-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_dmitry_korzhov

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 31.03.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 5




Дмитрий Коржов - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://dmitry-korzhov.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??8ef01000, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Июньский снеговичок

Четверг, 31 Августа 2017 г. 14:32 + в цитатник

О, какая у нас сегодня первая полоса! В честь самого холодного в моей мурманской жизни лета. Снимок Сергея Юдкова сделан 20 июня сего года в нашем дорогом и любимом Мурманске. Ну что тут скажешь, так и живём...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/616168.html


Метки:  

Июньский снеговичок

Четверг, 31 Августа 2017 г. 14:32 + в цитатник

О, какая у нас сегодня первая полоса! В честь самого холодного в моей мурманской жизни лета. Снимок Сергея Юдкова сделан 20 июня сего года в нашем дорогом и любимом Мурманске. Ну что тут скажешь, так и живём...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/616168.html


Метки:  

"Девье сердце" на "Табуретке"

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 14:16 + в цитатник

Ну что ж, замечательно съездили мы на "Табуретку". Там же состоялась и премьера новой моей книжечки - "Девье сердце". Как мне показалось, первая её встреча с читателями прошла более чем успешно. Да и остальные книги, которые мы с издателем Олегом Дроздовым привезли в Мончегорск, вниманием обижены не были.

Праздник, в целом, получился отличный.Много встреч со старыми друзьями (Вадик Трусов и Гриша Сыпко, конечно, Игорь Панасенко приехал из Апатитов), и - новые знакомства. Мы хорошо пообщались с Ольгой Игоревной Коноваловой, участницей постоянной наших чтений (еще с Масловым во главе!) в Мончегорске, подружились с Лито Ковдора "Самовар". Даст Бог, приедем туда с четырехтомником Виталия Семёновича.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615754.html


Метки:  

"Девье сердце" на "Табуретке"

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 14:16 + в цитатник

Ну что ж, замечательно съездили мы на "Табуретку". Там же состоялась и премьера новой моей книжечки - "Девье сердце". Как мне показалось, первая её встреча с читателями прошла более чем успешно. Да и остальные книги, которые мы с издателем Олегом Дроздовым привезли в Мончегорск, вниманием обижены не были.

Праздник, в целом, получился отличный.Много встреч со старыми друзьями (Вадик Трусов и Гриша Сыпко, конечно, Игорь Панасенко приехал из Апатитов), и - новые знакомства. Мы хорошо пообщались с Ольгой Игоревной Коноваловой, участницей постоянной наших чтений (еще с Масловым во главе!) в Мончегорске, подружились с Лито Ковдора "Самовар". Даст Бог, приедем туда с четырехтомником Виталия Семёновича.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615754.html


Метки:  

"Девье сердце" на "Табуретке"

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 14:16 + в цитатник

Ну что ж, замечательно съездили мы на "Табуретку". Там же состоялась и премьера новой моей книжечки - "Девье сердце". Как мне показалось, первая её встреча с читателями прошла более чем успешно. Да и остальные книги, которые мы с издателем Олегом Дроздовым привезли в Мончегорск, вниманием обижены не были.

Праздник, в целом, получился отличный.Много встреч со старыми друзьями (Вадик Трусов и Гриша Сыпко, конечно, Игорь Панасенко приехал из Апатитов), и - новые знакомства. Мы хорошо пообщались с Ольгой Игоревной Коноваловой, участницей постоянной наших чтений (еще с Масловым во главе!) в Мончегорске, подружились с Лито Ковдора "Самовар". Даст Бог, приедем туда с четырехтомником Виталия Семёновича.

http://dmitry-korzhov.livejournal.com/615754.html


Метки:  

И чарку вернуть!

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 11:28 + в цитатник
Оригинал взят у tiina в Кулинарные традиции на флоте в Российской империи.

Российский императорский флот: как питались нижние чины...

Завтрак сервировали после пяти часов утра на разложенных на палубе брезентах. Он состоял из жидкой кашицы, в которую макали сухари. После пили много чая, чтобы обмануть желудок ощущением сытости.


Перед полуденным обедом выдавалась так называемая "винная порция", после чего на палубе вновь раскладывались брезенты. Меню было неприхотливым, зато сытным и горячим: жирные щи или борщ, которые варились на говядине, солонине, рыбе. Поначалу матросам наливали в миски только бульон, а когда на дне бака оставалось только мясо, его вынимали, мелко резали и высыпали обратно. После чего команда принималась уже за "мясное блюдо". Третьим же блюдом обычно была каша из гречневой или пшенной крупы, а в более поздние времена - макароны, политые маслом.
По петровскому Морскому уставу нижним чинам ежемесячно полагалось:
говядины и свинины - 5 фунтов (русский фунт - 409,5 грамма),
сухарей - 45 фунтов,
гороха - 10 фунтов,
гречневой крупы - 5 фунтов,
овсяной крупы - 10 фунтов.
Кроме того в паек входило 4 фунта рыбы, 6 фунтов масла, 7 ведер пива, 16 чарок "вина" (под "вином" понимали водку, русская чарка - 0.123 л), полкружки уксуса и 1,5 фунта соли.
В воскресенье, среду, четверг и субботу личный состав предлагалось кормить мясом с кашей. Пятница была постным днем, поэтому каша варилась с рыбой. В понедельник и среду служители (так в петровское время называли нижних чинов) завтракали густой кашей, а по вечерам ели горох.

Нижние чины на судах подводного плавания питались лучше. Например, подводники Сибирской флотилии (современный Тихоокеанский флот) на завтрак получали чай с молоком и небольшой батон белого хлеба, который называли булкой. Обед состоял из супа и второго мясного или сладкого блюда. А на ужин подавали второе обеденное блюдо. А если таковым былое сладкое, то готовилось специальное мясное блюдо.

Унтер-офицеры, согласно Морскому уставу, должны были получать продукты натурой. Им отпускались одинаковые суммы, равные полутора матросским порциям. Флотский обер-офицер получал 2 матросские порции в месяц, капитан 2го ранга - 4, а капитан 1го ранга - 6 порций. Этот довольно-таки калорийный паек выдавался не всегда своевременно, причем нередко входящие в него продукты оказывались несвежими.

Нижние чины команды яхты "Штандарт" за обедом.
Нижние чины команды яхты "Штандарт" за обедом.


Как питались офицеры...

Они получали столовые деньги, на которые должны были либо закупать провизию самостоятельно, либо пускать их в "общий котел" и столоваться в кают-компании. Сумма столовых денег назначалась в зависимости от чина и должности.

Офицерский стол был куда богаче матросского. Члены кают-компании регулярно выбирали содержателя - человека, который отвечал за вкусную и здоровую пищу. Он закупал продукты, которые передавались офицерскому коку, и следил за разнообразием меню.

Вот как пишет об офицерских трапезах известный писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович (1843-1904) в повести "Вокруг света на "Коршуне": "В половине первого офицеры обедают. Обед благодаря хозяйственным талантам выбранного содержателя кают-компании отличный... Еще живность не вся съедена, еще не пришлось сесть на консервы. От двенадцати до двух часов пополудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято".

В кают-компании корвета "Витязь". 1886-1889 годы.
В кают-компании корвета "Витязь". 1886-1889 годы.


... и почему все уважали баталера

Устоявшееся на флоте выражение "адмиральский час" - полдень - напоминает нам о привычке Петра Великого, основателя российского флота, выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться "адмиральским часом" с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства стало отмечать наступление 12 часов дня.

На русском флоте существовал строгий порядок выдачи вина и водки. Винная порция никогда не отдавалась нижним чинам вся сразу. Две трети из положенных 120 г матрос получал на обед, остаток - на ужин. Это был целый ритуал. Боцман проходил по отсекам и дудкой давал специальный сигнал "К вину" - моряки называли этот звук соловьиной песней. Экипаж строился в столовой команды, а специальный матрос-виночерпий (баталер) под присмотром вахтенного офицера выкрикивал фамилии. Первыми шли старший боцман и унтер-офицеры, считавшиеся "баковой аристократией". Из специального жбана - ендовы - баталер наливал порции в одну кружку. Перед приемом чарки полагалось снять головной убор и перекреститься. А после чарки - поклониться и передать кружку следующему.

Морскую чарку никогда не закусывали.

За трезвый образ жизни моряку полагалась денежная компенсация - заслуга. В конце XIX века за каждую невыпитую чарку матрос получал пять копеек, поэтому за дальний поход мог скопить немалую прибавку к жалованью. Например, матрос первой статьи в месяц мог получить рубль серебром.

После Октябрьской революции морская чарка была отменена на всех кораблях. Позже, прислушавшись к советам врачей, подводникам и морякам с разведывательных кораблей алкоголь вернули. Но уже не 40градусные напитки, а вино, и не 120 г, а только 50.

Недавно Минобороны решило вернуть обязательную чарку на российский флот. Для офицеров и контрактников в день полагается до 75 г красного вина, а матросам срочной службы - 50 г. По результатам исследования сотрудников НИИ питания и диетологии, малые дозы вина в питании моряков улучшают пищеварение и повышают иммунитет.

В такие чарки разливалось вино на крейсере "Россия".
В такие чарки разливалось вино на крейсере "Россия".


МЕНЮ "МОРСКОГО ОБЕДА"

Винегрет
Суп из кильки в томатном соусе
Макароны по-флотски

Винегрет

Ингредиенты: свекла (средняя) - 2 шт., картофель - 2 шт., морковь - 1 шт., кислая капуста - 140 г, квашеные огурцы - 2 шт., лук белый - 1 шт., растительное масло - 50 мл, соль, перец, травы - по вкусу.

Рецепт: Отварить в воде с небольшим количеством соли картофель в мундире. Следить, чтобы он не переварился. В отдельной кастрюле отварить неочищенную свеклу. В процессе варки не нужно добавлять соль, иначе свекла потускнеет и станет рыхлой. Также сварить морковь вместе с кожурой. Ее можно варить и вместе с картофелем, в этом случае морковь надо закладывать в кастрюлю за 15-20 минут до картофеля. Лук мелко нарезать кубиками. Квашеную капусту тщательно отжать от рассола. Маринованные огурцы промыть под проточной водой, отрезать хвостики и нарезать мелкими кубиками. Лучше выбирать плотные и маленькие огурцы, потому что в них не так много жидкости, они не сделают винегрет водянистым. Готовую свеклу, морковь и картофель остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. Соединить в большой миске все ингредиенты, добавить соль, любимые специи и растительное масло.


Суп из кильки в томатном соусе

Ингредиенты: килька в томатном соусе - 1 банка консервов, рис - 0,5 стак., картофель среднего размера - 3 шт., морковь - 1 шт., лук репчатый - 1 шт., листики лавра - 3 шт., соль - около 5 г, молотый перец - по вкусу, зелень - для украшения блюда.

Рецепт: В небольшую кастрюлю налить 2 л воды и довести до кипения. Рис промыть, залить водой и варить до полуготовности. Картофель очистить, нарезать кубиками и опустить в кипящую воду. Луковицу очистить, нашинковать и жарить на сковороде до получения золотистого цвета. Морковку промыть, почистить, крупно натереть и добавить к луку. Рис промыть холодной водой, отбросить на сито, а после добавить в кастрюлю с готовящимся супом. Зажарку из лука и моркови добавить к содержимому кастрюли. На завершающей стадии нужно добавить рыбные консервы и дать повариться супу еще 5 минут на медленном огне. Добавить соль, если не хватает, посыпать перцем и положить лавровый лист. Подавать суп на стол со сметаной и любой зеленью.


Макароны по-флотски

Ингредиенты: макароны - 200 г, фарш (говядина, свинина) - 250 г, лук репчатый - 1 шт., чеснок - 1 зубчик, томатная паста - 1 ст. л., масло подсолнечное - 2 ст. л., соль, черный молотый перец.

Рецепт: В кипящую подсоленную воду засыпать макароны. Варить, согласно инструкции на упаковке. Пока варятся макароны, лук почистить и порезать мелкими кубиками. Чеснок почистить и измельчить. В разогретую сковороду налить масло и обжарить лук до легкой золотистости. В конце добавить чеснок и обжаривать еще 30 секунд. Обжаренный лук отодвинуть на самый край сковороды, увеличить огонь, добавить фарш и обжаривать его, разбивая комочки. Весь процесс займет около 5 минут. К фаршу добавить соль, перец, томатную пасту, немного воды и все хорошо перемешать с луком, затем закрыть крышкой и потомить несколько минут. Готовые макароны промыть и добавить к фаршу.

https://rg.ru/2017/04/21/rodina-kuhnia.html
Морскую чарку не закусывают!

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615486.html


Метки:  

И чарку вернуть!

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 11:28 + в цитатник
Оригинал взят у tiina в Кулинарные традиции на флоте в Российской империи.

Российский императорский флот: как питались нижние чины...

Завтрак сервировали после пяти часов утра на разложенных на палубе брезентах. Он состоял из жидкой кашицы, в которую макали сухари. После пили много чая, чтобы обмануть желудок ощущением сытости.


Перед полуденным обедом выдавалась так называемая "винная порция", после чего на палубе вновь раскладывались брезенты. Меню было неприхотливым, зато сытным и горячим: жирные щи или борщ, которые варились на говядине, солонине, рыбе. Поначалу матросам наливали в миски только бульон, а когда на дне бака оставалось только мясо, его вынимали, мелко резали и высыпали обратно. После чего команда принималась уже за "мясное блюдо". Третьим же блюдом обычно была каша из гречневой или пшенной крупы, а в более поздние времена - макароны, политые маслом.
По петровскому Морскому уставу нижним чинам ежемесячно полагалось:
говядины и свинины - 5 фунтов (русский фунт - 409,5 грамма),
сухарей - 45 фунтов,
гороха - 10 фунтов,
гречневой крупы - 5 фунтов,
овсяной крупы - 10 фунтов.
Кроме того в паек входило 4 фунта рыбы, 6 фунтов масла, 7 ведер пива, 16 чарок "вина" (под "вином" понимали водку, русская чарка - 0.123 л), полкружки уксуса и 1,5 фунта соли.
В воскресенье, среду, четверг и субботу личный состав предлагалось кормить мясом с кашей. Пятница была постным днем, поэтому каша варилась с рыбой. В понедельник и среду служители (так в петровское время называли нижних чинов) завтракали густой кашей, а по вечерам ели горох.

Нижние чины на судах подводного плавания питались лучше. Например, подводники Сибирской флотилии (современный Тихоокеанский флот) на завтрак получали чай с молоком и небольшой батон белого хлеба, который называли булкой. Обед состоял из супа и второго мясного или сладкого блюда. А на ужин подавали второе обеденное блюдо. А если таковым былое сладкое, то готовилось специальное мясное блюдо.

Унтер-офицеры, согласно Морскому уставу, должны были получать продукты натурой. Им отпускались одинаковые суммы, равные полутора матросским порциям. Флотский обер-офицер получал 2 матросские порции в месяц, капитан 2го ранга - 4, а капитан 1го ранга - 6 порций. Этот довольно-таки калорийный паек выдавался не всегда своевременно, причем нередко входящие в него продукты оказывались несвежими.

Нижние чины команды яхты "Штандарт" за обедом.
Нижние чины команды яхты "Штандарт" за обедом.


Как питались офицеры...

Они получали столовые деньги, на которые должны были либо закупать провизию самостоятельно, либо пускать их в "общий котел" и столоваться в кают-компании. Сумма столовых денег назначалась в зависимости от чина и должности.

Офицерский стол был куда богаче матросского. Члены кают-компании регулярно выбирали содержателя - человека, который отвечал за вкусную и здоровую пищу. Он закупал продукты, которые передавались офицерскому коку, и следил за разнообразием меню.

Вот как пишет об офицерских трапезах известный писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович (1843-1904) в повести "Вокруг света на "Коршуне": "В половине первого офицеры обедают. Обед благодаря хозяйственным талантам выбранного содержателя кают-компании отличный... Еще живность не вся съедена, еще не пришлось сесть на консервы. От двенадцати до двух часов пополудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято".

В кают-компании корвета "Витязь". 1886-1889 годы.
В кают-компании корвета "Витязь". 1886-1889 годы.


... и почему все уважали баталера

Устоявшееся на флоте выражение "адмиральский час" - полдень - напоминает нам о привычке Петра Великого, основателя российского флота, выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться "адмиральским часом" с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства стало отмечать наступление 12 часов дня.

На русском флоте существовал строгий порядок выдачи вина и водки. Винная порция никогда не отдавалась нижним чинам вся сразу. Две трети из положенных 120 г матрос получал на обед, остаток - на ужин. Это был целый ритуал. Боцман проходил по отсекам и дудкой давал специальный сигнал "К вину" - моряки называли этот звук соловьиной песней. Экипаж строился в столовой команды, а специальный матрос-виночерпий (баталер) под присмотром вахтенного офицера выкрикивал фамилии. Первыми шли старший боцман и унтер-офицеры, считавшиеся "баковой аристократией". Из специального жбана - ендовы - баталер наливал порции в одну кружку. Перед приемом чарки полагалось снять головной убор и перекреститься. А после чарки - поклониться и передать кружку следующему.

Морскую чарку никогда не закусывали.

За трезвый образ жизни моряку полагалась денежная компенсация - заслуга. В конце XIX века за каждую невыпитую чарку матрос получал пять копеек, поэтому за дальний поход мог скопить немалую прибавку к жалованью. Например, матрос первой статьи в месяц мог получить рубль серебром.

После Октябрьской революции морская чарка была отменена на всех кораблях. Позже, прислушавшись к советам врачей, подводникам и морякам с разведывательных кораблей алкоголь вернули. Но уже не 40градусные напитки, а вино, и не 120 г, а только 50.

Недавно Минобороны решило вернуть обязательную чарку на российский флот. Для офицеров и контрактников в день полагается до 75 г красного вина, а матросам срочной службы - 50 г. По результатам исследования сотрудников НИИ питания и диетологии, малые дозы вина в питании моряков улучшают пищеварение и повышают иммунитет.

В такие чарки разливалось вино на крейсере "Россия".
В такие чарки разливалось вино на крейсере "Россия".


МЕНЮ "МОРСКОГО ОБЕДА"

Винегрет
Суп из кильки в томатном соусе
Макароны по-флотски

Винегрет

Ингредиенты: свекла (средняя) - 2 шт., картофель - 2 шт., морковь - 1 шт., кислая капуста - 140 г, квашеные огурцы - 2 шт., лук белый - 1 шт., растительное масло - 50 мл, соль, перец, травы - по вкусу.

Рецепт: Отварить в воде с небольшим количеством соли картофель в мундире. Следить, чтобы он не переварился. В отдельной кастрюле отварить неочищенную свеклу. В процессе варки не нужно добавлять соль, иначе свекла потускнеет и станет рыхлой. Также сварить морковь вместе с кожурой. Ее можно варить и вместе с картофелем, в этом случае морковь надо закладывать в кастрюлю за 15-20 минут до картофеля. Лук мелко нарезать кубиками. Квашеную капусту тщательно отжать от рассола. Маринованные огурцы промыть под проточной водой, отрезать хвостики и нарезать мелкими кубиками. Лучше выбирать плотные и маленькие огурцы, потому что в них не так много жидкости, они не сделают винегрет водянистым. Готовую свеклу, морковь и картофель остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. Соединить в большой миске все ингредиенты, добавить соль, любимые специи и растительное масло.


Суп из кильки в томатном соусе

Ингредиенты: килька в томатном соусе - 1 банка консервов, рис - 0,5 стак., картофель среднего размера - 3 шт., морковь - 1 шт., лук репчатый - 1 шт., листики лавра - 3 шт., соль - около 5 г, молотый перец - по вкусу, зелень - для украшения блюда.

Рецепт: В небольшую кастрюлю налить 2 л воды и довести до кипения. Рис промыть, залить водой и варить до полуготовности. Картофель очистить, нарезать кубиками и опустить в кипящую воду. Луковицу очистить, нашинковать и жарить на сковороде до получения золотистого цвета. Морковку промыть, почистить, крупно натереть и добавить к луку. Рис промыть холодной водой, отбросить на сито, а после добавить в кастрюлю с готовящимся супом. Зажарку из лука и моркови добавить к содержимому кастрюли. На завершающей стадии нужно добавить рыбные консервы и дать повариться супу еще 5 минут на медленном огне. Добавить соль, если не хватает, посыпать перцем и положить лавровый лист. Подавать суп на стол со сметаной и любой зеленью.


Макароны по-флотски

Ингредиенты: макароны - 200 г, фарш (говядина, свинина) - 250 г, лук репчатый - 1 шт., чеснок - 1 зубчик, томатная паста - 1 ст. л., масло подсолнечное - 2 ст. л., соль, черный молотый перец.

Рецепт: В кипящую подсоленную воду засыпать макароны. Варить, согласно инструкции на упаковке. Пока варятся макароны, лук почистить и порезать мелкими кубиками. Чеснок почистить и измельчить. В разогретую сковороду налить масло и обжарить лук до легкой золотистости. В конце добавить чеснок и обжаривать еще 30 секунд. Обжаренный лук отодвинуть на самый край сковороды, увеличить огонь, добавить фарш и обжаривать его, разбивая комочки. Весь процесс займет около 5 минут. К фаршу добавить соль, перец, томатную пасту, немного воды и все хорошо перемешать с луком, затем закрыть крышкой и потомить несколько минут. Готовые макароны промыть и добавить к фаршу.

https://rg.ru/2017/04/21/rodina-kuhnia.html
Морскую чарку не закусывают!

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615486.html


Метки:  

И чарку вернуть!

Понедельник, 28 Августа 2017 г. 11:28 + в цитатник
Оригинал взят у tiina в Кулинарные традиции на флоте в Российской империи.

Российский императорский флот: как питались нижние чины...

Завтрак сервировали после пяти часов утра на разложенных на палубе брезентах. Он состоял из жидкой кашицы, в которую макали сухари. После пили много чая, чтобы обмануть желудок ощущением сытости.


Перед полуденным обедом выдавалась так называемая "винная порция", после чего на палубе вновь раскладывались брезенты. Меню было неприхотливым, зато сытным и горячим: жирные щи или борщ, которые варились на говядине, солонине, рыбе. Поначалу матросам наливали в миски только бульон, а когда на дне бака оставалось только мясо, его вынимали, мелко резали и высыпали обратно. После чего команда принималась уже за "мясное блюдо". Третьим же блюдом обычно была каша из гречневой или пшенной крупы, а в более поздние времена - макароны, политые маслом.
По петровскому Морскому уставу нижним чинам ежемесячно полагалось:
говядины и свинины - 5 фунтов (русский фунт - 409,5 грамма),
сухарей - 45 фунтов,
гороха - 10 фунтов,
гречневой крупы - 5 фунтов,
овсяной крупы - 10 фунтов.
Кроме того в паек входило 4 фунта рыбы, 6 фунтов масла, 7 ведер пива, 16 чарок "вина" (под "вином" понимали водку, русская чарка - 0.123 л), полкружки уксуса и 1,5 фунта соли.
В воскресенье, среду, четверг и субботу личный состав предлагалось кормить мясом с кашей. Пятница была постным днем, поэтому каша варилась с рыбой. В понедельник и среду служители (так в петровское время называли нижних чинов) завтракали густой кашей, а по вечерам ели горох.

Нижние чины на судах подводного плавания питались лучше. Например, подводники Сибирской флотилии (современный Тихоокеанский флот) на завтрак получали чай с молоком и небольшой батон белого хлеба, который называли булкой. Обед состоял из супа и второго мясного или сладкого блюда. А на ужин подавали второе обеденное блюдо. А если таковым былое сладкое, то готовилось специальное мясное блюдо.

Унтер-офицеры, согласно Морскому уставу, должны были получать продукты натурой. Им отпускались одинаковые суммы, равные полутора матросским порциям. Флотский обер-офицер получал 2 матросские порции в месяц, капитан 2го ранга - 4, а капитан 1го ранга - 6 порций. Этот довольно-таки калорийный паек выдавался не всегда своевременно, причем нередко входящие в него продукты оказывались несвежими.

Нижние чины команды яхты "Штандарт" за обедом.
Нижние чины команды яхты "Штандарт" за обедом.


Как питались офицеры...

Они получали столовые деньги, на которые должны были либо закупать провизию самостоятельно, либо пускать их в "общий котел" и столоваться в кают-компании. Сумма столовых денег назначалась в зависимости от чина и должности.

Офицерский стол был куда богаче матросского. Члены кают-компании регулярно выбирали содержателя - человека, который отвечал за вкусную и здоровую пищу. Он закупал продукты, которые передавались офицерскому коку, и следил за разнообразием меню.

Вот как пишет об офицерских трапезах известный писатель-маринист Константин Михайлович Станюкович (1843-1904) в повести "Вокруг света на "Коршуне": "В половине первого офицеры обедают. Обед благодаря хозяйственным талантам выбранного содержателя кают-компании отличный... Еще живность не вся съедена, еще не пришлось сесть на консервы. От двенадцати до двух часов пополудни команда отдыхает, расположившись на верхней палубе. На корвете тишина, прерываемая храпом. Отдых матросов бережется свято".

В кают-компании корвета "Витязь". 1886-1889 годы.
В кают-компании корвета "Витязь". 1886-1889 годы.


... и почему все уважали баталера

Устоявшееся на флоте выражение "адмиральский час" - полдень - напоминает нам о привычке Петра Великого, основателя российского флота, выпивать рюмку тминной, полынной или анисовой водки в 11 часов. Как утверждают санкт-петербургские краеведы, полуденное время стало именоваться "адмиральским часом" с 6 февраля 1865 года. Именно в этот день орудие на территории Главного адмиралтейства стало отмечать наступление 12 часов дня.

На русском флоте существовал строгий порядок выдачи вина и водки. Винная порция никогда не отдавалась нижним чинам вся сразу. Две трети из положенных 120 г матрос получал на обед, остаток - на ужин. Это был целый ритуал. Боцман проходил по отсекам и дудкой давал специальный сигнал "К вину" - моряки называли этот звук соловьиной песней. Экипаж строился в столовой команды, а специальный матрос-виночерпий (баталер) под присмотром вахтенного офицера выкрикивал фамилии. Первыми шли старший боцман и унтер-офицеры, считавшиеся "баковой аристократией". Из специального жбана - ендовы - баталер наливал порции в одну кружку. Перед приемом чарки полагалось снять головной убор и перекреститься. А после чарки - поклониться и передать кружку следующему.

Морскую чарку никогда не закусывали.

За трезвый образ жизни моряку полагалась денежная компенсация - заслуга. В конце XIX века за каждую невыпитую чарку матрос получал пять копеек, поэтому за дальний поход мог скопить немалую прибавку к жалованью. Например, матрос первой статьи в месяц мог получить рубль серебром.

После Октябрьской революции морская чарка была отменена на всех кораблях. Позже, прислушавшись к советам врачей, подводникам и морякам с разведывательных кораблей алкоголь вернули. Но уже не 40градусные напитки, а вино, и не 120 г, а только 50.

Недавно Минобороны решило вернуть обязательную чарку на российский флот. Для офицеров и контрактников в день полагается до 75 г красного вина, а матросам срочной службы - 50 г. По результатам исследования сотрудников НИИ питания и диетологии, малые дозы вина в питании моряков улучшают пищеварение и повышают иммунитет.

В такие чарки разливалось вино на крейсере "Россия".
В такие чарки разливалось вино на крейсере "Россия".


МЕНЮ "МОРСКОГО ОБЕДА"

Винегрет
Суп из кильки в томатном соусе
Макароны по-флотски

Винегрет

Ингредиенты: свекла (средняя) - 2 шт., картофель - 2 шт., морковь - 1 шт., кислая капуста - 140 г, квашеные огурцы - 2 шт., лук белый - 1 шт., растительное масло - 50 мл, соль, перец, травы - по вкусу.

Рецепт: Отварить в воде с небольшим количеством соли картофель в мундире. Следить, чтобы он не переварился. В отдельной кастрюле отварить неочищенную свеклу. В процессе варки не нужно добавлять соль, иначе свекла потускнеет и станет рыхлой. Также сварить морковь вместе с кожурой. Ее можно варить и вместе с картофелем, в этом случае морковь надо закладывать в кастрюлю за 15-20 минут до картофеля. Лук мелко нарезать кубиками. Квашеную капусту тщательно отжать от рассола. Маринованные огурцы промыть под проточной водой, отрезать хвостики и нарезать мелкими кубиками. Лучше выбирать плотные и маленькие огурцы, потому что в них не так много жидкости, они не сделают винегрет водянистым. Готовую свеклу, морковь и картофель остудить, очистить и нарезать мелкими кубиками. Соединить в большой миске все ингредиенты, добавить соль, любимые специи и растительное масло.


Суп из кильки в томатном соусе

Ингредиенты: килька в томатном соусе - 1 банка консервов, рис - 0,5 стак., картофель среднего размера - 3 шт., морковь - 1 шт., лук репчатый - 1 шт., листики лавра - 3 шт., соль - около 5 г, молотый перец - по вкусу, зелень - для украшения блюда.

Рецепт: В небольшую кастрюлю налить 2 л воды и довести до кипения. Рис промыть, залить водой и варить до полуготовности. Картофель очистить, нарезать кубиками и опустить в кипящую воду. Луковицу очистить, нашинковать и жарить на сковороде до получения золотистого цвета. Морковку промыть, почистить, крупно натереть и добавить к луку. Рис промыть холодной водой, отбросить на сито, а после добавить в кастрюлю с готовящимся супом. Зажарку из лука и моркови добавить к содержимому кастрюли. На завершающей стадии нужно добавить рыбные консервы и дать повариться супу еще 5 минут на медленном огне. Добавить соль, если не хватает, посыпать перцем и положить лавровый лист. Подавать суп на стол со сметаной и любой зеленью.


Макароны по-флотски

Ингредиенты: макароны - 200 г, фарш (говядина, свинина) - 250 г, лук репчатый - 1 шт., чеснок - 1 зубчик, томатная паста - 1 ст. л., масло подсолнечное - 2 ст. л., соль, черный молотый перец.

Рецепт: В кипящую подсоленную воду засыпать макароны. Варить, согласно инструкции на упаковке. Пока варятся макароны, лук почистить и порезать мелкими кубиками. Чеснок почистить и измельчить. В разогретую сковороду налить масло и обжарить лук до легкой золотистости. В конце добавить чеснок и обжаривать еще 30 секунд. Обжаренный лук отодвинуть на самый край сковороды, увеличить огонь, добавить фарш и обжаривать его, разбивая комочки. Весь процесс займет около 5 минут. К фаршу добавить соль, перец, томатную пасту, немного воды и все хорошо перемешать с луком, затем закрыть крышкой и потомить несколько минут. Готовые макароны промыть и добавить к фаршу.

https://rg.ru/2017/04/21/rodina-kuhnia.html
Морскую чарку не закусывают!

http://dmitry-korzhov.livejournal.com/615486.html


Метки:  

"Девье сердце"

Четверг, 24 Августа 2017 г. 12:44 + в цитатник

"Новая книга известного писателя-мурманчанина Дмитрия Коржова - это поэтические произведения разных лет на одну тему. Все они о любви. В сборник вошли не только стихи из четырех книг, но и те, что никогда прежде не публиковались."
Ну что, можно сказать, книга вышла - уже отпечатана, лежит в типографии. 40 страниц, предисловие (прекрасное) Ильи Виноградова. В субботу отвезём её в Мончегорск на "Табуретку" - там будет первая встреча книги с читателями. Тираж небольшой, так что, спешите, а то не достанется:).
Два стихотворения оттуда вместе со стихами лауреата табуреточного конкурса Дарьи Высоцкой и ещё одного члена жюри всё того же Ильи Виноградова сегодня напечатал "Мурманский вестник" с хорошим заголовком - "Айда на "Табуретку"!.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615250.html


Метки:  

"Девье сердце"

Четверг, 24 Августа 2017 г. 12:44 + в цитатник

"Новая книга известного писателя-мурманчанина Дмитрия Коржова - это поэтические произведения разных лет на одну тему. Все они о любви. В сборник вошли не только стихи из четырех книг, но и те, что никогда прежде не публиковались."
Ну что, можно сказать, книга вышла - уже отпечатана, лежит в типографии. 40 страниц, предисловие (прекрасное) Ильи Виноградова. В субботу отвезём её в Мончегорск на "Табуретку" - там будет первая встреча книги с читателями. Тираж небольшой, так что, спешите, а то не достанется:).
Два стихотворения оттуда вместе со стихами лауреата табуреточного конкурса Дарьи Высоцкой и ещё одного члена жюри всё того же Ильи Виноградова сегодня напечатал "Мурманский вестник" с хорошим заголовком - "Айда на "Табуретку"!.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615250.html


Метки:  

"Девье сердце"

Четверг, 24 Августа 2017 г. 12:44 + в цитатник

"Новая книга известного писателя-мурманчанина Дмитрия Коржова - это поэтические произведения разных лет на одну тему. Все они о любви. В сборник вошли не только стихи из четырех книг, но и те, что никогда прежде не публиковались."
Ну что, можно сказать, книга вышла - уже отпечатана, лежит в типографии. 40 страниц, предисловие (прекрасное) Ильи Виноградова. В субботу отвезём её в Мончегорск на "Табуретку" - там будет первая встреча книги с читателями. Тираж небольшой, так что, спешите, а то не достанется:).
Два стихотворения оттуда вместе со стихами лауреата табуреточного конкурса Дарьи Высоцкой и ещё одного члена жюри всё того же Ильи Виноградова сегодня напечатал "Мурманский вестник" с хорошим заголовком - "Айда на "Табуретку"!.

http://dmitry-korzhov.livejournal.com/615250.html


Метки:  

Он вечен, как земля, как труд...

Понедельник, 21 Августа 2017 г. 14:18 + в цитатник
Евгений ЕВТУШЕНКО
ХЕМИНГУЭЕВСКИЙ ГЕРОЙ
Когда-то здесь Хемингуэй
писал "Старик и море",
а, может, было бы верней
назвать "Старик и горе"?

Нас из Гаваны форд примчал.
О, улочек изгибы!
И грохаются о причал,
как будто глыбы, рыбы.

И кажется, что рокот волн,
гудящий вечно около, —
вне революций или войн —
ничто его не трогало.

Но чтоб не путал я века
и мне потом не каяться,
здесь, на стене у рыбака,
Хрущев, Христос и Кастро!

От века я не убегу!
И весело и ладно
у чьей-то лодки на боку
блестит названье "Лайка".

Со мною рядом он стоит,
прибрежных скал темнее,
рыбак Ансельмо — тот старик,
герой Хемингуэя.


Он худощав и невысок.
Он сед, старик Ансельмо.
Соль океана на висках,
наверное, осела.

Он океаном умудрен.
В обоих столько вещего!
И возле океана он
как вечность возле вечности.

И так, застыв и онемев
перед соленой синью,
он словно силе монумент
и монумент бессилью.

"Читали эту книгу вы?" —
"Нет", — он рукою машет.
"Действительно вам снились львы?"
Смеется он: "Быть может..."

Он вечен, как земля, как труд,
а мимо с шалым свистом
идут парнишки и поют:
"Мы социалисты!"

Он смотрит, тяжко опустив
натруженные руки,
как под задиристый мотив
шагают его внуки.

Они прекрасны, как рассвет,
всей юностью своею,
и долго смотрит им вослед
герой Хемингуэя...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615145.html


Метки:  

Он вечен, как земля, как труд...

Понедельник, 21 Августа 2017 г. 14:18 + в цитатник
Евгений ЕВТУШЕНКО
ХЕМИНГУЭЕВСКИЙ ГЕРОЙ
Когда-то здесь Хемингуэй
писал "Старик и море",
а, может, было бы верней
назвать "Старик и горе"?

Нас из Гаваны форд примчал.
О, улочек изгибы!
И грохаются о причал,
как будто глыбы, рыбы.

И кажется, что рокот волн,
гудящий вечно около, —
вне революций или войн —
ничто его не трогало.

Но чтоб не путал я века
и мне потом не каяться,
здесь, на стене у рыбака,
Хрущев, Христос и Кастро!

От века я не убегу!
И весело и ладно
у чьей-то лодки на боку
блестит названье "Лайка".

Со мною рядом он стоит,
прибрежных скал темнее,
рыбак Ансельмо — тот старик,
герой Хемингуэя.


Он худощав и невысок.
Он сед, старик Ансельмо.
Соль океана на висках,
наверное, осела.

Он океаном умудрен.
В обоих столько вещего!
И возле океана он
как вечность возле вечности.

И так, застыв и онемев
перед соленой синью,
он словно силе монумент
и монумент бессилью.

"Читали эту книгу вы?" —
"Нет", — он рукою машет.
"Действительно вам снились львы?"
Смеется он: "Быть может..."

Он вечен, как земля, как труд,
а мимо с шалым свистом
идут парнишки и поют:
"Мы социалисты!"

Он смотрит, тяжко опустив
натруженные руки,
как под задиристый мотив
шагают его внуки.

Они прекрасны, как рассвет,
всей юностью своею,
и долго смотрит им вослед
герой Хемингуэя...

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/615145.html


Метки:  

Он вечен, как земля, как труд...

Понедельник, 21 Августа 2017 г. 14:18 + в цитатник
Евгений ЕВТУШЕНКО
ХЕМИНГУЭЕВСКИЙ ГЕРОЙ
Когда-то здесь Хемингуэй
писал "Старик и море",
а, может, было бы верней
назвать "Старик и горе"?

Нас из Гаваны форд примчал.
О, улочек изгибы!
И грохаются о причал,
как будто глыбы, рыбы.

И кажется, что рокот волн,
гудящий вечно около, —
вне революций или войн —
ничто его не трогало.

Но чтоб не путал я века
и мне потом не каяться,
здесь, на стене у рыбака,
Хрущев, Христос и Кастро!

От века я не убегу!
И весело и ладно
у чьей-то лодки на боку
блестит названье "Лайка".

Со мною рядом он стоит,
прибрежных скал темнее,
рыбак Ансельмо — тот старик,
герой Хемингуэя.


Он худощав и невысок.
Он сед, старик Ансельмо.
Соль океана на висках,
наверное, осела.

Он океаном умудрен.
В обоих столько вещего!
И возле океана он
как вечность возле вечности.

И так, застыв и онемев
перед соленой синью,
он словно силе монумент
и монумент бессилью.

"Читали эту книгу вы?" —
"Нет", — он рукою машет.
"Действительно вам снились львы?"
Смеется он: "Быть может..."

Он вечен, как земля, как труд,
а мимо с шалым свистом
идут парнишки и поют:
"Мы социалисты!"

Он смотрит, тяжко опустив
натруженные руки,
как под задиристый мотив
шагают его внуки.

Они прекрасны, как рассвет,
всей юностью своею,
и долго смотрит им вослед
герой Хемингуэя...

http://dmitry-korzhov.livejournal.com/615145.html


Метки:  

Три составные части Коржова

Пятница, 18 Августа 2017 г. 16:29 + в цитатник

"Слова и паузы" - только что увидевший свет новый сборник мурманского литератора. Такая книжка появилась в нашем крае впервые. Один и тот же автор выступает в ней сразу в нескольких ипостасях: поэта, прозаика и критика. И сам по себе опыт можно озаглавить "Три составные части Дмитрия Коржова".
Попытка интересная, потому что дает возможность "посравнить да посмотреть". Но этим же и рискованная. При ближайшем рассмотрении достоинства и недостатки подчеркивают друг друга. Что-то еще больше выигрывает, а что-то, увы, проигрывает. И у меня задача не из легких: Коржов мне друг... но правду говорить придется. Хотя от самого Дмитрия никогда не скрывала, что вижу в нем больше критика, чем поэта. А как прозаик он только начинает раскрываться.
О его поэтическом творчестве представление у меня довольно полное. Знакома со всеми его предыдущими сборниками, а на один в свое время писала рецензию. Подборка в вышедшем издании составлена в основном из стихов, уже публиковавшихся, новых очень немного. И первое, что вызвало вопрос: по какому принципу шел отбор? Все - ранее не вошедшее в книги? Такого не скажешь. Тематическое единение? Нет. Здесь обо всем понемножку. Лучшие стихи? Не соглашусь. Прошу прощения за тавтологию, но, на мой взгляд, его лучшее можно лучше представить. К тому же здесь есть и просто явные неудачи.
Как ни печально, но сборник постигла та же участь, что и подавляющее большинство ныне издающихся. Автор - сам же и составитель. Сочетание, доказано множество раз, не выигрышное. Прав Борис Пастернак, "поражений от победы" в собственных стихах поэт чаще всего не отличает. Но, к еще большей печали, найти сейчас хорошего редактора-составителя - проблема из проблем.
Однако даже по небольшой составной нового заметны перемены, наметившиеся в творчестве Дмитрия. Вкратце представление об этом дают те же названия книг - "Тепло человечье" (одна из ранних) и "Слова и паузы" (нынешняя). Первое рождено чувством, второе - мыслью. В его поэтическом пространстве похолодало.
Хорошо это или плохо, не скажешь. Для читателя - дело вкуса. Для автора - другая пора жизни, как другое время года. Тем более похолодало - не значит, что тепла не осталось вовсе. Хотя ощущения, чувства уже иные. Но ведь даже боль и та бывает разной.
...Уходят любимые люди -
Нежданно, один за другим:
Костлявая рядит и судит,
Сужая над нами круги.

Пригрезится страшная доля:
Идешь далеко-далеко -
Холодное белое поле,
А рядом и нет никого.

Две замечательные строфы на едином выдохе. Зримо и страшно.
Автор и сам осознает перемены. Недаром выделяет стихотворение, давшее заглавие новой книге. "Все меньше слов. Все паузы длинней..." - говорит он. Чувства и слова уже не захлестывают. Доминантой становятся паузы-осмысления. И в другом стихотворении признается, что после всех жизненных потерь - в любви, дружбе - остается "любимое дело", "ремесло, что до смерти с тобой". Сурово, но честно перед самим собой и по-человечески зрело.
Собственно для поэзии плохо, не когда чувства становятся скупее, а когда автору не удается их выразить.
Над домом сонным, над двором
Долго ли этой музыке длиться? -
Чертит в небе озябшая птица
Незнакомые знаки крылом.
Это - азбука! - букв колыбель,
Эта тайнопись неба ночного:
Миг еще - и проявится слово,
И расскажет о нашей судьбе,
Обо мне. Обо мне и тебе.

Не проявилось. Ни знаки, ни азбука, ни тайнопись ни о чем нам не поведали - в девяти (!) строчках. Как, в общем, и стихотворение в целом. Примеры можно продолжить, но мой регламент лимитирован, а надо еще отозваться на прозу и критику. Но стихотворение "Ночная птица", откуда приведенные строки, как раз - одна из неудач, попавших в сборник.
Переходя же к критическому разделу, можно только пожалеть, что у автора была возможность вписаться в книжный объем всего парой работ. Их у него намного больше. Никто столько не исследовал и не рецензировал литературу Кольского края. Явила-таки она своего профессионального критика. А это - птица редкая.
И примечательная черта видится мне в Коржове. Что бы ни было предметом разбора, доводится ему хвалить или хулить, он судит обо всем не как сторонний исследователь, не пытается каким-то образом дистанцироваться, тем паче - вещать тоном мэтра местного Олимпа. Дмитрий - словно разбирается с проблемами в своей семье: что хорошо, на его взгляд, а что плохо. При этом может быть резким в оценке, эмоционально пристрастным, даже неправым, но никогда - безразличным, чужим. Все, о чем он говорит, - свое, близкое. Мурманская литература для него - родной мир в лицах.
И вероятно поэтому не только откровенно радуется, когда в своем полку заметно прибывает, но и пытается не утратить невзначай даже самую малость. Пусть кто-то из авторов сумел обозначить себя едва заметным следом или же отметился, можно сказать, мимоходом - у Коржова они все на счету. Именно такой подход видится в его "Поколении непохожих" - статье о молодой литературе Мурмана. Опять же, очень хочется критику, чтобы была она разной и интересной - болеет за своих...
И вроде противовеса к статье о молодых другая посвящена поэту старшего поколения. Причем "Поморье Владимира Смирнова" скорее даже не статья, а критический очерк. Здесь и смирновская лира, и сам он, и его отчий дом. Исследователь рассуждает о творчестве Владимира Смирнова, а между тем перед читателем вырастает живой человек - помор. И вокруг - совершенно особый мир русского северного берега. Коржов-критик вживается в "объект" исследования едва ли не так, как воплощается в своего героя писатель. Удивительно, но если в собственных стихах Дмитрия частенько подводит слух, не редкость ритмические сбои, то здесь его речь звучит свободно и мелодично - верными аккордами, задушевными переборами, особым ладом. Совсем по-смирновски.
В Коржове-критике вообще многое слилось как нельзя кстати. Любовь к художественному слову - как к чтению - у него страстная. А Литературный институт сделал из ненасытного книгочея читателя-профессионала, владеющего предметом в системе, литературоведа. Профессиональное же знание истории, полученное еще до Литературного - в Мурманском педагогическом - только удваивает мускульную силу исследователя. Когда он говорит о том же Смирнове, представление о Русском Севере как явлении историческом помогает более выверенно выносить суждения: насколько органично, не ложно творчество поэта по отношению к жизни, о которой он пишет.
И все же, как ни приятно мне отмечать достоинства критической "ипостаси" Коржова, признаюсь, что с радостью переключусь на прозаическую. И вовсе не потому, что безоговорочно приняла его рассказы. Такого не скажу. Но видится мне в них - и это главное - серьезная заявка.
Прежде всего привлекают язык, стиль. Дмитрий говорит светло и чисто, как будто лучиком рисует людей, город, природу... И интонация - доверительная, мягкая.
Он знает цену детали, эпитету и способен несколькими штрихами точно и зримо "написать" портрет человека или окружающую его обстановку, передать ощущения: "Они садились с мамой спиной к прогретой печной стене и начинался пир. Спелый плод открывался с приятным, сочным треском, являя миру алую сахарную мякоть, дышал холодом и здоровьем. Мама резала арбуз всегда сама, а ему доверяла хлеб. Это мамино обыкновение - есть арбуз с черным хлебом. Особый вкус - сочетание сладости и горечи, доставлявший телу спокойную, уверенную сытость..." ("Сон о счастье").
Но, правда, передача у него хорошо получается, если есть личный опыт пережитого, виденного. В противном случае описание становится безлико схематичным. Как в рассказе "Зеленый берет" - о русском парне, воевавшем в Сербии и вернувшемся в родной заполярный город. Концовка как раз автору удалась, берет за живое. Но в целом ни герои, ни события так и не становятся реальными, зримыми - настоящими.
Особое место занимает рассказ "Позову я голубя"... Красивый и печальный. Конечно же, о любви. Причем что ни на есть плотской. И любимая девушка героя, мягко говоря, не из преданных и верных. Но, поди ж ты, - он не пытается ни обвинять ее в пороках, ни судить, ни упрекать, просто - любит. Мможет быть, именно в этом и, несомненно, благодаря манере, избранной автором, при всей плотскости этой любви в ней сохранилась и целомудренность. А если подумать, что история современная и автор сегодняшний, такое еще надо поискать.
Замечу, что возлюбленная героя не прописана в рассказе детально, с "обличающими" подробностями. Она как бы остается за некой дымкой, флером - словно не допускающим чрезмерной обнаженности. Интуитивно или осознанно сделано это автором, но мне кажется, что это хорошо, верно.
Татьяна АГАПОВА, член Союза писателей России.
Потребовалась для новой книги эта давнишняя уже рецензия Татьяны Агаповой на мои "Слова и паузы", так ведь едва нашёл! Книга вышла чуть больше десяти лет назад, но, по сути, еще в доинтернет-эпоху. Потому и в Сети этого текста не было. Теперь будет. Отличная, очень точная рецензия. Обидно, что сейчас так хорошо и объемно о литературе в газетах не пишут. В том числе и я не пишу. Невостребованно и забыто.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/614855.html


Метки:  

Три составные части Коржова

Пятница, 18 Августа 2017 г. 16:29 + в цитатник

"Слова и паузы" - только что увидевший свет новый сборник мурманского литератора. Такая книжка появилась в нашем крае впервые. Один и тот же автор выступает в ней сразу в нескольких ипостасях: поэта, прозаика и критика. И сам по себе опыт можно озаглавить "Три составные части Дмитрия Коржова".
Попытка интересная, потому что дает возможность "посравнить да посмотреть". Но этим же и рискованная. При ближайшем рассмотрении достоинства и недостатки подчеркивают друг друга. Что-то еще больше выигрывает, а что-то, увы, проигрывает. И у меня задача не из легких: Коржов мне друг... но правду говорить придется. Хотя от самого Дмитрия никогда не скрывала, что вижу в нем больше критика, чем поэта. А как прозаик он только начинает раскрываться.
О его поэтическом творчестве представление у меня довольно полное. Знакома со всеми его предыдущими сборниками, а на один в свое время писала рецензию. Подборка в вышедшем издании составлена в основном из стихов, уже публиковавшихся, новых очень немного. И первое, что вызвало вопрос: по какому принципу шел отбор? Все - ранее не вошедшее в книги? Такого не скажешь. Тематическое единение? Нет. Здесь обо всем понемножку. Лучшие стихи? Не соглашусь. Прошу прощения за тавтологию, но, на мой взгляд, его лучшее можно лучше представить. К тому же здесь есть и просто явные неудачи.
Как ни печально, но сборник постигла та же участь, что и подавляющее большинство ныне издающихся. Автор - сам же и составитель. Сочетание, доказано множество раз, не выигрышное. Прав Борис Пастернак, "поражений от победы" в собственных стихах поэт чаще всего не отличает. Но, к еще большей печали, найти сейчас хорошего редактора-составителя - проблема из проблем.
Однако даже по небольшой составной нового заметны перемены, наметившиеся в творчестве Дмитрия. Вкратце представление об этом дают те же названия книг - "Тепло человечье" (одна из ранних) и "Слова и паузы" (нынешняя). Первое рождено чувством, второе - мыслью. В его поэтическом пространстве похолодало.
Хорошо это или плохо, не скажешь. Для читателя - дело вкуса. Для автора - другая пора жизни, как другое время года. Тем более похолодало - не значит, что тепла не осталось вовсе. Хотя ощущения, чувства уже иные. Но ведь даже боль и та бывает разной.
...Уходят любимые люди -
Нежданно, один за другим:
Костлявая рядит и судит,
Сужая над нами круги.

Пригрезится страшная доля:
Идешь далеко-далеко -
Холодное белое поле,
А рядом и нет никого.

Две замечательные строфы на едином выдохе. Зримо и страшно.
Автор и сам осознает перемены. Недаром выделяет стихотворение, давшее заглавие новой книге. "Все меньше слов. Все паузы длинней..." - говорит он. Чувства и слова уже не захлестывают. Доминантой становятся паузы-осмысления. И в другом стихотворении признается, что после всех жизненных потерь - в любви, дружбе - остается "любимое дело", "ремесло, что до смерти с тобой". Сурово, но честно перед самим собой и по-человечески зрело.
Собственно для поэзии плохо, не когда чувства становятся скупее, а когда автору не удается их выразить.
Над домом сонным, над двором
Долго ли этой музыке длиться? -
Чертит в небе озябшая птица
Незнакомые знаки крылом.
Это - азбука! - букв колыбель,
Эта тайнопись неба ночного:
Миг еще - и проявится слово,
И расскажет о нашей судьбе,
Обо мне. Обо мне и тебе.

Не проявилось. Ни знаки, ни азбука, ни тайнопись ни о чем нам не поведали - в девяти (!) строчках. Как, в общем, и стихотворение в целом. Примеры можно продолжить, но мой регламент лимитирован, а надо еще отозваться на прозу и критику. Но стихотворение "Ночная птица", откуда приведенные строки, как раз - одна из неудач, попавших в сборник.
Переходя же к критическому разделу, можно только пожалеть, что у автора была возможность вписаться в книжный объем всего парой работ. Их у него намного больше. Никто столько не исследовал и не рецензировал литературу Кольского края. Явила-таки она своего профессионального критика. А это - птица редкая.
И примечательная черта видится мне в Коржове. Что бы ни было предметом разбора, доводится ему хвалить или хулить, он судит обо всем не как сторонний исследователь, не пытается каким-то образом дистанцироваться, тем паче - вещать тоном мэтра местного Олимпа. Дмитрий - словно разбирается с проблемами в своей семье: что хорошо, на его взгляд, а что плохо. При этом может быть резким в оценке, эмоционально пристрастным, даже неправым, но никогда - безразличным, чужим. Все, о чем он говорит, - свое, близкое. Мурманская литература для него - родной мир в лицах.
И вероятно поэтому не только откровенно радуется, когда в своем полку заметно прибывает, но и пытается не утратить невзначай даже самую малость. Пусть кто-то из авторов сумел обозначить себя едва заметным следом или же отметился, можно сказать, мимоходом - у Коржова они все на счету. Именно такой подход видится в его "Поколении непохожих" - статье о молодой литературе Мурмана. Опять же, очень хочется критику, чтобы была она разной и интересной - болеет за своих...
И вроде противовеса к статье о молодых другая посвящена поэту старшего поколения. Причем "Поморье Владимира Смирнова" скорее даже не статья, а критический очерк. Здесь и смирновская лира, и сам он, и его отчий дом. Исследователь рассуждает о творчестве Владимира Смирнова, а между тем перед читателем вырастает живой человек - помор. И вокруг - совершенно особый мир русского северного берега. Коржов-критик вживается в "объект" исследования едва ли не так, как воплощается в своего героя писатель. Удивительно, но если в собственных стихах Дмитрия частенько подводит слух, не редкость ритмические сбои, то здесь его речь звучит свободно и мелодично - верными аккордами, задушевными переборами, особым ладом. Совсем по-смирновски.
В Коржове-критике вообще многое слилось как нельзя кстати. Любовь к художественному слову - как к чтению - у него страстная. А Литературный институт сделал из ненасытного книгочея читателя-профессионала, владеющего предметом в системе, литературоведа. Профессиональное же знание истории, полученное еще до Литературного - в Мурманском педагогическом - только удваивает мускульную силу исследователя. Когда он говорит о том же Смирнове, представление о Русском Севере как явлении историческом помогает более выверенно выносить суждения: насколько органично, не ложно творчество поэта по отношению к жизни, о которой он пишет.
И все же, как ни приятно мне отмечать достоинства критической "ипостаси" Коржова, признаюсь, что с радостью переключусь на прозаическую. И вовсе не потому, что безоговорочно приняла его рассказы. Такого не скажу. Но видится мне в них - и это главное - серьезная заявка.
Прежде всего привлекают язык, стиль. Дмитрий говорит светло и чисто, как будто лучиком рисует людей, город, природу... И интонация - доверительная, мягкая.
Он знает цену детали, эпитету и способен несколькими штрихами точно и зримо "написать" портрет человека или окружающую его обстановку, передать ощущения: "Они садились с мамой спиной к прогретой печной стене и начинался пир. Спелый плод открывался с приятным, сочным треском, являя миру алую сахарную мякоть, дышал холодом и здоровьем. Мама резала арбуз всегда сама, а ему доверяла хлеб. Это мамино обыкновение - есть арбуз с черным хлебом. Особый вкус - сочетание сладости и горечи, доставлявший телу спокойную, уверенную сытость..." ("Сон о счастье").
Но, правда, передача у него хорошо получается, если есть личный опыт пережитого, виденного. В противном случае описание становится безлико схематичным. Как в рассказе "Зеленый берет" - о русском парне, воевавшем в Сербии и вернувшемся в родной заполярный город. Концовка как раз автору удалась, берет за живое. Но в целом ни герои, ни события так и не становятся реальными, зримыми - настоящими.
Особое место занимает рассказ "Позову я голубя"... Красивый и печальный. Конечно же, о любви. Причем что ни на есть плотской. И любимая девушка героя, мягко говоря, не из преданных и верных. Но, поди ж ты, - он не пытается ни обвинять ее в пороках, ни судить, ни упрекать, просто - любит. Мможет быть, именно в этом и, несомненно, благодаря манере, избранной автором, при всей плотскости этой любви в ней сохранилась и целомудренность. А если подумать, что история современная и автор сегодняшний, такое еще надо поискать.
Замечу, что возлюбленная героя не прописана в рассказе детально, с "обличающими" подробностями. Она как бы остается за некой дымкой, флером - словно не допускающим чрезмерной обнаженности. Интуитивно или осознанно сделано это автором, но мне кажется, что это хорошо, верно.
Татьяна АГАПОВА, член Союза писателей России.
Потребовалась для новой книги эта давнишняя уже рецензия Татьяны Агаповой на мои "Слова и паузы", так ведь едва нашёл! Книга вышла чуть больше десяти лет назад, но, по сути, еще в доинтернет-эпоху. Потому и в Сети этого текста не было. Теперь будет. Отличная, очень точная рецензия. Обидно, что сейчас так хорошо и объемно о литературе в газетах не пишут. В том числе и я не пишу. Невостребованно и забыто.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/614855.html


Метки:  

Три составные части Коржова

Пятница, 18 Августа 2017 г. 16:29 + в цитатник

"Слова и паузы" - только что увидевший свет новый сборник мурманского литератора. Такая книжка появилась в нашем крае впервые. Один и тот же автор выступает в ней сразу в нескольких ипостасях: поэта, прозаика и критика. И сам по себе опыт можно озаглавить "Три составные части Дмитрия Коржова".
Попытка интересная, потому что дает возможность "посравнить да посмотреть". Но этим же и рискованная. При ближайшем рассмотрении достоинства и недостатки подчеркивают друг друга. Что-то еще больше выигрывает, а что-то, увы, проигрывает. И у меня задача не из легких: Коржов мне друг... но правду говорить придется. Хотя от самого Дмитрия никогда не скрывала, что вижу в нем больше критика, чем поэта. А как прозаик он только начинает раскрываться.
О его поэтическом творчестве представление у меня довольно полное. Знакома со всеми его предыдущими сборниками, а на один в свое время писала рецензию. Подборка в вышедшем издании составлена в основном из стихов, уже публиковавшихся, новых очень немного. И первое, что вызвало вопрос: по какому принципу шел отбор? Все - ранее не вошедшее в книги? Такого не скажешь. Тематическое единение? Нет. Здесь обо всем понемножку. Лучшие стихи? Не соглашусь. Прошу прощения за тавтологию, но, на мой взгляд, его лучшее можно лучше представить. К тому же здесь есть и просто явные неудачи.
Как ни печально, но сборник постигла та же участь, что и подавляющее большинство ныне издающихся. Автор - сам же и составитель. Сочетание, доказано множество раз, не выигрышное. Прав Борис Пастернак, "поражений от победы" в собственных стихах поэт чаще всего не отличает. Но, к еще большей печали, найти сейчас хорошего редактора-составителя - проблема из проблем.
Однако даже по небольшой составной нового заметны перемены, наметившиеся в творчестве Дмитрия. Вкратце представление об этом дают те же названия книг - "Тепло человечье" (одна из ранних) и "Слова и паузы" (нынешняя). Первое рождено чувством, второе - мыслью. В его поэтическом пространстве похолодало.
Хорошо это или плохо, не скажешь. Для читателя - дело вкуса. Для автора - другая пора жизни, как другое время года. Тем более похолодало - не значит, что тепла не осталось вовсе. Хотя ощущения, чувства уже иные. Но ведь даже боль и та бывает разной.
...Уходят любимые люди -
Нежданно, один за другим:
Костлявая рядит и судит,
Сужая над нами круги.

Пригрезится страшная доля:
Идешь далеко-далеко -
Холодное белое поле,
А рядом и нет никого.

Две замечательные строфы на едином выдохе. Зримо и страшно.
Автор и сам осознает перемены. Недаром выделяет стихотворение, давшее заглавие новой книге. "Все меньше слов. Все паузы длинней..." - говорит он. Чувства и слова уже не захлестывают. Доминантой становятся паузы-осмысления. И в другом стихотворении признается, что после всех жизненных потерь - в любви, дружбе - остается "любимое дело", "ремесло, что до смерти с тобой". Сурово, но честно перед самим собой и по-человечески зрело.
Собственно для поэзии плохо, не когда чувства становятся скупее, а когда автору не удается их выразить.
Над домом сонным, над двором
Долго ли этой музыке длиться? -
Чертит в небе озябшая птица
Незнакомые знаки крылом.
Это - азбука! - букв колыбель,
Эта тайнопись неба ночного:
Миг еще - и проявится слово,
И расскажет о нашей судьбе,
Обо мне. Обо мне и тебе.

Не проявилось. Ни знаки, ни азбука, ни тайнопись ни о чем нам не поведали - в девяти (!) строчках. Как, в общем, и стихотворение в целом. Примеры можно продолжить, но мой регламент лимитирован, а надо еще отозваться на прозу и критику. Но стихотворение "Ночная птица", откуда приведенные строки, как раз - одна из неудач, попавших в сборник.
Переходя же к критическому разделу, можно только пожалеть, что у автора была возможность вписаться в книжный объем всего парой работ. Их у него намного больше. Никто столько не исследовал и не рецензировал литературу Кольского края. Явила-таки она своего профессионального критика. А это - птица редкая.
И примечательная черта видится мне в Коржове. Что бы ни было предметом разбора, доводится ему хвалить или хулить, он судит обо всем не как сторонний исследователь, не пытается каким-то образом дистанцироваться, тем паче - вещать тоном мэтра местного Олимпа. Дмитрий - словно разбирается с проблемами в своей семье: что хорошо, на его взгляд, а что плохо. При этом может быть резким в оценке, эмоционально пристрастным, даже неправым, но никогда - безразличным, чужим. Все, о чем он говорит, - свое, близкое. Мурманская литература для него - родной мир в лицах.
И вероятно поэтому не только откровенно радуется, когда в своем полку заметно прибывает, но и пытается не утратить невзначай даже самую малость. Пусть кто-то из авторов сумел обозначить себя едва заметным следом или же отметился, можно сказать, мимоходом - у Коржова они все на счету. Именно такой подход видится в его "Поколении непохожих" - статье о молодой литературе Мурмана. Опять же, очень хочется критику, чтобы была она разной и интересной - болеет за своих...
И вроде противовеса к статье о молодых другая посвящена поэту старшего поколения. Причем "Поморье Владимира Смирнова" скорее даже не статья, а критический очерк. Здесь и смирновская лира, и сам он, и его отчий дом. Исследователь рассуждает о творчестве Владимира Смирнова, а между тем перед читателем вырастает живой человек - помор. И вокруг - совершенно особый мир русского северного берега. Коржов-критик вживается в "объект" исследования едва ли не так, как воплощается в своего героя писатель. Удивительно, но если в собственных стихах Дмитрия частенько подводит слух, не редкость ритмические сбои, то здесь его речь звучит свободно и мелодично - верными аккордами, задушевными переборами, особым ладом. Совсем по-смирновски.
В Коржове-критике вообще многое слилось как нельзя кстати. Любовь к художественному слову - как к чтению - у него страстная. А Литературный институт сделал из ненасытного книгочея читателя-профессионала, владеющего предметом в системе, литературоведа. Профессиональное же знание истории, полученное еще до Литературного - в Мурманском педагогическом - только удваивает мускульную силу исследователя. Когда он говорит о том же Смирнове, представление о Русском Севере как явлении историческом помогает более выверенно выносить суждения: насколько органично, не ложно творчество поэта по отношению к жизни, о которой он пишет.
И все же, как ни приятно мне отмечать достоинства критической "ипостаси" Коржова, признаюсь, что с радостью переключусь на прозаическую. И вовсе не потому, что безоговорочно приняла его рассказы. Такого не скажу. Но видится мне в них - и это главное - серьезная заявка.
Прежде всего привлекают язык, стиль. Дмитрий говорит светло и чисто, как будто лучиком рисует людей, город, природу... И интонация - доверительная, мягкая.
Он знает цену детали, эпитету и способен несколькими штрихами точно и зримо "написать" портрет человека или окружающую его обстановку, передать ощущения: "Они садились с мамой спиной к прогретой печной стене и начинался пир. Спелый плод открывался с приятным, сочным треском, являя миру алую сахарную мякоть, дышал холодом и здоровьем. Мама резала арбуз всегда сама, а ему доверяла хлеб. Это мамино обыкновение - есть арбуз с черным хлебом. Особый вкус - сочетание сладости и горечи, доставлявший телу спокойную, уверенную сытость..." ("Сон о счастье").
Но, правда, передача у него хорошо получается, если есть личный опыт пережитого, виденного. В противном случае описание становится безлико схематичным. Как в рассказе "Зеленый берет" - о русском парне, воевавшем в Сербии и вернувшемся в родной заполярный город. Концовка как раз автору удалась, берет за живое. Но в целом ни герои, ни события так и не становятся реальными, зримыми - настоящими.
Особое место занимает рассказ "Позову я голубя"... Красивый и печальный. Конечно же, о любви. Причем что ни на есть плотской. И любимая девушка героя, мягко говоря, не из преданных и верных. Но, поди ж ты, - он не пытается ни обвинять ее в пороках, ни судить, ни упрекать, просто - любит. Мможет быть, именно в этом и, несомненно, благодаря манере, избранной автором, при всей плотскости этой любви в ней сохранилась и целомудренность. А если подумать, что история современная и автор сегодняшний, такое еще надо поискать.
Замечу, что возлюбленная героя не прописана в рассказе детально, с "обличающими" подробностями. Она как бы остается за некой дымкой, флером - словно не допускающим чрезмерной обнаженности. Интуитивно или осознанно сделано это автором, но мне кажется, что это хорошо, верно.
Татьяна АГАПОВА, член Союза писателей России.
Потребовалась для новой книги эта давнишняя уже рецензия Татьяны Агаповой на мои "Слова и паузы", так ведь едва нашёл! Книга вышла чуть больше десяти лет назад, но, по сути, еще в доинтернет-эпоху. Потому и в Сети этого текста не было. Теперь будет. Отличная, очень точная рецензия. Обидно, что сейчас так хорошо и объемно о литературе в газетах не пишут. В том числе и я не пишу. Невостребованно и забыто.

http://dmitry-korzhov.livejournal.com/614855.html


Метки:  

Ласк прощальных безмолвный разговор...

Пятница, 18 Августа 2017 г. 13:22 + в цитатник
***
Уходишь… ласк прощальных
Безмолвный разговор
И незаметен, тайный,
Ход времени, и скор…

Расколется молчанье,
И в лестничный пролет
С тревогой и печалью
Тебя домой зовёт

Далекий мамин голос,
И повод не найти,
Чтоб ты еще осталась…

Ну что же – иди, лети!
"Иду!" - и вверх по лестнице
Сорвутся каблучки,
И шар земной завертится –
В побег, в пожар, в смычки.

А я стою оставленный –
Ботиночки в пыли,
Смущённый и подавленный
Вращением Земли.
1999

Стихи из новой книги, которую мы сейчас с Женей Зиновым и Олегом Дроздовым готовим к печати. Они публиковались, но очень давно. А иллюстрация - это работа прекрасного советского графика Людмилы Киселёвой, она будет и в книге. Не совсем соответствует содержанию, но тональности внутренней - вполне.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/614573.html


Метки:  

Ласк прощальных безмолвный разговор...

Пятница, 18 Августа 2017 г. 13:22 + в цитатник
***
Уходишь… ласк прощальных
Безмолвный разговор
И незаметен, тайный,
Ход времени, и скор…

Расколется молчанье,
И в лестничный пролет
С тревогой и печалью
Тебя домой зовёт

Далекий мамин голос,
И повод не найти,
Чтоб ты еще осталась…

Ну что же – иди, лети!
"Иду!" - и вверх по лестнице
Сорвутся каблучки,
И шар земной завертится –
В побег, в пожар, в смычки.

А я стою оставленный –
Ботиночки в пыли,
Смущённый и подавленный
Вращением Земли.
1999

Стихи из новой книги, которую мы сейчас с Женей Зиновым и Олегом Дроздовым готовим к печати. Они публиковались, но очень давно. А иллюстрация - это работа прекрасного советского графика Людмилы Киселёвой, она будет и в книге. Не совсем соответствует содержанию, но тональности внутренней - вполне.

https://dmitry-korzhov.livejournal.com/614573.html


Метки:  

Ласк прощальных безмолвный разговор...

Пятница, 18 Августа 2017 г. 13:22 + в цитатник
***
Уходишь… ласк прощальных
Безмолвный разговор
И незаметен, тайный,
Ход времени, и скор…

Расколется молчанье,
И в лестничный пролет
С тревогой и печалью
Тебя домой зовёт

Далекий мамин голос,
И повод не найти,
Чтоб ты еще осталась…

Ну что же – иди, лети!
"Иду!" - и вверх по лестнице
Сорвутся каблучки,
И шар земной завертится –
В побег, в пожар, в смычки.

А я стою оставленный –
Ботиночки в пыли,
Смущённый и подавленный
Вращением Земли.
1999

Стихи из новой книги, которую мы сейчас с Женей Зиновым и Олегом Дроздовым готовим к печати. Они публиковались, но очень давно. А иллюстрация - это работа прекрасного советского графика Людмилы Киселёвой, она будет и в книге. Не совсем соответствует содержанию, но тональности внутренней - вполне.

http://dmitry-korzhov.livejournal.com/614573.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_dmitry_korzhov
Страницы: 52 ... 41 40 [39] 38 37 ..
.. 1 Календарь