Дебора, героиня еврейского эпоса, и сегодня значима! |
Давид Генис
Дебора, героиня еврейского эпоса, и сегодня значима!
-- Вы готовы заключить с Сирией мирное соглашение, которое
предусматривало бы сдачу Израилем Голанских высот?
-- Это нужно будет обсуждать на переговорах между Израилем и Сирией.
Даниэль Пайпс, 24 мая 2011г (http://ru.danielpipes.org/article/9860 ): "Я
На территории Голан найдены остатки 29 синагог
двухтысячелетней давности, 32-х древних еврейских поселений,
Уйти к "границам" 1967 года, значит, в частности, сдать Голанские высоты. Ципи Ливни, глава ведущей левой партии, рвущейся к власти, очень четко обусловила свою точку зрения. Вместо того, чтобы задавить врага, она призывает с ним "договариваться". Израиль победил в навязанных ему войнах 1948, 1967, 1973 годов. Победитель, однако, по мнению левых, должен договариваться, фактически, выпрашивать для себя признание и "мир", у побежденных. Назовите хоть один подобный пример из всей истории человечества!
Так и Деборе однажды Б-г передал повеление: "Вот что повелел Господь, Бог Исраэйля: пойди и собери на горе Тавор, и возьми с собою десять тысяч человек из сынов Нафтали и из сынов Звулуна. А я приведу к тебе, к потоку Кишон, Сисру, военачальника Явина, и колесницы его, и полчища его, и предам его в руки твои" (4:6-7). Табор -- гора на территории племени Иссахар. Туда народ приходил, чтобы молиться и совершать жертвоприношения.
И чтобы поднять народ на войну против сильного угнетателя, который 20 лет держал израильтян в страхе и подчинении, требовался сильный козырь. Им и стало "повеление" Б-га в устах Деборы. Женщина, которая занималась разбирательством тяжб и других "мирских" дел, судя по всему, пользовалась большим авторитетом у ряда соседних колен и отличалась железным и решительным характером. Она не призывала просить милость и "мир" у врага. Она не советовала своему народу, что "надо договариваться" с теми, кто готов ее народ уничтожить. Она подняла народ на борьбу. Она сказала - хватит терпеть, на нашей земле мы должны быть сами себе хозяевами.
"Сисера (Сисра), как установлено современными исследованиями, имя иллирийского происхождения. Это позволяет думать, что его носитель филистимлянин, служивший хаананею Иабину (Явину). Упоминание железных колесниц Сисеры -- довод в пользу этого предположения. У филистимлян была монополия на использование железа в военных целях" (Акиншин).
Войско израильтян расположилось на горе Тавор. А долину реки Кишон заняло войско Сисры со всеми его железными колесницами и с громадным ополчением. Стали два войска друг против друга. Кто начнет первый? Одним со своими колесницами в гору не подняться, другим спускаться под удар тех колесниц тоже, видимо, душу не грело...
И вновь Женщина сказала веское слово. "И сказала Дебора Бараку: встань, ибо это тот день, когда Господь предаст Сисру в руки твои; ведь Господь вышел пред тобою" (4:14). И сошел Барак с войском с горы Тавор. И началась битва. Так в чем же состояла помощь Б-га, на которую так настойчиво ссылалась Дебора и которая, действительно, привела к полному разгрому врага? Это было время после разлива реки Кишон и после дождей. Долина оказалась влажной. Думаю, именно эту ситуацию учла или предугадала Дебора и выбрала то место и то время, которое помогло успешно решить битву с превосходящими силами врага.
Сражение произошло в Таанахе, у вод Мегиддо (5:19). Во влажной почве долины колесницы врага попросту начали увязать. Да еще копыта многочисленных коней устроили тут месиво грязевое. "И навел Господь смятение на Сисру, и на все колесницы, и на всё ополчение; (и убегая, падали) от острия меча пред Бараком; и сошел Сисра с колесницы, и убежал пеший... и пало все войско Сисры от острия меча, не осталось никого" (4:15-16).
Вот как описывает битву Иосиф Флавий ("Иудейские древности"): "Итак, войска сошлись и, когда они вступили в рукопашную, внезапно поднялась сильная буря с проливным дождем и градом, причем ветер гнал дождь хананеянам в лицо и мешал им видеть, так что они не могли пустить в ход свои луки и пращи. В то же время и тяжеловооруженные воины их от холода не могли действовать мечами. Тем временем буря, поражавшая евреев с тыла, приносила им меньше вреда, и так как евреи, убедившись в помощи свыше, несколько приободрялись, то им удалось наконец врезаться в самый центр врагов и перебить множество их. Одни из них были убиты израильтянами, другие в общем смятении попадали со своих лошадей, многие, наконец, были раздавлены и искалечены собственными своими боевыми колесницами" (И. Флавий).
"И подчинил Господь в тот день Явина, царя Кенаанского, сынам Исраэйля". "Варак же пошел с войском к городу Асору, встретился здесь с Иавином и убил его. После этого он совершенно разгромил город и был правителем израильтян в продолжение сорока лет" (Флавий). Со временем, под давлением израильтян, Ханаан стал полностью принадлежать израильтянам. Так было покончено с врагом, который не давал жить народу. Не хочу и не могу о чем-то намекать современным израильтянам. Нет у них Женщины, подобной Деборе. Значит, некому и Барака вдохновить на "решительный бой"...
Ведь в битве участвовали воины только нескольких колен, причем основная тяжесть легла на колена Звулуна и Нафтали. С горечью Девора "поет" об этом: "Гилад за Ярдэйном остался, а Дан почему на кораблях держался? Ашер живет на берегу морей... В среде отделившегося Реувэна... отчего сидел ты среди загонов, чтобы слушать блеянье стад?..." (5:16-17).
К сожалению, в Книге Судей о дальнейшей судьбе Деборы нет сведений. Известно только, что её победа на 40 лет принесла спокойствие народу Израиля (Суд.5:31). К этому могу добавить фразу Иосифа Флавия из его книги "Иудейские древности" (Кн 5, Гл.6): "После смерти Варака и Деворы, умерших почти одновременно...". Значит, долго еще жила Дебора, но чем занималась, можно только догадываться. Но главное Дело своей жизни, отстоять независимость еврейских колен, она выполнила.
Другой автор пишет: "Девора увековечила недавнюю войну в редкой и почти ни с чем не сравнимой по красоте и величию поэме. Песнь Деворы уступает только песне, которую Моше и Исраэль пели при виде чуда, совершенного Б-гом на берегах Чермного моря" (www.chassidus.ru/library/history/our_people/). "Песнь Деворы" - древнейший памятник еврейской литературы (ок. 1200 до н. э.)" (Аверинцев).
Да, ее Песня - это гимн Победе, Вере, Мужеству. Всё это происходило в 12-м веке до нашей эры! Подумать только, более трех тысяч лет пролетело. Об авторстве песни ученые спорят, кто и когда реально ее составил. Разве в этом дело - более или менее трех тысяч лет кануло в Лету с тех пор? Имя женщины, "Матери в Исраэйле" Деборы (Деворы), своей Волей и Мужеством поднявшей народ к решительной победе, до сих пор живет в памяти и ежегодно поминается и в синагогах, и в церквях. Ибо ее имя в Священных Книгах и иудаизма, и христианства.
История Деборы вдохновляла художников и поэтов. Многие композиторы, воодушевленные музыкальностью и поэтичностью "Песни Деворы", посвящали её героине свои произведения. Пример: известная оратория Генделя "Дебора".
"Песнь Деворы позволяет увидеть самые существенные черты древнееврейской ментальности. Девора воспела победу Израиля в необычайно возвышенном и эмоциональном гимне. Она приписала Богу всю славу за избавление и велела народу славить Господа за Его чудные дела. Она призвала царей и князей окрестных народов запомнить, какие деяния Бог совершил для Израиля, и остерегаться причинять ему зло (намёк арабам, которые уже не раз уползали как побитые собаки от Израиля, и всё лезут и лезут, да и прочим... Д.Г.).
Она заставила сломленных духом израильтян увидеть их беспомощное состояние и красочно поведала историю их избавления. Воспевая победу над врагами, Девора сложила не просто памятную песнь, но псалом, где события осмыслены с точки зрения водительства народа Господом. Одно из ключевых мест гимна -- "Избрали новых богов, оттого война у ворот" (Судьи 5:8), отражает понимание смысла происшедших событий. Эта мысль не была новой, хотя и постоянно забывалась (А не о леваках ли израилевых сегодняшних тут речь, избравших себе "других богов и идолов"? Д.Г.).
К последней фразе цитаты добавлю: сегодня, конечно же, надо понимать не буквально о расчете на "заступничество свыше". Основное - "заступничество изнутри", идейное и духовное единение страны перед угрозой бесчеловечного врага, в главной книге которого записано: "убей еврея". В ней, этой жестокой книге, нет разделения евреев на правых и левых, религиозных и неверующих, "хороших" (типа ездивших на поклон к главному иранскому антисемиту или усевшихся ныне на корабли флотилии под идиотским лозунгом "Свободу Газе") и "плохих" (непримиримых борцов с арабским экстремизмом). Для всех, подчеркиваю, для всех предначертано - "смерть еврею", смерть, где бы он ни прятался от "праведного меча мусульманина"...
Главное, на мой взгляд: образ Деборы не только библейский. Он и сегодня актуален в Израиле и зовет на "гору Тавор"... Всех зовет, ибо еще с библейских времен известно: в единении - сила!
источник: http://world.lib.ru/editors/g/genis_d_e/deboraisrael.shtml
ПРОРОЧИЦА ДЕБОРА.
ГРАВЮРА Г.ДОРЕ
Рубрики: | ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ ИЗРАИЛЬ/ИЗРАИЛЬ СЕГОДНЯ ИСТОРИЯ ЕВРЕЙСКОГО НАРОДА/ДРЕВНИЙ МИР ИУДАИЗМ/библейские образы ЕВРЕЙСКИЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ/ЕВРЕЙСКИЕ ЖЕНЩИНЫ |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |