Максим Осипов: человек и мысли |
|
Чтение из Книги Согласия на Вербное воскресенье (Palmarum) |
В отношении праведности верой пред Богом мы, в соответствии с всесторонним изложением нашей веры и исповеданием, представленным выше, веруем, учим и единодушно исповедуем, что бедный грешный человек оправдан пред Богом — то есть прощен и объявлен свободным и избавленным от всех своих грехов и от вполне заслуженного осуждающего приговора, — а также усыновлен и соделан наследником вечной жизни не по причине каких-либо наших собственных заслуг или достоинств, а равно и не по причине каких-либо предшествующих, настоящих или последующих дел, но исключительно по благодати, только лишь по причине заслуг, совершенного послушания, тяжких страданий, смерти и воскресения одного лишь нашего Господа Христа, послушание Которого вменено нам в праведность.
Эта вера — дар Божий, посредством которого мы воистину учимся познавать Христа, Искупителя нашего, в Слове Евангелия, и уповать на Него в том, и только ценой Его послушания мы благодатью имеем прощение грехов, являемся благочестивыми и праведными в глазах Бога Отца и имеем вечное спасение. Таким образом, мы считаем и понимаем, что Павел говорит об одном и том же, когда пишет, что мы оправдываемся верой (Рим. 3:28); или что наша вера вменяется нам в праведность (Рим. 4:5), и когда он пишет, что мы делаемся праведными послушанием Одного (Рим. 5:19), или что праведностью Одного оправдание верой даровано всем людям (Рим. 5:18).
Таким образом, праведность, которая вменяется вере, или верующему исключительно по благодати, заключена в послушании, страданиях и воскресении Христа, поскольку Он вместо нас удовлетворил требования Закона и оплатил [искупил] наши грехи. Ибо Христос, будучи не просто человеком, но Богом и Человеком в одной неразделенной Личности, был не более подчинен Закону (как Господин Закона), чем Сам должен был страдать и умирать. Таким образом, по этой причине Его послушание — которое проявилось не только в страданиях и смерти, но и в том, что Он вместо нас добровольно подчинился Закону и исполнил его Своим послушанием, — вменяется нам в праведность, так что за счет этого совершенного послушания, которое Он оказал Своему небесному Отцу вместо нас Своими делами и страданиями, в жизни и смерти, Бог прощает наши грехи, объявляет нас благочестивыми и праведными и спасает нас навеки.
— Формула Согласия: детальное изложение.
Артикул III: О праведности верой перед Богом, §§ 9, 11-12, 14-15
|
Чтение из Книги Согласия на Пятое воскресенье Великого Поста (Iudica) |
Iudica me Deus, et discerne causam meam de gente non sancta: ab homine iniquo et doloso eripe me: quia tu es Deus meus, et fortitudo mea. Ps. Emitte lucem tuam, et veritatem tuam: ipsa me deduxerunt, et adduxerunt in montem sanctum tuum, et in tabernacula tua.
STATUS CONTROVERSIAE
Принципиальный вопрос данной полемики:
Поскольку воля человека существует в четырех несхожих между собой состояниях, а именно: 1) до грехопадения; 2) с момента грехопадения; 3) после возрождения; 4) после воскресения тела, — главный вопрос касается только желания и способности человека во втором состоянии и заключается в том, какими возможностями в духовных вещах человек обладает сам по себе после грехопадения наших прародителей и до возрождения, и способен ли он прежде, чем будет возрожден Божьим духом, используя эти возможности, расположить и приготовить себя к Божьей благодати, а также принять [и постичь] или отвергнуть благодать, предлагаемую через Духа Святого в Слове и Святых [установленных Богом] Таинствах.
Утвердительные тезисы
Чистое учение по данному вопросу согласно Слову Божьему
1. Относительно данного вопроса мы учим, веруем и исповедуем, что в духовных вещах понимание и рассудок человека [совершенно] слепы, и собственными силами он не понимает ничего, как написано в 1 Коринфянам 2:14: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно».
2. Аналогичным образом, мы веруем, учим и исповедуем, что невозрожденная воля человека не только отвратилась от Бога, но и стала врагом Бога, так что она имеет склонность и желание лишь к тому, что греховно и противно Богу, как написано в Бытии 8:21: «...Помышление сердца человеческого — зло от юности его». А также в Римлянам 8:7: «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут». Да, точно так же, как мертвое тело не может оживить себя к телесной, земной жизни, так и человек, духовно мертвый по грехам своим, не может воскресить себя к духовной жизни, как и написано в Ефесянам 2:5: «И нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом», — и во 2 Коринфянам 3:5: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способности наши от Бога».
3. Бог Дух Святой, однако, не производит обращения без средств, но использует для этой цели проповедь и слышание Божьего Слова, как написано в Римлянам 1:16: [благая весть о Христе «есть сила Божия ко спасению всякому верующему». А также в Римлянам 10:17: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». И такова воля Божья, чтобы Его Слово было услышано, и чтобы уши человеческие не были закрыты (Псалом 94:8). На этом Слове пребывает Святой Дух, и Он открывает сердца так, чтобы люди, подобно Лидии из Деяний 16:14, внимательны к нему и, таким образом, обращаются к вере только лишь благодатью и силой Святого Духа, исключительным деянием Которого является обращение человека. Ибо без Его благодати, если Он не дарует роста, все наше желание и усердие, все наше насаждение, жатва и орошение — все это ничто, как и Христос говорит в Иоанна 15:5: «...Без Меня не можете делать ничего». Этими краткими словами Он отрицает силу свободной воли и приписывает все благодати Божьей, чтобы никто не мог хвалиться пред Богом (1 Коринфянам 1:29; 2 Коринфянам 12:5; Иеремия 9:23).
— Формула Согласия: конспективное изложение. Артикул II: О свободной воле, §§1-6
|
Матиас Лой об отношении к отцам Церкви... |
Лютеранская церковь никогда не относилась к преданиям, которые мы унаследовали от древних отцов Церкви, ни с презрением, ни даже с пренебрежением. То, что сохранилось с апостольских времен до наших дней посредством учений и деяний христианских мужей, драгоценно. Церковь не желает предавать забвению свет, проливаемый через эти предания на веру и труд любви, на которые Дух Святой подвигал людей в другие времена, на их жизни, освященные небесными лучами, в то время как жизни других людей, восставших против Помазанника Господнего, были темны, ослепленные адской чернотой. Церковь желает усвоить уроки истории и радуется общению с мужами Божьими, жившими и страдавшими ради той же славной цели, ради которой она и сегодня подвизается с тем же утешением веры, что укрепляло верующих в прежние времена. Однако Церковь знает, что некоторые, называвшие себя христианами, не были таковыми, и что христиане в прошлые времена могли ошибаться так же, как и ныне, и потому она применяет к христианам прошлых времен то же самое безошибочное правило, которому следует сегодня, и твердо считает Божьей истиной только то, что провозглашается в Божьем Слове.
— Matthias Loy. The Augsburg Confession (1908), p. 179
|
Д-р Вальтер о чадах Божьих... |
У Бога не бывает мертворожденных детей. Если человек поистине является чадом Божьим, он имеет не только обязанность жить в святой любви, но и желание, силу и благодать, чтобы делать это.
— C.F.W. Walther. God Grant It! p. 289
|
Чтение из Книги Согласия на Четвертое воскресенье Великого Поста ( Laetare) |
Laetare, Jerúsalem: et convéntum fácite, omnes qui dilígitis eam: gaudéte cum lætítia, qui in tristítia fuístis: ut exsultétis, et satiémini ab ubéribus consolatiónis vestræ.
Ибо никакой несправедливости не совершается по отношению к тем, кто наказывается и получает воздаяние за свои грехи; но остальных, кому Бог дает и в ком сохраняет Свое Слово, просвещающее, обращающее и хранящее их, Бог одобряет по Своей чистой [безграничной] благодати и милости, без всяких заслуг с их стороны.
Поскольку мы не имеем ни способности, ни позволения исследовать и измерить каждый аспект настоящего артикула, великий апостол Павел провозглашает [показывает своим примером] — он, уже немало засвидетельствовавший об этом артикуле из открытого Слова Божьего, подойдя к моменту, когда он показывает, что Бог оставил эту тайну для Своей скрытой премудрости, скрывает и отсекает ее следующими словами: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его! Ибо кто познал ум Господень?» (Рим. 11:33 и далее), — то есть помимо и сверх того, что Он открыл нам в Своем Слове.
Соответственно, это вечное избрание Божье следует рассматривать во Христе, а не вне Христа или без Него. Ибо во Христе, как свидетельствует Апостол Павел, «Он избрал нас прежде создания мира» (см. Еф. 1:4 и далее), как написано: «Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Тем не менее, это избрание открывается с небес через проповедь Его Слова, когда Отец говорит: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5). И Христос говорит: «Приидите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). И о Святом Духе Христос говорит: «Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Ин. 16:14). Таким образом, вся Святая Троица — Бог Отец, Сын и Святой Дух — направляет всех людей ко Христу, как к Книге Жизни. В Нем они должны искать вечное избрание Отца. Ибо Отец от вечности решил, что всех, кого Он спасет, Он спасет через Христа, как и Сам Христос говорит: «Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» (Ин. 14:6). И вновь: «Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10:9).
— Формула Согласия: детальное изложение. Артикул XI: О вечном Божьем предведении и избрании. §61, 64-66
|
Чарльз Портерфилд Краут о славе и позоре Церкви... |
О жизни Церкви больше всего можно узнать из конфликтов, в которых она участвует. Подобно тому, как славу или позор нации составляют поля сражений, рассказывающие о том, ради чего она подвергала опасности жизни своих сыновей, так и о славе или позоре Церкви можно судить, когда мы узнаем, против чего она сражалась; насколько она дорожила тем, что считала истиной; а также как много она страдала, чтобы отстоять эту истину, и ради чего она сражалась и приносила жертвы. Подвергнутая проверке по всем этим критериям, история лютеранской Церкви беспримерно славна. Она подвизалась за великие истины ценой великих жертв, и в каждом сражении, в котором она принимала участие, истина, в конце концов, одерживала верх. Церковь, которая ни за что ни сражается, утратила либо истину, либо любовь к ней. Войны приносят страдания, но ответственность за все их несчастья лежит на тех, чьи заблуждения делают войны необходимыми.
— Charles Porterfield Krauth. Conservative Reformation and Its Theology, p. 147
|
Наставление Лютера о правильном отношении к крещению детей |
Со всей настойчивостью, на которую способен христианин, я прошу тех, кто совершает Крещение, кто держит детей на руках или является свидетелем, отнестись к этому делу искренне и осознать всю его серьезность. Ибо здесь, в словах этих молитв, вы слышите, как нежно и искренне христианская Церковь заботится о маленьком ребенке, и как она исповедует перед Богом простыми словами и без всякого сомнения, что он находится во власти сатаны и является чадом греха и гнева, и со всяким усердием молится о ниспослании помощи и благодати в Крещении, чтобы ему стать дитем Божьим.
Помните же, что это не шутка — выступить против сатаны и не только отогнать его прочь от маленького ребенка, но и обременить этого ребенка пожизненной борьбой со столь могущественным противником. Помните также, что совершенно необходимо помогать бедному ребенку всем сердцем и в крепкой вере, усердно ходатайствуя за него, чтобы Бог, по этой молитве, не только освободил его от власти сатаны, но и укрепил его, чтобы он мог честью противостоять сатане в жизни и смерти. И я подозреваю, что люди после крещения вырастают такими плохими потому, что наше отношение к ним было столь холодным и беспечным; мы после того, как они были крещены, молились о них без усердия.
И помните также, что внешние стороны Крещения — такие как дуновение в глаза, знамение креста, соль в уста, слюна и брение в уши и нос, помазание груди и плеч маслом, помазание макушки головы миром, облачение в крестильные одежды, зажженная свеча в руке и все остальное — наименее важны и были добавлены людьми, чтобы украсить Крещение. Ибо Крещение совершенно точно может совершаться без всех этих ритуалов, и это не те обычаи и обряды, которых боится и от которых убегает сатана. Он смеется и над более серьезными вещами! Здесь нужно подлинное усердие.
Наблюдайте же за тем, чтобы вы пребывали в истинной вере, вслушивайтесь в Божье Слово и искренне участвуйте в молитве. Ибо когда священник говорит: «Помолимся», — он призывает вас присоединиться к нему в молитве. И все восприимники и прочие присутствующие должны повторять вслед за ним слова его молитвы, обращая их в своем сердце к Богу. Для этого священник должен произносить эти молитвы ясно и медленно, чтобы восприимники могли расслышать и понять их и также единодушно молиться вместе с ним в своих сердцах, самым усердным образом вознося нужду маленького ребенка перед Богом и показывая тем самым, что они понимают — это не шутка, поскольку в дело замешан сатана.
Потому будет правильно и прилично не допускать пьяных или невежественных людей до совершения крещения и не позволять таковым служить восприимниками. Следует выбирать благопристойных, нравственных, искренних и благочестивых священников и восприимников, от которых можно ожидать, что они отнесутся к делу серьезно и с искренней верой, чтобы святое Таинство не превратилось в сатанинскую насмешку, оскорбительную для Бога, Который таким образом изливает на нас обильные и неиссякаемые богатства Своей благодати. Он Сам называет это новым рождением, посредством которого мы получаем свободу от тирании сатаны, от греха, смерти и ада и становимся детьми жизни, наследниками всех даров Божьих, детьми Самого Бога и братьями Христа. О, дорогие христиане, давайте же не будем относиться к этому неизъяснимому дару и совершать его так лениво и безразлично; ибо Крещение — наше единственное утешение, открывающее нам доступ ко всем благословениям Божьим и к общению со всеми святыми. Да поможет нам в этом Бог. Аминь.
Метки: крещение лютер |
Фридрих Вайнекен о помощи в час искушений... |
Его любовь кажется бременем, а Его иго стало слишком тяжким? Тебе хочется вновь полагаться на мир и на свою собственную праведность? Ты скажешь: «О нет, совсем нет, но мое сердце так немощно и полно сомнений, а грех так силен!» Не отчаивайся. Впереди будет еще довольно искушений, скорбей и греха, и, да, слабость плоти может одержать над тобой верх. Но ты полагаешься не на собственное сердце, а на твоего Иисуса, Который спасает тебя от грехов, дарует тебе новую милость в Слове и Таинстве; прощение грехов окружает тебя, как воздух, оно расстилается вокруг тебя, как небо. Верен Призвавший тебя. Он сделает это для тебя. Ты только держись за Его Слово и Таинство и не оставляй молитвы. Смерть может подстеречь тебя где и когда ей будет угодно, но она лишь приведет тебя в вечно новый год, в подлинный мир и блаженство. И даже когда ты оказываешься в долине смертной тени, это чудесное имя облегчит тебе путь и благополучно выведет оттуда: И И С У С!
— Пастор Фридрих Вайнекен. Проповедь на Лк. 2:21. 1 января 1868 года
|
Африканцы-лютеране бьют рекорды |
Всемирная Лютеранская Федерация опубликовала ежегодный отчет, содержащий статистические данные, из которых видно, что количество лютеран в мире выросло на почти 1,6 миллиона! По сравнению с прошлым годом, это больше на 2,3 %. Это означает, что теперь в мире проживает примерно 72 миллиона последователей учения Мартина Лютера (в 2005 году их было почти 70 миллионов). Наибольший рост происходит в африканских церквях, которые постепенно выходят на передний план мирового лютеранства.
Абсолютный рекорд побила Евангелическо-Лютеранская Церковь Танзании, к которой сразу присоединилось свыше 1 миллиона 100 тысяч членов и теперь число прихожан в ней составляет 4 миллиона 632 человека, пишет Базница.
Церковь Танзании - это вторая по величине лютеранская церковь в Африке. На первом месте стоит Евангелическо-Лютеранская Церковь Mykane Иисус из Эфиопии, которая насчитывает в настоящее время 4,899 миллиона верующих. Таким образом, эфиопская церковь стала второй по величине лютеранской церковью в мире. На первом месте все еще находится церковь Швеции, в которой 6 миллионов 893 тысяч членов. Количество прихожан в шведской церкви незначительно упало (-0,3%).
В то время, как число верующих, принадлежащих к Всемирной Лютеранской Федерации выросло (+2,5%), увеличилось и число лютеран, не принадлежащих к ВЛФ (18 тысяч или -0,5%). В настоящее время в мире есть 3,5 миллиона лютеран, не связанных с ВЛФ.
— НХМ, 19.02.2008
|
Об отпущении грехов тяжело больным людям |
Об отпущении грехов тяжело больным людям
Пастор Джон Т. Плесс
Мартин Лютер как-то заметил, что для юристов полем деятельности является справедливость, для врачей — медицина, а для пасторов — греховное человечество и милосердный Бог. Когда пастор идет в больницу, он идет туда не как врач, а как пастырь, которому вверены слова, способные убить или исцелить. Он не обладает знаниями, способными прекратить страдания умирающего тела. Психолог может помочь человеку смириться. Медсестра может прекратить боль. Хирург может вырезать смертельную опухоль. Но пастор приходит в больницу с совершенно другой целью. Посланный Господом, он приходит, чтобы произнести слово отпущения грехов, которое доносит до грешника божественный голос: «Я прощаю тебе грех твой».
Это те же самые слова, которые Иисус сказал парализованному человеку, которого принесли к Нему (см. Мф. 9:2-8). Своей властью, как Сын Человеческий, Иисус исцеляет не просто немощные члены и бездвижные мышцы, но жизнь, находящуюся в узах греха и смерти.
Многие сегодня избегают говорить о грехе. Более четверти века назад д-р Карл Меннингер написал книгу под названием «Что же стало с грехом?» (Whatever Became of Sin?). В ней он задавался вопросом, почему священники не могут ясно говорить о грехе — вместо этого они обращаются к помощи психологии, чтобы разобраться в жизненных проблемах, однако не указывают на главную причину всех проблем. Мы стали реже слышать о грехе, но чаще — о бессмысленности и мучениях. Слова о грехе возлагают ответственность на нас, а кто несет ответственность за «бессмысленность»? Говорить о грехе значит ввести грех в общую картину событий. Чтобы говорить о грехе, нужно говорить о Боге. Зло — это то, что мы ненавидим. Бог ненавидит грех.
Гораздо спокойнее, рассуждаем мы, считать себя жертвой. Если ты жертва, значит, твое ненадежное и непредсказуемое тело причинило тебе какое-то зло. Мы становимся жертвами невидимого вируса лихорадки Западного Нила или атипичной пневмонии, который тайно подкрадывается к нам, словно «язва, ходящая во мраке, зараза, опустошающая в полдень», говоря словами псалмопевца. Жертвой становятся в результате слепого случая — оказавшись не в том месте и не в то время, столкнувшись с жестокостью другого человека или безликих «их». Он стал жертвой рака, говорим мы о человеке, который страдает от опухоли. Она стала жертвой трагической аварии, говорим мы о женщине, оказавшейся на пути потерявшего управление грузовика. О гонимых людях часто говорят как о жертвах авторитарного общества.
Парализованный человек, исцеленный Иисусом, был жертвой некоей болезни, которая сделала его инвалидом. Лишенный возможности двигаться, он всецело зависел от милости других людей. К Иисусу его принесли на носилках. Однако Иисус обратился к нему не как к достойной жалости жертве какого-то вируса, завладевшего его членами, или какого-то нелепого случая, в результате которого он оказался в таком положении. Иисус берется за главную проблему. Господь провозглашает: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои».
За видимой парализованной телесной оболочкой скрываются более глубокие узы, чем прикованность к постели. Где же Бог посреди всего этого? «Твой Бог такой, каким ты Его представляешь», — говорит Лютер. Каким же этот парализованный человек мог представить Бога? Что он мог знать о Боге без помощи Иисуса Христа? Гневается ли Бог на него? Является ли его болезнь Божьей карой за какие-то прегрешения? Есть ли Богу вообще какое-то дело до него? Возможно, Бог просто не замечает его страданий? Может быть, Бог слишком велик, чтобы тратить время на его ничтожную жизнь?
Евангелие ничего не рассказывает нам о том, что думал про себя этот безымянный человек. Мы видим только его нужду. Друзья приносят его к Господу. Положив его на носилки, они приносят его с ожиданием — нет, с верой в то, что Иисус может оживить его бездвижные члены и поставить его на ноги и сделает это. Истории о чудесных делах Иисуса — о том, как он исцелил прокаженного и вернул здоровье сыну сотника, о том, как он спас одержимого от власти сатаны, о Его власти над ветром и волнами — ходили по всей стране. Может быть, Иисус сможет облегчить страдания и этого человека.
Иисус произносит всего одну фразу, но эта фраза совершенно неожиданна. Он говорит парализованному человеку: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Этими словами Иисус показывает, что Он — Спаситель. Его приветствие возвещает милость. Лютер замечает, что «царство Христа заключается в словах „прощаются тебе грехи твои“; в них нет дел, нет заслуг, нет заповедей и закона — только чистая благодать и благость». В словах Иисуса нет никакого намека на то, что этот человек может сделать, чтобы стать здоровым. Господь приходит не для того, чтобы дать ему предписания относительно лечебных процедур или план духовного обновления, которому этот человек должен следовать, чтобы научиться жить со своим несчастьем. Иисус говорит ему: «Дерзай», — т. е. «смелее». Этими словами Господь прогоняет всякое беспокойство и ободряет человека в его страданиях. Назвав его «чадом», Иисус показывает этому человеку, что Он пришел помочь ему и спасти его. Он пришел не для того, чтобы насмехаться над его бедой или отягощать его бремя осуждением. Он пришел как Господь, со словами мира и отпущения грехов: «Дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои». Именно эту весть пастор приносит к постели больного и в больничную палату.
|
Чтение из Книги Согласия на Третье воскресенье Великого Поста (Oculi) |
Oculi mei semper ad Dominum, quia ipse evellet de laqueo pedes meos : respice in me, et Miserere mei, Quoniam unicus et pauper sum ego. Ad te, Domine, levavi animan, meam : Deus meus, in te confide, non erubescam. V. Gloria Patri, et Filio, et Spiritui Sancto. Sicut erat in principio et nunc et semper et in saecula saeculorum. Amen (Ps. 24:15, 1-2).
Итак, теперь вы понимаете, что значит произносить имя Божье напрасно, то есть (еще раз вкратце повторим это) либо просто с целью обмана и для того, чтобы ссылаться на имя Бога в оправдание чего-то, что не соответствует действительности, либо для того, чтобы проклинать, клясться, колдовать — короче говоря, совершать любые злодеяния, на какие только способен человек.
Помимо этого, вы должны также знать, как правильно использовать имя [Божье]. Ибо когда Он говорит: «Не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно», — Он одновременно дает нам понять, что его следует произносить должным образом. Ибо оно было открыто и дано нам именно для того, чтобы мы могли постоянно использовать его к своей пользе. Отсюда следует естественный вывод (поскольку использование святого имени ради лжи или беззакония здесь запрещено), что нам, с другой стороны, заповедано использовать его ради истины и всякого блага — например, когда кто-то истинно клянется там, где это необходимо и требуется. А также, когда проповедуется правильное учение, и когда имя [Божье] призывают в дни скорби или прославляют и благодарят во время благоденствии, и т. п. Все это охвачено целиком и заповедано в Пс. 49:15: «...И призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня...» Ибо во всем этом имя используется для служения истине и употребляется благословенным образом, и таким образом Его имя святится, как мы просим о том в молитве «Отче наш».
— Большой Катехизис. Часть 1. §§ 62-64
|
Память д-ра Мартина Лютера... |
«Стоя над могилой Лютера, ты вспоминаешь его последние дни в Эйслебене. Он приехал туда 28 января 1546 года и, хотя он чувствовал себя очень плохо, принял участие в конференциях, которые продолжались до 17 февраля. Кроме того, он четыре раза проповедовал и отредактировал церковные нормы для земли Мансфельд. 17 февраля ему стало так плохо, что князья упросили его не покидать дома. В тот вечер за ужином он много говорил о своей приближающейся смерти; кто-то спросил его, узнаем ли мы друг друга в грядущем мире, и Лютер ответил, что, по его мнению, узнаем. «Я чувствую себя очень слабым», — воскликнул он, — «и боли мучаю меня сильнее обычного. Если бы мне удалось поспать с полчаса, я почувствую себя лучше». Он заснул и тихо дремал полтора часа. Проснувшись около одиннадцати часов, он спросил: «Как, вы еще здесь? Разве вы сами не хотите пойти и отдохнуть?» Когда они ответили, что останутся, он с чувством заговорил: «„В руки Твои я предаю дух мой. Ты искупил меня, Господи Боже истины“. Молитесь все вы, дорогие друзья о Евангелии Господа нашего; молитесь, чтобы пределы его господства расширились, ибо Тридентский Собор и угроза Папы уже близки». Потом он вновь задремал на час.
Проснувшись, он сказал: «Я чувствую себя очень больным. Я думаю, что останусь здесь, в Эйслебене, здесь, где я родился». Он почти дошел до конца комнаты, но потом лег. Его укрыли одеялами и одеждой, чтобы он вспотел; но это не помогло. «Отче мой», — взмолился Лютер. — «Ты, Бог Господа нашего Иисуса Христа; Ты, источник всякого утешения; Я благодарю Тебя за то, что ты открыл мне Твоего возлюбленного Сына, в которого Я верую, Которого я проповедовал и исповедовал, и о Котором возвестил; Которого я любил и прославлял, и Которого гонят Папа и безбожники. Я предаю мою душу Тебе, о мой Господь Иисус Христос. Я скоро покину это земное тело, я скоро уйду из этой земной жизни, но я знаю, что буду вечно обитать с Тобой. „В руки Твои я предаю дух мой: Ты искупил меня, о Господи Боже истины“». Его глаза закрылись, и он лишился чувств. Когда он очнулся Джонас спросил его: «Преподобный отче, стоишь ли ты твердо в вере, которую проповедовал?» Лютер открыл глаза, внимательно посмотрел на него и ответил: «Да». Вскоре те, кто стоял рядом, увидели, что он побледнел и похолодел, его дыхание все более и более слабело, Наконец, испустив один глубокий взох, Мартин Лютер скончался».
На тумбочке возле постели Лютера нашли клочок бумаги с его последними записанными словами. Текст был на латыни, и лишь последние слова на немецком:
1. Никто не сможет понять "Буколики" Виргилия, если он пять лет не был пастухом. Никто не сможет понять "Георгики" Вергилия, если он пять лет не был фермером.
2. Никто не сможет понять "Письма" Циуерона (так я говорю), если он не посвятил себя на двадцать лет делам какого-нибудь сильного государства.
3. Знайте, что никто не может углубиться в тексты священных авторов достаточно, если он не управлял церквями сотню лет вместе с пророками, такими как Илия и Елисей, Иоанном Крестителем, Христом и апостолами.
Не критикуйте эту божественную "Энеиду"; нет, лучше падите ниц на землю, по которой она ступает.
Эта жизнь — не благочестие, а возрастание в благочестии;
не здоровье, а исцеление;
не бытие, а становление;
не покой, но упражнение.
Мы еще не то, чем будем, но мы уже на пути;
процесс еще не завершен, но уже начался;
это не цель, но путь к цели;
сейчас все не блестит и не сверкает, но все очищается.
— Мартин Лютер
|
О приготовлении к Причастию... |
Относительно же приготовления к Вечере, мы думаем, что приготовление путем поста и молитвы — это вопрос свободы. Конечно, человек должен приходить [к Причастию] трезвым, с серьезным и внимательным настроем ума, даже если он нисколько не постился и не слишком много молился. Однако трезвость, о которой я говорю, не имеет никакого отношения к пресловутой суеверной практике папистов. Я настаиваю на ней для того, чтобы люди не приходили [к Причастию], рыгая от выпитого и раздувшись от переедания. Ибо лучшим приготовлением, как я уже говорил, является душа, огорченная грехом, смертью и искушением, алчущая и жаждущая исцеления и укрепления.
— Martin Luther. An Order of Mass and Communion for the Church at Wittenberg (1523)
Метки: лютер причастие |
Райком закрыт, все сушат сухари... |
А вы бы сели в 37-ом? |
![]() |
Пройти тест www.aloepole.ru |
|
Братья Господа: родные или двоюродные |
Родственники Иисуса (фрагмент)
Ричард Баукхэм
Themelios 21.2 (January 1996):18-21
Ричард Баукхэм — профессор новозаветной библеистики из Университета св. Эндрюса. Более подробные его изыскания по затронутому в данной статье вопросу включают в себя книгу Jude and the Relatives of Jesus in the Early Church (Edinburgh: T. & T. Clark, 1990).
Внимательные читатели Нового завета знают, что один из родственников Иисуса, Его брат Иаков, сыграл важную роль в ранней истории Церкви. Не так известен тот факт, что другие члены этой семьи также были важными фигурами и продолжали занимать руководящее положение в христианской общине палестинских евреев по меньшей мере до начала второго века [1].
Генеалогическое древо семьи Иисуса
Это генеалогическое древо включает в себя тех членов семьи, чьи имена и родственные отношения с Иисусом нам точно известны. Четыре брата Иисуса названы в Евангелиях (Мф. 13:55; Мк. 6:3). Мы можем с уверенностью сказать, что Иаков был старшим из них, а Иосий — вторым по старшинству, но поскольку Матфей и Марк называют Симона и Иуду в разном порядке, мы не можем быть уверены, кто их них был младшим. Имя Иосий, которым Марк называет второго брата, — это распространенное сокращение от имени Иосиф (форма, которую использует Матфей). Без сомнения, Иосия обычно называли сокращенным именем, чтобы отличить его от отца, Иосифа-старшего… Все четыре имени принадлежат к числу наиболее распространенных еврейских мужских имен того времени. Из тех же евангельских отрывков, в которых называются имена четырех братьев, мы узнаем, что у Иисуса были сестры. Хотя Матфей пишет о «всех его сестрах», мы не можем сказать, было ли у Него больше двух сестер, поскольку в греческом языке слово «все» можно использовать для обозначения двух человек. В христианской литературе более позднего времени [2] сестры Иисуса называются именами Мария и Саломея. Эти имена были чрезвычайно распространены среди еврейских женщин в Палестине, однако имя Саломея, судя по всему, не использовалось в среде еврейской диаспоры. Таким образом, если некоторая вероятность, что предание об этих двух именах восходит к преданию христианской общины палестинских евреев и потому может быть достоверным.
В среде ранних христиан братьев Иисуса, очевидно, называли «братьями Господними» (Гал. 1:19; 1 Кор. 9:5), но поскольку слово «брат» вовсе необязательно относится к единокровному родному брату, возникает вопрос о степени родства этих людей, а равно и «сестер», с Иисусом. Этот вопрос горячо обсуждался, начиная, по меньшей мере, с четвертого века, — в основном, благодаря последствиям этого обсуждения для традиционного учения о вечном девстве Марии. Три основные точки зрения стали известны по именам их сторонников, живших в четвертом веке: Гельвидия, Епифания и Иеронима. Точка зрения Гельвидия, которой придерживается, наверное, большинство современных экзегетов (в том числе и некоторые католические исследователи) заключается в том, что братья были сыновьями Иосифа и Марии, рожденными после Иисуса [3]. Точка зрения Епифания, традиционная для восточного православия, заключается в том, что они были сыновьями Иосифа от предыдущего брака, и потому были старше Иисуса. Точка зрения Иеронима, которая, благодаря его влиянию, стала традиционной для западного католицизма, заключается в том, что они были двоюродными братьями Иисуса.
Мы не можем здесь подробно рассматривать доводы всех сторон. Хотя у точки зрения Иеронима все еще есть сторонники, следует сказать, что она наименее вероятна. Греческое слово, переведенное как «брат», действительно может использоваться для обозначения более далеких родственных связей, чем наше современное слово «брат». Тем не менее, в раннехристианской литературе (как в новозаветной, так и вне Нового Завета) братья Иисуса неизменно именуются Его братьями. Если они на самом деле были Его двоюродными братьями, мы вправе ожидать, что эти родственные отношения будут описаны более точно хотя бы в некоторых случаях. Напротив, Эгезипп [4], живший во втором столетии, называя Иакова и Иуду «братьями Господа», называет Симеона Клеопова «двоюродным братом Господа», то есть, по всей видимости, видит разницу между этими степенями родства. Но если точка зрения Иеронима явно маловероятна, то сделать выбор между другими двумя точками зрения непросто. С точки зрения Епифания, братья Иисуса приходились Ему сводными братьями (если мы исходим из историчности непорочного зачатия Иисуса). В этом случае мы не можем ожидать, чтобы их именовали как-либо иначе, нежели «братьями».Ни один новозаветный текст не дает дальнейших фактических свидетельств в пользу этого утверждения, но мысль о том, что братья и сестры Иисуса были детьми Иосифа от предыдущего брака, присутствует в трех христианских сочинениях второго века (Протоевангелии Иакова, Евангелии детства и Евангелии Петра) [5], вероятно, имеющих сирийское происхождение. Похоже, что данная точка зрения была ранним преданием, бытовавшим среди сирийских христиан второго века. Достоверное предание о выдающихся раннехристианских лидерах, таких как братья Господа, все еще могло сохраняться в то время и в тех местах. Протоевангелие Иакова действительно предполагает вечное девство Марии, а потому возможно, что размышления об идее девства Марии привели к выводу, что братья и сестры Иисуса не могли быть ее детьми. С другой стороны, также возможно, что идея вечного девства возникла лишь потому, что уже было известно, что Мария не была матерью братьев и сестер Иисуса. Исторических фактов мало, чтобы сделать обоснованный выбор между точками зрения Гельвидия и Епифания (и потому мой вариант генеалогического древа оставляет этот вопрос открытым). К бы то ни было, мы можем быть уверены, что братья и сестры Иисуса, как и Он, принадлежали к семейству Иосифа и Марии, жившему в Назарете. Евангельские предания регулярно упоминают о братьях Иисуса наряду с Его матерью [6].
Сноски
1. Эта статья опирается на гораздо более полное рассмотрение вопроса в работе R. Bauckham, Jude and the Relatives of Jesus in the Early ChurchEdinburgh: T. & T. Clark, 1990), и прежде всего в главах 1-2, где можно найти всю документацию. См. также R. Bauckham, 'Salome the Sister of Jesus, Salome the Disciple of Jesus, and the Secret Gospel of Mark', Novum Testamentum 33 (1991), 246-254; и 'Mary of Clopas (John 19:25)', в G.J. Brooke (ed.), Women in the Biblical Tradition (Studies in Women and Religion 31; Lewiston / Queenston / Lampeter, 1992), pp. 231-255. (
2. Протоевангелие Иакова 19:3-20:4; Евангелие Филиппа 59:6-11; Епифаний Саламинский, Панарион 78.8.1; 78.9.6.
3. В качестве примера недавних утверждений о том, что это наиболее вероятный вывод из новозаветных свидетельств, исходящих от католических ученых, можно назвать монографию J. P. Meier, A Marginal Jew: Rethinking the Historical Jesus, Vol. 1 (New York: Doubleday, 1991), pp. 316-332; и статью 'The Brothers and Sisters of Jesus in Ecumenical Perspective', Catholic Biblical Quarterly 54 (1992),1-28. Критику в адрес аргументов Мейера можно найти в статье R. Bauckham, 'The Brothers and Sisters of Jesus: An Epiphanian Response to John P. Meier', Catholic Biblical Quarterly 56 (1994), 686-700.
4 Цит. по Евсевий Кесарийский, История Церкви 2.23.4; 3.11; 3.20.1; 4.22.4.
5 Протоевангелие Иакова 9:2; 17:1-2; 18:1; Евангелие детства 16:1-2; Евангелие Петра, цит. по Ориген, Толкование на Ев. от Матфея 10.17.
6 Мф. 12:46-47; 13:55; Мк. 3:31-32; 6:3; Лк. 8:19-20; Ин. 2:12; Деян. 1:14; Евангелие назарян, фраг. 2.
|
О теории и практике... |
Один из наиболее поразительных аспектов святой вселенской и апостольской веры (далее для краткости именуемой лютеранством) заключается в том, что это не теория.
У лютеран нет теории Вечери Господней. Мы просто слушаем слова Господа и верим им.
У лютеран нет теории искупления. Когда Господь говорит, что Он искупил нас, мы верим, что Он искупил нас. Когда Он говорит, что Он спас нас, мы верим, что Он спас нас. Когда Он говорит, что Он оправдал нас, мы верим, что Он оправдал нас. Все это не метафоры. Это реальность.
Мы — простые овцы, которые слушают голос своего Пастыря. Он говорит. Мы слушаем.
Наши теоретические философствования пригвождены ко кресту.
— Преп. Чаз Лехманн
|
Кто бы сомневался :) |
|
Чтение из Книги Согласия на Второе воскресенье Великого Поста (Reminiscere) |
А чтобы мы не подумали, будто утверждение, что вера оправдывает, неосторожно сорвалось с языка Павла, он отстаивает и подтверждает эту мысль продолжительными рассуждениями в четвертой главе Послания к римлянам и впоследствии повторяет ее во своих Посланиях. Так, в Римлянам 4:4-5 он говорит: «Воздаяние делающему вменяется не по милости, но по долгу; а не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность». Здесь он ясно говорит, что сама вера вменяется в праведность. Следовательно, именно вера является тем, что Бог провозглашает праведностью, и апостол добавляет, что она вменяется даром, и что она не могла бы вменяться даром, если бы ее можно было заслужить делами. При этом он исключает и возможность заслужить праведность посредством нравственных дел [не только иудейских обрядов, но всех прочих добрых дел]. Ибо если бы оправдание перед Богом можно было заслужить ими [этими делами], вера не вменялась бы в праведность без дел. И далее, в Римлянам 4:9: «Мы говорим, что Аврааму вера вменилась в праведность». В Римлянам 5:1 сказано: «Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом...», — иными словами, наша совесть спокойна и исполнена радости пред Богом. Римлянам 10:10: «Потому что сердцем веруют к праведности...» Здесь апостол провозглашает, что вера — это праведность сердца. Галатам 2:16: «...Узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона...» Ефесянам 2:8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился».
Иоанна 1:12: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились». Иоанна 3:14-15: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». Аналогично и в стихе 3:17: «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится».
— Апология Аугсбургского исповедания. Артикул IV: Об оправдании. §§ 88-96
|