Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) - Гентский алтарь, 1432 |
Гентский алтарь ван Эйка. Прекрасный, мерцающий, грандиозный, да и просто огромный по размерам. Как сказал почти современник Яна ван Эйка, Иеронимус Мюнцер в 1495, увидев алтарь: "Ван Эйк объял всю существующую доныне историю живописи!".
Hubert & Jan van Eyck
God the Father detail from the central panel of the Ghent Altarpiece,1432.
Bach * Ouverture*
Считается, что в 1417 году начал работу над алтарем брат Яна, Хуберт ван Эйк (хотя и никто не доказал его существование с должной степенью вероятности), он умер в 1426 году, и его работу продолжил и окончил Ян. Знаем мы это по надписи на раме, но исследователи не исключают, что надпись была сделана намного позже – поддельная она была, вот и все! А написано там было что-то вроде: "Художник Хуберт ван Эйк, выше которого никого не было, начал это, и его брат Ян, второй в искусстве, закончил важную задачу по заказу Йоса Вейдта 6 марта 1432 года".
Ян Ван Эйк (около 1395-1441) и Губерт Ван Эйк.
Гентский Алтарь
Открытый вид на полиптих
Масло на панели, 1422-1432 гг.
375 x 520 см
Собор Святого Баво, Гент, Бельгия
Алтарь представляет собой полиптих, состоящий из 20 панелей, им можно любоваться как в закрытом, так и в раскрытом виде, 8 панелей расписаны с двух сторон. Размер в развернутом виде – 3,5 Х 5 м, весит более тонны – огромный! Ничего подобного в Европе той поры не существовало. Это поистине грандиозное произведение искусства – насчитывают 258 человеческих фигур!
Ян ван Эйк
Поклонение агнцу (Гентский алтарь, деталь)
138x242,5
Верхние створки – отражение небесного мира, высших сфер, обиталище Бога; нижние хоть и изображают райские кущи, но это "нижний" мир, более близкий к земле.
Внизу изображено грандиозное шествие и поклонение Святому Агнцу, символу Христа. С разных сторон прекрасного сада к центру направляются четыре процессии поклоняющихся. Они идут к центру композиции, где изображен Агнец (очаровательный ягненок, из проколотой грудки которого в евхаристическую чашу хлещет кровь). Евхаристические символы изобилуют во всей работе.
Ян ван Эйк
"Гентский алтарь", закончил 1432
Мария (деталь)
Hubert & Jan van Eyck detail from the Ghent Altarpiece
Jan van Eyck (ca. 1390-1441)
Retable de l'Agneau mystique, Gand (detail)
Ян ван Эйк
Гентский алтарь, закрытый вид задней панели (деталь)
Дата завершения: 1432
масло, дерево
St. Bavon, Ghent, Belgium
(повтор полотен в посте не случаен-разная типография - мое примеч.)
Ян ван Эйк
"Благовещение" Гентский алтарь, деталь
Ян ван Эйк
Гентский алтарь, закрытый вид задней панели (деталь)
Дата завершения: 1432
масло, дерево
St. Bavon, Ghent, Belgium
Ян ван Эйк
Гентский алтарь (деталь)
Донатор и Св. Иоанн Креститель
Hubert & Jan van Eyck detail from panel of the Ghent Altarpiece
Йос Вейдт
История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове, или Бавону), и имел там семейную часовню (капеллу), т.е. алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Сам Йос и его жена, Изабелла Борлют, изображены на алтаре, створки с их портретами видны, когда алтарь находится в закрытом состоянии. Это пара пожилых людей, абсолютно ординарной наружности, в довольно скромных как для их статуса одеяниях; изображены они без всяких прикрас, со всеми бородавками и морщинами.
Ян Ван Эйк (около 1395-1441)
Гентский Алтарь
Закрытый вид задней панели
Масло на панели, 1432
375 x 260 см
Собор Святого Баво, Гент, Бельгия
Ян ван Эйк
Мадонна каноника ван дер Пале (детали)
Дата завершения: 1436
масло, дерево
Musee Communal des Beaux-Arts, Bruges, Belgium
Ян ван Эйк (около1390-1441)
Verkündigungsengel (Thyssen-Verkündigung) (detail)
1439
масло на панели
Sammlung Тиссен, Мадрид
В 1460-х гадах Фландрию захлестнули анти-испанские волнения, сторонники кальвинизма поднимали иконоборческие бунты, громя католические соборы и уничтожая картины и скульптуры. К счастью, не смотря на огромные размеры, алтарю удалось избежать разрушения – его вовремя разобрали и спрятали в башне собора. Когда волнения миновали, сторонники принца Вильгельма Оранского (протестанта) предложили отправить алтарь в подарок английской королеве Елизавете Первой за ее помощь в противостоянии с испанцами, однако наследники четы Вейдтов воспротивились этому
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Jungfrau der Verkündigung (Thyssen-Verkündigung)(detail)
1439
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Verkündigungsengel (Thyssen-Verkündigung)
1439
Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece
В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место. Двести лет он простоял спокойно, пока храм не посетил путешествующий австрийский император Иосиф Второй. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор - Виктор Лагье).
Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece
"Гентский Алтарь", детали
Потом на алтарь "положил глаз" Наполеон, средние части алтаря были вывезены в Лувр, но потом водворены на место после его свержения.
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию - и т.д., и т.п. – исследователи насчитали 13 связанных с алтарем преступлений за 600 лет его существования. Разные части алтаря похищались, вывозились, выкупались, экспроприировались, дарились, им угрожал огонь и взрыв, и т.п. пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Там он стоит и сейчас. Недостает только левой нижней створки – процессия судей, ее стащили в 1934 году, полиция так и не нашла оригинал, вместо него сейчас установлена копия.
Hubert & Jan van Eyckr detail from the central panel of the Ghent Altarpiece
Перед алтарем бьет фонтан с кристально чистой водой – Вода Жизни. Четыре процессии на центральной панели: слева внизу – праотцы, пророки дохристианских времен, предсказавшие приход Мессии среди них, как ни странно, поэт Вергилий в белых одеждах.
Ян ван Эйк
Гентский алтарь (деталь)
"Праведные судьи"
Праотцы - древние пророки, патриархи и язычники - "христиане по духу". Слева вверху – процессия первосвященников в праздничных одеждах. Справа внизу – апостолы и мученики в одеяниях для литургии (пальмовые ветви в руках – символ мученичества), справа вверху – девы-святые мученицы, каждая со своим традиционным атрибутом.
Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece
Процессию дев возглавляют святая Агнесса с ягненком, святая Варвара с башней святая Катерина и святая Доротея с розами.
Hubert & Jan van Eyckdetail from the panel of the Ghent Altarpiece
The Ghent Altarpiece:
The Soldiers of Christ
1427-30
Oil on wood, 149,2x 54 cm
Cathedral of St Bavo, Ghent
После раздумий решила все-таки поместить подробную хронологию злоключений алтаря, вдруг кому-то интересно, если не интересно, листайте дальше:
1417: начало работы.
1432: работа закончена, помещена в семейной часовне Вейденов в церкви святого Иоанна
Богослова.
1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569.
1578: при кальвинистском режиме перемещается в мэрию Гента
1781: панели Адам и Ева сняты и хранятся в доме хозяев.
1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж
1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой
1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху
1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара
1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств
1894: шесть боковых створок в Берлине
1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора
1920: все панели объединены (Версальский договор)
1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены. "Иоанн" выкуплен.
1940: во время немецкого вторжения картины перевозят в замок По
1942: нацисты вывозят алтарь в Германию
1945: фашисты прячут алтарь в соляной шахте и в конце концов пытаются взорвать (остановлены в последний момент)
1945: картины возвращаются в Гент
1945: похищенная панель "судьи" заменяется копией
1986: алтарь перемещаются в часовню, на нынешнее место.
Гентский алтарь (деталь)
Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece
Весь алтарь включает изображение искупительных таинств католической веры начиная от Благовещения и Воплощения на внешних створках алтаря до жертвенной смерти Христа и поклонению Агнецу.
Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. В таком виде его держали в будние дни. Изображения на этой стороне выполнены в пастельных тонах, они почти бесцветны, два Иоанна на нижних створках вообще выполнены "гризайлью". Немного подраскрасили только донаторов. Вероятно, "рабочая" расцветка внешних створок призвана была контрастировать с разноцветным праздничным буйством внутренней композиции.
Hubert & Jan van Eyckdetail from the panel of the Ghent Altarpiece
Сцена благовещания. Мы видим традиционную лилию в руках архангела, белого голубя-святого духа, спускающегося на Марию, таз и чайник-рукомойник, символизирующие чистоту. Надпись возле Марии обращена снизу-вверх, чтобы Господь с небес мог читать ее, она гласит: "Я слуга господа!". Присутствие лилий в сцене Благовещения само по себе чудесно, ведь происходит все 25 марта, а лилии в это время еще не цветут.
(detail)
Раскрывали алтарь во время праздничных месс, и тогда зрителей буквально ослепляло пиршество красок. По истечении 600 лет наше воображение не перестает поражать свежесть и глубина тонов, экзотический пейзаж райского сада, потрясающая детализация изображений. Мне же лично еще бросается в глаза удивительная утонченность черт лиц – возможно, ван Эйк хотел подчеркнуть мистический, божественный характер сцены и ее участников. Так или иначе, но даже косматый Адам, хоть и первый грешник, на пару с Евой ввергнувший человечество в большие неприятности, но и его интеллигентное лицо написано с большой нежностью, как на мой взгляд.
Адам и Ева (detail)
Адам и Ева изображены в натуральный рост, уклон поверхности, на которой они стоят, отличаются от угла наклона на других панелях – они словно выступаю вперед и вверх из глубины своих ниш. Этот эффект подчеркивают ступни, "поставленные" на край рамы, особенно отчетливо это видно у Адама: еще миг – и он шагнет нам на встречу! Адам и Ева– символ всего грешного, слабого и инфантильного человечества, помешанного на своих страстях, во имя спасения которого и умер на кресте Христос.
(detail)
Над Адамом и Евой мы видим небольшие жанровые сценки в технике "гризайль" - это жертвоприношение Авеля и Каина и убийство Авеля Каином.
Ян ван Эйк
Пророк Захария и ангел Гавриил (detail)
Еще мы можем видеть сверху двух сивилл (Кумская и Эритрейская) и двух пророков.
Hubert & Jan van Eyckdetail from the panel of the Ghent Altarpiece
Eyck, Jan van
Genter Altar,
Altar des Mystischen Lammes, linker Flügel,
(detail)
Образ Мадонны Гентского Алтаря
Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Роскошные одежды и драгоценности художник изображал с легкостью – ведь он был придворным живописцем и имел возможность ежедневно любоваться богатым убранством окружавших его вельмож. В короне я еще рассмотрела розы и синие аквилегии; последние, как известно, символ слез и скорби Богоматери. "Я – роза Шарона, я – лилия долины!" ("Песнь песней" Соломона).
(detail)
На боковых панелях мы видим музицирующих и поющих ангелов.
(detail)
Hubert & Jan van Eyck detail from the panel of the Ghent Altarpiece
(detail)
(detail)
Предположительный портрет Изабеллы португальской в образе сивиллы
Предполагают, что и сама Изабелла, уже жена герцога Бургундского, присутствует среди героев – ван Эйк изобразил ее на одной из внутренних створок в образе сивиллы Кумской.
(detail)
Агнец изображен на алтаре, позади которого мы видим четыре ангела, они держат орудия страстей Христовых: плеть, которым его избивали, столб, к которому его привязывали, крест, розги гвозди, терновый венец и две пики: одна, которой его закололи, другая – с губкой, смоченной в уксусе.Слева в белых тогах - апостолы, справа в красном - мученики, на переднем плане с посохом - святой Павел
текст c благодарностью взят отсюда и отсюда
+ BONUS
Ян ван Эйк (около1390-1441)
Св. Варвара
Неоконченная картина в Королевском музее изящных искусств Антверпена
1437
The Madonna with Canon van der Paele
1436
Oil on wood, 122 x 157 cm
Groeninge Museum, Bruges
Ян ван Эйк
Мадонна с младенцем и каноник Йорис ван дер Пале (деталь)
(detail)
Jan van Eyck
The Madonna with Canon van der Paele (detail)
1436
Oil on wood, 122 x 157 cm
Groeninge Museum, Bruges
Jan van Eyck (circa 1390–1441) and workshop
Virgin and Child, with Saints and Donor
between circa 1440 and circa 1441
Frick Collection
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Virgin and Child with St. Michael and St. Catherine and a Donor
c. 1437 oil on panel
Gemäldegalerie Alte Meister (Old Masters Picture Gallery), Dresden
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
The Madonna in the Church
circa 1438
oil on oak wood
Gemäldegalerie, Berlin
Ян ван Эйк (около1390-1441)
Распятие; Страшный суд, диптих
между 1420 и 1425
Дерево, масло переносено на холст
Музей Метрополитен
Jan van Eyck (circa 1390–1441)
Придворное общество у бургундского замка
Р. Кампен. (знаю, знаю, что не по теме)))) просто люблю этого художника))))
«Мадонна с Младенцем у камина».
Ок. 1733–35 гг.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург
Серия сообщений "Шедевр в деталях \1\":
Часть 1 - Шедевр в деталях | Ян ван Эйк (Jan van Eyck, circa 1390–1441) - Гентский алтарь, 1432
Часть 2 - Шедевр в деталях | Карло Кривелли (Carlo Crivelli, 1435–1495) - Annunciation with St. Emidius.
Часть 3 - Шедевр в деталях | Carle van Loo (1705–1765, French) - Marie Leszczinska, Queen of France
...
Часть 42 - Шедевр в деталях | Ян Стен (Jan Steen, 1626-1679, Dutch) - The feast of St. Nicholas
Часть 43 - Шедевр в деталях | Johann Friedrich August Tischbein (Иоганн Фридрих Август Тишбейн, 1750–1812) - Lady Louisa Hervey
Часть 44 - Шедевры в деталях | Esaias van de Velde (Эсайас ван де Велде, 1587-1630, Flemish) - Merry Company in a Park
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |