-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в lj_chto_chitat

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.12.2005
Записей:
Комментариев:
Написано: 99




Что читать? - LiveJournal.com


Добавить любой RSS - источник (включая журнал LiveJournal) в свою ленту друзей вы можете на странице синдикации.

Исходная информация - http://chto-chitat.livejournal.com/.
Данный дневник сформирован из открытого RSS-источника по адресу /data/rss/??ac108cb0, и дополняется в соответствии с дополнением данного источника. Он может не соответствовать содержимому оригинальной страницы. Трансляция создана автоматически по запросу читателей этой RSS ленты.
По всем вопросам о работе данного сервиса обращаться со страницы контактной информации.

[Обновить трансляцию]

Т. Харди "Тесс из рода д'Эрбервиллей"

Среда, 15 Декабря 2021 г. 01:43 + в цитатник


Тесс из рода д’Эрбервиллей познакомила меня с Харди. Честно говоря, рассчитывал на некий типично английский роман XIX века. И действительно, с первых страниц описание положительной и трудолюбивой девушки, которой приходится сталкиваться с несправедливостью, очень напомнило творчество Бронте. Думаю, не будет большими спойлером написать, что в какой-то момент времени она встречает своего героя. Но вот что происходит после этого, озвучивать не стану.

Сам Харди и ряд рецензентов считают роман социальным. Но в основе диалогов и поступков героев лежит религиозная тематика. Читатель должен погрузиться в теологические тонкости англиканства, отличающие Высокую, Низкую и Широкую церкви, попытаться разобрать мировоззрение мистера Клэра, Энджела и Алека и как-то применить его к их реальной жизни. Применяется это всё плохо, а страдает, конечно же, несчастная Тесс. Может, в этом судьба всех голых теорий? Они бесплодны, если не подкрепляются любовью, как у самой Тесс. Наверное, это и хотел сказать Харди.

https://chto-chitat.livejournal.com/14454026.html


Метки:  

"Липовая жена" Дина Рубина

Вторник, 14 Декабря 2021 г. 15:09 + в цитатник

Дина навсегда

– Хорошо, мы встретимся сейчас, – решительно сказала я. – Только знаете что, давайте оставим эти опознавательные газеты в руках и традиционные цветки в петлицах. Вы угоняете машину марки "Москвич" и едете в сторону пустыни Гоби. Я надеваю красный комбинезон и желтый картуз и иду в том же направлении. Там мы и встретимся...

И мы снова-снова-снова встречаемся с ней. С остроумной, очаровательной, великолепной и немыслимо талантливой прозой Дины Рубиной. Любовь к ней началась у меня в далеком семьдесят восьмом прошлого века с этой вот, вынесенной в эпиграф фразы про пустыню Гоби и автомобиль марки "Москвич" из телеспектакля, который показали будним днем. Спектакль назывался "Когда же пойдет снег", холецистит после желтухи позволял косить от школы, и я тогда еще не поняла, что влюбилась на всю жизнь.

В сборнике "Липовая жена", включающем семь небольших повестей, она первая по счету. История пятнадцатилетней девочки, влюбленной в красивого взрослого парня. Героиня серьезно больна, ей предстоит операция с непредсказуемым исходом, и она загадывает, что если успеет увидеть снег, то все будет хорошо. Дина Ильинична умеет в сочувствие и сострадание как никто другой, я теперь не только о русской литературе.

"Терновник" вторая повесть, название - прямая отсылка к терниям, которым увенчали голову Иисуса, для семьдесят девятого в официально атеистическом государстве это было смело, а еще более смело, что по сути отнести ситуацию тернового венца следует к женщине, которая после развода с мужем колотится рыбой об лед, в одиночку поднимая сына. И эта повесть - такая мощная декларация интерсекфеминизма: как бы тебе ни было трудно, всегда есть кто-то, кому тяжелее. Не отворачивайся от их страданий, помоги им. Это то, что делает тебя человеком.

"Чужие подъезды". А вот это про мажора. Не в смысле олигаршонка, какой мы вкладываем сегодня, родители-то у него обычные, да еще и в разводе. Но тянутся оба на своего Илюшу, чтобы ни в чем себе умный красивый великовозрастный мальчик не отказывал, и бабаня еще. Неважно, что стирает машинкой активаторного типа, которая вот-вот развалится, а мать курит "Приму" - Илья в замшевом пиджаке и выглядит как киноартист. И талантливый ведь, и незлой, и не баловали особо. Отчего он такой вырос?

"Завтра как обычно", а это уже будни гиперответственного гениального Саши, который воспитывает вместе с дедом и бабушкой племянницу Маргариту, и разбивает сердца старшего поколения своей семьи тем, что работает в милиции. И сказать, что эта повесть чудо, значит ничего не сказать. Каждый абзац хочется вышить крестом и повесить в рамочку на стене, жаль, что я не вышиваю.

"Двойная фамилия", "Цветок сливы" и "Мэри" - более поздняя Рубина. Мастер, который знает, в каком месте и с каким уровнем нажима придавить слезную железу читателя, в каком поразить его невероятным сюжетным твистом, а в каком приманить бриллиантовым блеском миллиардных состояний, дипломатического статуса и суперменами-спецслужбистами. Это то, из чего позже явятся глухонемая-девушка-полиглот—она-же-гениальный-фотограф с красавцем-контртенором-мирового-класса-по-совместительству-суперагентом-Моссада. Очень хорошо, но немного "Маленькая жизнь", если вы понимаете, о чем я.

Однако эти ранние повести, они еще не моделируют марвеловских сверхлюдей, они еще совсем про настоящих, как вы, как я, как целый свет. И они удивительным образом вне времени. Замени во второй повести "кооператив" на "ипотеку" - вот тебе наши дни. Потому что она одна такая. Да, Дина навсегда.

https://chto-chitat.livejournal.com/14453930.html


Метки:  

Художественные книги о вере и промысле Божьем

Вторник, 14 Декабря 2021 г. 01:30 + в цитатник

Здравствуйте. Посоветуйте, пожалуйста, художественные книги, где сюжет связан с темой веры (христианской — православной или католической/протестантской), Божьего промысла, духовности. Нужны не богословские и не теоретические-учебные книги, а именно художественные — романы или повести. Подходящий пример: Сельма Лагерлеф "Иерусалим". Думаю, таких книг много, те же романы Достоевского. Хочу проверенных рекомендаций самых интересных и достойных книг.

https://chto-chitat.livejournal.com/14453515.html


Порекомендуйте книги

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 19:26 + в цитатник
Что подобрать сыну? Возраст - 12 с половиной лет. Предпочитаемые жанры - фантастика, фэнтези, стимпанк, приключения.
Читал - Р. Шекли, Р. Хайнлайна, Г. Гаррисона, С. Грина, Э.Ф.Рассела, А. Беляева, Жуля Верна, К. Булычева, Р.Л. Стивенсона, А. Пехова, Д. Роулинг, А. Белянина, Д.Р.Р. Толкина (только "Хоббита"), Л. Бардуго, О. Дивова (рассказы и повести), Р. Куанг, К. Раули, В. Васильева (только "Ведьмак из Большого Киева"), Н. Перумова (только цикл о Молли Блэкуотер), М. Семенову, различные подростковые фэнтези и стимпанки, сборники стимпанковых рассказов, немного S.T.A.L.K.E.R. и др.
Не зашли - "Дюна" Ф. Герберта, "Герметикон" В. Панова.
Пока не хочет - "Упорядоченное" Н. Перумова, "Тайный город" В. Панова, WH40k и прочие фантастические вселенные от настолок, фильмов и компьютерных игр.

https://chto-chitat.livejournal.com/14453437.html


Метки:  

"Клара и тень" Хосе Карлос Сомоса

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 19:26 + в цитатник

Искусство бесчеловечно

Самое худшее в аду - не знать, не находишься ли ты в нем уже сейчас.

Помните, в начале ковидного 2020-го из небытия возникла группа Изоизоляция с бомбическими композициями, воссоздающими шедевры мировой живописи из пакетов гречки, рулонов туалетной бумаги и прочего подручного скарба. Все мы с удовольствием смотрели, лайкали, смеялись. Чтобы забыть о мимолетном развлечении, чуть только жизнь наладилась. Все это так и осталось доморощенным балаганом с переодеваниями в попытке совладать с экзистенциальным ужасом.

Мир "Клары и Тени" альтернативная реальность, близкая к нашей. С той разницей, что индустрия досуга двинулась в нем не по демократичному пути общения и развития коммуникаций: соцсети, мессенджеры, чаты, но по более изощренному и эстетскому - гипердраматического искусства. На поверхностный взгляд может показаться, что это что-то вроде бодиарта, доведенного до логического завершения, но на деле гипердрама имеет с ним общего лишь то, что художник работает с человеческим телом.

Что у нас было забавным и тоже скоро забытым курьезом современного искусства, в мире "Клары и тени" устоявшаяся прибыльная и престижная реальность, а известные художники и картины существуют там в атмосфере уважения, восхищения, преклонения, какой у нас окружены знаменитые актеры и модели. И картины? Да-да, я не оговорилась, живые люди, тела которых становятся артефактом, когда художник делает из них картины. Со всем комплексом сопутствующих процедур: предварительная подготовка холста, грунтовка, письмо.

Прежде долгое обучение специальным техникам, позволяющим часами оставаться в заданной позе, сохраняя неподвижность. Жесточайшая самодисциплина и суровые физические упражнения Эпиляция всего тела, кроме головы. Прием ингибиторов телесных выделений и чувствительности. Изменение цвета кожи, радужки глаз. Возможны даже манипуляции с телесными отверстиями и слизистыми оболочками. То есть, когда ты картина (объект), ты почти перестаешь существовать как индивид (субъект).

Стойте, но как такое возможно, ведь не может человеческое существо совсем отказаться от своей природы? А совсем и не нужно, картины экспонируются по шесть-восемь часов с перерывом, после возвращаются к себе и могут вести более-менее нормальную жизнь. Хотя, разумеется, если ты лимонно-желтого или пурпурного цвета, вряд ли сама захочешь тусить. Та же система действует при покупке. Полотно переезжает в дом коллекционера на оговоренный контрактом срок и служит украшением интерьера в определенные часы. Если картина особенно ценная, к ней приставляются охрана.

Бред какой-то. Ну, а им может показаться бредом наша зацикленность на маленьких прямоугольных коробочках. Просто сдвинутый, относительно привычного, вектор преференций, мы здесь любим общаться и обмениваться информацией (вербальной, текстовой, видео) они там более самоуглубленны и созерцательны. Если тебе повезет быть написанной знаменитым и модным художником, пара месяцев работы может обеспечить безбедное существование на дальнейшую жизнь, без необходимости ужиматься и отказывать себе в одежде от Дольче. Это не говоря о славе и почете, не забывайте, в мире книги гипердрама невероятно престижна.

И вот, накануне выставки величайшего художника Бруно ван Тисса, кто-то чудовищно жестокий начинает похищать и зверски убивать его картины. Ясно, что это серия, как ясно и то, что маньяк не собирается останавливаться. Кто следующий и удастся ли защитить-спасти живого человека, одновременно являющегося арт-объектом? Клара Рейос полотно и она больше всего на свете хотела бы стать шедевром, написанным гением. В жизни всегда есть место чуду, великий живописец замечает девушку и выбирает на роль Сусанны в деконструкции рембрандтовой "Сусанны и старцев"

Разумеется, она не знает о похищениях и убийствах, а и знала, это ее не остановило бы, Клара служит искусству. Хосе Карлос Сомоса создает поразительно точный, четкий и детально прописанный мир, прорастающий из сферы искусства в обыденность той реальности, о которой рассказывает. Это ярко, мощно, необыкновенно и, парадоксальным образом, узнаваемо. Мой книжный год начинался "Кларой и солнцем" Исигуро, где вещь оживала, заканчивается "Кларой и тенью", где живое становится вещью, и я бы не хотела искать какого-то символизма, скажу только, что обе прекрасны.

Удивительная захватывающая и страшная книга. Редчайший случай, когда соединение двух жанров, традиционно причисляемых к низким: фантастики и детектива - становится под рукой мастера большой литературой.

https://chto-chitat.livejournal.com/14453121.html


Метки:  

"Сказка и быль. История русской детской литературы" Бен Хеллман.

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 19:10 + в цитатник

Редкий зверь - прекрасно написанная монография о феномене русской литературы о детях и для детей со времен Ивана Грозного и аж до 2010 года. Прекрасный язык изложения и нескрываемая любовь к предмету, удачное сочетание емкости и ясности в описании творчества десятков и десятков писателей и поэтов, как известных и знаменитых, так и незаслуженно (или заслуженно) забытых. Становится ясно, что расцвет гениев и талантов невозможен без куда большего числа современных им "ремесленников" или просто деятелей т.н. второго эшелона, да и вообще самого духа времени и самой творческой среды, со своими идеалами и тусовками по интересам.
Очень интересно показано влияние мировых и особенно европейских тенденций в литературе на пространстве русского языка. За сотню лет до Волкова и Заходера находились творчески одаренные переводчики, из благих, или же корыстных побуждений, "пересказывавших" шедевры Андерсена, братьев Гримм, популярных авторов приключенческой литературы, заменяя при этом имя оригинального автора на свое. Но все же несмотря на сомнительные с точки зрения порядочности действия, эти люди были благом для читателей не владевших иностранными языками коих во все времена в России было абсолютное большинство. Опять таки надо было часто подлаживать иностранные шедевры под местную почву, что особенно было заметно по неоднократным переделкам-пересказам "Алисы в Стране чудес".
Ну и конечно центральный вопрос всех этих столетий исканий и открытий - как собственно, отыскать формулу безусловного успеха у юных читателей, и, вместе с тем, создать, что-то монументальное, бессмертное - на меньшее русские писатели были несогласны, как впрочем и любые амбициозные творческие личности. Из чего вытекал "проклятый вопрос" мучающий литераторов, что при Николае Первом, что при Сталине, что при Путине - как бы нам создать что-то дидактическое, нравоучительное и полезное Отечеству и Государю/Вождю/Партии/Президенту, и вместе с тем реально интересное, а не читаемое из-под палки. Соорудить "наш ответ" всем этим чуждым и низменным сыщикам Пинкертонам, мелодрамам Чарской, комиксам Марвел и DC. Ну, и естественно само понимание детской литературы как жанра балансирующего между собственно высоким искусством и масскультом.

https://chto-chitat.livejournal.com/14452765.html


Метки:  

"Ибупрофен" Булат Ханов

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 04:45 + в цитатник

Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем

Покажи капитализму фак. Ты же сильный. Делай зарядку, читай труды Ленина, дыши полной грудью. Я в тебя верю.

Призрак Коммунизма , слухи о кончине которого оказались сильно преувеличены, вновь бродит по Европе. И что характерно, при содействии все людей достаточно молодых, никаких проверенных кадров, членов партии с 1905 года. В фантастике/фэтези имея опорой "нового странного" Чайну Мьевиля, в современной фем-прозе самый громкий дебют десятилетия Салли Руни, российская литература не осталась в стороне, у нас идеи марксизма-ленинизма проповедует один из многообещающих молодых писателей Булат Ханов.

Он фигура интересная: подрабатывает репетиторством по скаю, будучи номинирован "Форбсом" среди "самых перспективных россиян в возрасте до 30 лет"; выпускает четвертую сольную книгу, это не считая участия в жанровых сборниках, побеждает в литературных конкурсах. Претерпевает трансформации, за которыми довольно интересно наблюдать, как за прогрессом всякого умного серьезного человека, ищущего своего пути.

Оппортунизм "Непостоянных величин", нигилизм "Гнева", анархия "Развлечений для птиц с подрезанными крыльями" и вот теперь марксистско-ленинский "Ибупрофен". Почему, кстати, такое название? Ну, на самом деле, потому что в наши ковидные времена этот болеутоляющий жаропонижающий и довольно недорогой препарат назначают в качестве противовоспалительного при начальных симптомах. Потому что герои Ханова и прежде часто покупали его "от-головы". Потому что никто не отменял семантики и ассоциативных рядов, наконец, и если название какого-то лекарства созвучно разговорному слову для полового акта во всем многообразии значений, то не воспользоваться возможностью обыграть это глупо, господа присяжные.

Десять рассказов, разных по тематике, объему, жанровой принадлежности объединяет место и время действия: Россия, недалекое будущее, что-то около 2028 года. Радикальных изменений в плане технического прогресса не произошло, роботы, вопреки опасениям, не заменили людей повсеместно. Ну, потому что дороги и требуют бережного отношения, а к людям, особенно занятым на непрестижной низкооплачиваемой работе, можно относиться как к расходному материалу.

В остальном все то же: президент прежний, министр Культуры Дудь, гайки только закручены туже, а спецслужбы совершенствуют наблюдающие за двоемыслием алгоритмы. Открывающий сборник рассказ "Когда свет заполнит все" в общем, об этом. Жесткий, трагичный, оставляет сильное впечатление. "Шавкат" о рабочих-гастарбайтерах.

"Вместо всего хорошего" о сидящей на антидепрессантах девице. "Фатальная стратегия" квест, подтверждающий невозможность вновь войти в ту же реку. Набоковско-бунинская "Женечека", кошмар эколога "Улица Инвазивная", не беззлобный стеб на тему повесточки "Сын мой" и "Дороти", которая явно не в Канзасе, отрезанная заботливым оберегающим ее отцом от всех проявлений реальной жизни, зарабатывает малую копеечку на содержание себя и папы на онлайн бирже из-за монитора в хрущовке. Хоррор "Доктор Врач" и дурацкий, но забавный "Пока классы спят" о привнесении идеологической борьбы в нестройные ряды пользователей порносайтов.

Все разные и все об одном. За свои права надобно бороться. Рот фронт, товарищ!

https://chto-chitat.livejournal.com/14452723.html


Метки:  

Любовные романы про российских мажорок

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 04:45 + в цитатник
Подскажите -нужно для литературного обзора - российские любовные романы где современная юная мажорка -классическая начинающая стерва внезапно влюбляется в "неподходящего" человека и страдает - или же теряет все -но оказывается спасена благодаря любви

https://chto-chitat.livejournal.com/14452467.html


"Полная иллюминация" Джонатан Сафран Фоер

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 04:45 + в цитатник

И все осветилось

Юмор - единственный правдивый способ рассказать печальный рассказ.

Так и есть, о вещах грустных и страшных настолько, что сознание отказывается их воспринимать, можно рассказывать разными способами, но если важно не просто сказать, а быть услышанным, совершенная серьезность не самый удачный. Люди избегают информации, которая может надолго выбить из колеи, нарушить душевное равновесие, заставить страдать. Сострадание и сопереживание провоцируют эмоциональный дискомфорт, который мы готовы принимать в специально отведенное для этого время: "Это тяжелый фильм/книга, я так плакал(а)", - раз в полгода-год. В остальное время развлеките нас.

Пусть фраза в эпиграфе не кажется самой изящной, это намеренный прием, связанный с особенностью структуры книги. Эпичные, серьезные, драматические и невыносимо больные фрагменты из истории еврейской деревни Трахимброд на Украине аккуратно обернуты и проложены здесь комичными эпизодами эпопеи американца, приехавшего поклониться могилам предков. И его украинского русскоговорящего гида, который сам себя считает еще и англоговорящим, каковая уверенность служит источником многого веселья для читателей.

Потому что эффект испорченного телефона, напрямую связанный с разного рода трудностями перевода, веселит нас едва ли не наравне с оскальзыванием на банановой кожуре или даже словом "жопа", которое почему-то вне конкуренции в юмористическом жанре. Американцу Джонатану Фоеру (совпадение имен автора и героя - одна из необычностей книги) прежде нужно разыскать родные пепелища. Зздесь идиому стоит понимать буквально. Во время войны немцы сначала превратили еврейскую деревню в гетто, согнав туда иудеев со всех окрестных городов, а потом убили всех. И вот, в начале двадцать первого века внук единственного выжившего приезжает, чтобы разыскать женщину, которая спасла тогда его деда.

А поскольку ни русским, ни украинским он не владеет, то решает воспользоваться услугами частной конторы "Туры наследия", специализирующейся на организации сопровождения с трансфером и переводом для еврейских эмигрантов. Отец, глава семейной фирмы, перманентно в объятьях зеленого змия, потому везти туриста на раздолбанных фамильных жигулях выпадает дедушке (слепому) и семнадцатилетнему внуку Саше, который мечтает уехать в Америку, закончить там бухгалтерскую школу, преуспеть и зажить достойной своих амбиций жизнью, прячет неуверенность в себе за бравадой,любит прихвастнуть, выдавая желаемое за действительное, и, в общем, тот еще словотворец.

Их уморительно смешные дорожные приключения, а после не менее забавные письма, которыми Алекс пишет Джонатану, занимают значительный объем толстенького шестисотстраничного тома, и да, это необходимо, потому что без такой перебивки трагедия Трахимброда была бы невыносима. И здесь нельзя не сказать о восхитительном переводе Василия Арканова, он и с первой книгой Фоера "Жутко громко и запредельно близко" был хорош, но там не было таких семантических игр, основанных на неверном словоупотреблении самоучки, сначала раздражающем, а после обретшем странное очарование.

И этими двумя линиями "Полная иллюминация" не исчерпывается.Потому что по сути это еврейская книга, вмещающая историю Трахимброда от начала до конца в совершенно макондовом стиле "Ста лет одиночества" с поправкой на национальный и географический колорит. История прекрасной Брод образец украино-еврейского магического реализма, достойный восхищения. Но и это еще не все, линия фриковатой семьи Алекса, которая поначалу кажется решенной в исключительно фарсовом ключе, внезапно взрывается высокой трагедией и ты, читатель, просто не знаешь, куда смотреть, что запоминать, чему отдать предпочтение.

Все хорошо в этой книге, и замечательно, что я наконец прочла ее. Чего и вам желаю.

https://chto-chitat.livejournal.com/14452082.html


Метки:  

чтение детям 9 и 13 лет

Понедельник, 13 Декабря 2021 г. 04:44 + в цитатник
Дорогие сообщники!
Благодаря вам удалось прочитать детям много интересного.
Я читаю сразу и сыну 9 лет и дочери 13, которая уже много прочитала сама, так что выбор ограничен.
Хочу рассказать, что понравилось больше всего.
По рекомендации СОО:
1. Борис Раевский "Поединок с самим собой". Послевоенный Ленинград, жизнь, спорт, хулиганы.
2. Луис Сашар "Ямы". Это просто отличная вещь для подростков ПМСМ.
3. Герхард Хольц-Баумерт "Злоключения озорника". Никогда раньше о такой не слышала. Очень хорошо пошло. Приключения мальчишки в ГДР, немного похоже на книги Носова.
4.Вера Бадальска - Ендрек и другие. Тоже исключительно по рекомендации в ЖЖ. Для младших школьников. Весело, интересно.
5. Эдмунд Низюрский. Невероятные приключения Марека Пегуса. Опять благодаря вам. Даже два раза читали.
6. Гэри Шмидт "Битвы по средам". Мне не очень, но дети требовали и дальше читать "про странного мальчика", так что тоже спасибо большое.

Вот что читали по рекомендации еще, сейчас не вспомнить, хотя было.

Еще очень понравилось
Властелин колец. Читали целый год, так что почти в реальном времени получилось.
Республика Шкид, Приключения Тома Сойера, тут все понятно.
Александр Семенов "Мурзилка и агенты Ябеды-корябеды" - из моего детства.
Герман Матвеев "Зеленые цепочки" - то же самое
Роберт Шекли "Планета Призрак 5". Тоже из детства, любимый рассказ из "Химии и жизни", кто помнит.
К. БУлычев "Сто лет тому вперед".

И вот сейчас я в тупике. Не знаю, что читать им еще. Жюль Верн как-то не пошел, "Капитан "Сорви-голова" пока не хочу, младший еще не привык к сценам расстрела и т.д., хотя у меня это была настольная книга в 4 классе. Крапивин тоже не пошел.

Подскажите, пожалуйста. Любой жанр, кроме скучного. В частности, у Булычева какие именно повести можете порекомендовать?
Надеюсь на вас опять.
Спасибо большое.

https://chto-chitat.livejournal.com/14451885.html


Метки:  

"Предчувствие чуда" Энн Пэтчетт

Суббота, 11 Декабря 2021 г. 12:21 + в цитатник

Бразильская Бахиана

Из Ливерпульской гавани всегда по четвергам
Суда уходят в плаванье к далеким берегам.
Плывут они в Бразилию, в Бразилию, в Бразилию.
И я хочу в Бразилию, к далеким берегам.

Фармаколог Марина Сингх отправляется в Манаус, штат Амазонас не из Ливерпуля, а из североамериканского штата Миннесота, где работает в фармакологической компании Фогель, занимаясь статинами, препаратами, снижающими уровень холестерина. Если вам за пятьдесят и вы регулярно едите мясо, то принимать таблетку Розувастатина в день, как пьют витамины, вам скорее всего посоветует терапевт для снижения риска сердечно-сосудистых заболеваний. И что там, в Бразилии интересного с этой точки зрения?

С этой ничего, командировка Марины не связана с ее профессиональной деятельностью, вернее - связана опосредованно. Там, в джунглях Амазонии ведет чрезвычайно важные для Фогеля исследования профессор Эника Свенсон, гинеколог с мировым именем, Марина училась у нее и проходила ординатуру, и решение оставить гинекологию ради фармакологии не в последнюю очередь обусловлено травмирующим опытом сотрудничества - гении, они в непосредственном взаимодействии могут быть чудовищами.

Так вот, в джунглях Амазонии есть племя, женщины которого сохраняют фертильность до глубокой старости. Спокойно рожают и в шестьдесят, и в семьдесят здоровых детей. А теперь представьте, что на рынке появился препарат, обеспечивающий возможность отсроченного деторождения в мире, где учебой и построением карьеры женщине приходится жертвовать в угоду тикающим биологическим часикам. Не говоря о том, что подождать лишний десяток-полтора лет - значит обеспечить своему малышу более осознанное материнство, серьезную финансовую базу, лучшее образование. Прощай мучительное ненадежное ЭКО, здравствуй свобода выбирать возраст и условия!

Но препарата пока нет, а несносная профессор Свенсон, исследования которой Фогель финансирует, оборудовав ей по космическому бюджету лабораторию в сельве, не выходит на связь. Спутниковым телефоном она не пользуется, на письма не отвечает, в Манаусе, где фирма содержит для нее роскошные апартаменты, появляется раз в несколько месяцев. Мистер Фокс, глава компании, отношения с которым у Марины некоторое время назад вышли за рамки служебных, отправил туда эмиссаром ее коллегу и друга Андерса Экмана для выяснения подробностей и чтобы попытаться ускорить процесс. И вот, приходит письмо, где Свенсон сообщает, что прибывший ученый скончался от лихорадки и похоронен в джунглях.

Отец троих детей, любимый и любящий муж, единственная опора семьи. И нет, Марина не согласилась отправиться бы по его следам с той же миссией, если бы мистер Фокс был просто ее работодателем. Но тут все сошлось: просьба любимого человека, долг дружбы в отношении Андреаса, мольба его убитой горем жены разузнать о родном человеке, который уезжал здоровый и полный сил, а теперь его зарыли где-то как собаку.

И вот Марина едет. О, что за книга это "Предчувствие чуда"! В ней все: беспокойство, причиняемое оседлому человеку необходимостью покинуть привычный комфорт; неприятный опыт потери вещей и отсутствие возможности объясниться на незнакомом языке; комплекс ощущений свободного индивида с чувством собственного достоинства, неожиданно оказавшегося в роли докучливого просителя; муки от тропической лихорадки и момент, когда соглашаешься выпить любую мерзость из рук шамана с рынка, лишь бы прекратить.

И это она еще до джунглей и племени не добралась. А уж что там будет, мамочки мои. Смерть в тысячах обличий, над головой, под ногами ("к деревьям тоже не прислоняйтесь, я раз прижался и меня укусил муравей-пуля, неделю валялся в постели и боль была такая, что до сих пор помню") Добрые дружелюбные лакаши по-доброму и дружелюбно лишат ее и тез крох имущества, которыми успела обзавестись в Манаусе взамен потерянного багажа. Два дерюжных платья да резиновые шлепанцы останутся ее земным достоянием.

А нужно выяснить, что произошло с Экманом, узнать о реальной стадии разработки препарата, разобраться, чем в действительности занята лаборатория, потому что, похоже, ученые здесь не только и не столько с проблемой возрастной фертильности работают.

Энн Пэтчетт умеет в остросюжетное и в сентиментальное, в морально-этические проблемы и в социальную прозу. С этой книгой, такое ощущение, что она умеет вообще все, и если вы успели познакомиться с ней только по "Бельканто", отбросьте сомнения, "ПЧ" качественно иная вещь. А эпизод с анакондой так вообще огонь. И финал чудо как хорош.

https://chto-chitat.livejournal.com/14451672.html


Метки:  

книги октября-ноября

Суббота, 11 Декабря 2021 г. 12:21 + в цитатник
Валери Перрен
Поменяй воду цветам

читает Дарья Цыбульская
Начитано ужасно. Но выбора не было, я оказалась заложником ситуации. Так-то книга - любовный роман, с некоторыми претензиями (чтоб повысить пафос претензий - упоминаются "мосты округа Мэдисон" и смерть кого попало).
Зато счастливый конец)

Владимир Познер
Прощание с иллюзиями

Читает Юрий Лазарев
Очень неоднозначный человек. Родился в Нью-Йорке до Второй мировой, провёл путь от восхищения Россией до понимания что нигде не сахар. Открыто пишет о важном и сокровенном.
При этом мнение моё о нём, как о человеке - сильно ухудшилось. Он даже правду о себе рассказывает не для того, чтоб стать лучше и исправить ошибки, а чтоб покрасоваться, индюк напыщенный.
Тем не менее интересно было вспомнить недавнюю историю, особенно со стороны телевидения и СМИ. Специфика, конечно, но.

Франсишь Ди Понтиш Пиблз
Воздух, которым ты дышишь

Это прекрасный роман о любви, единстве и противоположности трёх творческих человек, о самбе, о Бразилии и Голливуде, о предательстве и поддержке. Очень хороший язык, очень хорошая история. Одна из лучших книг года.

Эми Тан
Дом радости и удачи

История, которая начинается с клуба, организованного четырьмя китаянками в Америке, немножко про причуды эмиграции, сохранении традиций и влияния нового, о дочерях и матерях, о потерях, о любви. Местами очень трогательная)

Роберт ван Гулик
Лаковая ширма

читает Ионкина Елена
Детектив в китайских декорациях и с соответственным колоритом, занятный, весьма приятный. У ван Гулика это серия детективов с главным героем - судьёй Ди, и я теперь думаю и остальные прочесть, как захочется приятного отдыха)

Пол Андерсон
Три сердца и три льва

читает Веселов Илья
Несколько подростковое произведение, азы попаданства и рыцарства, весьма бодрое чтение.

Пол Андерсон
Зелёная рука

читает Дунин Александр
Нюансы колонизации других планет, немного паранойи, инопланетянин наш человек!)

https://chto-chitat.livejournal.com/14451279.html


"Тайная лавка ядов" Сара Пеннер

Суббота, 11 Декабря 2021 г. 03:41 + в цитатник

Апология гомицида

Они нарвались,
Они нарвались,
Мы не хотели их убить.
Но даже если
Мы их убили,
Кто может нас в этом обвинить?
Cell Block Tango

Помните, на балу сатаны из "Мастера и Маргариты", к Марго подходит засвидетельствовать почтение женщина с зеленой повязкой на шее и в испанском сапоге, и Коровьев объясняет ей, что это госпожа Тофана, широко известная в узких кругах неаполитанок, которые желали избавиться от надоевших мужей. Госпожа давала даме флакон особой воды, она вливала мужу в суп, тот съедал, благодарил за ласку, а через день прекрасная неаполитанка была свободна как горный ветер. Госпожа кончила плохо, но след в истории языка оставила, "аква тофана" стала одним из эвфемизмов для яда.

А теперь скажите, служит ли этой даме достаточным оправданием, что убивала она в основном мужчин? А как же заповедь "Не убий"? Ребята, да вы охренели, если готовы оправдывать убийство по половому признаку. Однако, судя по отзывам, моральная сторона вопроса представляет наименьшую из проблем. Саре Пеннер сетуют на скуку, и книга действительно скучна; на отсутствие логики в поведении персонажей, и они, в самом деле, ведут себя по-идиотски; на недостоверность интриги - и да, найти в центре Лондона 21 века целый магазинчик из девятнадцатого просто толкнув малозаметную дверь, нонсенс.

И еще на кучу ляпов. на которых я здесь подробно останавливаться не буду. Каждый, имеющий глаза, увидит (или не увидит). Расскажу немного о книге, что-то же есть в ней, что заставило читателей Goodreads написать 16 723 ревью, а к моменту, когда я закончу свое, будет на десяток больше. Итак, молодая женщина Кэролайн собирается провести десятую годовщину счастливого брака в Лондоне. С мужем, разумеется, и в счастливых попытках зачать на отельной перине их первенца. Что так нескоро? Они разумные люди, и до тех пор, пока Джеймсу не предложили место младшего партнера в его фирме, обзаводиться малышом было экономически нерентабельно. А теперь в самый раз.

И надо же было накануне поездки найти переписку мужа, недвусмысленно подтверждающую его связь на стороне. Кэролайн едет одна, а поскольку девушка она благоразумная, то ни в какие тяжкие не пускается, тихо-мирно идет к Темзе и принимается ковыряться в мусоре (развлечение гордо зовется мадларком и основано на старинном принципе "что нашел - берешь себе"). И таки-да. находит синий флакон, который изменит ее жизнь.

Одновременно вводя в повествование вторую сюжетную линию, аптекарши Неллы, которая содержит в Лондоне девятнадцатого века лавку, помогающую женщинам избавляться от скверных мужиков. Не обязательно мужей, иногда на роль жертвы сгодится брат, который хочет (вот же гад!) заграбастать все наследство, не поделившись с сестрой. Она такой не сразу стала, догадайтесь с трех раз, кто виноват. С одного догадались? Молодцы. Ну конечно мужчина, девочки. И ведь что удумал, мерзавец, обратил против нее секреты ее собственного искусства, которые вызнал, прикинувшись влюбленным.

Есть еще третья героиня, милая крошка Элайза двенадцати лет, с которой мы знакомимся, когда она собственными ручками готовит хозяину отравленный ужин и страсть как хочет поступить к Нелле в обучение, дабы овладеть всеми секретами мастерства. Причем Элайза такая хорошая девочка, что к ней тотчас привязываются буквально все тетки в этом романе: эта самая Нелла, госпожа, чьего мужа крошка уходила, и даже одна очень скандальная леди (из высшего общества, а вы как думали).

Не буду портить от встречи с романом, вы ведь теперь наверняка захотите прочитать? Но мне хотелось бы узнать, вы тоже думаете, что подробный журнал с именами-датами клиенток и описанием способов, какими те травили ближних - это чересчур? А как вам рассылка ядов в фирменных флаконах с логотипом и адресом заведения?

https://chto-chitat.livejournal.com/14451167.html


Метки:  

"Дамба" Микаэль Ниеми

Четверг, 09 Декабря 2021 г. 15:42 + в цитатник

Стихийное

Lest me forget how fragile we are.
Sting

Что Микаэль Ниеми талантище, было ясно уже с "Популярной музыкой из Виттулы", веселой, грустной, страшной, уморительно смешной истории взросления двух мальчишек из бедных семей в социально-неблагополучном районе Северной Швеции. И если вы думали, у них все и везде одинаково шоколадно, то вот, пожалуйста, так было в семидесятые. И стокгольмцев, кстати, там недолюбливают, считают избалованными бездельниками в точности как у нас москвичей. Говорю же, у шведов много с нами общего. Но прошлогодний (или уже позапрошлогодний?) роман "Сварить медведя" скорее разочаровал. Нет, ясно, что Ниеми не автор одной книги и на смену пацанскому задору пришло зрелое мастерство, но трагичная атмосфера тупиковой безысходности не самое духоподъемное чтение из возможных и не то, ради чего обычно беру книгу.

Потому "Дамбы", на которую внезапно обрушился вал читательского недовольства (реакции все равно отслеживаем, оценки смотрим), боялась. Настолько, что купленная в июле, она пролежала у меня в читалке до декабря, живым укором склонности к прокрастинации. Пока вчера не с казала себе: "Соберись, тряпка, и сделай это!" И... проглотила за вечер, с тем уровнем эмоциональной вовлеченности, какой заставляет то и дело восклицать: "Вот же гад", "Ой, мамочки" и хватать ни в чем не повинных членов семьи, объясняя им перипетии очередной заковыристой ситуации. Нудно, потому что как Ниеми я не умею, а и умела бы, за те полминуты, какие согласны были уделить, цельной картины не создашь.

Итак, Швеция, наши дни или чуть раньше. Осень выдалась какая-то уж совсем дождливая, ни бабьего лета, ни ягод собрать, ни порыбачить - как в песне про полгода плохая погода. И если бы неприятности этим ограничились, то хрен бы с ними, с рыбалками-грибалками, но аномальное количество осадков переполнило реку и размыло плотину ГЭС, а для районов, расположенных ниже уровня водосброса, это катастрофа. Не как бывает при сезонных наводнениях от разлива рек, которые показывают по телевизору, когда цокольные этажи домов затоплены и легковушки по капот в воде, но стихийное бедствие, сопоставимое с цунами или селем, когда вал воды, смешанной с грязью, камнями, бревнами мгновенно поднимается и поглощает все на своем пути. Сминая,ломая,калеча.

И вот здесь автор оказывается невероятно хорош. Уровень достоверности его персонажей, мотивированности и внутренней правды их поступков, силы воздействия, эмоциональной вовлеченности сопоставим с тем, что Кинг сделал в "Противостоянии". Собственно, Ниеми и схему взял ту же: множество локальных историй, соединяясь, создают эпическую картину. С той разницей, что он по-шведски экономен в средствах и масштабное действо умеет создать на малых энергиях, не полостной операцией, а лапароскопией.

Все эти люди: трудяга вертолетчик Винсент, его бывшая жена Хенни со своим новым богатым алкоголиком, их беременная дочь Лависса в плавучем доме, водитель Сааба премиум-класса, тезка чемпиона мира по плаванию, несчастный муж женщины в глубоком альцгеймере, и тот мерзавец, что кидал камни, и художница со своим Адонисом - все они живые, плотные и плотские, всем сопереживаешь, да что там - становишься на время каждым из них. Ах, еще же София, которая спешила спасти дочь.

Какая мощная, захватывающе интересная, какая прекрасная и страшная книга.

https://chto-chitat.livejournal.com/14450874.html


Метки:  

Л.А.Тихомиров "Религиозно-философские основы истории"

Среда, 08 Декабря 2021 г. 16:03 + в цитатник
Всякому, кто когда-либо решал головоломную задачу, знакомо это ощущение, когда, казалось бы, все части составлены – а в целое не складывается. Ты их крутишь и так, и эдак, а они все равно лежат разрозненными обломками, пока вдруг не находится последняя деталь, иногда совсем небольшая, которая позволяет составить их в единую картину. Для меня такой последней деталью, расставившей все по местам, стала книга Тихомирова. Читая ее, я буквально ощущала, как мои разрозненные, отрывочные представления о разном укладываются в стройную единую систему, мировоззрение.

Прежде всего решился давно не дающий мне покоя вопрос об отношении человека и Бога. Я все никак не могла объяснить себе, кто же кого выдумал. Погружаясь в мифологические дебри, я наблюдала взаимопроникновение религиозных идей, их преемственность, трансформацию во времени и пространстве, и само собой формировалось понимание, что если христианство объявилось после элевсинских мистерий, то оно производное; если Библия написана позже «Книги мертвых», то значит, и библейский Бог осмыслен человеком после (и через) Осириса и Изиду. Во мне крепко, очень крепко сидела затверженная со школьной скамьи историческая последовательность «первобытность, древность, средневековье, новое, новейшее», и в этом прокрустовом ложе замечательно помещалась история взросления религиозных представлений: первобытные обожествляли гром, древние наделили богов человеческими чертами, потом мысль гуманизировалась – и гуманизировался Бог; мысль становилась изощреннее, и Бог становился сложнее. А потом люди поняли, что никакой Бог-то и не нужен, нету никакого Бога и стали «жить-поживать по-ученому». Вот только меня не покидало чувство, что вся эта прекрасная конструкция болтается в воздухе без начала, конца и смысла. И как бы я не переворачивала части головоломки, никак не находилось удовлетворительного ответа на вопрос «откуда у человека появилась идея Бога?».
А потом мне в руки попала книга Тихомирова.
И он с первых страниц объяснил, что все эти годы я в упор не видела слона и пыталась решить вопрос о Боге без Бога.

О состоянии потомков первых падших людей, то есть первобытного человечества, нередко судят по образцам наиболее низко стоящих дикарей, кое-где еще сохранившихся на земле. Это, без сомнения, неправильно. Первобытное человечество наверное стояло в умственном отношении выше их. Нужно было прожить много времени в постоянном понижении, чтобы достигнуть такого регрессивного состояния. Но древняя летопись мира, Книга Бытия, свидетельствует о каком-то неудержимом погружении ближайшего потомства Адама и Евы в плотские ощущения и в связи с этим – в столь же неудержимое забвение Бога, о котором они имели еще совсем свежие родовые предания.

Стоило только поставить в начало человеческой истории Бога Творца, как вся она моментально обрела логически достоверную стройность. Стоило только признать его существование – и сразу нашлось ясное объяснение религиозности человеческого сознания. Вместо всегда казавшейся мне малоубедительной версии о том, как человек боялся-боялся грома да и выдумал бога, а потом так долго с этим жил, что привык, и стало у него сознание насквозь религиозное, стоит всего-навсего допустить, что человеческое сознание религиозно потому, что человека создал Бог по образу и подобию своему, и человек всегда, при всяких условиях сохраняет хотя бы крохотную память об этом, хотя бы где-то в недрах сознания.

Многие люди не верят, и это их право. Но неверие обыкновенно основано на том, что Бога не показывает наше предметное знание, не обнаруживают его органы наших внешних чувств... /Но/ Органы внешних чувств обнаруживают только явления физической природы. Если эти органы не обнаруживают Бога, то из этого следует по разуму только тот вывод, что Бог не относится к числу предметов природы, но никак не то, что его нет совсем. Предметным способом познания мы не можем обнаружить и существования нашей личности, то есть воли и сознания. Но из этого не следует, чтобы нашего "я" не существовало.

Главное – и непреложное – доказательство существования Бога заключено в самом наличии у человека сознания, воли, свободы. Все это Тихомиров излагает спокойно, последовательно и с настроем «кто имеет уши слышать, да слышит».

И вот, когда вся человеческая история обрела для меня смысл и направление, утвердившись на твердом основании, сами собой решились и многие второстепенные вопросы, которые, тем не менее, на протяжении долгого времени не давали мне покоя своей недорешенностью.

Например, маркиз де Сад – что с ним? Все мое существо восстает, когда слышу в его адрес «выдающийся», «гений», «провидец», но в ответ я могла противопоставить лишь возмущение, которое легко можно было объявить ханжеством. Теперь же я совершенно точно знаю, что вся такая «необыкновенная» философия де Сада является обыкновенным перепевом гностических ересей, явившихся во множестве при возникновении христианства и послуживших отправной точкой для многих и многих интеллектуальных извращений в дальнейшем.

Исходя из несовершенства творения, гностики приходят к порицанию того, кто совершил творение (или устроение). Но «несовершенство», против которого они восставали, оказывалось не более не менее как в создании нравственного закона. На этом основании гностики находили мир плохим и, порицая его устроителя, называли его то каким-то ограниченным существом (как у Валентина), то бесчеловечным, желавшим поработить людей.

И все эти секты – маркиониты, маркосиане, карпократиане, каиниты, манихейцы, симониане и проч. – словно соревновались друг с другом в том, кто дальше зайдет в отрицании нравственности. Вроде «победу» можно присудить каинитам, которые объявили, что для подлинного «спасения» необходимо пройти через все виды греха. Де Сад только не сочинил какого-го «особого» бога, как гностики, но в основе его измышлений лежит все тот же постулат исключительности: это вот – для всех, для толпы баранов, а это – для избранных, для особенных, лучших, умнейших, достойнейших (нужное подчеркнуть).

И чем дальше идет человечество по пути прогресса, тем сильнее звучит мотив исключительности, уже на все лады его склоняют, и каждому охота приобщиться. Столь распространенный в современном обществе на всех уровнях «критический» подход к действительности тоже ведь вырастает из этой же тяги к исключительности: я, дескать, не такой, я лучше; «они воруют, а я нет – я лучше» (или «они воруют больше, чем я – я лучше», или «я ворую больше – я круче»), – простор для применения этого метода необозрим.

Но я всегда чувствовала некую настороженность, наблюдая критиканов. Книга Тихомирова помогла довести до логического завершения и этому объяснение:

В стремлении к совершенству мысль легко обращается с тоской на зрелища несовершенств в мире, и при этом даже у великого святого, как Антоний Великий, невольно возникает вопрос: почему злой наслаждается, как кажется, счастьем, почему страдает праведный? Не всегда при этом человек, как было с Антонием, расслышит голос Божий: «Антоний, себе внимай». Напротив, вместо этого он все больше начинает входить в критику внешних явлений, и на этой почве являлась даже мысль о том, что мир создан не благой силой.
В течение Средних и Новых веков явилось множество ересей и тайных обществ, представляющих все градации отпадения от Бога, начиная с благовидного протеста против несовершенства жизни и стремления якобы к совершенству и кончая переходом к идее царства человеческого, а у некоторых даже и к царству сатаны.


Другой пример, ярко иллюстрирующий, насколько подвержено человечество разделяющей его идее исключительности – искусство постмодернизма: в нем каждый изобретает свое собственное средство выражения, максимально отличное от универсального, становясь таким образом единственным носителем некоего языка, исключением, недоступным правилу.

Для этого зачастую используют прием усложнения – специально путают понятия, ставят телегу впереди лошади, сплетают хитроумную систему, которая выглядит неприступной интеллектуальной крепостью. Типа буддизма. Кажется таким сложным, что только богу под силу выдумать. А начнешь расплетать, так там в основе «вдох-выдох». А мне всегда нравилось, когда люди выражаются открыто и не пытаются простую мысль превратить в недоступную простому восприятию. Поэтому буддизм не для меня, поняла я наконец, для меня – моисеево-христианское Откровение: ясное, всем доступное, для всех одинаковое. Тихомиров совершенно безыскусно раскрывает его сущность. И теперь этой мерою я могу на любой вопрос отмерить ответ – хорошее это дело, целостное мировоззрение. Удобно.

https://chto-chitat.livejournal.com/14450554.html


Метки:  

"Идем! Искусство ходить пешком" Томас Эспедаль

Среда, 08 Декабря 2021 г. 12:36 + в цитатник

Синдром бродяжничества

Мы хотим идти сами по себе.

Не складывается у меня с норвежской литературой. Датчан и разных прочих шведов читаю с немалым удовольствием и случается ощущение "мы с тобой одной крови" ,несмотря на ничуть не меньшее расстояние с кучей ментальных и лингвистических различий. А с норвежцами, ну никак. "Ледяной замок" Тарьей Весоса отмучила, так и не найдя в себе сочувствия и понимания, "Маленького лорда" Юхана Боргена хотелось придушить все время чтения, даже народно-любимый Хари Холе от Ю Несбё с перманентными запоями и любовными страданиями не стал мужчиной моей мечты.

Вот и в этот раз любви не случилось. Но по порядку. Норвежский писатель Томас Эспедаль довольно известен в Скандинавии. Есть еще переводы его книги на немецкий, но английских, испанских французских я не нашла. То есть, с одной стороны, не больно-то и надо, но с другой, вы понимаете, международное признание в современном мире начинается с англоязычия. Потому остановимся уж на том, что великий пешеход Эспедаль знаменитость локальная. Писать и публиковаться начал довольно рано, выпустив первую книгу в двадцать семь, но известность пришла к нему только на середине пятого десятка с девятым романом.

Итак: Вперед или Искусство жить дикой и поэтической жизнью Gå.Eller kunsten å leve et vilt og poetisk liv (2006) , у нас "Идем. Искусство ходить пешком", хотя даже крох норвежского, которые у меня сохранились хватает, чтобы разглядеть в оригинальном названии слова "жить" и "жизнь", а уж интернациональное "поэтиск" и вовсе трудно с чем-то спутать. Какие-то, видно, были у Катарины Мурадян резоны, а может издатель решил, что жить дикой и поэтической жизнью наши люди вряд ли захотят, в то время, как пешие прогулки ассоциируются со здоровым образом жизни, подтянутым силуэтом, белозубой улыбкой и всяким таким.

Что до здорового образа сильно промахнулись, конечно, "наш приют цветочная поляна, наши стены сосны-великаны" звучит красиво, но по-настоящему ночевать в поле или в лесу, да даже в амбаре - удовольствие ниже среднего, а герою и его постоянному спутнику в странствиях, Нарве Скоре, приходится делать это частенько. Я уж не говорю, что трезвы оба бывают редко, компенсируя нищебродский уровень вояжа покупками алкоголя в неимоверных количествах.

Заманчивую идею вырваться из круга обязанностей и обязательств, который всех нас держит от рождения до смерти, они осуществляют самым непосредственным способом. Уходя. И не то, чтобы идея была необыкновенной, этот способ эскапизма современная литература в разном освещении рассматривает. Есть блестящие "Бегуны" Ольги Токарчук, мизантропичный "Серотонин" Мишеля Уэльбека, есть, наконец, совсем свежий "Пляс нигде" Андрея Филимонова. Но ускользнуть так, как делает это Эспедаль никому нынче не приходит в голову.

Мне в связи с этой книгой яснее всего вспоминается пеший поход Дэвида Копперфильда из Лондона к бабушке в Плимут, один из самых болезненных эпизодов диккенсовой эпопеи. Еще гриновская "Дорога никуда", только мальчики путешествовали этим способом от безденежья и отчаяния, а что заставляет крепкого мужика из самой благополучной европейской страны влезать в шкуру клошара с прилагаемым списком удовольствий: грязь, обтрепанная одежда, насекомые - ума не приложу.

Да, он довольно свободно рассуждает о философах, писателях и поэтах, производя впечатление человека неглупого. И может быть мне не хватает широты взглядов, но никак не могу увидеть во всем этом хотя бы толику смысла, я даже особой смелости не нахожу. Дромомания, подстрахованная гражданством страны, которая в случае чего сгинуть не даст.

https://chto-chitat.livejournal.com/14450217.html


Метки:  

Катриона Уорд "Последний дом на Никчемной улице"

Среда, 08 Декабря 2021 г. 04:42 + в цитатник

Начало романа, как бы это сказать... странноватое. В первых главах речь идет о некоем Теде Баннермане, которого более десяти лет назад подозревали в похищении шестилетней девочки. Тед - взрослый мужчина, но явно с большими странностями, и родительская семейка у него, судя по его рассказам, тоже была с подвывертом, особенно маман. Часть главы написана от лица Оливии - кошки Теда, что выглядит весьма своеобразно и наводит на мысль, а не поискать ли другую книгу вместо этой.

Но вместе с тем становится любопытно, к чему все это, и тут история начинает раскручиваться: Ди, сестра пропавшей малышки, в исчезновении которой подозревали Теда, посвятила жизнь ее поискам. Долгое время зацепок нет ни у нее, ни у полиции, но вот на старой фотке подозреваемого, добытой хитрым путем, она видит название улицы, и... переезжает туда. А ну как алиби этого парня - чушь собачья и он таки виновен? Улица называется Никчемная - и вот так Ди и Тед становятся соседями...

Главы о Теде в итоге оказались довольно занятными: любопытно, как внешний мир искажается, проходя через призму нездорового восприятия. Эпизоды о Ди тоже неплохи. Если с Тедом мы погружаемся в его странный мир, то Ди - это реальность, в которой молодая женщина пытается, не спалившись, выяснить, причастен ли странный рыжий здоровяк из дома с заколоченными окнами к исчезновению ее сестры.

Динамичным роман не назвать и в определенный момент кажется, что разгадка уже получена, ан нет, впереди еще имеется пара весьма неожиданных поворотов. История в целом получилась немного безумной, местами жуткой и драматичной, местами затянутой, но в плане сюрпризов довольно удачной, ведь многое оказалось не тем, чем виделось на первый взгляд. По жанру "Дом на Ничейной улице" - это скорее драма, хотя поначалу и притворяется триллером.

Своеобразно, но довольно занятно.

https://chto-chitat.livejournal.com/14449954.html


Метки:  

Женские книги про попаданцев.

Среда, 08 Декабря 2021 г. 04:41 + в цитатник
Мне нравятся книги Калашникова про различных попаданцев с последующим выживанием/прогрессорством. Прочитала довольно много произведений, но по принципу Войны и мира - войну и технику пролистываешь почти полностью, ибо вообще ничего непонятно. Иногда не так уж и много остаётся :( Но чего-то похожего на "Клан мамонта" или "Оператор совковой лопаты" хочется. Может кто-нибудь знает подобные произведения женщин-авторов? Посоветуйте, пожалуйста.

https://chto-chitat.livejournal.com/14449868.html


Пётр Балаев. Миф о Большом терроре

Вторник, 07 Декабря 2021 г. 11:36 + в цитатник
Книга имеет подзаголовок «Наглая антисталинская провокация» и разоблачает сфальсифицированные, по мнению автора, сведения о том, что в 1937-38 гг. решениями внесудебных органов («троек НКВД») были расстреляны 656 тысяч человек и полмиллиона приговорены к длительным срокам заключения.


П.Г. Балаев поднимает проблему такого же исторического и политического масштаба, как и проблема 1941 года, которую начал «глубоко копать» Виктор Суворов (Владимир Резун).

Штатные историки (в том числе историки в мундирах) вынуждены были вплотную заняться 1941-ым годом и попытаться ответить на вопросы Суворова-Резуна. У них не вышло. Тогда за дело взялись историки-любители и создали целый пласт литературы на эту тему. Постепенно ситуация стала проясняться, хотя до полной ясности еще далеко.

Автор «Мифа о БТ» тоже поставил вопросы, требующие аргументированных ответов. Выделим два вопроса, на которые сторонникам официальной версии нужно ответить обязательно и в первую очередь:

1. Почему в книгах А. Солженицына, В. Шаламова и показаниях высокопоставленного чина НКВД Г. Люшкова, перебежавшего к японцам, нет упоминаний о «тройках НКВД»?

2. Почему не проведены юридически необходимые экспертные процедуры на местах якобы массовых расстрелов 37-38 гг. (Бутовский полигон, Куропаты и др.)?

Думаю, мы нескоро дождемся реакции профессиональных историков на эту книгу. Но любители наверняка откликнутся и представят свои возражения. Пишет Петр Григорьевич хорошо, увлекательно и никогда не забывает грубо пнуть-укусить-обозвать коллег по историческому цеху.

https://chto-chitat.livejournal.com/14449537.html


Метки:  

"Снег Мариенбурга" Григорий Злотин

Вторник, 07 Декабря 2021 г. 11:34 + в цитатник

Белый вечер, черный снег, ветер, ветер

Некто спрашивал Эдуарда Николаевича, отчего тот не напишет романа. "Боже сохрани, - отзывался Лаубе, - мне бы как-нибудь справиться с жизнью".

Странная книга, одновременно ни на что, виденное прежде не похожа, и напоминает о сотне знакомых вещей (как-будто я встречал, имен еще не зная, вас где-то там, тогда). Например? Сказочно-условную гофманиану, только не в части "Щелкунчика", а в той, где студент Ансельм заточен в склянку, крошка Цахес благоденствует, благодаря трем карминным волоскам, Коппелиус полирует стекла и заставляет куколку кружиться. Или гоголевский фантасмагоричный Петербург "Портрета" и "Невского проспекта", с государственностью одновременно уютно-умягченной, не имперской, но и более педантичной, в стиле небольшого европейского княжества, - все по-соседству, жестокость законов не компенсируется необязательностью исполнения.

Со "Снегом Мариенбурга" все время так будет. Вот педагог Вюрлицер, такой совершенно точно не станет стулья ломать, рассказывая об Александре Македонском, но напомнит салтыков-щедринского Органчика. А вот Антон Сергеич фон Мекк (боги мои, как хороши здешние имена!), который после участия в Кашгарской кампании начал необъяснимым образом уменьшаться. И нет, это не "Маленький человек" Сологуба, здесь все завершится куда драматичнее. Зощенко и Булгаков, Кафка и Набоков, "Горменгаст" Мервина Пика и "Архипелаг" Приста - все кружится в немыслимой карусели, не теряя при том солидного бюргерского достоинства.

Что вообще такое этот Мариенбург? Где-то в Курляндии? А что такое Курляндия? Это ведь из прошлого? Так и есть. Курляндский мир Григория Злотина попал в совершенный резонанс к чаяниям современности о дивном старом мире, застывшем стрекозой в янтаре рубежа позапрошлого и прошлого веков. Где мировые войны не гремели и уже не прогремят, где вечная стимпанковая эра, а Курляндия простирается от моря до моря, имеет политические интересы в дикой Кашгарии, время от времени подвергается нападениям волков (внешних, внутренних и мысленных) и в целом не сказать, чтобы там очень хорошо жилось, но есть один огромный плюс в глазах людей, измученных эпохой перемен - неизменность.

Издатель Илья Бернштейн сделал из этого, не знаю, как охарактеризовать точнее: романа, собрания миниатюр, книжного универсума - дивно красивую необычную книгу, которая должна была бы стать кошмаром верстальщика (непривычное расположение текста) и наборщика (дореформенная орфография), а сделалась без малого четырьмя сотнями страниц чистого читательского наслаждения. Если встреча с прекрасным текстом сопровождается для вас набоковской дрожью вдоль позвоночника или каким-нибудь другим физиологическим проявлением (у меня эйфория начала влюбленности и бабочки порхают где солнечное сплетение) - если у вас есть свой такого рода маркер, вы поймете. А нет - так и не объяснишь. Тоже хорошо, все на свете книги не для всех на свете людей.

Человек, мечтавший о хлебе в стране, где захватчики-готы ввели запрет на хлебоедение для местного населения: выращивать, молоть и выпекать во всех возможных видах можно, но только на экспорт. И другой, предметом вожделения которого был зонтик, плевать, что огромное число сограждан обходится без зонтика. Оба ради осуществления своей обсессии готовы были рискнуть жизнью. Вот мальчик, который только и умел, что кричать: "Волки", а вот настоящий Соловолк - человек, соловей и волк в одном лице. Вот кашгарцы, подверженные странному поветрию павлиньей болезни, а здесь целый остров в тропических морях, где живут люди-пряники.

Зеркальные города Валга и Валка, жители каждого разлученные близнецы. Укус двуручного клеща, от которого можно умереть, а можно болезненно, долго и дорого лечиться, чтобы умереть в самый момент излечения. Крючок попадающий в сердце, чтобы тянуть-тянуть тебя за невидимую нить в недра машины уничтожения, если однако изловчишься и вырежешь ее из груди... вместе с сердцем, сделаешься свободен, хотя и малодушен. Переписка между Кюне и Лаубе. такими разными и такими похожими. Горчащая сладость ностальгии по черному снегу Мариенбурга.

И лишь спустя много летъ, въ далекой, безучастной стране некто совсемъ чужой, проходя по залитой счастливымъ солнцемъ улице, вдругъ остановится и замретъ, сраженный этимъ воспоминаньемъ. И, слетевшись из неоглядного далека, их жизни скрестятся, какъ лучи, въ незнакомомъ сердце и вспыхнутъ въ немъ, словно солнечный зайчикъ въ осколке битого стекла.

https://chto-chitat.livejournal.com/14449181.html


Метки:  

Поиск сообщений в lj_chto_chitat
Страницы: 546 ... 505 504 [503] 502 501 ..
.. 1 Календарь