Если заставить такого талантливого психолога – «видящего в людях процессы» – замереть и описать, как он это делает, то обладающий эмпатией наблюдатель увидит удивительную картину, не похожую на обычный человеческий взгляд. Это будет совсем другой мир, полный звучаний, соответствий, созвучий и диссонансов: это, действительно, как мир музыки, который можно для себя открыть и в нём развиваться; это мелодии, которые можно осязать и, так понимая, менять, – быть, фактически, творцом меняющим мир вокруг себя. Я понимаю, что все истинные педагоги и правители были именно такими: иначе как они могли быстро и иррационально менять среду обитания и людей вокруг себя?!
Если кто-то пожелает научиться этому искусству, то он должен понимать, что вступает не в мир схем и таблиц, но в мир музыки, где ноты лишь описывают красоту, и то не всегда успешно.
Надо иметь любовь к музыке, чтобы её играть. Надо иметь любовь к людям, чтобы их «читать» и, тем более, менять. Во всяком случае, изучая историю, мы видим, что человеколюбие всегда являлось основой разума тех, кто созидал прогресс.
И всё же в мире «музыки» разума есть, существует своя система, и она может быть описана довольно подробно. И, конечно же, она будет хорошим подспорьем для тех, кто решает действительно овладеть этой наукой, которая, скорее, искусство, или сочетание их обоих.
Надо понять, что существуют законы, управляющие процессами в человеческой психике глубоко за пределами осознанности, и что только эти законы и существуют. И что нарушение законов приводит к затруднениям в развитии человека. А понимание законов и следование им снимает запруды и позволяет человеку развиваться стремительно. Мы часто мешаем природе в нас разворачиваться, вместо того чтобы помогать. О том, как помочь природе в этой работе – развитии человека – и идёт речь.
Удивительно, но все инновации в области образования говорят только об этом: как не мешать свободе и мотивации; как вовремя подкидывать в «топку» разума «дрова» знаний, а не высыпать кучу дров на сырой ум. Как создать особую среду, в которой разум стал бы расти… Всё это подобно работе хорошего садовника, который наблюдает за природой и помогает ей, и не более того. Но многие ли могут сказать, что были достаточно проницательны, наблюдая за природой, и не обманываются?
Достижения педагогов-новаторов – таких как Макаренко и Сухомлинский, достижения великих гениев науки и искусства, политики и военного дела показывают беспредельность человеческого гения, устремляют нас в области совершенства такие, что даже трудно себе представить, что такое может существовать. И всё же великие умы ходили по этой земле и творили свои чудеса. Значит, и в наше время это возможно, только надо понять – как.
Ответом на этот вопрос мы и занимаемся.
Древние философы утверждали, что качества земли, неба и души одни и те же, потому что созидались Космосом в одном пространстве, и что законы мироздания подобны во всех процессах. Они отмечали, что существуют двенадцать канв мироздания – каналов, по которым текут законы. Идея о существовании таких каналов выражалась в виде символов. Двенадцать месяцев в году, двенадцать часов до обеда и после, двенадцать знаков зодиака и учеников в одной группе Учителя. Двенадцать подвигов Геракла, двенадцать священных животных и т.д. Современная психология опытным путём установила, что если в группе находится более двенадцати человек, то сами люди начинают воспринимать себя как две группы, а не одна. А если в группе двенадцать человек или меньше, то единства достичь реально. Так же точно существуют и двенадцать групп человеческих качеств: созвучие их и совместная работа и есть человек со всеми законами и следствиями. Разобраться в этом досконально – уже означает увидеть изнанку мира, внутренность часов Мироздания.
Вот эти законы:
Надежда (харизматичность/скромность)
Из опыта: успешный проект всегда опирается на харизматичность лидера, прорывные технологии рождаются в умах необычных людей. Новый взгляд на вещи, умение вести людей за собой, умение прорываться сквозь кажущиеся преграды, способность завораживать людей своей позицией и, в конце концов, способность заставлять людей верить в себя, внушать людям надежду — вот что такое харизма. Психология людей такова, что они ищут кого-то, на кого можно опереться, и каждая харизматичная личность самим своим существованием отвечает на этот вопрос: что делать? Ответ прост: идти за лидером. Если представить себе, что однажды харизматичные лидеры найдут между собой общий язык, объединятся и направят свои усилия на улучшение всего того, что нас окружает, — они по праву станут надеждой мира. И все взоры устремленного человечества будут обращены на них с упованием.
Поэтому принцип надежды воплощает в себе харизматичный лидер.
Но что будет являться бинером,* усиливающим лидера? Ответ очевиден — личная скромность.
Очень трудно сочетать яркие лидерские качества и скромность, практически невозможно. Но лишь совмещение несовместимого создает то особое напряжение, которое приводит к развитию, благодаря чему можно вырасти, а потому развитием скромности лидер растет. Что же есть скромность, смирение? Смиренный, кроткий человек кажется большинству людей слабым. На древне-греческом языке, на котором написана библия, «кроткий» означает «смиренный, но сильный», и, действительно, мы наблюдаем, что по-настоящему сильные не выпячивают себя, и лишь внутренне слабые люди, с подпорченным стержнем внутри, стараются самоутверждаться за счет других, потому что чувствуют, что, на самом деле, они слабы. Быть сильным означает быть кротким. Это смирение — сила богатыря, которую никому не надо доказывать.
Чем же еще растет лидер? Принципом служения.
Служение (Индивидуальность/единство)
Служение. Король Артур был первым в западной цивилизации, кто утверждал необходимость равенства, говоря: «Я старший среди равных». Также рыцари Франции и витязи Руси, донские казаки и буддийские монахи — все они выстраивали отношения в соответствии с равенством, потому что лишь там, где есть истинное равенство людей, заканчиваются распри, люди перестают сопротивляться друг другу, перестают воевать со всем и вся и, освобожденные от этой глупой гонки силы, начинают работать на развитие человека и общества. Там же, где равенство не достигнуто, всегда будет противостояние, бесплодная затрата сил и парализация развития. Конфуций сказал: « Если ученый муж не понял сущности братства — значит, его учение ложно». В древности каждый монастырь, каждое воинство стремились стать братством. А потому уметь согласовывать единство и индивидуальность без потери равенства и своего я — момент экспонентного развития и общества и себя, но добиться этого можно лишь тогда, когда человек понимает, что ценность коллектива важнее ценности личности. Лишь понявшие, что служение является повышением эффективности, лишь умеющие истинно служить без умаления своей личности и противостояния с теми, кому служат, такие люди могут именоваться объединителями и миротворцами, значительно ускоряя прогресс того, к чему они прикасаются.
Как еще можно назвать лидера, развивающего и меняющего все вокруг? Его можно назвать мудрым.
Мудрость (Мудрость/Смирение)
В книге «Коучинг высокой эффективности» основатель коучинга Джон Уитмор, подводя интересный итог в своих исследованиях, пишет: «Тренер в спорте, гуру в Индии и коуч на Западе решают одну и ту же задачу — развить своих подопечных… Истинная цель коучинга — стать мудрым».
Из современной практики коучинга ясно видно, что лишь мудрость коуча меняет подопечных. Основа древних культур всегда опиралась на мудрость правителей, и Соломон воспевал ее в своих песнях. Платон и Сократ, основавшие основы западного мышления, так же как Конфуций и Лао-Цзи, основавшие систему восточного мышления, — все они были мудрецами. Значит, мудрость — это верх развития человеческого разума и, как следствие, — верх эффективности. Но что является основой такого мышления и как его развить? Современный мир подошел вплотную к понимаю эффективных технологий развития и методов развития мудрости. Они существуют, и в этом надежда человечества. Именно эти методы MСA кладет в основу развития харизматичных лидеров.
Что это за технологии? Перечислим их:
Любовь (Учить/Учиться).
Люди думают, что любовь — это чувства. Но как мы знаем, чувства — всего лишь эхо внутренних процессов, критерий того, что они протекают. Без понимания самих процессов рассмотрение лишь их следствий, по сути, ничего не дает.
Что такое любовь? В книге «Чайка по имени Джонотан Ливингстон» ее автор Ричард Бах дает точное определение любви: любить означает видеть истинно добрую чайку, живущую за золотистыми зрачками её глаз. Другими словами, в каждом человеке есть нечто ценное, глубокое, настоящее, какое он даже сам о себе не знает.
Это тот самый особенный взгляд, который присущ далеко не всем. Но под взглядом этим люди расцветают и становятся лучше. То, что делает людей лучше одним своим присутствием, — не будет ли это любовью? Само развитие человека — не будет ли ученичеством? И тот, кто, так глядя, так развивая, — не будет ли он учителем? Истинная любовь действенна. Она не дает советов, но дает понимания. Она не вмешивается, но она направляет. Наполняет паруса развития ветром и протягивает руку упавшему. Вот образ настоящего учителя — такого, который развивает своих подопечных. Значит, то, что их связывает, — это настоящая любовь.
Психология знает о существовании эффекта Пигмалиона, когда человек существенным образом зависит от мнения людей о нем. Взгляд учителя есть то, что меняет человека. Потому что учитель видит в человеке лучшее.
Учительство и ученичество — это одно явление. Мы непрестанно транслируем самих себя на свое окружение. Люди учатся у нас не тому, что мы говорим, но тому, во что мы верим, и все учатся друг у друга.
Почему же признают учителя? Учитель есть тот, кто сам жадно учится у всех явлений окружающей жизни и заражает этой жаждой учиться окружающих его людей. И люди начинают жадно учиться — в первую очередь у него, как у источника этой жажды. Потому лучший ученик становится лучшем учителем. Чтобы учителю совершенствоваться, ему нужно становиться лучшим учеником. Этот принцип хорошо выражен в коучинге: у каждого коуча должен быть свой коуч. Но, как мы знаем, эффективность — это всегда балансирование между двумя противоположными качествами, и совмещение их — это всегда взрыв эффективности. Самое эффективное отношение с точки зрения развития — это всегда отношения ученик — учитель. И то, что характеризует их отношения, есть преданность, без которой обучение в принципе не возможно.
Преданность (Осторожность/Самоотверженность)
Зачем нужна преданность, неужели нельзя просто так учиться?
Чтобы нечто перенять, нужно доверие. По мере роста ученика, растут все его качества, растёт и степень сложности материала, который он усваивает. Растёт и доверие, иначе ученик упирается в потолок познавательных способностей и перестаёт расти. Но однозначный рост преданности может перейти в узость и фанатизм, когда человек сосредоточен только на одном вопросе, исключая другие. Это деструктивно для роста личности. Потому сама преданность уравновешивается высшей формой адекватности — зоркостью, а внутри самой преданности властвуют два качества, уравновешивающие друг друга и растущие совместно — осторожность и самоотверженность.
Что есть самоотверженность?
Педагоги-новаторы заметили, что лучший способ обучения происходит методом погружения в предмет, когда человек денно и нощно думает об этом предмете, — так, что предмет даже снится ему по ночам. Следуя этому методу (погружения), на экспериментальных школьных площадках дети проходили школьный курс математики или физики всего лишь за один месяц. Такая эффективность становится возможной лишь потому, что человек перестает отделять себя, сопровождаемого комплексом своих проблем, от того, что он изучает: так происходит соединение с объектом познания, что умножает эффективность в разы. Принцип самоотдачи, будучи развит, позволяет человеку очень мощно сфокусироваться на том, что он делает или изучает, быть гораздо более эффективным, чем те, кто работает без погружения. Если обратимся к истории, то увидим, что все прорывные достижения человечества находились в руках людей, преданных своему делу, увлеченных и погруженных в него; и чем сильнее развивались такие люди, тем сильнее была их преданность. Но с чем невероятно трудно совместить преданность? С осторожностью.
Осторожность.
Именно в точке соприкосновения преданности и осторожности рождается эффективность, особая ясность взгляда, ускоряющая развитие как преданности, так и человека. Так Платон говорил: «Вера должна быть зрячей».
Основа взаимодействия человека и социума — это построение отношений, и то, чему человек научился, необходимо применять. И здесь мы сталкиваемся с еще одним понятием — управление/подчинение, или повиновение.
Повиновение (Управление/подчинение)
Согласно последним исследованиям, ничто так не демотивирует человека, как необходимость подчинения, причем подчиненные демотивируются действиями руководства, а руководство демотивируется неэффективностью действий подчиненных. И этот замкнутый круг делает людей несчастными, в то время как все может быть совершенно иначе.
Существуют правильное подчинение и правильное делегирование, мотивирующие друг друга, — это технологии, которым можно учиться. По сути сказать, правильного повиновения не существует, а еще вернее сказать — это будет не повиновение вовсе. Основа мотивирующего существования человека в социуме — это всегда равенство. А потому, как правильно управлять и подчиняться, не теряя при этом равенства, как правильно исполнять и делегировать, не генерируя при этом демотивации, — ответы на эти вопросы приводят нас к эффективности в области управления.
Уже существуют эффективные пути применения пары управлять/подчиняться, существуют методики, и все они лежат в области «психологии отношений». Другими словами, изменив что-то во взгляде человека на привычные вещи, — меняем эти привычные вещи. Изменив отношение человека на более правильное, увеличиваем эффективность.
Меняя отношения человека к процессу — меняем процесс. Изменяя среду, в которой находится человек, тем самым быстро изменяем человека. В итоге, мы понимаем, что истинные лидеры меняют отношение людей к тому, что они делают, и, тем самым, добиваются результатов. И все же, как стать таким лидером, в чем волшебство?
Знание (Познание/Малость)
Рассматривая великих лидеров, изменивших мир, мы обнаруживаем у них сходные черты. В первую очередь — это жажда познания: сильнейшая заинтересованность в тех знаниях, которые могут изменить их мышление, и, конечно, понимание, что такие знания существуют. Людям, способным ухватывать суть, отбрасывая в сторону шелуху, присущ особый тип мышления. Они умеют за следствием видеть причины. Они подобны людям, которые не обманываются рисунком штор и смотрят сквозь окно на улицу. Мышление лидеров устроено таким образом, что ищет непрестанно нечто ценное, значимое, пытаясь в потоке информации выделить знания, за которыми что-то стоит.
И действительно: существует информация и существует Знание с большой буквы. Информация позволяет нам анализировать. Знание позволяет нам развиваться. Это развитие не очевидно для людей, не ищущих эффективности, но эта разница вполне объективна и существенна для тех, кто желает стать эффективным, для тех, кто желает развиваться. Скажем, что такие знания существуют, они отобраны и ждут тех, кто может прийти за ними. Эти зерна отделены заботливой рукой от плевел и способны прорасти, но лишь в доброй почве. Как стать такой доброй почвой? Как научиться правильно учиться?
Платон говорил: « Сегодня я понял, что ничего не знаю. Хороший знак. Значит, завтра я узнаю нечто важное». Ощущение собственной важности убивает в человеке способность познавать. Осознание собственной малости раскрывает такую способность. Существуют методы развития в человеке познавательных способностей совершенно иного толка — тех, что присущи только лидерам. И этому можно научить. Но не только особый тип мышления отличает лидеров — людей, изменяющих мир, прогрессоров.
Вера (Убеждать/Доверять)
Действительно, каждый человек транслирует самого себя и заражает окружающих людей тем, чем он сам является. Не так уж важны слова; важно то, насколько ты сам в них веришь. И чем сильнее внутренний стержень человека, его собственная внутренняя сила, тем сильнее он транслирует себя и заражает окружающих своими качествами — фактически, делясь самим собой. Почему так убедителен прогрессор? Не потому ли, что сам он верит в то, что говорит; не потому ли, что имеет силу внутри? Действительно, собственная внутренняя убежденность заражает людей лучше всего. Нужно обязательно верить в то, что ты делаешь. Иначе эффективности не достичь. Истинная способность убеждать не имеет ничего общего с манипулированием. Лишь примитивный человек пользуется хитростью, является потребителем, пытаясь воспользоваться окружающими для своих целей, то есть потребляет их. Лидер не является примитивным человеком, он давно уже понял, что «друзей не надо иметь, с ними нужно дружить». Способность лидера убеждать имеет глубинные корни. Истинный лидер действительно заботится о людях, и люди это чувствуют. Чувствуют в нем силу и защищенность и доверяют ему. А потому так важно научить человека не быть потребителем, сделать его сильным и искренним, создать систему образования прогрессоров, где бы эти качества оттачивались, возвышая лидеров из гущи людской. Платон считал, что лишь доверие между лидерами и народом является лучшим скрепляющим цементом для государства. Такое доверие необходимо заслужить.
Платон однажды увидел пастуха, за которым следовало большое стадо овец. Мыслитель улыбнулся: «Каким колдовством заставил ты животных следовать за собою?» Пастух ответил: «Я живу с ними и люблю их, они чуют, что следовать за мною им безопаснее».
Честность (Адекватность/Критичность)
Еще одно важное качество лидера — это его честность. Авторитет лидера тает в глазах людей, когда видят его нечестность. Но что есть честность, как она произрастает?
Изначальная честность — всегда по отношению к самому себе, способность не жить в иллюзиях; понимать происходящее глубоко, стараться понять еще глубже, адекватно понимать людей, стараться не заблуждаться в отношении их качеств, стараться видеть потенциал, который невиден на первый взгляд. Но самое сложное — это не рассматривать сучки в глазах других людей, а быть способным увидеть бревно в собственном. Адекватная, своевременная обратная связь себе самому о себе самом — это виртуозность, прокладывающая пути к совершенству. Не обретя этой высшей фазы честности, человек будет стоять на месте и не будет развиваться. Тогда он не будет создавать потока совершенствования вокруг себя, а значит не будет менять мир. Не будет прогрессором. Но как развить такую честность? Часто сверхубежденность в собственном мнении подводит людей, ослепляя их. Честный, но искренне заблуждающийся в своих оценках даже разрушает то, к чему прикасается, а потому честность уравновешивается критичностью, самокритичностью и вообще способностью видеть изъяны в собственных суждениях, когда они там есть. Платон говорил: « Каждый может объявить войну своему невежеству, почетна такая война».
Воля (Действовать/Созерцать)
Конечно же, прогрессор действует. Сидящий под деревом и укоряющий других в неправильности действий, конечно же, знает, как действовать нельзя. Возможно даже, он знает, как действовать нужно. Но если человек не облагородил себя действием — какой прок от него миру?! Конечно же, действие бывает разное. Можно говорить о действиях внешних и внутренних. Внешние те, что очевидны, внутренние же совершаются внутри человека самого: например, принятие решения или ясное понимание. А потому внешние действия являются отображением внутренних, если они есть. Но часто бывает так, что внутренних действий человек не совершает вовсе, оттого внешние действия терпят изъян. Прогрессор, конечно же, стремится к эффективности. И действует всегда в области действий внутренних, внешними действиями лишь проявляя уже решенные. Так, вся эффективность лежит в области внутренних действий и способности проявлять их во внешний мир. Это сочетание действия и созерцания очень трудно удерживать, сложно бывает держаться основной мысли, не упуская ее из виду день и ночь и действовать в ее канве. Но лишь такая мощь сосредоточенности рождает силу внешних действий, являясь невидимым рычагом их.
Пифагор говорил: «Дайте мне точку опоры, и я переверну Землю». И добавлял: « И точка опоры, и рычаг — все это внутри нас».
Справедливость (Вмещение/Соизмеримость)
О вожде говорят: справедлив. Но как это?
Говорят: у каждого правда своя. Но где эталон правды?
Что же является источником истинной справедливости, правды?
Известный факт, что основным законом с 11 по 19 век в русском государстве была Правда. И лишь в 19 веке под давлением немецких тенденций на Русь пришло Право. И все же правда никуда не делась. Испокон веков русский народ жил правдой и ею все мерил, так и сейчас. Глубинное ощущение правды присуще истинному лидеру и притягивает к нему людей. Как животные в засушливый год ищут воды, так же люди ищут правды. Справедливость лидера всегда от правды. И даже если она сурова, люди подчиняются ей.
Хотелось бы понять: лидер сумел взрастить в себе это чувство справедливости и правды или оно присуще ему от рождения? Древние греки говорили: «Если ты видишь солнце, — значит, в твоем глазу есть родство солнцу». Те, в ком есть природное чувство справедливости и правды, могут вырастить его и тем облагородить свою жизнь. Платон говорил: «Сограждане, учитесь справедливости: вы каждый день произносите приговоры, и чаще себе!»
Также Платон указывал путь воспитания справедливости: «Устремляйтесь к сущности вещей, в ней открывается справедливость Вселенной». Таким образом, понимание сущности происходящих событий, вещей, людей, приводит к особой целесообразности, которую, по праву, можно назвать справедливостью.
Истина (Абстрактное/Конкретное)
В средние века жил философ-поэт, звали его Алишер Навои. Он был настоящим мудрецом и однажды написал следующее четверостишие:
«Тому, кто жизнь постиг,
Расцвет и умиранье,
Над мыслью власть важней,
Чем над тремя мирами».
Он был не единственный, кто так считал. Особое мышление, которое мудрые люди и лидеры воспитали в себе, приводит их к четкому пониманию: искусство мышления — это высшая наука из всех, и именно она делает человека Человеком. Вспоминается также Диоген, который ходил по Афинам днем с зажженным фонарем и на вопрос «что ищешь ты?» отвечал: «Человека». Вспоминаются школы философов, где главным методом воспитания было развитие искусства мышления в разуме человека… Умение отходить от мыслей мелких и погружаться в океан Мыслей великих людей не есть пустое занятие. Великие люди мыслили иначе, и если мы научимся их способам мышления и увидим мир их глазами, то разве не приблизимся мы к их величию? Ответ на этот вопрос во все времена направлял канвы развития ведущих систем образования, и все методы его создавались именно таким образом: иногда приближаясь к Мысли Великих, а иногда от нее удаляясь. Платон утверждал, что каждый человек ограничен своим кругом мышления. И потому сам человек ограничен. Платон подводил своих учеников к границам мышления, научал переступать за эти границы, и они так находили стремительность развития, потому что человек есть то, как он мыслит: будучи ограниченным в своем мышлении не развивается, но, познав безграничность мысли, — растет стремительно. Вот эта безграничность мысли, способность входить в область, где мысли существуют своей особой жизнью, прикасание к ним и есть истинная философия древних — та, которой они развивали своих учеников.
Незадолго до ухода из жизни, Стив Джобс сказал: «Я бы отдал все свое состояние за одну беседу с Сократом». Именно так эффективный человек расставляет системы ценностей в своей жизни, потому что он убедился в том, что для него важнее жизни.
Эти 12 качеств являются канвами развития — как они преподавались в древних школах философии. Каждое из этих качеств претворяется в человеке в виде набора глубинных компетенций, по мере развития человека перерастающих одна в другую.
Человек представляет из себя систему равновесия где одни качества уравновешиваются другими например творчество волей, свобода дисциплиной, умение руководить способностью подчиняться, умение познавать осознаванием своей малости. Эти противоположные качества трудно согласовывать, это противоположности, бинеры, но лишь на совмещении их возникает момент роста. Более того, когда в бинере какое-то качество не развито, то вторая часть бинера не развивается, стопорится в развитии. Например, если человек считает себя очень знающим, его знание перестает расти. «Я знаю что ничего не знаю» — это ощущение своей малости является точкой роста, моментом очередного взрыва развития. Руководитель перестает расти и возглавляемое им дело стопорится когда он не уравновесил в себе свою способность руководить со способностью подчиняться. Там где труднее всего совмещать, происходит гармонизация роста. А потому развить человека не сложно если адекватно оценить его качества, взвесить меру каждого с другими (например по 10-бальной шкале), увидеть перекосы, найти бинеры и усилить противоположные качества, тем самым тут же получить эффект: сразу же качества начинают расти. Что с того? Человек состоит из качеств как дом из кирпичей. И рост качеств и есть рост человека в целом, всех качеств, в том числе и сопряжённых. Можно представить себе человека как 12-лучевую звезду, где развитие каждого луча будет развитием всей фигуры в целом. Важно не допускать серьёзных перекосов, они убивают рост. Например, преданность человека делу или человеку это хорошо. Но если нет зоркости то преданность обращается в фанатизм. Если же зоркость без преданности – то человек подмечает многое, и сосредотачивается на плохом, что ведет к разъединению и как следствие – к потере развития.
Всё это в целом называется гармония, гармонично развитая личность подобна напряжённому равновесию, где различные части усиливают друг друга непрестанно и развитию такого человека практически не надо мешать.
Вопрос в том чтобы быть способным адекватно оценить человека, понять в чём перекосы и уметь грамотно и быстро их исправить. В принципе, все настоящие талантливые учителя этим занимались. Но эта виртуозность слишком отличается от того что привык видеть ум, потому объяснить это не так уж и просто. Но возможно.
Так же важно знать, что каждое качество подобно зерну которое развивается в дерево при правильном уходе за ним. И так же как зерно отличается от корней ствола и плодов, так же точно существуют этапы развития компетенций, и на разных уровнях они выглядят иначе, и имеют разные методы для развития их. Существуют уровни развития компетенций, моменты перехода от одного уровня на другой и если какие-то компетенции запаздывают или не развиты, это тормозит систему в целом, создавая напряжение и дискомфорт, и как следствие – затруднение в развитии. Эти этапы надо знать, понимать как подводить человека к ним, каковы критерии перехода. Истинный учитель подобен проводнику в горах, которые не только ведет но и обучает своих подопечных, если они не могут превозмочь условия или собственное невежество.
Понимание качеств, бинером, пар сопряженных и усиливающих, знание законов развития в процессе обучения формируют внутри мышления особую структуру, которую можно назвать развивающим взглядом. Тот кто обладает таким взглядом, меняет окружающих людей к лучшему даже просто своим присутствием. Различные качества учителя, сливаясь в единый узор, становятся силой которая влияет на людей сама по себе. Методы же учителя лишь помогают этой силе действовать, потому одни им те же методы у одних преподавателей работают а у других нет.
В принципе, обучить такому взгляду можно так или иначе каждого человека, но есть особая когорта людей, их называют «прирождённые наставники», и так или иначе они пробивают себе путь среди жизни, оттачивая свои качества, формируя этот талант в нечто самодействующее.
Когда такой Учитель состоялся, вокруг него всегда много людей, желающих получить от него развитие: люди чуют где оно есть. Но многие из способных такими стать так и не достигают той стадии где эти качества уже начинают действовать. А между тем можно отбирать их и обучать, развивая природные таланты, просто уравновешивая качества и обучая законам и методам. Один такой Учитель может взрастить плеяду сильнейших людей, способных реально изменить мир. Но дефицит таких Учителей приводит к тому что множества людей так и не получают развития своим талантам, оставаясь в плену качеств так и не развитых.
Из таких прирождённых наставников получаются великие лидеры, устремляющие людей, ведь целый народ коллективно есть человек, в ком властвуют те же законы что и в психологии отдельного человека и познав их научившись направлять ход развития одного человека, можно научиться направлять ход развития всего народа.
Из таких наставников получаются настоящие Учителя, делающие людей Титанами. Из них получаются удивительные врачи, ведь все беды человечества не в болезнях а в причинах их, которые все лежат в неуравновешенности и преобладании одних качеств над другими. Из таких наставников получаются потрясающие военноначальники, способные делать невозможное устремляя люде к победе.
Можно сказать что развитие качества наставника в человеке сразу же поднимает его на новую ступень развития, делает его носителем прогресса и эффективности где бы он ни оказался.
Но все ли могут такими стать? Конечно же нет, не все. Но носители таких талантов ходят по земле в больших количествах, в большинстве своём не востребованы и не обучены как быть наставниками и прогрессорами. От того таланты их прозябают как и народ, которые не видя этих огненных прекрасных цветков погружается в серость будней не зная красоты развития как полёта.
А потому выделить таких людей и сразу же дать им нужное, довести до ступеней уготованных для них природой – означает изменить мир потому что только те кто могли в себе такие качества развить, меняли мир и если их станет больше, мир начнёт меняться быстрее. Можно ли сказать что такие люди лидеры? Но что есть лидер? В понимании человечества тот кто будет организовывать других людей успешно… скорее наставники будут прогрессорами – теми вокруг люди будут сами организовываться причём в больших количествах.
Каковы же главные характеристики тех кто может стать прогрессорами быстро?
В первую очередь, Поиски эффективности. Такой человек на всё смотрит с точки зрения «как это можно улучшить?», это человек которому не всё равно. Это жажда быть героем, защищать других. Неординарность мышления, поиски новых путей и бесстрашие перед лицом опасностей.
Упрямство в достижении целей. У такого человека есть стержень практически с рождения, он часто входит в конфликт с обществом или же пытается его изменить. Другими словами, тот кто когда-то будет менять всё, с первых шагов будет пытаться менять хоть что-то ведь человек это процесс и тот что превалирует тот и развивается.
Можно сказать, что все 12 качеств у будущего прогрессора имеет особую окраску, делающую его созвучным с другими таким же. Эти зёрна как бы прошли селекцию, были отобраны и развиты в особых условиях. И мало таких других. Но это и правильно: всё сильное должно пробивать себе дорогу не в среде сильных.
*Согласно теории «круг обучения» в психологии и современном коучинге, обретение нового навыка, нового качества, новой компетенции проходит через 4 стадии. Вот они вкратце: 1. Неосознанная некомпетенция (есть некая преграда, которая мешает развитию человека: он осознает, что что-то мешает, но не понимает, не видит ее). 2. Осознанная некомпетенция (человек осознает преграду, видит ее, но не знает, как преодолеть). 3. Осознанная компетенция (человек понял, как преодолеть преграду и пытается ее преодолевать; период борьбы старой компетенции с внедряемой новой, необходимы постоянные и осознанные усилия человека для обретения компенеции как новой привычки). 4. Неосознанная компетенция (новая компетенция стала для психики привычной, «прижилась» – так, что человек перестал прилагать усилия для того, чтобы жить новой компетенцией, он ее больше не замечает, компетенция стала частью его поведения и мышления, т. е. человек стал немного «новым»).
*Бинер — понятие, явление, в обычной жизни трудно сопрягаемое совместно с уже имеющимся и развитым, но при особых условиях и сильном стремлении человека «вместить» два трудно совмещаемых качества, это становится возможно и вызывает взрыв эффективности и мотивации человека.
Серия сообщений "Коучинг":
Часть 1 - Как стать свободным
Часть 2 - О коучинговом мышлении
...
Часть 4 - Помощь. Похвала.
Часть 5 - 17 правил лидерства
Часть 6 - Прогрессор. 12 канв мышления.
Часть 7 - Коучинг рулит
Часть 8 - Алгоритм решения проблем по Брайану Трейси.
Часть 9 - Качества эффективного мышления: ЯСНОСТЬ (Часть 1)
Часть 10 - Качества эффективного мышления: ГЛУБИНА-МУДРОСТЬ (Часть 2)