РОШ А-ШАНА
Еврейский Новый год Рош а - Шана (переводится как "глава года") в 2015 г. начинается 13 сентября с заходом солнца и длится два дня. Этот праздник отмечается в честь сотворения мира, символизируя начало нового года и завершение года уходящего.
Это ещё и День Суда, когда Бог подсчитывает все хорошие и плохие поступки человека в минувшем году, отмечая в Книге жизни, какая ждёт его судьба в году наступающем: «...кому жить и кому умереть, кого ожидает покой, а кого — скитания, кого — благополучие, а кого — терзания, кому суждена бедность, а кому — богатство».
В молитвах, читаемых в "Рош ха-Шана" упоминается Судный День, в который все люди проходят перед Богом, как овцы перед пастырем или как солдаты, выстраивающиеся в шеренгу перед командиром, и Бог судит каждого из них за его деяния. Не только все люди получают в "Рош ха-Шана" личный приговор, но и народы и государства: "о государствах будет сказано тогда (в "Рош ха-Шана", в судный день): этому война – а этому мир, этому голод – а этому процветание".
По еврейской традиции, "Рош ха-Шана", в отличие от других еврейских праздников, является не только еврейским, но и универсальным праздником. Этот праздник относится ко всему миру и ко всем людям: "Рош ха-Шана" это судный день для всего человечества, для всех людей в мире. Почему именно "Рош ха-Шана" был избран как всемирный судный день? Одним из ответов является то, что мир был создан в месяц Тишрей, и поэтому "Рош ха-Шана" означает не только начало года, а также рождение человечества. По этой причине, в молитвах, читаемых в праздник "Рош ха-Шана", упоминают также и начало человеческой Истории, к примеру – историю Ноя и Всемирного Потопа.
НА ОТКРЫТКЕ ТРАДИЦИОННОЕ ПОЖЕЛАНИЕ -
"ШАНА ТОВА!" (ХОРОШЕГО ГОДА)
Подобно всем еврейским праздникам, этот день проводят в молитве. Молитвы, читаемые в Рош ха-Шана, должны содержать десять библейских текстов, упоминающих Господа как царя, десять текстов, упоминающих Всевышнего как помнящего всё, и десять текстов, в которых упоминается шофар (бараний рог), один из существенных атрибутов празднования Рош ха-Шана: в него трубят в ходе утренней молитвы.
Рош а-Шана назван в Торе "йом труа" (днём трубления), ибо в это время евреям предписано проанализировать свои поступки за весь предшествующий год и подготовиться к году начинающемуся. Звук шофара (бараньего рога - одного из главных элементов праздника) призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрыми сделайте дела ваши».
Рош а-Шана в Израиле празднуется всеми в течение двух дней, 1-го и 2-го числа еврейского месяца тишрей.В этот день дарят друг другу подарки, посылают поздравления тем, кто далеко. Семья собирается за столом, который традиционно, чтобы наступающий год был сладким, украшают сладкие блюда и фрукты. Не едят в этот день блюда горькие и кислые, а также орехи (так как согласно гематрии, числовое значение этого слова, равно числовому значению слова "грех").
"Полный", счастливый год символизирует круглая хала, макаемая не в соль, а в мёд.
В зависимости от местных традиций блюда могут меняться, но почти повсюду в еврейских семьях подают:
яблоки и мед
(кусочек яблока, обмакнув в мед, съедают в начале трапезы сразу после халы, «чтобы год был сладким и счастливым»);
МЁД И ЯБЛОКИ - ОДИН ИЗ ГЛАВНЫХ СИМВОЛОВ ПРАЗДНИКА
рыбу — символ плодородия (чаще всего это гефилте фиш - фаршированная рыба);
голову (баранью или рыбную) — чтобы быть «во главе», а не в хвосте;
цимес (тушёную с мёдом морковь) - кружочки моркови символизируют богатство, напоминая по форме и цвету золотые монеты;
гранат , чтобы добрые поступки были многочисленны, как семена граната;
овощи и фрукты — в знак надежды на обильный урожай.
Искренняя вера в то, что Б-г желает всем добра и благополучия, превращает этот день в праздник.
Существует обычай поститься в канун Рош а-Шана до полудня. В Мидраше говорится: «За этот пост человеку прощается треть его грехов».
Слова пророка Михи (Михея): «Он опять умилосердится над нами, изгладит беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши» (Мих. 7:19) легли в основу обряда ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если первый день приходится на шаббат) евреи собираются возле реки, ручья, источника или у моря и произносят этот стих, равно как и другие библейские тексты и покаянные гимны и молитвы.
Этот обряд не упоминается в Талмуде, поскольку имеет более позднее происхождение.
Правильное поведение в Рош а-Шана даёт нам максимальный энергетический заряд. Полученной в этот день энергии должно хватить на весь год, чтобы прожить его по высшим стандартам - не привычно, по инерции, а с постоянным ощущением новизны.
С НОВЫМ 5775 ГОДОМ!
ШАНА ТОВА У-МЕТУКА!
(ХОРОШЕГО И СЛАДКОГО ГОДА!)
Дни, на которые приходится Рош ха-Шана:
-
В 2011 г. (5772 г.) — с вечера 28 сентября до вечера 30 сентября.
-
В 2012 г. (5773 г.) — с вечера 16 сентября до вечера 18 сентября.
-
В 2013 г. (5774 г.) — с вечера 4 сентября до вечера 6 сентября.
-
В 2014 г. (5775 г.) — с вечера 24 сентября до вечера 26 сентября.
-
В 2015 г. (5776 г.) — с вечера 13 сентября до вечера 15 сентября.
-
В 2016 г. (5777 г.) — с вечера 2 октября до вечера 4 октября.
-
В 2017 г. (5778 г.) — с вечера 20 сентября до вечера 22 сентября.
-
В 2018 г. (5779 г.) — с вечера 9 сентября до вечера 11 сентября.
-
В 2019 г. (5780 г.) — с вечера 29 сентября до вечера 1 октября.
-
В 2020 г. (5781 г.) — с вечера 18 сентября до вечера 20 сентября
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния, называемые «Дни Трепета», или «Десять дней покаяния»,
которые заканчиваются праздником Йом-Кипур.
http://toldot.ru/tags/roshashana/