Несмотря на калейдоскоп политических событий индийская цивилизации сохраняла свою монолитность, перетапливая иностранные идеологические концепции и культурные традиции. Это касается не только религиозно-философских и этических идей, научных знаний, государственной структуры, но и искусства, являвшегося своеобразным вариантом выражения мировоззренческих принципов. Изобразительным формам Индии издревле присуща вполне земная избыточность, наиболее полно запечатленная в дереве и камне – традиционных материалах местной архитектуры и скульптуры.
Истоки индийской художественной культуры восходят к возникшим на берегах рр. Инд и Ганг древнейшим цивилизациям, которые послужили основой и для развития художественной культуры Пакистана. К периоду высокоразвитой цивилизации Хараппы (середина III - примерно середина II тыс. до н. э. ) относятся крупные города Сангхол (обнаруженный в районе Патиалы) и Лотхал (на полуострове Катхиявар). Для них характерны регулярная планировка, налаженная система водоснабжения и канализации, многоэтажные постройки из обожжённого кирпича, бассейны для общественных омовений. Уровень строительной техники был очень высок, особенно в больших зданиях предназначенных для зажиточных людей. Найдены расписные керамические сосуды, предметы бронзового литья, ювелирного искусства, каменные и терракотовые статуэтки и печати-амулеты со знаками письменности и изображениями животных. С большим знанием анатомии изображали древние художники человеческое тело. Это чувствуется в великолепно предающем движение, упругость и пластичность форм статуэтке танцора, в бронзовой фигурке девушки – танцовщицы, выполненной в технике литья по восковой модели, в мужском торсе из красного камня, поражающем искусством моделировки.
Интересен бюст жреца из белого статита. Трактовка лица, бороды и волос, нерасчлененного туловища, орнамент из трилистников на одежде свидетельствуют о стилистической близости к памятникам Шумера. Древний мастер подчеркивает бесстрастное выражение лица, и состояние самоуглубления, что будет характерно и для скульптур индийских святых и аскетов последующих веков. Уже в эти далекие времена скульпторы овладели мастерством пластической моделировки человеческого тела, положив начало длительной традиции изображения человека в индийском искусстве.
В отличие от других древних культур в городах хараппской цивилизации не было обнаружено грандиозных памятников или каких-либо иных сооружений.
О культуре Северной Индии середины II - середины I тыс. до н. э. позволяют судить литературные источники (веды и др.), а также скульптурные и живописные изображения более поздних времён. До нас дошли необычайно скудные свидетельства ведического искусства. Его средоточением оказались культовые сооружения – жертвенные столбы и алтари. Формы алтарей определялись геометрическими фигурами, создаваемыми по так называемым правилам веревки. Из Вед известно, что появились мемориальные памятники умершим, что мастерство резчиков, украшавших деревянные столбы – приколы для жертвенных животных, высоко ценилось. Надо отметить, что в начале общественное положение ремесленника отнюдь не было низким.
В Ригведе упоминаются большие колонные залы дворцов, трехэтажные жилища, города с несколькими концентрическими стенами, хотя возможно, что последние относятся к архитектуре древнейшего местного населения. Общины строили дома для собраний («сабха»), общественные амбары для продуктов, большие очаги в особых прямоугольных постройках. Постройки сооружались из дерева, глины и тростника. Их формы и типы (дом, круглый в плане, с полусферическим или коническим покрытием; здание общественных собраний зального типа, со сводчатым деревянным покрытием и др.) легли в основу архитектуры каменных храмов и других сооружений последующих веков. Регулярная планировка была присуща городам Матхура, Паталипутра и др. - центрам образовавшихся в середине I тыс. до н. э. рабовладельческих государств. Расселение в них производилось по кварталам, соответственно освящённому брахманизмом делению общества на варны. Этот принцип расселения в городе сохранялся в Индии вплоть до позднего средневековья. Одной из причин прочного сохранения в Индии художественных традиций было существование с глубокой древности цеховых строительных организаций-"шрени" (закрепленных кастовой системой) и единой системы канонов и правил строительного дела и прикладного искусства - "Шилпашастры".
Искусство Индии достигло расцвета с образованием мощного рабовладельческого государства Маурья (IV-II вв. до н. э.), впитав в себя влияния культур стран Средиземноморья и Персии. От этого времени сохранились некоторые памятники индийской архитектуры и скульптуры, поскольку храмовые сооружения возводились уже из камня. В городах возводились крупные комплексы крепостей, дворцов и других сооружений. Дворцы и дома строились из дерева. Особым великолепием отличался огромный деревянный дворец царя Ашоки в Паталипутре (III в. до н.э.), украшенный резьбой и инкрустациями. Наиболее же динамичный период зодчества начинается с распространением буддизма. Тогда появляются многочисленные стамбхи (столбы с религиозными эмблемами), сооружавшиекся в честь великого учителя и его последователей. Буддисты заложили традицию почитания мест, связанных с жизнью и деяниями своих святых.
Распространение буддизма при Ашоке (III в. до н. э.) вызвало массовое строительство храмов - чайтья, монастырей, включавших чайтья и монашеское общежитие "вихару" (квадратный в плане зал, окружённый кельями), а также мемориальных сооружений - ступ и столбов-стамбха. К числу наиболее ранних из сохранившихся сооружений этих типов относятся ступа в Санчи (III-II вв. до н. э.) и комплекс монастырских построек (небольших по размерам и почти лишённых декора), высеченный в горах Барабара (III в. до н. э.). Характерные памятники скульптуры эпохи Маурья - капитель стамбхи Ашоки из Сарнатха ("Львиная капитель", около 243 до н. э.), со стилизованными фигурами 4 львов, и статуя якшини (богини плодородия) из Дидарганджа (песчаник; вероятно, II в. до н. э.), отличающаяся реалистически трактованными тяжеловесными формами.
Одним из характерных символов стала ступа – большое полусферическое кирпичное сооружение. Его прообразом служили надгробные курганы. Первые ступы были воздвигнуты над частицами праха Будды перезахороненными во время правления Ашоки в различных частях Индии. Наибольшей известностью пользуется ступа в Санчи, обновленная и увеличенная в два раза во II в. до н.э. Век спустя в ансамбль окружающих ее строений вошли имеющие самостоятельную ценность четверо ворот в кольце каменной ограды. По мере складывания обычая почитания изображений Будды и бодхисатв в начале нашей эры возникает потребность в культовых помещениях. До империи Гуптов для этих целей использовались искусственные пещеры, представляющие собой имитацию деревянных сооружений древних ариев. Впоследствии пещерные храмы становились составной частью буддийских монастырей. Наиболее известным из них является комплекс Аджанты в Махараштре. Это 27 пещер вырубленных в течение II века до н.э. – VIII века н.э. Пять пещер были храмами (чайтьи), тогда как 24 представляли собой монастыри – вихара. В Аджанте был создан тесный синтез архитектуры, скульптуры и живописи, составляющий нерасторжимое единство. Аджанта прославилась главным образом стенными росписями буддийских монастырей (2 в. до н. э. - 7 в. н. э.). Написанные на сюжеты буддийских преданий, они представляют, по существу, широкую картину общественной жизни Индии, создавая вместе с архитектурой и скульптурой праздничный декоративный ансамбль. Еще более грандиозен, состоящий из 34 залов и галерей архитектурный комплекс в Элуру, возникший в V- VIII вв.н.э. Одним из чудес света можно считать храм Кайласапатха (VIII в.н.э.) подобно скульптуре целиком вырубленный из скалы, хотя по площади он равен Парфенону, а по высоте даже превосходит его. Храмовые комплексы Эллоры (созданные между VI-X вв.) известны своей скульптурой, вообще занявшей с периода раннего средневековья господствующее место в убранстве храмов. На их стенах развёрнуты барельефные композиции с изображениями буддийских и брахманских богов и мифологических героев. Сравнительно с каноническими фигурами Будды, для которых стали характерны застылость и сухость форм, изображения брахманских богов - пластически сочные, исполненные напряжённой динамики. Величием образов и композиционной смелостью отличаются рельефы и гигантский бюст трёхликого Шивы Махадео в скальном храме на о. Элефанта (VIII в.).
Древнейшие из частично сохранившихся каменных построек относятся к III в. до н.э. и как можно судить основывались на модели ступы. Лишь к VI в. Складывается определенный архитектурный канон индуистского храма, учитывающий многие новшества, принесенные в Индию завоевателями. Композиционным центром культового ансамбля являлось святилище: небольшое по площади. Венчающееся башней помещение, предназначенное для хранения священного изображения. Отличительной чертой всей индийской архитектуры является монолитность и массивность конструкций. Несмотря на кажущееся единообразие различают два ведущих стиля храмового зодчества. Основным отличием является форма башни. В индо-арийском или северном варианте использовались округлые вершины. В южном или дравидийском стиле популярной была форма усеченной пирамиды. Но о каком бы регионе ни шла речь, очевидно стремление создателей храма к естественным формам, максимально гармонирующим с природой.
То же свойственно и пластическому искусству Индии. Тысячелетний пробел в наших знаниях о скульптуре в период предшествующей эпохе Маурьев, вовсе не свидетельствует о действительном разрыве с традициями хараппской культуры. Более того, наиболее значительные памятники, относящиеся ко временам Ашоки: колонны, капители которых включали несколько вполне реалистически выполненных фигур львов, слонов, лошадей и т.д., барельефы с изображениями «колеса дхармы», а также обильный растительный орнамент – позволяют судить о высочайшей, отточенной веками техники резьбы по камню. Преемственность видна и в позах фигур якшинь – представительниц индийской демонологии.
Во II-I вв. до н. э. наивысшего расцвета искусство Индии достигает в рабовладельческих государствах Андхра в Декане и Шунга на севере Индии. К этому времени относятся крупные комплексы монастырей, высеченных в скалах Бхаджи, Насика, Карли и др. В отделке их развитых интерьеров гораздо шире, чем прежде, применяется скульптура. Наиболее значительное скальное сооружение - чайтья в Карли (I в. до н. э.), отличающаяся особой ясностью тектоники и пространственного решения. Идеей утверждения жизни и её неисчерпаемости проникнуты сложные многофигурные рельефы на сюжеты преданий о Будде на ограде и воротах -"торана" ступы в Бхархуте (II в. до н. э.) и воротах ступы в Санчи, установленных в I в. до н. э. Сравнительно с плоскими рельефами в Бхархуте рельефы в Санчи более сочные и пластичные. Безусловным венцом развития ранней скульптуры являются ворота в Санчи – пример вдохновенной импровизации на мифологические и исторические темы. Примечательно, что в большинстве этих творений, созданных в честь Будды, не обнаруживается изображения его самого. За честь создания первого антропоморфного облика Учителя соперничали гандхарская (Северо-Западная Индия) и матхурская (долина Ганга) школы. Их расцвет совпал с возвышением кушанских царей. Первое антропоморфное изображение Будды появилось в Матхере. Матхурский Будда – изящно утонченный, медитирующий аскет. В Гандхаре же почитали Будду в облике весьма близком к греко-римским образцам. Заслуживает внимания и школа, сложившаяся ко II в. до н.э. в долине реки Амаравати.
Созданным здесь рельефам свойственна необычная экспрессия и эмоциональность. Ради этого их авторы иной раз жертвовали даже естественными пропорциями фигур. В то же время многочисленным медальонам, в изготовлении которых местные мастера достигли необычайной виртуозности, свойственна удивительная гармоничность композиции. С точки зрения выражения полноты религиозного чувства несомненно наивысшего подъема пластическое искусство достигло в эпоху Гуптов (IV – 1-я пол.VII в.). Гуптские статуи олицетворяли покой и умиротворенность. Они лишены телесности предшествующих школ, весьма лаконичны в отражении главного религиозно-этического устремления древних индийцев. Иную черту их мироощущения иллюстрируют приземленные фигуры индуистских богов, изготовленные в районах Джханси и Гвалиора. Квинтэссенцией раннесредневековой скульптуры можно считать фигуру Вишну в облике дикого кабана на барельефе у входа в пещеру недалеко от Бхилсы. В средневековье по-новому осмысляются сложившиеся к тому времени каноны. Наиболее устойчивыми из них были: трибханга (три изгиба тела) – ноги наклонены вправо, корпус и плечи влево, голова и шея вправо; мудра и хаста – жесты рук и положения пальцев, выражающее состояние души; знак высшей самоуглубленности – урна между бровями. Начиная с XII в. обраставшая ремесленными штампами скульптура постепенно приходит в упадок.
С образованием в северном и центральном районах Индии мощного государства Гуптов (IV-VI вв.) искусство Индии рабовладельческой эпохи вступило в пору последнего расцвета. Развернулось строительство дворцов, монастырей, храмов. Среди сохранившихся памятников - ранние наземные храмы, трактованные как божья обитель, в Санчи ( V в.) и др. местах. Ядро этих храмов, сложенных из тёсаного камня, составляет кубическое святилище с внутренним помещением для божества и входным портиком. Каноническую, завершённую форму получает в это время изображение Будды (статуи Будды из Сарнатха, песчаник; из Султанганджа, бронза; обе – 5Vв.).
Фасады пещер Аджанты, относящиеся к периоду Гуптов, пышно декорированы скульптурой. Многочисленные статуи Будды и его учеников заполняют все углубления стен. Но кроме буддийских образов, в храмах встречаются и более древние сказочные божества. Это возникающие из мрака пещер гибкие, как лианы, красавицы, могущественный змеиный царь в тяжелом ореоле из семи кобр, богини – змеи и т.д. Скульптурные образы Аджанты продолжают традиции прошлого, но они совершеннее по мастерству, свободнее в движениях.
Культурное наследие эпохи Гуптов получило развитие в раннесредневековых феодальных государствах Декана (Чалукьев, VI-XII вв.; Раштракутов, VIII-X вв.), юга (Паллавов, расцвет в VII в., существовало по IX в.) и севера И. (Харши, VII в.). Ещё продолжали строиться ступы, скальные храмы и монастыри, хотя под влиянием господствовавших идей индуизма традиционные формы этих сооружений наполнялись новым содержанием. Отживал тип чайтья, а вихара из монастырского общежития превращалась, по существу, в храм. Около VI в. появились скальные брахманские и джайнскне храмы, не отличавшиеся по своим формам от буддийских.
Значительно хуже, нежели скульптура, сохранялась древняя живопись. В Ведах есть неясное упоминание о ней. В Ригведе говорится, что божество Рудра изображался «с твердыми членами, многоцветный, мощный, бурый украсил себя священными золотыми украшениями» (7; с.185). Литературные описания убеждают в том, что владение кистью было весьма почетным ремеслом и распространенным увлечением. Колористически сочными, яркими росписями и картинами на специально подготовленных досках как дома светской знати, так и стены храмов. Из числа последних мировую известность снискали фрески Аджанты. В сущности, это своеобразная художественная летопись тысячелетнего пути Индии на рубеже предыдущей и нынешней эр. Среди основных сюжетов: сцены из жизни Будды и бодхисатв, иллюстрации к священным текстам, а также всевозможные декоративные рисунки животных и растений. Внутренние помещения пещер Аджанты, их стены и потолки почти сплошь покрыты монументальными росписями, в которых воплотились человеческие переживания и разнообразные события их мира вымысла и действительности, легенды из жизни Будды, города с удивительными зданиями. На потолках изображены птицы, нежные и яркие цветы среди сочной зелени трав. Боги, люди и звери – все проникнуто поэзией, человечностью, любовью к природе. Сочные теплые краски, нанесенные на покрытый гипсом камень стен, представляет взору зрителя то сцену смерти молодой принцессы в кругу испуганных подруги служанок, то прекрасных юных возлюбленных. Индра, бог воздушного царства, словно плывет по небу в сопровождении стройных дев – небесных танцовщиц. Белые, голубые и розовые облака окружают его пышной пеной. Гибкая и тонкая линия, легкая светотеневая лепка придают телам особую пластичность и мягкость, роднящую живопись со скульптурой. Одна из самых красивых росписей изображает задумчивого и мечтательного юного царевича Бодхисаттву – божество, по легенде оставшееся на земле для спасения людей. Все мечты о прекрасном, о воплощении в человеке идеала красоты и юности словно соединились в образе этого смуглого принца с тонкими дугами бровей и нежным округлым овалом лица.
Признаки технической деградации настенной живописи очевидны уже в VIII в. С приходом же мусульман наибольшую популярность приобретают миниатюры и книжные иллюстрации.