Henri Le Sidaner (1862-1939) - французский художник, работавший в различных художественных направлениях (импрессионизм, символизм и др.). Ещё при жизни получил прозвище «Метерлинк живописи».
Родился в семье капитана корабля. После окончания Франко-прусской войны 1870-1871 годов семья возвращается во Францию и поселяется в Дюнкерке.
Здесь Анри берёт свои первые уроки рисования у местного художника Александра Десмита. При его поддержке Ле Сиданэ, приехавший в Париж в 1880 г., поступает в парижскую Школу изящных искусств, в класс художника Александра Кабанеля.
В 1882-1887 годах живёт в Этапле (Па-де-Кале).
В свою очередь Кабанель помог своему ученику добиться разрешения на экспозицию его работ на ежегодной выставке в Парижском салоне, где в 1887 проходит его выставка.
Вскоре Ле Сиданэ, сумевший угодить взыскательному вкусу парижской публики, добивается известности как живописец, картины его охотно покупаются.
Его работы выставляются регулярно в Парижских салонах конца XIX столетия, в парижской галерее Анри Пети, в галерее Гупиль в Лондоне (Goupil Galleries).
Именно в Париже художник ощутил влияние французских импрессионистов, в частности, его привлекли освещение и атмосферные эффекты знаменитого Клода Моне.
Ле Сиданэ много путшествует. Он посещает Нью-Йорк, Лондон, Рим, живописные уголки Франции, где делает многочисленные этюды (побережье Нормандии, Бретань, Пиренеи).
В 1898-1899 годах Ле Сиданэ живёт и работает в Брюгге.
По возвращении на родину селится в Версале.
Много времени проводил на Уазе, в городке Жерберуа, где писал свои картины.
Произведения Ле Сиданэ — преимущественно интерьеры, пейзажи и натюрморты — созданы в основном в импрессионистской манере, они интеллектуальны по содержанию.
Живопись А. Ле Сиданэ нашла восторженные отзывы у Марселя Пруста. В четвёртом томе его эпопеи "В поисках утраченного времени (Содом и Гоморра)" один из героев романа, коллекционер, расходует огромные денежные суммы на покупку картин Ле Сиданэ.
***
В 1909 году он отправился в Северную Италию (написал по крайней мере 7 видов островов и городов, окружающих Лаго Маджоре, и, конечно, побывал в Венеции).
Перед нами типичный Ле Sidaner: нет присутствия человека - есть виды, передающие симфонию чувств, которую Le Sidaner запечатляет на холсте.
Вот так описал художник свое пребывание на озере Маджоре: «Существует аналогия между звуками и красками... Близость между ними стала еще яснее мне однажды вечером на берегу озера Маджоре, в рассеянном свете последних лучей солнца, в звоне колоколов церквей на противоположной стороне озера: казалось, они объединились и росли вместе с самим отражением церквей и неба в воде ".
(Yann Farinaux. "Le Sidaner", 1989).
Я думаю, подобные чувства испытал художник, когда живописал Венецию... В 1909 году критики очень положительно отозвались о серии итальянских пейзажей художника.
lesidaner.com