В поле человеческой деятельности нет ничего, что было бы более неоправданным, бесцельным, нет ничего, что было бы более самодовлеющим, нежели творчество. Если убрать из человеческих занятий все относящееся к извлечению прибыли, останется лишь искусство.
Из последнего интервью Андрея Арсеньевича Тарковского.
За двадцать с лишним лет Андрей Тарковский создал всего семь картин (не считая его студенческих работ). Всего семь. Зато каждый его фильм был шедевром, событием в мире кино.
По итогам опроса газеты “Гардиан” 56 ведущих западных ученых Фильм “Солярис” Андрея Тарковского, поставленный по мотивам романа Станислава Лема, вошел в пятерку лучших фантастических лент за всю историю мирового кино.
Андрей Рублев ("Страсти по Андрею", выпуск 1971) по итогам опроса киноведов мира в 1978 году включен в число ста лучших фильмов мира.
Отражения. Не исповедь Мастера |
«Мне так хотелось бы, чтобы моя новая картина побуждала всех детей и всех матерей быть ближе друг к другу. Это совсем не частный вопрос: ведь бесконечно важно, чтобы люди ощущали естественную ответственность друг перед другом, а тем самым и перед своим временем. В связи с этим меня в данной работе занимают чисто нравственные проблемы»
Андрей Тарковский
Эти слова Андрей Арсеньевич Тарковский сказал, пожалуй, о самом главном своем фильме, фильме, который появлялся и рождался в тяжелых муках и поэтому именно этот фильм стоит особняком в творческом наследии гениального русского режиссера. Это фильм «Зеркало», вышедший на экраны в 1974 году.
Тарковского часто обвиняли в модернизме и любви к экспериментаторству. Совершенно глупые заявления. Для Тарковсокго никогда новаторство само по себе не имело значения, для него важна была уникальная и оптимальная форма выражения авторских идей.
«Я терпеть не могу, когда экранизируют всякие придумки и эффектные вымыслы с единственной целью – помочь скоротать зрителю досуг, а не заставить его задуматься или пережить подлинное эстетическое наслаждение, потрясающее душу», - утверждал Тарковский.
Идея о равноправии кино как авторского искусства с другими видами искусства всегда владела Тарковским, и «Зеркало» воплощает ее наиболее полно.
Метки: зеркало андрей тарковский арсений тарковский кино философское кино олег янковский фото статьи |
О русской духовной культуре и Тарковском |
Недавно попала мне в руки книга Симонетты Сальвестрони «Фильмы Андрея Тарковского и русская духовная культура», выпущенная издательством Библейско-богословского института св. апостола Андрея (ББИ). Как человек, которого интересует и русская духовная культура, и творчество Андрея Арсеньевича я не мог пройти мимо нее. Мне кажется, это очень симптоматично, когда о русской духовности пишут западные исследователи. Симптоматично и для прагматичного Запада, да и для нас тоже. Быть может, мы уже сами русскую духовность понимаем лишь как набор определенных идеологических клише и поэтому нам о ней напоминают люди из иной культуры.
Впрочем, нужно сказать Симонетта Сальвестрони не является человеком прохожим и чужим в этой теме. На протяжении многих лет она была профессором русской литературы в университете Кальяри (Италия), сейчас преподает историю кино. Она является итальянским русистом и специалистом по семиотике культуры (Ю.М. Лотман, М.М. Бахтин), а также исследователем творчества Ф.М. Достоевского, русской фантастической прозы и поэзии Бориса Пастернака.
К своей книге о Тарковском Сальвестрони подошла очень педантично и тщательно. Исследовала множество источников, читала самого Тарковского и его интервью, беседовала с сестрой режиссера – М. Тарковской (это, кстати, по тексту весьма чувствуется). И перед тем, как говорить подробно о книге скажу, что она настоящий подарок для ценителей творчества гениального русского режиссера. Это еще один пристальный взгляд на его творчество, его метафизику, его философию.
Метки: андрей тарковский и духовность тарковский фильмы тарковского андрей тарковский |
Тарковский о режиссерах |
Метки: андрей тарковский тарковский о режиссерах видео интервью тарковского |
Рекомендации начинающим режиссерам от Тарковского |
Метки: андрей тарковский тарковский о режиссерах видео интервью тарковского |
Снова про "Зеркало" Тарковского |
|
Последнее интервью Андрея Тарковского |
"АНДРЕЙ ТАРКОВСКИЙ О КИНОИСКУССТВЕ"
Это интервью Тарковский дал парижскому еженедельнику «Фигаро-мэгэзин» в октябре 1986 года.
Оба моих последних фильма основаны на личных впечатлениях, но не имеют отношения ни к детству, ни к прошлому, они, скорее, касаются настоящего. Обращаю внимание на слово «впечатления». Воспоминания детства никогда не делали человека художником. Отсылаю вас к рассказам Анны Ахматовой о её детстве. Или к Марселю Прусту. Мы придаём несколько чрезмерное значение роли детства. Манера психоаналитиков смотреть на жизнь сквозь детство, находить в нём объяснения всему - это один из способов инфантилизации личности. Недавно я получил крайне странное письмо от одного знаменитого психоаналитика, который пытается объяснить мне мое творчество методами психоанализа. Подход к художественному процессу, к творчеству с этой точки зрения, если хотите, даже удручает. Удручает потому, что мотивы и суть творчества гораздо сложнее, намного неуловимее, чем просто воспоминания о детстве и его объяснения. Я считаю, что психоаналитические истолкования искусства слишком упрощённы, даже примитивны.
Метки: андрей тарковский последнее интервью тарковского |
Страсти по Андрею... |
|
Shiropaev: "Город. Памяти Тарковского" |
Андрей Тарковский. Казалось бы, что может быть более далекое от Почвы в ее балалаечном понимании? Да, именно так и воспринимается Тарковский благостными почвенниками "на прямой пробор"- как нечто чуждое, почти инопланетное. В действительности Тарковский - художник подлинно сакральный, подлинно почвенный - неизмеримо более почвенный, чем иные патриотические творцы, в последнее время не кажущие носа из своих избушек. По сути все его творчество и, в частности, фильм "Сталкер" - о Посвящении, о пути к Почве, повторяю, не в клюквенном, а в сакральном смысле этого понятия. При этом важно отметить, что "Сталкер"-фильм тотально перерос свой литературный "протограф", став совершенно самодостаточным феноменом в искусстве.
…Дымные, пасмурные горизонты мегаполиса. Угрюмое, будто опаленное огнем, бедное жилище. Здесь живет Сталкер. По законам этого мира, по законам Системы он - люмпен, человек дна, презренный отщепенец. Но с позиций Высшей Реальности Сталкер - носитель Посвящения, Хранитель сакрального знания, сокровенными путями инициации уводящий из Системы непокорных - в некую Зону, к Почве, к Тайне. Сталкер не доходяга-неудачник, он Избранный, духовный повстанец, "партизан". Тут, в чудовищном железном мегаполисе (именно тут!) обретаются те, кто хранит тайные нити маршрутов инициации, протянутые в страшных ночах под автоматными трассами патрулей, сквозь огонь и воду, металл и грязь. Система не пускает в Зону, в область Истины, не пускает к Почве. Дыхание автоматного ствола, дыхание Смерти сопутствует Посвящению. В фильме есть сцена: Черный Пес, Анубис ложится в изголовье спящего Сталкера, как бы подтверждая этим легитимность его Посвящения, которое в принципе немыслимо без "памяти смертной".
Достигнув Зоны, Сталкер, раскинув руки, в молитвенном порыве падает в траву, внутренне соединяясь с хранимой здесь Тайной, непонятной, опасной для современного мира и недоступной ему. Столь же невместимой Тайна остается и для тех, кого Сталкер привел к ее Преддверию страшными путями инициации. Для них Посвящение не состоялось - они остались двумерными адептами профанического мира.
В финале мы видим ребенка Сталкера. Молчаливая большеглазая девочка-мутант силой взгляда передвигает предметы на столе. Что это: очередное образное обличение ужасов технической цивилизации, влекущей человечество к вырождению? Или мы видим поначалу пугающее, парадоксальное, в недрах человеческой среды, Зарождение Нового Человека, прекрасной Новой Расы, которая заново обретет гиперборейское Солнце далеких предков?
<…>
Сталкер с ребенком-мутантом на плечах и его жена бредут по мрачным окраинным пустырям среди ядовито отсвечивающих луж. Вдали, во мглистой дымке вздымаются циклоскопические индустриальные нагромождения.
Преодолеть Современный мир, достичь Зоны, Почвы - не значит бежать из Города. Именно эта земля, насаженная на каркас коммуникаций, поколебленная изнутри акустикой искусственных пустот, накачанная химией и током, пробудилась для грез своей юности. В тоннелях метро летят первобытные ветры, освобожденные от оков сонной породы. Железной рукой открывателя планет Город зачерпнул окаменевшие костные недра и оттуда по сплетениям коммуникаций хлынула наверх энергия Первого Утра Земли. Город, Город - истинный Хранитель Почвы; его кажущаяся беспочвенность - это в действительности повышенное, "зашкаливающее" излучение расторможенных реликтов, от которого "едет крыша" у деревенщиков. Здесь, именно здесь, обитают Ведающие Пути к Почве и Тайне. Здесь, в предельно непочвенном мире вновь начинают говорить духи Почвы, вылезая из грунта углами бурой арматуры. И там, за пределом, из смятенных грохочущих недр этого мира, над его кромешным зубчатым горизонтом в дыму и прахе заново восстанет Вечное Солнце.
…Итак, семейная прогулка. У ноги Сталкера, казалось бы такой ручной и домашний, бежит непроглядно Черный Пес.
|
80 лет со дня рождения Андрея Тарковского |
Сегодня, 4 апреля, исполнилось 80 лет со дня рождения гениального русского художника - режиссера Андрея Тарковского. Андрей Тарковский, сын известного русского поэта Арсения Тарковского, родился 4 апреля в 1932 году в селе Завражье Ивановской области. В 1951-1952 он учился на арабском отделении ближневосточного факультета Московского института востоковедения; потом, в 1952-1953 годах, работал во ВНИИ цветных металлов и золота, работал в геологических партиях.
В 1960 году Андрей Тарковский окончил режиссерский факультет ВГИКа, где занимался в мастерской Михаила Ромма. Дипломная работа начинающего режиссера, короткометражка «Каток и скрипка», на Нью-Йоркском фестивале студенческих фильмов в 1961 году получила главный приз. Затем он работал на киностудии «Мосфильм». Андрей Тарковский был автором и соавтором сценариев «Антарктида — далекая страна», «Один шанс из тысячи», «Гофманиана», «Берегись! Змей!», он также снялся в фильмах «Мне 20 лет», «Сергей Лазо». Во время учебы он поставил ряд короткометражных фильмов («Убийцы»). Мировую известность принесла Андрею Тарковскому уже первая его полнометражная работа — «Иваново детство», поставленная по мотивам военного рассказа В.Богомолова «Иван». Этот фильм был удостоен многих престижных кинематографических премий, в том числе и «Золотого льва святого Марка» Венецианского фестиваля.
В дальнейшем все картины Тарковского становились заметными событиями культурной жизни страны, оказывая влияние на духовное развитие общества. Картина «Страсти по Андрею» с Анатолием Солоницыным в главной роли, выпущенная в прокат в 1971 году с сокращениями под названием «Андрей Рублев», была включена в число 100 лучших фильмов в истории кино. Жизнь великого иконописца послужила отправной точкой для размышлений Тарковского о судьбе художника в России.
Метки: юбилей тарковского андрей тарковский 80 лет тарковскому |
В Москве устроят фестиваль фильмов Андрея Тарковского |
К юбилею кинорежиссера Андрея Тарковского на фестивале его имени будет представлена полная версия картины "Солярис", которая на 20 минут длиннее экранной версии. Также будут показаны документальные фильмы о жизни и творчестве режиссера.Как сообщает "Интерфакс", в апреле начнется создание культурного центра в доме по Щипковскому переулку, где жили Арсений и Андрей Тарковские. На основе архивных документов планируется построить такое же деревянное здание, как и при семье Тарковских. 4 апреля Андрею Тарковскому, постановщику фильмов "Зеркало", "Иваново детство", "Андрей Рублев" и других, исполнилось бы 80 лет. 4 апреля Андрею Тарковскому исполнилось бы 80 лет.
Метки: андрей тарковский тарковский фестиваль тарковского солярис кино |
Программа мероприятий, посвященных 80-летию со дня рождения Андрея Тарковского |
Метки: Тарковский |
В Швеции скончался выдающийся актер Эрланд Юзефсон |
В Швеции в ночь на 25 февраля в возрасте 88 лет скончался выдающийся актер Эрланд Юзефсон, сыгравший главные роли в картинах Ингмара Бергмана, Андрея Тарковского, Иштвана Сабо, Питера Гринуэя. Последние годы он страдал от болезни Паркинсона, сообщают шведские СМИ. Э.Юзефсон родился 15 июня 1923г., он с детства мечтал стать артистом. Помимо кино, Э.Юзейфсон сыграл десятки ролей и в театре. Свои первые роли он исполнил в театрах Хельсингборга, Гетеборга, а в 1956г. вошел в состав труппы Драматены в Стокгольме. В кино же Э.Юзефсон дебютировал в картине И.Бергмана "Дождь над нашей любовью". Затем последовали роли в других фильмах выдающегося шведа — "К радости", "Лицо", "Час волка", "Шёпоты и крики", "Сцены из супружеской жизни", "Фанни и Александр".
Сотрудничество с классиком советского и мирового кинематографа А.Тарковским также было плодотворно: Э.Юзефсон исполнил роли в знаменитых фильмах "Ностальгия" и "Жертвоприношение". Опыт съемок у А.Тарковского стал почвой для его пьесы "Одна ночь шведского лета". В 1990-е и 2000-е артист продолжал активно сниматься в кино. Э.Юзефсон сыграл в выдающейся картине венгра Иштвана Сабо "Хануссен", а также произведении Тео Ангелопулоса "Взгляд Улисса". Именно швед исполнил роль немецкого философа Фридриха Ницше в картине Лилианы Кавани "По ту сторону добра и зла".
Метки: скончался эрланд юзефсон ностальгия жертвоприношение тарковский юзефсон |
Сталкер. Путь к самому себе |
Прочитало: 1 за час
«Искусство несет в себе тоску по идеалу. Оно должно поселять в человеке надежду и веру. Даже если мир, о котором рассказывает художник, не оставляет места для упований. Нет, даже еще более определенно: чем мрачнее мир, который возникает на экране, тем яснее должен ощущаться положенный в основу творческой концепции художника идеал, тем отчетливее должна приоткрываться перед зрителем возможность выхода на новую духовную высоту»
Андрей Тарковский (из интервью режиссера журналу «Искусство кино»)
От мародера к святому
В 1973 году, еще в период работы над фильмом «Зеркалом», Андрей Тарковский оставил запись в дневнике о том, что его внимание привлекло новое произведение братьев Стругацких. В 1974 году Тарковский впервые связался с писателями и сообщил, что заинтересован в экранизации повести «Пикник на обочине». Режиссер также вынашивал в то время планы экранизации Достоевского («Идиот») и Толстого («Смерть Ивана Ильича»), взялся писать сценарий по роману «Ариэль». Однако к концу 1975 года Тарковский окончательно решил, что будет вместе со Стругацкими работать над сценарием по их повести.
В феврале 1976 года Тарковский официально получает «добро» на начало съемок от председателя Госкино СССР Филиппа Ермаша, и тогда уже был закончен второй вариант сценария с рабочим названием «Машина желаний», который пока не устроил режиссера. Те первые наброски Тарковский назвал слишком «пестрыми» и нуждающимися в «ускучнении». Писатели терпеливо относились к бесконечным переделкам будущего сценария. С Тарковским работать было не просто сложно, это был настоящий экзамен на прочность на грани своих возможностей. Кто выдерживал его, тот познавал, что такое настоящий творческий катарсис, кто нет – уходил обиженный и часто обозленный. Борис Натанович Стругацкий по этому поводу вспоминал: «Нам посчастливилось работать с гением, — сказали мы тогда друг другу. — Это значит, что нам следует приложить все свои силы и способности к тому, чтобы создать сценарий, который бы по возможности исчерпывающе нашего гения бы удовлетворил».
Метки: сталкер тарковского сталкер стругацкие кайдановский статьи |
Через Солярис к Земле |
Настроение сейчас - медитация
Новая передача из моего авторского проекта "Культуротека" вышла в эфир. Это вторая передача о фильме Андрея Тарковского "Солярис". В ней мы говорили о религиозных и философских символах в фильме. А. Тарковский, говоря о своем фильме, дал очень точное и лаконичное резюме: "Я хотел доказать своей картиной, что проблема нравственной стойкости, нравственной чистоты пронизывает все наше существование, проявляясь даже в таких областях, которые на первый взгляд не связаны с моралью".
Теперь все передачи можно скачать, чтобы прослушать на своих mp3 устройствах. Скачать их можно на сайте Дом наш.
Слушайте, спорьте, но не будьте равнодушными!
Ссылка на передачу: http://domnash.net/content/kinozal-...olyaris-k-zemle
Метки: солярис тарковского андрей тарковский фильмы тарковского |
Радиопередача о фильме А. Тарковского "Солярис" |
Новая передача из моего авторского проекта "Культуротека" вышла в эфир. На этот раз в нашем кинозале мы говорили о творчестве гениального русского кинорежиссера Андрея Тарковского и его фильме «Солярис». Почему, собственно, «Солярис»? На мой взгляд, это очень важный и наиболее зрительский фильм Андрея Арсеньевича. Здесь уже Тарковский предстает перед нами не просто как талантливый режиссер авторского кино, но и как религиозный мыслитель. Так о чем фильм "Солярис" и зачем Андрей Тарковский его снял, что он хотел сказать этим фильмом. Об этом первая передача о фильме "Солярис".
Ссылка на передачу: http://domnash.net/content/kinozal-...ovskii-solyaris
Метки: солярис тарковского радиопередача солярис |
25 лет назад не стало Андрея Тарковского |
25 лет назад, 29 декабря 1986 года, в парижской клинике умер один из самых гениальных русских кинорежиссеров Андрей Арсеньевич Тарковский. Почти за два месяца до своей смерти, 5 ноября, уже зная о своей близкой смерти, Тарковский написал свое завещание, в котором был как всегда предельно честен:
"В последнее время, очевидно в связи со слухами о моей скорой смерти, в Союзе начали широко показываться мои фильмы. Как видно, уже готовится моя посмертная канонизация. Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным "власть имущим", тем, кто в течение 17 лет не давал мне работать, тем, кто вынудил меня остаться на Западе, чтобы, наконец, осуществить мои творческие планы, тем, кто на пять лет разлучил нас с нашим сыном.
Когда я умру, я прошу ее похоронить меня в Париже, на русском кладбище. Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли, страданий, унижений. Я - русский человек, но советским себя не считаю. Надеюсь, что моя жена и сын не нарушат моей воли, несмотря на все трудности, которые ожидают их в связи с моим решением".
Воля покойного (скончался 29 декабря в парижской клинике) была исполнена, и Тарковский был похоронен (5 января 1987 года) на русском кладбище городка Сент-Женевьев-де-Буа в пригороде Парижа, вначале на временном месте. Через год было перезахоронение. Отпевание проходило по православному чину в храме святого Александра Невского. На ступенях церкви любимую Тарковским мелодию Иоганна Себастьяна Баха играл великий виолончелист Мстислав Ростропович.
"Человеку, видевшему ангела" - такую надпись жена Тарковского заказала выбить на его надгробной плите из пиренейского темно-зеленого гранита. В одном из интервью она объяснила эту надпись тем, что Андрей Арсеньевич всю жизнь мечтал снять в какой-нибудь из своих лент ангела. Однако по разным причинам это не получилось или не случилось. И вот эту его, как считала жена, затаенную мечту, о которой он не говорил никому, она вынесла на надгробье.
Тарковский был не просто гениальным режиссером, он был религиозным мыслителем, в каждой своей картине возвращавшийся к теме взаимоотношений Бога и человека. Смотря сегодня так называемый "авторский кинематограф", я понимаю, что Тарквоский был от этого очень далек. Он создавал по настоящему великие полотна, которые еще при жизни режиссера стали классикой мирового кино. И сегодня, как настоящий гений, Тарковский актуален, а может еще более актуален, чем в 20 веке.
Метки: андрей тарковский памяти тарковского завещание тарковского тарковский |
С днем рождения, Андрей Арсеньевич! |
Сегодня, 4 апреля, день рождения Андрея Арсеньевича Тарковского. Денть рождения гениального русского режиссера, перевернувшего весь советский кинематограф и кинематограф мировой. Он сумел показать, что терзания человека не просто чья-то рефлексия, но содержание жизни и поиска себя. И что это не просто важно, но необходимо - найти себя.
Александр Митта, кинорежиссер:
- Мысль о том, что его нет, достаточно тяжелая, потому что все понимают, как много он мог бы сделать сейчас для развития российского кино. Он был единственным режиссером поколения, который уже оказался интегрирован в европейское и мировое кино. Еще ужаснее думать, что случилось бы, если бы его вообще не было. Он стал единственным праведником нашего села. Сегодня такой фигуры нет. Тарковский значил очень многое, при том что сам был лишен пафосности, никакой своей личной роли не осмыслял... У него не было никакой идеи стать символом, знаменем - он бесконечно честно относился к искусству. Теперь стало понятно, что именно это и сделало его сегодня святым нашего профессионального цеха: значит, не все продавалось. Тарковский не принимал никаких компромиссов - эта драматическая составляющая его жизни дает надежду следующим поколениям.
С днем рождения, Андрей Арсеньевич!
Метки: видео сталкер зеркало андрей рублев андрей тарковский эдуард артемьев |
Ностальгия в Банья Виньони |
|
Через Солярис к Земле. Параллельные пространства |
В 2002 году на экраны вышел фильм американского режиссера Стивена Содерберга «Солярис». Изначально было понятно, что это не экранизация романа Станислава Лемма, а римейк на знаменитый фильм Андрея Тарковского. И с первых кадров американского римейка это чувствовалось во всем – длинные планы, музыка, бесконечный дождь на земле (только бюджет побольше, да спецэффекты покруче). Но все время меня не оставляло какое-то смутное ощущение, скорее догадка. Я никак не мог понять, какие же аналогии найти, чтобы объяснить свои ощущения. И потом это слово пришло – комикс. Фильм Содерберга, действительно, комикс с гениального произведения русского режиссера.
Содерберг не скрывал, что является поклонником творчества Андрея Арсеньевича. «Я помню его фильмы до последнего кадра», - утверждал он. Содерберг выступил в фильме не только в роли режиссера, но также в роли оператора и монтажера. Это вообще очень его в стиле, снимать не фильм целиком, а как бы собирать громадный кинематографический паззл. Я не хочу много говорить об этом «шедевре». Фильм, действительно, получился слабым, явно проигрывая оригинальному.
Метки: солярис тарковский |