...
Как отключить всплывающую рекламу в Chrome раз и навсегда. - (3)Как отключить всплывающую рекламу в Chrome раз и навсегда. Большинство пользователей жутко р...
Без заголовка - (2)Излом времени «Норвежская Ванга» назвала три предвестника мировой войны Специалисты, ...
МАССОВЫЕ АРЕСТЫ В США НАЧИНАЮТСЯ, ЭЛИТА ГОТОВИТСЯ К АРМАГЕДДОНУ - (0)МАССОВЫЕ АРЕСТЫ В США НАЧИНАЮТСЯ, ЭЛИТА ГОТОВИТСЯ К АРМАГЕДДОНУ В недавнем видео альт...
О чём молчат руины и шепчут пирамиды - (1)О чём молчат руины и шепчут пирамиды - 1 Жан-Кристоф Мивилль «Руины на...
Каменные шары Коста-Рики. Кто и зачем их создал? |
1948 год — д-р Сэмюэль Лотроп из музея Пибоди Гарвардского университета с супругой взялись за комплексное изучение каменных сфер. 1963 год — были опубликованы результаты исследований. В своем докладе Лотроп описывал все известные 186 экземпляров и отмечал, что слышал о том что существуют еще 45 шаров где-то в районе Ялаки, где они находились, однако их куда-то перевезли.
Несколько сфер были обнаружены и в Тихом океане на острове Кано, что в 12,5 мили на юго-запад. Это может служить подтверждением версии о том, что когда-то было создано несколько сотен таких камней. Начиная с 1940-х годов каменные сферы начали перевозить — часто их перемещали по железной дороге из одного конца страны в другой. Некоторые из них можно видеть в Национальном музее, другие — в парках и садах столицы страны — Сан-Хосе. Известно, что на сегодняшний день только шесть каменных шаров Коста-Рики остались там, где были найдены.
Научный анализ каменных шаров Коста-Рики продолжается не одно десятилетия. Работы стали проводиться в 1943 году археологом Дорис Земуррей-Стоун — дочерью Самуила Земуррея — основателя Объединенной фруктовой компании. Она проводила исследования камней, найденных рабочими фруктовой компании, а поздней стала директором Национального музея Коста-Рики и в 1943 году ее работы были опубликованы в журнале «Американ антиквити». Там были 5 карт местности, на которых были размещены 44 каменных шара.
По предположению Стоун, эти шары могли быть культовыми изваяниями, надгробными камнями или же были элементами некоего календаря. В публикации Лотропа в 1963 году также были карты мест, где найдены сферы, данные сравнительного анализа обнаруженных неподалеку гончарных изделий и металлических артефактов, имевших отношение к каменным шарам, а также множество фотоснимков и рисунков, изображавших шары, данные об их размерах и заметки о расположении сфер.
Археологические раскопкиПоздней, в 50-х гг. XX столетия, были проведены археологические раскопки, благодаря которым на юге Коста-Рики обнаружили каменные шары вместе с гончарными изделиями и другими артефактами, относящимися к культурам доколумбовой Америки. С того времени регулярно проводились исследования, но наиболее основательными стали раскопки, которые в 90–95 годах XX века проводила археолог Ифигения Квинтанилла из Национального музея Коста-Рики.
Версии происхождения каменных шаровВ течении многих лет археологи пытаются выяснить происхождение этих странных шаров. Предметом споров остается то, являются ли они природными объектами или рукотворными. Некоторые из геологов утверждают, что сферы имеют природное происхождение. Ими была выдвинута теория, по которой магма, поднимающаяся в воздух после извержения вулкана, оседает на горячую, покрытую золой долину, потом шарики магмы остывают и образуют сферы.
Согласно другой версии гранитные блоки находились в специально выкопанных ямах, на дне огромного водопада и под воздействием потока падающей воды со временем приобретали практически идеальную сферическую форму.
Однако более вероятна версия о том, что камни создал человек, в особенности если учитывать, что гранодиорит, из которого в основном сделаны шары, в этих местах не встречается. Залежи этой горной породы имеются в горной цепи Таламанка, приблизительно в 50 милях от места находки.
Археолог Ифигения Квинтанилла в ходе полевых исследований смогла установить источник сырья: она обнаружила валуны, которые возможно назвать незаконченными экземплярами каменных шаров. При раскопках Квинтаниллы также были обнаружены осколки шаров, что дало возможность восстановить метод их создания. Для придания камням округлой формы, скорей всего поступали так: вначале на валун приблизительно округлой формы попеременно воздействовали то теплом, то холодом, пока в горной породе не начинали появляться трещины, потом выравнивали поверхность при помощи тяжелых каменных кувалд, сделанных, возможно, из того же материала, и полировали каким-то каменным орудием.
Имеется лишь одно возражение: у камней практически идеальная шарообразная форма. Они вытесаны с точностью до «0,5 дюйма ±0,2 %». Версия могла бы быть безупречной, если бы сферы не были высечены с такой точностью. Впрочем, поверхность валунов идеальна не абсолютно: диаметры некоторых из них отличаются на 5 см от параметров правильной сферы. Неясно также и то, как жители доколумбовой Америки могли транспортировать и устанавливать их в нужные места. Такого рода навыки показывают на высокоразвитую культуру и хорошо организованное сообщество (хотя, если камни высекали прямо в каменоломне, в горах, скатить шары вниз не составляло особого труда).
Так кто-же создал эти шары?Вопрос о том, кто же мог создать эти загадочные сферы и зачем, — более сложная задача. По археологическим данным сферы высекали на протяжении 2-х периодов. К более раннему из них, периоду агуас-буэнас (100–500 гг. н. э.), относится только несколько шаров. Большинство каменных шаров в низинах реки Терраба были созданы во второй период — чирикуи (800—1500 гг.) Но это никак не может помочь выяснить назначение сфер.
Обойдем стороной такое удобное объяснение, как вмешательство пришельцев и атлантов. Оригинальной является теория о том, что они создавались высокоразвитой доисторической культурой и выполняли роль антенн древней всемирной электрической сети. Но без конкретных доказательств такая теория беспочвенна и кажется такой же мифической, как и легенда о том, что у местных жителей было зелье, которое было способно размягчать скальные породы.
Для чего создавались каменные шары Коста-Рики?Точно не установлено, для чего эти сферы были созданы. В особенности сложно это выяснить потому, что большинство шаров перевезено в другие места. Эта проблема важна, потому как расположение шаров, как видно, играло важную роль в жизни людей, создавших их. Следует обратить внимание на то, что изначально многие шары были расставлены так, чтобы каждое место соответствовало положению Солнца, Луны и всех известных в то время планет. Существует даже версия, что они отражали всю Солнечную систему.
В 1940-х гг., изучая шары, Лотроп заметил, что некоторые из них скатились с близлежащих холмов, на которых некогда находились жилища. Вероятно, сферы в свое время были расположены в центре поселений, на вершинах холмов. В таком случае их не могли использовать в астрономии и, конечно же, в мореплавании. Скорей всего, за более чем тысячелетнюю историю существования каменные шары выполняли множество функций, которые со временем менялись. Любопытной является версия о том, что трудоемкое производство шаров само по себе могло быть важным ритуальным процессом. При этом выполняло оно такую же роль (а возможно, даже более значимую), как и, собственно, его результат.
В наши дни2001 год — при содействии разных правительственных организаций Национальный музей Коста-Рики приступил к перевозке через высокую горную цепь шаров из Сан-Хосе в те места, где они были найдены. В наше время они находятся под охраной в запаснике, но, когда будет построен культурный центр, в нем разместят сферы и их можно будет видеть на тех самых местах, где они изначально находились в дельте реки Диквис.
Археологи и сегодня находят шары в илистых отложениях дельты реки Диквис. В наши дни каменные шары можно видеть в музеях Коста-Рики, они украшают газоны перед разными официальными зданиями, больницами и школами. Два из них вывезли в США: один выставлен в музее Национального географического общества (Вашингтон, округ Колумбия), а другой находится во внутреннем дворике Музея археологии и этнографии Пибоди Гарвардского университета (Кембридж, штат Массачусетс). Каменные шары Коста-Рики также украшают сады богачей, как символы их положения в обществе.
Рубрики: | История |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |