-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53794


Беседы о музыке. Моцарт, или О счастье

Среда, 15 Января 2014 г. 12:06 + в цитатник

barucaba.livejournal.com

Хочу начать сразу с того, что не согласна с утверждением, что музыка не нуждается в словах и говорить о ней не нужно. В общем-то музыка наверное действительно не нуждается, а вот человек - да. Это вполне естественная его потребность в общении, в желании высказаться, поделиться своими мыслями. Музыка тоже в какой-то степени средство коммуникации, но её одной человеку  не достаточно... 

Недавно мне посчастливилось прочитать книгу замечательного итальянского театрального режиссёра и актёра, театрального деятеля Джорджо Стрелера "Театр для людей". Почему посчастливилось? Потому что в этой книге оказалось много близкого мне в понимании музыки и искусства вообще.  Автор доступно и понятно сформулировал то, что ещё не до конца оформилось в моих мыслях, витало где-то в воздухе. В ней нашлись ответы на некоторые вопросы.

Наиболее понравившиеся  отрывки из книги, посвященные музыке, хочется процитировать здесь. Умение красиво, грамотно, понятно и, что важно, очень доброжелательно излагать свои мысли - редкий дар, которому стоит поучиться. 

Добавлю только, что Джорджо Стрелер не только драматический режиссёр-постановщик, он много работал в опере, ставил спектакли в «Ла Скала» и других оперных театрах. Его постановки были поэтичными и изысканными, ни в чем не уступали низкому вкусу и массовому сознанию, но книгу он свою назвал - "Театр для людей"...

Итак, первая часть: Моцарт, или О счастье

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Говорят, что Моцарт - музыкант счастья, что его музыка дарует радость. Что она и есть радость. Это привычное, широко распространённое суждение, хотя с точки зрения эстетической оно не выдерживает критики. Однако даже в самой поверхности этого мнения есть, на мой взгляд, какая-то правда. Я хочу сказать, что в каком-то смысле всякое великое искусство счастливое. Оно призывает человека быть счастливым, помнить о невероятности и неповторимости его судьбы, верить в возможность радости, в свою активную способность изменять мир, быть верным и дружественным самому себе и другим людям. Настоящее произведение искусства всегда активно и всегда солнечно, оно спроецировано в то измерение человеческой жизни, которое "влечет историю вперёд", а не тащит её вспять. И в этом смысле Моцарт, как никто, музыкант счастья. Но, будучи музыкантом счастья, он ещё и музыкант "сдержанного", я бы даже сказал - "целомудренного" чувства. Обе эти его особенности мне чрезвычайно близки. В его музыке сокрыты и ужасающие пропасти одиночества, холода, страха (он сам об этом говорил). Но страдание всегда рассматривается у него в самом широком измерении, с той божественной широтой, которая не даёт человеку сосредоточиться только на самом себе. Никогда музыка Моцарта не воспроизводит его "личный дневник" в деталях. Всегда лишь в его общечеловеческой сущности. В Моцарте нет и следа "дневника", а если и есть, то он всегда поднят до уровня дневника всех.

Отсюда и происходит не то чтобы отрыв, но некоторое очуждение, которое претерпевает повседневность в музыке Моцарта, хотя она и остаётся при этом самой человечной музыкой в мире. Отсюда его удивительная способность к "улыбке сквозь слёзы", как сказал бы Чехов... Отсюда истинно мужская сила, которую он проявил в трудном ремесле жизни. Отсюда активность воздействия его музыки.

Джорджо Стрелер

0_30421_cb3cc477_L (433x14, 1Kb)

Моцарт. Увертюра к опере "Свадьба Фигаро"



Метки:  

Процитировано 30 раз
Понравилось: 31 пользователям

мария_карчина   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 12:16 (ссылка)
Спасибо большое за пост! Сделала себе заметочку, чтобы найти и почитать рекомендованную Вами книгу Джорджо Стрелера.
Моцарт прекрасен в любое время дня, но с утра его музыка дает счастливый заряд на целый день!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 12:24 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, спасибо большое за внимание и отзыв, Мария! Мне очень понравилась эта книга. Здесь только небольшая часть, которая у него так и называется "Моцарт, или О счастье". Постараюсь в ближайшее время опубликовать ещё несколько отрывков. Мне конечно очень интересны были его взгляды на музыку, но и его отношение к искусству, театру тоже. Прочитала на одном дыхании...
Ответить С цитатой В цитатник
мария_карчина   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 12:30 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Обязательно постараюсь найти эту книгу и побольше узнать об авторе.
Спасибо еще раз! Удачи и доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 12:32 (ссылка)

Ответ на комментарий мария_карчина

мария_карчина, спасибо, Мария! Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
HelenaMS   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 12:58 (ссылка)
вот торопилась на работу -и "зацепилась" за магическое слово -Моцарт- прилипла - не могла оторваться от сообщения. Спасибо за хорошую новость о книге и восхитительные строки из Стрелера , читается действительно легко (спасибо переводчику), ждём продолжения!
Ответить С цитатой В цитатник
Radeia   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 13:17 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
natali_100   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 14:06 (ссылка)
Спасибо, спасибо за то, что несёте нам не только свои мысли о музыке, но ещё делитесь таким прекрасным чтением.
Ответить С цитатой В цитатник
Annakraj   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 17:21 (ссылка)
Спасибо, Наташа, за интересный пост!!!
Ответить С цитатой В цитатник
Нина-Ник   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 18:52 (ссылка)
Спасибо большое за очень интересный пост.
Ответить С цитатой В цитатник
Лариса_Воронина   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 19:25 (ссылка)
Наташенька, спасибо за очень интересный и познавательный пост. Очень люблю музыку Моцарта...
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Среда, 15 Января 2014 г. 19:55 (ссылка)
Абсолютно согласна с любимым Стреллером по поводу того, что у Моцарта в музыке нет следа " личных обстоятельств " и с его книгой, хотя не все и не до конца он рассказал о своем понимании музыки, даже не пойму, есть ли у него самого " личные обстоятельства" в его постановках, но художников к своим постановкам и драм и опер он выбирал с " космическим " мироощущением. Это его планка. И кружевной потолок в " Вишневом саде", и снег в " Кьёджинских перепалках" и костюмы персонажей в оперных спектаклях. Такой доступный режиссёр, с точки зрения понимания, такой недоступный круг общения, и провальное пространство вокруг, после его смерти. Ему, как никому другому оперу подходило ставить, несмотря на всяческие там достижения в " Пикколотеатро". Когда говорят "Стреллер", сразу же рядом встают ещё два человека: Клаудио Аббадо и Паоло Грасси.Может быть Стреллер музыку хорошо объяснял, но ставил её на сцене ещё лучше.
Ответить С цитатой В цитатник
mimozochka   обратиться по имени Наточка слушаю!!!!!! Среда, 15 Января 2014 г. 20:38 (ссылка)
Прекрасная-музыка (350x279, 185Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
rinagit   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 00:32 (ссылка)
Barucaba, Спасибо огромное за пост!Обязательно постараюсь найти книгу и прочесть!!
Ответить С цитатой В цитатник
галина_любушкина   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 04:30 (ссылка)
Благодарю Вас!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:30 (ссылка)

Ответ на комментарий галина_любушкина

галина_любушкина, большое спасибо за внимание и отклик! Рада, что пост Вам понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:31 (ссылка)

Ответ на комментарий rinagit

rinagit, спасибо большое за внимание и отклик! Очень рада, что пост Вам понравился! Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:33 (ссылка)

Ответ на комментарий mimozochka

mimozochka, спасибо, Наденька! Доброго утра и удачного дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:39 (ссылка)

Ответ на комментарий Лариса_Воронина

Лариса_Воронина, спасибо большое за отзыв! Очень приятно, что пост Вам понравился! Доброго дня!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:41 (ссылка)

Ответ на комментарий Нина-Ник

Нинель_Ник, большое спасибо за внимание и отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Radeia

Radeia, спасибо большое за отклик!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 09:57 (ссылка)

Ответ на комментарий Annakraj

Annakraj, большое спасибо за отзыв, Анна!
Ответить С цитатой В цитатник
установщик   обратиться по имени Большое спасибо Вам за пост! Четверг, 16 Января 2014 г. 13:42 (ссылка)
[QUOTE]Исходное сообщение Barucaba

Хочу начать сразу с того, что не согласна с утверждением, что музыка не нуждается в словах и говорить о ней не нужно. В общем-то музыка наверное действительно не нуждается, а вот человек - да.
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 14:14 (ссылка)

Ответ на комментарий установщик

установщик, Вам спасибо, за внимание и отклик! ) Рада, что пост понравился!
Ответить С цитатой В цитатник
Un_Om   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 14:21 (ссылка)
прекрасно
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 14:39 (ссылка)

Ответ на комментарий ily_domenech

ily_domenech, не думаю, что у Стрелера есть что-то "личное" в его постановках. Обычно такие люди берут выше, потому что знают больше, потому что мыслят творчески. "Тот, кто знает, - тот рассказывает, тот, кто не знает или знает только с внешней стороны, - тот описывает" (Д.С.). Чехов говорил: "Каждый пишет, как может и о том, что знает".
Я прочитала о "Вишнёвом саде" и о пьесе "На дне" и о его "Короле Лире" - это открытия для меня, взгляд по-новому на театр, на искусство... Такие люди как ориентиры, путеводные звездочки в наше смутное время...
Не знаю, есть ли его постановки в сети. Поищу - хотелось бы увидеть, узнать и рассказать о нём больше...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 14:42 (ссылка)

Ответ на комментарий Un_Om

Un_Om, большое спасибо за отзыв!
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 15:11 (ссылка)

Ответ на комментарий HelenaMS

HelenaMS, спасибо большое за внимание и отзыв! Я когда читала Стрелера, было ощущение, что это собственные мысли воплотились на страницах книги ) Полное созвучие...) Есть такие замечательные люди, которые открывают другим не себя, а как-будто дарят им их самих... И кажется, что это твои мысли, твои знания, твой опыт...
Хотела опубликовать продолжение сегодня, но с интернетом возникли проблемы...
Ответить С цитатой В цитатник
Barucaba   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 15:20 (ссылка)

Ответ на комментарий natali_100

natali_100, Вам спасибо, за внимание, за отклики, тёплые слова, поддержку. За то, что и Вы открываете для меня новое и интересное.
Ответить С цитатой В цитатник
натоля   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 16:06 (ссылка)
СПАСИБО!!! ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО! С УДОВОЛЬСТВИЕМ ЦИТИРУЮ!
Ответить С цитатой В цитатник
ily_domenech   обратиться по имени Четверг, 16 Января 2014 г. 18:56 (ссылка)

Ответ на комментарий Barucaba

Barucaba, С Чеховским ".. как может..." согласна, а с " ... о том, что знает..." - нет. Много писателей, а уж композиторов и подавно, пишущим не о том что знают, а о том, что думают и как думают. К примеру, недавно взялась на Павича, рассказы читать. Как он придумал мир, которого нет на свете? Перемешал фольклёр сербский,хорватский, академическое изложение , мифологию Бог знает каких времен и стран - и получил мир, с живыми и мёртвыми людьми, не верить в существование которых невозможно - так доверительно про них рассказано. А " Хазарский словарь"? Уже двадцать лет я гадаю-разгадываю, как? Как он это построил? Нет ответа.
А вот почитай, Наташа, про его "Норму". Правда, не знаю где. Я её смотрела-слушала. И " Вишневый сад" и ещё.
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] 2 [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку