Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 25-26 |
XXV. Третье дело этой Заповеди состоит в том, чтобы во всякой нужде призывать Божье имя. Ибо «святить» и «почитать» это имя перед Богом означает именно то, чтобы произносить и призывать его в трудностях и нужде. И Он посылает нам столько проблем, страданий, трудностей и даже смерть и попускает нам жить во множестве порочных, греховных страстей именно для того, чтобы таким образом побудить человека и дать ему весомую причину бежать к Нему, взывать к Нему, призывать Его святое Имя и тем самым исполнить дело Второй Заповеди, как Он и говорит в Псалме 49: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня; ибо Я желаю жертву хвалы». Именно таков путь, которым ты можешь взойти к спасению, ибо посредством таких дел человек видит и узнает, что такое Имя Божье, и как сильно оно помочь всем призывающим его; и таким образом уверенность и вера возрастают необычайно, а в них и состоит исполнение первой и величайшей Заповеди. Давид видел это в своей жизни: «Ты избавил меня от всех бед, и потому прославлю Имя Твое и исповедую, что оно прекрасно и сладкозвучно» (Псалом 53). И в Псалме 90 также говорится: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал Имя Мое».
Что есть человек на этой земле, чтобы ему на всю жизнь не было бы достаточно одного этого дела? Ибо кто может прожить ходя бы час без искушений? И я не говорю уже об испытаниях бедствиями, которым несть числа. Ибо самое опасное испытание из всех приходит тогда, когда никаких испытаний нет, и все идет хорошо; ибо тогда человека посещает искушение забыть Бога, стать слишком дерзким и злоупотребить временем благополучия. И в такие времена ему в десять раз более необходимо призывать Имя Бога, чем во времена скорбей. Ибо написано: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» (Псалом 90).
И мы тоже ясно видим — из того, с чем сталкиваются все люди ежедневно, — что самые гнусные грехи и пороки появляются чаще во время мира, когда все дешево и благополучно, чем когда нас гнетут войны, эпидемии, болезни и всякого рода несчастия; так что и Моисей боится, как бы его народ не отступил от Божьей Заповеди по той единственной причине, что они слишком сыты, слишком хорошо обеспечены и слишком наслаждаются миром, говоря: «Мой народ утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога» (Второзаконие 32). И это тоже было причиной того, почему Бог оставил многих врагов Израиля в живых и не изгнал их, чтобы израильтяне не знали покоя и были вынуждены упражняться в соблюдении Божьих Заповедей, как написано в 3-й главе Книги Судей. Так же Он поступает и с нами, когда посылает нам всевозможные несчастья: Он столь заботится о нас, что учит и побуждает нас призывать Его Имя, обретая уверенность и веру в Него и тем самым исполняя первые две Заповеди.
XXVI. И здесь глупцов — в особенности тех, кто ищет праведности и святости от дел, и тех, кто хочет быть больше других, — подстерегает опасность: они учат людей осенять себя крестным знамением, один вооружается «святыми письмами», другой бежит к гадалкам, один ищет того, другой этого — и все это для того лишь, чтобы убежать несчастий и быть в безопасности. Не стоит и говорить, что в этом заигрывании с колдовством, заклинаниями и предрассудками, которое совершается лишь затем, чтобы люди не нуждались в Божьем Имени и не полагались на него, присутствует дьявольский соблазн. Тем самым великое бесчестие совершается в отношении Имени Бога и первых двух Заповедей, поскольку люди обращаются сатане, людям или твари в поисках того, что следует искать, и что можно найти в одном лишь Боге, не через что иное, как через чистую веру и уверенность и через радостное размышление об Имени Бога и призывание его.
Рассудите об этом тщательно и сами решите: разве это не грубое и безумное извращение — они веруют в сатану, людей и тварь и полагаются на их помощь. Как благой и верный Бог вознаградит нас за то, что мы не уверовали в Него и не полагались на него в такой же и большей мере чем на человека и сатану, хотя Он не только обещает нам помощь и поддержку, но и заповедует нам с уверенностью искать ее и дает нам множество убедительных причин для того, чтобы обратить нашу веру и уверенность к Нему? Разве не прискорбно и не достойно жалости, что сатана или человек, который ничего не заповедует и ни к чему не призывает, но только обещает, превозносится выше Бога, Который обещает, призывает и заповедует, и что мы ожидаем большего от сатаны и человека, чем от Бога? Поистине мы должны устыдиться самих себя и научиться на примере тех, кто полагается на сатану или человека. Ибо если сатана, порочный и лживый дух, хранит верность всем тем, кто считает себя его союзниками, насколько больше должна быть верность безмерно милостивого и истинного Бога к человеку, который полагается на Него. И более того, разве не Он один остается верным? Богач надеется и полагается на свои деньги и имение, и они помогают ему; а мы не хотим возложить нашу надежду и упование на живого Бога и поверить, что Он хочет и может помочь нам? Мы говорим: «Золото не подведет», — и это правда, как и Варух говорит: «Золото — вот, на что надеются люди» (Варух 3). Но гораздо больше смелость, происходящая от наивысшего вечного Блага, на которое полагаются не люди, но одни лишь дети Божии.
— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 25-26
Метки: добрые дела лютер |
Чтение из Книги Согласия на XXI воскресенье после св. Троицы |
Девятый артикул, в котором мы учим, что Крещение необходимо для спасения, и что дети должны быть крещены, и что Крещение детей — не пустое дело, но необходимо для спасения и действенно, был одобрен [нашими оппонентами]. И поскольку Евангелие преподается среди нас чисто и прилежно, по благосклонности Божьей мы имеем от этого добрый плод — в наших церквях не появилось ни одного анабаптиста [они не нашли для себя почвы в наших церквях], потому что люди были укреплены Словом Божьим против порочной и мятежной клики этих разбойников. И так же, как мы осуждаем немало других заблуждений анабаптистов, мы осуждаем и то, что они называют Крещение маленьких детей бесполезным. Ибо обетование о спасении совершенно определенно относится и к малым детям [божественные обетования благодати и Святого Духа принадлежат не только старикам, но и детям]. Однако же оно не относится к тем, кто находится вне Церкви Христовой, где нет ни Слова, ни Таинств, ибо Царство Христово существует только со Словом и Таинствами. А потому необходимо крестить малых детей, чтобы обетование о спасении было применимо к ним, по заповеди Христа: «Крестите все народы» (Мф. 28:19). Точно так же, как спасение предлагается всем, Крещение тоже предлагается всем: мужчинам, женщинам, детям, младенцам. Отсюда ясно следует, что младенцев следует крестить, потому что с Крещением предлагается спасение [всеобщая благодать и сокровище Евангелия]. Во-вторых, Бог явно одобряет Крещение маленьких детей. Поэтому вера анабаптистов, осуждающих Крещение малых детей, порочна. О том же, что Бог одобряет Крещение малых детей, свидетельствует тот факт, что Он дарует Святого Духа принявшим такое Крещение [многим крещеным в детстве]. Ведь если бы это Крещение было пустым делом, Святой Дух не был бы дарован никому, никто не был бы спасен, и, наконец, не было бы Церкви. [Ибо в Церкви было много святых мужей, крещеных именно так, а не иначе]. Даже одного этого достаточно, чтобы обратить добрые и благочестивые умы против безбожных и фанатичных мнений анабаптистов.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул IX: Крещение, § 51-53
Метки: крещение детей |
Чтение из Книги Согласия на XVI Воскресенье после св. Троицы |
Они же цитируют против нас некоторые библейские отрывки, а именно, Мф. 16:18: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». А также: «И дам тебе ключи». И также Ин. 21:15: «Паси агнцев Моих» и некоторые другие. Но поскольку все эти прекословия уже были подробно и в точности рассмотрены в других книгах наших богословов, и мы не можем вспомнить здесь обо всем, мы ссылаемся на эти сочинения и хотим, чтобы к ним относились так, будто мы повторили все это. Однако мы дадим краткий ответ по поводу истолкования [процитированных отрывков].
Во всех этих отрывках Петр выступает как представитель всего собрания Апостолов [и говорит не только от своего имени, но за всех Апостолов], как видно из самого библейского текста. Ибо Христос спрашивает не одного лишь Петра, но говорит: «А вы за кого почитаете Меня?» И то, что здесь сказано [одному Петру] в единственном числе: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь...» — в другом отрывке сказано [им всем] во множественном числе, Мф. 18:18: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле...» А также в Ин. 20:23: «Кому простите грехи, тому простятся...» Эти слова свидетельствуют о том, что Ключи в равной мере даны всем апостолам, и что все апостолы в одинаковой мере посланы [проповедовать].
Вдобавок необходимо признать, что Ключи принадлежат не личности одного конкретного человека, но Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные и ясные и твердые аргументы. Ибо Христос, говоря о Ключах, добавляет: «...Если двое [или трое] из вас согласятся на земле...” (Мф. 18:19). Таким образом, Он дарует Ключи, прежде всего, непосредственно Церкви — и по этой самой причине Церковь, прежде всего, имеет право призывать на служение. [Ибо точно так же, как обетование Евангелия принадлежит несомненно и непосредственно всей Церкви, так и Ключи принадлежат непосредственно всей Церкви, ибо Ключи есть не что иное, как служение, посредством которого данное обетование доносится до всякого, кто этого желает, точно так же, как на самом деле очевидно, что Церковь имеет власть рукополагать служителей Церкви. И Христос говорит так: «Что вы свяжете на земле...» — и показывает, кому Он дал Ключи —Церкви: «Где двое или трое собраны во имя Мое». Подобным же образом Христос дает Церкви право высшего и окончательного суда, говоря: «Скажи церкви»].
Таким образом, в этих отрывках Петр не может не быть представителем всего собрания апостолов, и по этой причине они не дают Петру никакого первенства, или превосходства, или господства [которые он имел бы или должен был бы иметь по своему преимуществу перед другими апостолами].
— Трактат о власти и первенстве папы, § 22-24
|
Чтение из Книги Согласия на XV воскресенье после св. Троицы |
Но поскольку верующие не полностью обновлены в этом мире, но ветхий Адам держится за них до самой могилы, в них также продолжается борьба между духом и плотью. Поэтому они поистине находят удовольствие в Законе Божьем по внутреннему человеку, но закон, действующий в их членах, борется против закона в их уме; следовательно, они никогда не остаются без Закона, и все-таки находятся не под Законом, а в Законе, и живут и ходят в Законе Господнем, однако ничего не делают по принуждению Закона.
Однако что касается ветхого Адама, который все еще держится за них, его должно побуждать не только Законом, но и наказаниями; тем не менее, он делает все против воли и по принуждению — не в меньшей степени, чем безбожники, которых побуждают и удерживают в повиновении угрозы Закона (1 Кор. 9:27; Рим. 7:18-19).
Итак, это учение о Законе также нужно верующим, чтобы они не надеялись на собственную святость и преданность и, ссылаясь на Духа Божия, не ввели самочинное поклонение, не имеющее опоры на Слово и заповедь Бога, как и написано во Втор. 12:8, 28, 32: «...Вы не должны делать... каждый, что ему кажется правильным...», но «...слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе...». «Не прибавляй к тому и не убавляй от того».
— Формула Согласия: Детальное Изложение. Артикул VI: О Третьем Использовании Закона Божьего, §§ 18-20
|
Чтение из Книги Согласия на XIII Воскресенье после св. Троицы |
К этому относятся и слова Христа из Евангелия от Луки 17:10: “Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: ‘мы рабы ничего не стоящие’” Эти слова ясно провозглашают, что Бог спасает по милости и по Своему обетованию, а не потому, что к этому Его обязывает ценность наших добрых дел. […] Ибо, прежде всего, наши противники заблуждаются относительно понятия “вера”; ведь если бы оно обозначало то знание истории, которое присутствует и в порочных людях и в демонах, противники были бы правы, утверждая, что вера не приносит плода, когда они говорят: “Когда мы уверовали во все, скажите: ‘Мы рабы ничего не стоящие’”. Однако мы говорим не о знании истории, но об уверенности в обетовании и милосердии Бога. И эта уверенность в обетовании исповедует, что мы — “рабы ничего не стоящие”; да, это исповедание — что наши дела недостойны — есть глас самой веры, как видно из процитированного чуть выше текста Даниила 9:18: “...Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу...” Ибо вера спасает потому, что она приемлет милость, или обетование благодати,хотя дела наши и недостойны; и в таком понимании — а именно, что наши дела недостойны, — рассмотренная антистрофа (“Если вы уверовали во все, говорите: ‘Мы рабы ничего не стоящие’”) нисколько не ранит нас; ибо вместе со всею Церковью мы учим тому, что мы спасены из милости.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул V: О любви и исполнении Закона. §§ 213, 216-17
|
Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 23-24 |
Метки: лютер добрые дела |
Чтение из Книги Согласия на XI Воскресенье после св. Троицы |
|
Писание, Катехизис, сборник гимнов |
Метки: гимны катехизис поклонение |
Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 21-22 |
Метки: лютер добрые дела катехизис |
Чудесное и небходимое утешение: Вечеря Господня |
Метки: хемниц причастие |
Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 19-20 |
Метки: добрые дела лютер |
Чтение из Книги Согласия на Десятое воскресенье после Троицы |
|
Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 17-18 |
Метки: лютер добрые дела |
О делении Декалога на заповеди... |
На протяжении истории разные богословы делили текст Исх. 20:2-17 на десять частей по-разному…
Самый древний метод, которой мы находим в сочинениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия (I век н. э.), принимает стих 3 за первую заповедь, стихи 4-6 — за вторую и т. д. Такое деление называется «филоновым», его приняла греческая православная церковь и большинство протестантов, за исключением лютеран.
Впоследствии иудейский Талмуд (III век) рассматривал предисловие в стихах 1-2 как первое из десяти «слов» и объединял стихи 3-6 во второе «слово». Такое деление называется «талмудическим» и было принято всеми иудеями.
В V столетии св. Августин изложил десять заповедей, начав со второго талмудического «слова» в качестве первой заповеди; и, следуя тексту Втор. 5:21, включил в девятую заповедь запрет желать жену ближнего, а в десятую — запрет желать его дом и прочее имущество. Это деление называется «августиновым».
Католическая церковь приняла августинов метод, и Лютер сохранил эту традицию с одной поправкой — он предпочел последовать тексту 20-й главы книги Исход, и потому его девятая заповедь стала запретом против желания дома, а десятая запрещала желать жену, рабов и животных. Лютеране продолжают следовать этому образцу.
— Neil MacQueen
Метки: ЗАПОВЕДИ богословие |
Чтение из Книги Согласия на Девятое воскресенье после Троицы |
Метки: крещение обращение |
Немного хорошего лютеранского богословия... |
Метки: богословие оправдание добрые дела |
Дневные размышления о Третьем применении Закона... |
Метки: третье применение закона |
Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, §15-16 |
Метки: лютер добрые дела |
Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 13-14 |
Метки: добрые дела лютер |