописи в городе Глубока-над-Влтавой летом 2015 года.

Фото и текст: Владимир Поморцев


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/432675.html


Метки:  

История одной пушкинской рифмы: как невозможное легко сделать возможным

Вторник, 26 Марта 2019 г. 02:52 + в цитатник

История одной пушкинской рифмы: как невозможное легко сделать возможным / русская литература, Александр Пушкин, поэзия, стихотворения — Discours.io


Известный русский литератор и критик Петр Вяземский утверждал, что совмещать в поэзии несовместимое в жизни – это не просто моветон, но даже табу. О том, как Пушкин не только сломал традицию, но и создал новую, рассказывает профессор Юрий Никишов.

Сначала о предыстории: она четко изложена в книге Ю.М. Лотмана "Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин”: Комментарий" (1980). Возьмем отсюда то, на что можно будет опереться.

Ученый приводит сетование Пушкина (в очерке "Путешествие из Москвы в Петербург"): "Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень непременно тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудной и чудной, верной и лицемерной, и проч.". Такая жалоба была не единственной.

Вяземский в 1819 году в послании "К В.А. Жуковскому" обращался к другу за помощью: "Как с рифмой совладать, подай ты мне совет". Себя он выставлял строгим приверженцем натуры, завидуя умельцам лихого рифмачества:

Умел бы, как другой, паря на небеса,
Я в пляску здесь пустить и горы и леса
И, в самый летний зной в лугах срывая розы,
Насильственно пригнать с Уральских гор морозы.

А вот теперь об истории.

Раньше Пушкин не употреблял такой рифмы: рифмовались, начиная с Лицея, довольно часто, розы – слёзы, а также, и в связке с ними, угрозы – грёзы – прозы. Есть рифма о розах – на лозах. В "Кавказском пленнике" рифма дана с изменением звучания слова железы – слезы. Вариант мужской рифмы встречается, но очень редко: роз – слёз – коз.

Осмеянная Вяземским рифма нарочито литературна, поскольку зарифмованные предметы погодно несовместимы. А Пушкин как будто нарочито поднимает брошенную перчатку! Рифма литературна? Так мы и делаем литературу, а не натуру копируем!

В концовке четвертой главы "Евгения Онегина" поэт рисует аномальное межсезонье: осени пора уступать место зиме, поскольку морозы уже нешуточные, но снега нет – и осень уже не осень, и зима еще не зима. (Впрочем, помечено: "Мелькает, вьется первый снег, / Звездами падая на брег"; но нет второго, который брега покроет, вообще сравняет их "пухлой пеленою"). Пушкин открыто озорует!

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
(Читатель ждет уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!)

На поверку здесь созвучие более глубокое, каламбурное, за счет составной рифмы: морозы – рифмы розы.

Пушкин нарочито оставляет незавершенным первое двустишие: не обозначен предмет, который от морозов в полях серебрится; незавершенность предложения обозначена многоточием. Второе двустишие с первым синтаксически никак не связано, почему и замкнуто скобками. Четверостишие скомпановало две совершенно различные темы: описание природного явления и размышление на литературную тему, натуру и литературу (прошу прощения за эту – невысокого качества – рифму).

Между прочим, такое тесное соединение жизненного (бытового) и литературного явлений получилось тут отнюдь не впервые, оно весьма характерно для этого произведения, где нечто не просто описывается – о нем рассказывается поэтом, который очень часто обозначает свое при этом присутствие.

Собственно, так и начинается роман:

С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель

Так кто же Онегин: герой – или приятель? А у Пушкина не "или", у него "и". Это манера повествования. Так о герое, а вот описание: "Зима! Крестьянин, торжествуя…". Следует картинка как будто бы с натуры, а новая строфа решительно меняет ракурс: "Но, может быть, такого рода / Картины вас не привлекут…" Возникает рассуждение сугубо литературное – о слоге описания.

Для Пушкина Жизнь и Литература в сущности единый предмет, но многогранный: вот он повернут к нам одной сверкающей гранью, а легкое, почти незаметное движение – и предмет повернут, высвечивая грань другую.

Пушкин находит простое решение головоломки Вяземского о сезонном бытовании красивого цветка. Поэт в своем кабинете. За окном трещат морозы, а у камина тепло, ничто не мешает размышлять о чем угодно.

Самое любопытное: Пушкин не пользовался трудной рифмой, а пошутил над ней – и ввел ее в свой репертуар!

Тут приходится исправить странную, непонятную ошибку высокоэрудированного Ю.М. Лотмана, который посчитал: "Сам Пушкин только однажды использовал, кроме “Евгения Онегина”, “мороза – роза” (“Есть роза дивная: она…”)". Реально дело обстояло иначе. После каламбура Пушкин пользуется этой рифмой без всякой иронии. Так и в отмеченном Ю.М. Лотманом стихотворении о дивной розе. Для современного читателя смысл этого стихотворения (при жизни Пушкина не печатавшегося) затемнен обильными отсылками к античным понятиям; минутным розам противопоставляется (не боящаяся мороза) "неувядаемая роза". Этот образ метафоричен, и я не берусь расшифровать смысл этой метафоры.

А сам путь метафоризации предмета оказался перспективным, и он повторен в стихотворении, уже известном: "Зима. Что делать нам в деревне?" (1829). Концовка:

Но бури севера не вредны русской розе.
Как жарко поцелуй пылает на морозе!
Как дева русская свежа в пыли снегов!

Тут именем цветка названа дева, и ей мороз не страшен; непринужденно преодолено решающее препятствие. Попутно создается и еще эффект контрастного сближения: "поцелуй пылает на морозе".

А вот строки, которые, конечно, на слуху, – в "Медном всаднике" (тут, правда, с переводом рифмы в мужской тип):

Люблю зимы твоей жестокой
Недвижный воздух и мороз,
Бег санок вдоль Невы широкой,
Девичьи лица ярче роз.

Здесь метафора уступает место сравнению, оставляя предмету описания его собственный облик. Поэт лишь сохраняет привычную его перу тенденцию к гиперболизации, добавляя яркости естественному на морозе румянцу.

Так, владение словом позволило поэту решить задачу, которая воспринималась неразрешимой.

https://discours.io/articles/culture/istoriya-odnoy-pushkinskoy-rifmy-kak-nevozmozhnoe-legko-sdelat-vozmozhnym


https://pushkinskij-dom.livejournal.com/432443.html


Метки:  

Пушкин предупреждал

Вторник, 26 Марта 2019 г. 02:48 + в цитатник


"Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей"

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/432158.html


Метки:  

Портрет Пушкина работы Кипренского

Воскресенье, 24 Марта 2019 г. 19:42 + в цитатник
... Кипренский шел по пути создания образа-идеала, который остается в памяти, образа поэта, как будто бы мысленно произносящего слова — уста недвижны, но слово рождается. Вот эту тайну рождения слова Кипренский сумел объяснить и передать. Есть в портрете еще одна важная деталь — руки. Они скрыты тканью, лишь чуть-чуть показаны пальцы. Это тоже какая-то поэтическая метафора, потому что в этих скрытых руках ощущается движение, как крыла птицы. Фон приобретает цвет тусклого золота, отдаленно напоминая икону. В общем, по какой-то цельности, по обобщению, по пониманию идеи человека портрет Пушкина кисти Кипренского — чуть ли не иконный образ. Одним словом, работа удивительная, которая не случайно получила высокую оценку современников и покорила самого Пушкина, посвятившего ей стихи. После смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет у его вдовы, и с 1831 года до 1837-го держал его перед своими глазами. (Н.Н. Третьяков. Образ в искусстве.)


О. А. Кипренский. Портрет А. С. Пушкина. 1827 г.
Государственная Третьяковская галерея


К лучшим работам Кипренского можно причислить портрет А.С. Пушкина. Недавно мы вспоминали портрет поэта, написанный Тропининым в Москве несколько ранее Кипренского, работавшего в Петербурге. Напомню, что эти портретные полотна получили высокую оценку современников и послужили основой иконографии.

Итак, портреты были написаны в одно и то же время — время расцвета таланта Пушкина. Однако Тропинин и Кипренский увидели поэта по-разному. Как помните, согласно пожеланию Соболевского, Тропинин должен был представить Пушкина в домашнем облике, в халате. Но как это ни покажется странным, в том портрете Тропинина, который мы знаем, образ Пушкина романтизирован, может быть, больше, чем у Кипренского. У последнего образ поэта строже, композиция более статична, жест более сдержан. Здесь больше, если хотите, даже классицизма как такового. А вот Тропинин, который стоял от романтизма дальше, ввел в характеристику Пушкина черту какой-то романтизации.

Надо подробнее остановиться на портрете Пушкина кисти Кипренского. Он был написан в 1827 году в так называемом Фонтанном доме Д. Шереметева. Незадолго до того Кипренский приехал из Италии, где находился в заграничной пенсионерской поездке. В это время он дружил с Дмитрием Шереметевым, владельцем знаменитого дома на набережной Фонтанки, который был сыном знаменитой актрисы П.И. Жемчуговой (в замужестве Шереметевой), блестящим офицером-кавалергардом, и у него сложились с Кипренским дружеские, близкие отношения. Они оба были одиноки, поверяли друг другу свои мысли, разочарования. И тот, и другой знали Пушкина, поэтому неудивительно, что поэт позировал в доме Шереметева. При этом, конечно, за работой следил А.А. Дельвиг, поскольку был заказчиком портрета.

Общеизвестно, что в портрете Пушкина сначала не было изображения бронзовой статуи — аллегории музы с лирой в руке. Фон был нейтральным. Потом, по настоянию друзей (прежде всего, Шереметев мог подсказывать что-то, да и Дельвиг), появился мотив, очень важный для объяснения темы портрета. Хотя существуют разные взгляды на эту деталь, и современники писали о том, что, может быть, портретное полотно и не нуждалось в этой аллегории, но так или иначе скульптура появляется, выполненная в духе той эпохи. Она похожа на работы скульпторов С.И. Гальберга, И.П. Витали. Есть основания полагать, что А.М. Опекушин, смотревший на портрет Кипренского, взял замечательный профиль Пушкина для своего памятника от этой скульптуры. И, между прочим, в первоначальной модели монумента в руках у Пушкина тоже была лира. Поэтому, безусловно, роль этой детали велика. Она говорит о том, что перед нами не просто изображение поэта в жизни, а присутствует сама муза Пушкина. Эта деталь важна, что объясняется стихами поэта, в которых дается определение прекрасному: "Прекрасное должно быть величаво". Вот то, что искал Кипренский и что действительно нашел при создании портрета.

Портрет А.С. Пушкина кисти Кипренского почти фронтален, в отличие от работы Тропииина. Современники, в частности Н.В. Кукольник, видели в этой постановке отступление от документальной правды. Он писал о том, что "оборот" фигуры для Пушкина не свойственен, также как и взгляд. Считалось, что Тропинин, введя другой ракурс, был ближе к натуре, что вполне возможно, поскольку Пушкин был очень подвижен, и схватить его взгляд, его поворот, его движение было, конечно, нелегко. Да и Кипренский не ставил перед собой такой задачи. Он шел по пути создания образа-идеала, который остается в памяти, образа поэта, как будто бы мысленно произносящего слова — уста недвижны, но слово рождается. Вот эту тайну рождения слова Кипренский сумел объяснить и передать. Есть в портрете еще одна важная деталь — руки. Они скрыты тканью, лишь чуть-чуть показаны пальцы. Это тоже какая-то поэтическая метафора, потому что в этих скрытых руках ощущается движение, как крыла птицы. Фон приобретает цвет тусклого золота, отдаленно напоминая икону. В общем, по какой-то цельности, по обобщению, по пониманию идеи человека портрет Пушкина кисти Кипренского — чуть ли не иконный образ. Одним словом, работа удивительная, которая не случайно получила высокую оценку современников и покорила самого Пушкина, посвятившего ей стихи. После смерти Дельвига Пушкин выкупил портрет у его вдовы, и с 1831 года до 1837-го держал его перед своими глазами.

Портрет А.С. Пушкина был вершиной творчества Кипренского, дальше которого он не пошел, и ничего равного ему больше не создал. Более того, если говорить о дальнейшей судьбе художника, то она складывается очень печально. В 1828 году, через год после исполнения портрета, Кипренский, оставаясь очень одиноким (слава его уже уходила в прошлое), уезжает в Италию, откуда в Петербург, в Россию, не возвращается. В Италии он постепенно утрачивает присущие ему индивидуальные качества художника-романтика, и в его творчестве появляется другая сторона — романтизма внешнего, выразившегося в "Гадалках", "Читателях газет", парадных портретах, в театрализованных замыслах. Наблюдается угасание таланта живописца и отход от той высоты, на которую он поднимается в портрете Пушкина.


Н.Н. Третьяков "Образ в искусстве" (курс лекций)
Том 1. "Петровская и послепетровская Россия"

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/432031.html


Метки:  

Земельная собственность Пушкинa

Вторник, 19 Марта 2019 г. 02:44 + в цитатник

Главная роль среди пушкинских мемориальных мест отведена заповеднику "Михайловское", поскольку, во-первых, в этом имении Пушкин провел два года ссылки,
во-вторых, потому что похоронен он под стенами Святогорского монастыря,
а в-третьих — именно эта скромная материнская деревня была унаследована
детьми поэта. В музейный комплекс Пушкинского заповедника входят несколько бывших дворянских усадеб: помимо самого Михайловского, еще Тригорское
(владение Осиповых-Вульф — друзей и родственников Пушкиных) и Петровское
(имение старшего брата деда поэта, Петра Осиповича Ганнибала, переданное им
еще при жизни единственному сыну Вениамину). Михайловское среди них самое
незначительное.

Настоящим, родовым имением Пушкиных были нижегородские Болдино
и Кистенево. Факт непопулярный, но Пушкин происходил из семьи крупных землевладельцев: крупным считался помещик, имевший больше 500 душ, таких
в России было только 3 726 (по данным восьмой ревизии — 1833 год) и 3 858 семей (по данным десятой — 1857 год) из приблизительно 100 тысяч семей дворянземлевладельцев.

У деда поэта, Льва Александровича Пушкина, в нижегородских имениях
насчитывалось более трех тысяч душ. После его смерти имение было поделено
между сыновьями, в том числе и от первого брака, но отцу поэта, Сергею Львовичу, в конечном итоге досталось около 1 200 крестьян. Примерно столько же было и у его брата Василия Львовича. Оба брата отличались редкой хозяйственной
бездарностью. После смерти Василия Львовича оказалось, что его часть имения
опутана долгами, и у племянника Александра, собравшегося было принять наследство бездетного дядюшки, не нашлось средств на уплату его долгов. Дядина
часть Болдина пошла с молотка и была приобретена помещиком С. В. Зыбиным.

В 1831 году собравшийся жениться Пушкин получает от отца в качестве свадебного подарка 200 душ в деревне Кистенево и тут же закладывает их. "Благодаря отца моего, который дал мне способ получить 38 тысяч, я женился", — пишет
он. (Как известно, в жены Пушкин взял бесприданницу. Прадед Натальи Николаевны сколотил шестимиллионное состояние: он занимался производством полотна, как раз когда Петр Первый строил флот и нуждался в парусах. Но его потомки за два поколения промотали все нажитое.)

В 1834 году отец передает Пушкину право на управление Болдиным. Пушкин
пытается получить от него отчет о состоянии имения, и Сергей Львович сообщает сыну, что за имением около 100 тысяч долгу, доходу оно приносит 22 тысячи
в год, из коих что-то "вроде семи тысяч" идет в уплату процентов казне. Однако
при уточнении выясняется, что память Сергея Львовича подвела, а скорее всего
он по легкомыслию и не удосужился узнать реальные размеры своего состояния.
На самом деле, пишет Пушкин брату Льву, долг казне составил 190 750 рублей,
процентов надо платить 11 826 рублей в год, недоимки составляют 11 045, а каков
доход и есть ли он — неизвестно. Пушкин пишет: "Я принял имение, которое не
принесет мне ничего, кроме забот и неприятностей". Начинается поиск управляющего. Пушкин делает попытку нанять бывшего управляющего из Тригорского,
но вскоре сообщает жене: "Из деревни имею я вести неутешительные. Посланный
мною новый управитель нашел все в таком беспорядке, что отказался от управления и уехал".

В Михайловском же относительный порядок был, и потому семейство Пушкиных проводило там летние месяцы. Происхождение этой пушкинской дачи заслуживает подробного описания. Императрица Елизавета Петровна подарила
Абраму Ганнибалу, знаменитому "арапу Петра Великого", земли в Псковской губернии за заслуги перед своим отцом. Сам Ганнибал в новом имении жить не
стал, но велел выстроить дом в Петровском (названном, понятно, в честь благодетеля), а в завещании, будучи верным последователем Петра, все свое имущество передал старшему сыну Ивану, во исполнение давно отменного петровского
указа о единонаследии. После смерти отца в 1781 году братья поделили-таки земли на четверых: Ивану отошла Суйда и дом в Петербурге, а трое младших получили во владение псковское имение. На долю деда поэта, Осипа Абрамовича Ганнибала, пришлось сельцо Михайловское (другое название — Зуево), которое,
возможно, было не хуже прочих, но так как хозяин Осип Абрамович был плохой,
то довольно скоро пришло в крайнюю скудость. К 1781 году Осип Абрамович уже обзавелся семьей и имел шестилетнюю дочь Надежду, но с женой не жил, а сожительствовал с псковской помещицей Устиньей Толстой, с которой, добыв фальшивое свидетельство, повенчался было, но был разоблачен. О дедовом Михайловском в доме родителей Александра Сергеевича ходили легенды, имение
представлялось богатым.

После смерти старого Ганнибала Михайловское перешло к законной жене
и дочери. Съездив принять наследство, Надежда Осиповна Пушкина формально
получила 700 десятин земли, 13 деревень и 180 душ. Однако спустя пару лет, когда дядя Петр Абрамович предъявил наследникам к уплате векселя брата, согласно официальной описи (Юрий Тынянов в романе "Пушкин" процитировал
письмо губернского прокурора) в Михайловском оказались лишь дворовые крестьяне — 23 души мужского пола да 25 женского, а от 13 деревень не осталось
ничего.

Тем не менее в Михайловском с 1811 года бабушка Марья Алексеевна ведет
скромное вдовье хозяйство, и с тех пор на лето туда и начинает приезжать семья
Пушкиных. Александр Пушкин впервые посетил Михайловское уже после окончания лицея, в 1817 году. Эти поездки продолжались вплоть до смерти Надежды
Осиповны, в 1836 году. Насколько можно понять из писем родственников Пушкина, никакого реального дохода из Михайловского выжать не удавалось и нормальной хозяйственной жизни в нем не было.

Дом был построен Осипом Абрамовичем, видимо, плохо, так как уже в 1829 году его пришлось перестраивать и обновлять. Тем не менее, когда после смерти Надежды Осиповны Михайловское предстояло поделить между вдовцом Сергеем
Львовичем и тремя его детьми, Александр Сергеевич, с нежностью вспоминая
свою двухлетнюю ссылку и лелея поэтические мечты оставить столицу и уединиться в деревне (надежды несбыточные и невозможные), сделает попытку выкупить
имение у родственников. Они не сойдутся в цене: поэт готов был отдать за родовое
гнездо в лучшем случае 40 тысяч рублей, а муж сестры Ольги, Николай Павлищев,
хотел за него немыслимые 64 тысячи.

Надо сказать, что никто из претендентов в Михайловском постоянно не жил
и хозяйством не занимался. Нет никаких следов, что господа хотя бы примерно
понимали, из чего это хозяйство складывается и можно ли сделать его эффективней. Единственной заботой было найти приличного управляющего, а за его отсутствием приходилось мириться с тем, который есть, и лишь пытаться ограничить его воровство.

Из писем и воспоминаний известно, что около дома был плодовый сад,
но, видимо, урожай не продавали, так как Надежда Осиповна жаловалась, что
слив, груш и яблок народилось столько, что девать некуда. Была оранжерея,
в которой, между прочим, вызревали дыни-канталупы. Помимо фруктового
изобилия — им скорее всего Пушкины были обязаны широкой натуре
Осипа Ганнибала, закупившего при закладке сада элитные сорта плодовых деревьев, — родители Пушкина вспоминают о шумной жизни окрестных помещиков, о многодневном взаимном гостевании, музицировании и танцах, но ничего
не говорят о посевах, сборе урожая, продаже зерна, обработке льна — основной
культуры в этих краях...

Нет известий о торговле лесом. Не было в Михайловском и обычного для
этих мест фабричного производства (в то время как в куда более обширных
и благополучных Петровском и Тригорском были винокуренные заводы.
В Тригорском еще при отце любимой пушкинской соседки, П. А. Осиповой,
действовали полотняная и бумажная фабрика. Правда, в пушкинское время производство было уже свернуто как неприбыльное). В общем, дача как дача,
только что продукты свои, хотя из-за скупости и бесхозяйственности зачастую подпорченные. Известно, что во время ссылки Пушкина в усадьбе проживало примерно 30 дворовых людей. Чем занималась эта орава, сведений
нет, типичными занятиями дворовых девушек было шитье и вышивание, ну
и сад, оранжерея, огород, конюшня, коровник, птичник — все эти непременные атрибуты любой, даже самой скромной усадьбы были и в Михайловском
налицо.

Возможно, где-то по соседству и были образцовые имения, в которых умелые
организаторы на скудных псковских почвах обеспечивали стабильный доход.
Однако история почему-то фиксирует в основном либо упадок, как в Михайловском, либо достойное прозябание, как в Тригорском, владелица которого с большим трудом, а было у нее более 800 душ крепостных, обеспечивала достойную
офицерскую жизнь своего сына Алексея Вульфа.

Есть еще занятный пример. Недалеко от Михайловского до сих пор существует
старинное село Велье, часть земель вокруг которого была подарена Петром I своему
соратнику, генерал-прокурору Сената Павлу Ягужинскому. В царствование Елизаветы, его вдова (вторым браком бывшая за братом канцлера Михаилом БестужевымРюминым) оказалась замешана в интригах австрийского посланника, и ее, лишив
имений, сослали в Сибирь. Однако их двенадцатилетнего сына Сергея императрица
взялась воспитывать на свой счет, послала в Вену, снабдила учителями, а когда молодой человек, отменно преуспев во всех науках, вернулся в Россию, возвратила ему
наследство его родителя (только в Велейской вотчине значилось 6 140 душ) вместе с
чином камер-юнкера. Однако Сергей Павлович вместо службы увлекся промышленным производством. В Велье, льняном крае, он задумал создать ткацкую мануфактуру, специально пригласил француза управляющего, привез из Москвы станки
и мастеров. Но из этой затеи, как, впрочем, и из попыток наладить железные заводы
в своих екатеринбургских владениях, ничего не вышло. Граф растратил и свои средства, и приданое жены, которая в результате подала на развод.

После смерти Пушкина император Николай принял решение очистить
Михайловское от долгов и передать детям поэта. Выкуп имения, из-за споров
с Павлищевым, продлился до 1842 года. Тогда в Михайловское пару раз на лето
приезжала Наталья Николаевна с детьми, но обнаружила обветшавший дом, запущенный сад, разваливающиеся постройки. Постоянно жить в Михайловском
с 1866 года начал младший сын Пушкина — Григорий. Увлекался охотой и садоводством. И оказался более рачительным хозяином, чем его родители. Старый
дом, в котором когда-то жил ссыльный поэт, к этому времени совсем развалился
и был продан на своз, а на его месте построен новый. В 1899 году, к юбилею Пушкина, было принято решение о выкупе Михайловского в казну для устройства
в нем благотворительного учреждения в память поэта. Григорий Александрович,
к тому времени уже лет десять живший в имении своей жены под Вильно, получил 140 тысяч рублей.

Пока собирали деньги и покупали обстановку, дом, построенный Григорием
Александровичем, сгорел, и на его месте был выстроен новый, по проекту архитектора Владимира Щуко, восстановившего первоначальный "пушкинский" его
вид. В 1918 году крестьяне спалили все строения усадьбы, кроме "домика няни"
(баньки, где, по преданию, работал Пушкин), как, впрочем, поступили они со
всеми остальными имениями в округе. Не избежали общей участи и господские
дома в Тригорском и Петровском, простоявшие до той поры, впрочем, более века, что для переменчивой российской истории срок порядочный.

В двадцатые годы "Пушкинский уголок" вновь начинает пользоваться популярностью, на могилу Пушкина приезжают поклонники, и к очередному юбилею, 100-летию начала ссылки, в одном из отреставрированных флигелей открылся маленький музей. В 1937 году, к столетию смерти поэта, по проекту
архитектора Романова восстановлен дом, который сожгут уже немцы во время
Отечественной войны. Так что знаменитый Семен Степанович Гейченко, директор музея-заповедника, к 150-летию Пушкина построит на земле Михайловского шестую версию дома, считая с ганнибаловых времен.

http://www.strana-oz.ru/2004/1/zemelnaya-sobstvennost-russkih-literatorov-pushkin-tolstoy-ostrovskiy

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/431695.html


Метки:  

Акварели графа Федора Петровича Толстого (1783 - 1873)

Вторник, 19 Марта 2019 г. 02:35 + в цитатник
Это о нем писал Пушкин в Евгении Онегине:
Великолепные альбомы,
Мученье модных рифмачей,
Вы, украшéнные проворно
Толстого кистью чудотворной.








https://pushkinskij-dom.livejournal.com/431503.html


Метки:  

Пушкин в работах Кустодиева

Четверг, 07 Марта 2019 г. 18:18 + в цитатник
В фондах Всероссийского музея А. С. Пушкина хранится 48 работ художника, среди которых иллюстрации к произведениям А. С. Пушкина, три графических портрета и гипсовая полуфигура поэта.

Кустодиев с юных лет много читал, особенно увлекался Пушкиным. По собственному признанию, он видел много в природе и жизни через стихи Пушкина. (Художник К. Ф. Юон)

Любил отец, чтобы во время работы ему читали; восхищался стихами и поэмами А. С. Пушкина. Особенно любимо было стихотворение Пушкина "Осень". (К. Кустодиев. О моем отце)


Пушкин на площади. 1915 г. Бумага, акв., белила, гуашь



Пушкин в санях. 1915 г. Бумага, карандаш


Пушкин А.С. 1910 г. Гипс


Пушкин на набережной Невы. Ок. 1910 г. Бумага, карандаш

Иллюстрации Б. М. Кустодиева к произведениям А. С. Пушкина можно посмотреть на сайте Всероссийского музея А. С. Пушкина.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/431248.html


Метки:  

Саша Черный. ДОМ ГЕТЕ

Четверг, 07 Марта 2019 г. 18:16 + в цитатник


Кто здесь жил – камергер, Дон Жуан иль патриций,
Антикварий, художник, сухой лаборант?
В каждой мелочи чванство вельможных традиций
И огромный, пытливый и зоркий талант.
Ордена, письма герцогов, перстни, фигуры,
Табакерки, дипломы, печати, часы,
Акварели и гипсы, полотна, гравюры,
Минералы и колбы, таблицы, весы...
Маска Данте, Тарквиний и древние боги,
Бюстов герцогов с женами – целый лабаз.
Со звездой, и в халате, и в лаврах, и в тоге –
Снова Гете и Гете – с мешками у глаз.
Силуэты изысканно-томных любовниц,
Сувениры и письма, сухие цветы –
Все открыто для праздных входящих коровниц
До последней интимно-пугливой черты.
Вот за стеклами шкафа опять панорама:
Шарф, жилеты и туфли, халат и штаны.
Где же локон Самсона и череп Адама,
Глаз Медузы и пух из крыла Сатаны?
В кабинете уютно, просторно и просто,
Мудрый Гете сюда убегал от вещей,
От приемов, улыбок, приветствий и тостов,
От случайных назойливо-цепких клещей.
В тесной спаленке кресло, лекарство и чашка.
"Б о л ь ш е с в е т а!" В ответ, наклонившись к нему,
Смерть, смеясь, на глаза положила костяшки
И шепнула: "Довольно! Пожалуйте в тьму..."
В коридоре я замер в смертельной тревоге –
Бледный Пушкин, как тень, у окна пролетел
И вздохнул: "Замечательный домик, ей-богу!
В Петербурге такого бы ты не имел..."

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/431037.html


Метки:  

Редкий двухтомник Пушкина в старинном переплёте ушёл с молотка за 1 млн руб - ИА REGNUM

Понедельник, 04 Марта 2019 г. 11:01 + в цитатник
https://regnum.ru/news/cultura/2381084.html
В Москве на аукционе продан редкий двухтомник «Поэмы и повести» Александра Пушкина, датированный 1835 годом. Лот ушёл с молотка за 1 млн рублей. Кто стал счастливым обладателем редкой книги, не сообщается.
...
Тираж этого двухтомника, в который вошли такие произведения, как «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила», «Бахчисарайский фонтан», составил 1,2 тысячи экземпляров. В те времена оба тома можно было купить за 20 рублей.

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/430708.html


Метки:  

Выставка Россия XIII

Воскресенье, 03 Марта 2019 г. 21:42 + в цитатник
Современная графика преимущественно молодых художников на темы пушкинской поэзии и мест где жил поэт. На проходящей сейчас в Москве в ЦДХ выставке Союза художников России .


Теслик А.Н. По пушкинским местам. Осень в с. Берново, 2016


Теслик А.Н. По пушкинским местам. Ранняя весна, 2016


Абдулаева Е.Ю Михайловское. 2014


Абдулаева Е.Ю Мельница. 2014


Белогуров М.А. Памятник Пушкину, 2018


Блистанова Е. М. Барышня, 2016


Дорошенко М.А. Снег сходит, 2014


Дружинина М.М. Вечер, 2014


Каменская М. Красный интерьер. Пушкиногорье, 2017


Котляров Н.А. Осенняя аллея, 2014


Мордашева А.В. Кабинет в Михайловском, 2018


Мордашева А.В. Няня поэта. 2018


Шеварова А.Д. Февраль. Кривые дороги, 2014

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/430394.html


Метки:  

Euronews: в Анталье открылся музей Александра Пушкина

Четверг, 28 Февраля 2019 г. 21:12 + в цитатник

Музей Александра Пушкина открыт в турецкой Анталье. В этом году отмечают не только 220 лет со дня рождения поэта, но и 190 лет его путешествия в Турцию: она стала единственной страной за пределами Российской Империи, где Пушкин побывал. Об этом он написал "Путешествие в Арзрум". В самом Эрзуруме также планируют открыть музей поэта в доме, где тот останавливался.
В Анталье же экспозиция размещена при русской школе. Организаторы заявляют, что она рассчитана не только на русскоязычную диаспору, но и на граждан Турции и туристов из других стран.
Среди экспонатов — произведения Пушкина, изданные в Турции и России, а также, например, экземпляр газеты "Правда" 1937 года: в годовщину гибели поэта его называют "нашим, советским".
Со временем экспозицию планируют расширить в масштабный литературный музей, посвящённый не только Пушкину, но и другим русским писателям и поэтам.
Дата выхода в эфир 27 февраля 2019 года.

Оригинал новости ИноТВ:
https://russian.rt.com/inotv/2019-02-27/Euronews-v-Antale-otkrilsya-muzej

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/430252.html


Метки:  

Euronews: в Анталье открылся музей Александра Пушкина

Четверг, 28 Февраля 2019 г. 21:12 + в цитатник

Музей Александра Пушкина открыт в турецкой Анталье. В этом году отмечают не только 220 лет со дня рождения поэта, но и 190 лет его путешествия в Турцию: она стала единственной страной за пределами Российской Империи, где Пушкин побывал. Об этом он написал "Путешествие в Арзрум". В самом Эрзуруме также планируют открыть музей поэта в доме, где тот останавливался.
В Анталье же экспозиция размещена при русской школе. Организаторы заявляют, что она рассчитана не только на русскоязычную диаспору, но и на граждан Турции и туристов из других стран.
Среди экспонатов — произведения Пушкина, изданные в Турции и России, а также, например, экземпляр газеты "Правда" 1937 года: в годовщину гибели поэта его называют "нашим, советским".
Со временем экспозицию планируют расширить в масштабный литературный музей, посвящённый не только Пушкину, но и другим русским писателям и поэтам.
Дата выхода в эфир 27 февраля 2019 года.

Оригинал новости ИноТВ:
https://russian.rt.com/inotv/2019-02-27/Euronews-v-Antale-otkrilsya-muzej

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/430252.html


Метки:  

Вопрос интересный

Воскресенье, 24 Февраля 2019 г. 00:21 + в цитатник
В каком году произошли события, описанные в повести "Дубровский"?
У Пушкина даты нет

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/429935.html


Игорь Шаймарданов. Деревенский Пушкин. Выставка

Среда, 20 Февраля 2019 г. 10:05 + в цитатник
В Москве в Выставочном зале Музея Пушкина в Денежном переулке открылась выставка "Деревенский Пушкин", на которой представлены 47 работ питерского художника Игоря Шаймарданова. Выставка закрывается 3 марта

по ссылке картинки с выставки (листать)
https://www.metronews.ru/novosti/moscow/reviews/v-moskvu-priehal-naivnyy-pushkin-vystavka-neobychnyh-kartin-s-poetom-1513927/?fbclid=IwAR2RnPxdzOhgY854nQ2ATud4lhKND7ciuNSw58N2GAjHNo3U_wgDM-Q22WU








https://pushkinskij-dom.livejournal.com/429736.html


Метки:  

Выставка Портреты А.С. Пушкина

Вторник, 19 Февраля 2019 г. 15:42 + в цитатник
10 февраля - 19 мая, Государственный музей А.С. Пушкина – Выставочные залы "Под сводами" (Москва, ул. Пречистенка, 12/2)

Хронологические рамки выставки охватывают почти 220-летний период: от первого прижизненного детского портрета А.С. Пушкина до портретных работ, выполненных нашими современниками в последние годы. Зрители смогут увидеть оригиналы знаменитых живописных работ кисти Тропинина, Брюллова, Соколова, Чернецова и других художников-современников Пушкина; первые скульптурные его изображения и графические образы, появившиеся в печатных изданиях того времени. (Подробнее)


Горюнов (иеромонах Тарасий). А. С. Пушкин. 1850-е годы

https://pushkinskij-dom.livejournal.com/429504.html


Метки:  

Почти детективная история одного портрета А.С. Пушкина

Воскресенье, 17 Февраля 2019 г. 21:14 + в цитатник
Почти детективная история одной выдающейся картины, благодаря которой мы знаем, как на самом деле выглядел Александр Сергеевич Пушкин.



В 1877 году в Музей при Александровском лицее пришел некий артист по фамилии Леонидов. В руках он держал приличных размеров сверток.
-Что ж вы, батенька-с, мнетесь на пороге, проходите, любезнейший, - сказал ему работник музея.
-Да я ненадолго, - отозвался Леонидов. – Вот, принес в дар музею картину.
-Премного благодарны-с, - разочаровано протянул работник (он-то надеялся, что Леонидов приобретет билет). – Поставьте вашу картину в углу-с.
Сколько дар простоял в углу – неизвестно, однако, в конце концов, на сверток обратили внимание. Как и предполагал принявший холст работник, картина была пустяковой. Плохая копия знаменитого портрета Пушкина кисти Кипренского. К тому же, полотно было изрядно загрязнено и потемнело от времени.
Все-таки музей решил заняться реставрацией портрета. Когда с картины был снят слой пыли, перед реставраторами предстал Александр Сергеевич Пушкин. Таким, каким его никто не видел. Вернее, таким, каковым его видели современники. Жуковский, Дельвиг, царь Николай Первый, Натали Гончарова, Анна Керн… Настоящий, подлинный Пушкин. Пушкин с глазами, полными грусти и боли. Глазами мыслителя, философа, пророка. Некрасивый, но, вместе с тем, невероятно красивый Пушкин! Пушкин без прикрас, которые волей-неволей допускал очарованный гением Кипренский, допускали другие художники, писавшие прижизненные портреты великого поэта.
В правой части картины мелкими буквами было написано: "писал с натуры И. Линев".
Это был прижизненный портрет Пушкина!
Газеты взорвались, общественность гудела, пресса публиковала одну статью за другой. Оказалось, что артист Леонидов получил портрет от своей супруги – дочери балетного артиста Стуколкина. Как картина оказалась у Стуколкина – история умалчивала.

Главной загадкой оставался И. Линев. Никто ничего не знал об этом художнике, никто не видел других его работ. Кто он, где и когда он мог познакомиться с Пушкиным, написать его портрет? Это оставалось тайной много-много лет, но, в конце концов, правда раскрылась, и самым неожиданным образом.
В 1968 году 80-летний профессор электротехники С. Куликов решил написать книгу про известного русского изобретателя, революционера А. Линева. В процессе сбора материала он узнал, что предки Линева интересовались живописью и один из них, отставной полковник Иван Логинович Линев, даже расписал потолки в родовой усадьбе. Усадьба эта находилась неподалеку от Ленинграда.
Оставалось только найти связь Линева с Пушкиным. И она была найдена. Оказалось, что зиму Линев коротал в доме на 2-й Итальянской улице, где также проживала семья Александра Ивановича Тургенева – ближайшего друга Пушкина, сопровождавшего скорбные дроги с телом поэта в Псковскую губернию, к месту похорон. У Тургенева подолгу жил Василий Андреевич Жуковский, который наверняка был знаком с Иваном Логиновичем Линевым и знал об его увлечении живописью.
Жуковский и стал последней недостающей деталью пазла.
Пушкинистам были отлично известны даты и обстоятельства написания всех прижизненных портретов Пушкина. О создании этих живописных работ в дневниках или письмах писали сам Пушкин, его друзья и знакомые.
Только одна работа была покрыта мраком тайны. Это была загадочная картина из двух кратких записок, которые Жуковский отправил Пушкину в 1836 году, за несколько месяцев до гибели поэта. Вот они, эти записки:
"… завтра (в субботу) жду тебя также непременно к себе часу во втором поутру. У меня будет живописец, и ты должен с полчаса посидеть под пыткою его животворной кисти".
"Не забудь, что ты у меня нынче в час будешь рисоваться. Если не найдешь меня, паче чаяния, дома, то найдешь у меня живописца. Прошу пожаловать".
Кто этот загадочный живописец с "животворной кистью", какую именно картину он создал?
Благодаря неожиданному открытию профессора электротехники стало понятно: Жуковский пишет об Иване Логиновиче Линеве и о той самой картине, что хранится в Музее Александровского лицея.
А это значит, что портрет, принесенный в музей артистом Леонидовым, был последним прижизненным портретом Пушкина.
Вглядываясь в это грустное, измученное, усталое, но такое бесконечно мудрое, доброе и прекрасное лицо, я ни на минуту не сомневаюсь: я вижу Пушкина. Это он. Именно таким он и был.



https://pushkinskij-dom.livejournal.com/429221.html


Метки:  

Без заголовка

Воскресенье, 17 Февраля 2019 г. 13:48 + в цитатник


Поиск сообщений в lj_pushkinskij_dom
Страницы: 73 ... 52 51 [50] 49 48 ..
.. 1 Календарь