АЛЕКСЕЙ БАЛАБАНОВ - ИЗВЕСТНЫЙ РЕЖИССЕР АВТОРСКОГО КИНО
Алексей Балабанов — уникальное и неповторимое явление в современном российском кинематографе. Талантливый режиссер и сценарист, он сумел создать несколько действительно выдающихся картин, и целый ряд по-хорошему шокирующих фильмов. Хотя хорошего в них мало, если разобраться, но лишь потому, что они слишком уж «обнажают» сокровенные пороки нашего общества. Вскрытые Балабановым «социальные гнойники» породили множество разговоров о целесообразности подобного подхода и психическом здоровье самого режиссера. Однако, по свидетельствам близких знакомых Алексея, он был светлым и общительным человеком. Хотя думы его, надо полагать, витали в тех же сферах, что, в свое время, и у Фёдора Михайловича Достоевского, например. Со скидкой на специфику эпохи.

Однако начинал Балабанов не с философии, а музыки. Первой его кинематографической работой стал кустарный клип для группы Nautilus Pompilius, снятый на композицию «Взгляд с экрана» в 1985-м году в родном Екатеринбурге. Увлечение кино было не стихийным — Балабанов 4 года проработал в должности ассистента режиссёра на местной киностудии, попутно обучаясь на режиссёрском отделении Высших курсов сценаристов и режиссёров, в экспериментальной мастерской «Авторское кино», под руководством Л. Николаева и Б. Галантера.
В 1990-м Алексей успешно закончил учебу, сняв в процессе 3 короткометражные ленты, главными героями которых стали, опять же, музыканты группы Nautilus Pompilius и «Настя». Попутно, в 1989-м он снял под эгидой Киевнаучфильма странную псевдоисторическую короткометражку «О воздушном летании в России», атмосфера которой многими сравнивалась с работами Андрея Тарковского.
В 1990-м Балабанов переехал в Санкт-Петербург и взялся за кино серьезно. Его дебютом в «большом» кино стала лента «Счастливые дни», снятая по авторскому сценарию, написанному по мотивам произведений Сэмюэля Беккета, известного как одного из «отцов» драмы абсурда. Лента получилась соответствующая. Визуальная стилистика и содержание послужили пропуском во внеконкурсную программу Каннского кинофестиваля и принесла Алексею несколько наград.

В процессе съемок режиссер столкнулся с целым рядом проблем, решением которых в будущем стала заниматься основанная в 1992-м году кинокомпания «СТВ», соучредителем которой стал продюсер Сергей Сельянов, с которым они познакомились и подружились на Высших курсах.
Следующий фильм выходит в 1994-м году и называется «Замок». В основу сценария лег роман Франца Кафки, а стилистически фильм продолжил линию первой работы режиссера. В дальнейшем, визуальные решения первых двух фильмов Бабаланова будут сравнивать с работами А. Германа-старшего. Удивляет целостность этих работ, их монолитность и эмоциональная насыщенность, абсурдность и горькая ирония. Не будет преувеличением, если назвать картины «портретом времени», который окончательно сформируется в фильме «Брат».
«Брат» стал прорывной картиной Алексея Балабанова, а его сиквел — закрепил и приумножил достигнутый результат. Однако они разные. Первый брат — это черта, проведенная под всем предыдущим творческим опытом Балабанова. В нем и мрачный портрет реальности, которая буквально в режиме прямой связи транслировалась на экраны. Это и своеобразная ода Петербургу, в который режиссер был однозначно влюблен. В нем и рок-музыканты, с которыми Балабанов некогда делал свои первые шаги в кино. Но самое главное — в нем был Данила Багров, который просто перешагнул настоящее, раздавив попутно его «героев», и устремился в будущее. Дальнобойщика, кстати, сыграл оператор обеих частей «Брата» — Сергей Астахов.

Еще один интересный факт — имя главного героя — «говорящее». Вы помните, в одной из сцен на кладбище Гофман, оценивая недавний поступок Данилы говорит: «Бог тебе судья». Так вот, одно из значений имени Даниил, в переводе с древнееврейского, означает «Бог мне судья». Символизм данного факта тяжело переоценить. «Брат» имел коммерческий успех и принес его создателям целый вагон всяческих наград. На волне его успеха относительно незамеченной прошел релиз следующей картины Балабанова — «Про уродов и людей».
«Про уродов и людей» — кино страшное, его первоначальное название — «Тихие люди». Сценарий Балабанов написал сам. Картинку мастерски стилизовал «под старину», добавив событиям, происходящим на стыке XIX и XX веков органичности. Но вот сами события — мрак, да и только. Балабанов мастерски демонстрирует низменное в человеке, заставляя одних просто плеваться, а других — задумываться над собственной «темной» стороной и пороками, присущими обществу. Никто ведь этого не афиширует, и тем более не выставляет в столь шокирующей наглядности. Однако, подобное кино вызывает и отрезвляющий эффект, заставляя взглянуть на реальность и человека во всей «красе».

Выход на большие экраны фильма «Брат 2» — событие в истории современного кинематографа. Это самый успешный и популярный фильм режиссера. Кино, без малого культовое. Фильм строился на фундаменте первой части и нисколечко не растерял в плане содержательности. Образ Данилы Багрова был фактически впечатан в сознание буквально каждого подростка, фактически сформировав идеалы целого поколения. «В чем сила, брат?» Уверен, что каждый из читающих знает ответ на этот вопрос.
Читать далее...