-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_maoist

 -Подписка по e-mail

 

 -Постоянные читатели

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 14.04.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 2




Дмитрий Беляев - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://maoist.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу http://maoist.livejournal.com/data/rss/, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Еще пятничный котег культуры Паракас

Воскресенье, 29 Января 2023 г. 11:40 + в цитатник
Сегодняшние пятничные котеги из-за домашних дел уехали аж в воскресенье.

Вот такой фигурный сосуд в виде головы ягулярчега изготовили мастера культуры Паракас.


Фигурный сосуд в виде головы ягуара с двумя горлышками и ручкой-перемычкой. Филдсовский музей естественной истории, Чикаго (фото Джона Вайнстайна, 2015).

Напомню, что мы уже знакомы с паракасскими котоглифами и котодемонами с паркасских тканей.

https://maoist.livejournal.com/542337.html


Метки:  

Про археологию майя на "Маяке"

Четверг, 26 Января 2023 г. 22:52 + в цитатник
Неделю назад поговорили про археологию майя с Маргаритой Митрофановой на "Маяке" в передаче "Физики и лирики". Я думал поговорим про новые открытия, но, как выяснилось, ведущей хотелось чего-то общего - и про историю археологических открытий, и немного про опыт полевой жизни.

https://smotrim.ru/audio/2675957

https://maoist.livejournal.com/542203.html


Метки:  

Комментарий d_catulus по поводу культурных тираннозавров

Вторник, 17 Января 2023 г. 20:40 + в цитатник
Вот, кстати, ЖЖ-юзер d_catulus тоже критически комментирует по поводу культурных тираннозавров

https://maoist.livejournal.com/541863.html


Метки:  

Я гляжу сенсации поперли одна за другой ...

Вторник, 17 Января 2023 г. 01:22 + в цитатник
Бразильская исследовательница-нейробиолог Сузана Эркулано-Оузель, ныне работающая в США, похоже, перечитала "Эдем" Гарри Гаррисона. По этому поводу она написала статью про то, что, мол, тираннозавры были такие же умные, как бабуины и вообще у них могла быть культура и технологии. Но мы-то понимаем, что это были самки иилане ;-)

Вот тут на N+1 хороший разбор (вообще это у них в последнее время разумная традиция).

https://maoist.livejournal.com/541628.html


Метки:  

Новый сезон пятничных котегов объявляется открытым

Суббота, 14 Января 2023 г. 19:17 + в цитатник
Как пел в свое время Дмитрий Александрович Ревякин, праздники прошли, нас догнали будни. По этому случаю начнем-ка новый сезон пятничных котегов.

По условному "восточному календарю" символ наступившего года - кролик. Год Кролика, правда, начнется только в февралеянваре, но допустим такое упрощение.

Так что начнём с синкретического символа нового года - Кролоягуара или Ягуарокролика.

Вот такая резная раковинная пластинка хранится в Хьюстонском музее искусств. Датируется она, судя по стилю, позднекласической фазой (VII-VIII вв.). В настоящий момент находится на выставке про майя в Метрополитен-музее.


Фото Хорхе Переса де Лары.

Этот продукт генетической инженерии древних майя из других источников неизвестен (я как-то писал про Тапироягуара). Звать его должны были бы Т'уль-Балам (ну или Балам-Т'уль).

Ну ведь прелесть!

https://maoist.livejournal.com/541231.html


Метки:  

Иэх, опять сенсация не состоялась!

Вторник, 10 Января 2023 г. 11:22 + в цитатник
В свежем номере Cambridge Archaeological Journal, ставшем доступным в начале января, опубликована сенсационная статья с ярким названием "An Upper Palaeolithic Proto-writing System and Phenological Calendar". В ней авторы (их довольно странный набор) заявили, что проанализировав корпус верхнепалеолитических изображений, доказали, что там присутствует ни много ни мало "the first known writing in the history of Homo sapiens". Ожидаемо эта статья стала поводом для сенсационных сообщений в СМИ. Правда если про календарь выглядит более-менее терпимо, то про письменность это уж совсем полный дзен. Даже наша любимая Алиса Гаджиева с "Обнаженки" это поняла и прокомментировала, что "выводы авторов работы как минимум в отношении протописьменности представляются несколько преждевременными". С моей-то точки зрения авторский коллектив выглядел как сборище фриков (за исключением Пола Петтита). Но зато все круто, как любят журналы - таблицы, графики и прочая атрибутика Настоящей Науки (ТМ).

Сегодня подробный разбор новой "сенсации" вышел на N+1 (Закрываем календарь, отменяем протописьменность. Что не так с главной археологической сенсацией первой недели 2023 года). Написавший его Михаил Подрезов - редкий пример нормального научного журналиста в российских СМИ. Он в свое время не только проверял у меня правильность русской транскрипции майяских названий, но и спрашивал почему оно так. Разбор основан на логическом анализе самих аргументов авторов, а также комментариях различных специалистов, как российских, так и западных. Как я и предполагал, новые гениальные идеи вызывают обоснованное сомнение у научного сообщества.

Но самое прекрасное в этом разборе - полный комментарий известного московского археолога, д.и.н. Владислава Сергеевича Житенёва (кафедра археологии МГУ), руководителя Южно-Уральской археологической экспедиции МГУ, изучающей палеолитические пещерные памятники. Я этот длинный текст специально перепощу, потому что он в новости теряется.

Некоторые размышления о статье «An Upper Palaeolithic Proto-writing System and Phenological Calendar»

Заголовок статьи вводит читателя в заблуждение — системы палеолитической протописьменности и фенологического календаря в результате проведенного псевдо-исследования не выявлены и не аргументированы. Текст написан плохо и не выправлен. Библиография сделана из рук вон плохо, ссылки на многие памятники даны не на оригинальные исследования, а на их пересказы.

Авторы сообщают, что они «не утверждают, что функция [предполагаемой — В.Ж.] системы была несовместима с другими эстетическими, дидактическими или ритуальными аспектами палеолитической визуальной культуры..., или что она объясняет все ассоциации линий/точек с животными, или что она использовалась во все времена и всеми группами в верхнепалеолитической Европе [здесь явное противоречие даже и со следующим абзацем — В.Ж.]. Мы, конечно, признаем, что гораздо больше примеров изображений животных встречаются без связанных с ними знаков, и, конечно, не подразумеваем, что наши интерпретации включают их». И выше процитированное и ряд других положений — безусловно являются общеизвестными всем исследователям каменного века, как, например, такое: «животные, являющиеся неотъемлемой частью ... аналитических модулей, изображают не конкретное отдельное животное, а всех животных этого вида, по крайней мере, в том виде, в каком их видят создатели изображений. Этот синтез изображения, математического синтаксиса (порядковые/линейные последовательности) и знаков, функционирующих как слова, сформировал эффективное средство записи и передачи информации, в основе которой лежит интеллектуальное достижение абстракции. Способность приписывать абстрактные знаки явлениям в мире — животным, числам, родам, циклическим фазам луны — и впоследствии использовать эти знаки как репрезентации внешней реальности в материальной форме, которую можно использовать для записи прошлых событий и предсказания будущих события были глубоким интеллектуальным достижением».

Больше всего меня смущает ключевое обстоятельство — обстоятельство упрощения. Знаковая система верхнего палеолита — это единая система, по всей видимости. Вычленять отдельные элементные блоки, сепарировать их от других частей системы и рассматривать в качестве ключевых просто по собственному желанию — это очень опасный научный путь. Получается, что другие части знаковой системы были представлены на стенах пещер совершенно с другой целью и в иной системе координат. Представим себе отечественную православную церковь и традицию. Мы прекрасно осведомлены о привязанности некоторых праздников к природным календарным событиям. Но найдём ли мы их отображение на фресках или иконах? Нет, мы увидим совершенно иную знаково-символическую систему.

Мне будет очень радостно, если это направление, представленное в статье, но отнюдь не новое, будет продолжено специалистами в области палеолита в виде крупной работы с привлечением палеогеографов, палеобиологов и других представителей естественно-научных дисциплин, которые представят свои материалы в поддержку и развитие календарной гипотезы. Календарная гипотеза — одна из самых многообещающих гипотез, наряду, например, с «мифологической», объяснения образно-знаковой системы изобразительных практик верхнего палеолита. И конечно, вполне возможно, что решение проблемы «вскрытия» основы визуального кода верхнего палеолита лежит через расшифровку отдельных блоков — составных частей этой системы. И это при условии, что на протяжении 30 тысяч лет с небольшим (или большим?) система принципиально не менялась даже в отдельных своих составляющих. Но я абсолютно не уверен, что утверждение авторов о проверенной статистически по основным хронологическим периодам данным является истинным, поскольку к представленной в работе базе данных в сопроводительных материалах есть много вопросов и претензий, один из которых достаточно прост — почему один и тот же период верхнего палеолита — объединённые граветт и солютре («примерно 27–19 тысяч лет назад») — относятся авторами то к раннему ’аналитическому’ периоду, то к позднему? Или почему авторы игнорируют несколько примеров из своей базы, где представлены случаи наличия более 13 знаков (именно от них отталкивается идея лунного цикла)? Откровенно говоря, база данных удручает практически по всем параметрам. Объяснение только этого тезиса превратится в небольшую монографию.

Насколько я понимаю, а здесь необходимо консультироваться со специалистами в статистике, в работе присутствует проблема статистической интерпретации примерно следующего содержания: «авторы утверждают, что провели ряд простых биноминальных регрессий. Из таблицы 3 следует, что проведено 12 тестов, то есть имеется в наличии только один результат, который имеет устойчивое значение р к множественным поправкам на базовом уровне».

С точки зрения современного развития палеолитоведения, тезис о большой роли тех или иных видов травоядных и пристальном к ним внимании явно подразумевает охотничий интерес палеолитического человека к этим животным. Однако сейчас хорошо известно, что в значительной части случаев изображаемые животные не являлись или практически не являлись добычей человека, по крайней мере, в тех регионах, где расположены исследованные с зооархеологической точки зрения декорированные пещеры. Именно это в свое время стало одним из аргументов для окончательного отказа от магической гипотезы палеолитического искусства.

Совершенно спекулятивным является и предположение о гравированных плитках как «средстве ведения учета наблюдаемого поведения животных, таких как рождение, спаривание, миграция и так далее». Подобные идеи демонстрируют глубочайший уровень невежества в том, что касается современного уровня развития палеолитоведения в целом и результатов исследований этого вида палеолитического искусства малых форм — в частности.

Авторы обсуждаемой статьи работали с опубликованными материалами. И это тоже накладывает отпечаток на качество анализируемого материала. Приведу в пример ситуацию с Игнатьевской пещерой на Южном Урале. И в достаточно давно, и в относительно недавно опубликованных статьях и книгах, посвящённых этому памятнику, представлена прорисовка композиции женщины и зверя, которые — в результате исследований Южно-Уральской археологической экспедиции в 2017–2022 годах — оказалась в значительной мере ошибочной, в том числе и в количестве точек-пятен, создающих прерывистую линию от зверя к женщине, а общее количество свидетельств изобразительных практик в пещере увеличилось в несколько раз — до более, чем 440. Если пользоваться похожими источниками, особенно давно опубликованными и основанными на очень старых, с точки зрения развития науки, методиках изучения и документирования палеолитических изображений, то вероятность непреднамеренных ошибок стремительно возрастает.

Отдельной проблемной областью мне видится состояние источниковой базы по пещерным палеолитическим изобразительным ансамблям. Во-первых, авторы анализируют всю совокупность изображений верхнего палеолита, не разделяя источники на монументальную и мобильную сферы доисторического искусства. Однако в палеолитоведении давно и прочно закрепилось обоснованное знание о серьёзных различиях по большому набору направлений результатов анализа изображений из этих очень разных даже по содержанию, качественному и количественному, типов изобразительных источников. Попытки вплести в анализ скороспелые суждения о третьей — декоративно-прикладной — составной части общего явления палеолитического искусства, а именно — об орнаменте — вызывают оторопь. Без учёта технико-технологического анализа каждого из предметов, особенностей культурной атрибуции памятников, традиций и прочих, достаточно «скучных» научных штудий, так самоуверенно говорить о вложенном палеолитическим человеком смысле в созданный предмет может только дилетант. По ходу чтения статьи и сопроводительных материалов у меня сложилось впечатление о том, что большая часть текста собственно самой статьи ещё как-то корректировалась Полом Петтитом — как профессиональным археологом, но завершающая часть о языке и большая часть сопроводительных материалов были оставлены так, как их представили далекие от глубокой археологической и — пусть меня поправят специалисты в области филологии и лингвистики — любой другой действительно «в части касающейся» научной специализации люди. Ознакомившись с базой данных, если это так можно назвать, и перечитав статью мне с грустью стало очевидно, что «независимые авторы» использовали предельно и давно устаревший подход — свалить в одну кучу для подтверждения собственной гипотезы абсолютно разные материалы из разных макрорегионов и разных этапов верхнего палеолита. Так действительно на начальных этапах развития палеолитоведения делали, но ведь по причине малого количества материалов и начала становления научных методов и подходов. Сейчас это никому не придёт в голову — просто по причине очевидной ’цветущей сложности’ - и региональной, и хронологической. Сравнивать напрямую в деталях даже изображения из разных памятников одного периода, но отстоящих друг от друга на значительные расстояния или же относящиеся к разным культурным единицам — это очень сложное и неблагодарное дело, практически невозможное сейчас.

К проблемным методическим вопросам относится и не менее сложная проблема — синхронность нанесения или выполнения изображений. Мы обычно говорим об «археологической синхронности», но это не то же самое, что и «синхронность повседневная», т.е. мгновенное, одномоментное или одноактное изображение животного и знака. Яркими примерами служат приведённые на рисунке 1 в статье примеры c, e, g. В двух первых случаях знаки — точки выполнены пигментом иного цвета, чем фигура животных. В последнем — красочные пятна (условно — точки) нанесены поверх гравированного изображения рыбы. Кстати, с изображением лосося на той же иллюстрации под литерой f связано ещё одно критическое замечание, правда, скорее этического характера. Существуют хорошо аргументированные выводы, посвящённые этому изображению, где блестяще раскрывается через анатомические особенности строения лососевых рыб — выделенные жёлтыми прямоугольниками детали — как прием натуралистичного способа передачи внешнего вида этих рыб (1, 2, 3). Умалчивание авторами иных трактовок и взглядов нельзя признать корректными. Во-вторых, существует большая проблема сохранности изображений. А вместе с ней и серьёзная проблема документирования следов художественной деятельности на стенах пещер. Приведу примеры из практики работы с настенными изображениями на Южном Урале. В Каповой пещере в зале Рисунков на Западном панно представлено единственное силуэтное изображение мамонта, известное на сегодняшний день в подземной полости. Над задней частью фигуры этого мамонта его первооткрыватель — О.Н. Бадер — зафиксировал пять красных точек, над головой — ещё две. Однако об истинном количестве этих точек в палеолитическое время судить очень трудно из-за первоначальной плохой сохранности рисунка: он отмывался и что-то было утрачено. Вот наиболее яркая цитата: «После тщательной промывки фигура выступала ярким буровато-красным силуэтом, пожалуй, наиболее ярким из всех рисунков второго этажа пещеры. Силуэт густо закрашен. Уточнились детали фигуры... Хобот расплылся в нижней части и стал менее натуральным, зато наметились бивни». Поэтому и отсутствие критического анализа источников в обсуждаемой статье не добавляет доверия к выводам авторов.

Меня несколько смущает продолжение ’перепевки’ одной из основополагающих идей, в частности, А. Леруа-Гурана о некоторых знаках как символах биологического пола, а в данном изводе — как символах, связанных с зачатием и рождением. Кроме того, мы наблюдаем в верхнем палеолите следы чрезвычайно серьёзного отношения людей к смерти. Отсутствие дихотомии «рождение vs. смерть», пусть и разбитых на составные части — вроде ’зачатие’ плюс ’рождение’ — представляется пока необъяснимым.

Человеку всегда хочется простых решений, но в обсуждаемой области — образно-знаковой системе верхнего палеолита - пока таких не просматривается. Все предыдущие попытки объяснения — будь то магическая теория или гипотеза инициаций подростков в пещерах — оказывались глубоко ошибочными и давно отправлены на свалку идей. Однако, при первом беглом пролистывании можно было бы только приветствовать появление подобных теоретических работ, поскольку без них, как и без дискуссий на эту тему, мы точно никогда ни в чем не разберёмся. А вопросы знаковых систем относятся к принципиальным вопросам становления и развития мышления и — шире — когнитивной деятельности человека. После внимательного прочтения статьи у меня иллюзии рассеялись.

Единственный археолог среди соавторов — Пол Петтит — уже некоторое время известен как серьезнейший провокатор, чего стоит статья о якобы неандертальских изображениях на стенах испанских пещер, после которой более, чем сорока ведущим европейским специалистам в области пещерного искусства Франко-Кантабрии пришлось, всё побросав, тратить время на опровержение, разъясняя очевидные для учёных истины и разбирая ошибки в публикации. И отдельный разговор, конечно, должен идти про первых трех авторов — так называемых независимых исследователей, один из которых, как мы знаем из СМИ, трудится в области довольно далекой от исследований палеолитической эпохи. Гражданская наука, вовлечение энтузиастов в научные исследования — дело нужное и благое, другой вопрос — в каких именно сферах и до каких пределов. В обсуждаемом случае, а это в последнее время далеко не единичный или уникальный факт, дилетантство торжествует над научными методиками и методологией. Безусловно, громкие безапелляционные заголовки и тезисы захватывают читателей, но в обсуждаемом примере научная база, содержание и обоснование явно неудовлетворительны. Конечно, всё вышеизложенное не означает, что в верхнем палеолите люди не знали календарных наблюдений и не пользовались ими. Однако аргументированно и строго научно доказать этот факт действительно сложно. Но гораздо сложнее понять и доказательно представить общую теорию палеолитического искусства.

https://maoist.livejournal.com/541164.html


Метки:  

Древняя Америка в археологической десятке 2022 года (по версии журнала "Archaeology")

Среда, 04 Января 2023 г. 12:29 + в цитатник
Ну что же, будем постепенно выбираться из новогодних застолий и пирамд кастрюль с салатами.

Американский научно-популярный журнал "Archaeology", который издается Археологическим институтом Америки, традиционно опубликовал список из 10 самых важных археологических открытий 2022 года. Это, пожалуй, самый известный топ-10 в научно-популярной сфере (их есть еще несколько - например от Heritage Daily и др.).

Из 10 открытий 3 штуки - из доколумбовой Америки. Во-первых, это деревянные объекты из жертвенных приношений в Главном храме Теночтитлана (астеки, XV-XVI вв.), во-вторых - "самая ранняя календарная надпись древних майя" из Сан-Бартоло (Гватемала), и в-третьих - новое богатое захоронение эпохи империи Уари в Кастильо-де-Уармей (Перу).


Деревянные артефакты из Главного храма Теночтитлана


Фрагмент росписи из Сан-Бартоло с вероятным календарным иероглифом "7 Олень"


Объеты из погребального инвентаря погребений из Кастильо-де-Уармей.

Такой перекос в сторону американских цивилизаций вполне естественен и объясним. А вот у Heritage Daily доколумбово открытие только одно - Главный храм Теночтитлана.

https://maoist.livejournal.com/540844.html


Метки:  

Сергей Минаев и общество "Знание"

Суббота, 31 Декабря 2022 г. 12:20 + в цитатник
А как вы думаете: на какой же площадке новая звезда исторического просвещения, открывающий нам глаза на злокозненных ученых, Сергей Минаев еще рассказывает о своих выдающихся успехах?

Нет, не на Рен-ТВ. Вещает он об этом на площадке Всероссийского общества "Знание". Вот всего пару месяцев назад, в октябре 2022 г., в рамках проекта "поTalkуем" (это типа такой "русский TedTalks") он поведал о личном бренде и новых медиа. Как сообщают нам, "ПоTalkуем" - образовательная конференция, на которой выдающиеся личности нашей страны и зарубежья рассказывают истории своего успеха, показывают, какими инструментами они пользовались для достижения целей, и делятся полезной информацией. О да, вот уж точно выдающиеся личности!

Ну что же, еще один кусочек в мозаику. Я свое критическое мнение про нововозрожденное общество "Знание" уже высказывал. Про великолепные открытия В. Мединского в области истории североамериканских индейцев тоже уже было. То есть про древних майя все-таки будет не Владимир Ростиславович, а, видимо, медиамен Сергей Минаев.

https://maoist.livejournal.com/540601.html


Метки:  

И новогоднее: говнописатель Сергей Минаев сваял высер про древних майя

Пятница, 30 Декабря 2022 г. 12:42 + в цитатник
Хотел я под Новый год написать что-нибудь хорошее и жизнеутверждающее. Но не напишу. И все благодаря ahiin, который вместо того, чтобы спокойно кушать мандарины, резать оливье и выпивать, решил посмотреть Ютьюб-канал Сергея Минаева МИНАЕВ LIVE.

Дисклеймер: поскольку сабж поста в свое время прославился дружбой с еще одним деятелем раннего Рунета Э. Багировым, данный пост написан в стилистике той поры.

Сергей Минаев, есличо, это не тот весёлый кудрявый перестроечный шоумен, который радовал нас в подростковом возрасте своими пародийными каверами "Братец Луи", "Вояж от этих рублей" и кучей версий ламбады. Нет, это типа писатель руками и бизнесмен, такой самодовольный щекастый хмырь, ставший известным во второй половине 2000-х унылыми книжками "Дyxless" и "The Тёлки" (по ним даже фильмы какие-то сняли, в том числе с Данилой Козловским), а потом подвизавшийся во всякого рода медиаагентствах, журналах, ведущим на ТВ и в сети и прочей мутотени.

Так вот, выяснилось, что уже больше года этот персонаж ведет на Ютьюбе шоу "Уроки истории". Ссылку на свежий высер мне и прислал ahiin. На этот раз талантливый медиамен решил рассказать про цивилизацию майя.

Я некоторое время назад критиковал Тамару Эйдельман за то, что она про майя рассказывала на основе устаревшей книги Керама. Так вот, хочу принести искренние извинения Тамаре Натановне и поблагодарить ее. Ибо на фоне Сергея Минаева она оплот просвещения.

Меня на просмотр всего длинного (более часа) видео не хватило, так как рвотные порывы сдержать было сложно. Смотрел куски по таймингу и на перемотке. Составлено это все на основе комбинации помоечных сайтов Рунета, фрагментов русской Википедии и фильма Мела Гибсона "Апокалипто". С постоянным рефреном "Все это придумали историки ХХ века, а мы не знаем было ли так или не было". И еще звучит умное слово эксгибиционизм историография. То, что он несет про письменность, это просто бессмысленная абракадабра: "алфавит майя не соответствует латинским буквам и он фонетический - что если сложить два иероглифа, то у тебя получится два звука, которые обозначают черепаху".

В конце автор приходит к выводу, что древние майя, создавшие высокую цивилизацию, не имеют никакого отношения к майя сегодняшним, и вообще про древние цивилизации учёные все врут. Всплывают также хрустальные черепа и немцы из "Аненербе", которые оказывается верили, что 13 хрустальных черепов дадут им власть над всем миром. Блин, бедное "Аненербе" - знали бы его члены, что про них будет рассказывать Сергей Минаев!

Но самый большим шоком для меня оказалось, что оный Сергей Минаев в 1998 году окончил наш ФАД (факультет архивного дела). Уточнение "по специальности «Отечественная история новейшего времени»", которое встречается везде - это, естественно, полная туфта, поскольку никогда такой специальности не было. Скорее всего, имеется в виду кафедра отечественной истории новейшего времени. Чем и под чьим руководством там занималась будущая звезда Рунета - покрыто тайной.

Так вот, этот факт наводит меня на мысль (и с ней полностью согласен посмотревший видео полностью ahiin), что Сергей Минаев не просто тупой безграмотный дебил. Нет, он тупой и безграмотный, но совершенно сознательный мудак, который осознанно несет бред в стиле Рен-ТВ, чтобы раскрутить свой говноканальчик.

https://maoist.livejournal.com/540330.html


Метки:  

Как я не стал лауреатом премии "Просветитель"

Суббота, 24 Декабря 2022 г. 16:36 + в цитатник
В среду, 22 декабря прошла церемония награждения лауреатов премии "Просветитель". Напомню, что книга Майкла Ко "Разгадка кода майя" в моем переводе и с моим послесловием, вышедшая в издательстве "Бомбора", неожиданно вышла аж в финал премии "Просветитель.Перевод" в номинации "Гуманитарные науки". Я-то особо ни на что не надеялся, но вот Денис Песков полагал, что 100-летний юбилей Ю.В. Кнорозова может оказаться важным фактором.

Объявляя результаты, председатель жюри по этой номинации Виктор Сонькин сказал о книге очень тёплые слова (надеюсь, ему она действительно понравилась), но в итоге лауреатом стала книга Дугласа Смита «Российская миссия. Забытая история о том, как Америка спасла Советский Союз от гибели» (CORPUS, 2021).

Зато серия Дениса Пескова в "Бомборе" все равно оказалась отмечена, поскольку в номинации "Естественные и точные науки" победила книга Дуга Макдугалла «Зачем нужна геология. Краткая история прошлого и будущего нашей планеты». Знающие люди говорят, что это очень хорошая книга в хорошем переводе и с отличным редактором (доктор геолого-минералогических наук, профессор геологического факультета МГУ, профессор РАН Павел Плечов). Хочется поздравить с этим как переводчески-редакторский коллектив, так и Дениса Пескова и руководителя группы компьютерной и научно-популярной литературы издательства "Бомбора" Владимира Обручева, с которым я в среду познакомился.

В общем, интересный был опыт.

https://maoist.livejournal.com/540080.html


Метки:  

Тульские городища. Городище Сатинка

Понедельник, 19 Декабря 2022 г. 11:52 + в цитатник
Давненько не было новых выпусков из цикла "Тульские городища" Музея-заповедника "Куликово поле". Новое видео посвящено городищу Сатинка (Киреевский район).

Это одно из древнейших городищ (ранний железный век, I тыс. до н.э.) не только на территории Тульской области, но и всего Верхнего Поочья, открытое в 1936 году археологом и краеведом Георгием Доррером. Площадь городища – порядка 6 тысяч кв. м. В культурном слое при раскопках были найдены остатки жилых и хозяйственных строений, а также бытовые изделия, орудия труда, украшения из бронзы и железа, глина, кость и рог. Наличие в большом количестве двух последних материалов позволило сделать вывод, что основным занятием жителей городища было скотоводство. Рассказывает начальник отдела археологических исследований музея-заповедника "Куликово поле" Евгений Столяров.

Все-таки съёмки с дронов это очень удобно для такого рода рассказов!


https://maoist.livejournal.com/539779.html


Метки:  

Развенчание мифов о военном деле сарматов на "Родине слонов"

Воскресенье, 18 Декабря 2022 г. 16:25 + в цитатник
Свежий, 347-й выпуск "Родины слонов" посвящен военному делу сарматов.

Есть ли хоть одно археологическое подтверждение существованию у сарматов катафрактариев – тяжеловооружённой конницы, ставшей визитной карточкой этого народа? Правда ли, что сарматы жестоко избивали своих жён? Что нам говорит археология о возможном существовании у сарматов профессиональных воинов и их корпоративной этике?

Разбираемся, что знает современная наука о знаменитого сарматском войске с Михаилом Васильевичем Кривошеевым, кандидатом исторических наук, заведующим Лабораторией археологических исследований им. А.С. Скрипкина Волгоградского государственного университета.


https://maoist.livejournal.com/539419.html


Метки:  

Судьбы наших текстов...

Суббота, 17 Декабря 2022 г. 15:42 + в цитатник
Обнаружил в ЖЖ у inga_ilm мой двухлетней давности пост про незаслуженно забытого плодовитого российского ученого "и др.". Он, очевидно, через множество посредников попал в Телеграм, а оттуда вернулся обратно в ЖЖ. Прикольно

https://maoist.livejournal.com/539288.html


Метки:  

R.I.P.: Даниэль Акино

Пятница, 16 Декабря 2022 г. 18:35 + в цитатник
В Гватемале умер директор Национального музея археологии и этнологии Даниэль Акино. Два последних года он боролся с раком, но, увы, безуспешно.

Даниэль - профессиональный археолог, окончил отделение археологии Школы исторических наук Университета Сан-Карлос, затем работал на раскопках Тикаля, Наранхо, Йашхи, Накума, Топоште, Ла-Хойянки и других городов майя. Мне с ним в поле пересечься не пришлось, я познакомился с ним лишь в 2012 году, когда он стал директором Национального музея. А вот alexander_wnk с ним работал в Наранхо.


Лето 2019 года, на церемонии в честь А. Демареста в Музее Пополь-Вух

В 2017 году он стал представителем Гватемалы в комитете по Всемирному наследию ЮНЕСКО. Он очень много сделал для обновления и развития национального музея (при всех тех скудных ресурсах, что выделет правительство), изо всех сил боролся с разграблением историко-культурного наследия страны. В 2018 году за свои заслуги в области сохранения культурного наследия стран Центральной Америки был награжден французским Орденом Академических пальм.


Лето 2016 года, на археологическом симпозиуме с Ольгой Хазард, президентом Ассоциации Тикаль

Мы дважды - в 2015 и 2016 годах работали в запасниках и в экспозиции Национального музея, и Даниэль оказал нам неоценимую поддержку. А его жена Адриана бла инспектором наших работ в Тикале в 2013 и 2014 гг. - практически семейный подряд. Очень был хороший и душевный человек.


Лето 2019, с сыном Моисесом

Очень непросто ему давалась борьба с болезнью, летом во время археологического симпозиума в Гватемале он выглядел как тень... Светлая память!

https://maoist.livejournal.com/538929.html


Метки:  

Как "научные журналисты" с Обнаженки и культуру Наска отменили

Среда, 14 Декабря 2022 г. 22:16 + в цитатник
Мои любимые "научные журналисты" с Обнаженки продолжают жечь. Всего через пару дней после креатива про Канульское царство Алиса Гаджиева разродилась новым шедевром, на этот раз про доколумбовы банды перуанских наркоторговцев.

Цивилизации доколумбовой Америки создали стабильную сеть наркоторговли еще до нашей эры

Речь идет о культуре Наска - и сразу же очередное открытие! Оказывается создателям оной культуры "приписывают создание геоглифов Наска, но в научном сообществе согласия по этому вопросу пока нет". Бугагашечки, Алиса Гаджиева не только культуру Астатлан отменила, она теперь еще и по культуре Наска специалист?!

Дальше идет пересказ ряда статей, в которых излагаются результаты различных исследований использования наркотических веществ в доколумбовом Перу (причем все это называется "наркотрафиком").

А завершается это все совершенно прелестным пассажем: "Но ясно, что у Пабло Эскобара были духовные предшественники задолго до прибытия европейцев". Все-таки феерические персонажи работают в "Обнаженке"!

https://maoist.livejournal.com/538665.html


Метки:  

Новые страницы из истории канульской династической войны

Вторник, 13 Декабря 2022 г. 22:47 + в цитатник
Уже несколько лет как нам стало ясно, что один из ключевых моментов в истории Канульского царства (одного из важнейших государств древних майя классической эпохи, создавшего в VI-VII вв. крупнейшую гегемонию в области Южных низменностей) была династическая война, разразившаяся между 626 и 640 гг. В ней бились Йукном-Ч'ен (будущий великий царь царей) и некий Вашаклахун-Убах-Чан, про которого раньше особо ничего известно не было. Детали можно послушать в рассказе Сергея Вепрецкого на "Родине слонов" (хотя термин "гражданская война" я не приветствую).

После находки в 2016 г. в Шунантуниче новых элементов из иероглифической лестницы, изначально установленной в Караколе (Белиз), стало ясно, что Вашаклахун-Убах-Чан правил в древней столице Кануля (на месте памятника Ц'ибанче) и был, очевидно, законным наследником К'ак'-Ти-Ч'ич'а нашего Ах-Шакиля. А вот откуда взялся его соперник, до 636 г. скрывавшийся под непрочитанным пока именным иероглифом ("Йукном-Голова"), а в 636 г. принявший тронное имя Йукном-Ч'ен ("Сотрясатель Городов") и перенесший столицу из Кануля-Ц'ибанче в Чикнаб-Калакмуль, мы только догадывались.


Панель 3 из Шунантунича, упоминающая смерть "священного царя Кануля" Вашаклахун-Убах-Чана в июле 640 г. (фото Кристофа Хелмке).

И вот, разбираясь с надписью на стеле 33 из Калакмуля, Сергей Вепрецкий этот вопрос в общем-то решил. В этой надписи, созданной по поведению Йукном-Ч'ена, главные герои - канульский царь-завоеватель Ук'ай-Кан (конец VI - начало VII вв.) и ранее нам неизвестная женщина Иш-Бель, носящая титул "чикнабская царевна". Ук'ай-Кан там постоянно проводит ритуалы, а Иш-Бель прибывает и наблюдает Ук'ай-Кана. Нет сомнений, что Ук'ай-Кан - отец Йукном-Ч'ена, а Иш-Бель - его мать.


Стела 33 из Калакмуля (фото С.В. Вепрецкого, 2018)

Кстати, дочку свою, выданную замуж за царя Вака-Эль-Перу в 670-е годы, Йукном-Ч'ен назвал Иш-Бель в честь горячо любимой маменьки.


Иш-Бель канульская, дочь Йукном-Ч'ена, на стеле 34 из Эль-Перу (Кливлендский музей искусств)

Я, кстати, в своей диссертации с этой стелой 33 работал, но тогда в распоряжении была лишь прорисовка Саймона Мартина и казалось, что больше из этого текста ничего не вытащить. Ан нет, оказалось, что еще много интересного.

Так что все оказалось вполне банально и стандартно. Два царственных соперника, видимо, были сыновьями от разных жен (или вообще кузенами). Мама Йукном-Ч'ена была чикнабской царевной, посему он, начав борьбу за власть, опирался на сверстников детства из ее родного города (в надписи на блоке иероглифической лестницы из Караколя, найденной в Наранхо, сообщается, что в одной из битв его сопровождали "хуштетунские чикнабцы"). Ведь явно же он каждое лето к бабушке с дедушкой ездил. Ну а потом он решил вообще столицу перенести в мамин город, так как он ближе к центру земель майя и торговым путям, да и климат там получше, чем в "Змеевище" на юге Кинтана-Роо.


Красивая картиночка с видом Калакмуля от National Geographic

https://maoist.livejournal.com/538541.html


Метки:  

Джон Уиндем "Паутина"

Понедельник, 12 Декабря 2022 г. 23:56 + в цитатник
Я Уиндема всегда любил, еще с первого издания "Дня триффидов" в "Библиотеке фантастики". А потом на первые заработанные какой-то халтурой деньги я себе приобрел личную - вот такую.



Но вот "Паутину" я странным образом пропустил и прочел только сейчас в новом издании, под одной обложкой с "Кракен пробуждается". Зашло даже больше, чем "Кракен".



Причем вот эту вырвиглазную обложечку в стиле начала 90-х я визуально помню, но прочесть руки не дошли.

https://maoist.livejournal.com/538199.html


Метки:  

Бутылочное стекло и передовые технологии патагонцев и огнеземельцев

Воскресенье, 11 Декабря 2022 г. 15:26 + в цитатник
После появления первых европейцев на Южноамериканском континенте многие индейские группы стали активно использовать новые европейские материалы, в частности бутылочное стекло и осколки европейской высокотемпературной керамики (stoneware). В общем, разумное решение - не надо долго и упорно обрабатывать кремнёвые заготовки. Для небольшого наконечника в самый раз.

По меньшей мере на 30 памятниках XIX - первой трети ХХ веков Южного Конуса (21 в Патагонии и 9 на Огненной Земле) были найдены орудия труда, изготовленные из бутылочного стекла или высокотемпературной керамики. Кроме того, многие находки не имеют контекста. Абсолютное большинство артефактов - из стекла.

TF point.jpg
Наконечник стрелы, изготовленный из бутылочного стекла (Огненная Земля). Коллекция Музея Фонка, Вальпараисо, Чили.

Интересно, что на патагонских памятниках доминируют скребки, которые использовались для обработки шкур гуанако. А вот у огнеземельцев обнаружено больше наконечников. Исследователи предполагают, что это связано с переходом патагонцев на протяжении XIX в. к конной охоте с использованием болас. А вот огнеземельцы сохранили традиционную охоту.


Скребки из различных сортов стекла. Памятник Пуэсто-Йатель, континентальная Патагония.

На некоторых памятниках видно, как постепенно исчезают традиционные каменные орудия, сменяющиеся орудиями из новых передовых материалов, а потом уже появляется металл.

См.: Nuevo Delaunay, A., Belardi, J., Carballo Marina, F., Saletta, M., & De Angelis, H. (2017). Glass and stoneware knapped tools among hunter-gatherers in southern Patagonia and Tierra del Fuego. Antiquity, 91(359), 1330-1343.

https://maoist.livejournal.com/537961.html


Метки:  

Археология Антарктиды

Суббота, 10 Декабря 2022 г. 14:20 + в цитатник
В издательстве Routledge вышла вот такая книга с немного эксцентричным названием.



Конечно же нет в ней ничего криптоархеологического и фрического. На самом деле она посвящена археологии XIX-XX вв. - изучению остатков научных станций, жилищ исследователей и стоянок китобоев, особенно на Южных Шетландских островах. Но все равно, согласитесь, звучит прикольно ))

https://maoist.livejournal.com/537753.html


Метки:  

Зулусы и держава Чаки на "Прошлом"

Среда, 07 Декабря 2022 г. 11:22 + в цитатник
Новый выпуск исторического журнала "Прошлое" посвящен истории Африки. Его главные герои - зулусы и их великий вождь Чака, так хорошо знакомый всем фанатам "Цивилизации".

Рассказывает Александр Валентинович Воеводский, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Центра африканских исследований Института всеобщей истории РАН, доцент кафедры всеобщей и отечественной истории НИУ ВШЭ, доцент кафедры всеобщей истории исторического факультета РГГУ.



Михаил Родин, правда, во всех текстовых вставках зулусскую политию при Чаке обозвал "государством", что сомнительно.

https://maoist.livejournal.com/537360.html


Метки:  

По следам наших ЖЖ-публикаций: статья про раковинные трубы-горны у древних майя

Воскресенье, 04 Декабря 2022 г. 16:57 + в цитатник
Отправил правки к гранкам статьи "Обращаясь к богам и предкам: горны из морских раковин как ритуальные инструменты у древних майя", которая выйдет в Stratum Plus в №6 за этот год. Она написана на основе моего доклада "Трубы из морских раковин как ритуальные инструменты у древних майя" на Американском семинаре. А до этого я про раковинные трубы-горны писал здесь (1 и 2). Так что есть неоценимая польза от ведения ЖЖ!

Раньше самыми моими экзотическими публикациями были статьи в "пашутинских" сборниках "Восточная Европа в древности и раннем средневековье", но Stratum Plus их явно переплюнул ) Кстати, хочется отметить очень качественную техническую работу - карту для статьи сделали очень хорошую.


Раковина из Асунсьон-Мита с иероглифической надписью. Коллекция Национального музея археологии и этнологии Гватемалы (фото проекта "Эпиграфический атлас Петена", 2016).


Иероглифическая надпись на раковине (прорисовка С.В. Вепрецкого)

https://maoist.livejournal.com/537173.html


Метки:  

"Император Карл V. Воспоминания. Наставления принцу Филиппу" уже в продаже

Пятница, 02 Декабря 2022 г. 14:29 + в цитатник
Магазин "Фаланстер" сообщает, что у них в продаже уже есть книга "Император Карл V. Воспоминания. Наставления принцу Филиппу". Цена, правда, кусается - 1032 рубли. В подтверждение вывесили фотографию.



А переводчик / комментатор Дмитрий Боровков сообщает, что она также продается на стенде издательства "Евразия" на идущей сейчас ярмарке "Non/fiction" в Гостином дворе.

https://maoist.livejournal.com/537050.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_maoist
Страницы: [93] 92 91 ..
.. 1 Календарь