Галерея работ русского живописца, академика и профессора, члена академического Совета Императорск...
Донатас Банионис - (0)✨Забытые имена советского кинематографа. Донатас Банионис Отмечаем столетний юбилей Д...
БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛО - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-МАНЬЕРИСТ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ / БЕНВЕНУТО ТИЗИ ДА ГАРОФАЛОBENVENUTO TISI DA...
150 лет импрессионизма - (0)150 ЛЕТ ИМПРЕССИОНИЗМА В МУЗЕЕ ОРСЕ: «Мы надеемся понять, насколько радикальными были эти художники»...
Изречения великих древнегреческих мудрецов - (0)Многие умные люди нашего и более отдаленного времени считают, что древнегреческие философы&n...
Владимир Иванович Вернадский (1863-1945) |
Я вполне сознаю, что могу увлечься ложным, обманчивым, пойти по пути, который заведёт меня в дебри; но я не могу не идти по нему, мне ненавистны всякие оковы моей мысли, я не могу и не хочу заставить её идти по дорожке, практически важной, но такой, которая не позволит мне хоть несколько более понять те вопросы, которые мучают меня. И это искание, это стремление — есть основа всякой научной деятельности.
Вернадский, 1890
Владимир Иванович Вернадский - блестящий минеролог, кристаллограф, геолог, основоположник геохимии, биогеохимии, радиогеологии, учения о живом веществе и биосфере, о переходе биосферы в ноосферу, ученый-энциклопедист.
"Будущее человечества, как части единой системы биосферы, зависит от того, когда оно поймет свою связь с Природой (Богом, Духом, Высшим Paзумом, Мировой Информацией) и примет на себя ответственность не только за развитие общества (к чему стремились все утописты), но биосферы в целом".
В. И. Вернадский
Владимир Иванович Вернадский родился в Санкт-Петербурге 12 марта 1863 года в семье известного экономиста, профессора Петербургского Александровского лицея Ивана Васильевича Вернадского.
Иван Васильевич и Анна Петровна Вернадские
В 1881 Владимир окончил гимназию и стал студентом естественного отделения физико-математического факультета университета.
В те годы в нём преподавали Менделеев, Бекетов, Докучаев, Сеченов, Бутлеров.
Менделеев открыл перед студентами мир науки, показал силу научной мысли и значение химии. Докучаев был руководителем Вернадского по геологии и минералогии, которые он выбрал своей специальностью.
Студенты Вернадский, Краснов, Ремезов после сдачи экзамена по химии Менделееву. 1882
В студенческие годы Вернадский приступил к изучению фундаментальных проблем наук о Земле. Под влиянием Докучаева у него складывались представления о взаимоотношении живых существ с окружающей средой с учетом их активного воздействия на процессы почвообразования. Под руководством Докучаева Вернадский участвовал в почвенных экспедициях в Нижегородскую и Полтавскую губернии, где прошел свой первый геологический маршрут и написал первую научную работу.
Наряду с научной работой Владимира Ивановича охватывает характерный для столичного студенчества дух свободомыслия. Он активно участвовал в общественной жизни университета, работал в студенческом Научно-литературном обществе, в кружке по изучению литературы для народа. Острые общественные события с тех пор уже никогда не оставляли Вернадского равнодушным. Он оказался их активным участником, регулярно публиковал статьи, в которых поднимал назревшие острые вопросы университетского образования и общего положения страны. Владимир Иванович Вернадский последовательно отстаивал автономию высшей школы, права Совета профессоров на руководство всем процессом университетской жизни, на широкую свободу академических Союзов. Отстаивая интересы университетской корпорации, Вернадский активно сотрудничал в начале XX века с газетой «Русские ведомости», как наиболее популярной в кругах русской интеллигенции.
В университете у Владимира Ивановича на всю жизнь завязалась крепкая дружба с будущими крупнейшими учеными: ботаником, почвоведом и географом Красновым, историками братьями Ольденбургами, Корниловым, Шаховским, Гревсом. В 1886 ближайшие друзья Вернадского объединяются в «Братство» - своеобразный просветительский кружок, его девиз: «Работай как можно больше, потребляй на себя как можно меньше, на чужие нужды смотри как на свои».
В 1885 со степенью кандидата Вернадский окончил Петербургский университет и занял должность хранителя минералогического кабинета университета.
Владимир Вернадский и Наталья Старицкая. 1886
Через год Владимир Иванович женился на Наталье Егоровне Старицкой, с которой они прожили 56 лет «душа в душу и мысль в мысль». В их семье было двое детей: сын Георгий Вернадский (1887 - 1973), известный исследователь русской истории и дочь Нина Вернадская-Толль (1898 - 1985), врач-психиатр; оба скончались в эмиграции, в США.
В 1890 Вернадский был приглашен на кафедру кристаллографии и минералогии Московского университета, утверждается в должности хранителя минералогического кабинета. В 1891 в Петербургском университете состоялась защита магистерской диссертации, посвященной проблемам строения соединений кремния, а в 1897 Владимир Иванович Вернадский, защитив докторскую диссертацию, посвященную проблемам кристаллографии, а в следующем году утверждается в должности экстраординарного профессора.
В Московском университете Владимир Иванович Вернадский проработал 20 плодотворных лет. В методике преподавания минералогии Вернадский стал новатором: он разработал новый курс, в котором предложил генетическую классификацию минералов и их сообществ с учетом физико-химических условий их образования, а не свойств. Владимир Иванович отделил кристаллографию от минералогии, считая, что кристаллография опирается на математику и физику, в то время как минералогию он рассматривал как химию земной коры, связанную с геологией.
Вернадский со своими учениками в поле изучал природные процессы, совершая экскурсии почти каждое лето: несколько раз он был на Урале, в Крыму, на Украине, на Северном Кавказе и в Закавказье, в Домбровском бассейне Польши и в средней России. Кроме того, ученый часто ездил за границу. Он побывал в Рудных горах Германии, в Англии, Франции, в окрестностях Неаполя, в Греции и в Швеции.
«Московский период моей научной жизни был чисто минералогический и кристаллографический. Но уже в это время зарождалась геохимия, и в изучении явлений жизни я подошел к биогеохимии. Уже в это время я сразу вошел в изучение радиоактивности. Много вдумывался благодаря влиянию Ле Шателье в термодинамику. История науки, особенно русской и славянской, и философия меня глубоко интересовали», - писал Владимир Иванович Вернадский в конце жизни.
В этот период Вернадский ведет серьезную научную работу. Личков так пишет о московском периоде работы Вернадского: «Время деятельности Вернадского с 1890 по 1911 в Москве - это один из замечательных периодов его жизни, полный глубокого творческого содержания и напряженной работы... В эти годы Владимир Иванович создал минералогические музеи университета и Высших инженерных курсов. Кроме того, им был создан Научно-исследовательский минералогический институт. В эти же годы возникли и оформились его оригинальные представления в области учения о минеральных химических соединениях, создалась основа его минералогической системы и взглядов на генезис минералов... Вернадский начинает заниматься проблемами, связанными не с химией соединений, а с химией элементов, в результате чего зародились первые начатки геохимии». Он подготовил целую плеяду учеников, среди которых академик Ферсман, профессор Самойлов, член-корреспондент Ненадкевич и многие другие выдающиеся ученые.
Кроме научной деятельности Вернадский активно занимался общественно-политической и государственной деятельностью, которая была тесно связана, прежде всего, с Тамбовским краем. Имение Вернадовка, расположенное в Тамбовской губернии, он посещал почти каждое лето с 1886 по 1910 год. В 1892 ученый был избран гласным Моршанского уездного и Тамбовского губернского земских собраний. В земстве он занимался преимущественно вопросами народного образования, работал в комиссиях по школам, выступал на земских собраниях. Владимир Иванович Вернадский активно участвовал в борьбе с голодом в Тамбовской губернии, создал комитет помощи крестьянам. Благодаря его усилиям были открыты 121 столовая на 50-55 человек каждая, в них кормилось 6 256 человек, в том числе были организованы 11 особых столовых для самых маленьких детей. помогал созданию земских школ и больниц, открытию народных библиотек. Владимир Иванович посвятил себя общественному служению сознательно, исходя из чувства личной ответственности за судьбу страны, считая, что принципы земского самоуправления должны стать основой развития российской государственной жизни.
)
В начале XX века входил в Бюро земских гласных, осуществлявших подготовку и организацию земских съездов. В ноябре 1904 как делегат Тамбовского земства Владимир Иванович Вернадский участвовал в работе второго общероссийского земского съезда в Петербурге, а в июле 1905 - в работе съезда земских гласных в Москве. Эти съезды изменили всю политическую атмосферу в стране, под их давлением царское правительство было вынуждено ввести в гражданские и политические свободы, издать новые Основные законы 1906 (конституция) и учредить первый русский парламент – Государственную думу, которая открылась в апреле 1906.
Активно включившись в политическую жизнь в рамках деятельности конституционно-демократической партии, Вернадский становится одним из лидеров либерального направления в борьбе за внедрение в России принципов европейской демократии.
Во время первой русской революции Вернадский принимает активное участие в подготовке и проведении Учредительного съезда Конституционно-демократической партии выступавшей за судебную защиту прав человека, необходимость создания государства с ограниченной монархией, необходимость культурной автономии для наций и отмена смертной казни. До 1919 Владимир Иванович оставался членом ЦК кадетской партии.
В.И.Вернадский среди членов Государственного Совета
Поддерживая борьбу профессоров за автономию университетов, в 1906 Вернадского избирают в Государственный Совет – верхнюю палату российского парламента, он работал в нем до марта 1917. В знак протеста против роспуска Думы Вернадский подал прошение о выходе из его состава, но в 1907 повторно избирается в Госсовет.
Группа профессоров Московского Университета, ушедших в отставку в знак поддержки демократических требований студентов. 1911
В 1911 Владимир Вернадский подал в отставку в знак солидарности с увольняемыми профессорами. Он не вернулся В Московский университет и продолжил свою деятельность в системе Академии наук. В 1915 Вернадский вновь избирается в Государственный совет, он участвовал в последнем заседании, на котором от имени выборных членов совета была отправлена царю телеграмма с предложением отречения и передаче власти Временному комитету Государственной думы.
Во время октябрьского переворота Вернадский возглавлял Министерство народного просвещения во Временном правительстве. Победу большевиков он воспринял как трагическое поражение демократии. Под угрозой арестаВ ладимир Иванович вынужден уехать на Украину.
Вернадский с сыном, женой, дочерью и Старицким (брат Натальи Егоровны). Полтава, Украина. 1910
На Украине Владимир Иванович Вернадский организовал серьезную научную работу, стал главным идеологом, организатором и в 1918 первым избранным президентом Украинской академии наук. Современная Национальная академия наук Украины по сей день сохраняет в своей основе идеи и структуру, заложенные Владимиром Ивановичем. Созданная во время гражданской войны в Киеве библиотека – в настоящее время крупнейшая Национальная библиотека Украины, которая носит имя Вернадского.
После переезда в Крым в 1919 Вернадский читал лекции по геохимии в Таврическом университете, а будучи избран ректором, активно боролся за сохранение университетского образования в России. Он подчеркивал, что «при разрушении России, которое мы переживаем, существование сильного и активного центра русской культуры и мирового знания, каким бывает живой университет, является фактором огромной важности, помогающим восстановлению единого государства и устроению в нем порядка, организации нормальной жизни …»
В это время в мире физики, химии и техники после открытия и объяснения явления радиоактивности были отвергнуты представления о неизменности атома. С 1896 крупнейшие ученые мира начали усиленно изучать радиоактивность. В 1910 на общем собрании Академии наук Владимир Иванович Вернадский выступил с докладом «Задача дня в области радия», в котором изложил целую программу геологических и лабораторных исследований, направленных на поиски урановых руд и овладение энергией атомного распада. По предложению Вернадского при физико-математическом отделении Академии наук создается Радиологическая лаборатория. "Перед нами открываются в явлениях радиоактивности источники атомной энергии, в миллионы раз превышающие все те источники сил, какие рисовались человеческому воображению. ...С надеждой и опасением всматриваемся мы в нового союзника и защитника", - пророчески писал он.
В январе 1922 по инициативе Владимира Ивановича Вернадского был создан Радиевый институт в Петрограде, директором которого он был назначен и занимал эту должность до 1939, после чего директором стал его ученик академик Хлопин.
Ещё в 1906 Вернадский был избран адъюнктом по минералогии Академии наук, в 1912 – действительным членом Академии наук.
Вступив в первую мировую войну, Россия особенно остро начала испытывать нехватку стратегически важных видов сырья, и в 1915 Владимир Иванович Вернадский вместе с другими учеными создает и длительное время возглавляет Комиссию по изучению естественных производительных сил России при Академии наук (КЕПС), сыгравшую выдающуюся роль в изучении природных ресурсов страны и развитии науки и экономики государства. В журнале «Русская мысль» в 1916 он писал: «Эти запасы энергии, с одной стороны, слагаются из той силы, как физической, так и духовной, которая заключается в населении государства. Чем больше оно обладает знаниями, большей трудоспособностью, чем больше простора предоставлено его творчеству, больше свободы для развития личности, меньше трений и тормозов для его деятельности - тем полезнее энергия, вырабатываемая населением, больше, каковы бы ни были те внешние, вне человека, лежащие условия, которые находятся в среде природы, его окружающей. Духовная энергия человека так велика, что не было в истории случая, чтобы она не смогла выработать полезную энергию из-за недостатка природного материала».
Первоначально деятельность КЕПС была направлена на решение неотложных оборонных задач российского государства. К работе были привлечены ведущие научные силы страны, и планомерно стали появляться сборники основных сведений по всем видам сырьевых ресурсов. Ближайшим помощником Вернадского по КЕПС был Ферсман. Постепенно из КЕПС выросли многочисленные научные институты.
С 1916 появляются первые работы Вернадского, посвященные «живому веществу». Исследования живого вещества c целью определения среднего химического состава растений и животных, их биомассы и продуктивности для последующей их количественной геохимической оценки были начаты Владимир Иванович в декабре 1918 на Украине в лаборатории технической химии Киевского университета и продолжены в 1919 на Старосельской биостанции. В 1920 во время работы Вернадского в Таврическом университете биогеохимические исследования организуются на Салгирской плодоводческой станции, в университете создается лаборатория по проблеме "Роль живых организмов в минералогенезисе".
Вернадский с женой и дочерью. Петроград, 1921
В 1928 из «отдела живого вещества» при КЕПС на базе Радиевого института появилась Биогеохимическая лаборатория Академии наук (БИОГЕЛ), где были заложены теоретические, методические и экспериментальные основы биогеохимического направления исследований. Став первым её директором, Владимир Иванович оставался им до конца жизни – в течение 16 лет.
Ещё в конце 1921 ректор Сорбонны Аппель пригласил Вернадского прочитать в Сорбонне курс лекций по геохимии. Лекции принесли Вернадскому широкую известность в научных кругах. По инициативе слушателей они были изданы отдельной книгой на французском языке под названием «Геохимия» (1924), которая впоследствии неоднократно издавалась на разных языках. В «Геохимии» Владимир Иванович Вернадский раскрывает не просто строение земной коры в атомном разрезе, а историю атомов, судьбу химических элементов в вечном и закономерном согласованном круговороте, происходящем на Земле.
К роме того в это время ученый экспериментально работал в Радиевом институте, который возглавляла Мария Кюри-Склодовская, принимал участие в изучении радиоактивного минерала кюрита из Бельгийского Конго.
Ученый провел в командировке более трех оплодотворных лет. Владимир Иванович оформил идеи о роли живого вещества в земной коре, он подготовил к печати принципиально важные научные труды: монографии «Биосфера» (1926), «История минералов земной коры», статья «Живое вещество в химии моря», а также серия публикаций по проблемам геохимии, биогеохимии и радиогеологии. В это же время Вернадский подходит к осознанию научной мысли как планетного явления.
Вернадский в составе советской делегации во время Недели русской науки в Берлине. 1927
Основные идеи Вернадского о биосфере сложились к началу 20-х и были опубликованы в 1926 в книге «Биосфера», состоящей из двух очерков: «Биосфера в космосе» и «Область жизни». По Вернадскому, биосфера - организованная, динамическая и устойчиво уравновешенная, самоподдерживающаяся и саморазвивающаяся система. Основной чертой ее организованности является биогенная миграция химических элементов, производимая силами жизни, источником энергии которой является лучистая энергия Солнца. Вместе с другими геосферами биосфера образует единую планетарную экологическую систему высшего порядка, в которой действует единая планетарная организованность.
Группа ученых на террасе санатория "Узкое". Слева направо сидят: Зелинский, Каблуков, Кижнер и Северцов; стоят Лузин, Розанов и Вернадский. Фото 1934. Архив РАН.
В начале войны, в 1941 Владимир Вернадский с группой академиков был эвакуирован в Боровое Казахстана, где пробыл два года. Здесь умерла и похоронена его жена. Все последние годы ученый работал над большим трудом «Химическое строение биосферы Земли и её окружения». Работа вышла в свет только в 1965. После возвращения в Москву в 1944 Вернадский опубликовал статью «Несколько слов о ноосфере» о преобразовании облика нашей планеты под влиянием разума и труда человека.
Вернадский, Боровое, Казахстан. 1943
Вернадский применяет понятие «ноосфера» с середины 30-х. Он пришел к выводу, что появление человека с его научной мыслью явилось естественным этапом эволюции биосферы. В результате человеческой деятельности биосфера неизбежно должна коренным образом изменяться и переходить в новое состояние, которая называется ноосферой – сферой разума (ноос – от греческого разум). Значит, ноосфера — это развивающаяся под контролем Разума, под влиянием сознательной человеческой деятельности геологическая оболочка планеты Земля.
В ноосфере человек преобразует Землю не только в соответствии со своими потребностями, но и с учетом законов биосферы; ноосфера — естественное тело, компонентами которого будут литосфера, гидросфера, атмосфера и органический мир, преобразованные разумной деятельностью человека (в последующем в ноосферу должно будет включено и космическое пространство). В соответствии с закономерностями ноосферы должна будет построена социальная и государственная жизнь, главными содержательными и конструктивными движущими силами станут научное творчество и инновации. Владимир Иванович твердо верил в неизбежность именно такого развития биосферы и поэтому до конца своих дней с большим оптимизмом смотрел на будущее человечества.
Большая жизнь академика Владимира Ивановича Вернадского, до конца дней наполненная напряженной творческой работой, благотворительностью, помощью людям, спасением науки и людей в условиях советского режима, закончилась в Москве 6 января 1945 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
http://www.vernadsky.ru/vernadsky/
Научно-популярный фильм «Постигая разум. Крымская одиссея Владимира Вернадского» режиссера Владимира Данилова создан по инициативе ректора вуза Николая Багрова, В фильм включены хроника, старинные фотографии, архивные документы. За полтора года своего пребывания в Крыму Вернадский сумел сделать прорыв в учении о живом веществе, биосфере, ноосфере. Находкой для фильма стал актер, сыгравший Вернадского, — Сергей Витушкин. Его внешность идеально схожа с внешностью Вернадского.
Рубрики: | Мыслители |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |