Продукты, которые хорошо очищают организм 1. Красная свёкла Это «чистильщик&ra...
Полезные таблички в помощь кулинару - (0)Полезные таблички в помощь кулинару Содержание полезных веществ в некоторых продуктах Свинина. ...
У мужчин все на много проще чем у женщин - (0)Котоматрицы - (0)
Позитивные картинки ...
Фотографии о красоте этого мира - (0)Журнал «Smithsonian», выпускаемый именитым Смитсоновским институтом (Вашингтон), ...
Образование и интеллект - это то немногое, что отнять никто не сможет!!! И это то многое, без чего человек - не человек!!!
Бонни и Клайд |
Имена Бонни и Клайда известны в наше время наверное так же, как и 70 лет назад. Их криминальная история и по сей день остается одной из самых трагичных и романтичных. Что же привело их к такому финалу?
Метки: Бонни и Клайд история |
Лоуренс Аравийский |
Т. Э. Лоуренс родился 16 августа 1888 г. в уэльской деревне Тремадок, незаконный сын сэра Томаса Чэпмена.
В детстве жил в Оксфорде, а в 1907 г. поступил в оксфордский Колледж Иисуса. Изучал историю и археологию.
Лоуренс обследовал средневековые замки во Франции и Сирии и написал свою первую книгу «Замки крестоносцев» (Crusaders Castles, 2 т., опубл. в 1936 году).
С 1911 по 1914 гг. Лоуренс участвовал в производившихся под руководством Д. Хогарта, К. Томпсона и К. Вулли раскопках Кархемиша (Джераблуса), хеттского города в верховьях Евфрата, а в 1912 г. в раскопках в Египте, которыми руководил Флиндерс Питри.
В 1911 г. ненадолго вернулся в Англию, затем снова поехал на Ближний Восток.
Много путешествовал по Аравии, изучил арабский язык.
В январе 1914 г. был зачислен в британскую армию в чине лейтенанта, в нестроевые части, в связи с хилым сложением и маленьким ростом (рост Лоуренса составлял всего 165 см).
Метки: Лоуренс Аравийский история Семь столпов мудрости |
Ленд-лиз |
Современные дискуссии о Второй мировой войне, по сути, сводятся в несколько определенных плоскостей – одной из которых является, безусловно, дискуссия о роли ленд-лиза во Второй мировой войне. Для советской исторической науки было характерно стремление принизить роль военной помощи союзников, сохранить в строжайшей секретности реальные цифры, факты и обстоятельства на тему ленд-лиза, чему немало способствовала закрытость архивов и спецхранов. Постепенно такого рода явления уходят в прошлое. Сейчас, спустя более полувека, можно более-менее объективно оценить роль и место Ленд-лиза в победе союзников.
Метки: Ленд-лиз Вторая мировой война СССР США Рузвельт |
История успеха компании Gillette |
Все известные сегодня крупные корпорации начинали когда-то с малого бизнеса. Фирма Gillette является одним из самых известных брендов по продаже бритв и средств по уходу за кожей. Главный офис компании находится в США, штат Массачусетс.
[more=Дальше читаем?]
С 2005 года, корпорация была поглощена компанией Procter & Gamble. Новые владельцы заплатили 57 миллиардов долларов за возможность использовать Gillette как свое подразделение.
Компания была основана в 1901 году, Кингом Кэмп Жиллетом. В то время она была названа «American Safety Razor Company». Идея создания бритв со сменными лезвиями пришла Кингу в голову спонтанно. Во время очередного ухода за лицом, его лезвие затупилось. Бритва требовала постоянного ухода и своевременной заточки. Заострить лезвие не просто, поэтому дело доверялось мастеру.
Кинг вспомнил слова Уильяма Пейнтера: «Найди то, в чем нуждается человек больше всего и сделай эту вещь доступной, чтобы каждый мог ею пользовать». Тогда-то и появилась неожиданная идея создания бритвы со сменными лезвиями. Идея была отличной, однако в то время реализовать прочный и тонкий металл было очень трудно.
Потратив большое количество времени и практически весь имевшийся бюджет, Кинг связывался с различными инженерами пытаясь найти решение проблемы. Через шесть лет он наткнулся на Уильяма Никерсона, изобретателя станков для быстрой и надежной заточки металлической ленты.
С 1901 года началось производство. Продажи давались тяжело. Через год, компания сменила имя на «Gillette Safety Razor Company». Существенных изменений это не дало. К 1903 году была осуществлены продажи немногим больше 160 станков. К счастью, покупатели моментально оценили качество и выгоду использования одноразовых изделий. Уже на следующий год было продано свыше 90 тысяч бритв. Низкая стоимость и безопасность использования произвели на рынке настоящий фурор.
Бритвы Джилетт быстро появились на слуху. Работники компании практически даром раздавали бритвы на улицах, получая прибыль со сменных лезвий. В итоге за короткий период времени, Кинг стал миллионером. Всего за пять лет компания Gillette заработала свыше 13 миллионов долларов. По меркам того времени это очень большая сумма денег.
Отсутствие конкурентов сыграла большую роль в прибыли фирмы. Запатентованная технология использовалась только на собственном предприятии Кинга. Через семь лет была организованная дистрибьюторская сеть по всей Европе. Немалую роль сыграло право поставки бриты от Gillette для военнослужащих армии США и участникам Первой Мировой войны. Такое решение было принято в силу быстрого бритья станками без угрозы жизни. Возможность попробовать бритвы гарантировало появление новых клиентов среди солдат, после проведения военных действий.
К 1915 году продажи компании составляли более 500 тысяч станков в год. Заменяемые лезвия продавались упаковками и распространялись невероятно быстро. Ежегодно продавалось более 10 миллионов лезвий.
В 1918 году Gillette получила самый большой заказ от государства. Армия закупала свыше 35 миллионов лезвий для военнослужащих. После окончания военных действия, фирма стала мировым брендом, узнаваемым во всех странах Европы.
К концу 20-х годов, Кинг обладал огромным состоянием. Однако все его активы представляли собой акции. Это сыграло злую шутку с основателем компании. В 30-х годах началась «великая депрессия», в ходе которой разорились многие фирмы. Акции Кинга перестали иметь значимость. В итоге в 1932 году он умер бедным человеком.
Тем не менее, компанию удалось сохранить и после окончания тяжелых времен, она приносила лишь прибыль.
Пожалуй, самой интересной особенностью фирмы Gillette являлась стоимость бритвенных станков. И цена была ниже себестоимости. Идея была превосходной. Она заключалась в захвате рынка с помощью дешевых изделий, при этом основную прибыль должны были приносить заменяемые лезвия. В наше время, такая схема довольно популярна. Ею пользуются крупные компании, такие как Sony. Можно сказать, что Кинг не только создал новый продукт, который стал востребован среди всех людей, но и создал идеальную бизнес-модель того времени, а вы можете почитать и о других идеях.
Со временем, реклама охватывала практически весь мир. Преимущества новых станков оценивались по достоинству, а низкая цена была доступна всем слоям общества. Также, важную роль играли инновационные разработки компании. Они также были запатентованы и не оставляли конкурентам никаких шансов.
В итоге компания стала родоначальником одноразовых изделий. Со временем по всему миру стали производиться товары, позволявшие за небольшую стоимость приобрести необходимые бытовые вещи.
Кинг был очень амбициозным человеком. Ему не нравился, устоявшийся в начале 20-го века, капитализм в США. Производя новые станки, он старался создать новую концепцию, обеспечивающую изменение устоев общества. В итоге доступность товаров, производимых фирмой, повлияла на другие предприятия. Люди не старались заработать на дорогих вещах, которые могут позволить себе высшие слои общества. Товары становились доступны всем категориям граждан.
Сейчас Gillette стала одной из крупнейших компаний по производству изделий по уходу за кожей. Стали производиться товары не только для мужчин, но и для женщин. Поглощение компании одной из крупнейших корпораций P&G, сказалось в положительную сторону. Взаимодействие с похожими предприятиями позволило добиться новых высот, расширить аудиторию покупателей и увеличить доход.
Компания стала инноватором, постоянно преподносящим новые изделия и средства, которые упрощают нашу жизнь. За долгий срок существования у Gillette не возникало нареканий и снижения качества производства. Это настоящий успех. Обязательно поделитесь статьей с вашими знакомыми и коллегами. Им наверняка будет интересно узнать, как появились станки, которые они используют каждый день.
[/more]
Все известные сегодня крупные корпорации начинали когда-то с малого бизнеса. Фирма Gillette является одним из самых известных брендов по продаже бритв и средств по уходу за кожей. Главный офис компании находится в США, штат Массачусетс.
С 2005 года, корпорация была поглощена компанией Procter & Gamble. Новые владельцы заплатили 57 миллиардов долларов за возможность использовать Gillette как свое подразделение.
Компания была основана в 1901 году, Кингом Кэмп Жиллетом. В то время она была названа «American Safety Razor Company». Идея создания бритв со сменными лезвиями пришла Кингу в голову спонтанно. Во время очередного ухода за лицом, его лезвие затупилось. Бритва требовала постоянного ухода и своевременной заточки. Заострить лезвие не просто, поэтому дело доверялось мастеру.
Кинг вспомнил слова Уильяма Пейнтера: «Найди то, в чем нуждается человек больше всего и сделай эту вещь доступной, чтобы каждый мог ею пользовать». Тогда-то и появилась неожиданная идея создания бритвы со сменными лезвиями. Идея была отличной, однако в то время реализовать прочный и тонкий металл было очень трудно.
Потратив большое количество времени и практически весь имевшийся бюджет, Кинг связывался с различными инженерами пытаясь найти решение проблемы. Через шесть лет он наткнулся на Уильяма Никерсона, изобретателя станков для быстрой и надежной заточки металлической ленты.
С 1901 года началось производство. Продажи давались тяжело. Через год, компания сменила имя на «Gillette Safety Razor Company». Существенных изменений это не дало. К 1903 году была осуществлены продажи немногим больше 160 станков. К счастью, покупатели моментально оценили качество и выгоду использования одноразовых изделий. Уже на следующий год было продано свыше 90 тысяч бритв. Низкая стоимость и безопасность использования произвели на рынке настоящий фурор.
Бритвы Джилетт быстро появились на слуху. Работники компании практически даром раздавали бритвы на улицах, получая прибыль со сменных лезвий. В итоге за короткий период времени, Кинг стал миллионером. Всего за пять лет компания Gillette заработала свыше 13 миллионов долларов. По меркам того времени это очень большая сумма денег.
Отсутствие конкурентов сыграла большую роль в прибыли фирмы. Запатентованная технология использовалась только на собственном предприятии Кинга. Через семь лет была организованная дистрибьюторская сеть по всей Европе. Немалую роль сыграло право поставки бриты от Gillette для военнослужащих армии США и участникам Первой Мировой войны. Такое решение было принято в силу быстрого бритья станками без угрозы жизни. Возможность попробовать бритвы гарантировало появление новых клиентов среди солдат, после проведения военных действий.
К 1915 году продажи компании составляли более 500 тысяч станков в год. Заменяемые лезвия продавались упаковками и распространялись невероятно быстро. Ежегодно продавалось более 10 миллионов лезвий.
В 1918 году Gillette получила самый большой заказ от государства. Армия закупала свыше 35 миллионов лезвий для военнослужащих. После окончания военных действия, фирма стала мировым брендом, узнаваемым во всех странах Европы.
К концу 20-х годов, Кинг обладал огромным состоянием. Однако все его активы представляли собой акции. Это сыграло злую шутку с основателем компании. В 30-х годах началась «великая депрессия», в ходе которой разорились многие фирмы. Акции Кинга перестали иметь значимость. В итоге в 1932 году он умер бедным человеком.
Тем не менее, компанию удалось сохранить и после окончания тяжелых времен, она приносила лишь прибыль.
Пожалуй, самой интересной особенностью фирмы Gillette являлась стоимость бритвенных станков. И цена была ниже себестоимости. Идея была превосходной. Она заключалась в захвате рынка с помощью дешевых изделий, при этом основную прибыль должны были приносить заменяемые лезвия. В наше время, такая схема довольно популярна. Ею пользуются крупные компании, такие как Sony. Можно сказать, что Кинг не только создал новый продукт, который стал востребован среди всех людей, но и создал идеальную бизнес-модель того времени, а вы можете почитать и о других идеях.
Со временем, реклама охватывала практически весь мир. Преимущества новых станков оценивались по достоинству, а низкая цена была доступна всем слоям общества. Также, важную роль играли инновационные разработки компании. Они также были запатентованы и не оставляли конкурентам никаких шансов.
В итоге компания стала родоначальником одноразовых изделий. Со временем по всему миру стали производиться товары, позволявшие за небольшую стоимость приобрести необходимые бытовые вещи.
Кинг был очень амбициозным человеком. Ему не нравился, устоявшийся в начале 20-го века, капитализм в США. Производя новые станки, он старался создать новую концепцию, обеспечивающую изменение устоев общества. В итоге доступность товаров, производимых фирмой, повлияла на другие предприятия. Люди не старались заработать на дорогих вещах, которые могут позволить себе высшие слои общества. Товары становились доступны всем категориям граждан.
Сейчас Gillette стала одной из крупнейших компаний по производству изделий по уходу за кожей. Стали производиться товары не только для мужчин, но и для женщин. Поглощение компании одной из крупнейших корпораций P&G, сказалось в положительную сторону. Взаимодействие с похожими предприятиями позволило добиться новых высот, расширить аудиторию покупателей и увеличить доход.
Компания стала инноватором, постоянно преподносящим новые изделия и средства, которые упрощают нашу жизнь. За долгий срок существования у Gillette не возникало нареканий и снижения качества производства. Это настоящий успех. Обязательно поделитесь статьей с вашими знакомыми и коллегами. Им наверняка будет интересно узнать, как появились станки, которые они используют каждый день.
Метки: Gillette история компаний бритвы успех |
История успеха компании Sony |
Искать что-то оригинальное в истории основания компании Sony – бесполезнее, чем писать цифры на текущей воде, как выразились бы японцы. Подобно другим успешным предприятиям, Sony стартовала с маленького начального капитала (500$ солидной суммой не назовешь) и нескольких людей, сплоченных одной идеей.
Но сама история развития Sony заслуживает пристального внимания.
[more=Дальше читаем?]
Сейчас Sony Corporation – крупная транснациональная корпорация, выпускающая высокотехнологичную электронику.
Телевизоры, фотоаппараты, видеокамеры, игровые приставки, смартфоны, электронные книги – вот далеко не полный перечень продукции, завоевавшей доверие любителей и профессионалов.
Sony Corporation является подразделением холдинга Sony Group и занимается также его управлением. Другие дочерние компании холдинга занимаются кинопроизводством (Sony Pictures Entertainment владеет киностудиями TriStars Pictures и Columbia Pictures), отвечают за музыкальную (Sony Music Entertainment), финансовую сферы (Sony Financial Holdings) и пр.
Трудно поверить, но вначале, чтобы не привлекать внимание к стране-изготовителю, на экспортных товарах Sony печатала слова «Сделано в Японии» маленьким шрифтом. Однажды таможня даже «завернула» их продукцию, потому что микроскопическая надпись была не видна!
«Пряталась» компания потому, что дешевая японская продукция (бумажные зонтики, игрушки и пр.) создали на Западе товарам из Страны Восходящего Солнца плохую репутацию.
Однако Sony Corporation удалось не только перебороть этот стереотип, но и превратить слова «Сделано в Японии» в гарантию высокого качества!
Компания была основана 7 мая 1946 года 38-летним инженером Масару Ибука и 25-летним физиком Акио Морита, и тогда называлась «Токио цусин когё» («Токийская телекоммуникационная инженерная корпорация»).
Масару и Акио знали друг друга еще со времен войны, когда они вместе работали в группе ученых, трудившейся на благо армии.
В новой фирме отцы-основатели применили правило «разделяй и властвуй». Будучи настоящим техническим гением, Ибука вплотную занялся разработкой новых товаров, предприимчивый же Морита взялся за решение вопросов сбыта.
В своей книге воспоминаний «Сделано в Японии», Акио признавался, что знакомство с Масару оказалось для него одним из самых больших подарков судьбы.
Поначалу в штате было всего 20 сотрудников. Могли ли они представить, что спустя десятилетия коллектив компании увеличиться в 8000 раз?!
Несмотря на возросшую численность, и сейчас сотрудники Sony воспринимают друг друга как одну семью. В этом они переняли философию Акио Морита, блестящего менеджера, который умел сплотить и мобилизовать коллектив на выполнение поставленных задач.
Он отлично понимал, что «как бы вы ни были удачливы… умны или ловки, ваше дело и его судьба находятся в руках тех людей, которых вы нанимаете». Морита стремился лично знать каждого сотрудника и для укрепления рабочих отношений практически ежедневно общался с молодыми менеджерами нижнего звена во время обеда.
Структуру компании укрепила и система пожизненного найма, возрожденная США на японских предприятиях в послевоенное время. Но так как Sony всегда отличалась от других японских предприятий открытостью перед новыми идеями и гибкостью, руководство компании учитывало потребности работников, внедряя практику их перевода с одной работы на другую в пределах компании.
На первых порах фирма расположилась на 4-м этаже обгорелого универмага в разрушенном центре Токио, но вскоре переехала в старый район столицы. Чтобы попасть в «новый офис», следовало нагнуться и пройти под бельевыми веревками, на которых соседи сушили пеленки.
Это так шокировало родственников Морита, навещавших его, что они докладывали родителям, что Акио стал анархистом. Тем не менее, отец Морита неоднократно давал в долг на развитие компании. «Материальная помощь» принесла ему неплохие дивиденды – впоследствии он стал одним из крупнейших акционеров Sony.
Ибука и Морита не сразу нашли себя в бизнесе. Они жаждали создавать что-то принципиально новое, но поначалу выпускали то приставки для радиоприемников, то электрические рисоварки, то подушки с подогревом.
Поиски своего дела увенчались успехом спустя 3 года.
В 1949 Морита купил американский магнитофон, совместив приятное с полезным – и музыку можно было послушать, и приобретение разобрать и исследовать.
Носителем информации в магнитофоне служила ненадежная и дорогая проволока, и японские инженеры воодушевились идеей создания ленточного магнитофона. Ленточный носитель имел более высокую точность воспроизведения и позволял легко менять запись – достаточно было вклеить новый фрагмент ленты в нужное место.
Идея нового товара не была воспринята сотрудниками компании «на ура» – слишком долго они выслушивали фантастические идеи Масару и уже не сильно им доверяли. Требовалось срочно доказать коллегам (а в особенности бухгалтеру), что проект стоил денег и усилий.
[tip]Убедить главбуха в своей правоте Ибука и Морита решили привычным для нас способом – повели в ресторан. Пока тот уплетал за обе щеки, приятели расхваливали свою идею. Вскоре бухгалтер на сытый желудок и не вполне трезвую голову дал «добро» на научные изыскания.[/tip]
Компания приступила к разработке собственного ленточного носителя для звукозаписи. В качестве основы вначале использовался целлофан, который разрезался на длинные полосы и покрывался экспериментальными составами. Но даже прочные сорта целлофана после пары прогонок через лентопротяжный механизм растягивались и искажали звук.
Следующим материалом для магнитной ленты стала качественная бумага. Ее нарезали и склеивали вручную, так что основатели компании действительно «приложили руки» к созданию продукта. Но и бумага тоже не годилась.
После того, как компания раздобыла пластик и разработала собственную технологию его применения, дело сдвинулось с мертвой точки.
Что касается магнитного покрытия ленты, то японские исследователи получали его из оксалата железа, который предварительно обжаривали на сковородке!
Мне бы хотелось, чтобы вы ясно представили, что поначалу в компании никто толком не знал, как делать эту магнитную ленту, но, тем не менее, это никого не остановило. И уже в 1965 году компания IBM для запоминающих устройств в компьютерах выбрала ленту именно Sony.
В 1950 году был выпущен первый ленточный магнитофон. Он весил 35 кг и стоил 170000 иен, т.е. 472$ (технический специалист после университета тогда получал 30$ в месяц).
Техническая новинка нравилась всем, но не продавалась – изобрести уникальные технологии и товар оказалось не достаточным. Морита занялся маркетингом и сумел найти потребителей, увидевших в магнитофоне не дорогую игрушку, а полезную вещь. Верховный суд Японии закупил сразу 20 магнитофонов в связи с нехваткой стенографистов в послевоенный период. Следующим рынком сбыта становятся школы.
В 1952 году, после поездки Ибука в США, партнеры загорелись идеей купить лицензию на транзистор, который решил бы вопросы уменьшения габаритов радиоприемников. На следующий год Морита едет в Нью-Йорк, чтобы завершить дело по приобретению патента.
В ходе исследований в области транзисторов, сотрудники компании открыли и описали туннельный эффект в диодах, Лео Эсаки впоследствии получил Нобелевскую премию.
В 1955 году Акио решает сменить название компании – с труднопроизносимым «Токио цусин когё» трудно завоевать западный рынок.
Бизнес японских инженеров был связан со звуком, в связи с чем отправной точкой стало слово «sonus» (лат. «звук»), по смыслу подходило также сленговое «sonny» (англ. «сынок»), как называли тогда смышленых ребят. Вычеркнув одну букву из «sonny», в японском языке звучащем как «потерять деньги», Морита и получил «sony».
Так корпорация приобрела простое и запоминающееся название, которое стало не только именем компании, но и маркой выпускаемых товаров.
В 1955 году Sony представляет первый в Японии транзисторный радиоприемник TR-55. Два года спустя компания выпускает на рынок США первый «карманный» приемник TR-63, прозванный «началом конца американской промышленности в области бытовой электроники».
В продвижении своего товара Sony пустилась на хитрость – самые первые «карманные» приемники все-таки были немного больше кармана классической мужской рубашки. Для представителей компании, рекламирующих новинку, были выпущены специальные рубашки с увеличенными карманами, в которые приемники уже умещались!
В 1960 году Sony представляет миру первый транзисторный телевизор. Дело в том, что в то время телевизоры были невероятно огромными потому что работали на электронных вакуумных лампах. Транзисторы были намного меньше в размерах. Японцы хотели с помощью транзисторов уменьшить размер телевизоров, с чем они блестяще справились.
В 1961 году появляется первый в мире портативный телевизор.
Устройство вызвало настоящий фурор среди потребителей даже не смотря на высокую стоимость. Это позволило
В 1961 году, через 15 лет после основания бизнеса, представительство компании в США «Sony Corporation of America» становится первым японским предприятием, вошедшим в списки Нью-Йоркской фондовой биржи. Выпуск акций приносит ее основателям 4 млн. долларов! Тогда стоимость одной акции составила 1,75$, сейчас ценную бумагу компании можно приобрести в среднем за 18$ (данные мая 2014 года).
Это не самая высокая стоимость акций компании Sony, наивысшей стоимости акции достигали в марте 2000 года и стоили тогда почти 150 долларов за акцию. Нижне приведен график изменения стоимости акции компании. Картинку можно увеличить, кликнув по ней:
В 1963 году компания представляет новинку – первый в мире транзисторный кассетный видеомагнитофон.
XVIII Летние Олимпийские игры 1964 года, проводимые в Токио, способствовали росту спроса японцев на цветные телевизоры – все хотели следить за ходом соревнований (в итоговом зачете Япония тогда заняла 3-е место, уступив США и СССР). Sony успешно осваивает рыночный сегмент портативных телевизоров, где не встречает конкурентов.
Отметим четкую организацию системы менеджмента – для эффективного выполнения задач структура компании делилась на группы (база научных знаний, проектная, бизнес-группа), имеющие свои функции, но тесно взаимодействующие между собой.
Помимо таких объективных факторов, как новые технологии и грамотное управление компанией, свою роль сыграла и аккуратность японцев, которая, как считал Морита, у них в крови: «Быть может, это как-то связано с той тщательностью, с которой нам приходится учиться рисовать сложные иероглифы нашего языка».
В 1968 году Sony начинает производство цветного телевизора с кинескопом «Тринитрон», за создание которого Национальная академия телевидения через 4 года наградит компанию премией «Эмми».
В 1971 году Sony представляет первый в мире профессиональный кассетный формат «Ю-матик». Видеомагнитофоны этого формата стали первыми проигрывателями, в которых пленка располагалась в закрытом корпусе. Компания «Форд мотор» для обучения своих механиков и продавцов купила сразу 5000 этих видеомагнитофонов.
В 1975 году появляется «Бетамакс» – формат видеозаписи для бытового использования; тогда же появляется и бытовой кассетный видеомагнитофон.
В 1979 году компания выпускает первый портативный кассетный аудиоплеер с наушниками Walkman. Идея его создания принадлежит Морита, который заметил, что людей, не желающих расставаться с любимой музыкой, великое множество – даже его дочь, как-то вернувшись с поездки, первым делом не поздоровалась с матерью, а побежала к магнитофону.
В 1980 году компания представляет «Бетакам» – формат полудюймовых кассет для бытового использования.
В 1983 году Sony совместно с Philips выпускает первые компакт-диски. Первоначально планировались диски диаметром 11,5 см, но по настоянию Sony размер был увеличен до 12 см – компания хотела, чтобы на диск можно было полностью записать 9-ю «хоральную» симфонию Бетховена длительностью 74 минуты.
Самым «урожайным» на инновационные разработки становится 1990 год – Sony выпускает около полутысячи новых продуктов!
В 1994 году компания выводит на японский рынок игровую приставку PlayStation. Эта приставка завоюет широкий рынок, войдя даже в народный фольклор:
На уроке русского языка:
Учительница: Какие приставки вы знаете?
Вовочка: Xbox и Sony PlayStation.
Кстати, эти игровые приставки популярны не только среди школьников. Смешная реклама Sony наглядно показывает, как игровая консоль превращает взрослого мужчину в ребенка.
В 90-ые появляются цифровые фотоаппараты Cyber-Shot, персональные компьютера VAIO, DVD-видеопроигрыватели, карты памяти Memory Stick и многое другое.
В 1997 году уходит из жизни Ибука Масару, в 1999 году – Акио Морита. Их творческий тандем, длящийся более полувека, привел Sony к вершинам успеха. В строках, посвященных прощанию с Масару, говорится: «Каждый сотрудник, начиная с Акио Мориты, работал, чтобы мечта Масару Ибуки сбылась». Можно сказать, что заветное желание Масару осуществилось – дело жизни японских бизнесменов, компания Sony, по-прежнему живет, развивается и завоевывает доверие все новых покупателей.
В 2001 году Sony совместно со шведской компанией Ericsson основывает предприятие, специализирующееся на мобильных телефонах и аксессуарах. В 2011 году, выкупив у партнеров их долю, Sony становится единоличным владельцем Sony Ericsson и переименовывает компанию на Sony Mobile Communications.
С новой товарной маркой «Xperia» компания укрепляет свои позиции на рынке смартфонов.
С 2005 года компания начинает выпускать телевизоры под новой торговой маркой «BRAVIA», и уже в 2006-м занимает 1-ое место в мире по продажам плазменных телевизоров.
Что касается нашего рынка, то в России история Sony началась в 1991 году. В 1997-м компании принадлежала самая высокая доля российского рынка продаж телевизоров – 22%. В 2013 году Sony была отмечена национальной премией «Продукт года», получив целых 9 наград.
Однако не все так безоблачно. Дело в том, что за прошедшие пять лет, не считая 2013 года, компания Sony является убыточной. То есть она четыре года не получала прибыли, кроме 2013 года.
Убытки вызваны сокращением мировой доли Sony в производстве почти всех видов электроники. Лидирующее положение японского производителя пошатнули компании азиатских стран (Южная Корея, Тайвань и Китай), с дешевой рабочей силой которых конкурировать оказалось не просто.
Землетрясение в 2011 году в Японии приводят к вынужденному простою предприятия и дополнительным убыткам.
Крепнущая национальная валюта также сыграла отрицательную роль – высокий курс иены увеличил стоимость японских товаров и сделал экспорт менее выгодным.
Многие аналитики предрекают скорую кончину Sony и советуют продавать акции этого концерна.
Для финансирования программы по реструктуризации бизнеса компания продает некоторые принадлежащие ей офисные здания.
Так, продажа 37-этажного небоскреба площадью в 76 тыс. кв.м. на Манхеттене принесли Sony в 2013 году чуть более 1 млрд. долларов. В течение 3-х лет Sony еще будет арендовать принадлежащие ей ранее площади.
Для снижения издержек уже принято решение сократить 5 тысяч рабочих мест, а также продать подразделение по выпуску компьютеров и ноутбуков Vaio. Направление по выпуску телевизоров планируется выделить в отдельную компанию.
Не знаю чем это связано, возможно с тем, что отцы основатели ушли в мир иной. Они отошли от дел в середине девяностых, но до самых последний дней продолжали консультировать и помогать коллегам.
В 2000 году стоимость акций Sony достигла исторического максимума (149,71$), а затем стала стремительно снижаться. Исторического минимума они достигли в ноябре 2012 года, когда стоили 9,74$ за акцию.
С уходом из жизни своих основателей Sony как-будто утратила нюх на модные и необычайно интересные гаджеты. Компания стала совсем другой. Еще совсем недавно компания была настоящим первопроходцем в мире электроники и вела рынок за собой.
При Морите новые продукты и инновации ставились во главу угла развития компании. С приходом новых менеджеров, обученных по программам МВА, инновации отошли на второй план, а на первый поставили сокращение издержек производства, увеличение объемов производства и продаж уже имеющихся продуктов.
Раньше менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам.
Метки: Sony сони электроника факты Япония Apple Samsung |
11 фактов о Сергее Мавроди, которые ты не знал |
Сегодня в Москве скончался Сергей Мавроди. В час ночи ему стало плохо на автобусной остановке на улице Поликарпова. Прохожий вызвал ему «скорую». Он жаловался на боли в сердце. Утром он скончался в 67-ой больнице.
Рассказываем самые интересные факты из жизни гениального мошенника:
/snatchnews.com/uploads/2018/03/mavrodi-300x158.jpg" target="_blank">https://snatchnews.com/uploads/2018/03/mavrodi-300x158.jpg 300w, https://snatchnews.com/uploads/2018/03/mavrodi-768x403.jpg 768w, https://snatchnews.com/uploads/2018/03/mavrodi-315x165.jpg 315w, https://snatchnews.com/uploads/2018/03/mavrodi.jpg 1200w" style="box-sizing: border-box; margin: 0px auto 10px; padding: 0px; border: 0px; font-style: inherit; font-variant: inherit; font-weight: inherit; font-stretch: inherit; font-size: inherit; line-height: inherit; font-family: inherit; vertical-align: baseline; max-width: 100%; height: auto;" width="1024" />
В школе Сергей Мавроди демонстрировал феноменальную память и способности в физике. Но он слишком часто падал и перенес 12 сотрясений мозга, после чего утратил способность всё запоминать.
Метки: Сергей Мавроди МММ пирамида |
Интересные явления, происходящие во время сна |
Для большинства людей слово «сон» - синоним спокойствия и расслабленности после долгого дня. На самом деле в этом бессознательном режиме организм претерпевает массу изменений. Он тщательно избавляется от полученного урона и готовится к новому дню, непрерывно выполняя сортировку, восстановление и обновление. Поэтому каждый раз, просыпаясь «другим человеком», думайте о том, насколько это выражение близко к истине.
Метки: Интересно Люди сон человек анатомия |
11 удивительных секретов Луны |
Луна — самый близкий спутник человечества в нашем путешествии в космическом пространстве, а также единственное небесное тело, которое мы посещали. Тем не менее, несмотря на свою относительную близость к нам и кажущуюся простоту, наш спутник продолжает скрывать немало интересных тайн, и некоторые из них стоят того, чтобы о них узнать.
Несмотря на то, что, по сути, Луна — это просто мёртвый кусок скалы с крайне низкой геологической активностью, движения коры случаются и там. Называются они лунотрясениями (по аналогии с землетрясениями).
Существует четыре вида лунотрясений: первые три — глубокие лунотрясения, колебания от ударов метеоритов и тепловые лунотрясения, вызванные солнечной активностью, — относительно безопасны. А вот лунотрясения четвёртого вида могут быть довольно неприятными. Обычно они составляют до 5,5 баллов по шкале Рихтера — этого достаточно, чтобы начали дрожать небольшие объекты. Длятся такие толчки примерно по десять минут. По данным НАСА, такие лунотрясения заставляют нашу Луну «звенеть, как колокол».
Самое пугающее в этих лунотрясениях то, что у нас нет ни малейшего понятия о том, что именно их вызывает. Землетрясения на Земле, как правило, вызваны движением тектонических плит, но на Луне тектонических плит просто нет. Некоторые исследователи думают, что они могут иметь некоторую связь с приливной активностью Земли, которая как бы «тянет» Луну на себя. Однако теория ничем не подкреплена — приливные силы связаны с полнолуниями, а лунотрясения обычно наблюдаются в другое время.
Метки: Луна космос Земля НАСА Плутон |
Чем отличается великоросс от русского |
Метки: русские история народ народность Русь |
Что такое Желтороссия |
В связи с политическими событиями последних лет, почти все слышали о Новороссии. Но мало кто знает, что во времена Российской империи был проект Жёлтороссия.
Сейчас мы попробуем поднять завесу тайны и рассказать о том, что это было.
Желтороссия — неудавшийся колониальный проект Российской империи, который рассматривался на рубеже XIX—XX веков. Термин Желтороссия впервые употребил журналист Илья Левитов, который писал «Под Желтороссией я понимаю пространство, в котором русский элемент смешивается с желтой расой, особенно то, которое простирается от Байкала к Тихому океану. Это пространство как бы изолировано от России и имеет с ней нечто общее». Предполагалось отторжение от ослабевшего Цинского Китая части его северо-восточных территорий, в частности Маньчжурии, и их русификация, как за счёт переселения русских казаков и крестьян, так и за счёт массового обращения местного китайского населения в христианство.
В современном Китае к политике России начала 20 века относятся неприязненно, на что указывает трепетное отношение к захоронениям советских солдат, которых они считают освободителями, и совсем иное к могилам русских солдат времён Российской Империи.
На рубеже XIX и XX веков, пытаясь упредить угрозу китайской и японской экспансии, Россия решила осуществить проект «Желтороссия». Основой проекта стала Квантунская область с портом Дальний и военно-морской базой Порт-Артур (созданной в 1899 году), полоса отчуждения КВЖД, казачьи войсковые сторожи и заселение земель русскими колонистами. В результате борьба великих держав за Манчжурию-Желтороссию стала одной из причин Русско-японской войны 1904-1905 гг. Японская империя при поддержке Великобритании и США смогла взять вверх и занять доминирующие позиции в северо-восточном Китае и Корее. Россия также потеряла Порт-Артур, Курилы и Южный Сахалин. В 1945 г. Советская Армия возьмёт реванш за прежние поражения, и Советский Союз временно восстановит свои права в Китае. Однако вскоре из-за соображений поддержки «младшего брата» (коммунистического Китая) Москва откажется от всех территориальных и инфраструктурных прав в Желтороссии. Из-за антинациональной политики Хрущёва эта уступка станет напрасной, так как Китай станет враждебной России державой.
Как Россию втянули в китайские дела
В 1894 г. Япония, которая нуждалась в источниках сырья и рынках сбыта, начала строить свою колониальную империю и атаковала Китай. Японское военно-политическое руководство при помощи западных советников модернизировало страну, особое внимание уделяя транспортной инфраструктуре, армии и флоту. Однако Японские острова имели минимум ресурсов. Поэтому японцы решили создать свою сферу влияния и обратили внимание на наиболее слабых соседей — Корею и деградировавшую Китайскую империю. Кроме того, японцы, при поддержке англосаксов, хотели испытать Российскую империю, которая имела на Дальнем Востоке слабые позиции (военная инфраструктура, неразвитые коммуникации, малочисленное население).
Русские подвижники создали все предпосылки для создания мировой русской сверхдержавы. Россия вышла к Тихому океану, русские пассионарии неукротимо шли вперёд, форсировали Берингов пролив, освоили Алеутские острова, Аляску, вышли в современную Канаду, осваивая нынешний Орегон и остановились только в Северной Калифорнии. Расположенный чуть к северу от Сан-Франциско форт Росс стал крайней точкой продвижения русских в регионе Великого (Тихого) океана. Хотя была возможность занять и Гавайские острова, или их часть. На юге Дальнего Востока русские вышли к границам Китайской империи. Россия стала соседом двух величайших восточных империй и цивилизаций — Китайской и Японской.
Лучшие умы империи понимали, что России необходимо, пока ещё есть время, закрепиться на берегах Тихого океана. Назначенный генерал-губернатором Восточной Сибири Н. Муравьев считал, что единственным способом для России остаться в среде великих держав является широкий выход к Тихому океану, интенсивное освоение «Русской Калифорнии», активное обоснование русских на Дальнем Востоке. Это нужно было сделать незамедлительно — пока великие европейские державы и Америка не опередили Россию. Муравьев взял на инициативу и создал забайкальское казачество, привлекая туда потомков донских и запорожских казаков. Он наметил пути выхода к Великому океану и заложил новые города. Однако палки в колеса вставляли петербургские дипломаты, многие из которых были западниками и ориентировались на Австрию, Англию и Францию. Вроде Карла Нессельроде, который занимал пост министра иностранных дел Российской империи дольше, чем кто-либо другой. Они боялись осложнений с европейскими державами и Америкой. И предпочитали тратить всё внимание и силы империи на европейские дела, которые часто были далеки от истинных национальных интересов России, а не осваивать Сибирь, Дальний Восток и Русскую Америку.
Стратеги в Петербурге боялись перенапряжения. В то время как англосаксы строили глобальную империю, небольшими силами захватывая целые материки, субконтиненты и регионы, петербургские политики боялись даже развивать те земли, которые русские первопроходцы присоединили, чтобы не рассердить соседей. Хотя с учётом расположения земель Русской империи — Петербург мог стать лидером в Большой Игре («царем горы») и установить контроль над северной частью Великого океана. В результате опасаясь за рыхлость своих владений, за уязвимость огромных русских тихоокеанских границ, правительство Николая продало форт Росс, а правительство Александра II совершило страшную геополитическую, стратегическую ошибку, продав американцам Аляску. Так, Россия утратила Русскую Америку и потеряла колоссальные потенциальные возможности, которые сулили эти территории в настоящем и особенно в будущем.
Однако проблема незамерзающего порта на побережье Тихого океане никуда не делась. Чёрное и Балтийское моря давали ограниченный выход в Мировой океан, который при случае могли перекрыть соседи. Многие столетия целью русского правительства были поиски незамерзающего порта, для гарантированного сообщения и торговли со всем миром. Большой шаг в этом направлении был сделан 14 ноября 1860 года, когда Пекин отказался в пользу России от восточной части Маньчжурии — от реки Амур до границы Китая с Кореей. Россия получила Приамурье, нижнее течение Амура — могучего водного гиганта, огромные территории (по площади большие, чем Франция вместе с Испанией) вплоть границы с Кореей. В результате штаб Тихоокеанского флота Российской империи перешёл сначала из Петропавловска-Камчатского в Николаевск-на-Амуре. Затем, изучая Тихоокеанское побережье, губернатор Муравьев основал порт с весьма знаковым названием — Владивосток, который стал главной базой русского флота на Великом океане.
Но у главного «окна» Российской империи на Тихом океане также имелись недостатки. Во-первых, на три месяца в году этот порт замерзал, и корабли стояли скованные льдами, плюс северный ветер, мешающий навигации. Во-вторых, Владивосток не выходил непосредственно в океан, а в Японское море. И в перспективе бурно развивающаяся островная Японская империя своей сетью островов могла изолировать русский порт от открытого океана. Таким образом, выход в Тихий океан зависел от отношений с Японией. Японцы могли контролировать к северу от Владивостока пролив Лаперуза (у Хоккайдо), на востоке — пролив Цугару (между Хоккайдо и Хонсю), на юге — пролив Цусима (между Кореей и Японией).
Россия искала выход из этой природной изоляции. Русские мореплаватели немедленно обратили внимание на стоявший посреди Цусимского пролива остров Цусима. В 1861 г. русские заняли этот остров. Однако британцы немедленно отреагировали — выслали в регион военную эскадру. После Крымской войны прошло всего несколько лет, и Россия не стала доводить дело до противостояния. Под давлением ведущей западной державы Россия вынуждена была уступить. Позднее англичане захватили порт Гамильтон — небольшой островок на южном подходе к Цусиме, чтобы контролировать морскую коммуникацию, идущую к русскому Владивостоку. Японцы внимательно следили за этим конфликтом. Увидев слабость России на Дальнем Востоке, Япония немедленно стала оспаривать принадлежность к России Сахалина. Однако силы азиатской империи ещё не достигли русского уровня и в 1875 году японцы временно отказались от посягательств на Южный Сахалин.
Хоть и медленно, но Россия укрепляла позиции на Дальнем Востоке. Появляются новые города, растут старые. Население Сибири и Дальнего Востока выросло до 4,3 млн. человек в 1885 г. К 1897 г. население восточной части России выросло до 6 млн. человек. Русские установили контроль над Сахалином, в устье Амура построили форты Николаевск и Мариинск.
В Петербурге формируется «восточная» партия, которая видела будущее России в создании Великой Восточной империи, которая могла стать новым центром мира. Уже Ф. М. Достоевский ощутил эту сулящую колоссальные изменения возможность: «С поворотом в Азию, с новым на неё взглядом нашим, у нас может явиться нечто вроде чего-то такого, что случилось с Европой, когда открыли Америку. Ибо воистину Азия для нас та же не открытая ещё нами тогдашняя Америка. Со стремлением в Азию у нас возродится подъем духа и сил… В Европе мы были приживальщики и рабы, а в Азию явимся господами. В Европе мы были татары, а в Азии и мы европейцы. Миссия наша цивилизаторская в Азии подкупит наш дух и увлечет нас туда».
Поэт и геополитик В. Брюсов считал западный либерально-демократический идеал политического устройства непригодным для огромной России, если она надеется отстоять свою самобытность, своё особое место на Земле, как на Западе, так и на Востоке. Брюсов выделял два мировых антагониста, две главные силы внешнеполитической эволюции мира — Британию и Россию, первую как хозяйку моря, а вторую — суши. Брюсов с силу своего поэтического (глубинного) и геополитического видения поставил перед Россией «незападную» задачу: «Её (России) мировое положение, вместе с тем судьба наших национальных идеалов, а с ними родного искусства и родного языка зависит от того, будет ли она в XX в. владычицей Азии и Тихого океана». Не слияние с Западом, а концентрация сил для превращения Тихого океана в «наше озеро» — такой видел Брюсов историческую перспективу для России.
Было очевидно, что в Европе Россия выглядела отсталой державой импортером капитала и технологий, поставщиком сырья (хлеба), призывающей западных капиталистов и управленцев. В Азии же Россия была передовой державой, которая могла принести прогресс и модернизацию в Корею, Китай и Японию.
Замысел одного из главных строителей «Восточной империи» — министра финансов С. Ю. Витте, изложенный царю Александру III в 1893 году, был весьма заманчивым: «На монгольско-тибетско-китайской границе крупные перемены неизбежны, и эти перемены могут нанести ущерб России, если здесь возобладает европейская политика, но эти перемены могут быть для России бесконечно благословенными, если она сумеет ранее западноевропейских стран войти в восточноевропейские дела… С берегов Тихого океана, с высот Гималаев Россия будет доминировать не только азиатским развитием, но и над Европой. Находясь на границах двух столь различных миров, восточноазиатского и западноевропейского, имея твердые контакты с обоими, Россия, собственно, представляет собой особый мир. Её независимое место в семье народов и её особая роль в мировой истории определены её географическим положением и в особенности характером её политического и культурного развития, осуществлявшегося посредством живого взаимодействия и гармоничной комбинации трех творческих сил, которые проявили себя так только в России. Первое — православие, сохранившее подлинный дух христианства как базис воспитания и образования; во-вторых, автократизм как основа государственной жизни; в-третьих, русский национальный дух, служащий основанием внутреннего единства государства, но свободный от утверждения националистической исключительности, в огромной степени способный на дружеское товарищество и сотрудничество самых различных рас и народов. Именно на этом базисе строится всё здание российского могущества, именно поэтому Россия не может просто влиться в Запад… Россия предстает перед азиатскими народами носителем христианского идеала и христианского просвещения не под знаменем европеизации, а под собственным знаменем».
Со многим здесь можно согласиться и даже подписаться. Проблема была в том, что Россия уже опоздала с миссией культурно-материального просвещения и прогресса Востока. Этим нужно было озаботиться ещё несколько десятилетий назад, когда можно было выстроить дружественные, взаимовыгодные отношения с Японией, до её «открытия» Западом и вестернизации под влиянием англосаксов; когда ещё не продали Русскую Америку, когда присоединили Приамурье и могли расшить сферу влияния в Китае без сопротивления конкурентов. Однако в 1890-е годы — начале XX столетия Запад уже концептуально контролировал Японскую империю и направил «самурайский таран» против Китая, чтобы ещё больше его закабалить. И против России, чтобы стравить две великие азиатские державы и выбить русских с Дальнего Востока, снова направив их энергию на Запад, где англосаксы исподволь готовили великую войну русских и германцев. Поднебесную Запад избил в «опиумных войнах», превратил в свою полуколонию, и она не могла самостоятельно выбрать курс на стратегическое сближение с русскими. Россия не могла опереться на Китай. Таким образом, Петербург опоздал с проектом активного освоения Азии. Интенсивное проникновение в Китай и Корею вело к войне с Японией, за которой стояли могущественная Британская империя и Америка. Это была «ловушка», с целью отвлечь русские ресурсы от внутреннего развития, «закопать» их в Китае и «подарить» Японии, а также стравить Россию и Японию. Конфликт вёл в дестабилизации Русской империи, революции, которую поддерживали закулисные мировые центры, западные спецслужбы и Япония. Де-факто — это была генеральная репетиция Первой мировой войны, главной целью которой было уничтожение Русской империи и цивилизации, захват и разграбление западными хищниками ресурсов огромной России.
Однако это не смутило представителей «восточной» партии. Россия шла по пути капиталистических стран, но несколько опаздывала. Российским капиталистам нужны были рынки сбыта, источники дешевого сырья и рабочей силы. Всё это Россия могла поучить только на Востоке, так как Российская империя не могла на равных конкурировать с западными державами в Европе. Сторонники экспансии России на Востоке считали, что торговля с Китаем будет одним из краеугольных камней российского могущества: связь Запада с огромной частью Азии будет зависеть от России, и это поднимет её стратегическую значимость. При помощи экономических и дипломатических связей Россия станет фактическим протекторатом Китая. Впереди виделись радужные перспективы опеки над Азией. В Петербурге забыли, что Англия и Франция уже поставили Поднебесную под свой контроль, что в Китай рвутся Америка, Германия и Япония. Россию же пускать в Китай не собирались, разве что как «младшего партнера», на которого можно натравить японцев, да и китайцев.
С Японией же отношения не складывались. Японская империя была «открыта» западниками под дулами орудий и пошла по пути вестернизации, её политика шла в русле глобальной политики англосаксов. Ранние попытки России наладить отношения с Японией не привели к успеху. Последний шанс упустил Николай II. У него была личная причина недолюбливать японцев. Царевич Николай совершал кругосветное путешествие, и 1891 году небольшая эскадра наследника престола прибыла в Японию. В одном из японских городов случилось непредвиденное. Цуда Санзо напал с мечом на Николая и ранил его. В результате в памяти будущего царя отложилось впечатление Японии как иррациональной враждебной силы. Даже в официальных документах Николай, который был весьма вежливым человеком, называл японцев «макаками». Япония же, копировала не только технологии Запада, но и его политику. Японцы начали создавать свою колониальную империю, претендуя на место главного хищника в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Для начала японцы решили выбить «слабые звенья»: главного азиатского конкурента — одряхлевшую и находящуюся в кабале у Запада Поднебесную, и Россию, чьи основные экономические центры и военные силы были на западе империи. Китай, Корея и Россия должны были дать японскому хищнику необходимые ресурсы для дальнейшего роста и экспансии.
Японцы умело перенимали западный опыт. Флот модернизировали под руководством англичан. Идеи адмирала Нельсона — внезапно бить флоты врага в собственных портах, были возрождены японцами. Армию совершенствовали прусско-германские инструкторы, от которых японцы переняли идею «Канн» — маневров по охвату и окружению армии противника (эту концепцию японские генералы умело примени против русской армии, заставляя последовательно отходить её своими обходными маневрами). Таким образом, Запад создал «японский таран», который должен остановить движение русских на Тихом океане.
В России же, почти все, кроме наиболее дальновидных (адмирал Макаров), пропустили феноменальный рост Японии. В Петербурге не заметили, как Япония после периода взрывной и успешной вестернизации в сфере экономики и военного дела, стала нашим главным противником на Дальнем Востоке. Англосаксы не собирались сами воевать с русскими на Тихом океане, но подготовили и использовали в качестве своего «пушечного мяса» японцев. Преобразующая роль революции Мейдзи в Петербурге недооценивалась. Легкость завоевания феодально-рабовладельческого Туркестана, победа в последней русско-турецкой войне, рыхлость и слабость Китая сыграли с русской имперской машиной злую шутку. Плюс традиционный расчёт на «авось», «шапкозакидательство». Мол, огромная Россия легко справиться с маленькой Японией, в которой не видели серьёзную угрозу. Даже быстрая и легкая победа Японии над Китаем (1895 г.) не привела к переоценке возможностей островной империи. Эта недооценка противника и даже презрение к нему («макаки») дорого стоила России.
Автором концепции Желтороссии считается этнограф И.С. Левитов, предложивший «разомкнуть» границы России между Байкалом и Приморьем для Китая, добиваясь того, чтобы «русский элемент смешался с желтой расой». Планы создания Желтороссии предполагали массовое переселение в северо-восточный Китай казаков, крестьян из центральных губерний России, равно как и обращение в православие местных жителей. Таким образом, китайцы как бы присоединялись к России, но «одновременно исключались из нее».
И Левитов уже будет видеть в аннексированной зоне аналог «русской Индии» - этакий «российский эквивалент Шанхая или Гонконга». То есть свободную зону мировой торговли, что позволит русским предпринимателям вытеснить японских, и «установить контроль над «желтым Босфором» - Формозой» (историческое название острова Тайвань). Министр финансов граф Сергей Витте тоже задумывался об освоении дальневосточных территорий, но техническими средствами - хотел «сшить» железными дорогами центр Российской империи с ее периферией. И уже в 1891-м началась закладка Транссибирской магистрали. Через 5 лет было положено начало её южной ветки - КВЖД, которая и способствовала бы – по мнению Витте - мирной колонизации Маньчжурии. Но - в отличие от Левитова - Витте видел угрозу в «появлении в Российской Империи трехсот миллионов новых подданных, имеющих иной язык и вероисповедание». Опасался, что не китайцы пройдут процесс ассимиляции, а русские. Поскольку «присоединение Китая к России со временем неизбежно будет означать присоединение России к Китаю».
Крайне правые политические крылья, включившись в баталии вокруг «Желтороссии», - уже после поражения России в Русско-японской войне и революции 1905 года - начнут призывать крестьян Центральной России перекочевать за Урал и образовать «сибирское царство». А.А. Панов, дабы избежать наплыва японцев в Приморье со стороны Сахалина, предложит не заходить дальше Байкала, всю остальную территорию отдать на откуп Японии или «продать США концессию на строительство железной дороги на Дальнем Востоке в обмен на пользование ресурсами региона». Ф. Духовенский найдет, что «желтая угроза» сохранится до тех пор, пока Россия не завоюет весь Китай. А один безымянный теоретик в тоненьком труде «Китай или мы» договорится до работорговли. Чтобы «каждая губерния… распределяла бы среди русских землепашцев китайские семьи для эксплуатации в сельском хозяйстве». И крестьянам отдавалось бы «право даровать им жизнь или смерть». И даже прикинет порядок цен на «желтый товар».
Главным инструментом российской колонизации Манчжурии было строительство Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Русские купцы получали в концессию местные промыслы; в Квантунской области и полосе отчуждения КВЖД строились поселки, станции, города. Центром коммерческой и общественно-политической жизни Желтороссии был город Харбин.
Азия враждебно реагировала на чрезмерно быстрые темпы российской экспансии. Сначала «боксерское восстание» китайцев, а затем – русско-японская война, оборона Порт-Артура, Цусима, революция 1905 года способствовали «закрытию» проекта Желтороссии. Москва, как это не раз бывало, в одночасье потеряла интерес к своим подданным, оказавшимся на чужбине, бросила их на произвол судьбы. Обращение населения Манчжурии в православие было сорвано. Желаемого «слияний» русских с китайцами в массовом порядке так и не состоялось, обе культуры развивались автономно и не смешивались.
Трагично сложились судьбы «желтороссов», мало кто из них умер своей смертью. Агрессивное социальное окружение, политические катаклизмы в Китае и России отнюдь не способствовали приживаемости русской культуры в Манчжурии. После революции 1917 года и Гражданской войны Харбин стал одним из центров белой эмиграции. Затем последовал разгул бандитизма, конфликт на КВЖД, продажа последней Японии, репрессии русских, возвращавшихся в СССР, пока, наконец, в 1950 году И. Сталин не отказался от всех территориальных и инфраструктурных прав России в Манчжурии в пользу коммунистического Китая.
В 1903 году на Дальнем Востоке было создано наместничество, во главе которого встал адмирал Николай Иванович Алексеев. В соответствии с положением о наместничестве адмирал Алексеев имел право вести переговоры с иностранными государствами от лица российского императора и подписывать международные договора. У Желторосии появлялась возможность выхода на международную арену. 30 сентября 1903 года был учрежден Особый комитет Дальнего Востока, работавший под председательством самого императора. Комитет состоял из министра внутренних дел, министра финансов и министра иностранных дел. Решающее влияние в нем получили представители "администрации императора": статс-секретарь А.М.Безобразов, начальник канцелярии Его Императорского Величества А.М.Абаза. Население наместничества к этому времени составляло почти 800 тысяч человек…
Усиление такого рода не устраивало всех, кроме Франции. Позиция Японии, более всех заинтересованной в усилении на материке за счет Китая, была наиболее агрессивной. После громогласного заявления России о намерении осуществить "лесную концессию вдоль реки Ялу" Япония поняла, что ждать больше нельзя: река Ялу является пограничной между Китаем и Кореей. Если русский флот окажется в Порт-Артуре и Владивостоке, а русская армия — в Корее, все военное преимущество Японии окажется бесполезным. Морской блокады стране не преодолеть, а десантные корабли через Цусимский пролив идут меньше полусуток…
Дальнейшее хорошо известно. После отказа России о прекращении любого рода хозяйственной деятельности возле Ялу и об эвакуации войск из Маньчжурии последовала нота японского правительства и "вероломное нападение японских кораблей на рейд Порт-Артура". Дальше была русско-японская война, в которой Россия проиграла все что могла. По иронии судьбы, мирные переговоры с Японией вел С.Ю.Витте, который совершил невозможное и сумел отстоять и крепость Владивосток, которую японцы намеревались разрушить, и Тихоокеанскую эскадру, которую намеревались затопить, и КВЖД, которая оставалась российской еще долгое время… Русские люди жили в Маньчжурии до середины пятидесятых годов. Туда после революции и гражданской войны ушла громадная эмиграция из Средней Азии, Восточной Сибири, Забайкалья, Приамурья и Приморья. В Китае был убит чекистами атаман Оренбургского казачьего войска А.Дутов. Семиреченские казаки принимали участие в подавлении дунганского восстания 1923 года на стороне правительственных войск. В области, названной Трехречьем, жили казаки-забайкальцы, амурцы, уссурийцы, оренбуржцы, семиреки и уральцы. В Харбине создавал свой знаменитый джаз Олег Лундстрем, оттуда вернулся в Россию А.Вертинский. После того как Китай стал социалистическим, маньчжурская община разделилась на две неравных части: на тех, кто предпочел уехать в СССР, где как раз начиналось освоение целинных земель, и на тех, кто уехал в Америку или Австралию. Из числа "старых русских" в Харбине живет всего несколько человек, глубоких стариков. О былом русском величии напоминает лишь православный храм, в котором нет настоятеля, и здание магазина торговой компании "Чурин и компания". Добраться до магазина от вокзала можно на трамвае, остановка называется "Чулин" — китайцы не выговаривают русское раскатистое "р". Во Владивостоке и Хабаровске существуют "харбинские" общества, объединяющие тех немногих, для кого Харбин навсегда останется русским городом на китайской земле. И лишь архивные папки хранят описание проекта генерала Гродекова, который так и не был осуществлен, проект военной колонии Желтороссия. Идею сумели воплотить в жизнь японцы, создав государство Маньчжоу-Го, но это уже тема другого исследования.
Но дошла ли желторосская утопия до логической точки? И не может ли уже в Третьем тысячелетии случиться «Желтая Россия» только с точностью до наоборот? Ведь веками перенаселенной Поднебесной империи не давали покоя обширные земли и несметные богатства русского Дальневосточья. Сегодня же эксперты предрекают, что в ближайшие годы «Восточные территории России будут переданы китайскому бизнесу, заселены китайцами и де-факто перейдут под управление Китая». Возможно, тогда и сбудется пророчество Витте.
Метки: история Россия Российская империя Маньчжоу-Го интересное Маньчжурия СССР Дальний Восток Китай Азия Гималаи Сибирь Сахалин Желтороссия Крымская война |