-Цитатник

Гердт и Горин - (0)

«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...

Мария Башкирцева - (0)

165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...

Доменико Морелли (1826-1901) - (0)

ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...

Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...

Борис Жутовский (1932-2023) - (0)

СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...

 -Метки

Анна Ахматова Достоевский Шекспир Юнна Мориц август александр блок александр городницкий александр куприн александр кушнер александр пушкин александр твардовский александр ширвиндт алексей константинович толстой алексей саврасов анатолий папанов андрей дементьев андрей кончаловский андрей платонов андрей тарковский анна павлова антон чехов аполлон майков ариадна эфрон арсений мещерский арсений тарковский афанасий фет ахматова белла ахмадулина бетховен блок борис пастернак борис чичибабин булат окуджава валентин серов валерий брюсов варлам шаламов василий шукшин вацлав нижинский вероника тушнова виктор гюго владимир высоцкий владимир маяковский владимир набоков вячеслав иванов геннадий шпаликов георгий иванов герман гессе давид самойлов джузеппе верди дмитрий коган дмитрий мережковский евгений баратынский екатерина максимова елена образцова зиновий гердт иван бунин иван тургенев иван шмелев игорь северянин иннокентий анненский иосиф бродский константин бальмонт константин батюшков константин коровин лев гумилев лев толстой леон бонна леонид коган леонид филатов лермонтов максимилиан волошин марина цветаева мария каллас мария петровых маяковский микеланджело михаил лермонтов михаил плетнев михаил пришвин модест мусоргский моцарт набоков николай бердяев николай гумилёв николай гумилев николай заболоцкий николай некрасов николай рубцов ольга берггольц опера осень осип мандельштам пастернак пушкин рахманинов римский-корсаков рихард вагнер роберт рождественский рэй брэдбери сергей довлатов сергей есенин сергей рахманинов сомерсет моэм фёдор тютчев фазиль искандер федор тютчев федор шаляпин франсуа мориак цветаева чайковский чехов шостакович эмили дикинсон эрнест хемингуэй юлия друнина юрий визбор юрий левитанский яков полонский япония яша хейфец

 -Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Томаовсянка

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.04.2011
Записей: 12168
Комментариев: 34232
Написано: 59084


Заслуженная артистка императорских театров Матильда Кшесинская

Суббота, 31 Августа 2013 г. 12:19 + в цитатник

(5/5) Матильда Кшесинская   Матильда Феликсовна Кшесинская - звезда русского балета. Её отличали талант и мастерство, трудолюбие и упрямство Она первой освоила фуэте, заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу плеяде великолепных русских танцовщиц — Преображенской, Трефиловой, Павловой, Карсавиной, Спесивцевой. Кшесинская была женщиной-легендой, у многих вызывавшей восхищение и страсть. Дожив почти до ста лет, она до последних дней сохранила в своей душе любовь и волю к жизни.

 Родилась Маля, как ее называли дома, 19 августа 1872. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют.Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом (его сравнивали с самим Паганини), певцом и драматическим актёром. Отец — прекрасным танцовщиком. Мать — актрисой.
   В своих воспоминаниях Кшесинская писала: «Я была любимицей отца. Он угадывал во мне влечение к театру, природное дарование и надеялся, что я поддержу славу его семьи на сцене. С трёхлетнего возраста я любила танцевать, и отец, чтобы доставить мне удовольствие, возил меня в Большой театр, где давали оперу и балет. Я это просто обожала…».  

   В четыре года Маля уже вышла на сцену главного театра Российской империи в балете «Конек-Горбунок». В сцене подводного царства от малышки, переодетой русалочкой, только и требовалось, что подойти к огромному бутафорскому чуду-юду киту и вытащить из открытой пасти кольцо. В восемь лет ее отдали в Императорское театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии оба они с успехом выступали на балетной сцене.

4723908_b218111095c0t (375x520, 50Kb)

                  

                  Юлия Доминская - мать Матильды               Феликс Кшесинский - отец Матильды

    Поначалу Матильда занималась не особенно старательно – азы балетного искусства она давно изучила дома. В школе она скучала и даже подумывала бросить балет. Но когда Кшесинская увидела танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, приехавшей в Петербург на гастроли, она поняла, к чему следует стремиться. И в пятнадцать лет уже в классе Христиана Петровича Иогансона, Матильда занималась с настоящей страстью. Через два года она с блеском исполнила кокетливый танец Лизы из балета «Тщетная предосторожность» – того самого балета, в котором она впервые увидела Цукки, своего «гения танца». Это было на выпускном спектакле 23 марта 1890.

23 марта 1890 император Александр III сказал склонившейся перед ним в низком реверансе 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета!»

   Театральная карьера Кшесинской складывалась отлично. Первой её большой ролью стала партия Мариетты-Драгониаццы, главная в балете «Калькабрино». Затем была партия Авроры в «Спящей красавице». Критики хвалили дебютантку за смелый техничный танец, но самой Матильде было ясно, что ее техника отстает от виртуозного совершенства Брианца и Леньяни. Тогда, не прекращая занятий с Иогансоном, она начала брать уроки у итальянского танцовщика и педагога Энрико Чекетти. Это позволило Кшесинской не только приобрести совершенную технику, свойственную итальянкам, но и обогатить ее лиризмом, естественностью и мягкостью, характерными для русской классической школы. К этому добавились унаследованный от отца пантомимический талант и  позаимствованный у Вирджинии Цукки драматизм. И всё это лучше всего соответствовало классическому балету конца девятнадцатого века.

   У Кшесинской не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Матильда была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, таинственной женственностью и непередаваемым обаянием. У Кшесинской были очень красивые зубы, постоянно демонстрируемые в сияющей улыбке. Несомненными козырями были врожденная практичность и фантастическая работоспособность, сила воли и удачливость.

   В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Выдвижению . чрезвычайно талантливой танцовщицы, с огромным упорством работавшей над собой, способствовала и благосклонность царской фамилии. Матильда, любившая повеселиться и развлечься в свободное время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями преображалась. Вот как вспоминала о ней Тамара Карсавина: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе – усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.

– О! Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, – ответила на мой вопрос она».

 

   Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда в русском балете безраздельно царили итальянские балерины. Соперничество с Пьериной Леньяни – балериной, впервые исполнившей на русской сцене 32 фуэте, – стало целью Кшесинской. Длилось их противостояние восемь лет.

  Еще в 1893 году Леньяни показала россиянам доселе неведомый трюк. Кшесинская первой из русских балерин освоила это новшество. Причем по нескольку раз могла повторить фуэте на бис, что и по нынешним временам считается «высшим пилотажем». Уход Леньяни и возвышение Кшесинской до звания примы-балерины патриотически настроенные критики объявили окончательной победой русского балета. Первое, что сделала новая прима, – поставила условие: она будет танцевать только три месяца в году, чтобы в остальное время жить в свое удовольствие. Такого себе еще никто не позволял. Затем Кшесинская добилась повышения жалованья ведущим артистам.

  Репертуар Кшесинской значительно расширялся. Она получила ранее принадлежавшие итальянкам роли феи Драже в «Щелкунчике», партию Лизы в «Тщетной предосторожности», ставшую одной из любимых, Терезу в «Привале кавалерии», заглавную роль в «Пахите». И в каждой роли Матильда буквально блистала: она выходила на сцену увешанная подаренными очарованными ею великими князьями и самим Николаем бриллиантами, жемчугами, сапфирами.

  С самого окончания училища Кшесинская мечтала станцевать заглавную партию в балете «Эсмеральда». Обратившись тогда к всесильному главному балетмейстеру Мариусу Петипа с просьбой об этой партии, она получила отказ. Петипа считал, что Кшесинской не хватает личного опыта, необходимого для роли трагически влюбленной цыганки.  Кшесинская станцевала Эсмеральду в 1899 году, пережив разрыв с Николаем, и эта партия стала лучшей в ее репертуаре – никто ни до, ни после нее не танцевал этот балет с такой глубиной и блеском.

  18 июня 1902 года у Матильды родился сын Владимир. Роды были тяжелыми, мать и ребенка еле спасли. Через два месяца Кшесинская вышла на сцену. В это время в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина – балетмейстера, пытавшегося радикально обновить балетное искусство. На сцену пришли новые танцовщики, способные воплотить его идеи– Тамара Карсавина, Вера Трефилова, гениальная Анна Павлова, Вацлав Нижинский.

 Кшесинская была первой партнершей Нижинского и всегда ему покровительствовала. Поначалу поддерживала она и Фокина – но потом взаимопонимание между ними исчезло. Балеты, которые ставил Фокин, не были рассчитаны на балерину типа Кшесинской – в них блистали Павлова и Карсавина. Зато Дягилев организовал успешные гастроли в Англии – там Кшесинская своим мастерством затмила партнера, Вацлава Нижинского. Кшесинская продолжала выступления с неизменным успехом, но понимала, что возраст у нее уже не тот.

  Перед началом каждого сезона она звала на репетицию сестру и подруг по театру, чтобы они честно сказали ей, можно ли ей еще танцевать. Но именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве – с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Он закончил училище в 1911 году. Кшесинская влюбилась в него – может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен, прекрасно танцевал. Чтобы танцевать с ним, Кшесинская специально решила выступить в «Жизели». Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли. Она впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, Кшесинская тут же решила станцевать «Эсмеральду». Еще никогда она не танцевала с таким блеском.

  Матильда Феликсовна могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 положила конец карьере. В июле 1917 Кшесинская покинула Петроград. Последним её выступлением была «Русская» на сцене Петроградской консерватории.

  В 1929, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Одними из первых её учениц были Марина и Дарья дочери Федора Шаляпина. У Кшесинской брали уроки звезды английского и французского балета – Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памелла Мей… Дав первый урокв апреле 1929, она через несколько лет принимала в студии уже сотню учеников. Весьма помогли развитию балетного класса Матильды Кшесинской оказавшиеся за границей мастера русской сцены: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь, Михаил Фокин. Впрочем, и ей самой энергии было не занимать – решив в 1936 году официально попрощаться со сценой, Матильда Феликсовна дляэтой цели выбрала лондонский Ковент-Гарден и так раззадорила своим "Русским" холодную английскую публику, что та вызывала 64-летнюю приму 18 раз!

   Матильда Кшесинская не дожила девяти месяцев до столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года, похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем, великим князем Андреем Романовым (1879-1956) и сыном. На могиле значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская.

http://www.belcanto.ru/dancers.html



Рубрики:  Великие балерины
Метки:  

Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Ka-Milaludmila   обратиться по имени Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 01:33 (ссылка)
Спасибо, Тамара! Во всем реализовалась - и как балерина, и как жена, и как мать, удивительная судьба!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Воскресенье, 01 Сентября 2013 г. 20:55ссылка
И главной цели достигла, породнилась с царской семьёй! Очень сильная женщина! Но и тебе, Людмила, силы не занимать! Молодец, всё успеваешь!
Svetlana-k   обратиться по имени Вторник, 03 Сентября 2013 г. 20:23 (ссылка)
Вот что значат гены, восторг от увиденного в детстве, который сформировал ее цель и, конечно, сама фактура балерины: низкий рост, короткие мускулистые ноги.
Раньше в балетной педагогике все было направлено на наращивание мышечной массы на ногах. Теперь преобладает американская школа, которая " пару стройных женских ног" не портит, а развивает другую группу мышц...
Видио - хороший заключительный аккорд поста...
Спасибо, Тамара!
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Сентября 2013 г. 20:44ссылка
Спасибо, Светочка, за глубокий анализ подготовки балерин! Воздушных снов тебе!
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Сентября 2013 г. 20:49ссылка
Томарочка,добрый вечер!!!
Это тебе!

187 (300x234, 113Kb)
Перейти к дневнику

Вторник, 03 Сентября 2013 г. 21:45ссылка
Спасибо, милая!
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку