-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в morskaia25

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 26.08.2010
Записей: 11636
Комментариев: 2070
Написано: 15018


Кельтский орнамент

Воскресенье, 29 Декабря 2013 г. 01:29 + в цитатник
Цитата сообщения Бутявка1 Кельтский орнамент

В VII в. до н.э. кельты начали покидать континентальную Европу, переправляясь через пролив и расселяясь на территории нынешней Великобритании. Кельтские вельможи покровительствовали развитию народных промыслов. Особенно славились ювелирные украшения с характерными орнаментами.  

Кельтское искусство и декоративно, и духовно. Тесно связанное с традициями и верованиями кельтского народа, оно выполняло три основные функции:
- наглядно изображало историю;
- украшало;
- несло религиозную символику.

Согласно мировоззрению того времени, существует семь первозданных форм жизни: растения, насекомые, рыбы, рептилии, птицы, млекопитающие и люди. Все они отражались в кельтском искусстве, но в стилизованной и образной форме, поскольку копировать Создателя запрещалось. Человеческие фигуры (антропоморфные существа) изображены с вытянутыми конечностями, бородой, животные (зооморфные существа) представлены с переплетающимися ушами, хвостами и языками.

Кельтские узоры весьма разнообразны. Они могут быть как прямолинейными, так и криволинейными. Прямолинейные узоры включают геометрические орнаменты, например прямоугольные или ступенчатые, а также их измененные формы с диагональными линиями. Криволинейные узоры содержат спирали, переплетающиеся полосы и узлы.

Древние декоративные формы были достаточно простыми; набор ограничивался линиями, крестами и кругами. Они основывались на наблюдениях за такими небесными телами, как Солнце и Луна. Так, крест означал четыре ветра, четыре сезона, четыре стороны света.

При отгибании концов креста на 90 градусов фигуре придавалось движение. Этот орнаментальный узор известен как свастика – один из наиболее распространенных художественных символов древнего мира. Он означал хорошее предзнаменование и благословение и, что мало кому известно, использовался христианской церковью. Слово «свастика» (производное от англ. svasti) – «процветание». Трискелис, трехконечная свастика, считался символом солнца начиная с бронзового века (самые ранние узоры датируются 1500 гг. до н.э.)
Сегодня этот символ изображен на гербе острова Мэн (слово «трискелис» образовано из греч. tri и skelos – «три ноги»). Спиральные узоры произошли из свастики и трискелиса.
 (100x89, 29Kb)
Колесо символизировало солнечные лучи. Множество колес самых разнообразных форм было захоронено в могилах, чтобы освещать путь покойного в загробной жизни. На скандинавских резных камнях 1500 гг. до н.э. обнаружены колеса в виде квадрата с закругленными углами.

Между 3000 и 1500 гг. до н.э. египтяне использовали спиральные узоры для росписи потолков гробниц фараонов: одни из них образовали узорчатое кружево, а другие составляли бордюры. Важное место играл цвет, наиболее распространенным был красный, желтый, синий, зеленый, черный и белый. Часто включались растительные мотивы, связанные между собой спирали и завитки. Последние применялись для окаймления деталей, а концентрическими кругами украшали печати.

Спиральный мотив распространился из Скандинавии в Шотландию и Северную Великобританию (в музеях этих стран можно увидеть множество предметов, украшенных спиральным орнаментом, например рукоятки мечей).

Кельты научились создавать новые виды спиралей, а также выводить две полосы или более из центра круга. Наличие множества полос подразумевает возможность их пересечений. Полосы заканчиваются зооморфными мотивами или огибают другие спирали, образуя подобие непрерывного узора.

Скандинавские предметы бронзового века украшались главным образом спиралями, соединенными S- или С-образными кривыми. В природе, например, в раковине улиток большинство спиралей закручено по часовой стрелке, в то время как кельтские спирали могут иметь разные направления. Это чередование в узоре создает сбалансированность, и в этом заключается главная особенность кельтских мотивов.

В более поздних кельтских узорах спирали расположены друг от друга на значительном расстоянии и соединены длинными сужающимися кривыми – спиралями-воронками, названных так потому, что две линии расходятся из центра мотива наподобие воронки, формируя широкую кривую. Затем линии возвращаются, чтобы снова соединиться и затем разойтись. В результате возникают узоры из спиралей и изящных кривых; пустые участки нередко закрашиваются или заполняются декоративными деталями. Спирали-воронки возникли на Крите и оттуда в бронзовом веке пришли в Великобританию, где и были приняты кельтами, которые стали украшать ими ювелирные и другие изделия. В Великобритании такие спирали можно найти на старинных кельтских предметах, датируемых 200 г. до н.э. – 200 г. н.э.
Самый ранний мотив – спираль – первым исчез в начале Х столетия.

Спиральные узоры использовались главным образом в ювелирном деле и других художественных работах. Чаще всего выполнялись в виде эмалей, а не рисовались красками или чернилами. Множество рисунков были вырезаны на камне и не окрашены. Рукописные шедевры были созданы с помощью простых материалов – гусиного или вороньего пера. В качестве основы служил пергамент.

Кельтские художники отлично знали химические свойства пигментов, поэтому их рукописи изобиловали яркими красками.
 (700x536, 202Kb)

Рубрики:  Декупаж/Орнаменты
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку