
Владимир Маяковский
«Ханжа»
Петр Иванович Васюткин
бога беспокоит много -
тыщу раз, должно быть, в сутки
упомянет имя бога.
У святоши - хитрый нрав, -
черт в делах сломает ногу.
Пару коробов наврав,
перекрестится: "Ей-богу".
Цапнет взятку - лапа в сале.
Вас считая за осла,
на вопрос:"Откуда взяли?"
отвечает:"Бог послал".
Он заткнул от нищих уши, -
сколько ни проси, горласт,
как от мухи отмахнувшись,
важно скажет:"Бог подаст".
Вам всуча дрянцо с пыльцой,
обворовывая трест,
крестит пузо и лицо,
чист, как голубь: "Вот те крест".
Грабят, режут - очень мило!
Имя божеское помнящ,
он пройдет, сказав громилам:
"Мир вам, братья, бог на помощь!"
Вор крадет с ворами вкупе.
Поглядев и скрывшись вбок,
прошептал, глаза потупив:
"Я не вижу...Видит бог".
Обворовывая массу,
разжиревши понемногу,
подытожил сладким басом:
"День прожил - и слава богу".
Возвратясь домой с питей -
пил с попом пунцоворожим, -
он сечет своих детей,
чтоб держать их в страхе божьем.
Жене измочалит волосья и тело
и, женин гнев остудя, бубнит елейно:
"Семейное дело. Бог нам судья".
На душе и мир и ясь.
Помянувши бога на ночь,
скромно ляжет, помолясь,
христианин Петр Иваныч.
Ублажаясь куличом да пасхой,
божьим словом нагоняя жир,
все еще живут, как у Христа за пазухой,
всероссийские ханжи.
Вера в Бога не мешает набожному герою лгать, воровать, брать взятки, проявлять равнодушие и трусость. Закончив рабочий день, Васюткин пьянствует, выбрав себе в собутыльники человека со схожей жизненной позицией, «попа пунцоворожего». В семейном быту поведение Васюткина не менее отвратительно: он бьет детей и жену. Все неблаговидные действия лицемер привык комментировать поговорками, которые транслируют присутствие Божьего промысла на разнообразные стороны мещанской жизни. Характеристику персонажа дополняет лексика с отрицательными коннотациями: «в сале», «разжиревши», «нагоняя жир».
Несоответствие между смыслом устойчивой конструкции поведения и действиями ханжи высвечивает истинную натуру вора и семейного тирана. Последнее сравнение — «как у Христа за пазухой» — подытоживает обличающую миниатюру из жизни персонажа.
О двуличии подобных Васюткиных говорится во множественном числе. Тревожит размах ханжества, когда духовность становится разменной монетой. Уверенные в своей правоте, «всероссийские ханжи» живут спокойной сытой жизнью. На их комфорт мало влияют даже политические трансформации: обыватели подобного сорта быстро приспосабливаются к новой реальности.И даже надев рясу, взяв кадило, в уме подсчитает сколько за свечки и отпевание в кошелёк за день привалило.
Ханжа пришел к воротам рая
И, роль привычную играя,
Воздев глаза, сложивши руки,
Смиренно попросил приюта.
Но Петр ему ответил круто:
- Не место здесь такому люду.
И в мыслях чертыхнувшись люто
Ханжа пришел к воротом ада,
Но черти, издали заметив,
Взмолились хором:
- К нам не надо!
Он нам испортит все на свете.
Беднягу к жизни возвращая,
Бог предложил ему такое:
Или постись, других прощая,
Или греша не строй святого,
Но только всех оставь в покое!
Меня тоже, как и Маяковского, удивляет, что буквально за десяток лет в России, миллионы недавних атеистов, превратились в богомольцев и готовы всенощно в церкви в очереди давиться, ладаном задыхаться, только бы в рай попасть. Ведь говорят же, что конец света скоро. Надо местечко в раю застолбить. Скоро такая орава у врат Святого Петра в очереди стоять будет, а он, ключами позвякивая, ухмыльнётся: "Куда вы ломитесь, грешники? В чистилище все! В Чистилище говорю!!!. Сквозь огонь, воды и медные трубы!!!"
Ну а если Николая Угодник именно на этой неделе отправит убийц и фашистов в Ад и спасёт от бомбёжек детей Донбасса, вспомнит о умирающих с голода детей Африки, ну хотя бы побеспокоится о новорожденных, чтобы они не рождались больными и уродами, не умирали в младенчестве, тогда и я запишусь к Святому Апостолу на приём.