Соловецкое восстание (сидение) 1668-1676г.г. Что отстаивали древлеправославные монахи? Часть I |
В 2020г. исполнилось ровно 400 лет со дня рождения одного из виднейших героев России - "неистового" Аввакума. В 2021г. году исполнилось 345 лет со дня зверского подавления войсками царя Алексея Михайловича редчайшего случая открытого сопротивления монахов царской власти и патриархии - Соловецкого восстания. Эти два события вновь и вновь заставляют задуматься всякого неравнодушного русского человека о причинах трагических событий раскола, которое значительно ослабило русский народ, который понес огромные жертвы.
В это время уже во всю на просторах России бушевал раскол, вызванный попытками патриарха Никона и царя Алексея Михайловича, переделать русскую православную церковь по лекалам западной ветви православия. Это вызвало грандиозный раскол и народа, и общества, который до сих пор не преодолен до конца. На основании новых сведений, установленных автором сайта при изучении артефактов и сооружений Соловецкого монастыря, необходимо внести дополнительные штрихи в поиск причин произошедших трагических событий раскола, из-за чего погибли и были казнены многие тысячи верующих русских людей.
Автор не ставит своей целью рассказать историю раскола, который продолжается и по сию пору, об этом существует обширнейшая литература, которую найти не трудно. Мне на этом сайте просто хотелось рассказать о многих неизвестных до селе причинах трагедии русского народа на примере знаменитого восстания монахов на Соловках. С Богом, потихоничку начнем!
Мирная жизнь соловецкой обители и относительно мирная в России, изредка прерывавшаяся бунтами, зачастую беспощадными, но которые никогда не были бессмысленными, продолжалась до 1653г. В этом году патриарх Никон при поддержке царя Алексея Михайловича начал церковную "реформу", которая расколола русский народ на два непримиримых лагеря. В этом случае, как и часто бывает, внешне благими намерениями был вымощен ад на русской земле. В 1654 году Никон устроил собор, на котором буквально «продавил» разрешение провести «книжную справу по древним рукописям греческим и славянским». При этом за основу были приняты не старые образцы, а существующая греческая практика. Авторы реформ постарались не заметить того, что на эту греческую практику оказали сильнейшее влияние католики через свою креатуру, в том числе и патриархов Макария Антиохийского и Паисия Александрийского. Эти два бывших церковных деятеля - они собором иерарахов Восточной церкви были в свое время низложены со своих престолов за открытую симпатию Риму, прибыли в Россию по приглашению царя и Никона, и приняли активное участие в углублении раскола. В 1656 году в московском Успенском соборе была торжественно провозглашена анафема на тех, кто крестится двумя перстами.
В ходе реформы богослужебная традиция была изменена в следующих пунктах: 1. Произведено редактирование текстов Священного Писания и богослужебных книг, которая привела к изменениям в формулировках Символа Веры — убран союз-противопоставление «а» в словах о вере в Сына Божия «рождена, а не сотворена», о Царствии Божием стали говорить в будущем («не будет конца»), а не в настоящем времени («несть конца»), из определения свойств Духа Святаго исключено слово «Истиннаго». В исторические богослужебные тексты было внесено также множество других новаций, например, в имя «Ісус» (под титлом «Ic») была добавлена ещё одна буква и оно стало писаться «Іисус» (под титлом «Іис»). 2.Замена двуперстного крестного знамения трёхперстным и отмена «метаний», или малых земных поклонов. В 1653 году Никон разослал по всем церквям московским «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны; еще и тремя персты бы есте крестились». 3.Крестные ходы Никон распорядился проводить в обратном направлении (против солнца, а не посолонь). 4.Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды (сугубая аллилуйя), а трижды (трегубая). 5. Изменено число просфор на проскомидии (часть литургии, в которой священнослужители приготовляют вещество для евхаристии) и начертание печати на просфорах.
Одной из причин расхождений в древлеправославной и греческой традиций считали накопленные ошибки при переписывании книг. Действительно, в старину богослужебные книги переписывались. Но как? Особыми мастерами, их мастерство считалось священным. Любая опись в книге, недосмотр, тем более ошибка приравнивалась едва ли не к греху. Ну и что получилось после правки реформаторами? Для примера из "Псалтыри": по-старому было "Ибо благословение даст закон даяй", по-новому предлагали "Законопополагаяй", или по-старому "Избави мя...от рук сынов чужих", а по новому "Из рук сынов чужих". Было много ошибок и посерьёзнее. Все эти ошибки работали на раскол, углубляя и ускоряя его, делая необратимым. Как иначе можно было воспринять такое "исправление" - по-старому "Молимся тебе, Господи, ниже да снидет со крещающимся дух лукав". Предлагалось совсем другое "Ниже да снидется с крещающимся, молимся тебе, дух лукавый".Понятно, что прочитав оное нововведение, православный народ ужаснулся: "Духу лукавому не желаем молиться!". И такого было не мало. Объяснение только одно - исправители плохо знали язык, на котором они были призваны исправлять. Пришло время познакомиться с идейными вдохновителями раскола.
Патриарх Никон
Патриарх Никон - в миру Никита Минин, был выходцем из самых низов тогдашнего русского общества. Он родился 7 мая 1605г. в с. Вольдеманово в семье обычных крестьян. Этот человек прожил бурную жизнь. Сначала при непосредственной поддержке царя был поднят до немыслимой высоты для человека из низов патриарха с титулом "Великий государь". Но в 12 декабря 1666г. Никон был извержен из священства не только патриаршеского достоинства, но и епископского сана и стал простым монахом. Он был сослан в Ферапонтов монастырь, затем переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Скончался 17 августа 1681г. по пути из ссылки прямо на ладье в устье р.Которосль, при её впадении в р.Волга.
Об этом человеке много можно рассказать, но я ограничусь только мнением известных людей. Николай Костомаров об особенностях религиозности Патриарха Никона и его современников: «Пробывши десять лет приходским священником, Никон, поневоле, усвоил себе всю грубость окружавшей его среды и перенёс её с собою даже на патриарший престол. В этом отношении он был вполне русский человек своего времени, и если был истинно благочестив, то в старом русском смысле. Благочестие русского человека состояло в возможно точном исполнении внешних приёмов, которым приписывалась символическая сила, дарующая Божью благодать; и у Никона благочестие не шло далеко за пределы обрядности. Буква богослужения приводит к спасению; следовательно, необходимо, чтобы эта буква была выражена как можно правильнее». И выразил эти буквы Никон так, как сумел, практически уничтожив древнее русское благочестие.
Императрица Екатерина II (1763г.): " ...Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней». Коротко и жестко. Никон и его деяния связаны с трагической судьбой Соловецкого монастыря. В свои 30 лет он принял монашеский постриг на острове Анзер, где находился скит Соловецкого монастыря, от святого Елеазара Анзерского (Анзер находится неподалеку от Большого Соловецкого острова). Но необузданный нрав и многие неприятные свойства его характера привели к тому, что он разругался вдрызг с Елеазаром и братией Анзерского скита. Причиной конфликта стали ... деньги, пожертвованные царем для строительства церкви. Что произошло сейчас уже не установить, да это и ни к чему. Настолько было все серьезно можно понять просто из того, что Никон предпочел сбежать с о.Анзер от своего духовного отца в лодке с одним помором. Негативное отношение к Никону братии Соловецкого монастыря еще больше усилилось после того, что будучи уже Новгородским епископом, он запускал руку в монастырскую казну, присваивал и не возвращал взятые книги. Об этом братия через игумена жаловалась самому царю. Не добавило популярности Никону у братии и то, что по повелению царя он забрал в Москву мощи святителя Филиппа - игумена Соловецкой обители, замученного по повелению Ивана Грозного, 7 июня 1652г. из Соловецкого монастыря, где они покоились с 1591г.
Этот ущербный человек, вознесенный царской волей на самый верх церковной иерархии, нашел себе "достойнейшего" помощничка в деле реформирования церкви. Им оказался Арсений Грек, выходец из еврейской среды, принявшей православие. Это "реформатор" проявил выдающуюся "веротерпимость", побывав при своей жизни и католиком, и униатом, и даже мусульманином. Другими словами кто платил, тому он и служил - типичный воспитанник иезуитов. Был разоблачен как еретик и сослан на Соловки. Там с ним, судя по всему, и познакомился Никон, который впоследствии освободил его и назначил главным правщиком церковных книг. Теперь понятны те перлы, которые были допущены такими "правщиками" и которые я привел выше.
Понятен тот ужас, который испытала братия Соловецкого монастыря, получив новопечатные книги с внесенными в них искажениями, сделанные такими вот церковными деятелями и примкнувшими к ним еретиками, которых монахи знали непосредственно и лично. Разрыв стал закономерным и неизбежным.
Началом Соловецкого возмущения надо считать 1658г., когда в монастырь пришли "новопечатные" книги, по которым настоятельно требовали проводить обряды. 8 июня 1658г. состоялся первый Соловецкий "черный" (то есть иноческий, в котором участвовали все монахи) по поводу разбора присланных из Москвы книг. принесли книги, которые стали читать и просматривать, увидев при этом "чины нововводные", хулу на двоеперстное крестное знамение, которыми знаменовались святые Зосима и Савватий Соловецкие, Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский. На скольких иконах можно было увидеть двоеперстное благословление от христианских святых, два перста мы видим и на деснице Иоанна Крестителя!
«Видите, братия, последнее время: восстали новые учители и от веры православной и от отеческаго предания нас отвращают, велят нам служить на ляцких крыжах по новым служебникам. Помолитесь, братия, чтобы нас Бог сподобил в православной вере умереть, яко же и отцы наши, и чтобы латынской службы не принимать» (архимандрит Илия)
После тщательной сверки новопечатных книг с древними манускриптами - в монастыре была богатейшая библиотека, "черный собор" принял решение: "Новых книг не принимать, по ним не служить и за отца архимандрита стоять..." В течение нескольких последующих лет они направили царю пять челобитных, в которых умоляли только об одном - разрешить им остаться в вере своих отцов. " «Плачемся вси со слезами, помилуй нас, нищих и сирот, повели, государь, нам быти в той же нашей старой вере, в которой отец твой, государев, и все благоверные цари и великие князи скончались, и преподобные отцы Соловецкой обители: Зосима, Саватий, Герман и Филипп митрополит, и вси святии отцы угодили Богу».
Во главе Соловецкого возмущения встал игумен Никанор, очень примечательная личность. Он был соловецким пострижеником, монахом и в 1644-1653г.г. книгохранителем. Он был послан в Москву для поставления, по просьбам монахов, в настоятели монастыря. Но вместо этого неожиданно и для себя, и для монахов был назначен на почетную и влиятельную должность архимандрита подмосковного Саввино-Сторожевского монастыря. Его даже прочили в кандидаты на патриаршую должность. Никанор был хорошо известен царю Алексею Михайловичу, неоднократно приезжавшему в монастырь Саввы Сторожевского на богомолье. Царю даже иногда случалось говеть в монастыре, при этом он имел духовником своим архимандрита Никанора. Никанор вместе с другими московскими священниками был направлен на Соловки для увещевания и запугивания непокорных монахов. Вместо этого Никанор решительно и бескомпромисс но встал на сторону братии, вместе с ними испив до дна всю чашу страданий. Рядом с Никанором во главе Соловецкого восстания действовали келарь Маркел, городничий старец Дорофей, прозванием Морж, сотники Исачко Воронин и Самко.
Но царская власть закусила удила и решила показательно покарать монахов. Здесь было все - и разрушение монастырского хозяйства, и запугивание, и попытки подкупа, и попытки навязать монастырю своих игуменов. Так продолжалось вплоть до 1676г.
Летом 1675г. на Большой Соловецкий остров высадился воевода И.Мещеринов с приказом: "Мятеж искоренить вскоре". Под его командованием находилось стрелецкое войско численностью не менее 1500 человек. Но взять такую мощную крепость при решительно настроенных защитниках такими силами практически было невозможно - монахи и бельцы отбивали все атаки и штурмы, нанося царским войскам большие потери. И только предательство монаха Феоктиста, перебежавшего к Мещеринову, позволило крепость захватить. Монах указал указал слабое место в крепости - плохо заложенную бойницу в Сушиле. 1 февраля 1676г. отряд стрельцов, ведомых предателем, во время смены караула, когда на стенах оставалось по одному часовому, сумел незаметно разобрать кирпичную кладку бойницы и проникнуть внутрь крепости.
После короткой жестокой схватки во дворе крепости входные ворота были захвачены и царские войска оккупировали святую обитель.
Наутро началось самое страшное - короткое следствие и изуверская расправа над защитниками Соловков - монахами и бельцами. Далее смотрим лубок, рассказавший всем о звериной жестокости одних и беззаветной стойкости попавших в плен защитников.
Начинаем смотреть лубок с его верхнего правого края. Там показано, как стрельцы безуспешно пытаются взять штурмом крепость. Далее смотрим левый верхний край и читаем: «Осади воевода обитель и постави наряд пушечен мног, и сташа бита по обители боем огненным денно же и нощно, не усыпаючи»". Опять возвращаемся к правому верхнему краю: " «изшед навет... с кресты, иконы и кандилы и убия их» - после захвата монастыря оставшиеся в живых монахи с крестами и иконой пытаются умилостивить Мещеринова, выйдя из монастыря. Самая горькая участь выпала на долю архимандрита Никанора и келаря Маркела. В середине лубка стрельцы с поруганием - за бороду, тащат Никанора на расправу к Мещеринову (самая большая фигура с мечом). За ним на санках везут келаря - скорее всего раненого. «Игумен и келарь, влекомые воями к Мещеринову на мучения» Вверху посередине мы видим изуверство воеводы - архимандрит и келарь были живьем подвешены, один за ребра, другой - на крючьях за ступни ног. Рядом с ними висят многие защитники истинного православия - надпись над виселицей: "мученники за древлеблагочестие". Некоторые защитники были живьем заморожены на острове Бабья Луда, туда же побросали тела замученных - " ииоци иже во мразы лютейшие с монастыря изгнаша в губу морскую и их в льдах заморози, и лежах тела их 1 лета нетленны, прильпе бо плоть к кости и недвигнуся суставы". Защитников святой обители засекали кнутами насмерть, топили в полыньях, отсекали им головы, вешали - сохранились воспоминания свидетелей о том, что все окрестные леса были увешаны трупами казненных людей. До сих пор поражает стойкость этих людей в вере - только 14 раскаялось при виде таких зверств, после наказания кнутами они были разогнаны по дальним скитам. Обратите внимание на верх, на Никанора и Маркела, подвешенных на крючьях за живую человеческую плоть - даже испытывая нестерпимые муки они показывают двоеперстие! Остальные 500 человек тоже стояли до конца и были умерщевлены самыми лютыми казнями. Но как сказал М.Ю.Лермонтов в своем бессмертном стихотворении "Смерть поэта":
"... Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед..." Проводившиеся чудовищные реформы, вызвавшие массовые волнения и протесты, не могли не затронуть и самого царя. Многие погибающие сторонники древнего православия были ему не только лично знакомы, с ними он и общался, и обсуждал государственные дела: это были и Никанор, и протопоп Аввакум, о котором разговор будет ниже, и Логгин Муромский и др. Смотрим низ лубка в левом углу. "Царю же Алексию Михайловичи, боляще сушу, и мня, си аще за грех пред преподобными наказание приях, и написа грамоту вручи царице Наталии Кириловне, да не мотчав ко Мещеринову отправит, да престанет обитель восвати". В этом месте перед нами удивительный исторический факт. За неделю до взятия Соловецкой обители внезапно сильно занемог царь Алексей Михайлович. Осознав всю тяжесть болезни и почувствовав ее причину он поручил своей жене послать гонца с повелением снять осаду. Но было слишком поздно - царь не использовал свой шанс совести. Воевода уже взял обитель, начал казни и послал в Москву гонца с известием об этом. Оба гонца встретились в Вологде - их изображение внизу в середине. Но царь не узнал об этом - он скоропостижно скончался от сердечного приступа в возрасте 47 лет.
Немного хотелось бы рассказать о нравственном облике тех, кто на местах подавлял волнения. После захвата монастыря он был разграблен стрельцами, особенно "расстарался" воевода И.Мещеринов. В его ладье были обнаружены 2312 руб. и многие ценности из монастырской ризницы, в том числе и 205 книг. За это на него положили опалу и продержали, гримаса истории, в Соловецком монастыре 3 года. Но "таланты" душегуба и висельника были в чести у той власти - Мещеринова выпустили и нашли ему применение в других местах.
Борьба с древним благочестием принимала самые дикие формы - подлежали уничтожению все книги, в которых находилась информация о древнем благочестии. В России запылали костры из книг, и это при том, что книги считались величайшей ценностью и они стоили очень дорого.
Что же теперь удивляться тому, что мы не знаем своей истории? Что удивляться тому, что мы не видим и не понимаем того, что нам оставили наши предки? "Реформаторы" XVII века все это отправили на дым.
Такие костры закономерно переросли в другие, на которых стали сжигать раскольников и еретиков, так стали именовать сторонников древнего благочестия.
Для проведения реформы не было ни богословских, ни канонических оснований; она проводилась сугубо по политическим соображениям. Царю и правящим кругам России кружили головы идея Третьего Рима. Идея Третьего Рима, как идея объединения всех православных народов под эгидой русского царя, возникла после падения Византии. Эту идею впервые высказал псковский игумен Филофей: "Москва Третий Рим, четвертому не бывать!". Царь и его окружение впали в "византийскую прелесть". Главным "реформатором" был, конечно, царь Алексей Михайлович, а вот Никон был проводником его воли. Об этом свидетельствует то, что эти "реформы" продолжились и после извержения Никон из сана с еще большим размахом и насилием. Одновременно церковную жизнь того времени усложняли некоторые противоречия в обрядах малороссов. В 1654 году территория левобережья Днепра на Украине, по решению Переяславской Рады, присоединилась к Российскому государству. В новых землях православная литургия проводилась по греческим канонам, поэтому унификация богослужебных правил способствовала бы процессу объединения России и Малороссии.
Царь Алексей Михайлович вознамерился, ни много, ни мало занять Византийский престол, и реформа по унификации церковной практики по греческому образцу должна была стать идеологическим фундаментом. Но к XVII веку греческая церковь потеряла право быть первоучителем. Во-первых, Византия подписала в 1430г. Флорентийскую унию, во-вторых сами греки уже более 200 лет находились под турецким владычеством. В греческой церковной практике произошло так много изменений, что ставилось под сомнение православие греков.
Будем говорить прямо - для достижения химеричных целей царю и верхам тогдашней церкви надо было создавать новую церковь в России.
Для староообрядцев форма и содержание никогда не существовали отдельно друг от друга. И двоеперстие, и сугубая аллилуя, и хождение вокруг аналоя посолонь (по солнцу) и другие старые обряды имели коренное значение. Для соловецких иноков, как и для всех искренне верующих русских людей XVII столетия, измена старой вере означала измену самой Христовой Церкви и самому Богу. А потому, подобно первым христианам, они соглашались скорее идти на пытки, мучения и верную смерть, нежели отступить от веры, в которой спасались их предки.
Такую реформу можно было насаждать только страхом, насилием и террором. Так и поступили. Россия заполыхала. Тех, чья душа не принимала новомодных обрядов, загоняли в избы и сжигали. Тысячи и тысячи безвинных русских христиан, не желавших молиться "духу лукавому", гибли в адовых муках. Горели целые деревни. Люди в скитах и монастырях шли на самосожжение, тем самым избегая осквернения участием в отвергаемых ими обрядах. Известны случаи самосожжения целых сообществ в 1000 и более человек одновременно. На этих кострищах на основе нового канона поднималась новая церковь, которая ныне зовется Русской православной церковью (РПЦ).
Про то, что создается новая церковь, предупреждали и соловецкие иноки. Вот что можно прочитать в челобитных: "... "По преданию Никона, патриарха бывшаго, и по новоизложенным его книгам, проповедают нам ныне Никоновы ученики, новую незнаемую веру, ея же веры мы и прадеды и отцы наши до сего дни не слыхали", а отеческую "нашу православную веру похулили и весь церковный чин и устав нарушили, и книги все перепечатали на свой разум, богопротивно и развращенно".
Продолжение смотрите в другой публикации - "Соловецкое восстание (сидение) 1668-1676гг. Что отстаивали древлеправославные монахи?" Часть II.
Серия сообщений "Категория 3":СоловкиЧасть 1 - Соловки
Часть 2 - Соловки. Закладной камень
...
Часть 5 - Надписи на стенах Соловецкого монастыря. Часть I
Часть 6 - Надписи на стенах Соловецкого монастыря. Часть II
Часть 7 - Соловецкое восстание (сидение) 1668-1676г.г. Что отстаивали древлеправославные монахи? Часть I
Часть 8 - Соловецкое восстание (сидение) 1668-1676г.г. Что отстаивали древлеправославные монахи? Часть II
Часть 9 - Самое большое сооружение Соловков
...
Часть 16 - Пирамиды на Соловках и в России. Часть III
Часть 17 - Соловки. Заяцкие острова.
Часть 18 - Ведический камень в церкви св.Филиппа
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |