Инструккция по использованию переводчиков (пиратская копия с пиратской копии :) ) |
|
Чтение из Книги Согласия на Четвертое воскресенье после Троицы |
Верую в Духа Святого, в единую святую христианскую Церковь, в общение святых, в отпущение грехов, в воскресение плоти и в жизнь вечную. Аминь.
Этот артикул (как я уже говорил), лучше всего отнести к учению об освящении, то есть в этом артикуле провозглашается и описывается Святой Дух и Его служение — а именно, что Он освящает. Следовательно, мы должны опереться на слова «Святой Дух», поскольку они столь точны и всеобъемлющи, что мы не сможем подобрать другие.
Символ Веры именует святую христианскую Церковь communionem sanctorum, то есть «общением святых» — эти выражения тождественны друг другу. Однако в прежние времена одного из выражений (второго) не существовало, и его неудачно и непонятно перевели на немецкий язык словосочетанием «eine Gemeinschaft der Heiligen», то есть “общение святых”. Чтобы перевод был понятен, следовало бы использовать совершенно другое немецкое слово, потому что [греческое] слово ecclesia правильно переводится на немецкий язык словом eine Versammlung, то есть «собрание».
Однако смысл и суть этого добавления заключаются в следующем: я верую, что на земле существует маленькая святая группа и община, которая состоит из одних святых, соединенных под одной главой, Христом, призванных Святым Духом к единой вере, единодушию и единомыслию, имеющих много разных даров, однако пребывающих друг с другом в согласии и любви, без сект и расколов. Я тоже являюсь частью и членом этой общины, причастником и совладельцем всего, что у нее есть, всего, что было даровано ей и включено в нее Святым Духом, благодаря тому, что я услышал и продолжаю слушать Слово Божье, которое есть начало вхождения в нее. Ибо прежде, до того, как мы достигли этого положения, мы полностью принадлежали сатане, ничего не зная о Боге и о Христе. Таким образом, до самого последнего дня Святой Дух пребывает со святой общиной верующих (христианским миром), посредством которой Он призывает нас к Христу, и которую Он использует для того, чтобы проповедовать и разъяснять нам Слово, посредством которого, в свою очередь, Он создает условия для нашего освящения и освящает нас, побуждая ее [эту общину] ежедневно возрастать и укрепляться в вере и ее плодах, которые Он производит.
— Большой Катехизис. Символ Веры. Артикул III. § 34-35, 47, 51-53
Метки: церковь |
Мартин Лютер о Третьей Заповеди |
Бог также установил день отдохновения, и в этот день твое тело должно отдыхать от физического труда, а животные — от поклажи. Но одного лишь отдыха недостаточно; ты также должен проводить этот отдых в святости. Заповедь не говорит: «Будьте праздны или предавайтесь озорству в день субботний». Она гласит: «Святите день субботний». Какова же цель этой заповеди? Ответ таков: я должен прожить этот день святым образом; ибо этот день дарован нам, чтобы мы использовали его для упражнения в святости. Труд в поле не свят, если совершающий его человек не свят. Однако в день отдохновения у тебя есть упражнение, посредством которого ты освящаешься. Иными словами, ты должен предать себя Слову Божьему, посветить ему себя дома, и особенно в церкви, ибо там для тебя уже приготовлены место, человек и время.
И здесь мы вновь видим Первую Заповедь в Третьей Заповеди. Бойся Бога, чтобы не делать никакого зла в день отдохновения, и не презирай Божье Слово, говоря: «Какое мне дело до этой проповеди»? Таким образом, заповедь требует, прежде всего, чтобы ты боялся Бога, и, во-вторых, чтобы ты веровал Богу и слушал Его Слово. Если ты делаешь это, ты делаешь угодное и драгоценное для Него дело — более того, благочестивое и святое христианское дело, которое Сам Бог почитает святым. Посему усердно и почтительно слушай Божье Слово! Если же ты не делаешь сего, то ты оскорбляешь это место, людей, которые там проповедуют, и это время, ибо ты презираешь Божье Слово.
Таким образом, смысл этой Третьей Заповеди таков: берегись, чтобы не презреть проповедь и не пренебречь Словом Божьим! Во-вторых, наблюдай за тем, чтобы говорить о нем серьезно, слушать его, петь его, читать его, применять его и изучать его! И хотя этим следует заниматься каждый день — в особенности мне и подобным мне, поскольку Бог поручил нам это дело, — Бог, тем не менее, особенным образом выделил этот день для того, чтобы мы слушали Божье Слово, Его Заповеди, Молитву Господню и Символ Веры. Смотри же, ни в коем случае не злоупотребляй этим днем! То, что ты не заработаешь в этот день, вы вернешь в остальные шесть. Если хозяева и хозяйки не понуждают своих слуг ходить в церковь посреди недели, они должны понуждать их ходить в церковь в воскресенье, чтобы те могли слушать, читать и петь Божье Слово хотя бы час. Работа проповедника — в церкви.
Такова сумма первых трех Заповедей. Первая требует сердца, которое боится Бога и верит Ему. Эта идея должна прослеживаться во всех заповедях, ибо она есть сумма и свет всего Десятисловия, поскольку все Заповеди запрещают что-то ради страха Божьего и заповедуют ради веры в Бога. Третья Заповедь гласит: не презирай Божьего Слова, но иди и изучай его со всяким усердием и смирением.
Однако следует сказать еще одно. Прежде воскресный день соблюдали таким образом, что человеку было достаточно лишь прослушать мессу. Теперь же, когда мы оставили мессу, мы заменили ее отвратительной идеей о том, что служение Слова было установлено лишь для того, чтобы люди могли войти в церковь и выйти из нее. Они выходят ничуть не мудрее того, какими вошли; в церкви они спят и храпят. Это не значит святить день отдохновения. Но служение Слова было установлено для того, чтобы люди могли познавать Слово Божье. Ибо Бог, несомненно, потребует у тебя отчета в том, что ты узнал из проповедей. А потому необходимо, чтобы ты не только слышал проповедь, но и принимал ее, ибо Заповедь гласит: «Помни день субботний, чтобы святить его», — сделай в этот день что-нибудь святое. Но если ты ничему не научился, то ты не сделал ничего святого в день субботний. Во-вторых, слушай Слово Божье со смирением и изучай его! Страх [Божий] побуждает тебя не презирать его; вера в Бога побуждает тебя слушать его и изучать его.
Эти первые три заповеди касаются дел, направленных к Богу; первая — что сердце должно веровать в Бога; вторая — что мы должны достойно произносить Его имя вслух; третья — что мы не должны презирать Его Слово, но, напротив, слушать его. Это не пустая болтовня, а Заповеди. Слушайся их! Если мы делаем это, мы делаем достаточно, чтобы Бог был доволен нами.
— Мартин Лютер. Десять проповедей на Катехизис: Вторая и Третья Заповеди
Метки: суббота |
Слово Твое — светильник ноге моей и свет стезе моей |
Бог считает человеческий разум, нравственность и даже солнечный свет, если уж на то пошло, темными и неясными в сравнении с Его Словом. Божье Слово — это пламя, сияющее во мраке. Благодаря наставлению, проповеди и Таинствам, его сияние растет. Если мы используем этот свет, Бог уже больше не будет сокрытым для нас.
Мы должны научиться открывать Библию всякий раз, когда мы сталкиваемся с несчастьями, когда нас одолевает тьма, когда все вокруг кажется настолько темным, что мы сомневаемся, являемся ли мы частью Церкви, и угодны ли мы Богу. Мы не должны допустить, чтобы люди, отпавшие от веры, увлекли нас за собой. Напротив, мы должны понимать, что живем в мире тьмы. И единственный смысл, который нам доступен, заключается в том, что свет Божьего Слова ярко сияет (2 Петра 1:19).
Иисус сказал: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Марка 16:16). Свет этих слов сияет в наших сердцах. Даже если бы солнце ярко сияло, оно не смогло бы открыть эту истину. Человеческий рассудок не может охватить ее сам собой. Всюду, куда Библия проливает свой свет, нет настоящей опасности. Без Библии мы бы не смогли ничего узнать или понять.
— Мартин Лютер. Толкование на Псалом 118:105
Метки: библия |
Чтение из Книги Согласия на Третье воскресенье после св. Троицы |
Ложно обвиняют наши церкви в отмене мессы; ибо месса сохраняется у нас и служится с величайшим почтением. Почти все обычные обряды также сохранены, за тем лишь исключением, что части, которые поются на латыни, там и сям перемежаются с гимнами на немецком языке, добавленными для научения людей. Ибо обряды нужны только лишь для того, чтобы неученые были научены [тому, что им нужно знать о Христе]. И не только Павел в 1 Кор. 14:2, 9 заповедал использовать в церкви язык, понятный людям, но так установлено и законом человеческим. Люди привыкли принимать Причастие вместе со всеми, кто достоин, и это также усиливает богобоязненный и набожный характер публичного богослужения. Ибо никто не допускается, не быв прежде испытан. Люди также получают наставление относительно достоинства и пользы Таинства, о том, сколь великое утешение приносит оно мятущейся совести, дабы она могла научиться веровать в Бога, ожидать от Него и просить у Него всяческих благ. [В связи с этим их также наставляют об иных и ложных учениях о Причастии]. Такое поклонение угодно Богу; такое отправление Таинства воспитывает истинную преданность Богу.
Писание также говорит, что мы оправданы перед Богом через веру во Христа, когда мы веруем, что наши грехи прощены ради Христа. Итак, если месса смывает грехи живых и мертвых посредством внешнего деяния, то оправдание даруется делом мессы, а не по вере, чего Писание не допускает.
— Аугсбургское Исповедание. Артикул XIV: О Мессе, §§ 1-8, 28-29
Метки: литургия |
Мартин Лютер о правильном отношении к супружеской жизни |
Таким образом, в супружеской жизни ты не должен исходить из того, что ты будешь именно таким мужем, какой нужен, чтобы управлять домом. И тебе не следует думать о той страсти или похоти плоти, в которой ты можешь обрести наслаждение, обнимая жену и беспрепятственно предаваясь различным удовольствиям. Но ты непременно должен стоять на том, что супружество — это разновидность служения и союз, установленный Богом. Ибо Бог сотворил мужчину и женщину и соединил их друг с другом. Поэтому ты должен молиться так: «Господи Боже, супружеская жизнь — это Твое установление. Я молю тебя дать мне девушку, с которой я могу жить в мире, благопристойности, а также в любви и взаимном согласии. И даруй мне детей, которым я смог бы дать достойное и богоугодное воспитание».
Однако подобно тому, как князья с презрением относятся к этому учению, когда речь идет о государстве, мужья забывают о нем за заботами о домашних делах. И потому мы видим, что мир полон жалоб и бед из-за праведного суда Божьего, поскольку люди не пребывают в Слове и молитве, но предаются мечтаниям о себе и воображают, что могут добиться успеха собственными силами. Но в конечном итоге результат оказывается совершенно иным, нежели они думали. Они не верят, что Бог сотворил мужчину и женщину. Нет, они верят в некую случайную связь, до которой Богу нет никакого дела.
И потому особые ритуалы для соединения мужчин и женщин узами брака, а также для рукоположения служителей Слова, существуют в Церкви не просто так. Ибо мы благословляем жениха и невесту; мы повторяем слова божественного установления; мы просим Бога проявить благоволение в том, чтобы сохранить этот союз. Мы возлагаем руки на служителей и одновременно возносим Богу молитвы по единственной причине — чтобы засвидетельствовать, что в этом и прочих установлениях церковного, государственного и семейного устройства, проявляется Божья воля.
— Мартин Лютер. Толкование на Бытие 41:16
Метки: супружество |
Лютер о злоупотреблениях папской мессы |
«Папская месса является великой и ужасной мерзостью, поскольку она явно и определенно противоречит главному артикулу». Этими словами Лютер начинает вторую по важности часть Шмалькальденских Артикулов. Ибо именно в том, как Рим относится к совершению Вечери Господней, мы видим наиболее яркий пример присущего католицизму неверного понимания и ложного толкования «главного артикула» — учения об оправдании одной лишь благодатью через одну лишь веру благодаря одному лишь Христу. Когда в этом артикуле Лютер говорит о «мессе», он имеет в виду ее католическую версию, тогда как в других текстах лютеранских вероисповедных книг слово «месса» используется просто как обозначение евхаристического богослужения. Лютер решительно отвергает и осуждает мессу именно в этом узком понимании.
Прежде всего, он называет ее «чистейшим человеческим измышлением», которое не было заповедано Богом. Во-вторых, он называет ее «делом необязательным, которым можно пренебречь без греха и опасений». В-третьих, он говорит, что Таинство «можно принимать лучшим и более благословенным образом (по сути, единственным благословенным образом) согласно установлению Христову» (ША II:ii:2-4). В-четвертых, от мессы «следовало бы отказаться» из-за множества связанных с нею злоупотреблений. В-пятых, «месса является, да и не может быть не чем иным, как деянием человеческим».
После этого Лютер вновь возвращается к своей главной мысли: по всем названным причинам мессу следует оставить, отвергнуть и осудить, потому что она «непосредственно противоречит главному артикулу».
Лютер сделал важнейшее открытие, поняв, что публичное богослужение в Церкви того времени стало главной причиной забвения и искажения Евангелия. Собор, призванный реформировать Церковь, должен прежде всего прочего устранить это злоупотребление, величайшее из всех (ША II:ii:10).
И здесь Лютер прямо говорит: «В этом вопросе мы навеки остаемся разделенными в противостоянии друг другу» (ША II:ii:10). Почему? Да потому, что, если месса в том виде, в каком она существует в Риме, падет, вместе с ней падет и все папство. В дополнение к приведенным выше пяти аргументам Лютер указывает на «бесчисленное множество разнообразных идолопоклонств», которые месса породила в католической церкви:
Чистилище: «Чистилище и всякие связанные с ним служения, обряды и коммерческие сделки следует считать не более чем призраком сатаны. Ибо все это противоречит главному артикулу: один лишь Христос, а не человеческие дела, помогают душам» (ША II:ii:12).
Злобные духи и их коварные уловки: «Невыразимая ложь и коварные уловки требовали месс, всенощных бодрствований, паломничеств и прочих добрых дел… В этом вопросе не должно быть никаких послаблений или уступок» (ША II:ii:16-17).
Паломничества: «И в них также искали прощения грехов и Божьей благодати, ибо месса властвовала над всем. Паломничества без Слова Божьего не заповеданы нам» (ША II:ii:18-19).
Монашеские братства: Они развились как хитроумный инструмент для непрерывного совершения месс во благо живых и мертвых, и потому Лютер отвергает братства, называя их «человеческой уловкой, не установленной Божьим Словом… противоречащей главному артикулу об Искуплении» (ША II:ii:21).
Мощи: Кусочки святых людей, предметов и мест превратились в объекты благоговейного почитания и даже поклонения: «Столь много лжи и глупости связано с костями собак и лошадей, что даже сатана потешался над этими подделками… Поскольку поклонение им не установлено ни заповедью, ни правилом, мощи совершенно не нужны и бесполезны… Хуже всего то, что, как воображают некоторые, эти мощи даруют отпущение и прощение грехов» (ША II:ii:22-23).
Индульгенции: Лютер завершает свой обзор различных злоупотреблений и ложных обрядов, которыми обросли мессы, сокрушительным выпадом в адрес индульгенций: «Посредством индульгенций ничтожный Иуда, то есть папа, распродал заслуги Христа заодно со сверхдолжными заслугами всех святых, всей Церкви и тому подобного» (ША II:ii:24).
Затем Лютер вновь подводит итог, еще раз подчеркивая, что все вышеперечисленное следует отвергнуть, поскольку это противоречит главному артикулу: «Ибо заслуга Христова обретается не нашими делами или монетками, но по благодати через веру, без денег и заслуг… не властью папы, но через проповедь Божьего Слова» (ША II:ii:24).
Лютер добавляет еще несколько абзацев, отвергая молитвы, обращенные к святым как «одно из злоупотреблений антихристовых, противоречащее первому артикулу и наносящее вред учению Христову» (ША II:ii:25). Это ясное и краткое объяснение того, почему Церковь никогда не должна молиться святым. Лютер завершает артикул твердым отрицанием мессы:
«Мы не можем терпеть ни мессу, ни что-либо иное, что проистекает из нее или с ней связано. Мы должны осудить мессу, чтобы сохранить Святое Таинство в чистоте и определенности, в соответствии с установлением Христовым, совершая и принимая его верой» (ША II:ii:29).
— Преп. Пол Мак-Кейн
Метки: лютер литургия |
Чтение из Книги Согласия на Второе воскресенье после св. Троицы |
Аналогичным образом, когда мы видим, что Бог дает Свое Слово в одном месте [одному царству или королевству], но не дает в другом [другому народу]; отнимает его в одном месте [у одного народа] и позволяет ему пребывать в другом; а также что один человек ожесточен, ослеплен, предан развращенному уму, в то время как другой, на котором, по сути, лежит та же самая вина, вновь обращен к вере и т. п. — в этих и подобных вопросах св. Павел [Рим.11:22 и далее] устанавливает определенную границу, за которую нам не следует заходить: что в происходящем с одной из сторон мы должны видеть суд Божий [ибо Он повелел нам видеть в погибающих праведный суд Божий и наказание за грех]. Ибо когда Бог наказывает подобным образом некую страну или некий народ за пренебрежение Его Словом, это наказание вполне заслуженно распространяется и на будущие поколения, как мы видим на примере евреев. И так [при помощи наказания] на примере некоторых странах и людей Бог проявляет Свою суровость по отношению к тем, кто принадлежит Ему, [дабы продемонстрировать], чего все мы в полной мере и по достоинству заслуживаем, поскольку противимся Слову Божьему и поступаем беззаконно, [проявляем неблагодарность за открытое нам Слово и живем недостойно Евангелия] и часто тяжко огорчаем Святого Духа. Он делает это для того, чтобы мы жили в страхе Божьем, осознавали и прославляли благость, которую Он проявляет к нам несмотря на наши заслуги и вопреки тому, чего мы действительно заслуживаем, — Он дает нам Свое Слово, оставляет его с нами, не ожесточает нас и не отвергает.
Наша природа была испорчена грехом, она заслуживает Божьего гнева и осуждения, и потому Бог не обязан нам ничем — ни Словом, ни Духом, ни благодатью. И когда Он наделяет нас этими дарами по благодати, мы зачастую отталкиваем их и делаем себя недостойными вечной жизни (Деян.13:46). И это Свое праведное и вполне заслуженное осуждение Он являет на примере некоторых стран, народов и отдельных людей, дабы мы, поставив себя рядом и сравнивая себя с ними [и видя, что мы до крайности похожи на них], с еще большим усердием учились признавать и славить Божью чистую [безмерную] и незаслуженную благодать, явленную сосудам милосердия.
Ибо никакой несправедливости не совершается в отношении тех, кто подвергается наказанию и пожинает плоды своих грехов; прочим же, кому Бог дарует и в ком сохраняет Свое Слово, посредством которого люди просвещаются, обращаются и сохраняются в вере, Бог засчитывает в праведность Свою чистую [безмерную] благодать и милость без каких-либо заслуг с их стороны.
— Формула Согласия: детальное изложение. Артикул XI: О вечном Божьем предведении и предызбрании, §§ 57-61
|
Мартин Лютер об истинном и ложном учении |
Таким образом, это мерило, с помощью которого следует судить любое учение. Нужно проявить осторожность и посмотреть, было ли это же самое учение провозглашено на Сионе устами апостолов. К примеру, мы можем и должны охотно осудить учение Мухаммеда и его турок, или учение папы и его монахов, потому что оно не было провозглашено на Сионе или извлечено из Евангелия, но имеет своим источником их Коран или декреталии, или же их собственные головы и сновидения. То же самое применимо и к нашим иудеям, которые отвергают проповедь этого Христа и Его апостолов, ожидая и надеясь увидеть другого Мессию.
На этом же основании мы также отвергаем самочинную духовность всех прочих сект, которые ищут особого просветления и тайного откровения свыше и опираются на нечто отличное от проповедуемого повсеместно Евангельского Слова. Сами апостолы явно не предлагали народу ничего, помимо этой публичного учения, относительно которого им свыше была дана ясная и недвусмысленная заповедь — проповедовать его всему миру до скончания века (Мф. 28:19; Мк. 16:15). Именно поэтому их называли «апостолами», что означает «посланники» (2 Кор. 5:20)… они не выдумали это учение сами, но явным образом получили их по повелению Святого Духа и были посланы проповедовать его в мире. Следовательно, и мы должны стоять на том же, не слушая и не принимая никакого иного учения; ибо только оно, как уже было сказано, является истинным учением и дает людям верное и твердое понимание, сердечное утешение и спасение.
— Мартин Лютер. Толкование на 109 псалом
Метки: лютер |
Лютеранская учебная Библия |
23 мая издательство «Конкордия» (Сент-Луис, Миссури) объявило о выходе в свет новой «Лютеранской учебной Библии», запланированном на 2009 год. Это будет первая учебная Библия на английском языке, изначально разработанная на основании «исключительно и явно лютеранских» примечаний. Она будет включать в себя 26,5 тысяч примечаний, включая 2 тысячи указаний по практическому применению библейских принципов; более 80 тысяч перекрестных ссылок; 120 карт, таблиц и диаграмм; более 220 статей, посвященных отдельным книгам и темам. Примечания были составлены богословами и пасторами из 12 лютеранских деноминаций.
|
Герман Зассе о постижении сути Церкви |
Нам не понять, что представляет собой Церковь, из богословских книг. Не понять нам этого и из одних только проповедей, хотя в проповедях нам постоянно должно говориться об этом, и мы должны в них об этом слышать. Вера в Церковь — то есть познание верой того, что представляет собой глубочайшая суть Церкви, — проистекает из того, что мы переживаем, приступая к Вечере.
— Herman Sasse, The Lonely Way, vol. 1, p. 394
Метки: зассе церковь |
Чтение из Книги Согласия на Первое воскресенье после св. Троицы |
Но поскольку Он Бог, Он претендует на честь давать намного больше и намного изобильнее, чем кто-либо способен понять (Еф. 3:20). Он подобен вечному, неиссякаемому источнику. Чем больше этот источник дает и переполняется, тем больше он продолжает давать. Бог ничего не желает от нас так сильно, как того, чтобы мы просили Его о большем и более великом. Более того, Он гневается, если мы не просим и не молимся с уверенностью (Евр. 4:16).
Это подобно тому, как богатейший и могущественнейший император повелел нищему попрошайке просить всего, чего тот ни пожелает. Император был готов осыпать его великими царскими подарками. Но глупец попросил лишь миску жидкой каши. Такого человека по праву сочли бы негодным плутом, превратившим повеление Его Императорского Величества в шутку и игру и недостойным находиться в присутствии императора. Аналогичным образом, если мы, кому Он предлагает и обязуется даровать столь многие неописуемые сокровища, пренебрегаем этими сокровищами или не находим в себе уверенности, чтобы получить их, но едва отваживаемся молиться о куске хлеба, мы тем самым порочим и бесчестим Бога.
Все это — плод постыдного неверия, которое не желает обратиться к Богу даже с просьбой о пропитании, достаточном для наполнения чрева. Насколько же меньше это неверие, несомненно, ожидает получить от Бога вечные сокровища? И потому мы должны укреплять себя против таких сомнений и молиться об этом прежде всего. И тогда у нас поистине будет всего в избытке, как учит Христос: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Ибо как Он может позволить, чтобы мы страдали от отчаянной нужды в преходящих вещах, если Он обещает дать нам то, что вечно и непреходяще (1 Пет. 1:4)?
— Большой Катехизис. Второе прошение, §§ 56-58
Метки: молитва |
Как вдохнуть жизнь в общину? |
Если Вы помните цели программы «ABLAZE», Вы должны помнить, что одна из них заключается в том, чтобы к 2017 году вдохнуть новую жизнь в 2000 общин. Некоторые из наших общин уже попросили провести у них презентацию этой программы, а некоторые уже начали в ней участвовать, однако сегодня я хочу привлечь ваше внимание к оживлению иного рода, в котором четверым из пасторов нашего округа однажды пришлось участвовать в тот или иной период своего служения (и не все эти случаи имели место в то время, когда они служили в округе Огайо). Приехав в свои общины, эти четыре пастора сделали неожиданное и печальное открытие: их общины уже не были лютеранскими. О, они назывались лютеранскими, но явно не были лютеранскими с точки зрения учения и практики. В нескольких случаях оказалось, что часть старейшин и членов прихода с враждебностью относятся к любому намеку на необходимость возрождения лютеранского учения. Но к своей чести, эти пасторы с огромным терпением и любовью принялись вновь превращать свои общины в нечто похожее на лютеранские приходы. По большей части, они учили и проповедовали на основании Лютеровского Краткого Катехизиса. В одних случаях эти проповеди принимали с радостью, в других случаях жизнь пасторов чрезвычайно осложнилась — в особенности, когда прихожане резко им противились или попросту уходили из общины. Но пасторы были упорны и с Божьей помощью увидели, как ситуация начала меняться. И некоторые из прихожан, к чести своей, увидев эти изменения, предпочли уйти из общин. Они в конце концов признали, что на самом деле не верили в наше лютеранское учение. И я отдаю должное их честности.
Некогда я думал, что регулярное повторение катехизиса с прихожанами — довольно скучная затея. Теперь я так не думаю. То, что пасторы знают наизусть, далеко не всегда столь же надежно запечатлено в сердцах и умах нашей паствы. Ежедневный поток информации, поступающей через «христианские» СМИ со временем может размыть любые границы. То, как пасторы возрождают верность лютеранскому учению, зависит от конкретного прихода и от умения каждого конкретного пастора применять катехизис к современной американской версии христианства.
Эти пасторы могли пойти более простым путем. Они могли смириться с ситуацией и продолжить идти тем путем, которым привыкли идти их новые общины. Но они пошли нехоженым путем. Спасительное Евангелие Иисуса Христа, очищенное от «богословия принятия решения» и пиетизма, было возрождено во всей его утешительной красоте и силе. Везде, где люди слышат, что их грехи прощены через веру во Христа, и их ожидает славная вечность, эта весть производит обильный плод, и община укрепляется.
Я знаю, что другие пасторы испытывают столь же сильное желание таким же образом вдохнуть жизнь в свои общины. Возрождение лютеранского духа — достойная и почетная задача. Но хватит ли у вас терпения? Хватит ли у вас бодрости духа? Можете ли вы испытывать радость, если улучшение происходит микроскопическими шагами? Если нет, то вместо того, чтобы возродить общину, вы лишь еще больше усугубите распри и разногласия, порожденные упрямством некоторых прихожан. О нашем Господе говорили, что «трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит». Помимо любви к Истине, любой пастор, который предпринимает подобный амбициозный и достойный уважения проект по возрождению общины, должен обладать евангельским духом и любовью к своей пастве. Без них же последнее состояние такой общины может оказаться хуже первоначального.
— Преп. Терри Крайп
|
Мартин Хемниц о правильном истолковании Писания |
Также несомненно и то, что никому не следует полагаться на собственную мудрость при истолковании Писания, даже в ясных фрагментах, ибо во 2 Петр. 1:20 недвусмысленно сказано: «Никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою». И тот, кто искажает Святое Писание, чтобы оно было понято в соответствии с заранее составленными убеждениями, делает это к собственной своей погибели (2 Петр. 3:16). Лучшим читателем Писания, согласно Иларию [Пиктавийскому] является не тот, кто привносит в Писание уже высказанное представление, а тот, кто извлекает его из Писания. Мы также благодарно и благоговейно обращаемся к трудам отцов, которые в своих комментариях с пользой прояснили многие фрагменты Писания. И мы признаем, что в значительной степени утверждены свидетельствами древней Церкви в истинном и здравом понимании Писания. Мы также не одобряем самостоятельного изобретения значений, противоречащих всем древним истолкованиям и не подтверждаемых в Церкви никакими ясными свидетельствами.
— Мартин Хемниц. Исследование Тридентского собора. Раздел VIII: Об истолковании Писания, § 2.
Метки: хемниц |
Чтение из Книги Согласия на св. Троицу |
Наши церкви в полном согласии учат, что постановление Никейского Собора о Единстве Божественной Сущности и о Трех Ипостасях истинно и достойно быть принято на веру без всяких сомнений; иными словами, есть одна Божественная Сущность, которая именуется и является Богом: вечным, не имеющим тела, не имеющим членов, обладающим бесконечной силой, мудростью и благостью, Творцом и Хранителем всего видимого и невидимого; однако же есть три Ипостаси, единосущные и равные по силе, а также одинаково вечные: Отец, Сын и Святой Дух. И понятие «ипостась» наши церкви используют так, как его использовали отцы Церкви, для обозначения не части и не качества чего-то большего, но того, что существует само по себе.
Наши церкви осуждают все ереси, возникшие вокруг данного артикула, — манихеев, которые верят в две первопричины, добрую и злую, а также валентиниан, ариан, евномиан, мусульман и всех им подобных. Они также осуждают последователей самосатской ереси, старой и новой, которые, утверждая, что только одна Ипостась, изощренно и безбожно настаивают на том, что Слово и Святой Дух не являются разными Ипостасями, но «Слово» означает произнесенное слово, а «Дух» означает движение, сотворенное во всем сущем.
— Аугсбургское Исповедание. Артикул I: О Боге. §§ 1-6
Наши противники одобряют первый артикул нашего Исповедания, в котором мы провозглашаем свое убеждение и учение о том, что есть одна божественная сущность, неразделимая и т. д., однако же есть три разные Ипостаси, единосущные и одинаково вечные, Отец, Сын и Святой Дух. Мы всегда проповедовали и отстаивали этот артикул, и мы верим, что в Святом Писании есть несомненные и твердые свидетельства в его пользу, которые не могут быть опровергнуты. И мы постоянно утверждаем, что все, думающие иначе, находятся вне Церкви Христовой, являются идолопоклонниками и оскорбляют Бога.
— Апология Аугсбургского Исповедания. Артикул I: О Боге. §§ 1-2
|
Чтение из Книги Согласия на день Пятидесятницы |
Таким образом, если мы хотим правильно и с пользой для себя размышлять или говорить о вечном избрании, или о предопределении и предназначении детей Божьих к вечной жизни, мы должны приучить себя не увлекаться предположениями о чистом, таинственном, сокрытом, неисследимом предведении Божьем, но сосредоточить свое внимание на том, как замыслы, цели и намерения Бога во Христе Иисусе, Который есть истинная Книга Жизни, открываются нам через Слово, а именно о том, что все учение о замыслах, целях и намерениях Божьих в отношении нашего искупления, призвания, оправдания и спасения, следует рассматривать как единое целое; именно так Павел изложил и объяснил этот артикул в Рим. 8:29-30 и Еф. 1:4-14, а Христос — в притче из Мф. 22:1-14, а именно, что Бог, согласно Своей благой и совершенной воле, определил…
1. Что человечество поистине искуплено и примирено с Богом через Христа, Своей безупречной [невинностью] покорностью, страданиями и смертью заслужил для нас праведность перед Богом и вечную жизнь.
2. Что эта заслуга Христова будет дароваться, предлагаться и преподаваться нам посредством Его Слово и Таинств.
3. Что по действию Его Святого Духа через Слово — когда его проповедуют, слушают и обдумывают — Он будет с силой действовать в нас, обращая сердца к истинному покаянию и сохраняя их в истинной вере.
4. Что Он оправдает всех тех, кто в истинном покаянии принимает Христа истинной верой, и примет их в благодать, усыновление и наследство жизни вечной.
5. Что Он также освятит в любви всех, таким образом оправданных, как говорит св. Павел в Еф. 1:4.
6. Что Он также будет защищать этих людей в их великой немощи от сатаны, мира и плоти, будет править ими и водить их по Своим путям, поднимать их [и поддерживать сзади Своей рукой], когда они претыкаются, утешать их у креста и в искушениях и сохранять их [для жизни вечной].
7. Что Он также будет укреплять, преумножать и до самого конца поддерживать то доброе дело, которое Он начал в них, если они держатся Божьего Слова, усердно молятся, пребывают в Божьей благости [благодати] и верно используют полученные дары.
8. Что в конце концов Он дарует тем, кого избрал, призвал и оправдал, вечное спасение и славу вечной жизни.
— Формула Согласия: детальное изложение. Артикул XI: О вечном Божьем предведении и предызбрании, §§ 13-22
|
Ответы на два вопроса о Книге Согласия |
Какие документы из Книги Согласия простому прихожанину следует прочесть прежде всего?
Формула Согласия называет Краткий Катехизис «Библией для мирян», потому что он прекрасно суммирует самые важные библейские учения. Следующий документ, который следует внимательно прочесть, — это Большой Катехизис. Аугсбургское Исповедание — это основополагающее лютеранское исповедание веры, и каждый прихожанин должен его прочесть. Шмалькальденские Артикулы написаны живым, смелым, сильным языком и захватывают внимание читателя. Время и внимание, которые потребуются, чтобы прочесть более длинные документы Книги Согласия, стоят того, поскольку в этих текстах содержатся очень важные, утешительные и поучительные библейские истины.
Что значит быть конфессиональным лютеранином?
Конфессиональный лютеранин — это человек, который сообщает миру о своей вере словами документов, включенных в Книгу Согласия. Такой человек ценит Книгу Согласия именно потому, что с помощью этой книги можно верно проповедовать библейские учения и делиться ими с другими людьми. Дух конфессионального лютеранства прекрасно выражают последние слова Книги Согласия: «Пред Богом и всем христианским миром мы хотим засвидетельствовать живущим сейчас и тем, кто придет после нас, представленное здесь заявление относительно всех вышеупомянутых и истолкованных спорных артикулов; это — и ничто другое — является нашей верой, учением и исповеданием, в которых мы также желаем, по милости Божьей, явиться с неустрашимыми сердцами пред судным престолом Иисуса Христа и дать об этом отчет. И также мы не желаем ни лично, ни публично говорить или писать о чем-либо, противоречащем этому — но, по милости Божьей, мы намерены пребывать в этом» (Формула Согласия: детальное изложение. Артикул XII, § 39).
|