-Музыка

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в val_art

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) про_искусство Вышивка_крестиком Клуб_Фотопутешествий

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.02.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 235





Уильям Блейк: художник-философ и гравер-поэт

Вторник, 20 Декабря 2011 г. 23:15 + в цитатник

 

Декабрь богат на выставки художников-философов, начиная с Николая Ге и заканчивая Уильямом Блейком. В Пушкинском музее Караваджо и Блейк – выставки на контрасте, хотя в их основе – религиозная тема. До похода на выставку казалось, что объединять в едином выставочном пространстве таких разных по темпераменту, стилю и образу жизни художников, как Караваджо и Блейк – по меньшей мере странно. Но удивительное дело – они прекрасно дополнили друг друга. Может быть, секрет в том, что Блейк увлекался итальянским Возрождением, знал итальянский и читал Данте в оригинале?

Как бы то ни было, после драматичного Караваджо с его резкой светотенью и театральными постановками Блейк – как прохладный глоток чистой воды в жаркий день, его работы смотришь с каким-то светлым, радостным чувством. Искренность – пожалуй, главная черта поэта-гравера, перед которой как-то отходят на второй план неправильности рисунка, спокойно воспринимаются очевидные заимствования из фресок Микеланджело и творчески переработанные сюжеты художников Возрождения. Фантазия художника также впечатляет – будь то собственный эпос и мифы или иллюстрации к Библии, Данте, Шекспиру - Блейк во всем оригинален, искренен и талантлив.

Его почти монохромные акварели – воздушны и излучают свет, темперы – загадочно-многоцветны, как потемневшие от времени драгоценные мозаики, тонированные акварелью офорты, обрамленные строками стихотворений автора-гравера, как рамкой, – изящны и поэтичны. Кружева сплетающихся фигур в композициях на тему Страшного Суда, бесплотные феи,  персонажи «Божественной комедии», иллюстрации к Ветхому Завету и Евангелию, фантастические существа – реальные и жутковатые, как кошмарный сон, символы и мистика, и щемящая «Жалость».

После Блейка его последователи кажутся гораздо менее оригинальными, сюжеты их картин – более рассудочными и искусственными. Выделяются, безусловно, Фюсли и Россетти, но по-своему интересны и остальные символисты, прерафаэлиты и неоромантики. 

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Караваджо в Пушкинском

Пятница, 16 Декабря 2011 г. 23:39 + в цитатник

 

Очередь, слегка запорошенная снежной крупой, - уже неотъемлемый атрибут Пушкинского музея. В одном из залов выставлены 11 полотен Микеланджело Меризи да Караваджо, что само по себе исключительное событие. Чтобы увидеть все эти картины в их родной Италии, придется только в Риме обойти несколько церквей и галерей, не говоря уже о других городах и странах, и везде одна-две картины, созданные в свое время на заказ для конкретной капеллы, церкви, ордена, мецената.

Идти в Пушкинский, выстаивать очередь и мужественно протискиваться к шедеврам сквозь плотную толпу таких же страждущих в полутемном зале необходимо еще вот почему: ни одна из репродукций не передает даже близко то волшебное ощущение света и цвета, которое есть в оригиналах. Темный фон вовсе не угольно черный - он теплый, темно-коричневый, скрывает массу деталей. Драматический поединок света с тенью сродни театру Шекспира - английский север и итальянский юг на рубеже веков удивительно единодушны и вторят друг другу, перекликаясь сюжетами и образами. Большой формат создает иллюзию вовлеченности, сопричастности действию, изображенному на картинах, – ещё немного, и шагнёшь в их изменчивое, как пламя свечи, пространство.  

И вот уже сияет счастьем юность и погружаются в грустные размышления молодость и зрелость. Колеблется неуловимая и загадочная граница между мягким, чуть расплывчатым, - и четким, резким,  – живым и неживым. Тихо совершается проникновенная встреча за скромной трапезой. Божественный свет врывается во тьму, выбивает человека из привычного седла и направляет к служению истине. Вздымается волна скорби и останавливается на краю каменной плиты. Кроткое смирение на миг замирает перед жестокостью, против которой единственное оружие - несломленный дух.  Сон любви всё погружает во мрак. Но трепетное поклонение свету означает, что в мире живет надежда.

Рубрики:  Музеи и выставки

What is love? 'tis not hereafter

Суббота, 03 Декабря 2011 г. 22:43 + в цитатник

Караваджо. Юноша с лютней/2380119_V4_23UVAT9QYT_231Q_23H6 (519x405, 145Kb)

Караваджо «Юноша с лютней», 1595. Изображение с сайта Государственного Эрмитажа

 

O mistress mine, where are you roaming?
O, stay and hear; your true love's coming,
That can sing both high and low:
Trip no further, pretty sweeting;
Journeys end in lovers meeting,
Every wise man's son doth know.
 
What is love? 'tis not hereafter;
Present mirth hath present laughter;
What's to come is still unsure:
In delay there lies no plenty;
Then come kiss me, sweet and twenty,
Youth's a stuff will not endure.
 
 
William Shakespeare. Twelfth Night 
Не убегай, мой друг небесный,
Постой, внемли, как твой любезный
Поет на разные лады.
Чем далеко отлучаться,
Лучше с милым повстречаться.
Бегать - лишние труды.
 
Что  любовь? Веселье ждущим,
Надо ль ждать его в грядущем?
Только нынче есть в нем толк.
Ожиданье - не находка,
Поцелуй меня, красотка.
Юность сносится, как шелк.
 
Уильям Шекспир. "Двенадцатая ночь"
(Перевод Д.Самойлова)

Эта песенка шута Фесте из «Двенадцатой ночи» - первое, с чем ассоциируются у меня все нежно-томные итальянские юноши Караваджо с фруктами, лютнями, гадалками. Чем не Ромео, Себастьян, Цезарио-Виола?  Караваджо и Шекспир - современники, и остается только удивляться, почему двое молодых людей – северянин и южанин – вдруг так одинаково прониклись сознанием быстротечности красоты, молодости и любви. 

По светотеневому драматизму сюжетов, накалу страстей и реалистичности исполнения Караваджо, безусловно, равен Шекспиру. И ещё  – по вот этой легко узнаваемой и ниоткуда вроде бы взявшейся грусти в разгар веселья.

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Выставка Николая Ге

Вторник, 29 Ноября 2011 г. 23:32 + в цитатник

«Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость». Эти слова Льва Толстого вспоминаются после просмотра выставки Николая Ге, и становится понятно, почему эти два человека стали единомышленниками.

По сути, творчество Николая Ге и есть наглядная иллюстрация к приведенным выше словам классика. На этапе «освоения» нового в работах художника можно всегда найти следы влияния:  вот он очарован Брюлловым, вот - Ивановым, вот ряд итальянских пейзажей – приятных, но несколько безликих. И вдруг, как вспышка, как озарение  – «Саул у Аэндорской волшебницы», «Вестники Воскресения», «Тайная вечеря», «Христос в Гефсиманском саду», тревожный «Закат в Ливорно». После серии «дагерротипных» портретов современников – светлый портрет Петрункевич, чем-то напоминающий «Девушку, освещенную солнцем» Серова, и светящийся на темном фоне автопортрет 1892 года – по силе и выразительности не уступающий работам старых мастеров, и прежде всего Рембрандта. После ноктюрнов в духе Куинджи и пасторальных пейзажей – графические серии к притчам Толстого, Страстной цикл – как обнаженный нерв, от полыхающих красок "Суда Синедриона" до леденящих ночных теней "Совести".

Движение вперед у Николая Ге всегда было сопряжено с контрастами и резкими поворотами – от физико-математического отделения университета к Академии художеств, от Италии и суетной столичной жизни к хутору Ивановскому.  Отказ от уже проторенных троп в искусстве, от достигнутых успехов, от общепринятых канонов изображения Евангельских сюжетов, даже от уже написанных холстов – и поверх «Милосердия» пишется «Что есть истина?».

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Осенние букеты

Понедельник, 21 Ноября 2011 г. 22:25 + в цитатник

Бумага, акварель, пастель, 2011

 

2380119_flowers2_1_ (374x500, 94Kb)

 

2380119_flowers1 (366x500, 97Kb)

2380119_flowers3 (374x500, 87Kb)


Метки:  

Музей Пушкина (не путать с Пушкинским!)

Воскресенье, 13 Ноября 2011 г. 23:21 + в цитатник

Всё-таки огромные очереди в Пушкинский в выходные – уникальная возможность посетить окрестные музеи, которые всё время «собираемся» посетить. Речь о музее Пушкина – что на Пречистенке. Но всё по порядку.

Собирались на Кандинского. Извивающаяся очередь в Музей личных коллекций несколько охладила наш пыл и, произнеся традиционную фразу «гордимся нашим народом – самым культурным в мире», пошли в музей Пушкина. Оказалось, что за нами пошли еще человек двадцать. У здания музея в ужасе застыли – у входа стояла толпа. Но – о счастье! – это была экскурсия по старой Москве. В музее нас вежливо спросили, уж не пришли ли мы на Дали (многие, оказывается, путают музеи), на что мы оскорбленно ответили, что пришли на выставку «Портреты неизвестных».

А выставка очень милая – тут вам и история идентификации уже известных портретов (к примеру, Пушкина-ребенка), и недавние открытия – портрет Марии Раевской или Натальи Гончаровой-Пушкиной-Ланской. И просто приятные лица на семейных портретах из дворянских усадеб. После революции судьба этих семейных собраний примерно одна и та же – портреты из разграбленных дворянских гнёзд растеклись по частным собраниям и, поскольку большинство из них не были подписаны, о том, кто изображен на портретах и кем, можно только гадать. Портреты выполняли роль семейных альбомов – и тем, собственно, интересны.

http://www.pushkinmuseum.ru/vs_portreti_neizvestnih.htm

Заодно посмотрели выставку "Тайны русской культуры", посвященную 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова (параллельно пустились в воспоминания о пребывании в стенах alma mater), и экспозицию на тему "имя Александр в русской истории" - от Александра Невского (и даже Македонского!) до Александра II.

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Выставки в музее А.С.Пушкина на Пречистенке

Вторник, 25 Октября 2011 г. 21:41 + в цитатник
Рубрики:  Музеи и выставки

Выставка Бориса Григорьева в Третьяковке

Вторник, 25 Октября 2011 г. 21:34 + в цитатник

 

Несколько лет назад была на выставке «Парижские удовольствия Тулуз-Лотрека» - в том же самом Инженерном корпусе Третьяковской галереи. Так вот, впечатления от выставки Бориса Григорьева – гораздо более яркие, сильные, неожиданные. Потому ли, что до сих пор практически не была знакома с его творчеством, хотя, как выяснилось, знаю многие его портреты - Мейерхольда, Рахманинова,   - к которым теперь прибавились новые открытия: Шаляпин, Горький, Клюев, Ремизов, Рерих. Или потому, что это наш, русский художник, и даже жутковато-театральная парижская «Интимность» - для него не просто игра с уродливой изломанной формой, а гораздо более серьезное путешествие на дно души человека. А может, все дело в цикле «Расея», где с картин на нас смотрят в упор недобрые селяне, сжимающие вилы: их глаза – то широко раскрытые, то злобно прищуренные, то небесно-голубые, то черные, то желтые с кошачьими зрачками – глаза Гражданской войны.

Его картины и рисунки – это и документы переломной эпохи, и элегантная игра с цветом и линиями, и психологизм, преимущественно мизантропический. Он так видел и имел мужество так писать – не щадил ни своих моделей, ни себя в автопортретах.  Да, при желании можно проследить параллели с известными в то время стилями и направлениями в живописи и графике,  но одно могу сказать точно: для меня эта выставка - одно из самых ярких и интересных открытий осени.

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Ecole de Paris

Воскресенье, 09 Октября 2011 г. 21:32 + в цитатник

«Парижская школа» в Пушкинском - много новых имён, стилей, сюжетов, виды Парижа, обитатели Монпарнаса… Собственно, самое интересное – наблюдать поиски своего уникального стиля у каждого из представленных на выставке художников.  Однако после первой же картины Модильяни вижу только его певучие линии. И всех остальных не менее известных и талантливых воспринимаю уже через его призму: был знаком с Модильяни, на него явно повлиял Модильяни и т.д. Конечно, это мой субъективный взгляд – но ничего с собой поделать не могу.  И «Молодая женщина в красном свитере» Кислинга кажется мне похожей на голубоглазую печальную Жанну Эбютерн с многочисленных портретов Модильяни. И серебристо-серый «декадентский» Фужита, и жемчужно-охристый Паскен – как будто вместе с итальянцем работали в одной мастерской.

В целом же – удивительно яркая, разнообразная выставка.  Шагал, Гончарова, Ларионов, Елена Эттинген, Васильева... Открыла для себя Кислинга и Ван Донгена. Сутин, безусловно, интересный художник, но его "изломанность" (особенно заметная рядом с изысканными силуэтами Модильяни) вызывает почти болезненное, некомфортное ощущение. Почему-то очень напомнил мне Яковлева, выставку которого (Яковлев и Зверев) посетила весной в галерее Нащокина.

Недавний визит на выставку мэтра сюрреализма даёт о себе знать и вызывает порой довольно неожиданные ассоциации: параллель с «Портретом Гала» Дали – «Спящая муза» Бранкузи. Понравились и оригинальные скульптурные вариации Архипенко.  А напоследок с удовольствием посетила основную экспозицию «Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX вв.» - и в очередной раз убедилась, что в России самое лучшее собрание импрессионистов: у коллекционеров-меценатов Щукина и Морозова был прекрасный художественный вкус и потрясающее чутьё на оригинальных, интересных художников.

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Реальная сюрреальность или «Кто последний на Дали?»

Воскресенье, 02 Октября 2011 г. 21:39 + в цитатник

Сначала, давным-давно, в детстве, были две открытки в альбоме – «Горящий жираф» и «Распятие». Рассматривать их было интересно и совсем не страшно – жираф горит далеко, стоит спокойно, наверное, ему не больно. Угловатая фигура в зеленом напоминает Кощея из сказок, а вторая – индейца. Их подпирают костыли – конечно, как же иначе им удержаться на ногах?  Так изогнулись, что вот-вот упадут. И что там у них в ящичках, интересно? А распятие – почему оно парит в небе? И видят ли его рыбаки внизу? Вот бы узнать…

Потом был альбом на английском, который принесли посмотреть на один вечер, и там было «Постоянство памяти» и фраза из описания к репродукции: «это память о мире, который больше не существует», которая почему-то запомнилась и долго не отпускала.

Потом был первый изданный на русском языке альбом репродукций, книги «Тайная жизнь Сальвадора Дали» и «Дневник одного гения», которые многое помогли понять в мироощущении короля мистификаций и эпатажа и научили не углубляться в его подсознательные дебри, а воспринимать его творчество, как рассказанный красками сон – который может нравиться, не нравиться, ужасать, раздражать, но никогда не оставит равнодушным.

И вот сюрреальность в реале, на Волхонке.

Очередь в Пушкинский производила сильное впечатление - по самым скромным прикидкам ожидание встречи с мэтром сюрреализма могло продлиться час, не меньше.  Но я не стояла и 15 минут. К сожалению, не знаю имени добрейшей женщины, благодаря которой я почти сразу оказалась у самых ворот: поджидая подругу, она заняла очередь, отстояла ее и снова переместилась в хвост, а чтобы место не пропадало, провела вперед меня. Огромное ей спасибо!

Сей приятный сюрприз настроил меня на благодушный лад и, уже стоя в вестибюле музея в кассу, я мило пропустила вперед нескольких льготников, чем навлекла на себя справедливое возмущение стоявших сзади. Увы, на долгом пути к прекрасному сердца ожесточились, чему немало способствовал холодный ветер и моросящий дождь.

После выставки Диора оформление экспозиции Дали уже не так впечатлило – но, по правде сказать, и не расстроило. Вспомнила, как в конце 80-х, еще будучи студенткой, ходила на выставку Гогена – в то время дополнительное оформление выставок еще не вошло у нас в моду, и никакие спецэффекты не мешали восприятию картин. Впрочем,  согласна, что грамотно подобранное медиа-сопровождение экспонатов способно повысить информативность и зрелищность выставки, помочь проникнуться атмосферой, в которой творил художник. По оформлению замечу только, что черный фон для картин – скорее находка: желтые пески, лазурное море и небо Кадакеса заиграли еще ярче.

Итого, суммарное ощущение: радость. Радость, что впервые вижу полотна Дали в оригинале в любимом Пушкинском музее. Радость от встречи с его графикой, которую до этого я мало знала и которая очень понравилась, особенно виртуозная и изобретательная штриховка в сериях иллюстраций к Дон Кихоту и Бенвенуто Челлини. Радость от разгадывания зашифрованных образов, порой ироничных, порой эпатажных, но всегда – наполненных игрой разума (отнюдь не безумия!), который рождает не жутковатых чудовищ, как у Босха или Гойи, а гротескных персонажей снов на фоне песка, неба и скал. При желании весь этот причудливый мир чужого воображения можно мысленно стереть, и останется чистая даль горизонта, желтое и голубое, жаркое небо Испании.

Отдельно  – об иллюстрациях к «Дон Кихоту». Такое точное попадание в образ литературного персонажа можно найти, пожалуй, в Бердслеевских иллюстрациях к «Саломее» Уайльда – в обоих случаях историческая достоверность костюмов заменяется какой-то внутренней достоверностью, точным выражением духа произведения. Тут налицо полное взаимопонимание художника и героя – чего стоит только сцена битвы с ветряными мельницами, на которую мы смотрим одновременно глазами идальго и Санчо. А ведь есть ещё сражение с бурдюками вина, обезумевший от ужаса Росинант, несущийся на трех ногах, Санчо Панса, которого подкидывают на одеяле и прочие не менее интересные работы.

О живописи. Да, на выставке нет всемирно известных «Часов» или «Сна Колумба», но, тем не менее, все периоды творчества представлены, есть эскизы к знаменитым работам, Кадакес в юношеских этюдах, немного кубизма, «Нос Наполеона», миниатюра-портрет Гала и небольшая картина «Странности» - по моему ощущению, наиболее точно выражающая сюрреальную природу сновидений, чему способствует и ночной пейзаж неизменного Кадакеса.

Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

В Третьяковку по весне…

Воскресенье, 20 Марта 2011 г. 22:04 + в цитатник

Ну, вот и март, а с ним и грязное снеготаяние на улицах, от которого хочется отдохнуть глазом на прекрасном. С этой целью направилась в Лаврушинский, где снег уже исчез и лежит грудами только во дворах-колодцах.

 Начала с выставки к 650-летию Андрея Рублёва. В Третьяковской галерее самая большая коллекция его икон – практически все, что сохранилось на сегодняшний день. Деисусный чин из Успенского собора в Звенигороде, Троица из Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, Деисусный чин из Успенского собора во Владимире.
 
 
Архангел Михаил. Из Деисусного чина ("Звенигородский")
 
Традиционное замирание перед ликами, проступающими сквозь время, трещины, осыпавшиеся фрагменты краски. Созданные для огромных соборов, они и в музейном зале царят, возвышаются над зрителем, погруженные в светлую задумчивость. Кажется, что все эти следы времени – трещинки, сколы, - делают краски ещё ярче, ценнее каждый штрих, каждую прерванную линию. И ещё чуть-чуть, ещё повнимательнее всмотреться, и спадёт легкая сетка морщин на фреске, и увидишь утраченные фрагменты росписи – такой, какой её задумал и исполнил иконописец.
 
Произведения мастеров, работавших примерно в одно время, всегда интересно посмотреть – так проще выявить тенденции в росписи, некие общие приёмы, «правила» изображения тех или иных сюжетов. На выставке такую возможность предоставляет ряд списков Владимирской иконы Богоматери.  Глаза скользят по каноническим изображениям: один и тот же силуэт, цветовая гамма, наклон головы, жест руки. И внезапно в этом ряду – сразу узнаваемая по манере и колориту икона кисти Рублёва, вернее, приписываемый ему список иконы из Благовещенского собора Московского Кремля.
 
Фрески Рублёва ранее видела в Успенском соборе Владимира - «Страшный суд» проступал в полумраке под сводами, светились добрые задумчивые лики апостолов и ангелов. На выставку привезли фрагменты росписей – фрагменты-частички, чудом сохранившиеся на стенах древнерусских храмов Звенигорода, Московского Кремля, Спасо-Андроникова и Саввино-Сторожевского монастырей.
Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Золотое Левитановское

Понедельник, 29 Ноября 2010 г. 22:30 + в цитатник


 

И.Левитан. Золотая осень.

Изображение:http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/5/57/Levitan_Zolotaya_Osen.jpg

Русская Осень и Левитан – синонимы. И что первично – вопрос: то ли осенний пейзаж за окном, то ли хрестоматийные репродукции в учебнике «Родной речи». Иногда кажется, что мы видим нашу осень так, как нас научил художник – и замечаем в ней «грустинку» и роскошь последних мгновений золотого убранства, а затем – серое, притихшее ожидание зимы.  

Выставка, посвященная 150-летию Левитана в Третьяковской галерее на Крымском валу, в чем-то оказалась традиционной, а в чем-то – неожиданной. Хрестоматийные пейзажи поразили свежестью красок, подготовительные этюды позволили проследить весь путь рождения картины – от первых набросков до окончательного варианта полотна (иногда таких вариантов художник делал несколько). Неожиданными – для меня, по крайней мере, - оказались интересные портреты (довольно редкие в творчестве художника, который сам никогда их не выставлял, считая своим призванием пейзаж), литографии для журналов, симпатичные натюрморты с цветами, зарубежные виды (Италия, Швейцария) и, конечно, пастели – пейзажи и натюрморты. Пастельная сирень в нескольких вариантах – чудо.
 
Из впечатлений. Наш пейзаж, лишенный конкретных архитектурных привязок, универсален – вероятно, поэтому лейтмотивом выставки можно считать фразу – «вот рядом с нашей дачей такой же пруд и мостик». Узнавание ежесекундное – да, вот этот пригорок, как у нас на даче, и вот этот поворот с березкой – тут рядом у нас такой же. И состояния – да, именно такой бывает лунная ночь в сентябре, и летний вечер, и разлив, и закат, и восход. Особенно интересно было узнать места, в которых довелось побывать – Плес, Волга, Звенигород. И Север – одинокая деревянная церковь (сразу вспомнилась церковь Успения в Кондопоге) и бескрайнее озеро, а в небе – суровые, холодные облака.
 
Но самое-самое – Золотая Осень. Левитановская.
Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

На что способны арктические массы...

Понедельник, 29 Ноября 2010 г. 20:34 + в цитатник

Наш среднерусский климат, в общем-то, довольно мирный :-) – если бы не арктические массы, было бы всю зиму -5 С минимум и приятный снежок, а не пыль под ногами. А вот стоит побывать в августе на Соловках – и сразу станет понятно, на что эти арктические массы способны. Так что -15 С в конце ноября вполне сравнимо по силе воздействия с +6 С в августе в 160 км от Полярного круга :-).

 

 

Рубрики:  Дневник наблюдений за живой природой
Ветер странствий

Метки:  

Кошачьи

Суббота, 02 Октября 2010 г. 23:01 + в цитатник

Дарвиновский музей проводит конкурс на лучшую фотографию кошачьих . Все фотки - умопомрачительно хороши, любоваться можно до бесконечности.  Решила и сама поучаствовать  – потому что люблю я их и все тут! :-)

Рубрики:  Дневник наблюдений за живой природой

Метки:  

Титания и Основа

Пятница, 16 Июля 2010 г. 19:56 + в цитатник

Над моей привычкой подписывать свои творения многие иронизируют. Упорно продолжаю подписываться :-). И все же в данном случае немного смещаю подпись вправо - во избежание ненужных ассоциаций :-)))).


 

Титания и Основа, Шекспир, "Сон в летнюю ночь". Бумага, тушь.

Рубрики:  Графика

Метки:  

Сфумато: об искусстве полутонов

Пятница, 16 Июля 2010 г. 19:11 + в цитатник

Снова в погоне за ускользающей улыбкой...

Источник: www.rnd.cnews.ru, автор - автор блога.

Полностью статья здесь
 
 
Как сообщает RND.CNews, знаменитая «Мона Лиза» Леонардо да Винчи вновь подверглась исследованию – на сей раз с помощью рентгеновских технологий. Ученые под руководством Филиппа Уолтера (Philippe Walter) из лаборатории центра исследования и реставрации музеев Франции (LC2RMF, CNRS/Ministеre de la culture et de la communication) в сотрудничестве со специалистами из центра ESRF и Лувра предприняли очередную попытку разгадать секрет сфумато - живописной техники, с помощью которой художники Возрождения, и прежде всего Леонардо да Винчи, добивались неуловимых переходов от света к тени.
Исследовались тончайшие лессировочные слои и пигменты в области лиц, запечатленных на семи картинах Леонардо. Результаты опубликованы в журнале Angewandte Chemie, сообщает BBC.
Как отмечают эксперты, для приема сфумато характерно полное отсутствие каких-либо следов кисти или пальцев на поверхности картины – художник создает настолько плавные полутона и полутени, что изображение кажется почти «живым». По этой причине полотна Леонардо практически не поддаются исследованию и упорно хранят секреты его мастерства.
Для своего времени сфумато стал приемом поистине инновационным. Ранее сфумато изучали с помощью различных методов, в том числе и оптических. Теперь «Мону Лизу», хранящуюся в Лувре, а также 6 других картин Леонардо решили подвергнуть рентгеноспектральному флюоресцентному анализу (X-ray fluorescence, XRF) с целью получить наиболее полную информацию о толщине лессировочных слоев и их составе и восстановить последовательность их нанесения. Стоит заметить, что данный метод является наиболее «щадящим» - для него не требуется брать образцы краски с живописной поверхности.
Результаты показали, что да Винчи удавалось последовательно наносить лессировки толщиной в 1-2 микрометра. Окончательная толщина лессировочного слоя составляла всего 30-40 микрометров. Кроме того, Леонардо постоянно экспериментировал, добиваясь поистине волшебного жизнеподобия – на протяжении 40 лет он постоянно менял приемы передачи полутеней, варьируя то толщину, то состав лессировок.
 
 
Рубрики:  Музеи и выставки

Метки:  

Об искусстве сдавать экзамены

Пятница, 02 Июля 2010 г. 13:57 + в цитатник

Ну вот и июль. Два раза в году неизменно радуюсь – в январе и июне. Последний экзамен сдала тому назад лет 20.

Жара-2010 вытащила из памяти жару-1999 и летнюю сессию первого курса физфака. 
Линал. Вот это страшное слово. Какие ассоциации? Правильно, сосны, освещенные солнцем. И пересдача.
Лектор с фамилией известного русского пейзажиста старательно нагнетал обстановку весь первый курс и запугал мою чувствительную натуру до полной неспособности воспринимать материал. Когда на экзамене в числе прочих он взял мою зачетку и попросил пересесть на роковой ряд у окна,  я поняла, что "отл." исключен, а "удовл." будет фантастической удачей. 
Простейшую задачу на пересечение двух прямых я начала решать через тензоры, запуталась и в итоге получила вежливое приглашение прийти в следующий раз. Плохо соображая, я уже в коридоре раскрыла зачетку и с изумлением обнаружила, что «двойки» нет. Тут до меня дошло, что весь этот кошмар придется повторить на пересдаче.
Хлюпая носом от обиды и ужаса, я набрела в коридоре на начальника курса, тоже в прошлом жертву однофамильца русского живописца. Сей достойный человек проникся моим горем и узнал в учебной части, когда состоится пересдача. Искреннее сочувствие окружающих согрело душу, и я отправилась готовиться к повторной экзекуции.
Линал я пересдавала, жутко нервничая и забывая формулы, – опять же виной тому был «живописный» лектор, который с рассеянной улыбкой на холеном благообразном лице зашел в аудиторию смертников. Но в этот раз Фортуна решила-таки встать ко мне если не передом, то хотя бы вполоборота, и я досталась на растерзание какой-то даме, которую до сих пор вспоминаю как свою благодетельницу. Когда в полуобморочном состоянии я решила все задачи и не смогла ответить на простейший теоретический вопрос, мне поставили "удовл.", горестно заметив при этом, что у меня совершенно отсутствует теоретическое понятие «базиса».
"Удовл." по линалу давал шанс продолжить учебу в универе, который я и закончила благополучно через 4 с половиной года, научившись наконец мобилизовать скрытые ресурсы организма и сдавать экзамены с оценкой не ниже "хора".
Итак, всем сдавшим сессию-2010 – хорошего отдыха, не сдавшим – не отчаиваться и не сдаваться (в психологическом смысле :-)). А выпускникам 90-х – хорошего настроения и приятной ностальгии по беспечным годам, когда учеба и экзамены были единственной работой, за которую еще и платили 40-50 рублей в месяц :-).
Рубрики:  Сказки из жизни

Метки:  

A midsummer night's dream

Пятница, 25 Июня 2010 г. 23:01 + в цитатник

Шекспир, "Сон в летнюю ночь".


Титания, царица фей и эльфов. Бумага, акварель.

Рубрики:  Графика

Метки:  

Семейства кошачьих

Воскресенье, 13 Июня 2010 г. 21:18 + в цитатник

Фотографии val_art : Новгород Великий и Псков

Коты Новгорода Великого и Пскова. Скажу честно, ни одной собаки в этих городах замечено мною не было. Зато у стен кремля на солнышке, в сувенирных лавках, на остановках автобусов - коты, коты и снова коты.  Невероятной, причем, красоты :-).


Псков. Симбиоз на остановке на площади Ленина.

Новгородец с Торговой стороны.

Хозяйка сувенирной лавки.

Заместитель хозяйки сувенирной лавки.

Под охраной стен Псковского Кремля.

Житель Мирожского монастыря.

Рубрики:  Ветер странствий

Метки:  

Сувенирные развалы

Воскресенье, 13 Июня 2010 г. 19:32 + в цитатник

Фотографии val_art : Новгород Великий и Псков

Великий Новгород и Псков:сувенирные развалы

О сувенирах - везде примерно одинаковый набор: матрешки, посуда, шкатулки, платки, игрушки.

Из новгородского - изделия из бересты традиционные и современные (вплоть до чехлов для мобильных телефонов), псковское - черная керамика, лощеная или матовая.

В Изборске (Псковская область) местные жители (сету - народ финно-угорской группы, православные) вяжут сами и продают изделия из шерсти с традиционными орнаментами.



 

Пушкин сувенирный :-).

       
Рубрики:  Ветер странствий

Метки:  

Поиск сообщений в val_art
Страницы: 6 [5] 4 3 2 1 Календарь