Мастера Северного Возрождения (к нему обычно относят Нидерланды и Германию, так же называется и отдел экспозиции музея) представлены в Лувре очень хорошо. Всегда сравниваю с Эрмитажем: наше собрание нидерландской живописи очень интересное, но отсутствуют многие главные имена. Это Ян ван Эйк, Иероним Босх, Петрус Кристус, Питер Брейгель, Квентин Массейс, Ганс Мемлинг и не только они. Коллекция Лувра поражает своей энциклопедичностью. Кажется,еще недавно из крупных имен европейской живописи там не было лишь Пьеро делла Франчески, а теперь и он есть. Нидерландская и немецкая коллекции очень полны. Говорят: хороший подбор портретов Ганса Гольбейна Младшего (в России его вообще нет).В Лувре их 6! Босх и Брейгель представлены каждый лишь одной картиной, но зато очень известные вещи -Корабль дураков и Калеки&. Фотографии я взял с сайта Лувра. Он также хорош, огромен, как и сам Лувр, и невероятно щедр! Этим сообщением я открываю новую серию Лувр.
Воскресенье, 08 Августа 2010 г. 22:59
+ в цитатник
В пейзажах Буше,конечно, нельзя искать правдивого и достоверно точного изображения действительности. Художник создает свой мир - именно это и есть его главная задача. И мир пейзажей Буше невероятно притягателен и уютен. Посмотрите, какие уютные домики, лестницы, пристройки деревенских домиков! Как хочется погулять около них, а еще лучше зайти внутрь, и, если выглянешь из окна,то, конечно, увидишь именно этот безмятежный пейзаж, весь в изумрудно-зеленых, пепельно-серых, розоватых, воздушных тонах. Эти пейзажи похожи на кулисы в театре, они метафизичны, но разве не это стремление "туда,где нас нет" не есть одно из самых, самых капитальнейших свойств человека?! Стремиться туда, где нас нет, очень даже нужно, пусть мысленно, но стремиться и открывать новые миры. Дидро отзывался о картинах Буше одновременно восторженно и осуждающе: "Какое волшебство красок, какая многосторонность, какое богатство мотивов и фантазии! Все есть у этого человека, нет только правды!" Да, но правда искусства важнее примитивно понятой правды жизни.
Наиболее сильное впечатление, связанное с Шарденом, было у меня после выставки из Лондонской Национальной галереи в Эрмитаже. Картина "Маленькая учительница" превосходит все мыслимые возможности масляной живописи. Шарден говорил: пользуются красками - пишут чувством. Ни одна репродукция не может передать этого нежного теплого сияния, исходящего от полотна. Личико ребенка просто тает где-то на грани материального и метафизического. Фигура девушки, я бы сказал, как-то ласково соткана художником из воздуха и цвета, из света и еще чего-то, что, видимо, и является высшим проявленим любви. Небольшая ленточка на ее головке, словно бы светится. Она написана при помоци того приема, который сразу же выдает "настоящего Шардена". Это своеобразная фактура, напоминающая мыльную пену. Если присмотреться, то и на эрмитажных картинах Шардена этот прием виден. Но наши вещи несколько темноваты.Как известно, наша школа реставрации, в отличие от западной, всегда предполагает очень бережное отношение к красочному слою. Картины из западных музеев часто поэтому бывают более светлыми, лак и наслоения с них удаляют. Возможно это не всегда хорошо. Во всяком случае, описываемая мною картина имеет отличную сохранность. После того, как я ее увидел и другие вещи Шардена стали более понятны. Они наполнены радостным чувством бытия, они излучают покой,свет, они - по сути медитация, молитва.
Оригинальнейший мастер французского Возрождения, Бернар Палисси отличался незаурядной широтой интересов. Он занимался алхимией, биологией, создавал проекты укрепления городов, писал трактаты об устройстве фонтанов и сельском хозяйстве. Но, пожалуй, более всего он знаменит как автор интересной технологии изготовления керамики. Его удивительные блюда поражают изобретательностью и тонклстью в изображении природных объектов.