Цитата сообщения last_Alive
Православные праздники
Август – не только последний месяц лета, это месяц трех больших православных праздников, очень любимых и почитаемых в народе – Медового, Яблочного и Орехового Спаса, а также время самого короткого в году Успенского поста.
Медовый Спас
(14 августа)
"Медовый" или
"маковый" Спас, также
Первый Спас - народное название в России православного праздника в первый день Успенского поста, 14 августа (1 августа по старому стилю), в честь Происхождения (изнесения) древ Креста Господня.
Происхождение в Византии
Праздник был установлен в IX столетии в Константинополе, где каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для отвращения заболеваний.
Затем, начиная с первого августа, две недели эту святыню носили по городу, при этом служили литии "для освящения мест и отвращения болезней". 14 августа Животворящее Древо Креста переносили обратно в царские палаты.
Вот как написано об этом в Википедии:
Греческий часослов 1897 года: "По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Святой Софии - Премудрости Божией). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста"
В русской традиции
В Русской Церкви этот праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 в ознаменование победы над волжскими булгарами. Также в народном сознании этот праздник наложился на празднование крещения Руси в 988 (ст.стиль). По традиции, 14 августа вместе с малым освящением воды совершается и освящение мёда нового сбора, благословляется его употребление в пищу - пекут медовые пряники, блины с маком и мёдом, пироги, булочки, плюшки с маком.
Макавей
14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев, принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник "Макавей" - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники - постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготавливали маковое молочко - маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине - макитрой, в Белой Руси - макатером.
Съедобный мак был распространённым и любимым продуктом, разнообразно применяемым в народной кухне, обрядовых блюдах восточных и западных славян. Мак упоминается во множестве пословиц, поговорок, хоровых песен и загадок: "Мачёк с мёдом - усы оближешь", "Черен мак, да бояре едят", "Рад Яков, что пирог с маком", "Поминаючи мак, не прогневайся и так", "На тычинке городок, в нём семьсот воевод".
В день Макавея молодёжь водила хороводы с песней "Ой, на горе мак", с шутливыми хороводными заигрышами, девушки осыпали парня маком щипали его, щекотали, припевая: "Маки, маки, маковицы, золотые головицы!".
"Спас на воде"
В честь малого водосвятия медовый Спас называют и "Спасом на воде". В этот день освящали новые колодцы, чистили старые, совершался крестный ход на естественные водоёмы, родники для освящения воды. После крестного хода купались в воде и купали домашний скот, чтобы смыть грех и быть здоровее. После "мокрого Спаса" или Макавея уже не купались: лето клонится к закату, вода "цветёт", птицы замолкают, пчела не носит сборы, грачи собираются в стаи и готовятся к отлёту. Для селянина страдная пора, полевые работы, сенокос, жатва. Крестьяне готовят гумны, овины для хлеба нового урожая, пашни под озимые.
Со Спаса начинаются проводы лета. Говорят: "У Спаса всего в запасе: и дождь, и ведро, и серопогодье". Отмечается отлёт первых ласточек и стрижей, а по погоде на 14 августа судят о том, каков будет третий Спас.
Медовый Спас
Медовым же первый Спас называют потому, что к этому дню соты в ульях наполнены до отказа, и пасечникам пора приступать к сбору. Строгим блюстителям народных обычаев и постникам только в медовый Спас разрешалось есть освящённый церковью мёд. А без мёда в старые времена - лишение определённых радостей. Хмельной мёд пили на пирах, на его основе изготовлялось множество прекрасных безалкогольных напитков, медовые пряники и орехи. В старинных источниках мёд описан как "сок от ночной росы, той, что пчёлы собирают с цветов благоухания". Считали, что мёд обладает особой силой и пригоден для лечения многих болезней
Яблочный Спас
(19 августа)
Яблочный Спас (Второй Спас) - русское народное название праздника Преображения Господня, праздника христианской церкви в связи с упоминаемым в Евангелиях (Матфей 17:1–6, Марк 9:1–8, Лука 9:28–36) мистическим преображением Иисуса во время молитвы.
Традиционно местом Преображения считается гора Фавор в Галилее, однако, согласно современным археологическим исследованиям, преображение произошло на горе Ермон в окрестностях Кесарии Филипповой, так как во времена Иисуса Христа на Фаворе стояла крепость.
Отмечается Православной церковью с IV века 19 августа (6 августа по старому стилю), когда Св. Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения. Принадлежит к числу двунадесятых праздников. Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на август для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста.
В Католической церкви установлен Папой Каликстом III в 1456 г. в ознаменование победы христианского войска венгерского регента Яноша Хуньяди над турками под Белградом.
В Православном календаре праздник приходится на Успенский пост. Народное название праздник приобрёл по причине того, что, согласно Типикону, в этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет - яблоки. Освящение проводится в конце праздничной литургии.
По причине массовых народных суеверий, "Яблочный Спас" необходимо отделять от праздника Преображения Господня. Священники предупреждают, чтобы смысл праздника и Божественная Литургия не терялись за желанием освятить яблоки.
К Яблочному спасу поспевшие яблоки освящают в храмах. В день Яблочного Спаса пекут яблоки, блины, пироги с яблоками, грибами и ягодами, со всем, чем одаривает сад, огород, лес.
Третий Спас (Ореховый Спас,Хлебный Спас)
(29 августа)
29 августа празднуется перенесение нерукотворного образа Спасителя, т. е. ткани, на которой проявился лик Иисуса Христа.
В Википедии написано:
Перенесе́ние из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотво́рного О́браза Го́спода нашего Иису́са Христа́, также
Третий Спас (греч. Μνήμη της εξ Εδέσσης ανακομιδής του αγίου Μανδηλίου του Κυρίου ημών Ιησού Χριστού, обычно греч. Ανακομιδή του αγίου Μανδηλίου) - православный праздник, совершаемый Церковью 29 августа (16 августа по старому стилю) в честь Нерукотворного образа Христа Спасителя (944).
В церковном календаре
По Уставу, относится к малым праздникам "со славословием", но в русской традиции обычно совершается бдение. Совпадает с первым днём попразднства Успения.
В народном фольклоре
На Руси нерукотворный образ всегда особо почитался. Третий Спас (после Медового и Яблочного) называли еще Спас на полотне, холщовый или хлебный, ореховый. В Википедии перечислены народные названия праздника:
Народные названия праздника:
- "Спас на холстах", "Спас на полотне";
- "орешный" или "ореховый Спас", так как к этому времени созревает лесной орех и разрешается его собирать в лесах;
- "хлебный Спас" - заканчивается уборка хлеба.
У В.Даля в толковании календаря земледельца, составленного по народным приметам и наблюдениям, можно найти совершенно оригинальный взгляд: "Зимняя опока на деревьях обещает, как говорят, хороший урожай на хлеб; урожай на орехи обещает обильную жатву хлеба на грядущий год, по крайней мере, замечено, что сильный урожай на орехи и на хлеб никогда не бывает вместе; что кроме того никогда не бывает большого урожая на орехи два года сряду; стало быть, при обилии в орехах, их на следующий год не будет, а вероятно, будет урожай на хлеб." Возвращаясь к названию третьего Спаса, называемого "хлебным" или "орешным", народ отмечал его как день благодарения Господу за хлеб насущный на каждый день, что и слышится в народных пословицах и поговорках: "Третий Спас хлеба припас", "Хорошо, если Спас - на полотне, а хлебушко в гумне!".
По материалам Википедии и др. сайтов