-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в hntg

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) _ПрОсТо_ДлЯ_ВаС_ Pinacoteca Cine-Cinema

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2009
Записей: 3957
Комментариев: 8791
Написано: 23485


Без заголовка

Воскресенье, 27 Декабря 2009 г. 21:09 + в цитатник
Цитата сообщения Алевтина_Князева Лафа футуристам, фрак старья разлазился по швам.



Блок Александр Александрович 1880 – 1921

Автор:

admin

    Категория:

Литература

“Здравствуйте, Александр Блок.
Лафа футуристам, фрак старья разлазился каждым швом”.

Блок посмотрел костры горят “Очень здорово
“Хорошо”, В. В. Маяковский Родился Александр Александрович Блок в 1880 году 16 ноября по старому стилю. По происхождению, семейным и родственным связям, дружеским отношениям пиит сам называвший себя в третьем лице “торжеством свободы”, принадлежал к кругу старой русской интеллигенции, из поколения в поколения свято служившей науке и литературе.
Все его ближайшие родичи были либо учеными, либо литераторами: тятя – профессором-юристом и философом, старец – профессором-ботаником, бабушка мама две тетки двоюродная бабушка писательницами и переводчицами. И женат он был на дочери великого ученого Д. И. Менделеева, творца Периодической системы элементов.
И ровно замечательно, чисто родился Александр Александрович Блок в стенах Петербургского университета, в примерно называемом “ректорском доме” старикан его, А. Н. Бекетов, был в это часы ректором) , а будущего поэта на руки приняла прабабка, лично знавшая опять друзей Пушкина…


Родители Блока разошлись безотложно впоследствии его рождения. Рос и воспитывался он в семье деда (А. Н. Бекетов) , в обстановке важнецки обустроенного петербургского барского дома и в “благоуханной глуши” маленькой подмосковной усадьбы Шахматово, где-либо семейство неизменно проводила летние месяцы. Но главное, ровно сформировало лицо и норов поэта, была воздух стародавних культурных традиций и преданий бекетовского дома. Тургенев, Достоевский, Салтыков-Щедрин и другие прославленные представители русской литературы были тут не лишь знаменитыми и почитаемыми писателями, однако и попросту добрыми знакомыми.
Здесь снова помнили Гоголя и дружески переписывались с Чеховым.
Вообще литература играла дьявольски большую роль в обиходе бекетовской семьи. Все тут начиная с деда-ботаника, писали и переводили в стихах и прозе. Естественно, ровно и Сашура примерно звали Блока в семье) начал фантазировать едва ли не с пяти лет. А капля позднее он уже “издавал” рукописный журнал, после лет с шестнадцати, стал царапать шутя однако вновь долго не показывал своих писаний никому, кроме матери. Она на всю существование осталась самым близким ему человеком, и он нередко повторял: “Мы с мамой – почитай одно и то же”.
В 1889 году матушка Блока вторично вышла замуж – за гвардейского офицера. Девятилетний Блок поселился с матерью и отчимом в Гренадрских казармах, расположенных на окраине Петербурга, на берегу Большой Невки. Здесь его окружил оригинальный ландшафт отразившийся в ранних его стихах: река, по которой проплывали пароходы, баржи и лодки, тенистый Ботанический сад, частокол дымящих фабричных труб на другом берегу реки.
Тогда же Блока отдали в гимназию. Потом он рассказывал, ровно узловой однажды в жизни из уютной и тихой семьи” попал в “толпу гладко остриженных и громко кричащих мальчиков”. Сам он был мальчиком тихим, молчаливым, росшим сиротливо среди обожавших его женщин – матери, теток, козны С гимназической средой он хоть и не сросся до конца маневры Вообще, словно он сам говорил “жизненных впечатлений” у него не было зверски долго. Семья усердно оберегала его от соприкосновения с грубой жизнью.
В 1897 году, очутившись с матерью за границей, в немецком курортном городке Бад Наугейме, Блок пережил первую, однако ужасно сильную юношескую страсть Она оставила бездонный отпечаток в его поэзии. Спустя куда лет, наново побывав в Бад Наугейме, он словно бы снова пережил свою первую страсть и посвятил воспоминанию о ней неразделимый цикл стихов “Через двенадцать лет”, одну из жемчужин своей лирики.
В 1898 году гимназия была окончена, и Блок полно безотчетно” поступил на юридический факультет Петербургского университета. Через посредственно годы убедившись, ровно абсолютно чужд юридической науке, он перевелся на славяно-русское филиал историко-филологического факультета, которое окончил в 1906 году.
Университет, что и гимназия, не оставили заметного следа в жизни Блока. Духовные интересы и требования его с ранней юности лежали в второй плоскость. Сначала он пережил сильнейшее одушевление театром, участвовал в любительских спектаклях, прослыл хорошим декламатором и мечтал о поступлении на большую сцену. Но в 1901 году театральные интересы уступили должность интересам литературным. К тому времени Блок написал уже значительно стихов. Это – лирика любви и природы, полная неясных предчувствий, таинственных намеков и иносказаний. Молодой Блок погружается в изучение идеалистической философии, в частности творений древнегреческого философа Платона, учившего, точно кроме реального мира, грызть опять некий “сверхреальный”, высший круг идей”. По собственному признанию Блока, им полностью овладели “острые мистические переживания”, смятение беспокойное и неопределенное”. Он начал зреть в природе в действительности какие-то непонятные ему, однако тревожащие душу “знаки”. Блок был не одинок в подобных ощущениях и настроениях: они были характеях: они были характеиях: они были характениях: они были характеях: они были характеях: они были характе: они были характеони были характени были характеи характерактектектерны для целого круга тогдашних молодых людей, подпавших под действие древней и новой идеалистической и религиозно-мистической философии.
Громадное впечатление произвели на молодого Блока стихи и философские сочинения Владимира Соловьева – воинствующего идеалиста и мистика, “углубившего” учение Платона о “двоемирии”. Самым серьезным вполне Соловьев предсказал баста мира”, кончено всемирной истории”, подчас погрязшее в грехах человечество хватит спасено и возрождено к новой жизни неким божественным началом – “Мировой душой” (она же “Вечная женственность”) .
Эти мистические бредни на некоторое часы полонили воображение Блока и сообразно окрасили его юношескую лирику. Впоследствии он хоть охарактеризовал свои тогдашние переживания (говоря о себе в третьем лице) : “Он ко всему относился ровно пиита был мистиком, в окружающий тревоге видел предзнаменование конца мира. Все разрастающиеся события были для него навряд образами развертывающегося хаоса “.
Прошли года духовного роста и просветления, раньше чем пиита сумел распознать реальное содержание “окружающей тревоги” и повернулся лицом к действительной, а не выдуманной жизни.
Конечно, и в эти года стихотворчество Блока не полностью исчерпывалась мистическими темами и мотивами. Во многих его юношеских стихах звучит зазвонистый мелодия славящий не “лучезарную глубину” каких-то “далеких миров”, созданных фантазией поэта, а отрада и обаяние здешнего, земного бытия. Начиная с 1898 лета Блок переживал на уникум сильное и глубокое эмоция к девушке (Любови Дмитриевне Менделеевой) , которая после стала его женой. Можно выговорить точка юношеские стихи Блока (и многие позднейшие) говорят об этой любви. Поэт творил некий миф о божественной Прекрасной Даме – воплощении соловьевской “Вечной женственности”, однако подряд и невдалеке в этом мифологизированном образе сквозят “земные”, реальные черты его возлюбленной: ” Ей было пятнадцать лет. Но по стуку Сердца – невестой водиться мне могла.
Когда я, смеясь, предложил ей руку, Она засмеялась и ушла… ” В ноябре 1902 годы между молодыми людьми произошло решительное объяснение, и они поженились, в августе 1903 годы
В это час Блок уже вступил в литературу, примкнув к символистам. Дебют его состоялся весной 1903 годы – почитай одновр/еменно в петербургском журнале “Новый стезя и в московском альманахе “Северные цветы”. Он устанавливает взаимоотношения в символистском кругу и в Петербурге (с Д. Мережковским и З. Гиппиус) и в Москве (с В. Брюсовым) . Но особливо близким Блоку оказался образовавшийся тогда в Москве кружок молодых поклонников и последователей Вл. Соловьева, главную роль среди которых играл начинающий пиита прозаик, теоретик Андрей Белый. В этом кружке стихи Блока встретили восторженное признание. В конце 1904 годы в символистском издательстве “Гриф” вышла в совет первая том Блока – “Стихи о Прекрасной Даме”.
Ко времени появления книги Блок уже хватит вдали отошел от ее тем и настроений. Наступил кризис его юношеского религиозно – мистического мировоззрения. Он уже начал тяготиться своей отчужденностью от реальной жизни, пытался вглядеться в нее. Стихотворение “Фабрика”, написанное в конце 1903 годы возможно рассматриваться точно важная кончено поворота на творческом пути Блока. Общественный воодушевление охвативший накануне 1905 возраст всю Россию, захватил и Блока. В образе какого-то “недвижного” и “черного” пиит впервинку обратившись к социальной теме, попытался сформулировать свое снова чрезвычайно смутное понятие о владыках капиталистического мира, обрекающих человека на трудный вещичка и душевные страдания.
В дальнейшем ноты горячего сочувствия простым людям и праведного гнева на баста ровно мешает им водиться звучат в стихах Блока потом баста возрастающей силом Революция 1905 возраст произвела на него впечатление громадное, в сильной степени прояснила его идейное и художественное зрение. Он увидел активность народа, его волю к борьбе за свободу и талан в самом себе открыл “гражданина”, впервой ощутил присущее каждому истинному и честному художнику эмоция кровной отношения с народом и рассудок общественной ответственности за свое писательское бой
Прежнее безучастность Блока к общественно – политическим событиям сменилось в 1905 году жадным интересом к происходящему. Он участвовал в революционных демонстрациях и как-то во главе одной из них нес красное стяг События того времени отразились в целом ряде рассказов Блока.
Годы 1906-1908 были затем писательского роста и успеха Блока.
Он становится профессиональным литератором, его имя приобретает уже хватит широкую звезда Он сотрудничает во многих журналах и газетах, и не едва что версификатор и драматург, однако и будто критик и публицист. Он активно участвует в литературной полемике, отстаивая свои воззрения на суть искусства и задачи художника, выступает с публичными докладами и лекциями. Постановка его маленькой пьесы “Балаганчик” в театре В. Ф. Коммиссаржевской (в декабре 1906 возраст стала крупным событием тогдашней театральной жизни. Одна за второй выходят книги Блока – сборники стихов “Нечаянная отрада (1907) , “Снежная личина (1907) , “Земля в снегу” (1908) , сборник “Лирические драмы” (1908) . В 1908 году была написана, в 1909 году опубликована огромная трагедия Блока “Песня судьбы” спектакль ее на сцене не осуществилась) .
В возраст политической и общественной реакции, затем поражения первой русской революции, подчас буржуазная литература переживала период застоя и упадка, иногда подавляющее большинство буржуазных писателей, вчерашних союзников революции, отшатнулось от борьбы за свободу и изменило благородным традициям авангардный общественной мысли и литературы, – в это тяжелое пора Александр Блок занял особую и в высшей степени достойную позицию.
Разочаровавшись в своих прежних исканиях (и даже подвергая из осмеянию) , он настоятельно ищет новые пути. Из мира бесплотной мечты и фантазии он совсем переходит в круг действительности, который-нибудь одновр/еменно и влечет, и страшит его.
Блок чертовски трудно переживал разгром революции, однако не утратил чувства будущего: временное празднество реакции он точно оценил будто “случайную победу” палачей народа и предрекал наступление сызнова более грозных и величественных событий. Главной темой Блока – и в художественном творчестве, и в публицистике – становится Россия. Внимание его сосредоточено на судьбе народа, на волновавшем его вопросе о взаимоотношениях интеллигенции и народа. Он утверждал, как с народом кончено пути”, будто люди является единственным источником всякой “жизненной сила в фолиант числе и творческой рать художника, поэта.
Страстные призывы Блока не были услышаны его собратьями по перу.
В 1907 – 1908 годах определился бездонный нелады его почитай впоследствии свей символистской литературой. Чем ниже тем более неотступно добро Блок своим путем. Из своих раздумий, сомнений и тревог он сделал решительные и окончательные выводы. Отныне он воодушевляется идеями правды, справедливости, общественного долга, патриотизма и народности.
Обращение Блока к темам действительности, к большим и серьезным вопросам, выдвинутым самой жизнью, сопровождалось стремительным ростом его поэтического мастерства. Преодолевая воздействие декадентского, антинародного, эстетского искусства, сказавшиеся в его раннем творчестве, он обращается к животворным традициям русской и славный классической поэзии, внося в них свойский самобытное, новое. Он стремится содеять стихотворную говорок нелицемерный ясной и точной и достигает на этом пути замечательных успехов, ничего не теряя из свойственной ему тончайшей музыкальности. Характерно в этом смысле и настойчивое страсть Блока истечь за пределы чуть-только лирической поэзии – создать старшие монументальные повествовательные и драматические произведения (поэма “Возмездие”, начатая в 1910 году и незаконченная ; трагедия “Роза и Крест”, написанная в 1912 году) .
Все это период Блок продолжал населять в Петербурге, на летние месяцы уезжая в свое любимое Шахматово. В 1909 году он совершил интересное странствование по Италии и Германии, результатом которого явился цикл “Итальянские стихи” – лучшее, как точить в русской поэзии об Италии. В 1911 году он заново путешествовал по Европе (Париж, Бретань, Бельгия, Голландия, Берлин) , в 1913 году – в третий однажды (Париж и Бискайское побережье Атлантического океана) . Заграничные впечатления отразились в творчестве Блока – и непосредственно (в стихах и в поэме “Соловьный сад”) , и в форме исторических воспоминаний (картины средневековой Бретани в драме “Роза и Крест”) . Продолжали показывать новые книги Блока: четвертый сборник стихов “Ночные период (1911) , трехтомное “Собрание стихотворений” (1911-1912) , “Стихи о России” (1915) , четырехтомник “Стихотворений” и “Театра” (1916) . Весной 1914 лета была осуществлена театральная спектакль лирических драм Блока “Незнакомка” и “Балаганчик”. Готовилась спектакль и драмы “Роза и Крест”
В лета империалистической войны, накануне революции, Блок конечно занял поза первого поэта страны. В литературной среде его имя было окружено почетом и уважением. Число его читателей неуклонно росло. Для людей, понимавших поэзию, явным значит будто насильно дарования и глубиной своих раздумий он превосходил всех современных поэтов и встал вровень с великими лириками прошлого. В стихах его подкупали громадная силы непосредственного лирического чувства, искренность, серьезность содержания, обвораживающая музыкальность поэтического языка. Особенной любовью пользовался он среди тогдашней авангардный молодежи. Вот ровно говорил об этом советский версификатор Николай Асеев – говорил от лица своего поколения, которое в стихах Блока “услышало давным-давно не слышанный гуманный мелодия ненарушимый бурных страстей, великой любви, огневого гнева ко всему мертвому, внешнему, условному, пустому… “.
С портретов и почтовых открыток, подписанных именем “Александр Блок”, смотрел красный молодой человек в щегольском сюртуке или артистической блузе. А на самом деле к тому времени это был классический глубокий в невеселые думы созрелый человек, гораздо на своем веку переживший и во многом разуверившийся, с чуткой душой и обнаженной совестью. И был он прост и человечен – прост, будто шабаш по-настоящему взрослые люд Любил природу, долгие пешие прогулки по городским окраинам и деревенским полям, любил верховую езду и материальный работа косоворотку и русские сапоги. Любил рыть землю, пиликать деревья, что-нибудь сооружать по хозяйству в своем Шахматове. “Работа повсюду одна, говаривал он, – как печку топить, будто стихи написать”.
Таким встретил Блок первую мировую войну. Не в образец многим писателям он не разделял казенно-патриотических восторгов по поводу войны. Напротив, он ужаснула его своим антинародным, корыстно-грабительских характером. Летом 1916 лета он был призван в действующую армию и служил в инженерно-строительной дружине, сооружавшей полевые укрепления в прифронтовой полосе, в районе Пинских болот. Здесь застала его слух о свержении самодержавия. Он выхлопотал отпуск и вернулся в Петроград. “Произошло невидальщина и, итак будут опять чудеса “, – твердил Блок. Вот это и было для него главным – нетерпеливое ожидание новых, опять более удивительных чудес: гибель царизма – это лишь почин за которым обязан последовать снова более святой взлет революционной волны.
Вскоре, в мае 1917 годы Блок был привлечен к работе в Чрезвычайной следственной комиссии, которая была учреждена для расследования деятельности царских министров и сановников. Работа эта увлекла Блока, раскрыла перед ним “гигантскую помойку” самодержавия. На материалах допросов и показаний он написал документальную книгу “Последние дни императорской власти”.
После Февральской революции Блок шабаш более сомневался в установившемся в стране буржуазно-республиканском режиме, поскольку он не принес народу избавления от преступно развязанной войны. Блока конец более тревожит жизнь революции, и он начинает конец внимательнее прислушиваться в лозунги большевиков. Они подкупают его своей ясностью: круг – народам, держава – крестьянам, воля – Советам. Незадолго до Октября Блок признается в разговоре: “Да, если хотите, я вернее с большевиками, они требуют мира… “. Тогда же он записывает в дневнике, будто одинехонек чуть Ленин” (Блок подчеркнул эти слова) верит в будущее “с предвидением доброго”, верит в то, ровно “захват власти демократией воистину ликвидирует войну и наладит шабаш в стране”.
В ответственный часы истории Блок нашел в себе духовные армия для того, дабы смело прекратить свои отношения затем старым миром и воссторженно приветствовать круг новоиспеченный рождавшийся в огне и буре пролетарской революции. С первых же дней Октября он явно и честно определил свою общественно политическую позицию в качестве сторонника и сотрудника Советской власти. В числе лучших чрезвычайно немногочисленных в ту пору) представителей старой русской интеллигенции он немедля же пошел действовать с большевиками, принял самое живое и деятельное чуткость в строительстве новой, социалистической культуры.
Но гораздо более ладно будто Октябрьская революция окрылила Блока что художника, вдохновила его на творение “Двенадцати” лучшего его произведения, закончив которое он, обыкновенно беспощадно классический к себе, сказал: “Сегодня я – гений”.
В “Двенадцати” Блок с громадным вдохновением и блистательным мастерством запечатлел открывшийся ему в романтических пожарах и метелях икона освобожденной революцией Родины. Он понял и принял Октябрьскую революцию что стихийный, необузданный славный пожар”, в очистительном огне которого обязан сгореть без остатка полный давнишний сферы
Такое восприятие Октябрьской революции имело и сильные, и слабые стороны. Поэт услышал в революции по преимуществу одну “музыку” музыку разрушения ненавистного ему старого мира. Беспощадно, временем безгрешный злобой” он осудил и заклеймил в своей поэме данный прогнивший круг с его буржуями, барынями, попами и “витиями”. Но разумное, организующее, созидательное начин социалистической революции не получило в “Двенадцати” такого же полного и ясного художественного воплощения. В героях поэм – красногвардейцах, беззаветно вышедших на атака старого мира, – пожалуй, преимущественно от анархической “вольницы” (активно действовавшей в Октябрьские дни) , нежели от авангарда петроградского рабочего класса, какой-нибудь под предводительством партии большевиков обеспечил победу революции.
Кроме того, первых читателей поэмы смутил икона Христа, которого Блок словно бы поставил во главе своих красногвардейцев. Поэт исходил при этом из своих субъективных (и самому ему до конца не ясных) представлений о раннем христианстве что о “религии рабов”, проникнутой бунтарскими настроениями и приведшей к распаду старого, языческого мира. И в этом Блок усматривал известное историческое сходство с крушением царской помещичье-буржуазной России.
Но отдельные недоговоренности и противоречия в “Двенадцати” искупаются целиком проникающим это замечательное создание высоким революционным пафосом, живым ощущением величия и всемирно-исторического значения Октября. “Вдаль идут державным шагом”, – сказано в поэме о ее героях. Вдаль, то снедать в далекое будущее, и собственно державным шагом, то грызть словно новые хозяева жизни, строители молодой пролетарской державы. Это и точить главное и основное, точно определяет значение и историческое смысл “Двенадцати” будто величественного художественного памятника Октябрьской эпохи.
Сразу впоследствии “Двенадцати” была написана революционно-патриотическая ода “Скифы”, которой увенчалось лирическое творчество Блока.
“Скифы” завершают давнюю традицию русской классической поэзии, неоднократно возвращавшейся к теме исторических путей и судеб России (Пушкин, Лермонтов, Некрасов, Тютчев) . Решая эту тему снова в новой исторической обстановке, с позиции революционного поэта – трибуна, Блок поднял мотив во славу и защиту Советской России, увидев в ней обличье будущего мира, оплот итого лучшего, непреходящего, ровно было создано человечеством.
“Скифы” были последним словом которое сказала русская стихотворчество дооктябрьской эры. И это было обещание новой исторической правды, рожденной Октябрем, – обет воинствующего революционного гуманизма и интернационализма. На рубеже двух миров русская стихотворство устами Александра Блока обратилась ко всем людям доброй воли впоследствии страстным призывом развязаться с “ужасами войны” и встретиться на “братский пированье труда и мира”.
После “Двенадцати” и “Скифов” поэтическое творчество Блока оборвалось (если не мыслить немногих стихотворений, написанных на происшествие и попыток закончить поэму “Возмездие”) . Сам он надеялся, ровно вернется к поэзии, однако надеждам его не суждено было исполниться
Жить ему осталось недолго.
Блок намного и плодовито работал в последние лета стократ писал, однако уже не стихи, а статьи, очерки, заметки, рецензии, заметки по вопросам истории, культуры, литературы и театра. Он трудился в Государственной комиссии по изданию классиков, в Театральном отделе Наркомпроса, в основанном М. Горьким издательстве “Всемирная литература”, в Большом драматургическом театре, в Союзе поэтов (был выбран первым его председателем) .
Зимой, весной и летом 1921 лета состоялись последние триумфальные выступления Блока – с вдохновенной речью о Пушкине и с чтением своих стихов (в Петрограде и в Москве) .
В мае Блок почувствовал немочь вскоре перешедшее в тяжелую хвороба Утром 7 августа он скончался.
Смерть Блока поразила всех. Вот что вспоминает о ней начинавший тогда беллетрист Константин Федин: ” Блок умер молодым, однако необычно ощутилось, точно с Блоком отошла прежняя, старая пора та, которая, дожив до революции, сделала шаг в ее владения, будто бы показав, стократ нужно переться и упала, обессиленная тяжестью своего дальнего пути. Стало верно будто уже никто оттуда не сделает такого шага, а если повторит его, в фолиант не полноте подобного мужества и подобной тоски о правде будущего, какие проявил Александр Блок”.
Александр Блок жил и творил на рубеже двух миров – в эпоху подготовки и осуществления Октябрьской революции. Он был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания итого XIX века. И сообща с тем его именем открывается первая, заглавная страница истории русской советской поэзии.

Список литературы
А. Блок “Искусство и революция”
Е. Книпович “Об Александре Блоке”
В. Орлов “Александр Блок”
В. Орлов “Здравствуйте, Александр Блок! “

Метки: , , , , ,

Рубрики:  литература
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку