Беседы о музыке. Моцарт, или О счастье |
Хочу начать сразу с того, что не согласна с утверждением, что музыка не нуждается в словах и говорить о ней не нужно. В общем-то музыка наверное действительно не нуждается, а вот человек - да. Это вполне естественная его потребность в общении, в желании высказаться, поделиться своими мыслями. Музыка тоже в какой-то степени средство коммуникации, но её одной человеку не достаточно...
Недавно мне посчастливилось прочитать книгу замечательного итальянского театрального режиссёра и актёра, театрального деятеля Джорджо Стрелера "Театр для людей". Почему посчастливилось? Потому что в этой книге оказалось много близкого мне в понимании музыки и искусства вообще. Автор доступно и понятно сформулировал то, что ещё не до конца оформилось в моих мыслях, витало где-то в воздухе. В ней нашлись ответы на некоторые вопросы.
Наиболее понравившиеся отрывки из книги, посвященные музыке, хочется процитировать здесь. Умение красиво, грамотно, понятно и, что важно, очень доброжелательно излагать свои мысли - редкий дар, которому стоит поучиться.
Добавлю только, что Джорджо Стрелер не только драматический режиссёр-постановщик, он много работал в опере, ставил спектакли в «Ла Скала» и других оперных театрах. Его постановки были поэтичными и изысканными, ни в чем не уступали низкому вкусу и массовому сознанию, но книгу он свою назвал - "Театр для людей"...
Итак, первая часть: Моцарт, или О счастье
Говорят, что Моцарт - музыкант счастья, что его музыка дарует радость. Что она и есть радость. Это привычное, широко распространённое суждение, хотя с точки зрения эстетической оно не выдерживает критики. Однако даже в самой поверхности этого мнения есть, на мой взгляд, какая-то правда. Я хочу сказать, что в каком-то смысле всякое великое искусство счастливое. Оно призывает человека быть счастливым, помнить о невероятности и неповторимости его судьбы, верить в возможность радости, в свою активную способность изменять мир, быть верным и дружественным самому себе и другим людям. Настоящее произведение искусства всегда активно и всегда солнечно, оно спроецировано в то измерение человеческой жизни, которое "влечет историю вперёд", а не тащит её вспять. И в этом смысле Моцарт, как никто, музыкант счастья. Но, будучи музыкантом счастья, он ещё и музыкант "сдержанного", я бы даже сказал - "целомудренного" чувства. Обе эти его особенности мне чрезвычайно близки. В его музыке сокрыты и ужасающие пропасти одиночества, холода, страха (он сам об этом говорил). Но страдание всегда рассматривается у него в самом широком измерении, с той божественной широтой, которая не даёт человеку сосредоточиться только на самом себе. Никогда музыка Моцарта не воспроизводит его "личный дневник" в деталях. Всегда лишь в его общечеловеческой сущности. В Моцарте нет и следа "дневника", а если и есть, то он всегда поднят до уровня дневника всех.
Отсюда и происходит не то чтобы отрыв, но некоторое очуждение, которое претерпевает повседневность в музыке Моцарта, хотя она и остаётся при этом самой человечной музыкой в мире. Отсюда его удивительная способность к "улыбке сквозь слёзы", как сказал бы Чехов... Отсюда истинно мужская сила, которую он проявил в трудном ремесле жизни. Отсюда активность воздействия его музыки.
Джорджо Стрелер
Моцарт. Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |
Ответ на комментарий мария_карчина
мария_карчина, спасибо большое за внимание и отзыв, Мария! Мне очень понравилась эта книга. Здесь только небольшая часть, которая у него так и называется "Моцарт, или О счастье". Постараюсь в ближайшее время опубликовать ещё несколько отрывков. Мне конечно очень интересны были его взгляды на музыку, но и его отношение к искусству, театру тоже. Прочитала на одном дыхании...Ответ на комментарий Barucaba
Обязательно постараюсь найти эту книгу и побольше узнать об авторе.Ответ на комментарий галина_любушкина
галина_любушкина, большое спасибо за внимание и отклик! Рада, что пост Вам понравился!Ответ на комментарий rinagit
rinagit, спасибо большое за внимание и отклик! Очень рада, что пост Вам понравился! Доброго дня!Ответ на комментарий Лариса_Воронина
Лариса_Воронина, спасибо большое за отзыв! Очень приятно, что пост Вам понравился! Доброго дня!Ответ на комментарий установщик
установщик, Вам спасибо, за внимание и отклик! ) Рада, что пост понравился!Ответ на комментарий ily_domenech
ily_domenech, не думаю, что у Стрелера есть что-то "личное" в его постановках. Обычно такие люди берут выше, потому что знают больше, потому что мыслят творчески. "Тот, кто знает, - тот рассказывает, тот, кто не знает или знает только с внешней стороны, - тот описывает" (Д.С.). Чехов говорил: "Каждый пишет, как может и о том, что знает".Ответ на комментарий HelenaMS
HelenaMS, спасибо большое за внимание и отзыв! Я когда читала Стрелера, было ощущение, что это собственные мысли воплотились на страницах книги ) Полное созвучие...) Есть такие замечательные люди, которые открывают другим не себя, а как-будто дарят им их самих... И кажется, что это твои мысли, твои знания, твой опыт...Ответ на комментарий natali_100
natali_100, Вам спасибо, за внимание, за отклики, тёплые слова, поддержку. За то, что и Вы открываете для меня новое и интересное.Ответ на комментарий Barucaba
Barucaba, С Чеховским ".. как может..." согласна, а с " ... о том, что знает..." - нет. Много писателей, а уж композиторов и подавно, пишущим не о том что знают, а о том, что думают и как думают. К примеру, недавно взялась на Павича, рассказы читать. Как он придумал мир, которого нет на свете? Перемешал фольклёр сербский,хорватский, академическое изложение , мифологию Бог знает каких времен и стран - и получил мир, с живыми и мёртвыми людьми, не верить в существование которых невозможно - так доверительно про них рассказано. А " Хазарский словарь"? Уже двадцать лет я гадаю-разгадываю, как? Как он это построил? Нет ответа.Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] 2 [Новые] |