-Метки

fun genus kenoticum genus majestaticum imago dei sola scriptura августин адиафора антиномизм антропология апологетика библия благовестие богословие богословие креста большой катехизис вальтер вера видео власть меча вознесение вторая заповедь герхард грех добрые дела душа евангелие единство церкви епископ закон и евангелие зассе исповедь история лютеранства катехизис койнония конфессиональное лютеранство краут крест крещение ленски либерализм литургия любовь лютер лютеранство молитва мормоны небеса обожение общение с богом оправдание ординация женщин освящение пипер пипкорн писание питерс плоть поклонение предопределение пресвитер призвание причастие причастники божеского естества пройз проповедь противление власти псалмы возмездия псалтирь разум реальное присутствие салеска светская власть свобода священство всех верующих слово и таинства служение таинства теозис толкование библии хемниц христианская жизнь церковная дисциплина церковное пение церковный год церковь честертон энтузиасты

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Мартын_Лютый

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.05.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 3764




"И все-таки славословить Тебя хочет человек, частица созданий Твоих. Ты услаждаешь нас этим славословием, ибо Ты создал нас для Себя, и не знает покоя сердце наше, пока не успокоится в Тебе" (блаж. Августин).

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 25-26

Суббота, 11 Октября 2008 г. 02:33 + в цитатник

XXV. Третье дело этой Заповеди состоит в том, чтобы во всякой нужде призывать Божье имя. Ибо «святить» и «почитать» это имя перед Богом означает именно то, чтобы произносить и призывать его в трудностях и нужде. И Он посылает нам столько проблем, страданий, трудностей и даже смерть и попускает нам жить во множестве порочных, греховных страстей именно для того, чтобы таким образом побудить человека и дать ему весомую причину бежать к Нему, взывать к Нему, призывать Его святое Имя и тем самым исполнить дело Второй Заповеди, как Он и говорит в Псалме 49: «Призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня; ибо Я желаю жертву хвалы». Именно таков путь, которым ты можешь взойти к спасению, ибо посредством таких дел человек видит и узнает, что такое Имя Божье, и как сильно оно помочь всем призывающим его; и таким образом уверенность и вера возрастают необычайно, а в них и состоит исполнение первой и величайшей Заповеди. Давид видел это в своей жизни: «Ты избавил меня от всех бед, и потому прославлю Имя Твое и исповедую, что оно прекрасно и сладкозвучно» (Псалом 53). И в Псалме 90 также говорится: «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал Имя Мое».

Что есть человек на этой земле, чтобы ему на всю жизнь не было бы достаточно одного этого дела? Ибо кто может прожить ходя бы час без искушений? И я не говорю уже об испытаниях бедствиями, которым несть числа. Ибо самое опасное испытание из всех приходит тогда, когда никаких испытаний нет, и все идет хорошо; ибо тогда человека посещает искушение забыть Бога, стать слишком дерзким и злоупотребить временем благополучия. И в такие времена ему в десять раз более необходимо призывать Имя Бога, чем во времена скорбей. Ибо написано: «Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя» (Псалом 90).

И мы тоже ясно видим — из того, с чем сталкиваются все люди ежедневно, — что самые гнусные грехи и пороки появляются чаще во время мира, когда все дешево и благополучно, чем когда нас гнетут войны, эпидемии, болезни и всякого рода несчастия; так что и Моисей боится, как бы его народ не отступил от Божьей Заповеди по той единственной причине, что они слишком сыты, слишком хорошо обеспечены и слишком наслаждаются миром, говоря: «Мой народ утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога» (Второзаконие 32). И это тоже было причиной того, почему Бог оставил многих врагов Израиля в живых и не изгнал их, чтобы израильтяне не знали покоя и были вынуждены упражняться в соблюдении Божьих Заповедей, как написано в 3-й главе Книги Судей. Так же Он поступает и с нами, когда посылает нам всевозможные несчастья: Он столь заботится о нас, что учит и побуждает нас призывать Его Имя, обретая уверенность и веру в Него и тем самым исполняя первые две Заповеди.

XXVI. И здесь глупцов — в особенности тех, кто ищет праведности и святости от дел, и тех, кто хочет быть больше других, — подстерегает опасность: они учат людей осенять себя крестным знамением, один вооружается «святыми письмами», другой бежит к гадалкам, один ищет того, другой этого — и все это для того лишь, чтобы убежать несчастий и быть в безопасности. Не стоит и говорить, что в этом заигрывании с колдовством, заклинаниями и предрассудками, которое совершается лишь затем, чтобы люди не нуждались в Божьем Имени и не полагались на него, присутствует дьявольский соблазн. Тем самым великое бесчестие совершается в отношении Имени Бога и первых двух Заповедей, поскольку люди обращаются сатане, людям или твари в поисках того, что следует искать, и что можно найти в одном лишь Боге, не через что иное, как через чистую веру и уверенность и через радостное размышление об Имени Бога и призывание его.

Рассудите об этом тщательно и сами решите: разве это не грубое и безумное извращение — они веруют в сатану, людей и тварь и полагаются на их помощь. Как благой и верный Бог вознаградит нас за то, что мы не уверовали в Него и не полагались на него в такой же и большей мере чем на человека и сатану, хотя Он не только обещает нам помощь и поддержку, но и заповедует нам с уверенностью искать ее и дает нам множество убедительных причин для того, чтобы обратить нашу веру и уверенность к Нему? Разве не прискорбно и не достойно жалости, что сатана или человек, который ничего не заповедует и ни к чему не призывает, но только обещает, превозносится выше Бога, Который обещает, призывает и заповедует, и что мы ожидаем большего от сатаны и человека, чем от Бога? Поистине мы должны устыдиться самих себя и научиться на примере тех, кто полагается на сатану или человека. Ибо если сатана, порочный и лживый дух, хранит верность всем тем, кто считает себя его союзниками, насколько больше должна быть верность безмерно милостивого и истинного Бога к человеку, который полагается на Него. И более того, разве не Он один остается верным? Богач надеется и полагается на свои деньги и имение, и они помогают ему; а мы не хотим возложить нашу надежду и упование на живого Бога и поверить, что Он хочет и может помочь нам? Мы говорим: «Золото не подведет», — и это правда, как и Варух говорит: «Золото — вот, на что надеются люди» (Варух 3). Но гораздо больше смелость, происходящая от наивысшего вечного Блага, на которое полагаются не люди, но одни лишь дети Божии.

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 25-26

Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Чтение из Книги Согласия на XXI воскресенье после св. Троицы

Пятница, 10 Октября 2008 г. 01:54 + в цитатник

Девятый артикул, в котором мы учим, что Крещение необходимо для спасения, и что дети должны быть крещены, и что Крещение детей — не пустое дело, но необходимо для спасения и действенно, был одобрен [нашими оппонентами]. И поскольку Евангелие преподается среди нас чисто и прилежно, по благосклонности Божьей мы имеем от этого добрый плод — в наших церквях не появилось ни одного анабаптиста [они не нашли для себя почвы в наших церквях], потому что люди были укреплены Словом Божьим против порочной и мятежной клики этих разбойников. И так же, как мы осуждаем немало других заблуждений анабаптистов, мы осуждаем и то, что они называют Крещение маленьких детей бесполезным. Ибо обетование о спасении совершенно определенно относится и к малым детям [божественные обетования благодати и Святого Духа принадлежат не только старикам, но и детям]. Однако же оно не относится к тем, кто находится вне Церкви Христовой, где нет ни Слова, ни Таинств, ибо Царство Христово существует только со Словом и Таинствами. А потому необходимо крестить малых детей, чтобы обетование о спасении было применимо к ним, по заповеди Христа: «Крестите все народы» (Мф. 28:19). Точно так же, как спасение предлагается всем, Крещение тоже предлагается всем: мужчинам, женщинам, детям, младенцам. Отсюда ясно следует, что младенцев следует крестить, потому что с Крещением предлагается спасение [всеобщая благодать и сокровище Евангелия]. Во-вторых, Бог явно одобряет Крещение маленьких детей. Поэтому вера анабаптистов, осуждающих Крещение малых детей, порочна. О том же, что Бог одобряет Крещение малых детей, свидетельствует тот факт, что Он дарует Святого Духа принявшим такое Крещение [многим крещеным в детстве]. Ведь если бы это Крещение было пустым делом, Святой Дух не был бы дарован никому, никто не был бы спасен, и, наконец, не было бы Церкви. [Ибо в Церкви было много святых мужей, крещеных именно так, а не иначе]. Даже одного этого достаточно, чтобы обратить добрые и благочестивые умы против безбожных и фанатичных мнений анабаптистов.

 

— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул IX: Крещение, § 51-53

 

 

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Метки:  

Чтение из Книги Согласия на XVI Воскресенье после св. Троицы

Среда, 03 Сентября 2008 г. 00:29 + в цитатник

Они же цитируют против нас некоторые библейские отрывки, а именно, Мф. 16:18: «Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою». А также: «И дам тебе ключи». И также Ин. 21:15: «Паси агнцев Моих» и некоторые другие. Но поскольку все эти прекословия уже были подробно и в точности рассмотрены в других книгах наших богословов, и мы не можем вспомнить здесь обо всем, мы ссылаемся на эти сочинения и хотим, чтобы к ним относились так, будто мы повторили все это. Однако мы дадим краткий ответ по поводу истолкования [процитированных отрывков].

Во всех этих отрывках Петр выступает как представитель всего собрания Апостолов [и говорит не только от своего имени, но за всех Апостолов], как видно из самого библейского текста. Ибо Христос спрашивает не одного лишь Петра, но говорит: «А вы за кого почитаете Меня?» И то, что здесь сказано [одному Петру] в единственном числе: «И дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь...» — в другом отрывке сказано [им всем] во множественном числе, Мф. 18:18: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле...» А также в Ин. 20:23: «Кому простите грехи, тому простятся...» Эти слова свидетельствуют о том, что Ключи в равной мере даны всем апостолам, и что все апостолы в одинаковой мере посланы [проповедовать].

Вдобавок необходимо признать, что Ключи принадлежат не личности одного конкретного человека, но Церкви, о чем свидетельствуют многочисленные и ясные и твердые аргументы. Ибо Христос, говоря о Ключах, добавляет: «...Если двое [или трое] из вас согласятся на земле...” (Мф. 18:19). Таким образом, Он дарует Ключи, прежде всего, непосредственно Церкви — и по этой самой причине Церковь, прежде всего, имеет право призывать на служение. [Ибо точно так же, как обетование Евангелия принадлежит несомненно и непосредственно всей Церкви, так и Ключи принадлежат непосредственно всей Церкви, ибо Ключи есть не что иное, как служение, посредством которого данное обетование доносится до всякого, кто этого желает, точно так же, как на самом деле очевидно, что Церковь имеет власть рукополагать служителей Церкви. И Христос говорит так: «Что вы свяжете на земле...» — и показывает, кому Он дал Ключи —Церкви: «Где двое или трое собраны во имя Мое». Подобным же образом Христос дает Церкви право высшего и окончательного суда, говоря: «Скажи церкви»].

Таким образом, в этих отрывках Петр не может не быть представителем всего собрания апостолов, и по этой причине они не дают Петру никакого первенства, или превосходства, или господства [которые он имел бы или должен был бы иметь по своему преимуществу перед другими апостолами].

— Трактат о власти и первенстве папы, § 22-24

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Чтение из Книги Согласия на XV воскресенье после св. Троицы

Среда, 27 Августа 2008 г. 21:47 + в цитатник

Но поскольку верующие не полностью обновлены в этом мире, но ветхий Адам держится за них до самой могилы, в них также продолжается борьба между духом и плотью. Поэтому они поистине находят удовольствие в Законе Божьем по внутреннему человеку, но закон, действующий в их членах, борется против закона в их уме; следовательно, они никогда не остаются без Закона, и все-таки находятся не под Законом, а в Законе, и живут и ходят в Законе Господнем, однако ничего не делают по принуждению Закона.

Однако что касается ветхого Адама, который все еще держится за них, его должно побуждать не только Законом, но и наказаниями; тем не менее, он делает все против воли и по принуждению — не в меньшей степени, чем безбожники, которых побуждают и удерживают в повиновении угрозы Закона (1 Кор. 9:27; Рим. 7:18-19).

Итак, это учение о Законе также нужно верующим, чтобы они не надеялись на собственную святость и преданность и, ссылаясь на Духа Божия, не ввели самочинное поклонение, не имеющее опоры на Слово и заповедь Бога, как и написано во Втор. 12:8, 28, 32: «...Вы не должны делать... каждый, что ему кажется правильным...», но «...слушай и исполняй все слова сии, которые заповедую тебе...». «Не прибавляй к тому и не убавляй от того».

— Формула Согласия: Детальное Изложение. Артикул VI: О Третьем Использовании Закона Божьего, §§ 18-20

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Чтение из Книги Согласия на XIII Воскресенье после св. Троицы

Вторник, 12 Августа 2008 г. 03:13 + в цитатник

К этому относятся и слова Христа из Евангелия от Луки 17:10: “Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: ‘мы рабы ничего не стоящие’” Эти слова ясно провозглашают, что Бог спасает по милости и по Своему обетованию, а не потому, что к этому Его обязывает ценность наших добрых дел. […]  Ибо, прежде всего, наши противники заблуждаются относительно понятия “вера”; ведь если бы оно обозначало то знание истории, которое присутствует и в порочных людях и в демонах, противники были бы правы, утверждая, что вера не приносит плода, когда они говорят: “Когда мы уверовали во все, скажите: ‘Мы рабы ничего не стоящие’”. Однако мы говорим не о знании истории, но об уверенности в обетовании и милосердии Бога. И эта уверенность в обетовании исповедует, что мы — “рабы ничего не стоящие”; да, это исповедание — что наши дела недостойны — есть глас самой веры,  как видно из процитированного чуть выше текста Даниила 9:18: “...Мы повергаем моления наши пред Тобою, уповая не на праведность нашу...” Ибо вера спасает потому, что она приемлет милость, или обетование благодати,хотя дела наши и недостойны; и в таком понимании — а именно, что наши дела недостойны, — рассмотренная антистрофа (“Если вы уверовали во все, говорите: ‘Мы рабы ничего не стоящие’”) нисколько не ранит нас; ибо вместе со всею Церковью мы учим тому, что мы спасены из милости.

— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул V:  О любви и исполнении Закона. §§ 213, 216-17

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 23-24

Четверг, 31 Июля 2008 г. 02:47 + в цитатник
XXIII. Тем не менее, мы должны иметь доброе имя и репутацию, и каждый должен жить так, чтобы о нем нельзя было сказать ничего дурного, и чтобы не полагать никому преткновения, как и св. Павел говорит в 12-й главе Послания к римлянам: «Мы должны печься о добром не только перед Богом, но и перед всеми человеками». И снова, в 4-й главе 2-го Послания к коринфянам: «Мы живем так честно, что ни у кого нет ничего против нас». Однако мы должны быть очень осторожны и осмотрительны, чтобы эта репутация и доброе имя не заставили наше сердце возгордиться и находить в этом удовольствие. Здесь применимы слова Соломона: « Как огонь в горниле испытывает золото, так человека испытывают уста, которые хвалят его». Наверное, лишь немногие и самые духовные люди остаются равнодушными и неизменными, когда их хвалят и превозносят, так что они не волнуются, не гордятся и не наслаждаются, но остаются совершенно свободными и отдают всю честь и славу Богу, вознося ее Ему одному и используя ее ради славы Бога, для назидания ближнего, но никогда — для собственной выгоды или пользы; и такой человек не полагается на свою славу, не ставит себя выше самого беспомощного и презренного человека на земле, но называет себя рабом Бога, Который дал ему славу, чтобы он с ее помощью мог служить Богу и ближнему — точно так же, как если бы Он повелел ему ради имени Своего раздать нищим несколько золотых монет. И потому Господь говорит в 5-й главе Матфея: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного». Он не говорит: «Они прославят вас», — но: «Твои дела должны быть для них только назиданием, чтобы через них они прославили Бога в тебе и в самих себе». Таково правильное использование Божьего Имени и Божьей славы, когда Бог тем самым прославляется через назидание других. Если же люди хотят хвалить нас, а не Бога в нас, мы не должны этого терпеть, но всеми силами запрещать это и убегать от этого, как от самого страшного греха и посягательства на божественную славу.

XXIV. Именно поэтому Бог часто попускает человеку совершить тяжкий грех или оставаться в нем, чтобы человек пал в своих глазах и в глазах всех людей, которые в противном случае — если бы он остался непоколебим в своих великих дарах и добродетелях — не удержались бы от великого порока бахвальства и тщеславия; и Богу приходится предупреждать этот грех с помощью других тяжких грехов, чтобы одно Его имя было прославляемо; и таким образом один грех становится лекарством от другого греха — по причине нашей развращенной природы, которая не только творит зло, но и злоупотребляет добром.

Итак, ты видишь, сколь много человеку нужно сделать, чтобы творить добрые дела, которые всегда доступны ему в изобилии, и которыми он окружен со всех сторон; но, увы, по причине собственной слепоты он проходит мимо этих добрых дел и гоняется за другими делами, которые сам выдумывает, и в которых находит удовольствие, — с этим никому не под силу бороться, и никому под силу устоять перед этим. Всем пророкам приходилось бороться с этим, и именно поэтому их всех убили — только потому, что они отвергали подобные самочинные дела и проповедовали одни только Божьи заповеди, как один из них свидетельствует в 7-й главе Книге пророка Иеремии: «Так говорит вам Бог Израилев: всесожжения ваши прилагайте к жертвам вашим и ешьте ваши всесожжения и ваше мясо сами; ибо об этом Я не давал вам заповеди, но такую заповедь дал вам: „слушайтесь гласа Моего (то есть, не того, что вам кажется правильным и хорошим, но того, что Я говорю вам) и ходите по всякому пути, который Я заповедал вам“».  И в 12-й главе Книги Второзакония: «Ты не должен делать того, что тебе кажется правильным, но то, что Бог твой заповедал тебе».


Эти и бесчисленные подобные отрывки из Писания даны для того, чтобы оторвать человека не только от грехов, но и от дел, которые кажутся людям хорошими и правильными, и чтобы обратить людей — всех вместе — к единственному простому смыслу Божьей заповеди, чтобы они добросовестно соблюдали ее, всегда только ее, как написано в 13-й главе Книги Исход: «Эти заповеди будут знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими». И в 1-м Псалме: «Благочестивый муж размышляет о Законе Божьем день и ночь». Ибо нам предстоит более чем достаточно, слишком много дел, чтобы исполнить одни только Божьи заповеди. Он дал нам такие заповеди, чтобы мы, если сумеем правильно их понять, не смели ни минуты провести в праздности и с легкостью забыли обо всех остальных делах. Однако злобный дух, который никогда не спит, не имея возможности увлечь нас налево, к злым делам, нападает на нас справа, с помощью самочинных дел, которые кажутся добрыми, но которые Бог запретил: «Не отступай от Моих заповедей ни направо, ни налево» (Второзаконие 28; Иисуса Навина 23).


— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть 1 § 23-24
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Чтение из Книги Согласия на XI Воскресенье после св. Троицы

Вторник, 29 Июля 2008 г. 22:29 + в цитатник
Соответственно, мы веруем, учим и исповедуем, что наша праведность пред Богом заключается [именно] в том, что Бог прощает нам наши грехи из одной лишь милости Своей, без каких-либо дел, заслуг или достоинств с нашей стороны в прошлом, настоящем или будущем, что Он дарует и вменяет нам праведность послушания Христова, и благодаря этой праведности Он принимает нас в благодать Свою и считает нас праведными.

Мы веруем, учим и исповедуем, что одна лишь вера является средством и орудием, посредством которого мы принимаем Христа и тем самым во Христе ту праведность, которая угодна Богом, ради Которого эта вера вменяется нам в праведность (см. Рим.4:5).

Мы веруем, учим и исповедуем, что эта вера — не просто знание жития Христа, но являет собой такой дар от Бога, посредством которого мы приходим в Слове Евангелия к верному познанию Христа как нашего Искупителя и уповаем на Него в том, что ради одного лишь Его послушания мы имеем, по благодати, прощение грехов, названы святыми и праведными перед Богом Отцом и спасены навеки.

Мы веруем, учим и исповедуем, что слово «оправдывать» (iustificare), как следует из его употребления в Святом Писании, означает в контексте данного артикула «отпускать», то есть провозглашать свободным от грехов. «Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом» (Пр. 17:15). А также, Рим. 8:33: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их».

— Формула Согласия: Конспективное изложение. Артикул III: О праведности верой перед Богом, §§ 4-7
Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Писание, Катехизис, сборник гимнов

Пятница, 25 Июля 2008 г. 03:42 + в цитатник
Писание, Катехизис и сборник гимнов — вот три книги, на которых основана жизнь христианина. Я впервые услышал об этом от праведного д-ра Кеннета Корби, а он, я думаю, заимствовал эту мысль у Вильгельма Лоэ, но я слишком ленив, чтобы посмотреть источник. В конце концов, это дневник, а не курсовая работа. Эта фраза врезалась мне в память на все 16 лет моего служения. Писание, записанное Слово Бога. Катехизис и вероисповедные книги, дорожная карта и компас, сумма библейского учения. И сборник гимнов. Сборник гимнов — это lex orandi («закон молитвы»), идущий рука об руку с нашим lex credendi («законом веры»), — литургия, распорядок богослужения, гимны и молитвы, которые дошли до нас из прошлого, и к которым мы добавили лучшие из наших собственных.

На нашей недавней конференции «Аминь» в г. Сент-Луисе я вновь думал об этих трех книгах при виде того, как они присутствовали и использовались на протяжении четырех дней конференции. Писание, Катехизис и сборник гимнов. Лекции и семинары были глубоко проникнуты Писанием и Катехизисом. Этого и следовало ожидать от лютеранской молодежной конференции, но было здорово слышать, как каждый участник повторял знакомые слова Катехизиса и применял их к решению поставленных перед ним вопросов. Мы поистине благословлены тем, что частью нашего предания являются Большой и Краткий Катехизисы. Когда мы «осмеливаемся быть лютеранами», мы осмеливаемся верить в эти простые слова и жить ими, делая их ритмом своей жизни.

Однако больше всего меня поразило, как использовался сборник гимнов. Такие конференции всегда построены вокруг поклонения. Много поклонения. Четырежды в день. И это поклонение всегда носит литургический характер и включает в себя пение гимнов. Все оно основано на нашем сборнике гимнов (Lutheran Service Book).  Заутрени, вечерни, вечерние молитвы и молитвы при завершении дня. Мы пели древние гимны, новые гимны, знакомые и незнакомые гимны. Я снова понял, насколько важна «третья книга» — сборник гимнов. Особенно потрясло меня пение гимна Lo, He Comes with Clouds Descending («Вот Он грядет, на облаках спускаясь») на последней вечерне. Я повернулся к человеку, сидевшему рядом со мной на скамье, и сказал: «Wow!»

Когда мы используем наш сборник гимнов, нам нет нужды представлять книги, по которым мы поклоняемся, для богословской оценки и одобрения. Они уже изучены и одобрены все Синодом, соборно. Нет нужды, чтобы кто-то заново проверял наши гимны. И, что самое важное, мы поем все вместе — молодежь, люди средних лет, такие как я сам, наши дедушки и бабушки. Мы все находимся на одной и той же странице одной и той же книги.

Мудрость Книги Притч гласит: «Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится» (Пр. 22:6).  Если мы даем нашим детям и молодежи гимны, наполненные богословием, в центре которого стоит человек, которое построено по принципам маркетинга и популярной психологии, нам не стоит удивляться, если они выберут этот путь, став старше. Мы сами подготовили их к этому. Это их основное богословие. То же самое можно сказать и о нашем сборнике гимнов. Если в гимнах мы преподаем им богословие, имеющее своим центром Христа, Таинства, Закон и Евангелие, они научатся на слух отличать подделки от истины. Чуждое богословие и поклонение режет слух тем, кто воспитан на настоящем богословии.

Жалобы, которые я чаще всего слышу на конференциях «Аминь», связаны с тем, что некоторые дети хотят «допеть гимн до конца». Вот это я и называю «осмелиться быть лютеранином»!

Рубрики:  Практика

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 21-22

Четверг, 24 Июля 2008 г. 23:57 + в цитатник
XXI. Таким образом, первое дело этой Заповеди состоит в том, чтобы восхвалять Бога за все Его неисчислимые благодеяния, так что подобные хвала и благодарения по праву не должны прекращаться или заканчиваться. Ибо кто может в совершенстве восхвалить Его за дар природной жизни, не говоря уже обо всех земных и вечных благословениях? И потому уже одна эта часть Заповеди переполняет человека благими и драгоценными делами; если человек делает их с истинной верой, его жизнь действительно не потрачена впустую. И в этом вопросе никто не грешит так сильно, как самые блистательные святые, которые довольны собой и любят восхвалять себя или слышать, как их восхваляют, превозносят и прославляют перед людьми.

Следовательно, второе дело этой Заповеди состоит в том, чтобы остерегаться и избегать всех земных почестей и восхвалений, а также не стремиться заработать себе имя, или славу, или репутацию, так чтобы все пели и говорили о тебе; это крайне опасный грех, в который люди, увы, чаще всего впадают, и который они, увы, считают наименее серьезным. Каждый, каким бы малым он ни был, хочет быть значительным и не оказаться последним — так глубоко человеческая природа погрязла в грехе самомнения и самоуверенности вопреки первым двум Заповедям.

Мир считает этот ужасный порок величайшей добродетелью, и потому для тех, кто не понимает Заповедей Божьих и сказанного в Священных Писаниях, крайне опасно читать языческие книги и слушать языческие рассказы. Ибо все языческие книги насквозь пропитаны этим ядом стремления к восхвалениям и почестям; эти книги с помощью слепого рассудка внушают людям, что тот, кого не волнуют восхваления и почести, не может быть влиятельным и достойным человеком; тот же, кто отказывается от тела и жизни, от друзей, имущества и всего на свете, стремясь заслужить славу и почести, считается лучшим человеком. Все святые Отцы сетовали лб этом пороке и единодушно говорили, что этот порок будет побежден последним. Св. Августин говорит: «Все прочие пороки находят свое выражение в злых делах; и только любовь к почестям и самодовольство присутствуют в добрых делах».

И потому, если бы у человека не было других дел помимо этого второго дела этой Заповеди, ему все равно пришлось бы трудиться всю жизнь, чтобы победить этот порок и избавиться от него, — настолько он распространен, незаметен, быстр и коварен. Все мы проходим мимо этого доброго дело и упражняемся в других, меньших добрых делах — нет, другими добрыми делами мы попираем это доброе дело и совершенно забываем о нем. И так святое Имя Божье, единственное достойное почитания, употребляется всуе и бесчестится из-за нашего проклятого имени, самодовольства и тщеславия. И этот грех более тяжек в глазах Бога, чем убийство и прелюбодеяние; но порочность этого греха не так бросается в глаза, как порочность убийства, — оно незаметно, потому что совершается не в грубой плоти, а в духе.

XXII. Некоторые думают, что молодым людям полезно соблазняться то репутацией и славой, то стыдом и позором и таким образом испытывать побуждение делать добро. Ибо многие делают добро и воздерживаются от зла из страха перед стыдом и из любви к славе и таким образом делают то, что в ином случае никогда бы не сделали или от чего никогда бы не воздержались. Пусть такие люди думают, как им угодно. Но сейчас мы размышляем о том, как следует делать по-настоящему добрые дела, — и тем, кто склонен к таковым, конечно, незачем руководствоваться страхом стыда или любовью к славе; у них есть, и должно быть более высокое и гораздо более благородное побуждение — а именно, Божья заповедь, Божий страх, Божье одобрение, а также их вера в Бога и любовь к Нему. Те же, кто не имеет этого мотива или игнорирует его и позволяет себе руководствоваться стыдом и честолюбием, тоже получают свою награду, как говорит Господь в 6-й главе Евангелия от Матфея; все их мотивы, а равно и дела, и вознаграждения не хороши — разве только в глазах мира.

Я уверен, что юношу проще воспитать и побудить к добрым делам Божьим страхом и Его заповедями, чем каким-либо иным способом. И все же там, где лучшие способы не помогают, нам приходится с терпением относиться к тому, что они делают добро и воздерживаются от зла из стыда и честолюбия, — точно так же, как мы должны с терпением относиться к грешникам и несовершенным, о которых мы говорили выше; и мы можем лишь сказать им, что их дела неудовлетворительны и неправы перед Богом, и засим оставить их до тех пор, пока они не научатся поступать правильно и ради Божьих заповедей тоже. Таким же образом, родители побуждают маленьких детей молиться, поститься, учиться и т.п. с помощью подарков и обещаний, хотя поступать так с детьми до конца их жизни нехорошо, иначе они никогда не научатся делать добро в страхе Божьем — хуже того, они приучатся делать добро ради похвалы и одобрения.

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 21-2
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Чудесное и небходимое утешение: Вечеря Господня

Среда, 23 Июля 2008 г. 03:31 + в цитатник
Собственный, простой и естественный смысл Слов Установления сообщает нам, что Сам Христос присутствует среди нас в Своем божестве и Своей плоти, когда мы празднуем Вечерю, и что Он приходит к нам для того, чтобы достичь нас (Флп. 3:12) и приблизить нас к Себе, несколько это возможно. Этим нам даруется чудесное утешение. Ибо Христос, будучи и Богом, и человеком, должен достичь нас, чтобы между Ним и нами возникло единство. Но мы, пригибаемые бременем греха и придавленные весом нашей немощи, еще не способны проникнуть в тайные небесные обители (Кол. 2:18) и достичь Его в славе. Поэтому Он Сам приходит к нам, чтобы достичь нас посредством той природы, которая делает Его нашим Братом. И поскольку немощь, свойственная нам в этой жизни, не способна вынести славы Его величия (Мф. 7:12-13; Acts 9:3-8), под видом хлеба и вина присутствуют, раздаются и принимаются Его тело и кровь. Он также не хочет, чтобы мы бродили вокруг врат небесных, не имея уверенности, в какой части небес следует искать Христа в Его человеческой природе, и можем ли мы вообще найти Его; но в Вечере Он Сам присутствует во внешнем празднестве и при помощи видимых знамений показывает, где именно Он хочет присутствовать в Своих плоти и крови, — и там мы можем смело искать Его и несомненно Его найдем, ибо там Он Сам посредством [публичного] служения раздает причастникам Свои тело и кровь. Однако мы полностью лишимся этих прекраснейших и самых необходимых утешений, если из Вечери удалить физическое присутствие, раздаяние и принятие тела и крови Христа.

—Мартин Хемниц
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 19-20

Вторник, 22 Июля 2008 г. 00:03 + в цитатник
XIX. Первая Заповедь запрещает нам иметь других богов и тем самым заповедует нам иметь Бога, истинного Бога, в твердой вере, доверии, уверенности, надежде и любви — это единственные дела, посредством которых человек может иметь, почитать и хранить Бога; ибо никаким другим делом, кроме веры и неверия, доверия или сомнения, нельзя найти или потерять Бога; ни одно другое дело не достигает Бога. И точно так же во Второй Заповеди нам запрещено использовать Его Имя напрасно. Однако этого недостаточно, но тем самым нам также заповедано чтить, призывать, прославлять, проповедовать и восхвалять Его Имя. Ибо Имя Божье не может не бесчеститься там, где оно должным образом не почитается. Ибо даже если оно почитается устами, преклонением коленей, лобзаниями и прочими жестами, если это не делается в сердце верой, твердым упованием на Божью благодать, это ни что иное, как свидетельство и знак лицемерия.

Видите, сколько разных добрых дел человек может делать в любое время в соответствии с этой Заповедью и все же никогда не истощить добрые дела этой Заповеди, так что ему действительно нет нужды пускаться в долгие паломничества или разыскивать святые места. Ибо есть ли такой момент, скажите мне, когда мы не получаем беспрестанно Божьи благословения или, напротив, не страдаем от несчастий? Но что еще есть Божьи благословения и несчастья, как не постоянное побуждение и вдохновение к тому, чтобы хвалить, чтить и благословлять Бога и призывать Его имя? И если бы тебе совершенно нечем было бы заняться, неужели тебе не хватило бы дел одной только этой Заповеди — того, чтобы непрестанно благословлять, воспевать, хвалить и чтить Божье Имя? И для чего еще могли быть созданы язык, голос, наречия и уста? Как сказано в Псалме 50: «Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою». И вновь: «Язык мой воспоет милость Твою».

Какое еще дело есть в небесах, кроме этой Второй Заповеди? Как написано в Псалме 83: «Блаженны живущие в доме Твоем: они непрестанно будут восхвалять Тебя». И Давид тоже говорит в Псалме 33: «Хвала Ему непрестанно в устах моих». И св. Павел в 10-й главе 1-го Послания к коринфянам: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию». А также в 3-й главе Послания к колоссянам: «Всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца». Если бы мы могли исполняли это дело, небеса у нас были бы здесь, на земле, и у нас всегда было бы достаточно дел, как  у святых на небесах.

XX. На этом основано чудесное и праведное суждение Божье, что иногда бедный человек, в котором не увидеть изобилия добрых дел, в уединении своего дома с радостью хвалит Бога, когда ему хорошо, или с твердым упованием призывает Его, когда он чувствует себя плохо, и тем самым делает большее и более богоугодное дело, чем другой человек, который много постится, много молится, жертвует в церкви, совершает паломничества и то здесь, то там обременяет себя великими делами. Такой глупец широко открывает уста свои, стремится к великим делам и настолько слеп, что совершенно не обращает внимания на это величайшее дело, и восхваление Бога в его глазах — ничтожная мелочь в сравнении с его возвышенными представлениями о делах, которые он сам выдумал, и в которых он, наверное, восхваляет самого себя больше, чем Бога, или находит в них большее удовольствие, чем в Боге; и тем самым своими добрыми делами он восстает против Второй Заповеди и ее дел. Примером тому служит евангельская история о фарисее и мытаре. Ибо грешник в своих грехах взывает к Богу и хвалит Его, и тем самым исполняет две высших Заповеди — веру и почитание Бога. Лицемер же не исполняет ни того, ни другого и с напыщенным видом делает прочие добрые дела, посредством которых восхваляет себя, а не Бога, и полагается на себя больше, чем на Бога. Поэтому Бог справедливо отвергает его и избирает другого.

Причина в том, что чем выше и лучше дела, тем они менее эффектны внешне. Кроме того, все считают эти дела легкими, ибо никто лучше не делает вид, что хвалит и почитает Божье Имя, чем те самые люди, которые никогда не делают этого и своим показным благочестием — в то время, как в их сердце нет веры, — бесчестят драгоценное дело. И потому св. апостол Павел дерзает говорить во 2-й главе Послания к римлянам, что хвалящиеся Божьим Законом бесчестят Божье Имя. Ибо произносить Имя Бога и писать Ему хвалебные слова на бумаге и на стенах очень просто; но от всего сердца прославлять и благословлять Его в Его добрых делах и с уверенностью призывать Его во всякой нужде — вот, наряду с верой, поистине редчайшие и высочайшие дела, и если бы мы увидели, как редки они в христианском мире, мы могли бы впасть в отчаяние от горя. Но при этом количество красивых, выдающихся дел, выдуманных людьми, или дел, похожих на истинные, но в глубине своей лишенных веры и верности, — короче говоря, тех, за которыми не стоит ничего доброго, — постоянно возрастает. Так и Исаия в 48-й главе обличает народ Израилев: «Слушайте это, называющиеся именем Израиля, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде». Иными словами они делали это без истинной веры и упования, в которых и заключаются настоящие истина и праведность, но уповали на самих себя, на собственные дела и способности, однако при этом призывали Божье Имя и хвалили Его, хотя одно с другим и несовместимо.

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 19-20
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Чтение из Книги Согласия на Десятое воскресенье после Троицы

Понедельник, 21 Июля 2008 г. 20:23 + в цитатник
И потому этим учением [о Божьем избрании] даруется и превосходное, славное утешение: забота Бога об обращении, праведности и спасении каждого христианина была столь велика, и Он столь верно вознамерился совершить его, что провозгласил о Своем намерении до сотворения мира и в Своем [тайном] замысле определил, как приведет меня к этому обращению [призовет и приведет меня ко спасению] и сохранит меня в нем. Кроме того, Он благоволил гарантировать мое спасение столь хорошо и надежно, что — поскольку по причине слабости и порочности нашей плоти мы легко можем упустить его из рук, или оно может быть украдено и отнято у нас коварством и силой сатаны и мира, — предопределил его в Своем вечном замысле, который не может потерпеть неудачу или быть остановлен, и отдал его на сохранение во всемогущую руку нашего Спасителя Иисуса Христа, из которой никто не может похитить нас (Ин. 10:28). Отсюда и Павел также говорит: «Ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас (призванных по Его изволению) от любви Божией во Христе Иисусе» (Рим.8:28, 39). [Уверенность в нашем блаженстве Павел полагает на основании божественного замысла, когда из  того факта, что мы призваны по изволению Божьему, делает вывод, что никто не может отлучить нас и т.д.]

Более того, это учение дарует славное утешение под тяжестью креста и посреди искушений — а именно, что Бог в Своем замысле прежде сотворения мира определил и постановил, что Он будет помогать нам во всякой нужде [в заботах и затруднениях], даровать нам терпение [под тяжестью креста], подавать утешение, пробуждать [питать и поддерживать] надежду и производить такой плод, который бы способствовал нашему спасению. А также — как и Павел весьма утешительным образом разъясняет это (Рим. 8:28, 29, 35, 38, 39), — что Бог в замысле Своем определил до сотворения мира, посредством каких тягот и страданий Он преобразит каждого из Своих избранных в образ Сына Своего, и что каждому тяготы Его креста должны и будут содействовать ко благу, потому что они призваны по Его изволению, откуда Павел и сделал уверенный и несомненный вывод, что ни искушения, ни нужда, ни смерть, ни жизнь, ни что-либо другое не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем.

— Формула Согласия: Детальное изложение. Артикул XI: О вечном Божьем предведении и избрании, § 45-49
Рубрики:  Цитаты

Первое Причастие

Понедельник, 21 Июля 2008 г. 03:35 + в цитатник
Рубрики:  Картинки

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 17-18

Воскресенье, 20 Июля 2008 г. 22:26 + в цитатник
XVII. Но если ты спросишь, где найти эту веру и уверенность, и откуда они приходят, это, конечно, очень важно знать. Прежде всего: вера, без сомнения, происходит не он твоих дел или заслуг, но только от Иисуса Христа, она обещана и дается даром; как и св. Павел пишет в 5-й главе Послания к римлянам: "Бог показывает благость и нежность Своей любви к нам тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками". Апостол как бы говорит: "Разве не должны мы найти твердую и непобедимую уверенность в том, что Христос умер за наши грехи еще раньше, чем мы начали молиться или беспокоиться об этом, - да, когда мы еще непрестанно грешили?" Св. Павел заключает: "Если же Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками, посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева; и если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Вот! Так ты должен изобразить в себе Христа и увидеть, что в Нем Бог идет перед тобой и предлагает тебе Свою милость без каких-либо предшествующих заслуг с твоей стороны, и именно их такого понимания Его благодати ты должен черпать веру и уверенность в прощении всех твоих грехов. Таким образом, вера начинается не с дел, и дела не порождают ее, но она рождается и проистекает из крови, ран и смерти Христа. Если в крови, ранах и смерти Христа ты видишь, что Бог настолько возлюбил тебя, что отдает за тебя даже Своего Сына, то и твое сердце, в свою очередь, должно проникнуться нежностью и любовью к Богу, и таким образом твоя уверенность должны основываться исключительно на благоволении и любви - Божьей любви к тебе и твоей любви к Богу. Мы нигде не читаем о том, что Дух Святой был дарован кому-либо в процессе совершения дел, но всегда читаем о том, что Дух нисходил, когда люди слышали Евангелие Христово и весть о милости Бога. Из этого же самого Слова и ни из какого иного источника должна происходить вера - даже в наши дни и всегда. Ибо Христос - скала, из которой люди извлекают мед и елей, как говорит Моисей в 32-й главе Второзакония.

XVIII. До сих пор мы рассматривали первое дело и Первую Заповедь, но очень кратко, просто и торопливо, поскольку об этом можно сказать очень многое. Теперь мы поговорим о других делах, соответствующих остальным Заповедям.
Второе дело после веры - это дело Второй Заповеди, почитать Имя Божье и не употреблять его напрасно. Это дело, как и все остальные, нельзя исполнить без веры; и если оно делается без веры, то все это мошенничество и пустая видимость. После веры мы не можем делать большего дела, чем хвалить, проповедовать, воспевать и всеми возможными способами превозносить и возвеличивать Божью славу, честь и Имя.

И хотя выше я сказал - и это воистину так, - что нет различия между делами там, где вера присутствует и делает дело, но это справедливо лишь в сравнении этих дел с верой и ее делами. При сравнении же остальных дел друг с другом различие есть, и одно выше другого. Подобно тому, как в теле члены не отличаются друг от друга в сравнении со здоровьем, и здоровье проявляется в одном члене точно так же, как в других; однако дела членов различны, и один член выше, благороднее и полезнее другого; так и здесь восхвалять славу Божью и Его Имя лучше, чем дела всех следующих Заповедей; однако это дело следует делать с той же верой, что и все остальные.

Но я знаю, что к этому делу относятся легкомысленно, и оно, по сути, предано забвению. Поэтому мы должны более подробно его изучить и больше не будем говорить о необходимости делать его в вере и уверенности, что оно угодно Богу. И нет другого дела, в котором можно было бы пережить и ощутить уверенность и веру так обильно, как в почитании Божьего Имени; и это дело очень помогает укреплению и взращению веры, хотя и все дела также способствуют этому, как говорит св. Петр в 1-й главе 2-го Послания: "Посему тем более, братия, старайтесь посредством добрых дел делать твердым ваше звание и избрание".

— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 17-18
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

О делении Декалога на заповеди...

Четверг, 17 Июля 2008 г. 15:36 + в цитатник

На протяжении истории разные богословы делили текст Исх. 20:2-17 на десять частей по-разному…

Самый древний метод, которой мы находим в сочинениях Филона Александрийского и Иосифа Флавия (I век н. э.), принимает стих 3 за первую заповедь, стихи 4-6 — за вторую и т. д. Такое деление называется «филоновым», его приняла греческая православная церковь и большинство протестантов, за исключением лютеран.

Впоследствии иудейский Талмуд (III век) рассматривал предисловие в стихах 1-2 как первое из десяти «слов» и объединял стихи 3-6 во второе «слово». Такое деление называется «талмудическим» и было принято всеми иудеями.

В V столетии св. Августин изложил десять заповедей, начав со второго талмудического «слова» в качестве первой заповеди; и, следуя тексту Втор. 5:21, включил в девятую заповедь запрет желать жену ближнего, а в десятую — запрет желать его дом и прочее имущество. Это деление называется «августиновым».

Католическая церковь приняла августинов метод, и Лютер сохранил эту традицию с одной поправкой — он предпочел последовать тексту 20-й главы книги Исход, и потому его девятая заповедь стала запретом против желания дома, а десятая запрещала желать жену, рабов и животных. Лютеране продолжают следовать этому образцу.

 

— Neil MacQueen

Рубрики:  Практика

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Чтение из Книги Согласия на Девятое воскресенье после Троицы

Среда, 16 Июля 2008 г. 22:49 + в цитатник
А потому есть огромная разница между крещеными и некрещеными людьми. Ибо поскольку, согласно учению св. Павла, все крещеные облеклись во Христа (Гал. 3:27) и таким образом поистине возрождены, отныне они обладают arbitrium liberatum (освобожденной волей), то есть, как говорит Христос, вновь стали свободны (Ин. 8:36); следовательно, они способны не только слышать Слово, но также согласиться с ним и принять, хотя и в великой слабости.

Ибо поскольку в этой жизни мы получаем лишь начатки Духа, и новое рождение не завершено, но лишь начато в нас, война и борьба плоти против духа продолжается даже в избранных и поистине возрожденных людях; ибо все христиане сильно и заметно отличаются друг от друга — и не только тем, что один немощен, а другой силен духом, но, более того, каждый христианин знает по собственному опыту, что иногда его дух радуется, а иногда пребывает в страхе и тревоге; иногда пылает любовью и тверд в вере и надежде, а иногда холоден и слаб.

Но когда крещеные поступили вопреки своей совести, позволив греху возобладать над ними, и тем самым огорчили и утратили Святого Духа, им нужно не еще раз принимать крещение, но вновь обратиться к Богу, о чем уже достаточно говорилось выше.

Ибо это несомненная правда, что при истинном обращении непременно происходит изменение, обновление чувств и оживление разума, воли и сердца, и это выражается в том, что сердце осознает грех, приходит в ужас от гнева Божьего, отвращается от греха, понимает и принимает обещание благодати во Христе, обретает благие духовные помыслы, христианские намерения и усердие и подвизается против плоти. Ибо где ничто из этого не происходит и не имеет места, там нет и истинного обращения.

— Формула Согласия: Детальное изложение. Артикул II: О свободе воли или человеческих способностях. §67-70

Рубрики:  Чтения из Книги Согласия

Метки:  

Немного хорошего лютеранского богословия...

Среда, 16 Июля 2008 г. 14:25 + в цитатник
Таким образом, вера, которая принимает прощение грехов в сердце устрашенном и избегающем греха, не пребывает в тех, кто следует своим желаниям, и не сосуществует со смертным грехом.

Из этих проявлений веры наши противники выбрали одно, любовь, и учат, что любовь оправдывает. Таким образом, совершенно очевидно, что они учат только Закону. Они не учат, что сначала принимается прощение грехов через веру. Они не учат о Христе как Посреднике и говорят, что Бог милостив к нам не ради Христа, а благодаря нашей любви. Однако они не говорят, да и не могут сказать, какова природа этой любви. Они провозглашают, что исполняют Закон, хотя эта слава на самом деле принадлежит Христу. Они противопоставляют суду Божьему уверенность в собственных делах, ибо говорят, что заслуживают благодати и жизни вечной de condigno (по праведности). Такая уверенность абсолютно безбожна и тщетна. Ибо в этой жизни мы не можем удовлетворить требованиям Закона, потому что плотская природа не перестает производить на свет порочные наклонности и желания, хотя живущий в нас Дух и противостоит им.

Но кто-то может спросить: если мы при этом исповедуем, что любовь является действием Святого Духа, и если она, будучи исполнением Закона, является праведностью, почему же мы не учим, что она оправдывает? На это мы должны ответить: прежде всего, мы однозначно получаем прощение грехов не своей любовью и не ради нашей любви, но ради Христа и одной лишь верой. Только вера, которая взирает на обетование и знает, что по этой причине не должно сомневаться в том, что Бог прощает, поскольку Христос умер не напрасно, способна победить ужас греха и смерти. Если кто-то сомневается, прощены ли ему грехи, он бесчестит Христа, полагая, будто его грех больше или действеннее, чем смерть и обетование Христа, хотя Павел говорит в Рим. 5:20: «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать», — т. е. милость более всеохватна, сильна, изобильна и действенна, чем грех. Если кто-то думает, что он обретает прощение грехов своею любовью, то он оскорбляет Христа и на Суде Божьем узнает, что его уверенность в собственной праведности порочна и тщетна. Таким образом, необходимо, чтобы одна лишь вера одна примиряла и оправдывала. Ведь мы не получаем прощение грехов через другие добродетели Закона (терпение, целомудрие, покорность правителям и т. п.), однако эти добродетели должны следовать [за прощением]. И точно так же мы не получаем прощение грехов по причине нашей любви к Богу, хотя необходимо, чтобы эта любовь следовала [за прощением].

— Апология 3:23-30

Метки:  

Дневные размышления о Третьем применении Закона...

Среда, 16 Июля 2008 г. 14:22 + в цитатник
В свете последних бесед с либералами и чтения Лютера думал сегодня о третьем применении Закона. Какое же все-таки место он занимает в жизни христианина? Когда он начинает действовать и когда заканчивает.

И подумалось мне вот, что. По сути, для христианина Закон — это отеческая рука. Она гладит нас по голове и подбадривает, когда мы послушны, напоминая о том, что Отец нас не оставил. Поддерживает нас, когда мы спотыкаемся, и не позволяет нам разбиться насмерть. Шлепает нас по попе, когда мы шалим, а иногда (в самом крайнем случае) даже выводит из комнаты, когда мы совсем обиваемся от рук.

Таким образом, Закон действует в жизни христианина всегда, а не время от времени — просто его действие всегда отвечает нашим потребностям. И потому, наверное, верный признак того, что Господь оставил человека, — когда в его жизни Закон не проявляется никак. Вообще никак. Ибо и наказание Божье — это вернейшее свидетельство Его любви к нам.

Каково же соотношение Закона и Евангелия для христианина? Закон не может дать жизнь — на это способно только Евангелие. Закон лишь помогает нам жить и в этой жизни быть угодными Отцу.

Метки:  


Процитировано 1 раз

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, §15-16

Среда, 16 Июля 2008 г. 03:03 + в цитатник
XV. А поскольку все мы не похожи друг на друга, мы должны терпеть таких людей, участвовать в их церемониях и ношах и не презирать их, но учить их истинному пути веры. Так и св. Павел говорит в 14-й главе Послания к римлянам: «Немощного в вере принимайте, чтобы научить его». И он сам поступал именно так: «Для подзаконных я был как подзаконный, хотя я и не был подзаконным» (1 Коринфянам 9). Также и Христос, когда Его попросили уплатить подать (Матфея 17), которую Он не обязан был платить, затеял со св. Петром в спор о том, должны ли дети царей платить подать, или это должны делать только посторонние. Св. Петр отвечает: «Только посторонние». Христос сказал: «Итак, дети царей свободны; но чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь монету; возьми ее и отдай за Меня и за себя».

Здесь мы видим, что христианин, благодаря вере, свободен во всех делах и вещах; однако потому, что другие еще не веруют, он исполняет вместе с ними и терпит то, чего не должен. Но делает это без принуждения, ибо он уверен, что это угодно Богу, и он делает это добровольно, принимая это как любое другое дело, приходящее к нему не по его выбору, потому что он ничего более не хочет и не ищет, как в вере своей делать дела, угодные Богу.

Но поскольку в этой работе мы взялись объяснить, что такое праведные и благие дела, и теперь говорим о высшем деле, понятно, что мы говорим не о второй, третьей или четвертой группе людей, но о первой, по подобию которой остальные должны измениться, и до тех пор, пока они этого не сделают, первая группа должна терпеть и наставлять их. И потому мы не должны презирать этих немощных в вере людей, словно они безнадежны, — ведь они были бы рады поступать правильно и учиться, но им мешают обряды, за которые они держатся. Скорее, мы должны винить невежественных и слепых учителей, которые никогда не учили их вере и так глубоко увлекли их в дела. Этих людей следует возвращать к вере нежно и постепенно — так же, как мы обращаемся с больными, и на время позволить им, ради их совести, держаться за какие-то дела и исполнять их так, словно они необходимы для спасения, до тех пор, пока они правильно понимают веру; ведь если мы попытаемся вырвать их наружу сразу, мы лишь разрушим и смутим их слабую совесть, которая не сможет удержать ни веры, ни дел. Тем же жестоковыйным, кто, закоснев в своих делах, не прислушивается к словам о вере и сопротивляется им, мы должны позволить идти своим путем, чтобы слепые вели слепых, как учил и поступал Христос.

XVI. Но, скажешь ты, как могу я быть абсолютно уверен в том, что все мои дела угодны  Богу, когда я временами слишком много спотыкаюсь, говорю, ем, пью и сплю или нарушаю Божью волю иным образом и не могу этого избежать?

Ответ: твой вопрос показывает, что ты все еще относишься к вере как к одному из многих дел и не ставишь ее превыше всех дел. Вера — это наивысшее дело, потому что она изглаживает эти каждодневные грехи и продолжает твердо стоять, никогда не сомневаясь в том, что Бог настолько благосклонен к тебе, что закрывает глаза на эти повседневные ошибки и проступки. Да, и даже если случится смертный грех (что, однако же, никогда или почти никогда не случается с теми, кто живет верой и полагается на Бога), вера, тем не менее, вновь восстает и не сомневается в том, что греха больше нет. Как написано в 1 Иоанна 2:1–2: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира». А также в Премудрости Соломона 15:2: «Если мы и согрешаем, мы — Твои, признающие власть Твою». А также в Притчах 24:16: «Семь раз упадет праведник, и встанет; а нечестивые впадут в погибель». Да, эти уверенность и вера должны быть так велики и сильны, чтобы человек знал, что вся его жизнь и все его дела в глазах Бога — не что иное, как заслуживающие проклятия грехи, как и сказано в Псалме 142:2: «Не оправдается пред Тобой ни один из живущих». Он должен всецело разочароваться в своих делах и веровать, что они не могут быть добрыми иначе, как через веру, которая ожидает не суда, но только лишь чистой благодати, благосклонности, благости и милости. Как сказал Давид в Псалме 25:3: «Милость Твоя пред моими очами, и я ходил в истине Твоей»… Ибо чего вера ожидает, то и происходит.

Итак, дела прощаются и не влекут за собой вины по милости и благодати Бога, а не по своей природе. Они добры по причине веры, которая смиряется перед той же милостью. А потому мы должны бояться по причине дел, но утешаться по причине благодати Божьей. Как написано в Псалме 146:11: «Благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его». И потому мы молимся с совершенной уверенностью: «Отче наш…», — но при этом просим Его «просить нам долги наши». Мы дети Его, но при этом грешники; мы угодны Ему, но при этом наших дел недостаточно — все это дело веры, крепко стоящей в Божьей благодати.

— Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, §15-16
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 13-14

Вторник, 15 Июля 2008 г. 01:47 + в цитатник
XIII. И где же теперь те, кто спрашивает, какие дела добры? Что они будут делать? Как они будут религиозными? Да, и где все те, кто говорит, что мы, проповедуя о вере, не учим исполнять дела, и сами их не исполняем? Разве эта Первая Заповедь не возлагает на нас больше дел, чем под силу выполнить человеку? Да если бы один человек обладал силой и способностями тысячи человек, всех людей или даже всех тварей, эта Заповедь все равно потребовала бы от него всех усилий, поскольку ему заповедано всегда жить и ходить в вере и уверенности в Боге, не обращать эту веру ни к кому другому и таким образом иметь только одного, истинного Бога и никакого иного.

И поскольку существо и природа человека не позволяют ему хоть секунду провести без того, чтобы что-то делать или не делать, терпеть что-то или убегать от чего-то (ибо, как видим, жизнь никогда не останавливается), пусть тот, кто хочет быть благочестивым и исполненным добрых дел, начнет с веры и всю свою жизнь, во всех своих делах упражняется в этой вере; пусть он научится все делать или оставлять несделанным в такой неотступной вере; и тогда он увидит, как много дел ему нужно сделать, и как полно вера включает в себя все эти дела; как он не смеет быть праздным, потому что уже сама его праздность должна быть проявлением и делом веры. Короче говоря, в нас не может быть и с нами не может случиться ничего, что не было бы добрым и не заслуживало бы одобрения, если мы верим (как нам и должно верить), что все угодно Богу. Так говорит св. Павел: "Дорогие братья, всё, что вы делаете, едите вы или пьете, всё делайте во имя Иисуса Христа, Господа нашего".

Таким образом, когда некоторые говорят, что добрые дела запрещены, если мы проповедуем одну только веру, это все равно, как если бы я сказал больному: "Если бы у тебя было здоровье, ты бы мог пользоваться всеми твоими членами; но без здоровья все движения твоих членов бесполезны", - а больной истолковал бы мои слова так, что я запрещаю ему пользоваться членами, хотя на самом деле я, напротив, имел в виду, что он сначала должен обрести здоровье, которое приведет в движение все его члены. Так и вера во всех делах должна быть начальником и командиром, иначе эти дела - совершенное ничто.

XIV. Ты скажешь: "Если вера делает все через Первую Заповедь, почему же у нас столько государственных и церковных законов и столько обрядов, совершаемых в церквях, монастырях, святых местах, которые побуждают и искушают человека делать добрые дела?" Я отвечаю: просто потому, что не все мы имеем веру, и не все следуем ей. Если бы у каждого человека была вера, законы были бы нам больше не нужны, но каждый сам по себе во всякое время делал бы добрые дела, как его тому учила бы его уверенность в Боге.

Однако есть четыре вида людей: первый, который я только что упомянул, и который не нуждается в законе, о котором св. Павел говорит в 1-й главе 1-го Послания Тимофею: "Закон положен не для праведника", то есть не для верующего, но верующие сами делают то, что знают и что могут, по той единственной причине, что они твердо верят, что Божья благосклонность и благодать пребывают на них во всем. Второй вид людей хочет злоупотребить этой свободой, полагается на нее с ложной уверенностью и делается ленивым; о таких св. Петр говорит во 2-й главе 1-го Послания: "Живите как свободные, а не как употребляющие свободу для прикрытия зла", - и тем самым как бы говорит: свобода веры не допускает грехов и не покрывает их, но освобождает нас для того, чтобы делать всякие добрые дела и сносить все, что происходит с нами, так что человек не связан только одним или немногими делами. И о том же говорит св. Павел в 5-й главе Послания к галатам: "Не используйте свободу вашу как повод к угождению плоти". Такие люди нуждаются в принуждении закона и в обуздании наставлением и увещанием. Третий вид - это люди распутные, всегда готовые совершить грех; их следует укрощать с помощью духовных и светских законов, словно диких лошадей и собак, а если это не помогает, предавать их смерти от земного меча, как и св. Павел говорит в 13-й главе Римлян: "Светский начальник носит меч и служит им Богу, он страшен не для добрых дел, но для злых". Четвертый вид - людей все еще похотливых и наивных в своем понимании веры и духовной жизни - следует воспитывать, как малых детей, и привлекать внешними, конкретными, определенными вещами: чтением, молитвой, пением, церковным убранством, игрой на органе и прочим, что заповедано и соблюдается в монастырях и церквях, до тех пор, пока они также не познают веру. Однако здесь кроется великая опасность, и это, увы, уже случается, когда правители увлекаются подобными обрядами и внешними делами и настаивают на них, как если бы это были истинные дела, и пренебрегают верой, которую им следовало бы проповедовать наряду с этими делами подобно тому, как мать дает ребенку твердую пищу вместе с молоком, пока он не сумеет жевать ее самостоятельно.

- Мартин Лютер. Трактат о добрых делах. Часть I, § 13-14
Рубрики:  Цитаты

Метки:  

Поиск сообщений в Мартын_Лютый
Страницы: 71 ... 23 22 [21] 20 19 ..
.. 1 Календарь