http://lib.rin.ru/doc/i/19112p1.html
Великие книги имеют одну общую черту с морем и с
женщинами, а именно, они предназначены для мужчин.Эта Книга разделяет эту особенность со всеми другими великими книгами, а для меня она служит катализатором. Запустите какой-нибудь ее абзац в любую компанию и отступите подальше в сторону! Эта книга привлекает, как магнит, любопытствующих,
пытливых и захватывает тех, у кого есть сродство или отзывчивость
к ее чарам. Да, тем людям, которые знают, что они думают, знают,
что они хотят думать и не станут изменять своих взглядов, эта
книга не рекомендуется. Можно только пожалеть, что эта группа
людей столь велика.
"Великая
наша истина, которую следует помнить, заключается в том, что ум
человеческий нельзя все время просвещать, уча его только
отвергать какую-нибудь систему суеверий, - говорит Гилберт
Марей в своей книге "Четыре стадии древнегреческой религии". -
Существует бесконечный запас других суеверий, которые всегда
под рукой; и ум, желающий таких вещей, то есть ум, не
приучивший себя к жесткой дисциплине благоразумности и
честности, снова - едва только его черти будут изгнаны, немедленно
наполнит себя их родственниками..."
"никто никогда не мог сказать, что такое,
например, электричество. Оно не есть нечто, положительно
отличающееся от тепла, магнетизма или жизни. И метафизики, и
теологи, и биологи пытались определить жизнь. Они потерпели
неудачу, потому что, в положительном смысле, здесь нечего
определять: не существует ни одного явления жизни, которое не
проявилось бы, в той или иной степени, в химизме, магнетизме,
астрономических движениях."
Различие между морем и сушей не позитивно, не
абсолютно: в любой воде есть немного земли, в любой земле есть
немного воды.
Что, следовательно, все кажущиеся вещи вовсе не есть
вещи, если они все связаны друг с другом непрерывными
переходами, они не более вещи сами по себе, чем ножка стола, если
она есть только выступ из чего-то другого; что никто из нас не
является реальной личностью, если физически мы непрерывны с
нашей средой; если психически в нас нет ничего, кроме выражения
нашего отношения к среде.
Я представляю себе единую всеобщую
взаимозависимость, в которой и из которой все кажущиеся вещи
суть только различные выражения, но в которой все вещи суть
локализации единой попытки вырваться и стать действительно
вещами, или чтобы установить бытие позитивного различия, или
окончательного разграничения, или ничем не смягченной
независимости - или личности или души, как это называется в
человеческих явлениях...
Что все, пытающееся утвердиться как реальное, или
положительное, или как абсолютная система, правительство,
организация. Я, душа, существо, индивидуальность, может это
попытаться сделать, только проведя линию вокруг себя или вокруг
включений, которые учреждают (создают) себя, и проклиная, или
исключая, или отрывая себя от всех других вещей.
Что если оно так не действует, то оно не может казаться
существующим; что если оно действует так, оно действует
неправильно и произвольно, и напрасно, и катастрофически, в
точности как действовал бы тот, кто, прочертив в море круг,
включающий несколько волн, утверждает, что прочие волны, с
которыми включенные в круг связаны непрерывными переходами,
являются положительно, несомненно другими, и ставит на карту
свою жизнь, утверждая, что допущенные и проклятые
положительно различны.
Мы полагаем, что все существование есть оживление
локального идеальным, что постижимо только во всеобщем.
"состояние, которое обычно и бессмысленно
называется "существованием", есть течение, или поток, или
попытка перехода от негативности к позитивности и есть нечто
промежуточное между ними. Под позитивностью мы
подразумеваем: Гармонию, равновесие, порядок, закономерность,
устойчивость, последовательность, единство, реальность, систему,
правительство, организацию, свободу, независимость, душу, Я,
личность, существо, индивидуальность, истину, красоту,
справедливость, совершенство, определенность...
Что все, что называется развитием, прогрессом или
эволюцией, есть движение, или попытка прийти к тому состоянию,
для которого, или для аспектов которого существует столько имен,
и все они суммируются в одном слове "позитивность".
все наше "существование" есть стремление к
позитивному состоянию.
Из этого утверждения следует удивительный парадокс:
Что существует только один этот процесс и что он
действительно оживляет все проявления, во всех сферах явлений,
являя собой то, что мы называем всенепрерывной связью.
Мысли религиозных людей - это соглашение о душе.
Они имеют в виду отдельное устойчивое существо, или состояние -
душу, - являющееся независимым, а не только поток вибраций или
комплекс реакций на среду, непрерывно связанный со средой,
сливающийся в конечном счете с бесконечным множеством других
взаимозависимых комплексов.
Но единственной вещью, которая не слилась бы в
конечном счете с чем-нибудь другим, было бы то, вне чего нет
ничего другого.
Что Истина есть только другое название позитивного
состояния, или что поиск Истины есть попытка достигнуть
позитивности.
Ученые, которые думали, что ищут Истину, старались
найти астрономические, химические или биологические истины. Но
Истина есть то, рядом с чем нет ничего. Ничего, что могло бы
модифицировать ее, ничего, что бы могло оспорить ее, ничего, что
составляло бы исключение - всевключающее, полное... Под
Истиной я подразумеваю Всеобщее. Так, химики думали, что ищут
истину, или реальное, и всегда терпели неудачу в своих попытках
из-за внешних связей химических явлений; потерпели неудачу в том
смысле, что никогда не был открыт ни один химический закон, без
всяких исключений. Потому что химия связана непрерывными
переходами с астрономией, физикой, биологией. Например, если бы
Солнце сильно изменило свое расстояние от Земли и если бы при
этом могла бы сохраниться человеческая жизнь, тогда знакомые
химические формулы больше бы не работали и пришлось бы учить
новую химию...
Факты о проклятых
Например, нельзя доказать, что нечто есть животное -
потому что животность и растительность не являются в позитивном
смысле различными. Существуют некоторые выражения жизни, с
равным же правом которые можно отнести как к растениям, так и к
животным, которые представляют слияние животности и
растительности.
В нашем "существовании" нет ничего хорошего в
позитивном смысле, или того, что реально отгорожено от зла. Если
считать что-то добром в мирное время, то в военное время это зло.
Доказывать нечего: добро в нашем опыте непрерывно переходит в
зло, и добро есть лишь другой аспект зла.