12 апреля - День космонавтики. |
Из учителя в учёные! Циолковский основоположник современной космонавтики.
Циолковский Константин Эдуардович (1857 –1935)
Русский и советский учёный-самоучка, разрабатывавший теоретические вопросы космонавтики, и мыслитель эзотерической ориентации, занимавшийся философскими проблемами освоения космоса.
Не верится, но этот гениальный человек работал обычным учителем математики в городе Калуга. Такое скромное начало карьеры было обусловлено проблемами со здоровьем. В возрасте девяти лет Константин Эдуардович заболел скарлатиной, после чего частично потерял слух. Как результат, учёба давалась с большим трудом. Во втором классе Циолковского оставили на второй год, а из третьего класса отчислили. В этот период умирают старший брат и мама - тяжелейший удар. После отчисления Циолковский больше никогда и нигде не учился!!! Знания черпал самостоятельно из книг в отцовской библиотеке. В 16 лет поехал в Москву поступать в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). В училище правда не поступил, но обучение не бросил. Ежедневно посещал единственную бесплатную Чертковскую библиотеку в Москве в течение трёх лет. За это время освоил гимназическую программу и часть университетской. Деньги на проживание высылал отец, их было катастрофически мало, питался будущий учёный в прямом смысле хлебом и водой, остатки тратил на книги и оборудование для опытов. Примечательна и вера отца в способности сына. Примечательно, что как любой гений, Константин Георгиевич свято верил в свой талант.
Через три года финансовые возможности Циолковского-отца оскудели, сыну пришлось вернуться домой. В Вятке, где на тот момент жила семья, Циолковский начал давать частные уроки по физике и химии, настолько успешно находил общий язык с детьми, что недостатка в учениках не было. Вынужденный переезд семьи в Рязань и не возможность найти в новом городе частных учеников вынудили Циолковского сдавать экзамены для подтверждения квалификации, по результатам которых Константин Эдуардович получил должность учителя арифметики и геометрии в Боровском уездном училище Калужской губернии. В Боровске молодой преподаватель женился на Варваре Соколовой - дочери священника Евграфа Соколова, у которого снимал комнаты. В родном городе жены семья прожила 12 лет. Всё это время он не оставлял занятий наукой, продолжал ставить опыты, выписывал научные книги и журналы. На долгое время Циолковского заняла идея металлического дирижабля. Он написал труд, обосновывающий возможность его создания.
1882 году Константина Эдуардовича как «одного из способнейших и усерднейших преподавателей» перевели в уездное училище города Калуги, где он проживёт до конца своей жизни.
Одна из главных и значимых работ написана в 1903 году (первое издание), называется "Исследование мировых пространств реактивными приборами". Циолковский решает проблему движения тела в безвоздушном космическом пространстве.
После революции его деятельность получила государственную поддержку, кроме того с 1921 года (с этого же периода перестаёт заниматься преподавательской деятельностью) учёный получал пожизненную пенсию за заслуги перед отечественной и мировой наукой, это спасло его голодной смерти в период Гражданской войны. Не избежал учёный и вызова на Лубянку, где в тюрьме провёл несколько недель, но в итоге был отпущен. А своё 75-летие учёный отметил в Кремле.
Жена Варвара Евграфовна была главным помощником, другом и союзником своему мужу, её роль в жизни супруга трудно переоценить. Героическая женщина, представьте - жить с гением! В глазах провинциальных горожан, Циолковский слыл абсолютным чудаком, этаким "безумным профессором", который ведёт себя как мальчишка, играет в какие-то опыты. Добавьте сюда глухоту - получается совсем уж странный господин.
Циолковский с женой, дочерью и внуками, 1933 год
У Варвары Евгеньевны и Константина Эдуардовича было семеро детей, но пятеро умерли в младенчнстве и юности. Пережили родителей только две дочери.
1907 - 1966
Советский учёный, конструктор ракетно-космических систем, председатель Совета главных конструкторов СССР, академик АН СССР.
Сергей Павлович Королев родился 12 января 1907 года (30.12.1906) в Житомире в семье преподавателя русской словесности.
В 1923 г. вступил в организацию "Общество друзей Воздушного флота" (ОДВФ), сконструировал свой первый безмоторный планер. В 1924 г. окончил Одесскую строительную профессиональную школу. 1 июня 1924 г. Королев подал просьбу о зачислении в Академию воздушного флота, решение вопроса затянулось, и он поступил в Киевский политехнический институт на авиационное отделение, затем перевелся в Московское высшее техническое училище им. Н.Э. Баумана. В это время С.П. Королев проектировал и строил летательные аппараты: планеры "Коктебель", "Красная Звезда" и легкий самолет СК-4, предназначенный для достижения рекордной дальности полета. Эти работы показали явные способности Королева как авиационного конструктора. Он окончил в 1930 г., получив профессию инженера-аэромеханика, МВТУ одновременно с Московской школой летчиков-планеристов, получив свидетельство пилота. Научным руководителем его дипломного проекта по конструкции легкомоторного самолета СК-4, который был построен и проходил летные испытания, был А.Н. Туполев. С 1927 г. работал на предприятиях авиационной промышленности, участвовал во Всесоюзных планерных состязаниях. С июня 1930 г. - старший инженер Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ).
В 1931 г. совместно с Ф.А. Цандером организовал одну из первых в стране ракетных организаций - Группу изучения реактивного движения (ГИРД) при Центральном совете Осоавиахима, которую возглавил в мае 1932 года. Уже с апреля 1932 г. она стала по существу государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, в которой были созданы и испытаны первые отечественные жидкостные баллистические ракеты. С начала 1934 г. из-за расхождения во взглядах на перспективы развития ракетной техники Королев переходит на должность руководителем отдела ракетных летательных аппаратов, где ему как начальнику отдела в 1936г. удалось довести до испытаний крылатые ракеты.
В июне 1938 г. Королев С.П. был необоснованно репрессирован и осужден на 10 лет. Вначале был выслан на Колыму. За пересмотр приговора ходатайствовали прославленные летчики В.С. Гризодубова и М.М. Громов, авиаконструктор А.Н. Туполев, также находившийся в заключении в это время. В 1940 г., после пересмотра дела, С.П. Королева перевели с Колымы к А.Н. Туполеву в Московское Конструкторское Бюро при НКВД, где репрессированные авиационные специалисты создали фронтовой бомбардировщик Ту-2. В середине ноября 1942 г. С.П. Королева переводят в другую организацию такого же лагерного типа - ОКБ НКВД СССР при Казанском заводе № 16, где под руководством В.П. Глушко велись работы над ракетными двигателями новых типов с целью применения их в авиации. С.П. Королев занимается воплощением в жизнь идеи практического использования ракетных двигателей в авиации.
27 июля 1944 г. на заседании Президиума Верховного Совета СССР принято постановление о его досрочном освобождении.
9 августа 1946 г. Королев С.П. был назначен Главным конструктором "изделия №1" - баллистических ракет дальнего действия. В 1953 г. принят в члены КПСС. В том же году избран членом-корреспондентом АН СССР.. В 1954 г. обратился в ЦК КПСС с предложением о создании и выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ). Инициатива была поддержана.
4 октября 1957 г. С. П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества Искусственный спутник Земли. Его полет имеет ошеломляющий успех и создает нашей стране высокий международный авторитет.
Полёт первого искусственного спутника Земли увидел весь мир. Посылаемый спутником сигнал ловил любой радиолюбитель в любой точке земного шара.
12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова одерживает победу, имеющую мировое значение. Создав первый пилотируемый космический корабль "Восток", он реализует первый орбитальный полет человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина в космическом пространстве. Корабль с человеком на борту совершил один виток вокруг планеты и успешно возвратился на Землю. Далее следует череда запусков.
Преждевременная смерть Сергея Павловича прервала его творческий полет. Сергей Павлович Королев скончался на шестидесятом году жизни 14 января 1966 года. Урна с его прахом установлена на Красной площади в Кремлевской стене.
Первый человек в Космосе — Юрий Алексеевич Гагарин.
Гагарины- Юра (сидит) вместе с братьями Валентином, Борисом и сестрой Зоей, 1941 год
Первый человек, совершивший полет в космос, летчик-космонавт СССР Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского (ныне Гагаринского) района Смоленской области. Его родители — Алексей Иванович и Анна Тимофеевна Гагарины — потомственные смоленские крестьяне, колхозники.
1941 г. — поступил в 1-й класс средней школы с. Клушино, но учебу прервала война. Лишь в 1943 году возобновил учебу в школе.
15-летний Юрий Гагарин после окончания 6-го класса, 1949 год
Юрий Гагарин со своими друзьями по ремесленному училищу, Люберцы, 1951 год
1951 год — окончил 7-й класс в школе рабочей молодежи № 1 г. Люберцы и был направлен Московским областным управлением трудовых резервов на учебу в Саратовский индустриальный техникум.
Гагарин с младшим братом Борисом, 1954 год
1951-1955 гг. — учащийся Саратовского индустриального техникума по специальности «Литейное производство», получил диплом с отличием.
Гагарин в Саратовском аэроклубе, 1955 год
4 сентября 1954 г. — 1 октября 1955 г. — занимался в Саратовском областном аэроклубе. На самолете Як-18 выполнил 196 полетов и налетал 42 час 23 мин. По окончании аэроклуба направлен в 1-е Чкаловское Высшее авиационное училище летчиков (ВАУЛ). 14 марта 1955 — совершил первый прыжок с парашютом ПД-47 с высоты 800 метров с самолета По-2.
Курсант Оренбургского училища Юрий Гагарин в 1956 году
27 октября 1955 г. — 5 ноября 1957 г. — курсант 1 -го Чкаловского ВАУЛ имени К.Е. Ворошилова. 8 января 1956 — принял военную присягу. Госэкзамены по теоретическим курсам сдал на «отлично». Летал на самолетах Як-18 и МиГ- 15бис (общий налет — 166 час 41 мин, 586 полетов). По собственному выбору был направлен в Заполярье в истребительный авиационный полк Северного флота.
Гагарин с сестрой Зоей, 1956 год
Юрий Гагарин с женой Валентиной Ивановной, 1957 год
Юрий Гагарин, 1960 год
1 сентября 1961 г. — 2 марта 1968 г. — слушатель Военно-воздушной инженерной академии (ВВИА) им. Н.Е. Жуковского, инженерный факультет. 17 февраля 1968 защитил дипломный проект. Окончил академию с отличием по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним» и получил квалификацию «летчик-космонавт-инженер».
Юрий и Валентина Гагарины с дочерью Еленой, январь 1961 года
Первый человек в Космосе — Юрий Алексеевич Гагарин, апрель 1961 года
Встреча Гагарина на Ленинском проспекте в Москве в апреле 1961 года
Кортеж Юрия Гагарина Москва 1961 год
Казалось, что все москвичи и гости Столицы вышли на улицы города чтобы встретить первого космонавта планеты. Так же многолюдно и радостно Гагарина встречали в разных странах мира.
Гагарин Юрий Алексеевич 1961 год
Юрий Гагарин и Любовь Орлова, 1962 год
27 марта 1968 года Юрий Алексеевич погиб в авиакатастрофе на самолете УТИ МиГ-15 вместе с летчиком-испытателем, полковником В.С. Серегиным во время тренировочного полета. Самолет разбился вблизи д. Новоселово Киржачского района Владимирской области. Точная причина авиакатастрофы не установлена.
Гагарин похоронен в Кремлевской стене на Красной площади в г. Москве.
* * *
Первый отряд космонавтов утвержденный в 1960 году
Отряд первых Космонавтов летавших в Космос, фото 60-х годов.
Долгое время Советский Союз, а затем и Россия были лидером в космической промышленности и развитии ракетостроения. В последнее десятилетие мы начали утрачивать это лидерство, нас догоняют США, Китай, Европа и другие страны. Тем не менее, наша страна может похвастаться многими успехами в космической отрасли. Например, в России создан Прогресс МС-11 - самый быстрый космический корабль, Россия стала первопроходцем в создании трёхмерной биопечати в условиях невесомости, сегодня на орбите находится 27 спутников, обеспечивающих непрерывную работу проекта ГЛОНАСС, он позволяет определять местоположение с точностью до 2 метров и рассчитана на работу в отечественном сегменте, дерный двигатель для межпланетных перелётов - не имеющая аналогов в мире разработка российских учёных, энергетическая лазерно-оптическая система космического базирования - так официально называется новейшая разработка «Ростеха», пока установка находится в стадии разработки, аппарат будет использовать солнечную энергию для получения лазерного луча. При попадании на землю такой луч может извлекать электричество из солнечной энергии. Установка также позволит останавливать тайфуны на этапе их возникновения. И это только часть новейших разработок отечественных космитеских программ. На борту орбитальной станции снимали художественный фильм.
Сейчас на орбите находится международная станция МКС.
Западные страны во главе США обратились к СССР в 1990 году о возможном совместном проекте. После распада СССР у России сохранился опыт строительства орбитальной станции (уже работала национальная орбитальная станция "Мир", которая была 8-я на счету СССР, затоплена в марте 2001 года В Тихом океане). В связи с плохой экономической ситуацией в 90-х, Россия согласилась на совместный проект.
Изначально была договорённость, что срок эксплуатации МКС будет действовать до 2024 года. Однако ведутся разговоры продлить до 2028 года. После завершения эксплуатации МКС, Россия запустит собственную Национальную (Российскую) Орбитальную Космическую Станцию. Предположительно, она будет сначала из 3х основных модулей: "УМ", "НЭМ", "Наука", которые будут пристыкованы сначала к МКС.
Отряд Космонавтов Роскосмоса в 2019 году.
Современная космонавтика - это глобальная спутниковая связь и телевидение, высокоточная космическая навигация, метео- и экологический мониторинг, дистанционное зондирование Земли с целью изучения природных ресурсов, картография, и т.д.
Источник 1 Источник 2 Источник 3 Источник 4 и другие открытые источники
Рубрики: | история/Новейшее время (1918 год — наши дни). Праздничное настроение/Советские праздники наука |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |