




"Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла" (Притчи 16:6)
"Hag Purim Sameah!" |
Метки: пурим |
"Кто наш главный враг или берегись Амалика!" |
«Брань у Господа против Амалика из рода в род» (Исх. 17:16)
Иллюстрация: Никола Пуссен "Битва израильтян с амалекитянами"(1649).
Моисей держал свои руки высоко поднятыми к небу, к Богу ходатайствуя за народ и демонстрируя полную зависимость от Его силы. Они победили. С тех пор ничего не изменилось, победа будет за нами, если наши сердца будут устремлены к Спасителю, который непрестанно ходатайствует за нас пред Отцом. Противник будет разбит, если мы будем не просто пассивно защищаться, а наступать и безжалостно истреблять все, что враждебно Богу. Почему так жестко? В Библии есть горький опыт царя Саула (1Цар.15:1-3,7-9), который не смог справиться со своими плотскими желаниями и пощадил Амаликитянского царя Агага, его имущество и скот. Ослушавшись Бога, он не только лишился царства, оказавшись в плену у враждебного народа, но и погиб от руки амаликитянина, который нанес Саулу решающий смертельный удар. Стоит только пощадить свою плоть и пойти ей на уступки, и она уже никогда не пощадит тебя.
Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
Метки: еврейская история израиль |
Александр Болотников "ТОРА, ПРОРОКИ, ПИСАНИЯ" - V. |
Недельная глава "Ки Тиса /Когда будешь делать исчисление".
Недельная глава "Пикудей /И собрал исчисление".
Недельная глава "Вайикра /И воззвал".
Недельная глава "Цав /Заповедуй"
Недельная глава "Шмини /Восьмой".
Метки: болотников тора |
"Кодекс чести русского офицера (1904 год)" |
Метки: история россии армия |
Док.фильм "Крах протестантизма - дочери Вавилона"- Часть 1. |
Данный фильм является неким продолжением фильма «Великий заговор против Христа и Его народа», который открывает протестантскому миру как далеко он ушёл от первоначального учения ранних реформаторов -- протестантов. Вы сможете лично сравнить то, во что вы верите, с тем, во что верили наши отцы -- основатели протестантской веры. Скоро этому миру придёт конец, и события последнего времени явно указывают на это. Но готовы ли мы к этим событиям? Правильно ли мы информированы и говорят ли наши священники нам всю правду с кафедр наших церквей? Смотрите, думайте и рассуждайте. Благословений вам.
Метки: протестантизм и вавилон |
"Статус Крыма" - Давид Турмилов, научный сотрудник РАН. |
![]() |
Крым принадлежит Украине, как это называлось у римлян, uti possidetis, то есть вы им владеете в силу сложившихся обстоятельств, но не на основе международного договора.
Принадлежность же Крыма России основана на Кучук-Кайнарджийском мирном договоре от 1774 года, завершившем русско-турецкую войну за Крым. Однако Турция не просто подписала этот договор, но с оговоркой, что если Россия уступит полуостров третьей стороне, то суверенитет над Крымом будет возвращен Османской империи.Обратимся к обстоятельствам в пользу Украины. Первое из них – это Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. о передаче Крыма Украинской ССР. За этим Указом, как известно, стоит хрущевский волюнтаризм. Товарищ Хрущев мог бы с тем же основанием передать Крым, скажем, Молдавии.
Пока был цел Советский Союз и поскольку Россия была ведущей Республикой в СССР, Крым в полном соответствии с вышеуказанным русско-турецким договором оставался российским, хотя на него повесили вывеску на украинском или на молдавском языке.
Однако, когда под руководством товарища Горбачева произошел распад СССР, ситуация изменилась. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 февраля 1954 г. стал историческим и юридическим анахронизмом, и владение Украиной Крымом потеряло свое обоснование.
Товарищ Горбачев имел возможность своевременно переписать Крым на РФ, но не сделал этого. Господин Ельцин уже после распада Союза мог предъявить законные права России на Крым, но также не сделал этого.
И неудивительно, они оба отбрасывали от России подальше все, что могли: от Крыма до Кубы. Не случайно спикер Государственной думы Иван Рыбкин назвал их демонстративную борьбу друг с другом дракой нанайских мальчиков. Итак, Россия сама содействовала превращению формальной бумажной принадлежности Крыма Украине в реальное обладание.
А что же Турция? Ведь коль скоро Россия уступила Крым третьей стороне, Украине, то Турецкая Республика имеет право, согласно вышеуказанному договору от 1774 г., предъявить свои права на Крым.
Однако президент Тургут Озал решил не возвращать Крым Турции, а ограничиться защитой прав крымских татар. Это решение лежит вне исторической преемственности турецкой экспансии. Почему турки вдруг так кротко отреагировали?
Да потому, что воевать с Украиной тогда было опасно. Турки потерпели бы сокрушительное поражение от Украины 1991 года, обладавшей одной из самых сильных армий мира. Даже не пуская в ход ядерное оружие, Украина разделалась бы с Турцией с гораздо большей легкостью, чем Турция с Грецией в борьбе за Кипр. А побитых турок Украина могла заставить извиниться перед Арменией за геноцид 1915 г. и вернуть армянам священный для них Арарат.
Кучук-Кайнарджийский договор не был ни расторгнут, ни отменен, так что он остаётся действующим международным договором. Тем не менее, оба президента – и г. Ельцин, и г. Озал – не пожелали воспользоваться правами своих государств.
А это противоречит Венской конвенции 1969 г. о праве международных договоров, обязывающей участников каждого действующего договора к его выполнению. И их уклонение от выполнения рассматриваемого договора превратило фиктивную принадлежность Крыма Украине в реальную.
Таким образом, владение Украиной Крымом зиждется на нарушении действующего международного договора. И казалось, так бы и оставался полуостров под украинским флагом...Однако постсоветская Украинская Республика оказалась нестабильным государством. Бандеровцы Западной Украины организовали мятеж, а законно избранный президент оказался не подготовлен к нестандартному развитию событий и уступил власть радикально настроенным националистам.
Мятеж оказался удачным благодаря поддержке извне. Это напоминает мятеж генерала Франко против правительства Народного фронта в Испании, который тоже начался на периферии по кодовой фразе «Над всей Испанией безоблачное небо» 18 июля 1936 г. и устремился к столице.
Под какими кодами скрывали бандеровцы длительную предварительную подготовку, мы не знаем, но принципиальное сходство обоих мятежей в том, что европейские державы способствовали успеху обоих.
Принципиальное различие лежит в личности руководителей Испании и Украины. Тут Янукович с его невразумительной предысторией. А там Хосе Диас, Долорес Ибаррури и другие личности, вызывающие восхищение.
Да и к тому же Янукович быстро сбежал из Киева, а республиканцы три года боролись, и на заключительном этапе руководители до последнего оставались в Мадриде, организуя отпор наступлению четырех колонн с фронта и пятой колонны, заявленной генералом Франко, в своем тылу.
Не пришла ли для России пора выполнять свои обязательства по Кучук-Кайнарджийскому мирному договору от 1774 года? Для этого РФ должна вчинить Украинской Республике виндикационный иск.
Россия заявляет Украине vim dicere, то есть о принудительном истребовании Крыма из незаконного удержания, а также извещает Украину, что в обеспечение виндикационного иска и во избежание кровопролития Крым будет занят Российской армией.
МИД РФ обращается с этим иском в Международный суд ООН в Гааге. Одновременно МИД РФ направляет ноты правительствам США и Великобритании, которые, как и Россия, являются гарантами безопасности Украины согласно Будапештскому меморандуму от 5 декабря 1994 г.
В виндикационном иске и в нотах российские дипломаты акцентируют различие понятий «Украина» и «Крым». Последний не является законной частью первой, а потому подлежит изъятию, что никоим образом не отражается на территориальной целостности Украинской Республики.
Россия по-прежнему несет свои обязательства по гарантиям суверенитета и целостности Украины, при том, что к Украине не приписываются никакие не принадлежащие ей на законных основаниях территории. Итак, нет необходимости в каком бы то ни было референдуме жителей Крыма, ибо он является частью российской территории.
Украина может оспаривать этот факт, ссылаясь на президентов Горбачева и Ельцина, которые молчаливо признавали Крым украинским. Спор юристов, надо полагать, предпочтительнее боевых действий солдат противостоящих братских народов.
Метки: крым история россии |
"Севастополь. Год основания..."(заключение). |

7 мая 1944 войска 4-го Украинского фронта (ген. армии Ф. И. Толбухин) начали штурм немецких оборонительных укреплений на Сапун-горе, и 9 мая освободили город. 12 мая от остатков немецких войск был очищен мыс Херсонес.
В послевоенные годы город был вторично полностью восстановлен. В 1950-е годы застроены кольцо улиц и площадей вокруг главного городского холма, в 1960-е и 1970-е годы — целый ряд новых жилых районов, в районе бывшего Куликова поля выстроен проспект Генерала Острякова, застроены кварталы на берегах Стрелецкой и Камышовой бухт, на Северной стороне. В 1954 году воссоздано здание панорамы «Оборона Севастополя 1854—1855 гг.», в 1957 году — построено новое здание городского русского драматического театра. В 1959 году открылась диорама «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года». На площади Нахимова в 1964—1967 годы сооружен Мемориал героической обороны Севастополя 1941—1942 годов. В советские годы город был одним из самых чистых и благоустроенных в СССР. В городе основывается ряд академических и отраслевых НИИ: Институт биологии южных морей (на базе Морской биологической станции) и Морской гидрофизический институт АН УССР, Севастопольское отделение государственного института океанологии и океанографии, Черноморский филиал НИИ технологии судостроения и ряд других. Появляются в Севастополе и вузы: Севастопольский приборостроительный институт, быстро вставший в ряд крупнейших политехнических вузов страны, и два высших военно-морских училища: Черноморское имени П. С. Нахимова (ЧВВМУ) в Стрелецкой балке и Севастопольское инженерное в районе Голландия (СВВМИУ). В 1954 году, к столетию первой героической обороны, город награждён орденом Красного Знамени, 8 мая 1965 года Севастополю присвоили звание Города-героя, а в 1983 году его наградили орденом Октябрьской Революции.
В 1948 году Севастополь был выделен в самостоятельный административно-хозяйственный центр в составе РСФСР, а в 1954 году фактически вошёл в состав Украинской ССР (подробнее см. в разделе Статус Севастополя).
Метки: города и страны история россии |
"Севастополь. Год основания..."- 2. |
Крымская война
Крымская война 1853—1856, также Восточная война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства. Боевые действия разворачивались на Кавказe, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевомморях, а также на Камчатке. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму.
К середине XIX века Османская империя находилась в состоянии упадка, и только прямая военная помощь России,Англии, Франции и Австрии позволила султану дважды предотвратить захват Константинополя мятежным вассаломМухаммедом Али Египетским. Кроме того, продолжалась борьба православных народов за освобождение от османского ига. Эти факторы привели к появлению у русского императора Николая I в начале 1850-х годов мыслей по отделению балканских владений Османской империи, населённых православными народами, чему противились Великобритания и Австрия. Великобритания, кроме того, стремилась к вытеснению России с черноморского побережья Кавказа и из Закавказья. Император Франции Наполеон III, хотя и не разделял планов англичан по ослаблению России, считая их чрезмерными, поддержал войну с Россией как реванш за 1812 год и как средство укрепления личной власти.
В ходе дипломатического конфликта с Францией по вопросу контроля над церковью Рождества Христова в Вифлееме, Россия, с целью оказать давление на Турцию, оккупировала Молдавию и Валахию, находившиеся под протекторатом России по условиям Адрианопольского мирного договора. Отказ русского императора Николая I вывести войска привёл к объявлению 4 (16) октября 1853 Турцией, а за ней Великобританией и Францией 15 (27) марта 1854, войны России.
Метки: города и страны история россии |
"Севастополь. Год основания..." |
Севастополь (греческое до XIII века — Херсонес, крымскотат. Aqyar, в 1783—1784 и 1797—1826 годах — Ахтиар, византийское — Херсон, старорусское — Корсунь, генуэзское — Сарсон) — город государственного значения Украины, город-герой.
Заложен по указу российской императрицы Екатерины II в 1783 году.
Крупнейший незамерзающий морской торговый и рыбный порт, промышленный, научно-технический, рекреационный и культурно-исторический центр.
Расположен на юго-западе Крымского полуострова, на берегу Чёрного моря, исторический центр Севастополя расположен на южной стороне Севастопольской бухты.

Предыстория
В античности первым поселением на Гераклейском полуострове был форпост Телапил (VI век до н. э.), известный как Херсонес-I, захваченный греками-колонистами. Они построили свою крепость-колонию Херсонес-II на части территории современного Севастополя и населили выходцами из Гераклеи Понтийской в V веке до н. э.; позже она входила в состав Римской и Византийской империй.
Во время своего путешествия Херсонес посещал святой апостол Андрей Первозванный. В Херсонесе принял мученическую смерть муж апостольский святой Климент, папа Римский. В Херсонесе умер от голода в ссылке святой Мартын исповедник, также папа Римский VII века. В 861 году в Херсонесе на пути в Хазарию святой равноапостольный Кирилл (Константин), обрел мощи святого Климента. Здесь же он обрел азбуку (кириллица).
Метки: города и страны история россии |
"10 Заповедей для детей в стихах" |

Метки: 10 заповедей детям в стихах |
Рав Ури Суперфин "Законы праздника Пурим" |

Все законы Пурима можно разделить на четыре части:
- чтение «Свитка Эстер»,
- подарок другу,
- подарки бедным,
- и наконец, праздничная трапеза с нетипичным, скажем так, для верующего еврея количеством вина.
1. Чтение «Свитка Эстер»
«Мужи Великого Собрания» (среди которых на тот момент было и несколько пророков) постановили читать «Свиток Эстер» (непосредственно перед этим написанный) в Пурим. Когда именно? Как и большинство заповедей, — днем. Мудрецы более поздних поколений добавили к обязанности дневного чтения также и вечерние чтение «Свитка Эстер». Поэтому тот, кто, в силу обстоятельств, вынужден пропустить одно из двух прочтений Свитка в синагоге, должен предпочесть утреннее чтение вечернему. Само собой, надо приложить усилия, чтобы прочесть Свиток также и вечером, хотя бы и в одиночку, хотя бы из книги, если нет возможности воспользоваться кошерным свитком.
Метки: пурим еврейские праздники |
"Еврейская община Марокко. История четвертая (часть третья)". |
Вади-Салиб, район Старой Хайфы, где началась "марокканская интифада"
Трудности первых лет существования государства Израиль: тяжелое экономическое положение (доходы 20% населения страны были ниже прожиточного минимума), грязные махинации политических партий, стремившихся использовать в своих интересах межобщинные противоречия, культурные различия между выходцами из стран Ближнего и Среднего Востока с одной стороны, и между сефардами и ашкеназами с другой, приводили к трениям и конфликтам. В ряде случаев они выливались в беспорядки (Хайфа, Вади Салиб (1959 г.) и массовую поножовщину.
Достаточно было незначительного на первый взгляд повода (полицейский-европеец застрелил уличного хулигана-марокканца), и марокканские евреи устроили в ответ то, что израильтяне доселе не видывали – самые настоящие погромы с разграблением магазинов, избиением прохожих, сожжение автомашин, забрасывание камнями полицейских. Эта первая в своем роде интифада (обычно так называют палестинское сопротивление, но евреи все же были первыми!), прокатилась по всему Израилю от Хайфы до Беер-Шевы. В этих баталиях были убитые и сотни раненных. Но самое главное – эта история имела сильнейший резонанс в Израиле: вдруг оказалось, что отнюдь не все беды государства лежат в плоскости арабо-израильского конфликта. Выяснилось, что враждебность и разобщенность внутри общества – еще большая опасность, чем внешний враг…
Более мирные способы, которыми марокканские евреи выражали своё недовольство Израилем, были поддержка оппозиционных (но никогда не арабских!) партий и антисионистских движений. Наиболее радикальным из них были «Черные пантеры», основанные в 1968 г. по образу националистического движения афроамериканцев. Они, вообще-то заслуживают отдельной статьи, а пока что лишь замечу, что на выборах 1977 г. представители этого, так сказать, «марокканского фашизма», а также его более умеренного варианта «Бело-голубые пантеры» не смогли провести в Кнессет ни одного представителя, после чего и те и другие хищники благополучно «сдохли», официально сообщив о самороспуске.
Разница в уровне экономического, культурного, политического развития общин выдвинула на первый план проблему наиболее быстрой и адекватной интеграции репатриантов и создание стабильного общества. Приоритет в то время был отдан так называемой модели «плавильного котла».
Если говорить совсем просто, то в теории это выглядело примерно так же, как мастера отливают бронзовые статуи. Весьма неоднородную в этнокультурном плане массу евреев из разных стран предполагалось «расплавить» путем целенаправленно и последовательно проводимой политики абсорбции до состояния «однородной массы», попутно «выжигая» слабые места, ржавчину и пористость социального металла. После чего полученное «залить» в заранее приготовленную «форму»: израильтянина, или, если угодно, homo israelitus.
Это уже не еврей, это нечто совершенно новое: «истинный ариец» по-еврейски, высок и длинноног, строен и умен, олимпийский чемпион в десятиборье, но в то же время утонченный эстет-скрипач, очень религиозен, но умеет и постоять за себя, весьма трудолюбив и черноволос, смугл и прекрасен. Список достоинств еврейского супермена можно было бы еще долго продолжать.
Но где взять эту самую «заранее приготовленную форму?», спросите вы. Элементарно, — отвечали авторы проекта, — ее создадут кибуцы! Да-да, именно сельскохозяйственные кибуцы («колхозы с продуктами», как шутят наши) – основа основ будущего израильского общества, колыбель сверхчеловеков, очень скоро, — всего через два-три поколения, — понесущих великую миссию Израиля по всей планете, превратив всю ее в филиал Эдемского сада, а потом – и к звездам! Так и видится: идеальный, как Адам, наделенный всеми мыслимыми и немыслимыми добродетелями, облаченный в белоснежный скафандр с синими полосами и звездой Давида поперек шварцнейггеровского торса, еврей, — простите, израильтянин величаво ступает от галактики к галактике, всюду распространяя свой совершеннейший образ жизни! Аж голова кружится…
Но спустимся с заоблачных вершин на грешную землю. Базис у отцов теории «плавильного котла» был серьезный. Ведь в свое время эта модель позволила США решить ряд острых политических, этнических и культурных проблем, подводя миллионы эмигрантов из самых разных стран, к общему, — среднеамериканскому, — знаменателю. Благодаря этому Америка стала сверхдержавой, «новым Римом», фактически, правящая всем миром. Раз это удалось там, то уж наверняка произойдет и в Израиле…
И, действительно, на первых порах эта модель успешно способствовала абсорбции, правда, только репатриантов из западных или восточно-европейских стран. Но она оказалась принципиально неприемлема для восточных евреев, которые столь же принципиально не принимали чуждый им европейский стиль жизни. Более чем своеобразная традиционная ментальность, патриархальный уклад бытия, низкий образовательный уровень основной массы восточных и североафриканских евреев приводили к то и дело разгорающимся со все большей и большей силой конфликтам.
До сих пор по стране ходят страшные, а то и просто чудовищные слухи, время от времени разогреваемые СМИ, например, о том, что израильтяне-ашкеназы похитили всех детей у приезжих «дикарей»-марокканцев, чтобы воспитывать в отдаленных кибуцах без влияния родителей, по методу Макаренко и Ушинского, приспособленных к сионистскому духу. Якобы сейчас эти самые дети, — конечно, уже выросшие, — ищут своих настоящих родителей, грозятся поднять настоящий мятеж, раскрыть всему миру зловещее лицо мирового сионизма. Якобы репатриантов из арабских стран намерено селили в домах, куда, через водопровод, вводились психотропные препараты, делающие «дикарей» не столь дикими, но одновременно зомбируя, прививая шизофрению (!), и прочее и прочее.

Ситуация начала меняться лишь в конце 1960-х гг. когда произошла смена концепций интеграции израильского общества. Модель «плавильного котла» была объявлена якобы никогда не существовавшей (!), а на деле уступила место принципу «культурной мозаики». Следование этому принципу позволяет сохранять культуру различных групп репатриантов и национальных меньшинств, проживающих в Израиле, а так же способствует мирному сосуществованию самых разных социально-культурных традиций в одном обществе. У этой концепции имеются как сторонники, так и противники. Очевидно, будущее покажет, насколько она удачна, хотя уже сейчас заметно, что следование ей усиливает культурную, социальную и психологическую неоднородность общества. Вообще, тогдашний, — да чего там греха таить, и нынешний тоже! — Израиль очень напоминает слоеный пирог, каждый слой которого живет в обособленности от двух соседних, не поддерживая ни социальных, ни культурных связей, и со страшной силой ненавидит их! Впрочем, это тема отдельного разговора…
Но так или иначе, активные выступления марокканских евреев за свои права привели к изменению отношения к ним со стороны других общин, а также со стороны государства. Повышение жизненного уровня выходцев из Марокко в результате приобретения новых профессий и усвоение иврита привело к повышению их статуса. Многие заняли высокие посты, особенно в Гистадруте (всеизраильском профсоюзе) и муниципалитетах разных городов. Кстати, именно ими были основаны города Кирьят-Шмона, Ашдод, Димона, а также множество поселений. Большие общины проживают в Хайфе, Иерусалиме, пригородах Тель-Авива и Беер-Шеве. Марокканские евреи не раз становились депутатами Кнессета, имеют собственные религиозно-политические партии (небезызвестная ШАС), превратившись в серьезную политическую силу.
Политика культурного плюрализма, выражением которого стало превращение марокканского праздника Мимуна в общенародный, свидетельствует об успешной социальной и психологической интеграции евреев Марокко в израильском обществе. По переписи 1986 г., община евреев – выходцев из Марокко насчитывала 473 тысячи человек. Значит, сейчас около полумиллиона…
Их влияние на религиозные традиции ашкеназов так же бесспорны. На первом месте стоит обычай почитания гробниц святых Шим‘она бар Иохая на горе Мерон, Баал ха-Неса в Тверии, раббана Гамлиэля в Явне и других.
Выходцы из Марокко в Израиле продолжают почитать представителей некоторых семейств, пользовавшихся огромным религиозным авторитетом в стране своего происхождения, в особенности семейств Абу-Хацира. Внук главы семейства, Исраэль Абу-Хацира (знаменитый каббалист и чудотворец Баба-Сали), с 1964 г. жил в Израиле, в городе Нетивот, куда стекались десятки тысяч его почитателей из разных стран, а его могила стала местом паломничества.
Могила Исраэля абу-Хацира (Бабы Сали). Её посещение для многих выходцев из Марокко является символом почтения к богатейшей религиозной культуре марокканских евреев...
Метки: еврейская история потерянные колена израиля |
Еврейская кухня. "Уши Амана" |
Метки: еврейская кухня |
Евгений Левин "ПОСТ НАКАНУНЕ ПРАЗДНИКА" |
Смысл, законы и обычаи поста Эстер
В еврейской традиции есть два праздника, которым предшествует однодневный пост, – Песах и Пурим. Однако если накануне Песаха постится лишь небольшая часть еврейского народа (мужчины-первенцы – в память о спасении во время десятой египетской казни, когда Всевышний, поразив первенцев-египтян, не тронул никого из евреев), то Пост Эстер («Таанит Эстер»), пост накануне Пурима, считается обязательным для всех.

Царица Эстер. М. Тейхерт. 1939 год
Некоторые полагают, что евреи постятся в этот день потому, что именно в это время Мордехай и Эстер объявили пост в персидской столице Шушане. Это, однако, неверно. Согласно Талмуду, Эстер постилась с 13 по 15 нисана, то есть во время праздника Песах (Вавилонский Талмуд, Мегила, 15а). Поэтому поститься в тот же день, что и персидские евреи во времена Ахашвероша, с точки зрения Алахи попросту невозможно.
Первое в еврейской классической литературе указание на обычай поститься накануне Пурима появляется в трактате «Софрим» (одном из так называемых «малых трактатов» Талмуда). По словам анонимного автора, накануне Пурима мудрецы Страны Израиля соблюдали трехдневный пост – в память об Эстер, которая молилась три дня подряд, прежде чем отправиться к царю Ахашверошу (Эстер, 4:15). Правда, в отличие от царицы, они постились не трое суток подряд, а три дневных поста, то есть только в светлое время суток – поскольку провести в жарком климате 72 часа без еды и питья опасно для здоровья или даже жизни (Софрим, 21:1).
Уже в эпоху гаонов трехдневный пост сменился однодневным. Однако к этому времени постились не только мудрецы, но и все остальные евреи.
В еврейской литературе есть два объяснения тому, почему мы постимся именно 13 адара. По мнению Рамбама, этот пост был установлен в память о трехдневном посте Мордехая и Эстер накануне визита царицы к Ахашверошу: «Весь еврейский народ придерживается обычая поститься 13 адара, в память о посте во времена Амана, как сказано: “Чтобы они твердо наблюдали эти дни Пурим в свое время, какое уставил о них Мордехай и царица Эстер, и как они сами назначали их для себя и для детей своих, дни поста и плача” (Эстер, 9:31)» (Мишне Тора, Законы поста, 5:5).
Логика Рамбама в данном случае вполне понятна. В книге Эстер дословно сказано: не «в дни поста», а «в дни постов» (цомот). Следовательно, рассуждал Рамбам, речь идет не об однодневном, но о многодневном посте. А единственный многодневный пост, непосредственно упомянутый в книге Эстер, – пост 14–16 нисана.
Другое объяснение предложил известный испанский раввин Абударгам-Давид бен Йосеф (конец ХIV века, Испания, Севилья). По его мнению, пост накануне Пурима не мог быть установлен в память о посте царицы Эстер – поскольку, во-первых, мы, в отличие от нее, постимся всего один день, а не трое суток, а во-вторых, тот пост, как уже говорилось, был в месяце нисан, во время праздника Песах. Следовательно, рассуждал Абударгам-Давид, пост 13 адара должен иметь иное происхождение:
Этот пост был установлен в соответствии со следующими словами Писания: «Иудеи же, которые в Шушане, собирались в тринадцатый день <месяца адар> (Эстер, 9:18)». «Собирались» – для совместного поста.
Идея поститься накануне боя может показаться странной. Однако следует помнить, что, согласно книге Эстер, Аман, главный враг евреев, был потомком последнего амалекитянского царя Агага (Эстер, 3:1). А согласно еврейской традиции, во время первой войны с амалекитянами, случившейся вскоре после Исхода (когда амалекитяне беспричинно напали на евреев), Моше, Йеошуа и другие еврейские лидеры так же постились – дабы подчеркнуть, что уповают не столько на силу оружия, сколько на помощь свыше (см., к примеру, Раши на Шмот, 17:8).
В еврейской литературе есть немало возражений против этого объяснения. Главное из них сводится к тому, что пост 13 адара в книге Эстер не упомянут, поэтому предположение, будто евреи в этот день постились, – не более чем догадка. Тем не менее именно это обоснование вошло в «Кицур Шульхан арух»: «В дни Мордехая и Эстер собрались евреи вместе тринадцатого числа месяца адар, чтобы защитить свои жизни и отомстить своим врагам, и должны они были просить милости у Пресвятого, да будет благословенно Его имя, чтобы Он помог им. И как мы знаем, евреи, когда должны были воевать, постились, чтобы Всевышний помог им. И также учитель наш Моше, да пребудет мир на нем, в день, когда евреи воевали с амалекитянами, постился. А если так, то, разумеется, и в дни Мордехая и Эстер евреи тринадцатого адара постились; и поэтому все евреи приняли на себя обязанность устраивать в этот день общественный пост» (Кицур Шульхан арух, 141:1).
Объяснение, предложенное Абударгамом-Давидом, содержит очень важный урок. Царица Эстер постилась в тот момент, когда Аман пользовался неограниченным влиянием в государстве и казалось, что у евреев нет никаких надежд на спасение. В такой ситуации совершенно естественно, если человек обращается к Всевышнему за помощью. Однако 13 адара ситуация была принципиально иной. Аман уже был казнен, Мордехай стал первым министром, царь повелел «сатрапам, начальникам и правителям областей от Индии до Эфиопии, ста двадцати семи областей» не мешать евреям расправиться со своими врагами, на многих неевреев «напал страх пред иудеями». Казалось бы, победа была обеспечена. Однако Абударгам-Давид напоминает: даже в столь выигрышной ситуации еврей не должен полагаться только на себя – следует просить Всевышнего о помощи и заступничестве. (В скобках заметим, что это может быть полезным не только с религиозной, но и с психологической точки зрения, поскольку позволит избавиться от излишней самонадеянности, не раз приводившей к поражению.)
Несколько слов о законах и обычаях Таанит Эстер, Поста Эстер. Поскольку этот пост не упоминается в Писании, то его законы гораздо более мягкие, нежели в другие траурные дни. В частности, от него освобождены беременные и кормящие женщины, больные и даже те, кому трудно поститься из-за тяжелой работы (Кицур Шульхан арух, 141:2).
В средневековом Провансе и Германии многие евреи жаловались, что им трудно выдержать Таанит Эстер. Чтобы «облегчить им жизнь», местные раввины (соответственно Раавад и рав Моше Иссерлин) разрешили начинать читать Мегилу еще до наступления темноты. Это решение оказалось неожиданно актуальным в ХХ веке, когда в 1947 году англичане ввели в Иерусалиме комендантский час, угрожая стрелять в каждого, кто выйдет из дома с наступлением темноты. Памятуя о средневековом прецеденте, рав Овадья Йосеф, к которому обратились с вопросом, что же делать, разрешил читать Мегилу еще засветло.
Обычно, если пост выпадает на субботу, его переносят на следующий день. Однако с Таанит Эстер это невозможно, так как 14 адара – праздник Пурим. Поэтому если 13 адара выпадает на субботу, то, поскольку в этот день поститься нельзя, пост переносится на предыдущий четверг, 11 адара.
Во многих общинах существует обычай давать в Пост Эстер специальную цдаку (пожертвование) – три монеты достоинством в половину местной денежной единицы. Этот обычай напоминает о половине шекеля – специальном «налоге» в пользу Храма, который собирали начиная с новомесячья адара. Как правильно вести себя в том случае, когда половина денежной единицы ничтожно мала, следует выяснить у местного раввина.
Несмотря на то что Таанит Эстер – день поста, уже во время молитвы минха многие приходят в синагогу в праздничной, субботней одежде. Объяснить этот обычай просто: многие, придя на минху, остаются в синагоге до начала праздника Пурим и, естественно, хотят встретить его в торжественном виде.
И в заключение еще об одном событии, которое произошло 13 адара. Согласно «Сефер Таанит», именно в этот день Йеуда Маккаби одержал одну из своих самых громких побед – над армией сирийского военачальника Никанора. Несмотря на подавляющее численное превосходство греков – 20 тыс. против 6 тыс., евреи «побили врагов более девяти тысяч, и еще большую часть Никанорова войска оставили раненными и изувеченными, и всех принудили бежать (Маккавеев II, 8:24). Поэтому в эпоху Второго храма 13 адара считался одним из дней, когда не назначают общественного поста.
После того как все политические достижения Хасмонеев были утрачены, исчез и повод считать 13 адара торжественным днем. Однако в будущем этот день вновь станет днем радости и веселья. Как пишет Рамбам, «Все посты отменятся в Дни Машиаха, и они станут днями радости и веселья» (Мишне Тора, Законы Поста, 5:19). Правда, Рамбам в данном случае имеет в виду посты, упомянутые еще в Писании, – 10 тевета, 17 тамуза, 9 ава, 3 тишрея. Однако кто знает – вдруг этот закон распространится и на Таанит Эстер.
Метки: еврейская традиция |
Готовим "Гоменташен - Уши Амана"! |

Друзья, до Пурима осталось 4 дня!
Ну а какой еврейский праздник обходится без еды? Предлагаем вам рецепт традиционных "ушей Амана" (Озней Аман или гoменташен) от известного израильского кондитера Карин Горен.
Количество: 30 небольших "ушей"
Тесто:
100 г сахарной пудры ( 3/4 стакана )
200 г сливочного масла (холодного и нарезанного кубиками)
2 стакана муки ( 280 грамм )
2 яичных желтка
Тертая цедра 1/2 лимона
(К. Горен условно называет это тесто "100-200-2-2").
Начинка:
2 стакана молотого мака (200 г.)
1 стакан молока (240 мл)
1 стакан сахара (200 г )
1/4 стакана манки (40 г)
Тертая цедра 1/2 лимона
50 г сливочного масла (холодного и нарезанного кубиками)
3 ст. ложки крошки любого простого бисквитного печенья
Способ приготовления теста:
В миксере взбить сахар, сливочное масло и муку до появления рассыпчатой массы. Добавить желтки и цедру лимона, стараясь на этом этапе взбивать как можно меньше- до появления однородного шарообразного теста. ( Если тесто сухое, добавьте столовую ложку молока , а если слишком липкое - столовую ложку муки).
Обернуть тесто пищевой пленкой и отправить в холодильник на 2 часа.
Приготовление начинки:
В кастрюле смешать мак, молоко, сахар и манку. Довести на среднем огне до кипения и варить, помешивая, 5 минут. (Кашеобразная смесь загустеет при охлаждении.) Снять с огня, добавить цедру лимона и 50 г. масла. Остудить, добавить бисквитную крошку и поставить в холодильник. (Можно приготовить заранее- за 2-3 дня, а также -использовать любую другую начинку: ореховую, абрикосовую, шоколадную…)
Разогреть духовку до 170 градусов.
Раскатать охлажденное тесто в пласт толщиной 1/2 см. на присыпанной мукой бумаге для выпечки. С помощью стакана вырезать кружочки диаметром 7-8 см и положить в середину каждого маленький холмик начинки. Загнуть края кружочков к центру и защипнуть- так, чтобы получился треугольник. Выпекать на покрытом бумагой для выпечки противне примерно 15 -20 минут.
Охлажденные гоменташи можно присыпать сахарной пудрой. Хранить в плотно закрывающейся посуде при комнатной температуре.
Приятного аппетита!
Метки: праздничная выпечка еврейская кухня |
"Вступление к изучению книги Ваикра (Левит)". |

Книга Левит называется в иудейской традиции по своему первому слову: ויקרא ‹Ва-йикра́› – «И [Он] воззвал». В Септуагинте она именуется Λευιτικον ‹Левитико́н›, т. е. «Левитская», так как значительную часть ее содержания составляют предписания, данные Богом левитам.
Развитие сюжета Торы, «приостановленное» уже в последних главах Книги Исход, почти полностью «застывает» на протяжении Книги Левит (за исключением глав 8–10, а также 24). Ход событий возобновляется только в Книге Чисел. Такая «задержка» на протяжении почти целой книги должна иметь веское обоснование. Подобно Израилю на пути в Ханаан, каждый из нас на пути ко спасению должен в какой-то момент «остановиться» и задаться вопросом, без ответа на который смысл жизни остается непонятым, а дальнейший путь – невозможным. Это вопрос о жертве…
Теме жертвенного служения посвящены первые десять глав Книги Левит. Далее в ней содержатся: предписания о ритуальной и нравственной чистоте (эти темы взаимно переплетены, поскольку ритуальное очищение символизирует очищение сердца – гл. 11–22); заповеди о субботах и праздниках (гл. 23); наконец, указания о восстановлении личной свободы и экономической самостоятельности в субботние и юбилейные годы (гл. 25).
Очищение сердца, познание истины (Иоан. 8, 32), радость общения с Господом – все это обретается только через жертву. Начнем же чтение первой, «жертвенной», части Книги Левит.
В оригинале начальное слово книги – ויקרא ‹Ва-йикра́›, «И [Он] воззвал»,– имеет одну особенность. Она заключается в написании буквы א‹а́леф›. Эта буква, первая в алфавите, обладает числовым значением «один» и символизирует единство Божье. В рассматриваемом слове алеф имеет уменьшенный размер («а́леф зеира́» – «алеф маленький») и пишется над строкой אויקר:
без «алефа» указанное слово превращается в ויקר ‹ва-йи́кер› – «[оно] случилось», «[оно] произошло». А ведь различие между «Он воззвал» и «оно случилось» коренится в самой основе мировоззрения: во всем происходящем можно видеть либо воплощение замысла Божьего, либо набор случайных обстоятельств…
Метки: тора исследования |
Леон Мазин "Жребий и спасение народа". |
Серия сообщений "Леон Мазин":
Часть 1 - Леон Мазин "Всякий, рожденный от Бога, не делает греха"
Часть 2 - Леон Мазин "Мудрость и желания" (2012).
...
Часть 20 - Жертвоприношение в Священных Писаниях. Часть 6
Часть 21 - Леон Мазин "Послание Ефесянам"- Часть 8.
Часть 22 - Леон Мазин "Жребий и спасение народа".
Часть 23 - Леон Мазин "Еврейские корни веры"- Урок 7.
Часть 24 - Леон Мазин "Еврейские корни веры"- Урок 6.
...
Часть 34 - Толкование по книге Откровения (Леон Мазин)
Часть 35 - Еврейский взгляд на книгу Откровение (Леон Мазин)
Часть 36 - Еврейский взгляд на книгу Откровение (Леон Мазин)
Метки: леон мазин |
Дима Лютаревич "Ва-Якхел (И собрал)". |
Недельное чтение Торы в израильской общине "Возвращенные на Сион". Дима Лютаревич.
Метки: тора исследования |
Не наше еврейское дело! |
![]() |
|
|
||||||
Метки: еврейская история |
"Посеянное в тернии" |
Сегодняшнее происходящее в Украине разделило христиан на лагеря. Одни упорно утверждают, что все это Божий промысел и они участники его. Другие видят в этом проявление дьявола.
Важно понять почему Христос пришел на эту землю. Он не пришел переделывать этот мир лежащий во зле и свергать власти, хотя вполне мог. Он пришел спасти погибшее и вытащить людей из царства тьмы в Царство Своего Света.
Христос не призывал нас бороться с властями. Он призывал творить добро.
Почему произошло разделение? Да все потому, что многие из так называемых христиан настолько «заземленные», что обольщение богатством этого мира заглушило в них Божье Слово.
Написано: «А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно». (Матф.13:22)
Разве не заботы века сего вывели многих христиан на майдан? Они хотят доброго царя, справедливости и хорошей жизни. Они как бы не замечают, что написано в Новом Завете: «… смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения». (Лук.12:15) Жизнь человека не зависит от изобилия его имения.
Если мир лежит во зле, то кто может его вытащить оттуда? Бог не призывал нас улучшать этот мир. Он призвал нас спасти погибшее.
И еще. Многие вопросы бы не возникали, если бы мы знали, что революции от переворотов отличаются тем, что революции меняют государственный строй. Был капитализм, стал социализм. Если строй не меняется, то это однозначно переворот с целью захвата власти. Мы можем называть черное белым, а белое черным, но черное останется черным как бы его не называли.
Однажды многие из тех, кто оправдывает сегодня майдан, будут разочарованы. Вместо одного диктатора, они увидят других диктаторов. Справедливость не наступит и в новом царе разочаруются.
Однажды Бог сказал мне: «Сын мой! Все человеческие языки существует только для одной цели — общения». Как у ручки есть предназначение писать, так и у языка есть предназначение общаться.
Какой выход? Нам нужно всем покаяться. За убитых в Бабьем Яру на Украине. За формализм в отношениях с Богом. За идолопоклонство в наших собраниях (человекоугодничество). За то, что отвергли Божью силу.
Тернии — это колючки — твёрдые одревесневшие заострённые образования у растений. Посеянное в тернии не дает плода. Слово Божье как семя не может в этой почве расти. Заботы века сего заглушают посеянное.
Николай Мазуровский
Метки: знать волю БОГА |