СВЕТ МЕНОРЫ
Свет, светящий одному, светит многим. Талмуд
Блог посвящён еврейским символам, традициям и истории еврейского народа.
Еврейские фамилии. Как понять, кто есть кто |
В интернете существует масса статей о еврейских фамилиях, об их происхождении. Существует целый Словарь еврейских фамилий Александра Бейдера, с которым я часто не согласна как практик, но для общего развития им вполне можно пользоваться. В конце концов, Бейдер единственный, кто решил заняться этим вопросом и выпустил уже третий том по еврейским фамилиям, внеся в него ряд исправлений, а никакого другого словаря по еврейским фамилиям нет и вряд ли будет.
Я, в свою очередь, как практик, попытаюсь, не особо повторяясь, описать самые распространенные группы фамилий, рассказать о случаях безграмотности в русском и идише, которые приводили к появлению новых фамилий, и ответить на самый главный еврейский вопрос: родственники ли однофамильцы? И да, как практика, меня мало интересует перевод фамилии. Меня гораздо больше интересует место ее происхождения и ареал распространения.
Итак, первое место делят фамилии‑топонимы и фамилии именные. То есть фамилии, которые произошли от названий городов или местностей и от имен прародителей. Например, в Беларуси самым распространенным вариантом происхождения фамилии являются имена, и достаточно часто это женские имена, а не мужские. Как так получилось?
|
Вопросы по недельной главе "Берешит" |
Неужели Бог не мог создать весь мир в один день?
Рав Реувен Куклин
Рамхаль в книге Даат Твунот пишет: «Святой, благословен Он, в своей безграничной мощи мог создать мир так, что мы не могли бы различать в делах Его ни раннего, ни позднего; ни причин, ни следствий… Однако Всевышний желал, чтобы человек мог понять нечто в Его путях и деяниях. Более того — чтобы он старался понять как можно больше и стремился к этому всеми силами. Поэтому Творец избрал образ действия, соответствующий путям человеческим, т.е. в постижимом и понятном порядке».
Как доказательство этому Рамхаль приводит описанное в Торе сотворение мира. Тора сообщает нам, что Господь создал мир последовательными действиями, разграниченными во времени (за 6 дней) и разделенными на «речения», а не одним «речением», как Он мог бы это сделать.
Из этих слов мы учим ответ на Ваш вопрос: Господь создал мир на протяжении шести дней десятью речениями, чтобы дать возможность человеку проводить анализ Его действий и тем самым понять (в определенной степени) сущность различных созданий и их соотношение между собой, а также дать человеку возможность понять (на определенном уровне) предназначение всего творения в целом и каждой его детали в частности.
И тут к месту привести утверждение Виленского Гаона о том, что в рассказе о сотворении мира находится намек на всё, что находится в мире, и на всю его дальнейшую историю.
Источник: https://imrey.org/неужели-бог-не-мог-создать-весь-мир-в-од/
Метки: недельные главы |
Опрос в Германии: почти каждый четвертый гражданин страны ненавидит евреев |
Таковы опубликованные немецким изданием "Зюдойче Цайтунг" результаты опроса, который проводился по заказу Всемирного еврейского конгресса около двух месяцев назад, до террористического нападения на синагогу в Галле в Йом Кипур, 9 октября.
Почти половина участников опроса — 48% — согласились с утверждением, что евреи Германии более лояльны к Израилю, чем к стране, гражданами которой они являются. 12% опрошенных считают, что евреи несут ответственность за большинство войн в мире, а 22% признались в ненависти к евреям из-за их поведения.
Президент Всемирного еврейского конгресса Рональд Лаудер, комментируя результаты этого исследования, отметил, что антисемитизм достиг критической точки в Германии.
"Пришло время всему немецкому обществу пробудиться и дать отпор антисемитизму", — цитирует издание его слова.
Напомним, в марте факт усиления антисемитских настроений в Германии признал президент этой страны Франк-Вальтер Штайнмайер, а спустя два месяца уполномоченный немецкого правительства по борьбе с антисемитизмом Феликс Кляйн предостерег евреев в Германии от ношения кипы.
Метки: антисемитизм |
Зачем читать "Джей" Говарда Джейкобсона |
Елизавета Подшивалова
Би-би-си
В Россию приехал лауреат Букеровской премии Говард Джейкобсон, он представит антиутопию под названием J о жизни после "второго холокоста". В интервью Русской службе Би-би-си он рассказал, почему он плакал, когда писал финал книги, и почему антисемитизм никогда не исчезнет.
Говард Джейкобсон родился в 1942 году в Манчестере.
Считается, что Джейкобсон - единственный писатель в истории Букера, который получил премию за смешную книгу.
Джейкобсон пишет романы о жизни и проблемах британских евреев. Ему так надоело, что журналисты называют его британским Филипом Ротом - оба пишут саркастичные книги с евреями-неврастениками в качестве главных героев, - что он потребовал вместо этого называть себя еврейской Джейн Остин, заявив, что она повлияла на него куда больше, чем Рот.
На русский язык переведены его книги "Вопрос Финклера" (получившая Букер), "Время зверинца" и "Меня зовут Шейлок" (в рамках проекта, в котором современные писатели переписывают Шекспира). На этой неделе в издательстве "Книжники" на русском вышел его роман J ("Джей"), написанный еще в 2014 году.
Роман J ("Джей") сильно отличается от того, к чему привыкли поклонники Джейкобсона.
Это антиутопия, действие которой происходит после условного "второго холокоста" - катастрофы, которую описывают как "ТО, ЧТО ПРОИЗОШЛО, ЕСЛИ ПРОИЗОШЛО".
Прямо это не говорится, но читателю становится понятно, что это мир без евреев, даже слова на букву J (Jewish - еврей), не приветствуются. Главный герой по привычке, унаследованной от отца, прикладывает к губам два пальца - будто закрывая себе рот, - когда случайно произносит одно из таких слов.
Мир и покой, которые должны быть установлены в обществе, не позволяют признать случившееся - иначе в обществе появились бы жертвы, травмы прошлого. В мире J нет прошлого, есть только радостное настоящее, как нет и "другого" - все люди братья, и всем на всякий случай поменяли фамилии (на еврейские - изящное напоминание о том, как евреи меняли фамилии в середине XX века).
В этой "дивной новой" реальности встречаются два героя, так и не нашедшие себе места - Эйлинн, которой кажется, что ей много тысяч лет, и Кеверн, которому кажется, что кто-то за ним пристально наблюдает. Правы окажутся оба.
Идеальный мир, выстроенный после уничтожения евреев, почему-то не выстраивается. То тут, то там случаются вспышки агрессии, жестокие убийства. Не помогают ни любовные баллады, заменившие всю остальную музыку по радио, ни изобразительное искусство, сведенное к рисованию возвышенных пейзажей, ни насаждение привычки извиняться перед всеми и за все - просто на всякий случай.
Еще одна героиня - Эсме, работающая на организацию, которая следит за настроениями в обществе, начинает подозревать, что "другие" все-таки нужны обществу. И начинает искать, кого бы назначить на незавидную роль этого "другого".
Метки: литература антисемитизм |
ИСРУ ХАГ |
Так называется день, следующий за каждым из трех праздников — Песах*, Шавуот* и Суккот*, согласно комментарию мудрецов к псалму: Привяжите [праздничную] жертву узами (Пс. CXVIII, 27). И сказали хазал*: Всякий, кто проводит И.Х. в пиршестве, как бы построил жертвенник и принес на нем жертву (Сук. XLV). Это значит, что всякий, кто добавляет к празднику день и отмечает его пиршеством, будто сам принес жертву.
Есть в И.Х. нечто от праздника. Поэтому принята в этот день полупраздничная трапеза, рекомендуется воздерживаться от поста и траура. Во времена Храма не успевали принести все индивидуальные жертвы (личные и семейные) на алтарь за время праздника. Жертвоприношения совершались и в И.Х., посему служит этот день как бы продолжением праздника. Однако работа в этот день не возбранялась.
http://threeda.ru/entsciklopediya/entsciklopediya-iudaizma/isru-xag.html
Серия сообщений "Краткая еврейская энциклопедия":
Часть 1 - Что такое "мазал тов"?
Часть 2 - "Еврейская энциклопедия" Брокгауза-Ефрона
...
Часть 42 - Словарь терминов
Часть 43 - Что такое Пурим-катан /наступает сегодня вечером/
Часть 44 - ИСРУ ХАГ
Метки: краткая еврейская энциклопедия календарь |
Француз в глазури |
Эти французские манеры сложно и долго приживались в Израиле. Многим казалось, что это «украшательство» – бессмысленная трата, а ведь и так все наши чолнты, фаршированные куриные шейки и гефилте фиш требовали огромных усилий.
Однако времена меняются, появилась техника, а значит, и нам пора подумать о красоте. Чтобы приготовить это пирожное, вам понадобятся силиконовые формы в виде полусфер – сейчас они продаются в каждом кулинарном магазине. А дальше всё, как обычно: молоко, яйца, мука и другие знакомые нам ингредиенты. И последний штрих – в Европе сейчас модно подавать еду с цветами. На семейном обеде цветы, пожалуй, будут смотреться экстравагантно, а вот для небольшого приема – в самый раз. Только цветы должны быть не ядовитыми, и лучше предупредить гостей, что есть их всё же не надо.
Метки: еврейская кухня |
Королева и еврей |
Пьеса «Венецианский купец» была написана Шекспиром примерно в 1596 году. Повествующая о еврейском ростовщике, готовом в счет долга вырезать кусок мяса из тела должника, она наполнена антисемитскими настроениями, свойственными Англии того времени. Есть версия, что писалась пьеса по горячим следам отшумевшего в 1594 году судебного процесса над португальским мараном Родриго Лопесом. Как придворный врач, он был обвинен в попытке отравить королеву Елизавету I. Кто-то даже находит в пьесе Шекспира прямые намеки на Лопеса. Например, в пьесе есть строки: «Твой гнусный дух жил в волке, повешенном за то, что грыз людей». По-латыни волк – lupus, от которого и происходит испано-португальская фамилия Лопес.
Родриго Лопес родился в 1525 году в португальском городе Крато – в семье насильно крещённых евреев, продолжавших тайное соблюдение заповедей иудаизма. После школы Родриго выучился на врача и начал частную медицинскую практику, однако в какой-то момент стал вызывать подозрения инквизиции. Решив не искушать судьбу, он бежал в 1559 году в Англию. Обосновавшись в Лондоне, Лопес открыл и здесь свой небольшой врачебный кабинет.
Вскоре благодарные пациенты разнесли о нем весть по всему городу. Лопес стал членом английской коллегии врачей, удостоившись права выступать на годовых отчетах перед коллегами с лекциями об анатомии. Неоднократно выдвигался он и на руководящие должности в профильные образовательные учреждения, однако каждый раз предпочитал отказываться – больше склонялся к практике, нежели к теоретическому преподаванию.
Метки: средние века история в лицах |
Шапочный разбор |
Шапочный разбор: знаки отличия
Образ Золотого века еврейских местечек Восточной Европы бережно хранится и воссоздается вновь и вновь сегодняшними обитателями иерусалимского района Меа Шеарим или бруклинского Боро Парка. Каждый религиозный еврей, возводящий свою родословную к одной из канувших в Лету общин диаспоры, носит определенный головной убор - своего рода форменную одежду, знак принадлежности к той или иной общине. Путешествуя по иерусалимскому тайному городу, можно понять, откуда взялась эта мода.
Автор текста: Менахем Яглом. Режиссер: Анна Соловей. Операторы: Арик Шрага, Леонид Нейзберг.
Штраймл – хвостатая корона
Видеофильм из серии «Тайны еврейского костюма». Фильм пятый.
Почему зимой и летом евреи носят меховые шапки, напоминающие колеса? Кто и когда надевает эти странные головные уборы, напоминающие загадочные архитектурные сооружения? Новый фильм из серии «Тайны еврейской одежды» посвящен штраймлу, который стал одной из самых заметных отличительных особенностей религиозного еврея.
Текст: Менахем Яглом. Режиссер: Анна Соловей. Камера: Арик Шрага, Леонид Нейзберг.
Монтаж: Арик Шрага
Метки: еврейские традиции еврейский образ жизни одежда |
Шмини Ацерет и Симхат Тора 5780 |
В Израиле - 22 Тишри
(21.10.19)
В диаспоре - 22-23 Тишри
(21 - 22.10.19)
24 ПОСТА О ПРАЗДНИКЕ:
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4607301/
Метки: симхат тора шмини ацерет |
А.Ронкин "Это Израиль, друг!" |
И все-таки есть еще в Израиле что-то, что может меня здорово удивить.
В Израиле очень распространена практика, когда солдаты, отслужившие в боевых частях, получают поддержку из различных фондов - или от частных лиц, или от объединений и организаций ветеранов тех частей, где ребята служили.
Например, сын одного из моих приятелей (наш, "русский"), отслуживший в спецназе, получает стипендию на учебу в самом престижном вузе страны от бывших спецназовцев этой части.
А пару дней назад я вдруг узнал в случайном застольном разговоре, что мой зять - тоже бывший боец спецназа, который много лет назад приехал в Израиль как солдат-одиночка (то есть, без семьи), после "дембеля" получал в течении 4 лет деньги из частного фонда, основанного одной богатой еврейской семьей.
Причем, три момента меня удивили особенно.
1. Сумма выплат составляла 16 тысяч долларов в год (!) - 4 года подряд.
2. Тратить получатель мог эти деньги по своему усмотрению - это не оговаривалось давателем. Просто он получал чеки и все.
3. Каждый год вместе с ним такие выплаты получали от этой семьи еще 100 (сто) бывших бойцов спецназа - одиночек.
Это Израиль, друг!..
Источник: Facebook
Метки: израиль сегодня израильтяне цахал |
Кто и когда ввел празднование Симхат Тора? |
Древний еврейский обычай — праздновать Симхат Тора («Радость Торы») на восьмой день от начала праздника Суккот в Земле Израиля и на девятый день в странах диаспоры. В этот день вынимают из ковчега все свитки Торы, находящиеся в синагоге, и семь раз обходят вместе с ними вокруг бимы — столика для чтения Торы. (Похожим образом еврейский народ при начале завоевания Земли Израиля взял крепость Йерихо — её обходили по одному разу в течение шести дней, а в субботу обошли семь раз, и тогда высокие и «многослойные» стены обрушились и город был захвачен). При этом танцуют и поют в честь Торы и Всевышнего, Который дал её нам.
Вряд ли можно четко указать, «кто и когда ввёл» этот обычай, но несомненно то, что его корни уходят в глубь веков. Хотя в Талмуде нет явного упоминания этого праздника, он упомянут в каббалистической книге Зоар, относящейся примерно к тому же периоду. И там видно, что речь идёт не о каком-то новом обычае, а о чём-то хорошо известном и общепринятом. Возможно также, что он восходит к самому началу еврейской истории. Но давайте разъясним всё по порядку.
Известно, что еженедельно (в понедельник, четверг и субботу — чтобы не прошло три дня без Торы) в синагогах читается определённая глава Торы. Это, пожалуй, одно из самых древних постановлений, основу которого заложил сам Моше Рабейну, а конечную форму придал Эзра — по возвращении из Вавилонского изгнания (см. трактат Бава Кама 82а и Рамбам, Законы молитвы 12:1).
Метки: симхат тора |
Пинхас Полонский "Суккот, Шмини Ацерет и Симхат Тора" |
Метки: суккот шмини ацерет |
ИЗРАИЛЬ. О ПОЛЬЗЕ ГРАНАТА И ГРАНАТОВОГО МАСЛА |
Метки: гранат сельское хозяйство израиль сегодня деревья |
Сколько нас в канун Нового года? |
В канун празднования еврейского Нового года Рош ха-Шана озвучена статистика численности населения Израиля.
Марк Штоде
Согласно данным Центральное статистическое бюро Израиля (ЦСБ) по состоянию на четверг, 26 сентября, население Израиля составило 9 092 000 человек.
Еврейское население Израиля насчитывает около 6,744 миллиона человек (74,2% от общей численности населения), а арабское население - около 1 907 миллионов (21%).
Численность жителей других национальностей и конфессий (христиан и других религии) составляет 441 000 человек (4,8%).
По данным ЦСБ, 88,9% граждан Израиля удовлетворены своей жизнью и экономическим положением.
Кроме того, в течение года в Израиле родилось около 196 000 детей, около 45 000 человек умерли. Около 38 000 человек увеличили население в миграционном балансе, из них около 35 000 были новыми иммигрантами.
Ранее Еврейское агентство объявило, что число евреев в мире составляет около 14,8 миллионов, увеличившись примерно на 100 000 по сравнению с началом прошлого года.
Около 8,1 миллиона израильских граждан живут за пределами страны, около 5,7 миллиона из них - в Соединенных Штатах.
Метки: статистика израиль сегодня израильтяне |
Время нашей радости - Суккот 5780 |
Суккот
начинается вечером 13 октября
15-21 Тишри
(14 - 20.10.19)
**************************************************
67 ПОСТОВ О СУККОТЕ
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4590240/
**************************************************
Метки: суккот |
10 интересных фактов о празднике Суккот |
Рав Реувен Куклин
1.Согласно алахе, еврей может сделать сукку на спине верблюда.
2. Сукка высотой более 10 метров считается некошерной. Однако в ширину нет ограничений – сукка может покрыть весь мир.
3. В Израиле в религиозных районах можно встретить причудливую архитектуру балконов – их строят лесенкой один над другим, так чтобы над каждым балконом было открытое небо. Таким образом каждый житель может построить кошерную сукку на своем балконе.
4. У этрога есть минимальный размер – кебейца – как яйцо, однако нет ограничений на его величину.
5. Самый большой кошерный этрог, вошедший в книгу Гиннесса, весил 7.5 килограмм
6. В Меа Шеарим в Суккот устраивают большие празднества, люди выходят на улицы, мужчины поют и танцуют под звуки оркестра.
7. Один человек придумал способ, как укладывать доски схаха (крыши сукки) таким образом, чтобы дождь никогда не попадал в сукку. Но поским (законодатели) говорят, что это делает сукку некошерной, потому что схах не должен препятствовать дождю проходить внутрь.
8. Самое главное в сукке – схах, специальное покрытие сукки. У еврея в одной из комнат дома может быть съемная крыша. В таком случае он может снять ее и на ее место постелить схах. Таким образом он одновременно находится дома и в сукке.
9. Можно ли спать и при это выполнять заповедь? Да! Тот, человек, который спит в сукке, выполняет тем самым заповедь сидеть в сукке.
10. Несмотря на то что во все праздники есть заповедь радоваться, радость праздника Суккот – особенная, мы должны добавлять в радости еще больше.
Источник: https://imrey.org/десять-интересных-фактов-о-празднике/
Метки: суккот |
Что нужно знать сидящему в Сукке? |
Суккот – память об Ананэй Кавод (Облаках Достоинства).
В книге Зоар эти облака называются "Цило де-Меэменусо" – "Тень Упования", что подразумевает явственное ощущение надёжной защиты со стороны Всевышнего. Сидя в Сукке, нам необходимо почувствовать те же спокойствие и уверенность, которыми был наполнен Народ Израиля в Пустыне под покровом Ананэй Кавод. Ведь тот самый Владыка Вселенной, сопровождавший нас в Пустыне, продолжает быть с нами в каждом поколении и везде, где бы мы ни находились.
Суккот – память о реальных "шалашах"
После выхода народа Изралия из Египта, Творец посчитал важным отучить евреев от излишеств материального мира. Обитание в простых и безыскусных шалашах (суккот) стало средством для ослабления стремления евреев к надуманным и фальшивым ценностям, к которым было принято стремиться в Египте. Этой же цели служит и чтение в Суккот Мегилат Коэлет ("Эклезиаст"), пробуждающего действительную радость в этом мире - ощущение близости Творца, а это возможно лишь, когда отстраняются радости пустые.
В сущности, последнее объяснение стыкуется со сказанным выше. Ощущение безопасности и довольство малым оказываются, при углублённом рассмотрении, единой мерой, которую можно определить, как принятие человеком всего, что Всевышний доставляет ему в жизни.
Сукка – это маленький "Галут"
Обитание в Сукке, этот символический "Галут", засчитывается на Небесах, - если не дай Б-г, кому-то присуждено отправиться на чужбину, – как настоящее изгнание. Другими словами, если человеку, исполняя мицву, удаётся достичь указанного выше ощущения "Цило де-Меэменусо", это спасает его от реальной и мучительной обязанности действительно покинуть свой дом.
Сукка Давида
Имеется в виду цаство Дома Давида, которое не что иное, как представительство Царства Небесного в этом мире. Принятие на себя Небесной Власти состоит не только в исполнении Воли Творца, зафиксированной в Торе, но включает в себя и принятие Его Воли во всех жизненных аспектах. Речь идёт о частной жизни, когда человеку приходится принимать, как должное, всё, чтобы Всевышний ему не послал. Эта готовность – основная составляющая Упования на Творца, и она также достигается ощущением "Цило де-Меэменусо" при исполнении мицвы "Ешиват Сукка", как было сказано выше. Заповедь обитать в Сукке возвышает достоинство Творца в этом мире.
(Из брошюры "А-Симха а-мэромэмэт шель Хаг а-Суккот" раби Зеева Вольфа Харлап)
https://toldot.ru/blogs/akrasilschikov/akrasilschikov_964.html
Метки: суккот |
Цитрон - этрог. Рассматриваем четыре вида растений. |
Метки: символика растений суккот |
ИЗРАИЛЬ: ЖИЗНЬ В МНОГОЭТАЖНОМ ДОМЕ |
Метки: израиль сегодня |
ЙОМ КИПУР 5780. Гмар хатима това! Всем хорошей записи в Книге Судеб! |
10 Тишри
(9.10.2019)
Йом Кипур начинается вечером 8 октября.
Мауриций Готлиб. Евреи молятся в синагоге на Йом-Киппур. Вена, 1878
************************************
42 ПОСТА О ЙОМ КИПУРЕ
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4528788/
************************************
Метки: йом кипур |
Рав Даниэль Булочник: Йом Кипур 5780 |
Метки: раввин йом кипур |
В канун Судного дня: массовая молитва у Стены плача |
Тысячи верующих евреев заполнили Старый город. Многие приехали на молитву из дальних стран. В церемонии участвовали оба главных раввина Израиля и мэр Иерусалима
Молитва у Стены плача. Фото: Эли Мандельбаум
Десятки тысяч верующих евреев приняли участие в последних перед Йом-Кипуром молитвах – "Слихот" ("Просьбах о прощении") у Стены плача. Вечером 7 октября и в ночь на вторник, 8 октября, молящиеся заполнили площадь у Стены плача, а также окрестные улицы и переулки.
В молитве участвовали как израильтяне практически из всех районов страны, так и многочисленные евреи диаспоры, приехавшие в Землю обетованную на осенние праздники.
На молитву перед единственной сохранившейся частью Иерусалимского храма пришли главные раввины Израиля – Давид Лау и Ицхак Йосеф. Формальное руководство массовой церемонией осуществлял главный раввин Стены плача и святых мест Шмуэль Рабинович. Присутствовал на молитве и мэр Иерусалима Моше Леон.
Метки: молитвы йом кипур |
Шана това у метука! Встречаем новый 5780! |
1-2 тишрей
(30.09 - 1.10.2019)
Рош а-Шана начинается вечером 30 сентября.
*****************************
76 постов о Рош а-Шана
https://www.liveinternet.ru/users/rinarozen/rubric/4526687/
*****************************
Метки: рош а-шана |
Пинхас Полонский "Рош hа-Шана в еврейской традиции" |
Метки: рош а-шана раввин |
«Молитвы раскаяния» на каждый день - в твоем мобильном! |
Приложение для чтения молитв раскаяния – Слихот,
теперь доступно для твоего смартфона.
Молитвы Слихот начинают читать на исходе последней субботы года.
Приложение включает в себя весь текст книги «Молитвы раскаяния» на русском языке, разбитый по дням, и выделяет нужный день на сегодня.
В приложении ты можешь:
Скачать приложение:
Android - goo.gl/f6hVn2
iOS - goo.gl/hQ2tEj
https://vaikra.com/869-molitvy-raskayaniya-na-kazhdyy-den-v-tvoyem-mobil-nom.html
Метки: рош а-шана |
Загадка "карманного Стоунхенджа" |
У нас в Израиле одних Стоунхенджей — примерно как гуталина у кота Матроскина! А если серьезно, то имеется, по крайней мере, два мегалитических комплекса, напоминающих Стоунхендж. Просто они не столь широко известны.
Александр РЫБАЛКА
Про один из них — "Гальгаль а-рефаим", "Колесо духов" на Голанах — мы уже писали. Но в центре страны находится еще один "Стоунхендж" — чуть поменьше, карманного, так сказать размера… Группа "Израиль-Космопоиск" во главе с Андреем Бакалдиным решила выехать в Тель-Гезер, расположенный вблизи Рамле и Лода, чтобы на месте разобраться с загадками этих мегалитов.
Для начала краткая историческая справка.
Первое письменное свидетельство о существовании города под названием Гезер относится к XV веку до новой эры. Тогда горожане подняли восстание против власти Тутмоса III, который, по их мнению, взимал с них слишком много налогов. Во время похода на Сирию (он датирован точно — 1468-й год до н.э.) Тутмос, походя, взял Гезер и даже увел оттуда пленников в Египет. Евреев в Гезере тогда еще не было, однако египетские источники сохранили имена правивших в городе царей. Это Милкилу (Мелех-Эль, то есть "царь-бог"), Балу-Дану (Бааль-Дан, то есть "царь суда") и Йапаху. Поэтому можно предположить, что в Гезере жили семиты. Вы можете подумать, что семиты жили по всей Земле Ханаана, однако это не так: во всяком случае, хетты и иевусеи, как доподлинно известно, относятся к индоевропейцам.
Метки: прогулки по израилю древний мир |
Зеев Дашевский "Рош Ха-Шана и Йом Кипур" |
Из цикла передач "За Чашкой Чая" 96-го канала из Иерусалима. Наша Традиция на Вашем языке!
Ведущий - Амихай Янтыфович. Режиссёр - Исаак Свердлов. Продюсер -Гиль Мезуман.
Директор канала Аруц Меир - Морди Киршнер.
Метки: рош а-шана раввин |
На вулкане Холокоста |
Берендине Эман – или просто Дит – было 20 лет, когда, невзирая на обещание Гитлера уважать нейтралитет Нидерландов, страну оккупировали нацисты. За какие-то полчаса обычно тихая Гаага погрузилась в хаос. Над головами горожан то и дело пролетали немецкие самолеты, земля была усыпана листовками с предупреждением, что сопротивляться бесполезно и что «немецкая армия вынуждена вторгнуться в страну, хотя сражается не с Нидерландами, а с Англией».
Семья Эман была набожной, и каждый раз, встречаясь с другими прихожанами в церкви, Берендина с сомнением слушала их выводы: «Б-гу было угодно, чтобы немцы вторглись в страну!» Дит могла бы простить людям многое, но такому злу оправдания не находила. Посоветовавшись со своим женихом Хейном Сиетсмой, который прочитал книгу Гитлера «Моя борьба» и опасался худшего, Дит решила принять меры.
К тому моменту евреям запретили ездить в общественном транспорте, появляться в магазинах и парках, заниматься некоторыми видами деятельности. В январе 1942 года некоторые из них переехали в Амстердам, другие же были депортированы в концлагерь Вестерборк. Сначала все верили, что лагерь основан с целью предоставления убежища для людей, бегущих от нацистов, но вскоре стало ясно: всех узников Вестерборка ждет депортация в лагеря смерти.
Метки: холокост праведники мира |
КАББАЛА: ЗАЧЕМ ТРУБЯТ В РОГ В РОШ ХА-ШАНА |
Метки: каббала рош а-шана |
ХУПА. Еврейская свадьба (видео) |
Метки: еврейские традиции свадьба семья |
18 удивительных фактов о природе Израиля |
1. Что выше: водопад Гамла или Ниагарский водопад?
Да, это действительно сложный вопрос. Высота Ниагарского водопада – 51 метр; но высота водопада Гамла – тоже 51 метр. Вы не верите? Однако в каких-то случаях «крутизну» определяет не высота, а ширина.
2. Здесь можно встретить последнего крокодила из Крокодильего ручья («Нахаль таниним»)
Так встречались ли аллигаторы на Нахаль таниним? Конечно. В конце концов, просто так имена не дают. В древние времена этот ручей звался даже «Крокодилион». И даже в 19 веке здесь охотились на крокодилов. Последнего выловили в 1912 году. Вы можете встретиться с ним в новом Музее природы в Тель-Авиве. Точнее, не с ним, а с его чучелом.
3. Большой кратер – действительно самый большой?
Мы уже говорили, что «имена просто так у нас не дают». В самом деле? Как известно, кратер Рамон – самый большой кратер в Израиле. Там зачем называть Большой кратер – «большим»? Причина немного забавная: кратер Рамона был «открыт» географами уже в наше время, спустя много лет после того, как был известен Большой кратер. Однако в любом случае проблема решена: не так давно Большой кратер переименован в «кратер Иерухама».
Метки: природа |