-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в alexis7

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.07.2007
Записей: 460
Комментариев: 3672
Написано: 7416


Святая равноапостольная княгиня Ольга (начало, 1-я часть)

Четверг, 24 Июля 2008 г. 23:21 + в цитатник
Сегодня, 24 июля, Русская Православная Церковь молитвенно совершает празднование в честь святой равноапостольной Ольги, великой княгини Российской, во Святом Крещении Елены.
Период Российской истории X-XV вв. меня более всего интересовал и интересует.

Решил, по случаю данного праздника, предложить Вам для ознакомления, читатели моего дневника, фрагменты одной из давних лекций, большей частью посвященной святой равноапостольной княгине Ольге, дополнив некоторыми материалами, взятыми с различных интернетовских страниц и сайтов.

 (459x698, 68Kb)
М.В.Нестеров. Святая равноапостольная княгиня Ольга. 1927 г. Вариант-повторение одноименного образа (1892), находившегося в частном собрании. Государственная Третьяковская галерея, Москва


Начну кратко с периода, когда княжил Игорь (начало Х – середина Х века).

В то время Русь соприкоснулась, как бы вторично, с христианской проповедью (первый раз – при св. апостоле Андрее Первозванном), благодаря торговым и политическим контактам с православной Византией.
Хотя князь Игорь был язычником (при этом постоянно пребывал в военных походах, в том числе и дважды - на православную Византию), однако, по словам многих историков, вера христианская имела более покоя и свободы в Киеве, чем в правление предыдущего князя Олега. При заключении второго соглашения с Византией договорившаяся Русь разделялась на крещенную и некрещеную.

 (700x445, 50Kb)
В.Г.Перов. Первые христиане в Киеве. 1880. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург


Христиане выделялись в особую группу и, в особенности, упоминание о них на первом месте, доказывает, что, при наличии государственной языческой веры, христиан уже было много в Киеве. В «Повести временных лет» пишется даже о следующем: «… поклали перед идолом Перуном оружие, щиты и золото, и кланялись Игорь и все люди его, сколько было язычников между русскими. А христиан русских приводили к присяге в церкви св. Илии (комм.- христианская церковь в Киеве в честь св. Пророка Илии), что над ручьем; то была соборная церковь, потому что многие варяги были уже христианами…»
Однако для будущего - Православной Руси, столь существенным оказалось то событие, что, по промыслу Божию, князь взял в жены Ольгу.
Мы не знаем точно, когда и где появилась на свет Ольга. Единственное, что можно утверждать более или менее достоверно — родиной княгини была псковская земля. Летопись говорит, что Олег привел Игорю жену из самого Пскова, а составитель одного из Ольгиных житий, сам псковитянин, замечает, что "Ольга родися в Плесковской стране, в веси зовомыя Выбуто, отца имеаше неверна сущи, такожъ и матерь некрещену отъ языка варяжска и от рода не княжеска, не вельможеска <...> О имени же отца и матери писание нигде не изъяви...". Скорее всего, он прав. На то, чтобы отнести рождение великой княгини вместо богатого и знаменитого города к скромной деревеньке на берегу реки Великой, в 12 верстах южнее Пскова, нужны были веские основания. По крайней мере, Ольга, уже, будучи на вершине могущества, Выбутскую весь не забывала. Она входила в личные владения княгини, и та распорядилась воздвигнуть неподалеку храм Пресвятой Богородицы. Единственное, с чем трудно согласиться так, это с утверждением о незнатном происхождении Ольги. Маловероятно, что в начале IX в. варяг в тех местах мог быть обыкновенным крестьянином. Да и незачем было варяжскому конунгу Игорю брать себе жену из простых поселянок.
В то время небольшое торгово-ремесленное поселение Псков не было еще, конечно, тем великим городом, который прославился впоследствии в русской истории. Неподалеку, по реке Волхов, проходила главная магистраль пути из варяг в греки. И это селение постепенно набирало силу, становясь центром древнерусской экономики. Для этого на всех стратегически важных пунктах требовались таможенные чиновники, воины сторожевых отрядов и начальники переправ, набиравшиеся в основном из варягов. Одним из представителей этой военно-торговой аристократии и был, по-видимому, отец Ольги, заведовавший переправой в Выбутской веси. Там-то, среди купцов и воинов, увидела свет первая русская святая.
По Иоакимовой летописи, отысканной Татищевым, Ольга была правнучка Гостомысла, того самого правителя новогородского, который будто бы дал совет призвать Рюрика, (см.: Татищев В. И. "История Российская". М.-Л., 1962, Т. 1, с. 107-119).
Господь богато одарил девочку. Она была редкостно красива, умна, смела и целомудренна. Ее наблюдательность и широкий кругозор должны были необычайно развиться в обществе заморских гостей.
Уже тогда юная Ольга должна была услышать имя Бога христиан, столь непохожего на привычных скандинавских и славянских богов.
----------------------------------------------------------------------------------
По преданию, Ольга воспитывалась у богатой тетки ниже по реке в деревне Пристань. Детство и юность ее приходили, по местным приданиям, вокруг Выбут на расстоянии около 10 км.
Сейчас родина святой великой княгини Ольги - село Выбуты находится на левом берегу реки Великой в 17-ти км. от Пскова вверх по течению. На берегу стоит старинный храм св.Илии Пророка, построенный в XV веке псковскими мастерами. Памятник архитектуры средневековья относится к псковской школе зодчества. В былые времена рядом с Ильинским храмом был 2-х этажный Ольгинский храм, от которого сохранились лишь заросшие руины.

 (700x468, 113Kb)
Старинный храм св.Илии Пророка, построенный в XV веке псковскими мастерами


На лужайке перед Ильинским храмом в 1993 году, в 1090-летний юбилей города Пскова, установлен памятный знак: красивый гранитный камень с табличкой, указывающей, что Выбуты - родина княгини Ольги.
Примерно с километр к северо-востоку от храма Илии Пророка, находится основание негогда огромного Ольгина камня, взорванного в XX веке. Сейчас около его остатков установлен памятный знак в виде пирамиды из валунов, увенчанный кованым крестом, освященный в 1994 году протоиереем Олегом. В свое время рядом с камнем (в 1888 году) была построена кирпичная Ольгинская часовня. К сожалению, и она не сохранилась, была разобрана местными жителями.

 (525x700, 256Kb)
Ольгин камень

==================================================================================
Для того, чтобы сберечь свое достоинство и целомудрие среди коварных и похотливых воинов, красавице Ольге приходилось самой быть ловкой, изворотливой и подчас жестокой. Легендарное сказание "Степенной книги" рисует эту сторону жизни будущей святой.
----------------------------------------------------------------------------------
Чуть ниже Выбут р. Великая разделяется на 2 рукава островом. Правый рукав реки, более глубокий, носит название "Ольгины ворота", левый (мелкий, с каменистым дном) — "Ольгины слюды" (из-за наслоений известняка на дне реки, слуда — подводный камень). В этом месте, по преданию, и произошла встреча Ольги с кн. Игорем.
==================================================================================
Предание повествует, что однажды князь Игорь охотился недалеко от селения, где жила Ольга. Подойдя к берегу реки Великой, Игорь заметил на другой стороне реки место, очень удобное для охоты. Ему очень хотелось переправиться туда, но не было лодки. Спустя некоторое время он увидел плывшего по реке в лодке юношу и закричал, чтобы тот перевез его через реку. Когда они плыли, Игорь, взглянув на гребца, увидел что это не юноша, а молодая красивая девушка. Красота девицы возбудила в князе нечистые желания. Но юная красавица изумила его своею скромностью, разумом и твердостью воли. «Прошу тебя, князь, послушай меня и оставь свои дурные мысли, которых следует стыдиться», отвечала Игорю девица на его постыдные предложения. «Вспомни, что ты князь и тебе, правителю и судье народа, следует быть примером добрых дел. Как ты, делая сам зло, можешь запретить другим делать зло и справедливо судить в своем княжестве? Оставь же свое постыдное намерение, за которое тебя, хотя ты и князь, осудят и возненавидят все честные люди. Знай и то, что хотя я здесь одна и бессильна в сравнении с тобой, но ты меня не одолеешь и не достигнешь того, чего желаешь. Моею защитою будет глубина этой реки: я не допущу обесчестить себя». Такой твердый ответ образумил и пристыдил Игоря, так что он во все время остального пути от стыда не смел и сказать ни единого слова.
Согласно же другому преданию, на красоту и ум Ольги обратил внимание во время одной из своих поездок в Псков князь Олег. В 903 г. он устроил брак князя с пленительной псковитянкой.
В честь князя Олега она была названа Ольгой (есть такое предположение).
Граф М.В. Толстой в своем творении «Рассказы из истории Русской Церкви пишет: «Жена его (комм.- князя Игоря), природная славянка, родившаяся близ Пскова или лучше сказать, в той стороне, где после основался Псков, называлась Прекрасною, а при браке переименована Ольгою».
Ольга, скорее всего не была ни первой, ни единственной женой Игоря, однако почти сразу же стала самой любимой. Так что "име же Игореви потом ины жены, но Ольгу, мудрости ее ради, паче иных чтяше». Но прекрасная княгиня достигла и большего: ей удалось занять второе место в политической иерархии древнерусского государства и прочие удерживать его на протяжении всего Игорева княжения, направляй политику мужа в нужную сторону. К ее советам Игорь, несомненно, прислушивался.
Ольгина политика была дальновидна и направлена на укрепление мирных отношений с соседями. А Византия представлялась ей тем образцом, на который должна во всем равняться русская держава. В те годы, пока что только на почве совпадения интересов, завязывались контакты Ольги с киевскими христианами.
Княгине довольно долго удавалось нейтрализовать дружинное влияние на Игоря, но настал момент, когда ее положение пошатнулось.
В 941 г., когда истек срок русско-византийского договора 911 г., Игорь собрал мощную армию и двинулся на Константинополь. Разоряя все на своем пути, русы дошли почти до византийский столицы. Остановить зверство язычников растерявшимся от неожиданности византийцам удалось, только мобилизовав все силы империи, отозвав с других фронтов три большие армии и лучших полководцев. Лишь у местечка Иерон на Босфоре, применив наводящий ужас "греческий огонь", византийцы разгромили флот Игоря.
Согласно «Повести временных лет…» и истории Соловьева, поход 941 г. закончился провалом, русские побежали – ночью на лодках. Греки их преследовали. Греческий воевода начал пускать огонь из труб (предполагают, что греческий огонь – это зажигательная смесь из нефти, смолистых веществ и селитры) на русские лодки, и кое-как ушли от греков. «У греков в руках точно молние небесное, которое они пускали и жгли нас; вот почему и не одолели мы их» - говорили воины Игоря. Но в 944 г. (по др. данным - в 943 г.) Игорь вновь отправился на греков, однако обошлось без битвы, греки заплатили дань, и Игорь вернулся с дружиной в Киев. Почему Игорь не продолжил военную компанию? Это казалось странным, было мало совместимо с его обликом. И вот здесь историки предполагают, что важнейшую роль в мирном окончании военной компании сыграла княгиня Ольга.
Она всячески отстаивала великую пользу торговых взаимоотношений. Известно, что Ольга была одним из крупнейших землевладельцев на Руси. Летописец сообщает, что ''Вышгород был городом Ольгиным <...> и места ее и погосты, и сани ее стоят в Пскове и поныне (комм. - по словам известного псковского историка-археолога А.С. Князева, при Ильинском храме хранились сани вел. кн. Ольги, но когда и куда они исчезли – неизвестно), и по Днепру есть места ее для ловли птиц, и по Десне, и сохранилось село ее Ольжичи до сих пор".
Несомненно, в скрытой борьбе за влияние на Игоря в конце концов победила партия мира, возглавляемая Ольгой. Княгине удалось нейтрализовать влияние сына и побудить мужа к перемирию с греками. Остаток лета и осень 943 г. были заняты переговорами о долгосрочном мирном договоре, который и был, в конечном счете, заключен, ознаменовав установление между Русью и державой ромеев мира и тесного военного союза.
Следами победы христианской партии в борьбе за влияние на Игоря, несомненно, являются и те места в договоре, в которых явно чувствуется превосходство христиан и пренебрежение поклонниками Перуна. Выше я приводил слова, подтверждающие это, во фрагменте о присяге дружины князя Игоря.
Почти сразу же по заключении договора алчные дружинники втянули Игоря в новую авантюру, воины побудили князя ободрать как липку племя древлян. Безрассудный князь в этом походе и нашел свой ужасный конец где-то в лесах под Искоростнем. Его разорвали надвое березами, не удостоив даже приличных похорон. Ольга и Святослав (сын князя Игоря) в это время были в Киеве.
Далее я пропускаю большой фрагмент повествования о страшной мести Ольги древлянам, которую она вершит по всем правилам языческих установлений.
На побежденных древлян была возложена тяжелая дань. Возвратившись в Киев, княгиня узнала, что забыла еще об одном погребальном обряде.
Вернувшись с сознанием исполненного долга, Ольга, должно быть, чувствовала себя единоличной властительницей Руси. Однако рвавшиеся к власти воины-язычники из окружения Святослава люто ненавидели влиятельную княгиню, горячую сторонницу мира с Византией. Ей, конечно, не забыли неожиданного финала похода на Царьград. И вот гордой дочери варягов, столь хитроумно исполнившей славянский поминальный ритуал, прямо, по-солдатски напомнили, что жена, как верная рабыня, должна последовать в загробный мир вслед за мужем, причем, чем скорее, тем лучше. Любимой жене Игоря было просто неприлично оставаться в живых.
Еще не старая, полная честолюбивых планов княгиня должна была удавиться или перерезать себе горло.
Ум, сердце, воля к жизни — все существо княгини протестовало против бессмысленного конца.
Постоянно общалась княгиня и с киевскими христианами, среди которых было немало ее соплеменников, отвернувшихся от Одина и Тора. Все они говорили, что в загробном мире положение человека определяется не богатством и знатностью, пышностью похорон и числом жертв, а добрыми делами.
...А что, если Истина за христианами? Их Бог не требует кровавых жертв, — напротив, Он Сам стал жертвой, сошел на землю и принял позорную смерть, чтобы спасти людей от зла и власти сатаны. Христос обещает верующим в Него не просто утешение за гробом, а Воскресение и настоящую жизнь. Такой Бог, конечно, не оставит в трудную минуту.
Есть в христианстве и еще нечто, что окончательно подтолкнуло Ольгу к решению креститься: христианский закон запрещает самоубийство, мысли о котором решительно противилась ее душа. Однако сможет ли она остаться в живых, пока у власти люди Святослава? Не погубит ли склонный к авантюрам сын еще совсем хрупкое государство? Нужно было ехать в Царьград, чтобы, крестившись там, получить поддержку не только киевских христиан, но и Византии. Только так Ольга могла спасти свою душу, сохранить жизнь и вернуть власть.
Летопись называет императора, крестившего Ольгу, Константином, сыном Леоновым (Константином VII Порфирогенетом, — Багрянородным), а датой крещения 955 г.
Здесь мы подходим к самому важному моменту, решению Ольги – ее Крещению в Византии, которое сильно изменило ее жизнь и, конечно, в лучшую сторону. Именно такой, настоящей христианкой, мы воспринимаем ее сейчас через многие годы. Но об этом надеюсь продолжить свой рассказ через некоторое время.

Всех же православных хочу поздравить с Ольгиным днем, ведь для многих русских женщин этот День является знаменательным – Днём Ангела! С Праздником!

равноапостольская великая княгиня Ольга (306x450, 34Kb)
Святая равноапостольная княгиня Ольга. Икона


Именинницы! Ниже открытка для Вас:

 (450x287, 59Kb)

Рубрики:  Личное
Литературно-историческая
живопись и иллюстрации
Фото и иллюстрации
Вера, Христианство, Православие
искусство зодчества, скульптуры и др.
Метки:  

Процитировано 1 раз

SUUPPER   обратиться по имени Четверг, 24 Июля 2008 г. 23:30 (ссылка)
=).....






















Ответить С цитатой В цитатник
Rusinka   обратиться по имени Пятница, 25 Июля 2008 г. 13:44 (ссылка)
Многих подробностей я не знала. Спасибо за такую подробную информацию…
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Суббота, 26 Июля 2008 г. 02:42 (ссылка)
SUUPPER,
????
Ответить С цитатой В цитатник
alexis7   обратиться по имени Суббота, 26 Июля 2008 г. 02:43 (ссылка)
Rusinka,
пожалуйста. Как говорят: "то ли еще будет далее"
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку