Джон Апдайк. «Бразилия». |
Если меня попросят назвать быстро, не задумываясь, ассоциации к слову Бразилия, это будет: карнавал, жара, экзотика, секс. Так вот, в романе Апдайка есть в изобилии всё перечисленное, кроме карнавала, но и без него не скучно. Можно только подивиться изобретательности, с которой автор выдумывает всё новые испытания для юной влюбленной пары, сценаристы бразильских сериалов удавились бы от зависти. Начни пересказывать сюжет заинтересованному слушателю, так наверняка услышишь то же, что и врунишка из стихотворения Хармса: «ну, ну, ну, ну! Врешь, врешь, врешь, врешь! Мафиози, золотоискатель — ну еще туда-сюда, а индейские маньяки — это просто ерунда!» У меня есть что возразить недоверчивому слушателю. Во-первых, в жизни случается такое, чего ни один Апдайк, даже в паре с Хармсом не придумает. Во-вторых, это же Бразилия, кто его знает, чего там бывает, а чего не бывает. А в-третьих, если первые два пункта не убедили, считайте всё повествование сказкой для взрослых (возрастной ценз 18+), ну или легендой на новый лад, в этом жанре всякие преувеличения допустимы.
О чем же сказка? О том, можно ли переломить свою судьбу, сойти с начертанной от рождения орбиты. Можно не верить в судьбу, но мало кто может оспорить, что условия, в которых человек появляется на свет, во многом определяют дальнейшую жизнь. Взять к примеру темнокожего парня, назовем его Тристан. Его мать — дешевая проститутка, пропивает почти всё, что зарабатывает своим нелегким трудом; отец неизвестен, сам Тристан зарабатывает карманными кражами, в потайном кармашке всегда держит острую бритву, на всякий случай. Живет Тристан с матерью, братом, сестрой и дряхлой бабкой в самой жалкой лачуге в самой что ни на есть убогой дыре. Что ждет такого молодого человека? Тюрьма или гибель в уличной драке. А вот девушка, белая, симпатичная, зовут Изабель. Единственная дочка богатого папашки, живет в шикарном доме в престижном районе, учится в монастырской школе с девочками из хороших семей. Что у нее впереди, к гадалке ходить не надо: богатый муж, дом полная чаша, необязательная, но приятная работа — по желанию, если станет скучно.
Изабель и Тристан двигались каждый по своей орбите, но в один прекрасный жаркий день они оказались на городском пляже, слишком близко друг к другу, возникло непреодолимое притяжение, такое, что они уже никак не могли разлететься в разные стороны. И притяжение только усиливается, когда их пытаются растащить. Кто знает, если бы этой внезапной любви никто не мешал, может, она перегорела бы и сошла на нет, как многие юношеские страсти, редко первое сильное чувство длится до конца жизни, это случаи уж и впрямь легендарные. В романтические 18 лет я бы позавидовала Изабель, не злоключениям ее, тут завидовать нечему, но силе и мощи ее любви. Сейчас, в свои прозаические 38, сомневаюсь: если такой любви без таких страданий не бывает, нужны ли мне такие страсти? Хотя, как выясняется из бразильского романа Апдайка, некоторым как раз труднее вынести спокойную размеренную жизнь. Только и остается сказать: чего на этом свете не бывает!
Вдогонку, совсем недавно пришла в голову еще одна мысль по поводу этой книги. Апдайк несколько раз по ходу сюжета мастерски выворачивает ситуацию наизнанку, как перчатку, только собираюсь пожалеть Изабель, ведь она, решив не расставаться с любимым, теряет абсолютно всё. Но автор так меняет свет, что понимаешь: Тристану в сто крат тяжелее, эта милая неженка повисла у него на шее, как камень. Таких поворотов в романе много, что подводит к мысли: не делай поспешных выводов! Принцип этот, что и говорить, не нов, но отчего-то не всегда получается ему следовать. Так бывает с удобной вещью, которая лежит вроде на виду, но частенько забываешь ей пользоваться.
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |