-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в NKVD-1981

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.09.2013
Записей:
Комментариев:
Написано: 11





По волнам детских воспоминаний «Смерч» (1996)

Вторник, 26 Июня 2018 г. 16:17 + в цитатник

Рушащиеся, словно карточные домики, здания, разорванные линии электропередач, поднятые в воздух автомобили и животные, гибнущие люди…
Мелкими и незначительными оказываются личные неурядицы героев перед лицом разбушевавшейся стихии.
В отчаянный поединок с грозным и малоизученным явлением природы вступают ученые-метеорологи. И напуганная увиденным врач кричит по телефону своей пациентке: «Джулия, мне пора. У нас коровы!»


Грандиозные природные катастрофы всегда были сложнейшей задачей даже для лучших мастеров спецэффектов. Десятилетиями голливудцы могли лишь мечтать о правдоподобном и детальном изображении смерча без использования документальных съемок. Ситуация изменилась, лишь когда в распоряжении режиссеров появились мощные компьютеры, способные рассчитать и изобразить любой катаклизм. Одна из первых картин, использовавших новую степень визуальной свободы, стала прокатным хитом 1996 года. Фильм Яна Де Бонта назывался просто и ясно – «Смерч».


Истории создания многих картин приходится собирать по крупицам, выуживая разрозненные факты из интервью разных лет. В случае «Смерча», однако, задачу исследователя существенно упростил малоизвестный кинематографист Стивен Кесслер. В 1998 году он обвинил авторов картины в плагиате и подал на них в суд, уверяя, что они украли его сценарий «Поймать ветер», который в 1989 году участвовал в одном из голливудских профессиональных конкурсов. Поскольку между «Смерчем» и «Поймать ветер» в самом деле было немало общего, судья дал делу ход, и создателям картины пришлось подробно и под присягой рассказать, как рождался замысел фильма и как сочинялся его сценарий. К концу их показаний стало очевидно, что схожесть двух проектов объяснялась не плагиатом, а жанровой логикой, навязывающей сценаристам схожие решения одинаковых проблем.

Основным сценаристом «Смерча» был Майкл Крайтон – знаменитый американский автор бестселлеров преимущественно научно-фантастического толка. Нам в России он прежде всего известен как сочинитель романа «Парк Юрского периода», положенного в основу одноименного блокбастера. Также он написал «Штамм “Андромеда”», «Конго», «Сферу»…
Еще Крайтон придумал популярнейший медицинский телесериал «Скорая помощь» и поставил целый ряд кинокартин – в частности, печально известный как громкое кассовое фиаско исторический боевик «Тринадцатый воин», который Крайтон создал совместно с режиссером Джоном МакТирнаном.
Крайтон (равно как и Кесслер) решил сочинить историю о торнадо, когда увидел телевизионный документальный фильм об охотниках за смерчами. Этот фильм был показан в телепрограмме канала PBS «Нова», которая в США считается обязательным зрелищем для всех, кто старается быть в курсе новостей популярной науки. Именно поэтому ее одновременно посмотрели Крайтон с Кесслером – а также другие любопытные американцы, зачарованные своим «национальным катаклизмом» (торнадо бывают на всех населенных континентах, но чаще всего они случаются в центральных штатах США – Техасе, Оклахоме, Канзасе и так далее).

Хотя Крайтон сразу загорелся сюжетом об ученых, исследующих торнадо, он долго не мог подобрать к этому сюжету художественный ключ, который бы превратил псевдодокументальную зарисовку в драматичное «человечное» повествование. Наконец, Крайтон спросил совета у своей тогдашней жены, канадской актрисы Энн-Мари Мартин (они познакомились во время съемок неудачной фантастической картины «Беглец», вышедшей в 1984 году и утонувшей в тени «Терминатора»), и супруга предложила совместить научный сюжет с комедийной романтической пикировкой в духе классических голливудских фильмов. Пусть, мол, главные герои будут разводящимися супругами, которых вновь соединяет их любовь к грандиозным торнадо. Тогда картина впечатлит природными катаклизмами, повеселит любовными препирательствами и напомнит, как ничтожны людские свары на фоне разбушевавшейся стихии, равно угрожающей правым и виноватым.
Почему именно картина, а не книга? Казалось бы, Крайтон должен был начать с романа и лишь затем задуматься об экранизации. Но он понимал, что торнадо не динозавр и что оно слишком многое потеряет от переноса на бумагу. Мощь и величие смерча как центрального персонажа повествования мог передать только большой экран, и потому Крайтон с самого начала видел «Смерч» как кинозрелище, а не как книгу. Благо, что он отлично знал, что в то время, в конце 1980-х и начале 1990-х, как раз появились компьютерные спецэффекты, способные показать торнадо крупным планом. Что было еще важнее, Крайтон был знаком с людьми, умеющими такие эффекты создавать. Так что он мог не бояться, что его сценарий попадет в руки неумеек.

Одного из этих людей звали Стивен Спилберг. Знаменитый режиссер и продюсер подключился к проекту еще до того, как Крайтон и привлеченная им в качестве соавтора Мартин поставили последнюю точку в своей редакции сценария. Как постановщик Спилберг был тогда поглощен «серьезными» проектами вроде «Списка Шиндлера» (режиссер считал «Парк Юрского периода» своим последним «несерьезным» фильмом), но как продюсер он продолжал создавать зрительское кино, и идея фильма о смерчах с новаторскими спецэффектами и старомодной любовной историей заворожила его так же сильно, как Крайтона.

Поэтому он согласился спродюсировать ленту на своей студии Amblin Entertainment. А поскольку в то время имя Спилберга практически гарантировало внушительную кассу, финансировать фильм согласились сразу две суперстудии – Warner и Universal. Первая в обмен на свой финансовый вклад получила права на прокат «Смерча» в Северной Америке, а вторая – во всем остальном мире. Из изначально выделенных на фильм средств Крайтон и Мартин получили 2,5 миллиона долларов.

Во всех остальных городах и странах сценаристы, получившие такие деньги, обязались бы корпеть над текстом до того момента, когда его можно будет использовать для съемок. Но в Голливуде не стесняются переписывать сценарии даже больших мастеров, а Крайтон, что греха таить, никогда к ним не относился. Так что, как это обычно бывает во время подготовки масштабных блокбастеров, сценарий Крайтона и Мартин после его завершения был переправлен «сценарному доктору» для доработки и полировки.

В середине 1990-х одним из главных голливудских сценарных докторов был Джосс Уидон – тот самый, которого теперь все знают благодаря его работе над «Мстителями». Тогда же он был известен лишь как бывший сценарист ситкомов, привлекаемый кинопродюсерами для сочинения остроумных диалогов и придумывания ярких второстепенных персонажей. В те годы Уидон приложил руку к «Скорости», «Истории игрушек» и «Водному миру», и Спилберг поручил ему доработать «Смерч».

К сожалению, его работа над новым проектом не задалась. Проработав какое-то время, Уидон заболел бронхитом, и его временно заменил Стивен Заиллян, сценарист «Списка Шиндлера». Затем Уидон вернулся к «Смерчу», довел его почти до начала съемок, но потом вновь бросил проект, не поставив финальную точку – на сей раз, чтобы жениться, – и «Смерч» унаследовал Джефф Натансон, будущий соавтор «Индианы Джонса и Королевства хрустального черепа» и сиквелов «Часа пик». Он работал над сценарием вплоть до завершения съемок, поскольку «Смерч» был одной из тех картин, которые дорабатываются на всем протяжении съемочного процесса и теряют немало времени и денег на сцены, в итоге оказывающиеся ненужными.
Для постановки «Смерча» был нанят голландский режиссер Ян де Бонт, перебравшийся в Голливуд благодаря Полу Верховену, с которым он не раз работал как оператор-постановщик. В 1994 году де Бонт дебютировал в режиссуре со «Скоростью». После того как лента стала хитом, его пригласили для создания голливудской версии «Годзиллы». Однако переговоры по бюджету картины настолько затянулись, что разочарованный голландец легко согласился переключиться на «Смерч». Он был очевидным претендентом на режиссерское кресло, поскольку его новая картина также должна была стать динамичным и эффектным зрелищем с романтическими нотками. Хотя, конечно, компьютерные эффекты в «Смерче» должны были быть куда более размашистыми, чем в «Скорости».

Де Бонта последнее обстоятельство сильно волновало, и потому он начал с того, что заказал знаменитой спецэффектной студии Industrial Light & Magic небольшой ролик, демонстрирующий потенциал технологии, которую предстояло использовать для создания компьютерных смерчей (изобразить их каким-либо иным способом не представлялось возможным). Без правдоподобных эффектов дальнейшая работа над проектом была бессмысленной. Оценить же технологию ILM по ее предшествующим применениям в кино было невозможно, поскольку речь шла о новаторских графических программах и методах, разработанных специально для «Смерча».

Среди мириада проблем, которые пришлось решать программистам и аниматорам, выделялись две самые существенные. Во-первых, смерч – это не цельное тело, а множество больших и маленьких частичек, увлекаемых воздушным потоком. Поэтому каждую частичку надо было обсчитывать, а порой и анимировать отдельно. В определенных отношениях это была более сложная задача, чем создание бегущих динозавров для «Парка Юрского периода».
Во-вторых, де Бонт не собирался довольствоваться неподвижной или размеренно двигающейся камерой. Чтобы снять стремительную погоню за торнадо по захолустному бездорожью, нужно было «раскрепостить» камеру, позволить ей дрожать и двигаться нерегулярно. Некоторые сцены де Бонт и вовсе собирался снимать с рук. А «вклеить» рисованный смерч в динамичные реальные кадры куда сложнее, чем в статичные или полустатичные. Так что режиссер смог в полной мере приступить к работе лишь после того, как ILM предоставила ролик, убедивший его в выполнимости стоявших перед его командой задач. Для курировавших проект продюсеров это также было отличное подспорье в работе со студиями.

Хотя де Бонт «Парк Юрского периода» не снимал, эта картина в конечном итоге оказалась для него лучшим подспорьем, чем его опыт съемок «Скорости». В «Парке» тоже речь шла о противостоянии людей и природы, и там тоже основной «фишкой» были новаторские спецэффекты. Однако для того, чтобы «продать» публике эти эффекты, картина нуждалась в убедительной актерской игре. Как зрители поверят в динозавров, если они не верят в людей, которые этими динозаврами восхищаются? Де Бонт понимал, что это касается и его фильма. Его звезды должны были «продать» публике торнадо. И поэтому они должны были быть правдоподобны как полусумасшедшие исследователи, которые едут навстречу смерчу, когда все остальные прячутся в убежища.


На роль главной героини Джо Хардинг одно время претендовала сыгравшая в «Парке» Лора Дерн, но де Бонт видел в этой роли только одну женщину – Хелен Хант из популярного в то время романтического ситкома «Без ума от тебя». Хант казалась режиссеру идеальным сочетанием красоты, ума, лидерской харизмы и легкой эксцентричности, присущей многим необычным людям. Только она могла сыграть бесстрашную и напористую предводительницу исследователей торнадо, которая одержима смерчами с тех пор как вихрь, когда она была маленькой, убил ее отца. И хотя де Бонту говорили, что рискованно нанимать актрису, которая может сниматься лишь в перерыве между съемками сезонов «Без ума от тебя», постановщик настоял на своем.

Интересно отметить, что в сценарии Кесслера, упомянутом в начале статьи, также был персонаж, кровно связанный с торнадо. Авторы обоих текстов, не сговариваясь, решили, что у героев и «злодеев» должны быть личные, семейные счеты. Конечно, это не цитата, а популярнейшее голливудское клише. Напротив, причудливое экспериментальное устройство для изучения торнадо изнутри авторы обеих сценариев взяли из реальной работы метеорологов. В фильме оно называется «Дороти», а в жизни – «Тото» (девочка и ее песик из «Волшебника страны Оз»).
В отличие от Джо, у ее «почти бывшего» мужа нет личных счетов со смерчем. Зато Билл Хардинг считается «чтецом мыслей» торнадо, способным предсказывать их поведение. В начале картины он после расставания с Джо пытается начать новую, спокойную и безопасную жизнь с новой женщиной. Но человек, который так хорошо разбирается в смерчах, не может не быть ими одержим. Поэтому Джо и ее коллегам не приходится долго уговаривать Билла присоединиться к ним в их очередной экспедиции. Эту роль получил Билл Пакстон, до «Смерча» снявшийся в роли Фреда Хейса, космонавта из «Аполлона-13».
Мужественный техасец с несколько неоднозначной харизмой, который не раз играл сомнительных личностей, отлично подходил для образа слегка маниакального знатока торнадо. Однако де Бонт решился его нанять только после того, как актер заверил режиссера, что успеет отрастить волосы, коротко подстриженные для изображения военного в «Аполлоне-13».


Если бы все в фильме отлично разбирались в торнадо, герои общались бы на непонятном для зрителей научном языке и публике трудно было бы разобраться, что происходит на экране. Поэтому в сюжет была вписана невеста Билла по имени Мелисса Ривз – неглупая женщина-психолог, которая, однако, ничего не понимает в ветрах и облаках. Поэтому ей (и зрителям) все приходится разжевывать. Эта неблагодарная, но необходимая роль досталась комедиантке Джейми Герц, ранее сыгравшей в «Шестнадцати свечах» и «Пропащих ребятах». Отметим, что Мелисса не только переспрашивает за зрителей, но и пугается за них – то есть реагирует на торнадо как нормальный человек, а не как ученый, готовый умереть ради шанса продвинуть метеорологию.
В принципе, кино такого рода в злодеях-людях не нуждается. Но так как сюжетное напряжение надо поддерживать, даже когда смерчи далеко, Джо и Биллу придумали соперника – исследователя Джонаса Миллера, у которого лучше финансирование, но нет собственных идей. Поэтому он паразитирует на разработках главных героев и даже следует за ними по пятам, поскольку они лучше него разбираются в причудах поведения и перемещения торнадо. Эту роль де Бонт доверил Кэри Элвесу из «Принцессы-невесты» и «Робин Гуда: Мужчины в трико». Эдди, шофера Джонаса, сыграл Зак Гренье, будущий адвокат Дэвид Ли в сериале «Правильная жена».

Эксцентричных членов команды Хардинг сыграли Филип Сеймур Хоффман (будущий лауреат актерского «Оскара» за байопик «Капоте»), Алан Рак (Кэмерон из «Феррис Бьюллер берет выходной»), Джереми Дэвис (будущий Дикки Беннетт из сериала «Правосудие»), Джои Слотник (будущий Стив Возняк из «Пиратов Силиконовой долины»), Шон Уолен («Люди под лестницей»), будущий режиссер номинированных на «Оскары» драм «В спальне» и «Как малые дети» Тодд Филд, эпизодическая актриса Венди Джозефери и Скотт Томсон (кадет-гопник Чэд Коупленд из «Полицейской академии»).
Тетю Джо сыграла заметная театральная актриса Лоис Смит (будущая бабушка главной героини из сериала «Настоящая кровь»), а Джо в детстве – Алекса Вега, будущая Кармен Кортес из «Детей шпионов». Также в эпизодической роли в фильме засветился Джейк Бьюзи, сын известного характерного актера Гэри Бьюзи.

Хотя смерчи в фильме создавались с помощью компьютерной графики, в картине также было огромное количество «реальных» трюковых сцен, и ведущим актерам пришлось нелегко. Де Бонт с самого начала предупредил Пакстона и Хант, что многого от них потребует, и звезды быстро убедились, что режиссер не преувеличил, а преуменьшил проблемы, с которыми им пришлось столкнуться.
Представьте себе, как «приятно» играть, когда вам в лицо дует двигатель Boeing 707 (создатели эффектов нашли на авиационной свалке старый самолет и использовали один из его моторов с пропеллерами как мощную ветровую машину), а в глаза вам светят столь мощные прожекторы, что однажды Пакстон и Хант на время ослепли! Им пришлось несколько дней капать специальные капли, прежде чем они вновь начали нормально видеть.

При этом сцены, которые на экране занимали несколько секунд, снимались днями и часами, и актерам порой приходилось высиживать целые смены под «бомбардировкой» пылью или маленькими кубиками льда, изображавшими град (чтобы лед лучше было видно, для него использовали воду с молоком). Ничуть не более приятно было валяться в грязи – не в специальной голливудской, а в самой обычной, с потенциально опасными бактериями, от которых пришлось делать прививки. Также Хант несколько раз за время съемок по разным причинам сильно ударилась головой. Одной из этих причин была банальная усталость – выдохшейся актрисе трудно было сконцентрироваться.


Кинематографистам за кадром, впрочем, тоже было трудно. После пяти недель съемок проект покинули оператор-постановщик Дон Берджесс («Форрест Гамп») и все его подчиненные. Случилось это после того, как де Бонт ударил и сбил с ног ассистента оператора, недостаточно быстро выполнившего его приказ. У операторов с режиссером, впрочем, и до этого были конфликты из-за того, что постановщик требовал, чтобы все делалось мгновенно.

Новым оператором-постановщиком стал Джек Грин, номинант «Оскара» за вестерн «Непрощенный». В самом конце съемок его на два дня отправила в больницу не вовремя запущенная декорация дома, разваливающегося под напором смерча, и де Бонту пришлось самому стать за главную камеру. Впрочем, для него, как для бывшего оператора, это было хорошо знакомое дело.

Постоянно спешить во время съемок приходилось из-за того, что они шли летом 1995 года в провинциальной Оклахоме, в самый сезон торнадо, и погода порой менялась с головокружительной скоростью. А так как львиная доля съемок была уличной, то де Бонт и его команда все время подстраивались под погоду. Режиссер заранее планировал несколько разных вариантов съемочного дня в зависимости от того, будет ли день солнечным, пасмурным или дождливым.
В конце концов во время постпродакшена художникам ILM пришлось во многих сценах заменить небо, снятое камерой, на положенное по сценарию (как правило, чистое небо на пасмурное). Несмотря на спешку, съемки все же выбились из графика, и работу над ситкомом «Без ума от тебя» пришлось задержать на две недели, чтобы Хелен Хант успела сыграть во всех своих сценах «Смерча».

Первоначальный бюджет картины составил около 70 миллионов долларов, но проволочки, дополнительные компьютерные эффекты и прочие непредвиденные расходы дотянули стоимость проекта до 90 миллионов. «Парк Юрского периода», напомним, стоил всего 63 миллиона долларов – воскресить динозавров оказалось дешевле, чем изобразить реальные природные явления.
Сборы «Смерча», однако, полностью реабилитировали де Бонта в глазах инвесторов. Выйдя в свет 10 мая 1996 года, картина собрала в мировом прокате 494 миллиона долларов. Это был второй результат года после «Дня независимости», и «Смерч» опередил даже такие прославленные хиты, как «Миссия невыполнима» и «Скала». Критики, в свою очередь, предъявили «Смерчу» немало художественных претензий, но сочли, что лента получилась отличным «бездумным» развлечением, впечатляющим и завораживающим. И, кроме того, чествующим не убийц, а ученых. Что, согласитесь, тоже чего-то стоит.

В дальнейшем киноакадемики отметили номинациями на «Оскар» визуальные эффекты «Смерча» и его звук, а жюри «Золотой малины» наградило своей антипремией сценаристов картины. Последнее, впрочем, явно было незаслуженным. Тот же «День независимости» был куда лучшим претендентом на эту награду.

Сейчас, конечно, «Смерч» уже не так впечатляет, как в 1996 году, поскольку эпические компьютерные эффекты стали экранной повседневностью, и компьютерные торнадо сейчас можно увидеть даже в трэшевых лентах. Но обаяние актеров фильма, его драйв, его напор и его восхищение мощью природы никуда не делись, и «Смерч» все еще смотрится на ура. А когда по экрану пролетает корова (естественно, компьютерная), то так и хочется повторить вопль героини Джейми Герц, на время ставший популярной цитатой: «У нас коровы!» Потому что эффекты бледнеют и устаревают, а смешные шутки остаются навсегда. И в этом человеческом измерении – главная сила «долгоиграющих» второстепенных картин вроде «Смерча». Картин, которые не стали классикой, но остались в памяти людей.

Метки:  

Понравилось: 7 пользователям

Титивиллус – демон покровитель писцов и печатников

Вторник, 26 Июня 2018 г. 16:09 + в цитатник


Когда-то Европа была темна и неграмотна, грамотой владели в основном монахи которые занимались перепиской священных текстов и как водится делали ошибки. Но, разумеется, не сами по себе, в всем был виноват, естественно, демон…

Имя ему Титивиллус (Titivillus), служит он самому Князю Тьмы и занят он был в то время, исключительно, подсовыванием ошибок в рукописи. Удачно вставленная ошибка гарантировала незадачливому переписчику особенную запись в адской книге учета ошибок и засчитывалась на Страшном Суде. Титивиллус обычно являлся с мешком – в котором он эти самые ошибки носил.
Злые языки поговаривали, что монахи все выдумали, мол, от многочасового сидения в скриптории пламя разума меркнет и толи от помутнения толи от скуки, выдумали какого-то демона, на которого свалили всю вину за свою невнимательность а то и зачастую за хулиганство.
Так, или иначе, но первое упоминание о нем мы видим в Трактате о Покаянии (Tractatus de Penitentia) написанном Джоном Уэльским примерно в 1285 году. Страшный Суд послужил хорошим дисциплинирующим фактором и вскоре монахи подтянули чистописание настолько, что нашему герою пришлось переквалифицироваться и начать сбор пустопорожней болтовни которой предавались прихожане во время длительных церковных служб. Именно таким запечатлели его современники.
Самыми серьезными были незаметные ошибки в Святом Писании – они могли переходить от переписчика к переписчику и с изобретением печатного пресса скорость их повторения увеличивалась в разы. Например, в 1561 году, документ озаглавленный “Анатомия Мессы” был населен каким-то рекордным количеством ошибок, что пришлось выпускать дополнительную книжку с исправлениями. А печатник? А что печатник? Он разумеется сказал что это работа Дьявола..
Тогдашний Папа – Сикст V был вынужден издать папскую буллу о том что любой печатник внесший изменения в текст Священного Писания будет отлучен от церкви. Тем не менее это не помогало и один из тиражей Библии пришлось даже отозвать, так как все ошибки заклеить там не удавалось.


От меня: разумеется, с тех пор демон принял на себя смежные отрасли - кино, телевидение, конечно - интернет.М-да. По крайней мере, «очепятками» я точно грешен.
...И, судя по значительному вниманию ругающих меня персон, много ещё в чём.

Метки:  

Мини-буксир из военной базы в Бостоне

Вторник, 26 Июня 2018 г. 16:07 + в цитатник
- Красавица, не хочешь познакомится? Я - капитан военного корабля ВМС США!
- Ух, ты, какого? Эсминца, крейсера, авианосца?!
- Ну...






К сожалению, командир буксира теперь капитан верхней палубы подводной лодки...


(с.)перто

Метки:  

История Одесской гайдамацкой дивизии

Вторник, 26 Июня 2018 г. 16:05 + в цитатник


Одесский гайдамака

В ноябре 1917 г., после формирования Генерального Штаба Украинской армии, из г. Киев пришел приказ об украинизации штаба Одесского военного округа и назначение ее командующим генерала Елчанинова. Одновременно с этим началось и формирование штаба Одесской гайдамацкой дивизии. Вопрос о создании Украинской военной части в г. Одесса поднимался с самого начала революционных событий в Российской империи, хотя в целом неудачно.

В мае - июне 1917 г. даже дошло до конфликта между украинскими и общероссийскими революционными организациями по причине запрета Украинским военным советом отправки на фронт маршевых рот к формированию украинских частей. Протоколы совместных заседаний Совета рабочих, солдатских и офицерских депутатов Одесского гарнизона и других организаций г. Одесса показали позиции сторон в данном вопросе.

Одесские гайдамаки, кадр из кинохроники.
Представители украинских партий и общественных организаций (Украинского военного совета, Украинского управляющего комитета, УПСР, УСДРП) настаивали на прекращении отправки солдат украинской национальности в районы боевых действий, пока в г. Одесса не создано национальных вооруженных подразделений.

Интересно, что в этом стремлении украинское общество поддержали только еврейские организации (включая и социалистические). Доминирующие на заседаниях российские и польские представители были категорически против. Возмущение вызвала даже попытка украинского представителя произнести свою речь на украинском языке. Однако украинские организации все же решили приступить к формированию национальной вооруженной единицы.

Украинский парад в Одессе
Первый гайдамацкий курень начал формироваться в г. Одесса в июне 1917 г. В июле 1917 г. с прибывающих в г. Одесса воинов-украинцев начинают организовываться отделы, принимающих название "казацких" или "гайдамацких".

Один из участников событий М. Янчевский вспоминает, что в начале августа с Борисоглебского, где в то время находилось значительное количество воинов-украинцев, в г. Одесса был откомандирован один из старшин. Назад он привез весть о том, что в г. Одесса формируется военная часть, к которой готовы принимать желающих служить Украине.
В середине августа в г. Одесса отправились более 60 украинских военных.

М. Янчевский описывает свои впечатления от увиденного: «Гайдамацкий курень располагался тогда на 5-й станции, на месте бывших лагерей пехоты старой русской армии. Сразу воскресла в памяти так хорошо описанная Гоголем Запорожская Сечь. Место лагеря гайдамацкого куреня способствовало и жизни, и картинности. Вокруг редкий лес. Видно, что войска давно здесь не квартировали: окопчики для палаток отчасти разрушены, обильно заросшие травой тропинки тоже заросли травой и крапивой, придавая местности оригинальный колорит. Между деревьями пораскидались кусты, под которыми утомленные казаки легли спать. Там на пеньке, в тени, сидит казак, над которым цирульник с «оселедцем» склонился, выбривая «оселедцы» и ему. Лица казаков, освещены внутренним светом твердости и гордости от сознания того, что они - пионеры великого дела восстановления Украины».

Одесский гайдамака
Формирование этого — первого по названию и факту своего появления — гайдамацкого куреня проводил сотник Василий Сахно-Устинович. Основу куреня составляли воины Юго-Западного и Румынского фронтов, находящихся в г. Одесса на лечении.
К 20 сентября 1917 г. формирование в целом было завершено и в состав куреня входили 6 пеших, 1 пулеметная, 1 конная сотни и орудийная батарея (из двух орудий).

В сентябре началось формирование второго гайдамацкого куреня, атаманом которого был назначен капитан Орлов. Курень состоял из 2 пеших, 1 пулеметных, 1 конных сотен и вспомогательных подразделений.

Параллельно подполковник Продьмо организовывал третий гайдамацкий курень в составе 3-х конных и 1-й конно-пулеметной сотни.

С конца сентября 1917 г. все три куреня были перемещены с 5-й станции в казармы на 2-й станции Большого Фонтана (территория современного Одесского Института Сухопутных войск), где началось регулярное военное обучение.

Гайдамаки на улицах Одессы
Одновременно с этим подразделения гайдамаков участвовали в патрулированиях для поддержания общественного порядка. В частности, в начале октября два отдела гайдамаков ездили в г. Вознесенская, где несли службу по охране военных складов, а в середине октября аналогичную задачу в г. Тирасполе выполняли отделы 3-го куреня.

Большого труда к созданию и дальнейшему функционированию гайдамацких куреней в г. Одесса приложил Иван Митрофанович Луценко.
Некоторое время И. Луценко даже был военным комиссаром г. Одесса. Активно работали для решения военно-организационных вопросов Е. Чикаленко, С. Шелухин, В. Осмоловский, В. Поплавко, и много других известных и неизвестных деятелей национально-освободительного движения.

В ноябре 1917 г., после формирования Генерального Штаба Украинской армии, из г. Киев пришел приказ об украинизации штаба Одесского военного округа и назначение ее командующим генерала Елчанинова.

Георгий Иванович Елчанинов - участник Первой мировой войны, военачальник
УНР и гетманской армии, а затем участник Белого движения на Юге России.
Одновременно с этим началось и формирование штаба Одесской гайдамацкой дивизии, поскольку существующие курени к этому времени значительно расширили свой состав.

Первым командиром Одесской дивизии был назначен полковник Мазуренко. Начальником штаба дивизии стал коренной одессит, фронтовик, кавалер нескольких орденов Всеволод Змиенко.

Полковник УНР Змиенко.
Сам штаб разместился в помещении штаба Одесского военного округа (сейчас — штаб Южного оперативного командования).
После большевистского переворота в столице России в г. Одесса активизировались подразделения Красной гвардии.

Назначенный Центральной Радой военным комиссаром Одессы В. Поплавко приказал подразделениям дивизии осуществлять круглосуточное патрулирование:

1-у куреню — в центре города;
3-у куреню — в пригородах;
2-у куреню — охранять штаб Одесского корпуса (Одесского военного округа). Численность украинских солдат и офицеров в городе в этот период достигала 10 000 человек.

Старшина 1-го Одесского гайдамацкого куреня, кадр из кинохроники.
Начиная с ноября 1917 г. по городу ходили слухи о том, что Одесса будет провозглашена «вольным городом». Сама идея «вольного города» родилась в декабре 1917 года, когда в Одессе не прекращаясь шли стычки между большевиками, эсерами, анархистами, офицерами-белогвардейцами и гайдамаками Центральной Рады, пытавшимися захватить контроль над городом.
Эмиссар Центральной Рады, прибывший в Одессу, сообщил, что Рада не возражает против того, чтобы Одесса провозгласила себя «вольным городом». 3 января 18-го Одесский Совет рабочих, солдатских и матросских депутатов принял решение о самоопределении Одессы как «вольного города» с автономным правительством.

В дальнейшем ситуация в городе несколько стабилизировалась, и даже некоторое время гайдамаки и красногвардейцы несли службу по охране объектов и патрулирование совместно, но продолжалось это недолго.

Уже в январе 1918 г. участились выступления большевиков против украинских властей, а к концу января на юге Украины была установлена ​​власть Советов.

В 1958 году на Привокзальной площади Одессы, на месте, где «восставшие
рабочие и солдаты разгромили войска Центральной рады», был установлен
памятный знак. По закону о декоммунизации он был уничтожен.
Военнослужащие Одесской гайдамацкой дивизии стойко защищали государственные органы Украинской Народной Республики в г. Одесса, но в результате вынуждены были отступить перед превосходящими силами противника.

Председатель одесского Военного совета И. М. Луценко и начальник штаба дивизии В. Ю. Змиенко вывели из города остатки личного состава дивизии в районы городов Раздельная и Балта, где в дальнейшем они были задействованы в формировании новых частей Украинской армии, в частности Херсонского и Одесского корпусов.

Источники: 1., 2., 3.

Метки:  

Эх, такого мужика сегодня не стало!

Вторник, 26 Июня 2018 г. 16:03 + в цитатник
25 июня 1673 года был убит Шарль Ожье де Батц де Кастельмор граф д`Артаньян - гасконский дворянин, сделавший блестящую карьеру при Людовике XIV в роте королевских мушкетёров.

Его отцом был Бертран де Батц, сын мещанина Пьера де Батца, присвоившего себе после женитьбы на Франсуазе де Куссоль дворянский титул. Арно Батц (отец Пьера, дед Бертрана и прадед Шарля) купил в графстве Фезансак Кастельморский «замок», принадлежавший ранее роду Пуи.
Этот «доменжадюр» (фр. domenjadur) — господский дом, представляющий собой двухэтажное каменное строение, сохранился до сих пор и находится на границе графств Арманьяк и Фезансак на холме, между долинами рек Дуз и Желиз.
Шарль де Батц переехал в Париж в 1630-х годах и поступил в роту королевских мушкетёров в 1644 году, благодаря покровительству друга семьи — капитан-лейтенанта (фактического командира) роты господина де Тревиля, тоже гасконца. Будучи мушкетёром, д’Артаньян сумел снискать покровительство влиятельного кардинала Мазарини, главного министра Франции с 1643 года. В 1646 году мушкетёрская рота была расформирована, но д’Артаньян продолжал служить своему покровителю Мазарини.

кардинал Мазарини
Д’Артаньян сделал карьеру в качестве курьера кардинала Мазарини в годы после первой Фронды. Благодаря преданной службе д’Артаньяна в этот период кардинал и Людовик XIV поручали ему много тайных и щекотливых дел, которые требовали полной свободы действий. Он следовал за Мазарини во время его изгнания в 1651 году в связи с враждебностью аристократии

В 1652 году д’Артаньян был повышен в чине до лейтенанта французской гвардии, потом до капитана в 1655 году. В 1658 году он стал вторым лейтенантом (то есть заместителем фактического командира) в воссозданной роте королевских мушкетёров.
Это было продвижением по службе, поскольку мушкетёры были намного более престижны, чем французская гвардия. Фактически он принял на себя командование ротой (при номинальном командовании ею герцога Неверского, племянника Мазарини, и ещё более номинальном командовании короля).

Людовик XIV
Д’Артаньян был известен своей ролью в аресте Николя Фуке. Фуке был генеральным контролёром (министром) финансов Людовика XIV и стремился занять место Мазарини в качестве советника короля. 4 сентября 1661 года в Нанте король вызвал д’Артаньяна к себе и отдал ему приказ об аресте Фуке.

Николя Фуке
Поражённый д’Артаньян потребовал письменного приказа, который и был ему вручён вместе с подробнейшей инструкцией. На следующий день д’Артаньян, отобрав 40 своих мушкетёров, попытался арестовать Фуке при выходе из королевского совета, но упустил его . Кинувшись с мушкетёрами в погоню, он нагнал карету Фуке на городской площади перед Нантским собором и произвёл арест.
Под его личной охраной Фуке был доставлен в тюрьму в Анже, оттуда в Венсенский замок, а оттуда в 1663 году — в Бастилию. Фуке охранялся мушкетёрами под личным руководством д’Артаньяна на протяжении 5 лет — вплоть до окончания суда, приговорившего его к пожизненному заключению.
После того как он так отличился в деле Фуке, д’Артаньян становится доверенным лицом короля.

Мушкетёры короля
В 1667 году д’Артаньян был повышен в чине до капитан-лейтенанта мушкетёров, фактически командира первой роты, поскольку номинальным капитаном был король. Под его руководством рота стала образцовой воинской частью, в которой стремились приобрести военный опыт многие молодые дворяне не только Франции, но и из-за рубежа.

В 1667 году за заслуги при осаде города Лилля был назначен его губернатором. В должности губернатора д’Артаньяну не удалось обрести популярности, поэтому он стремился вернуться в армию. Ему это удалось, когда Людовик XIV воевал с Голландской республикой в Франко-голландской войне.

В 1672 он получил звание «полевого маршала» (генерал-майора).
Д’Артаньян был убит пулей в голову (по свидетельству лорда Алингтона) при осаде Маастрихта 25 июня 1673 года, в ходе ожесточённого боя за одно из укреплений, в безрассудной атаке по открытой местности, организованной молодым герцогом Монмутом.
Гибель д’Артаньяна была воспринята как большое горе при дворе и в армии, где его бесконечно уважали. По свидетельству Пелиссона, Людовик XIV был очень опечален потерей такого слуги и сказал, что тот был «почти единственный человек, который сумел заставить людей любить себя, не делая для них ничего, что обязывало бы их к этому», а по свидетельству д’Алиньи, король написал королеве: «Мадам, я потерял д’Артаньяна, которому в высшей степени доверял и который годился для любой службы». Маршал д’Эстрад, который много лет служил под командованием д’Артаньяна, позже сказал: «Лучших французов трудно найти».

После этого боя, в присутствии Пьера и Жозефа де Монтескью д’Артаньян — двух его кузенов, тело капитана мушкетёров д’Артаньяна было погребено у стен Маастрихта. Долгое время точное место захоронения было неизвестно, однако французский историк Одиль Борда (Odile Bordaz), проанализировав информацию из исторических хроник, заявляет, что мушкетёр похоронен в небольшой церкви Святых Петра и Павла на окраине Маастрихта.

Несмотря на его добрую славу, незаконность присвоения д’Артаньяном графского титула при жизни не вызывала сомнений, и после смерти д’Артаньяна претензии его семьи на дворянство и титулы оспаривались через суд, но Людовик XIV велел прекратить какие бы то ни было преследования и оставить в покое семью своего слуги.

Д’Артаньян до сих пор остается одним из самых известных литературных героев. Он давно сошел со страниц романов и стал героем фильмов, мюзиклов, анекдотов и даже мультфильмов.


Метки:  

Шел казак куда-то вдаль...

Пятница, 20 Сентября 2013 г. 14:18 + в цитатник




Шел казак куда-то вдаль.
На груди была медаль:





Дальше...

Метки:  

Дневник NKVD-1981

Пятница, 20 Сентября 2013 г. 14:13 + в цитатник
Любитель истории и Украины!!!!


Поиск сообщений в NKVD-1981
Страницы: [1] Календарь