Портал Урал.рок, которому об о.Сергии рассказал Юрий Агещев, сразу же подготовил серьезные интересные вопросы. Поэтому и интервью получилось хорошее:
http://www.uralrock.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=2482&Itemid=1
Приветствую всех читателей сайта от лица Русской Православной Церкви, а также от детей цветов конца 70-х!
1. Пройдя путь от хиппи 70-х до священослужителя, Вы утверждаете, что церковь и рок совместимы. Можно ли совместить праведный образ жизни и рок-культуру? Как быть со знаменитым традиционным слоганом рок-музыкантов "Sex, drugs and rock-n-roll"?
Для нашего поколения, родившегося за железным занавесом, рок-музыка, прежде всего, явилась призывом к свободе в самом широком понимании этого слова:
«Мы будем красивыми как цветы,
мы дети Свободы и Бога,
свободу и счастье от жизни бери,
давай убежим от родного порога!»
(неизвестный автор принадлежал к системе хиппи 70-х)
«Sex, drugs and rock-n-roll» – это было в «свободном мире», где молодые люди даже не представляли себе, что значит – жить в такой стране, где запретными являются не только слова, но даже не высказанные мысли. Запрещен был и рок, потому что он заставлял думать, размышлять, сопоставлять факты. Молодые сердца привлекала его правда. А правда вела к свободе, потому что в империи лжи говорить правду было уже преступлением. На этой свободной правде рока и выросло наше поколение, которое хотело «жить не по лжи» (А.Солженицын).
«Sex, drugs and rock-n-roll» - кстати, впервые этот лозунг сформулировал Мик Джаггер, творчество которого я глубоко уважаю, - это некоторая, совсем небольшая часть рок-культуры, далеко не главная. Справедливость требует признать, что «секс и драгз» были еще до рок-н-ролла, и присутствовали не менее, а может быть, и более и в среде «формалов», не имеющих к рок-музыке и молодежным субкультурам никакого отношения, например, в преступном мире. Разве китайский крестьянин под бравурные коммунистические гимны меньше занимается сексом или курит опиум?
Интеллектуальные молодые люди на Западе были знакомы с понятием «права человека». «Sex, drugs and rock-n-roll» являлись знаменем лишь некоторой части молодых бунтарей. Поскольку разврат и наркотики не могут созидать, а в конечном итоге – убивают, последователи этой идеи либо физически погибли, либо разочаровались в ней. По крайней мере, многие представители нынешней интеллектуальной элиты западного мира (а во многом уже и нашей современной элиты), пройдя через культуру андерграунда, все же стали созидателями, и с наркотиками это никак не совместимо.
В качестве примера могу привести Кена Хенсли, одного из лидеров легендарной британской группы Uriah Heep. Кен посетил храм, в котором я служу, в августе 2009 года, провел у нас в гостях около 2-х часов, обед по его просьбе был принципиально безалкогольным. А самое главное, это, конечно же, было общение Кена с духовенством и прихожанами, которые почти все выросли на музыке Uriah Heep. Кен рассказал, что 16 лет он безвылазно сидел на кокаине. Это было время полной творческой и личностной деградации. Он впал в полное отчаяние и разочаровался в жизни вообще. В конце концов, в 1993 году он пошел в храм. «Я почувствовал, что Христос стал моим Спасителем». Формально Кен – католик, но он продолжает оставаться в поиске и открыт для всего лучшего. Поэтому большой интерес проявил к Православию. Сейчас Кен готовит новый альбом, который по его словам, во многом отличается от его прежнего творчества. В нем он собирается выразить свое переживание Христианства как смысла жизни: «Сейчас главное для меня – вера, ею я живу. Я не знаю, как новый альбом будет воспринят моими поклонниками, да это и не важно. Главное – рассказать людям то, что я переживаю как христианин». Вместе с религиозной наладилась и его семейная жизнь. Кстати, нынешняя супруга Кена познакомила его с православной верой.
И это лишь один из примеров великих творческих личностей, которые решительно порвали с наркотиками.
Но вернемся в Россию. Нам здесь было не до наркотиков. Те, кто становились неформалами, автоматически оказывались в оппозиции режиму. Они становились изгоями, их преследовали, исключали из учебных заведений, сажали в психушки, постоянно забирали в милицию. Неформал сам по себе воспринимался советской системой как революционер-попольщик, потому что он явно не вписывался в рамки социалистической идеологии и морали. И, поверьте мне, наркотики были уже не нужны, потому что это было гораздо круче. Наркотики – это для слабаков.
Итак, в рифах рок-н-ролла мы услышали главное – призыв к свободе. А дальше каждый из нас реализовывал его так, как находил правильным. Большинство моих друзей, поняв, что достигнуть политической свободы в Советском Союзе невозможно, пошли в храм. Это был переход из одного неформальства в другое, поскольку жизнь православного человека, особенно молодого, в те годы не вписывалась ни в какие общепринятые рамки и являлась подлинным неформальством. Не будем далеко ходить за примерами: только за то, что на мне был православный крестик, я был отправлен в психушку и освобожден от службы в армии, как социально-опасный элемент.
Христос не обманул: Его учение действительно даровало нам свободу. Когда понимаешь, что «мир во зле лежит», политический и социальный протест теряет всякий смысл. Единственное, что становится актуальным – убежать из этого мира как можно скорее. Но так вот взять и умереть нельзя. Однако же Православие, в отличие, например, от буддизма, – религия активного добра. А если надо, то и добра с кулаками. (Подробнее – И.А. Ильин «О сопротивлении злу силой» - книга излагает философию борьбы Белого Движения.)
Становясь православным, человек вместе с тем занимает и активную гражданскую позицию, становится патриотом своей Родины, таким как К.Кинчев или Ю.Шевчук; патриотом, а не фашистом. Сегодняшняя жизнь и творчество этих талантливейших рок-музыкантов являются лучшим подтверждением того, что рок вполне совместим с благочестием, и «sex and drugs» совсем не являются обязательным его дополнением. Мое общение со многими солидными музыкантами первой волны Отечественного рока говорит о том, что все больше и больше из них таких, которые в результате своих исканий, много лет назад начавшихся с рока, сегодня сознательно пришли в Православие.
2. Христианская церковь часто обвиняет рок (особенно тяжелый) в богохульстве и сатанизме. Заявления, что при прослушивании песен, например, "Beatles" задом наперед можно услышать сатанинские послания, уже стали анекдотичными, тем не менее, их повторяют и по сей день. Как Вы относитесь к подобным заявлениям своих коллег? Согласны ли Вы, что подобное поведение дает рок-музыкантам основание для встречных обвинений к церкви в культивации мракобесия?
В вашем вопросе я заметил, что вы пишете не «Православная Церковь», а «Христианская Церковь», и это не случайно. Впервые обвинять рок в сатанизме начали представители Католической и Протестантских церквей. К великому сожалению, со временем эти обвинения стали повторять и некоторые представители духовенства Церкви Православной. За католиков и протестантов я не отвечаю, считая их взгляды ложными. А что касается православных, прошу к ним некоторого снисхождения. Большей частью нападки исходят от представителей старшего поколения. Формирование их взглядов происходило за железным занавесом, и они просто никогда не слышали настоящий рок, поскольку смотрят те же телепрограммы, что и мы, а что там показывают, вы знаете сами. Их нападки не злонамеренны, а являются следствием элементарного невежества. Хотя, конечно же, невежество – тоже зло.
В Православии выносить суждения от лица Церкви имеют право Собор архиереев и Святейший Патриарх. Священник же имеет право лишь разъяснить то, что они говорят. Во всем остальном священник, как и мирянин, лишь высказывает свое собственное мнение, которое далеко не всегда согласно с голосом Церкви. Что же говорят официальные церковные документы? Никогда Собор архиереев Русской Православной Церкви ничего отрицательного не говорил о рок-музыке. Не известно ни одного случая, чтобы православные архиереи публично отрицательно высказывались о роке.
Что же касается Святейшего Патриарха Кирилла, то в 2006 г., будучи еще митрополитом, Владыка пригласил к себе на аудиенцию Константина Кинчева, Юрия Шевчука, Олега Карамазова и еще нескольких рок-музыкантов. На этой встрече присутствовал также я. Беседа началась с того, что Владыка попросил присутствующих объяснить ему, что такое рок-музыка? Интереснейшая дискуссия продолжалась не менее трех часов. Владыка больше молчал и слушал, а после этой уникальной встречи сделал официальное заявление для СМИ: «Русский рок является духовным явлением, поэтому Православная Церковь должна его всячески поддерживать».
Памятна проповедь митрополита Кирилла на Киевском Майдане на рок-концерте в 2008 г, где он обратился со словом приветствия к нескольким десяткам тысяч молодых людей. Став Патриархом, Святейший Кирилл неоднократно высказывал свое положительное отношение к рок-музыке. Голос Патриарха является голосом Церкви. Священнослужители, не согласные с ним, имеют право на свое мнение. Но это всего лишь их частное мнение, а не голос Церкви.
Я считаю, что будет вполне справедливо, если рокеры обвинят этих «проповедников» в невежестве. Потому что так оно и есть. Но если рокеры будут распространять это отношение на всю Православную Церковь, это не будет правдой. Потому что в Православной Церкви немало духовенства, которое как и я, вполне единомысленно с нашим Патриархом. И вообще, мы не упали с неба. Священники моего поколения 60-х – 70-х росли в тех же дворах, учились в тех же школах, где и вы. Почти каждый из нас играл в юности в одной из рок-групп.
3. Как Вы относитесь к модным молодежным субкультурным течениям, как эмо и готы? Согласны ли Вы с призывами признать их деструктивными и запретить на государственном уровне?
Где можно, я публично защищал и буду защищать всех неформалов.
(Например, в ток-шоу «Только ночью» «Неформалы – угроза обществу?», апрель 2009 г. В инете здесь:
http://rutube.ru/tracks/2264915.html?v=ea7f6586805102fd999e9ba5400baff7
http://rutube.ru/tracks/2266094.html?v=27b6655b0e984d985bf9590ab996897e )
Я считаю, что молодежные субкультуры, в том числе эмо и готы – это естественное явление современного информационного общества: их не может не быть. Мало того, в субкультуры объединяется самая талантливая и ищущая часть молодежи. Как показывает история на примере движения хиппи как на Западе, так и у нас в России, представители субкультур, повзрослев, большей частью пополняют собой интеллектуальную элиту общества. Сегодняшние панки, готы и эмо завтра будут направлять общество и управлять им. Так это случилось с представителями движения хиппи 60-х – 70-х гг.
Бороться с субкультурами не только бессмысленно, но и опасно. Бессмысленно потому, что это загонит субкультуры в подполье, а опасно потому, что тем самым подрывается завтрашняя элита общества. Хотя, впрочем, гонения неформалам не в новинку, и только укрепляют в своих убеждениях сильнейших, самых идейных представителей. Кроме того, если общество называет себя демократическим, то запреты, касающиеся неформалов, это, как минимум, нарушение прав человека. Если же наше государство имеет тенденцию стать тоталитарным полицейским, тогда пускай об этом будет заявлено в его конституции. А вообще-то режимы, допускающие преследования своих невинных граждан за их мировоззрение и приписывающие им недоказанные преступления, называются фашистскими.
Лично я душой и сердцем на стороне готов и эмо. Из моих знакомств с готами я вынес впечатление, что несмотря на неоднородность этой среды, эти высоко интеллектуальные талантливые люди, за очень небольшим исключением, являются в мировоззренческом отношении преемниками детей цветов 60-х – 70-х. Клеветникам же и гонителям – Бог да будет Судья.
Вопрос 4. Можно ли быть христианином, не соблюдая обрядов? (не соблюдать посты, не ходить в церковь) Ведь Иисус учил людей не обрядам, а взаимотношениям, храмом называл свое тело. Или необходимо декларировать свою веру подобным образом?
В Евангелии есть притча, где сказано, как женщина (образ новоначального христианина) положила закваску в три меры муки, пока не вскисло все. Три меры муки – это троечастный состав человека. Человек состоит из души, тела и духа. Когда человек становится христианином, это отражается на всей его жизни, не только внутренней, но и внешней. Настоящая вера не может не выражаться внешне. Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Своей со святыми Ангелами; Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того и Я исповедаю пред Отцем Моим Небесным (Евангелие от Матфея, гл. 8 ст. 38 и гл. 10, ст. 32). Иисус Христос в земной Своей жизни выглядел, мягко говоря, неформально – носил длинные волосы, бедную одежду, тогда как все мужчины того времени носили волосы короткие. Несколько неформальным видом в подражание своему Учителю отличались Его ученики и апостолы.
Когда я стал ходить в церковь, будучи восемнадцатилетним юношей, мне очень нравилось креститься и в храме, и на улице, и если я пил чай в кафе. Положение на себя крестного знамения вызывало тихую радость. Мне нравились одежды священнослужителей, подчеркивающие, что они принадлежат к какому-то иному, таинственному миру. Дома я повесил иконки, что, конечно же, шокировало моих далеких от веры родителей. Хипповский «стремный клоуз» постепенно сменился на более «цивильный», но, тем не менее, ярко выраженный православный прикид. Естественно, волос и бороды изменения не коснулись.
Что было более эпатажным: более или менее знакомый обывателем вид хиппи, или волосатый, бородатый молодой человек в широких штанах, рубашке навыпуск в национальном русском стиле с котомкой на плече среди стандартно стриженых «под-бобрик», чисто выбритых мужчин, в одинаковых пиджаках или спортивных костюмах? Подобным образом выглядели некоторые мои молодые православные друзья. Когда такой молодой человек в электричке доставал из сумки Евангелие на славянском языке и с большим крестом на обложке, это весьма шокировало советского обывателя. Но дело было не в этом: я доставал Евангелие просто, чтобы его почитать, у меня была такая потребность – постоянно иметь с собой Евангелие и периодически Его читать. Я вовсе не хотел никого шокировать. Но, тем не менее, когда любишь Бога, и тебе открылась совершенно новая, иная жизнь, хочется со всеми поделиться своей радостью, хочется рассказать о Боге миру и людям, которые Его пока не знают. Вообще вера – это некое состояние души, подобно творческому вдохновению поэта или рок-музыканта. Это переполняет тебя и изливается наружу – «от избытка сердца говорят уста».
Православие породило целую культуру – это и прекрасные храмы, иконопись, церковные песнопения, народные колядки и канты странников. Возникла обширная литература от духовно-назидательных сочинений, до летописей и сочинений классиков. Весь быт народа, принявшего Православие, преображался. В философии этот феномен назван православной цивилизацией. Если бы этого не происходило, было бы весьма странно.
Так называемая «вера в душе», никак не выражаемая внешне, при отсутствии дел веры, - вера поверхностная, слабая, не затронувшая глубин человеческой души. Скорее, именно в этом случае я стал бы говорить о вере обрядовой, большей частью выражающейся в том, что человек, тайком придя в церковь, боязливо озираясь, чтобы его не заметили знакомые, ставит свечку перед ликом Николая Чудотворца с просьбой послать ему побольше денег.
5. Если Вы слушаете рок-музыку, то какую?
Рок-музыку я, конечно же, слушаю. Но если на заре моей юности я это делал ради поисков Истины, теперь, найдя полноту ее во Христе, слушаю рок в качестве отдыха. Больше всего люблю музыку 70-х, на которой прошла моя юность. Это, прежде всего, великие, неподражаемые Pink Floyd, затем Slade, Rolling Stones, Uriah Heep, Deep Purple, Nazareth, Led Zeppelin, Джо Сатриани, и многое другое.
Из отечественных люблю «Алису», Гребенщикова, и другие группы; очень понравился «Мордор». На байк-фестивале «Нарва – 2009», где я говорил проповедь, был совершенно потрясен молодой эстонской группой Rockcrime.
Вопрос 6. Как Вас встречают на рок-фестивалях?
На рок-фестивалях меня встречают по-разному. Недоумение типа: «Как попал сюда этот поп?» - большей частью, сменяется симпатией.
На одной тусовке, увидев меня, какой-то юный панк начал орать, скандируя: «Убей в себе Христа», - из чего я понял, что это какой-то новый панковский лозунг. Я подошел к нему и спросил: «А зачем Его нужно убивать?» Панк ответил нечто неудобовразумительное, главным образом, обвиняя меня в том, что на мне надет золотой крест. Пришлось предъявить ему в качестве вещдока мой потертый «золотой» крест, сделанный из дешевой латуни. Тем не менее, юный панк не унимался. Я никак не могу понять, что сделал этому панку Тот, Кто учил любить ближнего, как самого себя? Если убить в своем сердце Христа, интересно, кто же там останется? Ведь еще Джон Леннон сказал: «В каждом из нас есть нечто от Гитлера и нечто от Христа, я хочу, чтобы победил Христос».
Вопрос 7. Исполнители тяжелого металла часто используют в своих песнях романтические образы скандинавских и других языческих богов. Как церковь относится к этому?
Рок – музыка свободных людей. Изначала он подразумевает свободу слова. Если человек искренно поет о том, во что он верит, его творчество заслуживает уважения. Но у меня есть большие сомнения, что те, кто романтизируют языческих богов (в христианском миропонимании – бесов) или образ дьявола, делают это искренно: им просто нравится эпатировать публику. Любая религия – это, прежде всего, морально-нравственные ценности. Скажите, пожалуйста, каким ценностям молодое поколение могут научить языческие боги, которые постоянно выясняют между собой отношения? Или чему можно научиться у сатаны, кроме ненависти к Божию творению и, прежде всего, к человеку?
Когда появился рок, его философией являлось добро, отказ от насилия, призыв к свободе, протест против несправедливости общества, уважение к личности любого, самого незначительного человека, и так далее. Сразу же в роке прозвучало уважение к нравственным ценностям Христианства (рок-оперы «Jesus Christ – Superstar», «Томми»). Вместе с тем, некоторые группы открыто критиковали недостатки официальных церквей: Католической и протестантских. Впрочем, было за что. Некоторые группы, например Uriah Heep, в своих композициях обращались к народному фольклору. Кен Хенсли рассказывал мне, как альбом Uriah Heep «Демоны и волшебники» сжигал некий американский пастор. Кен спросил, не потрудился ли он познакомиться хотя бы с некоторыми текстами диска? На что фанатик ответил: дескать, нет нужды знакомиться, ему достаточно и названия. «Ну и напрасно, - ответил Кен, - ведь это только безобидная сказка о добре и зле».
При нашем разговоре с Кеном Хенсли присутствовали несколько православных священников поколения семидесятых, которые высказывали свою благодарность Кену и другим музыкантам группы за то, что как раз именно в те годы, о которых вспоминал Кен, пришедшиеся на их юность, музыка и тексты Uriah Heep явились для них как бы неким Божиим откровением, чудесным образом проникшим за железный занавес и впервые заставившим задуматься о Боге. Один из участников беседы рассказал, что диск у него силой отнял и сломал на его глазах милиционер, на что Кен, улыбнувшись, заметил: «По-моему, как пастором, так и милиционером манипулировало одно и то же существо».
Наш отечественный рок появился в те годы, когда Православная Церковь была гонима. Люди, страдавшие за правду, вызывали уважение у рокеров, поскольку рокеры также подвергались преследованиям. В 70 – 80-е годы рок и Православие, скорее, были союзниками, чем антагонистами: у них был общий враг – совок.
Шли годы, наступила перестройка. Рок-андеграунд, также как и Православная Церковь, вышли из подполья. Мало того: и рок, и Церковь получили признание на правительственном уровне. Прежде всего, они получили право открыто говорить. К сожалению, это право в обоих случаях не всегда использовалось во благо. Некоторые недавно пришедшие в Церковь миряне и «ревностные не по разуму» пастыри занялись переводом католических и протестантских брошюр о вреде рока. Как будто у Церкви не было других, более важных проблем! В свою очередь, в рок-музыке на Западе и, в некоторой мере, у нас зазвучали мотивы и даже целые стили, прославлявшие сатану и язычество, хулившие Христа и Христианство. Полагаю, что в основе этого явления находилась коммерция. «Я никогда не был сатанистом, но мне за это хорошо платят, поэтому я это и делаю» (Оззи Озборн). В жизни Оззи – добропорядочный католик.
По-настоящему убежденные язычники, например, группа «Калинов Мост», в своих композициях хотя и романтизировали язычество, но при этом не позволяли себе оскорблять и унижать христиан. Такая позиция, как и талантливое творчество, всегда вызывала у меня уважение. Это настоящий рок – заявить о своих взглядах, при этом не затрагивая людей с другими убеждениями. Когда я слушал песни «Калинова моста», у меня всегда было чувство, что эти ребята находятся в серьезном духовном поиске, и их тогдашняя искренняя убежденность в язычестве – всего лишь ступенька на пути к Истине Христа, подобно увлечению восточной философией Бориса Гребенщикова, на самом деле – православного христианина.
Прошло время, и на сайте «Калинова моста» появилась следующая запись: «Мы были язычниками, но познав мерзость язычества, приняли Православие. Дмитрий Ревякин». Это вполне подтверждает последний альбом «Калинова моста» - «Ледяной поход». О духовных поисках Димы я знаю несколько больше, но пока не вправе это раскрывать.
Если уж мы коснулись вопроса неприятия Православной Церкви среди молодых неформалов и рокеров, в защиту ее хочется сказать следующее: у Христа и Его Церкви всегда было много врагов. Всем памятно высказывание одного госсекретаря США: «Главным врагом Америки в современном мире является Россия. Она будет сильной до тех пор, пока в ней существует Православная Церковь. Поэтому все наши силы должны быть направлены на ниспровержение русского Православия» («Великая шахматная доска», З.Бжезинский).
Дьявол есть лжец и отец лжи (Евангелие от Иоанна, гл. 8; стих 44). Клевета – излюбленное оружие дьявольских сил. Уж не знаю, за что г. Бжезинский и ему подобные так возненавидели Православие, суть которого заключается в любви к ближнему? Но, бесспорно, для дискредитации Православия задействованы огромные деньги, многочисленные средства массовой информации, современные технологии и методы психологической войны. Для этой цели распространяются определенные штампы, демонизирующие Православную Церковь и ее священнослужителей. Кстати, очень похожие на те штампы, которыми рок-музыку представляли обывателю в течение десятилетий как нечто опасное и зловредное, несущее угрозу обществу. Они достаточно известны: коммерциализация Церкви, иномарки попов, торговля Церкви табаком и алкоголем, сращивание Церкви с государством, ползучая клерикализация государства и т.д. (Интересно, почему священнослужителей Православной Церкви не обвиняют в покупке недвижимости за рубежом и открытии оффшорных счетов? Пропадает богатая тема для журналистских расследований).
Сейчас я не буду оправдываться и объясняться, предлагаю лишь уважаемым рокерам подумать: не вешают ли им лапшу на уши те, кому это выгодно? Хотя, как известно, Церковь состоит из людей, а всем людям свойственно делать ошибки, но так ли они велики, как представляют их некоторые «журналисты»? Если кому-то будет интересно, в следующем интервью можем подробно коснуться данной темы.
Вопрос №8 Сейчас произрастает мнение, что Русский Рок появился вследствие специфических социополитических обстоятельств, и его время прошло. На данный момент Русский Рок находится в кризисе и вырождается, неспособный конкурировать с западными исполнителями. Молодые музыканты очень часто во всем ориентируются на них. Что Вы думаете по этому поводу?
Рок бессмертен. Однажды появившись, не только как музыкальный стиль, но и как определенная философия жизни, он уже не может исчезнуть. Во всех народах всегда были и будут бунтари, пока стоит этот мир. Рок – стихия бунтарей, язык их общения, проповедь их взглядов. Вместе с тем, рок – музыка интеллектуалов.
Я более чем убежден, что если бы Христос явился не две тысячи лет назад, а сегодня, в первую очередь Он пошел бы проповедовать на рок-концерты, а возможно, взял бы в руки гитару. Христос был одним из самых ярких бунтарей в истории человечества. Его возвышенное учение коренным образом изменило тот мир, в котором оно распространилось. Когда человек становится последователем Христа, в нем меняется все: от убеждений, до образа жизни. Мир во зле лежит (1 Послание св.ап.Иоанна, гл. 5, стих 19), но всегда были и будут люди, которые не приемлют зло, не желают ему покориться и стать его частью. Каждый из них ведет свою борьбу с этим миром. Именно такие люди всегда будут нуждаться в рок-музыке, и именно им Христос и предназначил Свое учение.
Наш отечественный рок имеет свою историю и свои традиции. Несмотря на недостаток хорошей аппаратуры, тексты наших рокеров на порядок глубже западных. Наш рок всегда отличался богоискательством, хотя и на западе эта тема не оставалась незатронутой. Этому есть свои причины. Наши рокеры, протестуя против совка, протестовали в то же время и против поругания храмов, разрушения национальной культуры, в конечном итоге против атеистической доктрины.
«А земля лежит в ржавчине,
Церкви смешали с золой.
Если мы хотим, чтобы было куда вернуться,
Время вернуться домой».
(«Аквариум», «Поезд в огне»)
Это вовсе не значит, что русский рок должен обязательно «воцерковиться». Рок должен остаться роком, как Православная Церковь должна остаться Церковью: у них разные задачи, разные области существования. Рок не должен подвергаться никакой цензуре: заказной рок, кем бы он ни был заказан, даже Православной Церковью, уже не рок, а попса. Однако рокеры могут быть православными христианами, и имеют полное право свои взгляды выражать со сцены, как это делает, например, Константин Кинчев, будучи благочестивым православным христианином, и одновременно талантливым, бескомпромиссным рок-музыкантом.
Вопрос №9 На Ваш взгляд - Россия должна быть светским государством?
Для того, чтобы Церковь могла вести свою миссию полноценно, она должна быть свободной и неподцензурной, как и рок-музыка. Церковь обладает огромным потенциалом влияния, поэтому любому государству было выгодно подчинить Церковь себе, для того, чтобы сделать ее одним из институтов своей политики. Так было и в Византии, так было и в Российской Империи. Не было ничего более разрушительного для Русской Православной Церкви за всю ее историю, как упразднение Петром I Патриаршества и назначение главой Священного Синода обер-прокурора. Триста лет Церковью фактически управляли люди, весьма от нее далекие, иногда другого вероисповедания, а иногда и откровенные атеисты. За это время Церковь пришла в полный упадок, следствием чего явился Октябрьский переворот, хотя внешне при этом все было благополучно. Возрождение полноценной церковной жизни началось, как только при большевиках Церковь была формально отделена от государства (причем государство вовсе не отделилось от Церкви, особенно в материальном отношении: все церковное имущество принадлежало сов. государству, а практически все доходы храмы обязаны были принудительно сдавать в так называемый «Фонд мира»).
Поскольку мы уже неоднократно наступали на эти грабли, делать это снова не хотелось бы, поэтому все Патриархи, начиная с 1917 года – в период восстановленного патриаршества, включая нынешнего, делали все, чтобы слияния Церкви и государства не произошло. Я за то, чтобы наше государство оставалось светским. По крайней мере, на нынешнем этапе.
Православным наше государство может стать лишь в том случае, если все его граждане не только будут исповедовать Православие, но и будут жить реальной церковной жизнью, и при этом все, а не некое мифическое «большинство», захотят, чтобы государство стало таковым. В ближайшие десятилетия это нереально.
Но при этом хотелось бы, чтобы государство с пониманием относилось к нуждам Церкви. Церкви должна быть возвращена незаконно отнятая у нее собственность. Русские люди жертвовали деньги на строительство храмов не для того, чтобы в них помещались государственные учреждения, и иконы и прочие святыни заказывались для храмов, а не для музеев.
Поскольку Церковь все же не коммерческое учреждение, в котором доход делится между соучредителями, а организация общественная, то есть, имеющая своей целью служить тем же гражданам государства, государство должно помогать (хотя бы не препятствовать) Церкви в ее служении: предоставлять земельные участки для строительства храмов и монастырей, бесплатно предоставлять эфирное время в СМИ, давать необходимую информацию о Церкви, участвовать совместно с Церковью в благотворительных проектах, предоставить Церкви возможность свободно распространять свое вероучение. Должны быть решительно прекращены клеветнические нападки на Церковь, искажение церковной и русской национальной истории. При этом здравая критика, особенно некоторых церковных служителей вполне уместна. Кстати, в среде самой Церкви она всегда присутствовала, несмотря ни на какие саны и чины.
Я за светское, но при этом правовое государство. Но мне, конечно же, хотелось бы, чтобы все люди, населяющие Россию, познали Христа и Его учение о любви к ближнему.