«Видеть вас — одно удовольствие, а не видеть — совсем другое» ГОРИН и ГЕРДТ Когда Гердт сме...
Мария Башкирцева - (0)165 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ РУССКОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ХУДОЖНИЦЫ МАРИИ БАШКИРЦЕВОЙ (1858/1860-1884) . 1876...
Доменико Морелли (1826-1901) - (0)ИТАЛЬЯНСКИЙ ХУДОЖНИК-СИМВОЛИСТ ЭПОХИ РИСОРДЖИМЕНТО ДОМЕНИКО МОРЕЛЛИ / DOMENICO MORELLI (1826-1901), ...
Борис Жутовский. Портреты (сообщение 3) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКМЙ (1932-2023), ЧАСТЬ V (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ) ...
Борис Жутовский (1932-2023) - (0)СОВЕТСКИЙ ХУДОЖНИК-НОНКОНФОРМИСТ БОРИС ИОСИФОВИЧ ЖУТОВСКИЙ (1932-2023), ЧАСТЬ III Борис Жутовс...
Заслуженная артистка императорских театров Матильда Кшесинская |
Матильда Феликсовна Кшесинская - звезда русского балета. Её отличали талант и мастерство, трудолюбие и упрямство Она первой освоила фуэте, заставила отступить приезжих знаменитостей и открыла дорогу плеяде великолепных русских танцовщиц — Преображенской, Трефиловой, Павловой, Карсавиной, Спесивцевой. Кшесинская была женщиной-легендой, у многих вызывавшей восхищение и страсть. Дожив почти до ста лет, она до последних дней сохранила в своей душе любовь и волю к жизни.
Родилась Маля, как ее называли дома, 19 августа 1872. Уже с самого раннего возраста она обнаруживала способности и любовь к балету – что неудивительно в семье, где почти все танцуют.Дед Кшесинской был знаменитым скрипачом (его сравнивали с самим Паганини), певцом и драматическим актёром. Отец — прекрасным танцовщиком. Мать — актрисой.
В своих воспоминаниях Кшесинская писала: «Я была любимицей отца. Он угадывал во мне влечение к театру, природное дарование и надеялся, что я поддержу славу его семьи на сцене. С трёхлетнего возраста я любила танцевать, и отец, чтобы доставить мне удовольствие, возил меня в Большой театр, где давали оперу и балет. Я это просто обожала…».
В четыре года Маля уже вышла на сцену главного театра Российской империи в балете «Конек-Горбунок». В сцене подводного царства от малышки, переодетой русалочкой, только и требовалось, что подойти к огромному бутафорскому чуду-юду киту и вытащить из открытой пасти кольцо. В восемь лет ее отдали в Императорское театральное училище – ранее его закончила ее мать, а теперь там учились ее брат Иосиф и сестра Юлия. Впоследствии оба они с успехом выступали на балетной сцене.
Юлия Доминская - мать Матильды Феликс Кшесинский - отец Матильды
Поначалу Матильда занималась не особенно старательно – азы балетного искусства она давно изучила дома. В школе она скучала и даже подумывала бросить балет. Но когда Кшесинская увидела танец итальянской балерины Вирджинии Цукки, приехавшей в Петербург на гастроли, она поняла, к чему следует стремиться. И в пятнадцать лет уже в классе Христиана Петровича Иогансона, Матильда занималась с настоящей страстью. Через два года она с блеском исполнила кокетливый танец Лизы из балета «Тщетная предосторожность» – того самого балета, в котором она впервые увидела Цукки, своего «гения танца». Это было на выпускном спектакле 23 марта 1890.
23 марта 1890 император Александр III сказал склонившейся перед ним в низком реверансе 17-летней выпускнице: «Будьте украшением и славою нашего балета!»
Театральная карьера Кшесинской складывалась отлично. Первой её большой ролью стала партия Мариетты-Драгониаццы, главная в балете «Калькабрино». Затем была партия Авроры в «Спящей красавице». Критики хвалили дебютантку за смелый техничный танец, но самой Матильде было ясно, что ее техника отстает от виртуозного совершенства Брианца и Леньяни. Тогда, не прекращая занятий с Иогансоном, она начала брать уроки у итальянского танцовщика и педагога Энрико Чекетти. Это позволило Кшесинской не только приобрести совершенную технику, свойственную итальянкам, но и обогатить ее лиризмом, естественностью и мягкостью, характерными для русской классической школы. К этому добавились унаследованный от отца пантомимический талант и позаимствованный у Вирджинии Цукки драматизм. И всё это лучше всего соответствовало классическому балету конца девятнадцатого века.
У Кшесинской не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Матильда была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами. Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, таинственной женственностью и непередаваемым обаянием. У Кшесинской были очень красивые зубы, постоянно демонстрируемые в сияющей улыбке. Несомненными козырями были врожденная практичность и фантастическая работоспособность, сила воли и удачливость.
В ноябре 1895 года Кшесинская получила давно заслуженное звание балерины, которое присуждалось лишь лучшим танцовщицам труппы. Выдвижению . чрезвычайно талантливой танцовщицы, с огромным упорством работавшей над собой, способствовала и благосклонность царской фамилии. Матильда, любившая повеселиться и развлечься в свободное время, обожавшая приемы, балы и карточную игру, перед выступлениями преображалась. Вот как вспоминала о ней Тамара Карсавина: «Она обладала удивительной жизнеспособностью и исключительной силой воли. В течение месяца, предшествующего ее появлению на сцене, Кшесинская все свое время отдавала работе – усиленно тренировалась часами, никуда не выезжала и никого не принимала, ложилась спать в десять вечера, каждое утро взвешивалась, всегда готовая ограничить себя в еде, хотя ее диета и без того была достаточно строгой. Перед спектаклем она оставалась в постели двадцать четыре часа, лишь в полдень съедала легкий завтрак. В шесть часов она была уже в театре, чтобы иметь в своем распоряжении два часа для экзерсиса и грима. Как-то вечером я разминалась на сцене одновременно с Кшесинской и обратила внимание на то, как лихорадочно блестят ее глаза.
– О! Я просто целый день умираю от жажды, но не буду пить до выступления, – ответила на мой вопрос она».
Ее целью было стать первой балериной на российской сцене. Но тогда в русском балете безраздельно царили итальянские балерины. Соперничество с Пьериной Леньяни – балериной, впервые исполнившей на русской сцене 32 фуэте, – стало целью Кшесинской. Длилось их противостояние восемь лет.
Еще в 1893 году Леньяни показала россиянам доселе неведомый трюк. Кшесинская первой из русских балерин освоила это новшество. Причем по нескольку раз могла повторить фуэте на бис, что и по нынешним временам считается «высшим пилотажем». Уход Леньяни и возвышение Кшесинской до звания примы-балерины патриотически настроенные критики объявили окончательной победой русского балета. Первое, что сделала новая прима, – поставила условие: она будет танцевать только три месяца в году, чтобы в остальное время жить в свое удовольствие. Такого себе еще никто не позволял. Затем Кшесинская добилась повышения жалованья ведущим артистам.
Репертуар Кшесинской значительно расширялся. Она получила ранее принадлежавшие итальянкам роли феи Драже в «Щелкунчике», партию Лизы в «Тщетной предосторожности», ставшую одной из любимых, Терезу в «Привале кавалерии», заглавную роль в «Пахите». И в каждой роли Матильда буквально блистала: она выходила на сцену увешанная подаренными очарованными ею великими князьями и самим Николаем бриллиантами, жемчугами, сапфирами.
С самого окончания училища Кшесинская мечтала станцевать заглавную партию в балете «Эсмеральда». Обратившись тогда к всесильному главному балетмейстеру Мариусу Петипа с просьбой об этой партии, она получила отказ. Петипа считал, что Кшесинской не хватает личного опыта, необходимого для роли трагически влюбленной цыганки. Кшесинская станцевала Эсмеральду в 1899 году, пережив разрыв с Николаем, и эта партия стала лучшей в ее репертуаре – никто ни до, ни после нее не танцевал этот балет с такой глубиной и блеском.
18 июня 1902 года у Матильды родился сын Владимир. Роды были тяжелыми, мать и ребенка еле спасли. Через два месяца Кшесинская вышла на сцену. В это время в Мариинском театре началась эпоха Михаила Фокина – балетмейстера, пытавшегося радикально обновить балетное искусство. На сцену пришли новые танцовщики, способные воплотить его идеи– Тамара Карсавина, Вера Трефилова, гениальная Анна Павлова, Вацлав Нижинский.
Кшесинская была первой партнершей Нижинского и всегда ему покровительствовала. Поначалу поддерживала она и Фокина – но потом взаимопонимание между ними исчезло. Балеты, которые ставил Фокин, не были рассчитаны на балерину типа Кшесинской – в них блистали Павлова и Карсавина. Зато Дягилев организовал успешные гастроли в Англии – там Кшесинская своим мастерством затмила партнера, Вацлава Нижинского. Кшесинская продолжала выступления с неизменным успехом, но понимала, что возраст у нее уже не тот.
Перед началом каждого сезона она звала на репетицию сестру и подруг по театру, чтобы они честно сказали ей, можно ли ей еще танцевать. Но именно этот период стал одним из лучших в ее творчестве – с появлением у нее нового партнера, Петра Николаевича Владимирова, она словно обрела вторую молодость. Он закончил училище в 1911 году. Кшесинская влюбилась в него – может быть, это было одно из самых сильных ее увлечений за всю жизнь. Он был очень красив, элегантен, прекрасно танцевал. Чтобы танцевать с ним, Кшесинская специально решила выступить в «Жизели». Для балерины в сорок четыре года это была совершенно неподходящая партия, к тому же Кшесинская не умела исполнять лирико-романтические роли. Она впервые потерпела неудачу. Чтобы подтвердить свою репутацию, Кшесинская тут же решила станцевать «Эсмеральду». Еще никогда она не танцевала с таким блеском.
Матильда Феликсовна могла бы танцевать еще долго, но революция 1917 положила конец карьере. В июле 1917 Кшесинская покинула Петроград. Последним её выступлением была «Русская» на сцене Петроградской консерватории.
В 1929, в год смерти Дягилева, Матильда Феликсовна открыла в Париже свою балетную студию. Одними из первых её учениц были Марина и Дарья – дочери Федора Шаляпина. У Кшесинской брали уроки звезды английского и французского балета – Марго Фонтейн, Иветт Шовире, Памелла Мей… Дав первый урокв апреле 1929, она через несколько лет принимала в студии уже сотню учеников. Весьма помогли развитию балетного класса Матильды Кшесинской оказавшиеся за границей мастера русской сцены: Тамара Карсавина, Анна Павлова, Серж Лифарь, Михаил Фокин. Впрочем, и ей самой энергии было не занимать – решив в 1936 году официально попрощаться со сценой, Матильда Феликсовна дляэтой цели выбрала лондонский Ковент-Гарден и так раззадорила своим "Русским" холодную английскую публику, что та вызывала 64-летнюю приму 18 раз!
Матильда Кшесинская не дожила девяти месяцев до столетнего юбилея. Она умерла 6 декабря 1971 года, похоронена на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа в одной могиле с мужем, великим князем Андреем Романовым (1879-1956) и сыном. На могиле значится: Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская.
http://www.belcanto.ru/dancers.html
Рубрики: | Великие балерины |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |