-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в MOLODA_I

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 3) Неизвестная_Планета FREEDOM_2 Decor_Rospis
Читатель сообществ (Всего в списке: 2) О_Самом_Интересном Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 15.05.2017
Записей:
Комментариев:
Написано: 34536


КАК ИЗОБРАЖАЛИ БОГОРОДИЦУ: Боголюбская, Казанская и другие знаменитые иконы

Среда, 01 Мая 2024 г. 10:52 + в цитатник

Образ Божией Матери оберегал Русь от врагов, исцелял от тяжелых недугов и являл другие чудеса. В православии Царицу Небесную ставят превыше ангелов и святых угодников. Команда «ВТБ — России» обратилась к истории пяти известных икон Богородицы: они окружены легендами и преданиями, верующие обращают к ним самые сокровенные слова и мысли, а искусствоведы относят их к шедеврам живописи.

Донская икона — участница исторических событий

1 (547x700, 442Kb)
Донская икона Божией Матери, 1390-е годы, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

Донская икона Божией Матери разделила с русским народом тяготы его многовековой истории. По легенде, эту чудотворную икону казаки преподнесли в дар Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой в 1380 году. Перед нею молился Иван Грозный в преддверии похода на Казань в 1552 году. В 1598 году именно Донской иконой патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. Во время захвата Москвы войсками Наполеона с оклада иконы исчезли драгоценные камни, но сама она сохранилась. С 1930 года Донская икона Божией Матери находится в собрании Третьяковской галереи. Она покидает стены музея каждый год 1 сентября: в этот день образ перевозят в Донской монастырь для совершения праздничного богослужения.

Образ написан на доске по традициям того времени. Икона двусторонняя: на лицевой стороне изображена Божия Матерь, держащая на руках Христа, а на обороте — эпизод Успения Пресвятой Богородицы. Божия Матерь изображена здесь как Елеуса («Умиление»). Это один из основных типов изображения Божией Матери в русской иконописи. Богородица изображается с младенцем Христом, сидящим на ее руке и прижимающимся щекой к ее щеке. Черты лица Богородицы слегка асимметричны, как у живой женщины. Спаситель доверчиво смотрит на мать, а ее взгляд направлен как на сына, так и на молящихся. В левой руке Иисуса можно увидеть свиток с Законом Божиим.

Авторство иконы приписывают Феофану Греку либо одному из мастеров его круга. Основной фон иконы когда-то был золотым, но со временем стерся. Исчезли и нимбы, некогда окружавшие головы персонажей, а вот лики и одежды Божьей Матери и Иисуса сохранились гораздо лучше.

Казанская икона — охранительница трона и утешительница воинов

2 (590x700, 510Kb)
Казанская икона Божией Матери, Богоявленский собор в Елохове, Москва © Public domain

На протяжении 300 лет Казанская икона Божией Матери считалась одним из главных символов русской цивилизации. Она была обретена в Казани в 1579 году после пожара, который уничтожил половину города. Легенда гласит, что Богородица явилась во сне десятилетней Матроне и указала место, где спрятана икона. Образ обнаружили на глубине метра, завернутый в рукав мужской рубахи. По свидетельствам очевидцев, икона сияла, как только что написанная. Божия Матерь изображена здесь как Одигитрия («Путеводительница»). Это изображение, на котором лики Богомладенца и его матери обращены к зрителю, а головы их не соприкасаются. Однако в Казанском облике древний иконописец внес в привычную каноничность больше теплоты.

Перед этой иконой в 1612 году молились предводители народного ополчения Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. В 1636 году икона Казанской Божией Матери стала «палладиумом царского дома Романовых, защитницей столицы царства и охранительницей трона», то есть святыней государственного масштаба. В 1709 году перед нею молился Петр I. Многие современники приписывали победу в Полтавском сражении именно заступничеству Казанской Божией Матери. Иконе приписывают и помощь в победе в Великой Отечественной войне. Получили распространение истории о том, что маршал Жуков возил Казанскую икону по всем фронтам. Этот факт подтверждает и его дочь Маргарита в книге «Маршал Жуков. Сокровенная жизнь души».

Кто автор первой из самых чтимых икон Русской православной церкви — неизвестно. Было создано несколько ее списков (рукотворных копий, на которые переносятся чудотворные свойства почитаемой иконы). Считается, что самая первая икона Казанской Божией Матери была похищена из Благовещенского собора и утеряна в 1904 году. В московском Елоховском соборе находится ныне другая чудотворная икона Казанской Божией Матери. Она также была написана в 16 веке. Недавно был явлен еще один из самых ранних списков с утраченного первообраза. Речь идет о списке из собрания коллекционера и реставратора Сергея Воробьева. Какое-то время он хранился в патриаршей резиденции в Переделкине, а 4 ноября 2023 года был помещен патриархом Кириллом в Казанский собор на Красной площади в Москве.

Тихвинская икона — перенесенная ангелами

3 (504x700, 557Kb)
Тихвинская икона Божией Матери, Тихвинский Богородичный Успенский монастырь, Тихвин © Public domain

Предания приписывают создание этой иконы евангелисту Луке. Если верить им, первый иконописец написал образ Богородицы с натуры еще при ее жизни. Царица Небесная залюбовалась этим шедевром, благословила его и наделила властью творить чудеса. Тихвинская Богоматерь относится к типу Одигитрия, то есть «Указующая путь» или «Путеводительница». Она одета в багряные одежды и мафорий с тремя звездами, которые символизируют непорочность — до, во время и после Рождества Христова. На руках царственной матери восседает Иисус, облаченный в золотое одеяние. Одной рукой он благословляет молящихся, в другой — сжимает свиток с Евангелием, благой вестью о христианстве.

Икона несколько столетий радовала прихожан в Иерусалиме, а затем попала в Византию. По преданию, чудесный образ разгневался на жителей Константинополя и в 1383 году по воздуху с помощью ангелов перенесся в русский городок Тихвин. На месте обретения иконы был возведен Тихвинский мужской монастырь. Сюда Василий III с супругой приезжал помолиться о наследнике. Через два года у княжеской четы родился сын Иван, вошедший в историю как Иван Грозный.

В годы революции Тихвинский мужской монастырь был закрыт, но чудесная икона вновь избежала печальной участи: ее передали в краеведческий музей. Из запасников музея ее извлекли во время немецкой оккупации, переправили в Псков, затем в Литву, Германию и США. Возвращение иконы из Чикаго в Россию на намоленное место произошло в 2004 году. Оригинал образа снова оказался в Тихвине, в храме Богородичного Успенского мужского монастыря. Искусствоведы спорят о возрасте иконы, относя время ее создания к промежутку между 12 и началом 15 века.

Владимирская икона, защитившая Москву от нападения Тамерлана

4 (483x700, 445Kb)
Владимирская икона Божией Матери, Государственная Третьяковская галерея, Москва © Public domain

По каноническим источникам, создателем иконы является евангелист Лука. В Московском летописном своде конца 15 века под 1395 годом значится, что образ Владимирской Богоматери был написан именно его рукой. Считается, что икона написана на доске, взятой из трапезной Святого Семейства. По преданию, ее видела и благословила сама Богоматерь, придав образу чудотворные свойства. Искусствоведы же датируют икону первой третью 12 века. В 1131 году патриарх Вселенский Лука Хризоверх прислал ее в подарок князю Юрию Долгорукому. В 1155 году его сын Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир-на-Клязьме и поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

На протяжении веков Богоматерь Владимирская оберегала Русь от врагов, исцеляла от тяжелых недугов. Она стала символом надежды и спасения. Считали даже, будто 8 сентября 1395 года она приснилась Тамерлану, и тот не решился напасть на Москву, хотя был уже на подступах к ней. Еще два подобных чудесных избавления от захватчиков произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре). В память об этом Русская православная церковь отмечает три праздника в честь Владимирской иконы: 3 июня, 6 июля и 8 сентября.

Такой тип иконы называется «Умиление». Мать нежно обнимает божественного сына. В глазах ее читается нежность, сострадание и скорбь. Икона несколько раз реставрировалась — и один раз, вероятно, даже великим Андреем Рублевым. Долгое время оригинал образа хранился в Третьяковской галерее. Сейчас он находится в храме-музее Святителя Николая в Толмачах при все той же Третьяковке.

Боголюбская икона — древнейший образец русской иконописи

5 (406x700, 331Kb)
Боголюбская икона Божией Матери, 12 век, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Владимир © Public domain

Своим появлением эта святыня обязана русскому князю Андрею Боголюбскому, сыну Юрия Долгорукого. Ночью во сне ему явилась Богородица. В Суздальском районе на том месте, где князь увидел чудесный сон, было основано село Боголюбово. Андрей повелел возвести в тех местах храм и основать монастырь. Для строительства и росписи нового храма были приглашены лучшие иконописцы. Неизвестно, кто именно из них написал эту икону, но он был выдающимся мастером и умело сочетал греческую и византийскую манеру иконописи с русскими традициями.

На сегодняшний день Боголюбская икона считается самой древней из всех сохранившихся образов русского письма. Иконе довелось пережить несколько реставраций, первые из которых оказались неудачными. В 2009 году спасением иконы занялся реставратор высшей категории Александр Горматюк. Благодаря его многолетнему труду святой образ снова выставляется, но с соблюдением ряда условий. Боголюбская икона в защитной капсуле помещена в темный зал Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Чтобы не нарушать климат, в зал пускают максимум по десять человек, а находиться в нем можно всего несколько минут. Новое обретение иконы приурочили к 1000-летию Суздаля.

По композиции Боголюбский образ Божией Матери относится к типу Агиосоритисса, то есть «Молящая». На образе запечатлена Пресвятая Богородица в полный рост без Иисуса. Ее фигура развернута к молящимся на три четверти. В руках у Богородицы свиток со словами к Господу, лицо обращено немного вверх. Она взывает к Небесному Царю с мольбой о прощении людских грехов. Боголюбская икона и ее многочисленные списки прославились различными чудесами. Главным образом это исцеление целых деревень и городов от страшных эпидемий.

Боголюбскую икону и другие выдающиеся произведения живописи можно увидеть во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике. А летом в Суздальском кремле, входящем в состав заповедника, представят выставку «Русский феникс: Суздальская земля». Она приурочена к 1000-летию Суздаля и раскроет многовековую историю расцвета и возрождения Суздальской земли и ее городов. ВТБ — партнер юбилейной выставки и Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

Источник

Рубрики:  МАГИЯ/МОЛИТВЫ и СВЯТЫЕ
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 6 пользователям