Сообщество для тех, у кого процесс чтения - самоценность
Библиотекари - Долли_Дурманова,
Татьяна_Ясина
Ответственный за чай Эд_из_Сибири
Сообщества, с кем мы дружим: АРТ_АРТель,
Наш_Выбор,
free_readings
Уважаемые читатели и участники сообщества!
Мы рады видеть в "Читальном зале" ваши посты о любимых писателях и книгах, новостях литературы, впечатлениях о прочитанном!
Избегайте, пожалуйста, взаимных оскорблений, рекламы вообще и рекламы собственных дневников в частности.
Запрещается публиковать в этом сообществе стихи и прозу собственного авторства!
Длинные тексты и большое количество иллюстраций просьба убирать под кат.
С уважением, Долли Дурманова
Бомж |
1980 год. Я возвращаюсь из отпуска в часть.
Ночной поезд «Москва-Архангельск» еле ползет. Снег валит уже вторые сутки.
В плацкарте не продохнуть. Пахнет потом и кислой капустой, кто-то уронил банку в проходе. И не убрал.
Приближается моя станция. Все спят. Попытался разбудить проводницу. Она, проклиная все на свете, встала и пошла впереди меня к тамбуру.
Поезд притормозил. Он здесь не останавливался, только притормаживал.
Она открыла дверь. Ей было плевать на меня, - Прыгай быстрее, - сказала и зевнула.
Я прыгнул. Попал в сугроб. Встал. Отряхнулся. Меня должна была ждать машина. Но никто не ждал. (Я не знал тогда, что она застряла в снегу в 20-ти километрах отсюда)
Ну, думаю, отсижусь на станции. Оглядываюсь. Здания не вижу, но вдруг понимаю, что вот этот вот сугроб передо мной и есть станция. Светится изнутри какой-то огонек. Значит жизнь есть.
С трудом открываю дверь, захожу. В центре буржуйка топится.
Рядом на лавке бомж лежит.
Спит себе, или просто лежит, укутанный каким-то тряпьем, в огромных черных валенках с калошами. Не шевелится. Бомжи обычное явление здесь, поэтому я не удивляюсь.
Сажусь на скамейку рядом. Главная мысль, не заснуть. Холодно.
Тут начинает бомж этот шевелиться, встает, достает бутылку из-под портвейна и не торопясь чешет к кипятильному агрегату.
Набирает он воды и так долго-долго и задумчиво взбалтывает ее… Потом разглядывает бутылку на свет. И пьет. Снова наливает. Снова взбалтывает. Снова пьет. И так несколько раз. Этот прием мне знаком. Бомжи мне рассказывали, что дело не в том, остался портвейн или нет, дело в ностальгии.
Ну я закрыл глаза, сделал вид, что засыпаю. Просто не хотел никаких бесед. Обычно они были примитивными и сводились к требованию денег или выпивки.
Метель за окном не перестает.
Я сижу с закрытыми глазами, передо мной проплывают мама, папа, холодец, рыба, «наполеон», мой незабываемый отпуск… Греет мысль, что у меня в чемодане подарки для ребят, и они это знают, и ждут.
Мысли прерывает приятный баритон.
Думаю, снится. Открываю глаза. Нет, бомж бормочет. Сидит, разглядывает на просвет бутылку и бормочет.
И что?!.. Ушам своим не верю!.. Велимир Хлебников!..
«Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!..»
… Откуда?!.. Ну откуда этот бомж знает Хлебникова… Его не учат ни в школах, ни в институтах. (Я раскопал его пять лет назад, только чтобы блеснуть перед своей первой любовью, которая бредила символизмом.)
Слушаю дальше.
Он читает в пустоту, баритоном своим, естественно так, красиво-красиво читает. Без выражения, но с каким выражением! ( мой друг – артист Саша Демидов «умер» бы от зависти) Читает моего любимого Пастернака.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Даже сейчас, когда записываю, слышу его голос...(Баталов! Яковлев! Нет-нет, и они пролетают!)
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Беззубый, грязный, с отмороженными красными руками, он взбалтывает свою бутылку, бомж этот, задумчиво смотрит в огонь буржуйки, и неотразимо читает лучшие стихи…
На затерянной станции, заваливаемой снегом… ночью…
Нонсенс какой-то.
И вот он уже замечает меня. Так спокойно поворачивает ко мне голову. У меня даже такое ощущение, что он удивляется, (бровь изгибается), что здесь кто-то есть кроме него.
И объявляет мне, - Бродский. Я не знал тогда это стихотворение, вообще не знал Бродского, но я запомнил слова «погост», «Васильевский остров», а самое главное впечатление, которое осталось у меня, - поразило меня это стихотворение. Я его потом нашел и выучил.
« Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду…
Я не выдержал и спросил его, - извините, откуда? Он сказал мне, - оттуда. Оказалось, он из Ленинградского университета, оказалось, с филфака, оказалось жил он счастливой жизнью маменькиного сыночка, с законченной музыкальной школой, с двумя языками, с блестящим будущим, которое было ему гарантировано.
И пустотой, которая сшибла его на лету в возрасте 33-х лет.
И он исчез из жизни всех. И родителей, и жены, и сына…
Долго блуждал по России, его ловили, возвращали, сажали, а он все уходил.
Так и попал на эту заброшенную богом станцию, со всем своим багажом знаний.
Я думал, попросит чего-то, как все его «братья». А он ничего не попросил.
Рассказал свою историю и лег.
Было в этом такое редкое благородство. Им он меня и подкупил. И своей беспутной жизнью тоже. И я не выдержал.
Достал заветную бутылку коньяка, которую мечтал распить с ребятами.
И отдал ему.
Он взял ее, не вцепился, а взял спокойно, даже спасибо не сказал, и удалился в дальний угол. Выпить не предложил.
Я видел, как он опрокидывает бутылку в себя короткими глотками. Смакует, сразу не глотает.
Коньяк был пятизвездочный, хороший… я даже в какой-то момент пожалел, что отдал ему.
Он сидел в углу и уходил в себя.
А я в себя.
И я думал, - точно помню свои мысли тогда, я думал, - для чего была дана жизнь этому человеку без имени?.. Он так мне и сказал, - нет у меня имени… Для чего его убаюкивала мама, не спала ночами, для чего отец водил его в музыкальную школу, для чего его готовили стать интеллигентным человеком. И почему все цели оказались призрачными. И он не нашел в этой жизни никакого наслаждения. И ушел, чтобы жить одним днем, - он так и сказал мне, - живу одним днем, сегодняшним, завтра – нет.
Уже через два часа увозил меня вездеход к себе, в часть. Бомж оставался один, на заснеженной станции. Со своими стихами, с этой непутевой жизнью, я думал о нем, думал… и вдруг, помню, ошарашил меня вопрос, ошарашил, потому что он касался уже лично меня, - А что же я?!.. Моя жизнь?!.. Что у меня впереди?.. Чего я хочу?!.. И вдруг я с ужасом почувствовал, не могу ответить на эти вопросы. Не могу. Все ответы банальны, поверхностны, пусты… И, признаюсь, я, в какой-то момент, даже позавидовал ему, этому человеку без имени.
Я приехал в часть. Ребята, конечно, расстроились, что «коньяк ушел», не поняли как меня мог раскрутить этот бомж. Я не стал объяснять.
Ночью долго не спал.
Вдруг подумал, что не просто мела метель, не просто застряла машина, меня встречающая, не просто так стояла эта засыпанная снегом станция на моем пути, не просто он читал мои любимые стихи, не просто…
Я должен был что-то понять… О жизни своей… Для чего она?!..
Я долго искал ответ на этот вопрос. Долго.
Пока не нашел своего Учителя.
Автор Семен Винокур
Метки: Семен Винокур |
Пауло Коэльо о легализации огнестрельного оружия |
"Сантьяго очень удивился, когда Англичанин вытащил из кармана хромированный револьвер и отдал его сборщику.
- Зачем тебе револьвер? - спросил юноша.
- Чтобы научиться доверять людям, - ответил Англичанин..."
из романа-притчи П.Коэльо "Алхимик"
Как на мой взгляд, так очень весомый аргумент :)
Метки: пауло коэльо алхимик |
«КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК» А.С. ПУШКИНА |
В этом году «Кавказскому пленнику» А,С, Пушкина исполняется 190 лет со дня издания. Увы, тема «кавказских пленников» по-прежнему актуальна для русской культуры. Тем интересней сегодня перечитать то первое произведение, с которого она начиналась.
Я думаю о сюжете этой поэмы можно не говорить, схема её известна даже тем, кто не читал поэмы, но видел фильмы «Кавказский пленник» (хотя и снятые не по Пушкину). Поэтому интересен именно взгляд поэта на горцев, войну на Кавказе. Конечно, Пушкин смотрит на Кавказ через призму романтизма. Классическая романтическая оппозиция: дикая воинственность - верность дружбе и святость гостеприимства (чему в "Чайльд-Гарольде» Байрона посвящен отдельный сюжет) полностью воспроизведена Пушкиным на кавказском материале. У европейских романтиков в этом сопоставлении пресыщенного европейца и «наивных дикарей» симпатия обычно полностью на стороне последних.
Метки: пушкин поэма |
Артюр Рембо. Офелия |
Метки: рембо артюр рембо |
Новый роман Харуки Мураками |
Метки: харуки мураками 1q84 |
Впервые переведенные на русский сочинения Оскара Уайльда |
Метки: уайлд |
22 июня |
Поделитесь, пожалуйста, теми книгами, произведениями о войне, которые произвели на вас сильное впечатление, запомнились больше всего
Для меня на сегодня это - "Я убит подо Ржевом" Твардовского. Могу перечитывать бесконечно
"...Нет, неправда. Задачи
Той не выиграл враг!
Нет же, нет! А иначе
Даже мертвому -- как?
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она -- спасена..."
Метки: твардовский я убит подо ржевом |
Виктор Максимович Жирмунский - История Фауста |
Метки: гёте фауст образ фауста в мировой литературе жирмунский |
Славяне Марии Гимбутас |
Славяне Марии Гимбутас
Походы в книжные магазины сродни охоте. Недавно моя охота была крайне удачной: я нарыл в Библиоглобусе книгу Марии Гимбутас «Славяне. Сыны Перуна».
Если верить предисловию, имя Марии Гимбутас не нуждается в представлении. Ко мне это не относится. Я это имя услышал впервые, не говоря про Славян, Сынов Перуна.
Судьба Марии Гимбутас поразительно: она родилась в 1923 году, в Вильнюсе. Вильнюс тогда находился по Польшей (во время советско-польской войны литовцы пассивно помогали советским войскам). Семья в 1931 уехала в Каунас. Отец Мари Гимбутас стал подпольщиком.
В 1937 году Мария впервые выезжает в этнографическую экспедицию. Поступает в Каунасский университет.
В 1940-м семья становится подпольшиками уже против Советов. Университет закрыли. Мария Гимбутас вынуждена скрываться на дальнем хуторе. После оккупации немцами университет возобновляет свою работу, и Мария в 1942 году блестяще защищает диплом (начинаю понимать литовских фашистов).
В 1944 году вместе с мужем и дочерью Мария Гимбутас бежит от Советской власти. Добираются до Австрии, потом Германии. Работают на немецких фермах.
……. Дальше сами
Книга «Славяне. Сыны Перуна» вышла в 1971 году. «Славяне. Сыны Перуна» включает предысторию славян и раннеславянский период, предшествующий образованию славянских государств в IX-Xвв. н. э.
Меня в первую очередь подкупает, что книга не из разряда «русские произошли сразу от бога, минуя стадию обезьян».
Книга кому-то покажется скупой, но это часть научной честности ученого: давать только проверенное. У себя в блоге процитировал целые главы из книги:
Происхождение слова "славяне"
Древнегерманские заимствования в славянском языке
Славянские боги и их функции
Метки: мария гимбутас |
НИЛ ГЕЙМАН: НИКОГДЕ |
Волшебное ближе, чем вы думаете.
В предисловии к «Никогде» Гейман пишет, что хотел бы создать сказку, похожую на «Алису в Стране чудес», «Хроники Нарнии» и «Волшебника Страны Оз», но только для взрослых. И ему это вполне удалось – этой историей открывает дверь (с табличкой «старше 18») в сказочный мир.
Однако же этот «сказочный мир» «Никогде» не так уж сказочно прекрасен – скорее мрачноватое обаяние серости, тумана и полумрака. Люди, которые стали невидимками в Верхнем – привычном, реальном (?), нормальном (???) – мире. Грязь, отбросы, неопределенность и риск сойти с ума на каждом шагу.
Чувствуются в этой притче и некий флер мистицизма, и словесные игры постмодернизма, что придает особое очарование. Касательно тем… Автор хотел написать об «обездоленных» (снова обращаюсь к предисловию), но, по факту, инициация главного героя (которая, кстати, очень напомнила – в сильно измененном виде, конечно – британские и шотландские истории об эльфах и Дикой Охоте) оказалась ярче и «обездоленные» снова отошли на второй план. Как символично…
Метки: гейман |
А. С. Пушкин – птица высокого полета |
И все же, как мы порою мало знаем о культурно-историческом наследии собственного государства. Вот к примеру сегодня, в день 212-й годовщины со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, я включил телевизор. И тут!!!
На экране возник образ миловидной женщины – сотрудницы музея прославленного поэта и она, указав на стол с личными вещами нашего литературного гения, с придыханием в голосе возвестила:
«А вот это, настоящее перо Пушкина»
Меня как молнией шандарахнуло! Оказывается Пушкин, был птицей!!! Едва сдерживая волнение от столь сногсшибательного открытия, я повнимательнее присмотрелся к перу и в голове сразу возник образ крупной величавой птицы с белоснежным оперением. И хотя мои познания в орнитологии довольно поверхностны, стало ясно что Александр Сергеевич был не просто сладкоголосой птицей высокого полета, а возможно даже и ангелом, хоть и земным.
Уважаемые музейщики, порадуйте нас - простых смертных, еще каким ни будь удивительным открытием, а то все эти «плевые сенсации» из мира шоу-бизнеса, надоели до одурения. Ну а я пойду пока томик Пушкина полистаю, мне его в далекой молодости любимая девушка подарила. Вот верьте – не верьте, а сдается что в ту пору, я кажется и сам мог немного летать.
С днем рождения Александр Сергеевич. Вы наша птица Феникс, возрождающаяся в каждом новом поколении и я теперь похоже знаю как она выглядит.
Александр Рохмистров
Метки: александр сергеевич пушкин 212 годовщина со дня рождения пушкина музей пушкина литература поэзия музейщики культурное наследие россии птица феникс. |
История Рима Моммзена |
Прочитал Историю Рима Теодора Моммзена. Труд, безусловно, эпохальный.
Интересно, правда ли российские гимназисты до 17-го года учили Историю Рима по Моммзену? И что они понимали тогда? Мне кажется, в самой книге скрыта куча контекстов. Которые надо вытаскивать и показывать ученикам.
Моммзен находился постоянно в одном контексте: в контексте объединения Германии. Читая Историю Рима, я все время чувствовал, что тень Бисмарка маячит где-то рядом, а сам Моммзен держит рукопись Истории Рима между текстами своих выступлений в Рейхстаге. Моммзен был депутатом Рейхстага, а Германия в то время активно объединялась.
И окончание Истории Рима на Цезаре очень логично как раз в этом контексте. Напомню, что Моммзен писал Историю Рима в середине 19-го века.
Кроме того, я не уверен, что оперирование терминами "классы", "капталисты", олигархи", "демократы" из века Моммзена было корректно по отношению к Риму, несмотря на то, что сами термины оттуда взяты по большей части. В этом смысле Моммзен помог понять контекст 19-го века Германии. В этой же кухне варились Маркс с Энгельсом и писали про очень похожие вещи.
И все-таки назвать Моммзена спекулянтом от Истории язык не поворачивается.
Высказав критику, хочется поблагодарить Моммзена за огромный фактический материал и за создание многих ярких исторических образов: Ганнибал, Сулла, Помпей, Цезарь, Гракхи.
И может быть самое ценное: зачесалось прочитать "Записки о Галльской войне" Цезаря и что-нибудь о Ганнибале.
Метки: история рима моммзен |
Виктор Пелевин о Карлосе Кастанеде |
Метки: пелевин кастанеда |
“Attalea princeps” Всеволода Гаршина |
Метки: attalea princeps гаршин |
Николай Эрдман. Хитров рынок |
Метки: николай эрдман |
Встреча с Игорем Губерманом |
4го апреля в Мосчкве в Библио-Глобусе прошла встреча с Игорем Губерманом, формальным поводом которой чстал выход книги "Путеводитель по стране сионских мудрецов", написанной совместно с Александром Окунем. Рассказывал Игорь Губерман, в основном, израильские байки, некоторые из которых я записала на видео:). Предлагаю вам эти видео и несколько новых Гариков из Нового Иерусалимского дневника.
|
Богат и славен Кочубей... |
Метки: перевод пушкин чуковский |
Жан Поль Сартр - о Флобере |
Метки: Сартр флобер |
Шарль Бодлер. Старушки |
Метки: бодлер левик |
М.Ю.Лермонтов -Танкист- |
В каменный панцирь я ныне закован,
Каменный шлем мою голову давит,
Щит мой от стрел и меча заколдован,
Конь мой бежит, и никто им не правит.
|