"По эту сторону рая" Фрэнсис Скотт Фицджеральд |
И мудрость мало утешает
По эту сторону от рая...
Well this side of Paradise! ....
There’s little comfort in the wise.
Tiare Tahiti by Rupert Brooke
Фрэнсис Скотт Фицджеральд, в отличие от Некрасова, который: "лиру посвятил народу своему", на такие масштабные проекты не замахивался, выкроив для себя в садах мировой литературы делянку влияния денег, больших денег, очень больших денег на индивидуума и Личность (вот так, с заглавной). И это хорошо, благодаря его лире у нас есть "Великий Гэтсби".
"По эту сторону от рая" первая книга Фицджеральда, которая тотчас принесла ему литературную славу самого молодого романиста издательства "Скрибнерс" и автора поколенческого манифеста. А пришедший с ней финансовый успех позволил возобновить помолвку с Зельдой Сейр - в романе она выведена в образе Розалинды - и определил дальнейшую тематику творчества. Дальше Фицджеральд все время станет писать о богатых, молодых, красивых, талантливых, беззаботных. О мире дорогих изысканных вещей, в котором они обитают. О специфических проблемах, с которыми им приходится сталкиваться. О страданиях людей, отлученных от возможности быть равными среди равных в обществе обитателей земного рая, вхожих в эти круги.
История Эмори Блейна, происходящего из богатой, но беднеющей на протяжении романа до полного разорения к финалу семьи: его детства, его отношений со взбалмошной красавицей матерью, с однокашниками, с наставником, с женщинами - во-многом автобиографична. Так чаще всего и бывает, дебютант пишет первую книгу с себя. В свете этого критичность автора в отношении мотиваций молодого эгоиста ("Романтический эгоист" - первоначальное название романа, под которым рукопись отклонили издательства) выглядит симпатичной. В то время, как бесконечные упоминания красоты героя производят несколько комичное впечатление.
Однако тут следует помнить, что богатство само по себе: дающее обладателю рычаги влияния, возможность созидательной деятельности и улучшения общественных институтов - мало интересует Фицджеральда. Его приоритет в эстетической сфере, отсюда утрированное желание подчеркнуть внешнюю красоту Эмори и Розалинды. Деньги ценны возможностью красиво и неограниченно тратиться на прекрасные сумасбродства. Не случайно их с Зельдой брак стал материальным выражением такого рода взглядов.
Атмосфера ревущих двадцатых, как нельзя лучше подходящих для передачи такого рода образа мыслей и действий, воссоздана в романе с детальной подробностью, а чтение Игоря Князева подсвечивает повествование, которое иногда может показаться чересчур снобским, мягкой самоиронией.
Метки: Фицджеральд аудиокниги |
"Сон в летнюю ночь" Уильям Шекспир |
Если мы вам угодили
И злобных змей не разбудили,
То лучше все пойдет потом.
Я прочла ее в тринадцать, на летних каникулах. То было лето Шекспира, жила у бабушки и читала у него все комедии подряд. Трагедий тогда не читала, время для "Гамлета", "Макбета", "Ромео и Джульетты" пришло позже, а комедии - до каких могла дотянуться: "Двенадцатая ночь", "Комедия ошибок", "Виндзорские насмешницы". Все были хороши, эта лучше всех. Экранизации и театральные постановки, какие довелось видеть позже, казались ее бледными тенями, и в какой-то момент сказала себе: "Эта пьеса лучше в формате "свое кино"."
Я ошибалась. Но это потому, что даже мечтать не могла, увидеть "Сон в летнюю ночь" в постановке "Глобуса". Того самого. шекспировского. Однако свершилось. Нет-нет, не в Лондоне, я и в хорошие времена не была из тех кто так вот, запросто, ездит по заграницам, охотясь за культурными событиями, что уж говорить о "теперь". Но есть проект "Театр HD", позволяющий на большом экране смотреть оригинальные версии спектаклей с ведущих мировых сцен.
При всех мерзостях нынешнего времени, мы живем в уникальную пору, когда гора приходит к Магомету не имеющему ресурса, чтобы пойти к ней (надеюсь, ничьих чувств не оскорбила?)
Итак, сюжет: афинский герцог Тезей женится на королеве амазонок Ипполите, подготовка к свадебным торжествам идет полным ходом, когда к нему обращается почтенный гражданин с просьбой принудить свою дочь Гермию выйти замуж за Деметрия - жениха, которого он ей назначил. Девушка же влюблена в другого - молодого Лизандра, да к тому же ее лучшая подруга Елена была обольщена Деметрием и брошена им, что не добавляет желания сделаться женой такого человека. Тезей дает ей на раздумье время до своей свадьбы, а там, замуж за Деметрия, в монастырь или она будет казнена.
Лизандр предлагает девушке бежать и обвенчаться за пределами Афин, молодые люди решают встретиться ночью в лесу. Желая ободрить Елену, они раскрывают ей свой план - коль скоро Гермия покинет город, Деметрий снова обратит взоры на нее. Но безнадежно влюбленная Елена, в тщетной надежде заслужить признательность любимого, рассказывает ему о побеге. Той же ночью, в том же лесу, пятерка афинских мастеровых собирается, чтобы отрепетировать постановку "Пирама и Фисбы", которой хотят развлечь герцога во время свадебных увеселений, надеясь снискать славу и награду - такой себе прообраз социального лифта. И в том же месте сталкиваются королева фей Титания в сопровождении свиты с королем Обероном - между монаршей четой разлад, они чинят друг другу каверзы, оттого в мире все идет наперекосяк.
Собрание столь различных и преследующих такие разные интересы персонажей в сочетании времени и места, ожидаемо ведет ко многим коллизиям: печальным, смешным, пугающим. Полностью пересказывать не буду - рассказать об этом лучше автора никому не удастся, Шекспир прекрасен. Почти так же прекрасен и до сих пор актуален канонический перевод Татьяны Львовны Щепкиной-Куперник Скажу о спектакле. Решенный в минималистичной манере: из декораций на сцене две колонны и портик со свисающими толстыми канатами, костюмы весьма условны, спецэффектов вовсе не припомню - спектакль Доминика Дромгула создает "то самое" впечатление удвоенного, утроенного волшебства, какого не удалось достичь звездной голливудской экранизации.
Все строится на актерской игре, сочетание мимики, пантомимики, великолепного сценического движения, сложных трюков, безупречных мизансцен захватывает и удерживает внимание. Еще о минимализме: ведущие роли в постановке сдвоены, так чудесная Мишель Терри одновременно Титания и Ипполита, брутальный Джон Лайт Оберон и Тезей, а обольстительный андрогин Мэтью Теннисон - Пэк и Филострат. Костюмы и грим: по мере блужданий героев по ночному лесу одежды на них остается все меньше, она упрощается - вместо фижм и буфов простые сорочки и кюлоты, почти подштанники. Ноги и руки в царапинах и грязных потеках, эта деталь создает более мощный эффект присутствия-вовеченности. чем можно было бы добиться сложными декорациями.
Сверхсовремые техники актерской игры и режиссуры в архаичном антураже дарят уникальное зрелище, а проект "Театр HD" отменяет эфемерность театрального действа, расширяет границы восприятия.
Метки: Шекспир |
Андрес Нойман, Путешественник века |
Метки: латиноамериканская постмодернизм |
Ищу советскую детскую повесть. |
Метки: 20 век |
"Глотнуть воздуха" Джордж Оруэлл |
А разве кто-нибудь, у кого голова на плечах, сомневается, что грядут скверные времена?
"Глотнуть воздуха" одновременно совсем оруэлловская и совершенно не характерная для него книга. Не то, чтобы я могла похвастаться хорошим знанием творчества писателя, знаю у него только "Скотный двор" и "1984". И не то, чтобы делала большую разницу между написанным от третьего и от первого лица. Обычно не делаю. Не в этом случае.
Потому что здесь несколько отстраненная и саркастичная повествовательная манера, которой ждешь от Оруэлла (и первая часть романа написана именно в такой), напрочь сносится яростной нежностью продолжения. Начиная со второй части, в которой герой-рассказчик вспоминает свое детство в маленьком городке Нижнем Бинфилде, уровень сопричастности тексту повышается на порядок. Уникальное читательское впечатление, когда в рамках одной книги переживаешь такие эмоциональные качели.
О чем книга? История обывателя, коммивояжера: мужа-подкаблучника, отца двоих детей, сына четы мелких лавочников. Ему подвалила нежданная удача, заодно с приятелем, сыграл на скачках и выиграл. Деньги не запредельные - примерный эквивалент двухнедельного заработка, но пришли дуриком и Джордж ощущает себя калифом-на-час: на что захочу, на то и потрачу.: могу враз с подружкой прокутить, могу потихоньку добавлять маленькие радости к повседневным А Хильде не отдам.
Слегка за сорок, толстоват, лицом красноват. Не красавец и не богач, как вы могли догадаться. Вот уже и зубной протез пришло время поставить. Но еще в силе. Питает сдержанную ненависть к соседям по таунхаусу и острую - к ипотечному банку, которому еще лет двадцать выплачивать за типовой домик. Сумел выбиться из верхнего слоя низшего класса в нижний - среднего, оценивает свои успехи трезво, особой гордости не питает. Боится войны.
Роман увидел свет в 1939 году, писался наверняка раньше, Оруэлл не из тех литераторов что выдают по две книжки в год: между "Глотком воздуха" и "Скотным двором" будет промежуток в шесть лет, от него до "1984" пройдет еще три год. Но мрачная проницательность писателя нашла отражение в предчувствии Второй Мировой - замечательно, что ее предположительное начало Оруэлл относит на 41-й год, ошибившись в части фактической даты, но точно назвав время вхождения военных действий в острую фазу. Ужасом перед грядущей войной пронизаны первая и четвертая часть романа - его опоясывающее "сегодня".
Вторая и третья части - рассказ о детстве и юности Боулинга. Удивительно, насколько полное впечатление автофикшна создает текст, при том, что совпадения в биографии писателя с жизненными реалиями его героя нулевые. В книге будет небольшой фрагмент о детстве Хильды, так вот - в нем Оруэлл рассказывает о своем. Но точные и четкие детали все время прослушивания не оставляли у меня сомнений - рассказывая о Боулинге, автор говорит о себе. Мне понадобилось прочесть реальную биографию Джорджа Оруэлла, чтобы убедиться, насколько отличается его жизненный путь от описанного в книге. И все-таки (шепотом) до конца не верю.
По зрелом размышлении, Джордж Боулинг решает на недельку вернуться в городок своего детства, чтобы заново пережить радости рыбалки, которая была его главным увлечением и единственной настоящей любовью Что из этого выйдет, не буду говорить, подержу интригу. Я рада, что роман появился в формате аудиокниги в превосходной начитке Игоря Князева. Здесь имеет смысл уточнить, на Литресе есть также аудиовариант в исполнении Александра Клюквина, и это тот случай, когда хочется сказать: "Дайте две!" Уточню только , что новая версия звучит на час дольше, выбирать вам.
Вы проживете придуманную жизнь так, словно это ваша личная история и удивитесь, насколько разным может быть Оруэлл
Метки: аудиокниги Оруэлл |
Книги, прочитанные в августе 2022 года |
|
"Шардик" Ричард Адамс |
Те, кому истина явилась, не питают никаких сомнений. Однако всегда найдутся другие, точно знающие, что ничего необычного не произошло.
Если вы кингоман, то с Шардиком знакомы уже давно, независимо от того, читали книгу Ричарда Адамса или вообще ничего о ней не слышали. Огромный медведь появляется на страницах "Бесплодных земель" Кинга оммажем одноименному роману. Безумный и злобный, как большинство носителей силы в сдвинувшемся мире "Темной башни".
О его литературном прототипе можно сказать почти то же. Не вполне зверь. Или вовсе не зверь? Смертельно опасен. Безумен? Ну, близкое знакомство с самыми злобными тварями вселенной явно не способствует его душевному здоровью. Однако по порядку. Вторую книгу Адамса, любимого читателями за роман о кроликах, тоже можно отнести к анималистическому фэнтези. С известной долей условности - как "Обитатели холмов" скорее социально-философская проза, чем анималистика, так "Шардик" в большей степени исследование феномена религии в ее созидательной, охранительной и разрушительной ипостасях.
Если вы боитесь спойлеров, пропустите три следующих абзаца. Охотник Кельдерек случайно натыкается на израненного и обожженного медведя. Огромный, в три человеческих роста, зверь прыгнул в реку, спасаясь от лесного пожара, доплыл до острова Ортельга и теперь умирает от ран. Дело однако в том, что медведь тотемное животное и символ веры ортельганцев, которые издавна чтут Владыку Шардика,. По их верованиям, божественный медведь ушел из мира, но в трудную минуту явится и поможет своему народу вернуть былую славу.
Трудные времена наступили достаточно давно, прежде ортельганцы правили страной, теперь они полудикари, влачащие жалкое существование на окраине Бекланской империи. Находка Кельдерека меняет все. Культ Шардика возрождается, его жрицы, несмотря на опасность быть убитыми или покалеченными, выхаживают зверя, старый осторожный барон Бель-Ка Тразит погибает, его преемник пылает неоправданно реваншистскими настроениями. Против ожиданий, вмешательство Шардика приносит победу, король-жрец Кельдерек становится новым правителем империи.
Возрождая отмененную в Бекле, работорговлю, деньги от которой поступают в бюджет для ведения войн с мятежными баронами. Глава оппозиции перед казнью успевает поджечь солому в помещении, где находится Шардик, зверь в панике разносит решетки вместе со зданием ратуши, вырывается на свободу и уходит. Кельдерек бросается за ним, в долгих странствиях утрачивая внешний лоск. достоинство, веру и наконец свободу - становится одним из рабов в группе невольников. которых гонят на продажу. жестоко истязая. В минуту полного отчаяния Шардик вновь появляется, спасая детей, а Кельдерек становится губернатором области, где всякий сирота находит приют и дело по душе.
"Шардик" может показаться прямой противоположностью народно-любимым "Обитателям холмов". Там борьба за жизнь и свободу, обаятельные антропоморфные герои, узнаваемые общественные формации и понятные паттерны поведения. Здесь тяжелые темные материи религиозного фанатизма и страшный зверь, который большую часть времени ведет себя как дикое животное, но иногда совершает поступки, заставляющие усомниться в его звериной сущности.
Неказистый неуклюжий туповатый Кельдерек никак не тянет на героя с большой буквы. Фэнтезийная вселенная без магии разочаровывает поклонников жанровой литературы. Тягучее повествование кажется не семисотстраничной книгой, но растянутой, как минимум, на тысячу. А главное, неопределенность, когда не знаешь, оценивать происходящее как действия безумцев-фанатиков, которые терзают животинку и людей не щадят или все-таки как результат работы Божьих мельниц, что мелют медленно, но мука отменно тонка и бела бывает . Все это не способствует читательскому комфорту.
Но может быть неважно, был Шардик божественной сущностью или просто очень крупным мишкой, важнее другое. Совершенно четко прописанная в книге мысль: политики, которые принимают судьбоносные решения, должны испытать их тяжесть наравне с самыми бесправными из своих подданных. Легализуешь рабство - побреди, избиваемый и голодающий в цепи рабов. Развязываешь войну - проведи зиму в окопах, среди крыс, вшей и говна. А дальше можешь править. Обогащенный этим бесценным опытом.
Мощная книга, хотя сильно не для всех.
Метки: фэнтези |
Эль Косимано "Финли Донован избавляется от проблем" |
У Финли Донован полно проблем: муж бросил ее с двумя детьми на руках; у нее множество долгов; за неуплату отключают электричество и грозят отобрать дом; из-за переживаний по поводу развода, она не может писать книгу, все сроки уже сорваны, а аванс получен и потрачен... И в придачу ко всему этому бывший муж, утверждая, что она – плохая мать, не способная позаботиться о детях, подает в суд, требуя передать детей ему и его новой пассии.
Финли встречается в переполненном кафе со своим литературным агентом, пытаясь объяснить, почему срывает сроки. И сидящая за соседним столиком женщина, случайно подслушав обрывки их разговора, воображает, что Финли – крутая киллерша, обсуждающая с клиентом будущий заказ (Финли пишет микс любовного романа с триллером, и речь в ее книге идет об убийстве «плохого парня»). А даме с соседнего столика как раз нужен киллер...
И вот уже бедняжка, вынуждена разбираться с заказчиками, никак не желающими поверить в свою ошибку; страшной русской мафией (ну как же без нее) и не менее страшной для нее полицией; а так же с бывшим мужем, желающим отобрать детей, самими этими детьми, которые, несмотря на юный возраст (одному 2, другой 4) уже оценили обстановку, и если мама не может сей же час выполнить их желание, невинно замечают, что вот папочка... А тут еще у несчастной замученной мамочки появляются сразу два поклонника, один другого привлекательнее, а стало быть и новая проблема: которого выбрать?
Сюжет об обычном человеке, которого приняли за наемного убийцу, не нов. Был уже, по крайней мере, французский фильм с Пьером Ришаром «Укол зонтиком» на эту же тему, а также дилогия о Высоком блондине, которого, правда, приняли не за киллера, а за суперагента.
Ну, в конце концов, сам Шекспир не брезговал использовать старые сюжеты. И хотя Эль Косимано, конечно, далеко не Шекспир, пишет она довольно бойко, увлекательно и с юмором (правда значительная часть этого юмора связана с подгузниками и слюнявчиками). Неожиданные повороты сюжета следуют один за другим. Героиня то проявляет изобретательность и хладнокровие, достойные киллерши, за которую ее приняли, то дрожит, как желе на тарелке, при мысли об окружающих ее опасностях.
С учетом того, что это – первая проба автора в жанре детектива, вышло очень даже неплохо. Конечно, страхи и переживания Финли, можно бы подсократить. Да и роялей в кустах ей попадается многовато. Но, тем не менее, прочла я этот роман с удовольствием. И, поскольку финальный твист намекает на продолжение, надеюсь с неменьшим удовольствием прочесть о новых приключениях Финли Донован.
|
Несколько интересных фактов об Иване Тургеневе, которые вы могли не знать |
|
"Жена" Мег Вулицер |
– Брак – это двое людей, заключающих выгодную сделку. Я предложил что-то от себя, ты – что-то от себя. Возможно, обмен был неравным.
– Неравным, – согласилась я.
Известный американский писатель едет в Финляндию на вручение литературной премии. Это не Нобель, труба пониже и дым пожиже: престиж не тот, призовой фонд вдвое меньше - но все же весьма и весьма. Джо Каслман в сопровождении своей все еще привлекательной жены Джоан летит первым (кто бы сомневался) классом в Хельсинки. Пока муж наслаждается самым большим в своей жизни успехом, она сообщает себе и нам, читателям о решении уйти от него. Попутно рассказывая историю их долгого брака.
Который начался с того, что привлекательная гойка увела от жены и ребенка своего наставника по литературному мастерству. Да-да, тот брак и без того дышал на ладан, после рождения дочери Кэрол Каслман утратила интерес к сексу и перестала спать с мужем, а мужчинам это необходимо, кто ж не знает? Прежние отношения исчерпали себя, и расстались они по обоюдному согласию, а Джоан все последующие годы была мужу преданной спутницей и музой, родила ему троих детей, и это именно с ней к нему пришла известность.
Зачем расставаться, когда жизнь так явно удалась? Не лучше ли насладиться удачей рядом с мужчиной своей жизни? Почивать на лаврах, покуда не придет время почить в бозе? Отчего она не хочет, узнаем, прочитав книгу Мэг Вулицер. Для меня это новое имя, хотя Вулицер достаточно известная в англоязычном мире романистка, да и на русский переведено несколько ее романов.
"Жена" - история женщины, которая обеспечивает прочный тыл мужу-литератору, оставаясь не то, чтобы в его тени, но словно бы невидимкой. То есть, все (кто есть кто-то) знают, что Джоан Каслман сдержанная и элегантная супруга талантливого писателя, и сам он не упускает случая упомянуть, сколь многим обязан их браку.. Но поговорка "Жена - не стена" вошла в их жизнь сразу после первого успеха, когда на симпатичного буйнокудрого романиста начали заглядываться читательницы. Не только заглядываться, но откровенно вешаться - в их личной истории то время совпало с сексуальной революцией в большом мире.
Что ж сама не пошла налево? Устроила бы симметричный ответ и не было бы так больно от его бесконечных измен. Ну, во-первых, она любила мужа, а при таком раскладе прыгнуть в чужую койку - это как дополнительно себя наказать, такое "назло бабушке, отморожу уши". Во вторых, трое детей, не забыли? Когда заботишься о них, воспитываешь их, нужна им, то времени, сил и желания на такого рода эскапады не остается. И есть еще "в-третьих", о котором мы узнаем в финале, в соответствии с лучшими романными канонами, хотя догадаться могли бы и раньше.
Было бы неверно сводить "Жену" к феминистскому манифесту о том, как в очередной раз провинился перед женщиной мужской мир. Как всякая хорошая книга, она о многом: о том,что на чужом несчастье своего счастья не построишь,; что человек, изменивший жене с тобой, изменит тебе с другой, ибо такова его внутренняя суть; что материнский труд вовсе не обязательно вознаграждается любящими успешными детьми; что можно быть тысячу раз талантливой/ым, но если обстоятельства не благоприятствуют самореализации - о признании лучше забыть.
Или попытаться реализовать схему, в рамках которой твой талант найдет применение. Не вполне честную схему. И быть готовой к тому, что слава достанется другому. Внятный сюжет, яркие герои, неочевидная интрига, и читается взахлеб - отличная книга.
Я действительно была его второй половиной, его лучшей половиной, и все эти годы ни дня не проходило, чтобы я не помнила об этом.
Метки: современная |
читательский дневник. июль |
|
Ингар Йонсруд "Крест" (Фредрик Бейер -3) |
Метки: триллер скандинавская детектив |
Ищу книгу |
|
"Охота на крылатого льва" Елена Михалкова |
– Вы, русские, все-таки странные люди.
– Это почему?
– Ты читаешь стихи вместо того, чтобы плакать.
Образцовая жена и прекрасная мать Вика однажды понимает, что, отдавая всю себя заботам о близких, совсем забыла о своих мечтах. И решает осуществить давнюю - посетить Венецию. Не в добрый час, потому что именно в дни ее пребывания там будет экспонироваться безумно дорогой раритет, который собирается похитить некая преступная группировка. Случайному туристу в их операции отведена роль перевозчика, который вынесет подброшенное сокровище, не подозревая о нем.
Одинокая небогатая неопытная и не слишком хорошо владеющая языком, Вика подходит идеально. Преступники не предполагают, насколько проще окажется подбросить перстень, чем завладеть им после, а русская туристка - что свидание с городом мечты заставит ее пережить множество событий, без которых предпочла бы обойтись, и едва не будет стоить жизни.
Новое дело сквозных героев Елены Михалковой, сыщиков по розыску пропавших людей Макара Илюшина и Сергея Бабкина со множеством опасных приключений, на сей раз, в венецианских декорациях. Детективы не только не осрамятся перед державами, но и научат мир (локально отграниченную событиями его часть) любить отечественное кино, повторив для спасения своей подопечной сюжетный ход из фильма "Место встречи изменить нельзя".
А меня все время прослушивания аудиокниги не оставляло ощущение связи с рязановскими "Невероятными приключениями итальянцев в России", столь же невозможными, хотя совсем не такими же смешными, скорее пугающими и сентиментальными. Не удивлюсь, если именно эта картина вдохновила писательницу на роман. Начитка Игоря Князева прекрасный подарок поклонникам жанра.
В "Охоте на крылатого льва" больше квасного патриотизма,чем ожидаешь от книги, написанной в 2015: итальянцы сплошь злодеи, преступники или идиоты, русские демонстрируют высочайшие человеческие и профессиональные качества, даже преступный босс из числа соотечественников превосходит местных коллег гуманизмом и интеллектом. Сейчас, семь лет спустя, гиперкомпенсация такого рода актуальна: не мир закрывает для нас двери, а сами мы не желаем метать бисера перед неспособными оценить величие русской души европейцами.
Хороший детектив, в меру пугающий, в меру чувствительный, очень приключенческий.
Метки: аудиокниги детектив |
"Лицо ее закройте" Филлис Дороти Джеймс |
- Лицо ее закройте, мои глаза ослепнуть могут
Столь юной умерла она…
- Не думаю. Несчастие ее,
Что прожила она так долго. Вебстер "Герцогиня Малфийская"
Пятидесятые прошлого века. Совсем близко сексуальная революция, которая сметет или, по крайней мере, существенно откорректирует понятия о дозволенных и недозволенных в сфере пола вещах, Пока же старая добрая Англия оплот морали, осуждающей все, что не вписывается в нормы.
Тем не менее, девушка из числа "оступившихся" (незамужняя, с младенцем) принята горничной в респектабельное поместье. Хозяев не смущает даже то, что женщина с маленьким ребенком не лучшая из возможных кандидатур, и Салли оправдывает их ожидания. Она прекрасная мать и отличная работница: мила, понятлива, расторопна, почтительна. Вплоть до того вечера, когда объявит работодательнице, что отныне будет жить в ее доме на положении не прислуги, но невестки.
А следующим утром случится то, что выведет на сцену детектива-поэта Адама Дэлглиша - сквозного персонажа Ф. Д. Джеймс, знаковой фигуры английского детектива. Не получив высшего образования из-за нехватки средств, и вынужденная содержать собственную семью, когда муж вернулся со Второй Мировой больным, она завершила жизнь офицером Ордена Британской империи, Пэром палаты лордов и баронессой. Список достижений говорит сам за себя
Если вы уже успели познакомиться с Дэлглишем, продолжать можно с любого места, серия романов о нем организована без выраженной личной линии детектива, как у Несбё с Харри Холе, например. Если нет, то самое время свести знакомство, тем более, что "Лицо ее закройте" дебютный роман звезды классического детектива.
Убийство Салли Джапп погружает нас в атмосферу британского поместья, где традиции и ритуалы играют не меньшую роль, чем сотню лет назад, а плетение отношений между персонажами образует сложный узор с юной красоткой в центре паутины. Была она наивной и невинной мушкой или паучихой, которой не повезло запутаться в собственной сети, предстоит узнать читателю под мудрым руководством Адама Дэлглиша.
Аудиоверсия романа прочитана Игорем Князевым, если вы любите его исполнение так же, как я - не пропустите.
Метки: аудиокниги детектив |
"Душа моя Павел" Алексей Варламов |
И тогда они все вместе придумают что-нибудь очень хорошее для большой страны, чтобы она стала такой же прекрасной для жизни, как Павлушин коммунистический город.
Осень 80-го, в Москве отгремела Олимпиада, это из-за нее вступительные экзамены перенесли на сентябрь. Молодой человек по имени Павел приезжает поступать в Москву из закрытого Пятисотого. Были в Советском Союзе такие глубоко засекреченные города, даже без названий, и на карте их не обозначали. Техническая интеллигенция, крепила там обороноспособность страны. Особая каста, попасть в такие городки из внешнего мира было невозможно или очень сложно, в зависимости от степени секретности. Они снабжались по высшей категории, были землей обетованной для ;жителей страны с дефицитом всего, но и риски, связанные с секретными военными разработками, были высоки.
Тем не менее, Павлуша, живший в своем Пятисотом практически при коммунизме и бывший образцовым советским гражданином, стремится учиться, да не в техническом ВУЗе, что было было бы логично для мальчика из такого города, а на филфаке. Знаний для поступления явно не хватает, но, вмешательством неких сил, парень зачислен на вожделенный факультет. И тут ним происходит первое, что происходило с советским студентом - поездка в колхоз "на картошку". Если вы подумали, что это примерно то же, что "на барбекю" или "на шашлыки", вы глубоко ошиблись.
Выезд в подшефный колхоз обеспечивал учебное заведение овощами и корнеплодами силами непривычных к деревенскому труду, в силу этого неумелых и неловких горожан, к которым колхозники относились со смесью восхищения и презрения, выделяли для жизни бараки без удобств и ставили на самые скудные поля. Длилось это от двух недель до месяца, в зависимости от учебного заведения. Ученые, в свою очередь, не стремились выкладываться. Выезд в колхоз, при всех неудобствах, превращался в не самый комфортный отпуск, с пьянками и мимолетными романами, с завязывавшимися дружбами и выстраивающейся иерархией.
Правоверный Павлуша попадает в бригаду старших студентов, филфака, который во все времена отличался вольномыслием. Влияние умных товарищей, слушающих вражеские голоса, имеющих опыт травматического столкновения с советской властью, их отчасти конспирологические теории - не только наполняет его восторгом, но и значительно корректирует сложившуюся систему мира. Первая влюбленность того свойства, когда ты влюбляешься в равнодушного к тебе человека, а в тебя влюблен тот, кто безразличен тебе. Первый алкогольный трип и мощное похмелье. Первый опыт остракизма со стороны группы, когда его заподозрили в доносительстве. Пережитая в лесу буря, инициация трудом на износ, едва не закончившийся бунтом. Столкновение с ведовством и первый секс, духовные поиски и крещение. Весь этот опыт составляет сюжетную канву романа.
Алексей Варламов не поражает изузоренным письмом, его проза скорее проста стилистически, но лаконичная емкость предельно выразительна. Что до образов,
яркости в них больше, чем сложности. Особенность варламовского письма в четком и точном срезе действительности со всем многообразием ее проявлений, которая оставляет глубокий оттиск в душе читателя много после того, как роман прочитан. С течением времени может забыться "кто" и "о чем", но общее настроение от книги останется с вами надолго.
"Душа моя Павел", в противоположность тяжелому темному "Мысленному волку" оставляет по себе светлое обнадеживающее впечатление веры в возможность положительных перемен. Не благодаря, а вопреки.
Метки: русская современная |
не троллинг. ищу книгу про сигару |
ищу книгу по ВОВ, написанную по устным мемуарам бойцов, где русский солдат попадает в плен, ему, как бы это покультурнее выразиться, ректально вводят немецкую сигару, а потом пленный попадает к нашим, они извлекают сигару и пардон, скуривают ее. Ну этим восторгаться может только мой батя. Говорит, что у этой книги есть второй том. так что ищу как дилогию. надо скачать оба тома. Желательно в одном файле фб2. ну хоть название вспомнить и автора.
в фейсбуке мне не помогли, только поглумились. и в гугле тоже. обращаюсь к вам как к последней инстанции
|
Полиция памяти. Ёко Огава |
|
"О фотографии" Сьюзен Сонтаг |
Желание подтвердить реальность и расширить опыт с помощью фотографии – это эстетическое потребительство, которым сегодня заражены все.
Сьюзен Зонтаг (возможен вариант произношения "Сонтаг") писательница, философ, сценарист и режиссер театра и кино, литературный и художественный критик, икона мирового феминистского движения. И говоря о феминизме, я имею в виду не только борьбу за права женщин, в сфере интересов Зонтаг были представители меньшинств и социально-угнетенных групп, изменение отношения с стигматизированным темам, как СПИД, например. Расцвета ее карьера романиста достигла с присуждением Национально книжной премии за роман "В Америке".
Сборник эссе "О фотографии" одна из самых известных работ писательницы, кажется, говоря о ней сегодня, в первую очередь вспоминают эту вещь. Не случайно, учитывая, насколько широко фотография вошла в нынешнюю повседневность. Желание понимать, что движет нами, совершающими те или иные действия, предающимся некой страсти, стремление подвести под это философскую базу естественно, а в наши дни фотографирование одно из самых распространенных действий и самая доступная в удовлетворении из страстей. И это я еще не сказала о возможности творческого самовыражения, которая бесценна.
В сборник входят шесть эссе и "Краткая антология цитат" - высказывания известных людей, посвященные фотографии, как виду искусства и способу взаимодействия с миром. Первый текст "В Платоновой пещере" отсылает к образу реальности, данной в ощущениях, как скольжению теней по стене, которые видят прикованные в пещере спиной ко входу люди. Мы по-прежнему не можем видеть мир таким, каков он в реальности, но существование фотографии меняет ракурс, чуть расширяя его. Фотографируя, мы отчасти присваиваем мир.
"Америка в фотографиях Сквозь тусклое стекло", вторая статья посвящена работам Дианы Арбус - известного фотографа и значительной фигуры культурного бэкграунда второй-третьей четвертей ХХ века. Написанное под впечатлением от ретроспективной выставки Арбус вскоре после ее смерти, оно далеко от безудержного восхваления по принципу "хорошо или ничего". Скорее Зонтаг относится к работам своей героини критически. Дело в том, что центральным мотивом в творчестве Арбус были маргиналы, фрики разного рода и обычные люди в естественной для себя обстановке, которые подавались с такого ракурса, что выглядели скорее пародией на себя самих. Говоря о ее работах, Зонтаг приходит к выводу, что стремление любой ценой отыскать красоту в уродстве достаточно безнадежно. а эстетическое вступает на территорию этического с не самым лучшим для себя результатом.
"Меланхолические объекты" посвящена сюрреалистичности природы фотографии, ее сиюминутности, с течением времени изменяющей, порой радикально, возможные трактовки. Так постановочные фотографии, призванные играть роль манифеста некоего художественного направления, оказываются слепком эпохи, а детские фото известных людей, сделанные всего лишь с целью запечатлеть милых деток, смотрятся совсем иначе, когда знаешь, стал этот карапуз Сталиным или Пресли.
"Героизм видения". Увидеть и запечатлеть красоту - как основной посыл фотографии. В отличие от живописи, с которой ее часто соотносят, фотографическое видение не создает целостную картину мира, но напротив, дробит его на фрагменты. Порой съемка изменяет восприятие, делая эротичные объекты бесполыми и придавая сексуальную притягательность вещам изначально далеким от эротического контекста.
"Фотографические евангелия" О том, как фотография побуждает своих деятелей снова и снова объяснять миру ценность того, чем они занимаются, подводя теоретическую базу. Претензия на знание, претензия на творчество, представление о фотографе, как об идеальном наблюдателе и одновременная невозможность достичь желаемого эффекта без вмешательства, без некоторого элемента постановочности, которая автоматически выводит фотографа из статуса наблюдателя на роль участника и режиссера. Все же: фиксировать или режессировать?
"Мир изображений" от Платона до Фейербаха, философия считала изображение отличным от реальности. Однако фотография, в силу некоей присущей ей магии, не только точно фиксирует кусочек мира и позволяет присвоить его, но и становится в какой-то мере средством управления реальности, изменения ее.
Резюмируя: замечательно интересный, содержательный и при этом читабельный сборник эссе в превосходном переводе Виктора Голышева, патриарха отечественного литературного перевода.
Метки: философия |
Ингар Йонсруд "Калипсо" (Фредрик Бейер -2) |
Метки: триллер скандинавская детектив |