-Метки

Власть анархизм армия афоризмы белковый миф библейская правда библия благо бог бог во всех людях бойня буддизм вакцинация веганство вегетарианство вера веротерпимость ветхий завет власть над собой вода война воспитание вред для здоровья геноцид гнев голод и мясоедение гонения государственное насилие государство григорий сковорода давид найдис деньги духоборы духовность душа дхаммапада евангелия ешуа желания жизнь в селе журнал ясная поляна загрязнение планеты заповедь любви здоровье знание золотое правило нравственности изречения будды иисус истина история иудаизм колонизация лев толстой любовь манипулирование марк аврелий метод кошастого милосердие милосердие и любовь к животным молоко мудрость мульчирование мысли мыслители мясо мясоедение и милосердие насилие ненасилие новый завет нравственность образование общество потребления органическое земледелие педагогика педагогика льва толстого поиск истины природа притчи противоречия в библии саморазвитие самосовершенствование свобода свобода в образовании смерть сми смысл жизни соблазны сократ страдания стяжательство убийство учение будды учение иисуса философия хазарзар христианство цитаты школа экология яснополянская школа

 -Рубрики

 -Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Планы на годВаши планы на год в вашем дневнике!

 -Цитатник

Компостные кучи или компостные дорожки? - (0)

Компостные кучи или компостные дорожки? Анализируя свою частную переписку, вопросы, задаваем...

Моя любимая Сара Брайтман))) - (0)

ADAGIO by Sarah Brightman - ANYTIME, ANYWHERE  В 1998 году вариация на тему Адажио впервые п...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Первая часть - (0)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 1 - начало) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Из всех непосвященных ...

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ. Вторая часть - (2)

ЗАГАДОЧНЫЙ СОКРАТ (часть 2 - окончание) Новиков Л.Б., г. Апатиты, 2013 г. Заботясь о благопол...

16 бесплатных образовательных проектов в сети - (0)

16 бесплатных образовательных проектов в сети Мир не стоит на месте и уже можно получить профильн...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в leopoliss

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

morning glory no-till peta аборты абуль-фарадж авиценна агапий аграфа адин балу (эдин баллу бэллоу) александр кузнецов альтернативная гражданская служба америка анархизм анскулинг антипотребительство антисемитизм апокрифы аристотель армия архитектура

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 01.10.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 1392


Кузьма Тарасов. Канадские духоборы как миротворцы. Часть 1

Вторник, 23 Июля 2013 г. 01:56 + в цитатник

Духоборы
Lib.ru/Классика:
    
  • Аннотация:
    Статья, опубликованная в сборнике "Долгий путь российского пацифизма", М., ИВИ РАН, 1997.


       Кузьма Тарасов
       Канадские духоборы как миротворцы
      
       Date: 1-6 июля 2009
       Изд: "Долгий путь российского пацифизма", М., ИВИ РАН, 1997.
       OCR: Адаменко Виталий (adamenko77@gmail.com)
       REM: Публикуется в проекте "Классика" (http://az.lib.ru/d/duhobory/) с разрешения автора
      

    КАНАДСКИЕ ДУХОБОРЫ КАК МИРОТВОРЦЫ

    Кузьма Тарасов


    Семь тысяч пятьсот русских духоборов, эмигрировавших в Канаду в начале 1899 г., перенесли в Северную Америку свои радикальные традиции. Их философия и образ жизни, как и у квакеров, основывались на убеждении, что дух Божий пребывает в каждом человеке -- т. е. на вере, что внутренний голос направляет действия личности. Этот голос, как они говорили, преобладал в историческом Иисусе и продолжает преобладать в людях, живущих сегодня. И поскольку все мужчины и женщины являются сосудами с божественным содержимым, люди эти считали неприемлемым убивать других людей, даже во время войны; отсюда проистекает пацифизм, одна из наиболее характерных и широко распространенных черт духоборов1.

       Духоборы поселились в Западной Канаде и сегодня насчитывают 30000 членов. Другие 500 человек живут в Калифорнии и Орегоне, они переселились сюда в начале этого столетия. Около 30000 живут в республиках бывшего Советского Союза. Независимо от того, где они обитают, большинство духоборов считают пацифистскую традицию центральной для своего социального движения2. Канадские духоборы гордятся своей миротворческой деятельностью, которую они развивали в течение прошедших 100 лет в Канаде. Они полагают, что ценности, отстаиваемые ими, оказали влияние на внешнюю политику Канады, особенно в отношении миротворческой активности в Организации Объединенных Наций.
       Сожжение огнестрельного оружия в царской России в 1895 г. явилось самым памятным историческим событием, которое оказало неизгладимое воздействие на психологию духоборов. Каким-то образом эти русские крестьяне осознали, что любовь и всеобщее братство -- основа их бытия, и потому их долгом и предназначением стал отказ от милитаризма раз и навсегда. Для них любовь связывалась с жизнью и миром -- и никогда с убийством. Перековка "мечей на орала" в 1895 г. стала первым массовым организованным актом про-
      
       137
      
       теста против милитаризма и войны в мировой истории. И с полным основанием этот акт остается и сегодня пылающим сигнальным огнем движения духоборов. По всему миру духоборы продолжают отмечать это событие 29 июня как символ своего единства и напутствие.
       Главной международной фигурой, которую они чтут, является Л. Н. Толстой, их благодетель; он поспешил завершить свою книгу "Воскресенье", чтобы помочь их переезду в Канаду. Толстой просил русских интеллигентов и квакеров помочь в этом деле и способствовал тому, что их тяжелое положение в России стало широко известным. Обладавший международным нравственным авторитетом, Толстой, как и духоборы, проповедовал закон братской любви и священность человеческой жизни, а также выступал за полное преобразование общества. Из любви к ближнему Толстой и духоборы делали вывод о необходимости отказа от насилия и войн, отсюда идет их пацифистская позиция.
       Имея демократическую ориентацию и веря, что Бог пребывает в каждом, они доказывали не только что убийство недопустимо, но и что они не нуждаются и в церковной организации как посреднике между людьми и Богом. Они и сегодня вспоминают, как их деды и прадеды терпели тюремные заключения и суровые наказания при царе, но не подчинялись церковной ортодоксии и государственной воинской повинности. Для них за словами должны были следовать соответствующие дела.
       Приехав в Канаду в 1899 г., русские духоборы продолжали жить согласно своей философии, своей концепции внутреннего мира. Общинный характер их жизни (идущий от русской системы мира) был путем к всеобщему братству и любви. Они усердно трудились, приспосабливаясь к новым условиям -- новому языку, месту и законам. Они построили 61 деревенскую общину, возделывали землю и обогащали общество вокруг них своим пацифистским образом жизни. Но тогда как большинство церквей, проповедовавших тот же всеобщий мир и братство, что и духоборы, посылали солдат на войну, духоборы отказывались принимать участие в этих играх.
       Согласно указу, принятому 6 декабря 1898 г., канадское правительство поддержало пацифизм духоборов, включив его в законодательство Канады. И в Первой, и во Второй мировых войнах духоборы активно препятствовали войне, выступая в качестве отказников по соображениям совести. И общинные, и независимые духоборы посылали делегатов в Оттаву, столицу Канады, напоминая властям об освобождении от воинской повинности, дарованной им в 1898 г. на основа-
      
       138
      
       нии прецедентов, ранее установленных квакерами и меннонитами. Власти ответили, что указ подчиняется квалификациям, которые "время от времени предписывает Губернатор в Совете".
       С некоторой неохотой большинство духоборов в Канаде приняли минимум установленных на военное время мер регистрации, так как во всех их округах были назначены их собственные заместители регистраторов. Мой отец был одним из таких регистраторов в Лэнгамском районе Саскетчевана. Каждого члена общины, прежде чем он предстанет перед регистратором, учили отвечать с полной уверенностью, доказывая, что он обладает "хорошим положением", что означало, что он выполняет все свои обязанности перед признанным духоборским сообществом. В результате многие духоборы поспешили уплатить все свои взносы в Союз духовных общин Христа (известный также как Община духоборов), что составляло 25 долларов в год, или в Независимое общество духоборов (члены которого платили только 1 доллар 50 центов в год).
       Членство в организациях духоборов быстро возросло в военные годы. Когда возникло подозрение, что национальная регистрация была первым шагом к всеобщей воинской повинности, отдельные лица выступили с протестом с позиций свободы совести. Например, 60 экстремистов (я называю их фанатиками3) выразили свое неудовольствие, пройдя обнаженными по общественной дороге близ Джилпина, и были рассеяны полицией на расстоянии двух миль от ближайшего городка Гранд Форкс в пределах Британской Колумбии. Некоторые независимые и общинные духоборы отказывались регистрироваться, говоря, что их братья получили определенные выгоды, "продавшись" и пойдя на компромисс со злом, в частности избежав тюрьмы, получив квалификацию для лучше оплачиваемой работы и продовольственные карточки4.
       Следующая трудность возникла в 1943 г., когда федеральное правительство выпустило программу всеобщей воинской повинности, согласно которой закон обязывал каждого канадца, достигшего 21 года и старше, явиться к офицеру по отбору на военную службу в своем округе. В противном случае он подлежал осуждению и тюремному заключению сроком на 12 месяцев с каторжными работами или без них или к штрафу размером в 200 долларов. Чтобы получить освобождение, претендент должен быть квалифицирован как не годный к военной службе. Или может добиваться альтернативной службы, которую правительство должно было предоставить отказникам по соображениям совести и которая состояла в невоенном труде, и вычитать из оплаты им суммы, превы-
      
       139
      
       шавшие выплаты военным, на поддержку Красного Креста. В результате духоборы почувствовали, что программа эта насильственно навязывается им, и в большинстве своем не приняли ее -- и правительство в целом не попыталось ее применить силой.
       Были устроены лагеря альтернативной службы, наиболее известный среди духоборов располагался на 200 км севернее от Принц Альберта, Саскетчеван. Здесь были взяты на работу на 4 месяца 70 Духоборов-отказников для строительства дороги. Тем временем в тюрьме Принц Альберта по приговору суда томились 92 Духобора за отказ зарегистрироваться на альтернативную службу в проекте строительства дороги. Для них неприемлемо было не только убить человека, но и сотрудничать с властями в альтернативной программе, которую они рассматривали как равнозначную военной службе. Они принципиально не хотели участвовать в этом. Местная газета так комментировала этот конфликт между отказниками и обществом:
       "Простой канадец, подобно британцу, воспитан в традициях национальных и имперских героев. Его учили восхищаться людьми, которые пожертвовали всем, включая жизнь, для своей страны и для дела своей страны. С другой стороны, духоборы воспитывались в традициях мученичества и их учили почитать тех, кто терпел преследования за свои пацифистские идеалы. Они хотят быть подобными Христу и помнят о том, что Христос терпел преследования за свою веру... Такие традиции, хотя, может быть, и не столь сильные в среде духоборской молодежи, как среди их вождей, не исчезнут в течение дня или года"5.
       Канадские ветераны были недовольны, когда правительство через четыре месяца отменило дорожный проект и вскоре после этого освободило духоборов из тюрьмы. В Саскетчеване была учреждена военизированная добровольческая организация ветеранов (Корпус Гражданской Безопасности); она была предназначена для помощи Королевской Канадской верховой полиции в выявлении "анти-британской и подрывной деятельности". Неотдание чести флагу, например, рассматривалось как "подрывной акт", и духоборы как пацифистская группа также категорически относились к "подрывным". Под давлением членов Корпуса провинциальный департамент образования выпустил распорядок дня гражданина, который требовал, чтобы дети каждое утро пели гимн "Боже, спаси короля" и отдавали честь флагу. Несколько учащихся-духоборов были отосланы по домам по представлению школьного начальства.
      
       140
      
       Саскетчеванские духоборы продолжали высказывать свое неприятие войны, рискуя вызвать общественное порицание. Независимые духоборы объединилось с упомянутыми выше общинными духоборами в совместном призыве против легализованного убийства, называемого войной. Они провозглашали: "Война исчезнет, когда все мужчины и женщины отвернутся от насилия... откажутся сражаться, независимо от того, что. приводит к сражению... Христос сказал 'Подставь другую щеку'. Кто-то среди людей должен начать, должен подать пример. Наши предки не уступали дороги казакам. Мы пойдем тем же путем, пострадаем за наши принципы -- и пусть будет, что будет"6.
       Власти игнорировали этот документ, а духоборы сплотились в единую силу несотрудничества с войной и подготовкой к войне. Адвокат Петр Макаров ушел с поста вице-президента Саскетчеванской кооперативной федерации общего блага (CCF) из-за своей пацифистской позиции. Слова Христа "подставь другую щеку" он исполнил буквально, когда один из городских политиков ударил его по лицу за то, что Макаров, член городского совета, задавал тревожащие вопросы о причинах и безрассудстве войны, подобно тому, как прежде сделал это в палате общин Джеймс Вудсворт (первый лидер CCF), кого называли "совестью Канады".
       В Йорктоне, за три сотни километров от Саскатуна, Саскетчеван, Иван Попов оставил пост секретаря той же политической партии, который он занимал в течение 12 лет. Он также бескомпромиссно выступил против милитаризма и войны. Тогда Попов размышлял над вопросом, почему он был уволен с работы преподавателя в трех разных случаях. В связи с его вступлением в CCF? Или из-за его связей с русскими духоборами и пацифистской позицией? Он никогда не знал этого наверняка, но подозревал, что за последнее. Кажется, что пацифизм и общинное братство рассматривались как угроза системе частного предпринимательства и получения прибылей, а также права на ведение войн. Все больше и больше это напоминало борьбу маленького Давида против гиганта Голиафа.
       В Блэйн Лэйк, Саскетчеван, Петр Блудов ушел с работы в механической мастерской в Саскатуне и обосновался на ферме своего отца. Он отказался делать прямой вклад в военные усилия -- чувство, которое разделяли большинство духоборов в Саскетчеване, Альберте и Британской Колумбии.
       А в Британской Колумбии (куда две трети духоборов переселились из Саскетчевана между 1908 и 1913 гг.) отборочные правила особенно игнорировались, так как многие духоборы
      
       141
      
       открыто выступали против даже минимальной регистрации и заняли абсолютно пацифистские позиции. Дело было представлено палате общин, но правительственные чиновники избежали попытки жесткого давления, так как боялись восстания фанатиков. Одна Ванкуверская газета призвала к "жесткой" политике против духоборов, заявив, что не все духоборы являются отказниками по соображениям совести.
       В 1943 г. массовый бойкот нескольких сотен духоборов -- плотников и строительных рабочих -- создал угрозу невыполнения проекта постройки плотины, которая нужна была для увеличения производства гидроэнергетики в военный период. Власти были вынуждены отправиться в Квебек, чтобы найти людей для их замены. Этот бойкот еще раз подтвердил протест духоборов против любой работы, которая делала прямой вклад в военные усилия. Во-вторых, он еще больше сплотил людей ценою отделения их от внешнего мира.
       Одним из самых эффектных событий в то время стал массовый митинг духоборов 12 декабря 1943 г. в Бриллианте, Британская Колумбия. Два майора в полном военном обмундировании требовали помощи для ведения войны. В ответ они получили мощное "Нет!" В тот же день вечером таинственный пожар уничтожил фабрику по производству джема стоимостью в 400000 долларов, которая прежде принадлежала общине духоборов (и которая в 1939 г. была отобрана у них местными властями). В том же году 31 духобору было предъявлено обвинение, а затем они были осуждены согласно правилам Национальной Отборочной службы, и несколько человек были заключены в тюрьму. Однако это лишь малая часть тех, кто игнорировал и отказывался подчиниться правилам военного времени. Эти диссиденты черпали вдохновение от своих предков, которые противились установлениям церкви и государства в вопросах совести, а также от Льва Толстого, Махатмы Ганди и от своих соседей меннонитов, гуттеритов и квакеров, которые следовали своей традиционной твердой оппозиции любым институтам милитаризма и войны.
      
    Рубрики:  Пацифизм. Война. Армия
    Здесь хочется рассказать о том, о чём и так все всё прекрасно знают - о войне. О том, что она Ужасна, Преступна, и только Братоубийственная. Хоть все это и понимают, но почему-то, войны никак не заканчиваются, человечество снова и снова начинает эти массовые братоубийственные игрища. И то как начинает, с патриотическими выступлениями, улыбками, маршами, а когда дело доходит до того, что надо убить такого же человека как и ты сам, то все сразу проходит. Убить только потому, что он живет по ту сторону реки, или условной линии, называемой границей, или потому, что в очередной раз поругались главы нескольких государств. Наш век в этом отношении очень выгоден. Выгоден он потому, что человечество изобрело огромное количество средств убийства людей на огромном расстоянии или высоте, и уже солдаты меньше соприкасаются лицом к лицу с такими же Людьми как и они. Но война как была Преступна и Братоубийственная, так и осталась. Преступление, когда бы оно ни было совершено, всегда останется преступлением. Война не исключение. Более того, именно на войне совершаются самые зверские преступления... В конце хочется опять привести один афоризм - "Если вы цените свою жизнь, то помните, что и другие ценят свою жизнь, не меньше чем вы цените вашу". Этот афоризм имеет большой круг применений.
    Лучшее в Духоборстве
    Духоборы, это особенное течение в истории РПЦ. Они не были обычными протестантами, как лютеране, кальвинисты или прочие, у них было свое, особенное понимание Библии, отношений между людьми, особое понимание Бога, которое мне очень близко.
    Метки:  

     

    Добавить комментарий:
    Текст комментария: смайлики

    Проверка орфографии: (найти ошибки)

    Прикрепить картинку:

     Переводить URL в ссылку
     Подписаться на комментарии
     Подписать картинку