Эндрю Круми, "
Мистер Ми" - вот какая странноватая книжица мне попалась на сей раз. Казалось бы, она просто обречена на успех.
Ведь в ней столько всего понамешано:
реальные исторические личности и первый и главный среди них - Жан-Жак Руссо, научно-исторические поиски, неудержимый секс, монахи, детективные слежки, популярная физика, философия, разнузданное порно, интернет, загадочные записки и их таинственные авторы... В общем, читай не хочу. И все это забавно, но только вот как-то не впрок. Сейчас поясню, о чем я.
Главный сюжет книги вертится вокруг истории о том, как два друга случайно нашли некие записки, то ли исполненные мудрости, то ли просто бред сумасшедшего. Наши чудаки пытаются разобраться, что же это за бумаги и кто их написал. Следы приводят аж к самому Жан-Жаку.
Параллельный сюжет описывает некоего ученого старца наших дней, который случайно наткнулся на историю этих двоих и пытается ее отслеживать, прибегая при этом к весьма пикантным средствам и знакомствам.
Такова внешняя сторона. Посмотрим теперь, что внутри.
Структура Структура книги мне чем-то напомнила "Облачный атлас". Нет, здесь нам не рисуют пирамиду, да и слоев не 6, а всего 3-4. Но схожесть есть. И в "пластах повествования", и в пересечениях, и в неожиданных связях между этими пластами. И в финальном "
узелке", заодно объясняющем странное название книги.
Исторические личностиСердцевина истории действительно крутится вокруг того самого
Жан-Жака Руссо. Мы бываем у него дома, в беседке, где он работает, наблюдаем за его ближайшим окружением, заглядываем в его записки и даже читаем отрывки рукописи, которую он при жизни так и не издал.
На горизонте есть и другие исторические персонажи. Например, часто нашим героям угрожает зловещая фигура
Д'Аламбера. Периодически вспоминаются
Пруст, Бальзак, Кант и другие вполне реальные и известные личности тех времен.
Это все здорово. Но меня не покидает ощущение, что все описываемое имеет крайне малое отношение к действительности и излагается только для развлечения читателя... Не могу утверждать этого всерьез, поскольку не силен ни в истории, ни в классической французской литературе. Это просто ощущение неправды. Но очень сильное.
Кстати, в книге Серера Гансовского "Винсент Ван Гог", ощущение полностью противоположное: историческая правда.
СексДа, я знаю, вам интересно, с чего бы это я вдруг написал про разнузданное порно. Видимо, сразу представили себе неистовых исторических французов, прославленных любителей женщин (и мужчин, к слову) и решили, что в книге описаны их похождения?
Облом, мой проницательный читатель. Все не так. Все гораздо хуже.
Помните, в начале я упомянул некоего ученого старца?
Так вот, все, что здесь говорится о сексе, происходит только с ним. Я понимаю, что это очередной способ "оживляжа", без которого исторические изыски могли бы быть скучными. Но это, как минимум, неприятно.
Человек в весьма почтенном возрасте показан полным отшельником, не знающих элементарных вещей. Не верите? А как еще можно объяснить его феноменальное открытие: "Ах, у женщин оказывается, тоже растет борода. Только в другом месте." То есть человек за всю жизнь вообще нигде и никогда обнаженной женщины не видел. Верится в это с большим трудом. Взять, хотя бы, картины...
И вот этот человек сталкивается с интернетом, с порносайтами, с проституткой, приходящей убирать его дом... Ну и узнает много нового для себя.
И да, он таки-приходит к сексу. Но здесь нет истории постепенного совращения этого "
великовозрастного малолетнего". Он так и не понимает, что к чему. И у нас остается впечатление, что рассказывают о сексе с кем-то неразумным - с маленьким ребенком, идиотом или с животным. Да, его физически можно заставить что-то делать. Но только ему, объекту от этого никакой ни пользы ни радости... А у нас, читающих, остается гадливое ощущение.
Я очень надеюсь, что вы поняли мою мысль. Я не пуританин и не против этой темы в книгах и фильмах. Но формы и пристрастия имеют значение.
А завлекалка-то да, придумана интересно. Наш ученый старец открывает для себя инетрнет, поисковик, набирает название научной работы и... попадает на картинку с обнаженной женщиной, нажимая на определенные части тела которой, можно переходить к различной информации. Один из таких переходов и приводит героя к описанию приключений двух охотников за рукописью...
Охотники за рукописьюЭто основные герои книги. Даже не так. Это герои основной части книги. Два мошенника, Минар и Ферран, перебивающиеся случайными заработками, однажды получают странный заказ: есть обрывки старинной рукописи. Надо ее переписать и за это получить денег.
Все вроде бы просто. Но рукопись - странная, сам ее текст несколько необычен. Он затягивает в себя, он обучает новому и непривычному, он наталкивает на странные мысли.
Однажды приходит осознание: рукопись здесь не вся, а только обрывки. А уж, раз начав, хочется же вытянуть все ниточки. Тем более, что есть некие зацепки, где можно начать поиски автора и недостающих частей.
И с этого момента начинается долгая
детективная линия скитаний наших героев, поисков, пряток, дознаний, страхов, тупиков, ложных и настоящих поворотов. В общем, эдакий
квест.
Причем вот что странно. В начале книги Минар и Ферран - просто два обычных маленьких человека. Но по мере развития сюжета, когда, вроде бы, эти фигуры должны для нас становиться все ясней, они утопают в слухах о самих себе, становятся бесплотными и сами вроде бы превращаются лишь в слухи о людях, которых, может никогда и не было-то...
Вот в этом состоянии у меня возникло сразу две
ассоциации.
Если вы читали "
Замок"
Кафки, то именно такое ощущение оставляют помощники, нанятые в деревне господином К. То они взрослые, то дети, то вроде есть, а то и не было никогда. То слабые и беспомощные, то непреодолимо сильные. То они глупые и управляемые, а то вдруг превращаются в расчетливых успешных интриганов...
Другая ассоциация - малозаметные слуги из книги Бэнкса "Шаги по стеклу". Вроде бы вполне реальные люди, закутанные в бесчисленные слои рваной одежды. Только вот... разматываешь, разматываешь все эти одежды одну за другой, пока не остается... именно. Ничего не остается. Совсем. Спрашивается - а как же ЭТО ходило, говорило и действовало? ))
Философия и физикаВот чем я безусловно
наслаждался в этой книге, так это блестяще и популярно поданными идеями по физике и философии. Да, и по их пересечениям тоже, что я особенно люблю. ))
Кошка Шредингера, машина открытий Луллия, принцип Гейзенберга, неопределенности Д'Аламбера.... Математические шуточки... Да еще много всего реального и придуманного.
Что же из этого следует?Два простейших вопроса, на которые я никак не могу себе ответить.
-
К какому жанру можно отнести эту книгу и
-
Понравилась ли она мне.
На первый вопрос вы уже отчасти представляете себе ответ, поскольку видели, что вас ожидает в книге. Хорошая отмазка: "современная проза" - понятие емкое и включает что угодно. :-) Элементы исторического романа, публицистики, детектива, эротики, популярной научной литературы и мистики на грани мистификации. Вот так что ли как-то.
На второй... как выражается один мой высоконаучный друг " у меня к этому явлению отношение
бимодальное". )) Здесь это понятие отлично подходит. Книга не хороша и не плоха.
Она
хороша и плоха одновременно. Мне нравится линия поисков, любопытна историческая линия, категорически противна эротическая составляющая (не любая, а именно здесь, в этой книге) и очень нравится сонм околонаучных сведений, игрищ и бредней. Ну вот люблю я это дело ))
Поскольку Читалка не признает таких сложных и
бимодальных оценок, ставлю среднее арифметическое:
средненько. Хотя хорошего в книге, повторюсь, немало.
http://chto-chitat.livejournal.com/11873745.html