-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в OLIVA4KA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 29.12.2014
Записей: 608
Комментариев: 66
Написано: 955


Федоскинская миниатюра - Купола России!!!

Суббота, 16 Января 2016 г. 13:25 + в цитатник
Цитата сообщения EMILIA55 Федоскинская миниатюра - Купола России!!!





cooltext159677282547481111 (534x294, 147Kb)cooltext1596775155564882222 (553x296, 145Kb)

cooltext159677682667807 (520x143, 73Kb)

Федо́скинская миниатю́ра — вид традиционной русской лаковой миниатюрной живописи масляными красками на папье-маше, сложившийся в конце XVIII века в подмосковном селе Федоскино.
1975086_8001 (700x497, 360Kb)

Пройдет гроза над Русскою землею,
Народу русскому Господь грехи простит
И крест святой Божественной красою
На храмах Божиих вновь ярко заблестит.
И звон колоколов всю нашу Русь Святую
От сна греховного к спасенью пробудит,
Открыты будут вновь обители святые,
И вера в Бога всех соединит.

1975513_8002 (523x700, 529Kb)

Белая церковь стоит на пригорке,
Словно Невеста ждет Жениха.
Чуден убор, как из белого шелка,
Золотом блещет на небе глава.

Строгий и чистый твой облик пленяет
Душу своей неземной красотой,
Крест золотой над главою венчает
Небо и землю в предвечный покой.
Божия Матерь Своим омофором,
Словно фатой, покрывает тебя,
Духом Святым Бог-Отец укрепляет,
Словом Своим наставляет, любя.

Как ты прекрасна в небесном наряде,
Светом Божественным озарена…
Скоро ль увидишь в сиянии славы
Грядущего в мир Жениха?



1975691_8003 (532x700, 504Kb)
"Золотые купола России
Возрождённых храмов и церквей
Засверкали вновь под небом синим,
Православных радуя людей."
1976044_8004 (505x700, 512Kb)

1976298_8005 (700x518, 425Kb)
И всё-таки церковь над тихой деревней
Покой навевает блаженный и древний!
Иль небо за нею, иль чистые звоны
в душе растворяют бесследно препоны.
И золото купола не вредоносно!
Оно бескорыстно! Оно венценосно!
1976808_8007 (700x483, 289Kb)

Холодно, голодно в нашем селении.
Утро печальное - сырость, туман,
Колокол глухо гудит в отдалении,
В церковь зовёт прихожан.
Что-то суровое, строгое, властное
Слышится в звоне глухом,
В церкви провёл я то утро ненастное
И не забуду о нём.
Всё население, старо и молодо,
С плачем поклоны кладёт,
О прекращении лютого голода
Молится жарко народ.
Редко я в нём настроение строже
И сокрушенней видал!
"Милуй народ и друзей его, боже! -
Сам я невольно шептал. -
Внемли моление наше сердечное
О послуживших ему,
Об осуждённых в изгнание вечное,
О заточённых в тюрьму,
О претерпевших борьбу многолетнюю
И устоявших в борьбе,
Слышавших рабскую песню последнюю,
Молимся, боже, тебе".

Николай Алексеевич Некрасов
1976976_8008 (700x464, 410Kb)

1977246_8009 (700x479, 280Kb)

1977582_80010 (700x539, 481Kb)

1977695_80011 (700x454, 333Kb)

1978002_80012 (700x497, 360Kb)

1978179_80013 (700x440, 273Kb)
Купола твои, Россия… Золотые купола…

Если путник обессилел – к ним судьба его вела.
К ним приходим мы в надежде на прощение грехов,
Молим Господа о доле, о бесплотности оков,
Что терзают наши души. Жизнь – не начисто бела
И о наших бедах, нуждах нам звонят колокола.
Бьёт набат в годину лиха о неправедных делах –
В куполах твоих, Россия… В золочёных куполах…

Купола твои, Россия… Золотые купола…
Мать-Россия, ты сумела, мать-Россия, ты смогла
Дать бесправному защиту, дать бездомному приют,
На твоих просторах дивных журавли гнездовья вьют,
Чтобы вывести потомство, не нависла чтобы мгла
Над тобою простирают свои гордые крыла,
Защищая дом свой отчий. Никому не видеть зла
В куполах твоих, Россия… В золочёных куполах…

Купола твои, Россия… Золотые купола…
И сияние от Солнца – как в кристальных зеркалах
Отражается и блещет нимбом святости на них,
Насыщая светом чистым твои сумрачные дни.
Как ты, Родина, красива, как ты сказочно мила,
Наша матушка-Отчизна словно в сказке расцвела!
Сколько мудрости и силы, сколько благости, тепла
В куполах твоих, Россия!!! В золочёных куполах!!!
115273217_44684968_1244109382_290 (290x22, 1Kb)

Возникновение производства из папье-маше
Производство изделий из папье-маше возникло в 1795 году, когда купец П. И. Коробов организовал в купленном им сельце Данилкове (в настоящее время входит в состав Федоскина) козырёчное производство. Несколькими годами позже Коробов побывал на фабрике Иоганна Штобвассера, в Брауншвейге, перенял там технологию изделий из папье-маше и завёл на своей фабрике изготовление популярных в то время табакерок, украшенных наклеенными на крышку гравюрами, иногда раскрашенными и покрытыми лаком. Во второй четверти XIX века табакерки, бисерницы, шкатулки и другие изделия стали украшать живописными миниатюрами, выполненными масляными красками в классической живописной манере.

Особенности федоскинской миниатюры
«Федоскинская лаковая миниатюра» исполняется масляными красками в три-четыре слоя — последовательно выполняются замалёвок (общий набросок композиции), пропись или перемалёвка (более детальная проработка), лессировка (моделирование изображения прозрачными красками) и бликовка (завершение произведения светлыми красками, передающими блики на предметах).

Оригинальной федоскинской техникой является «письмо по сквозному»: на поверхность перед росписью наносится светоотражающий материал — металлический порошок, сусальное золото или поталь, или делаются вставки из перламутра.
Просвечивая сквозь прозрачные слои лессировочных красок, эти подкладки придают изображению глубину, удивительный эффект свечения. Помимо миниатюрной живописи, изделия украшаются «сканью» (орнамент из миниатюрных кусочков фольги нужной формы выкладывается по сырому лаку), «цировкой» (процарапывание рисунка с помощью лекала по лаку, положенному поверх листа металла на поверхность изделия), «шотландкой» (сложная сетка, нанесённая жидкими красками рейсфедером с помощью линейки) и др.
Виртуозное владение техникой письма прозрачными лессировочными красками, яркость которых усиливается контрастом с мерцающим чёрным лаковым фоном, отточенное несколькими поколениями мастеров умение соотносить композицию росписи с формой изделия, сделали произведения федоскинских миниатюристов популярными не только в России, но и в Европе.

Ассортимент изделий фабрики был очень разнообразен — ларцы, шкатулки, многообразные по форме и размеру коробочки, крышки альбомов, чайницы, очёчники, кошельки, пасхальные яйца и др.

Последний из Лукутиных — Николай Александрович, известный московский промышленник, коллекционер и меценат, поддерживал федоскинское производство, не приносившее ему прибыли. В 1893 году им был построен новый усадебный дом, в котором разместились и живописные мастерские. В 1904 году, спустя два года после смерти Н. А. Лукутина, фабрика была закрыта. Часть мастеров перешла на работу к В. О. Вишнякову, имевшему сравнительно большую домашнюю мастерскую в селе Осташково в десяти километрах от Федоскина.

Федоскинская артель

В мае 1910 года десять мастеров учредили «Федоскинскую трудовую артель бывших мастеров фабрики Лукутиных». Первые изделия артели, направленные на продажу в Москву, получили высокую оценку Московского земства и Кустарного музея. В 1912 году в артели работало 14 мастеров и девять учеников. Ассортимент артели насчитывал около 160 наименований изделий, которые по своему качеству не уступали знаменитым лукутинским и значительно превосходили аналогичные изделия вишняковской мастерской. Уже в 1913 году изделия артели были удостоены малой золотой медали на Всероссийской выставке сельскохозяйственной промышленности в Киеве.

Некоторое время изображение этой медали штамповалось на оборотной стороне выпускавшихся изделий. В первые послереволюционные годы артель пережила большие сложности, обусловленные не только резким падением спроса на свою продукцию, но и негативным отношением новых властей, облагавших мастеров непосильным налогом и даже предпринимавших неоднократные попытки закрыть мастерские. Перелом в отношении к федоскинской миниатюре наступил после 1923 года, когда эти изделия были удостоены диплома I степени на Всесоюзной выставке сельскохозяйственной и культурно-промышленной продукции в Москве.

Производство стало постепенно расширяться, увеличился спрос на федоскинскую продукцию, которую стали активно продавать за границу. Большую творческую помощь в 1930-х годах оказали федоскинским миниатюристам известные искусствоведы А. В. Бакушинский и В. М. Василенко.
В 1930—1950-х годах художники Федоскина преимущественно занимались копированием произведений станковой живописи. Для расширения ассортимента изделий и обогащения творческого начала в деятельности артели в 1945 году при ней была создана экспериментальная мастерская, научное и творческое руководство которой осуществлял НИИ художественной промышленности.

Были возрождены утраченные способы декорировки изделий — «скань», «цировка», «шотландка», «малахит», роспись по перламутру и др. Впервые перед художниками-миниатюристами была поставлена задача перевоплощения в декоративную миниатюру натурных зарисовок. Однако принципиально новый этап в истории федоскинской миниатюрной живописи, ознаменованный ростом авторского начала, пришёлся лишь на конец 1950-х годов.

Художники создают оригинальные авторские произведения, в которых творчески переосмысливаются традиции федоскинской миниатюры. Большой вклад в развитие искусства Федоскино внесли: М. С. Чижов, С. П. Рогатов, М. Г. Пашинин, И. И. Страхов, В. Д. Липицкий, П. Н. Пучков и др. Основные темы их творчества — природа Подмосковья, русские песни и сказки, героическое прошлое России. В 1960-х годах артель была преобразована в Федоскинскую фабрику миниатюрной живописи. В 1931 году при Федоскинской артели была создана школа кустарного ученичества (ныне Федоскинская школа миниатюрной живописи). В 1950—1980-х годах школа готовила специалистов по лаковой миниатюре, жостовской росписи по металлу и ростовской финифти.

В настоящее время традиции федоскинской миниатюры развиваются, в основном, художниками, работающими самостоятельно. Среди них — Г. И. Ларишев (умер в 2008) , А. А. Толстов, А. И. Козлов, С. И. Козлов, Ю. В. Карапаев (умер в 2009), Н. М. Солоникин, В. Д. Антонов, С. С. Чистов, Е. Ю. Хомутинникова, О. Д. Сенько, а также молодыми художниками. Среди них видное место занимают: Светлана и Константин Даньшины, Анохин Павел, Ястребов Олег, Беловодова Светлана , Михаил Шелухин и др.
Рубрики:  В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО/Живопись
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО/Народные промыслы
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку