(в дальнейшем будем называть его самогон) в домашних условиях необходимы самые скромные средства и те приборы и посуда, которые имеются в каждом хозяйстве.
Прежде всего — соотношение требуемых продуктов. Руководствуясь этой пропорцией, можно рассчитать любой нужный вам объем: 100 г дрожжей, 1 кг сахара на 3 л воды.
Берем дрожжи, лучше с маркировкой «Д», разводим предварительно в малом количестве теплой (не горячей) воды. Сахар разводится отдельно в горячей воде (1/2 — 1/3 часть от общего количества воды).
Смешиваем вместе раствор сахара, дрожжей и оставшуюся воду. Лучше готовить в стеклянном баллоне на 15-20 л (он прозрачен, и на нем легко сделать метки на определенный объем).
Полученный раствор (бражка) перемешиваем деревянной палкой, надеваем на горло сосуда резиновую перчатку, основание которой обвязываем резинкой, веревочкой или изолентой. Ставим сосуд в теплое место в тазик (если «убежит», пол не испачкается). Перемешиваем 1-2 раза в день в течение 2-3 суток, затем оставляем в покое на 2-3 недели. Перчатка за это время должна раздуться и опасть. Готовность; определяется тем, что бражка должна быть-более-менее прозрачной, а на вкус крепкой, как сухое или крепленое вноо.
Если сладкий вкус.сохранился, значит или дрожжи были плохие, или бражка стояла: в прохладном месте. Но 3 недели — крайний срок (при дальнейшем брожении образуются опасные для здоровья примеси), и бражку всё равно надо перегонять, хотя крепость самогона будет меньше. Бывает что брожение протекает слишком бурно; чтобы немного его погасить, в раствор бросают одну столовую ложку пшена.
Для перегонки идеально подходит скороварка, где выкручен регулятор давления (здесь будет выход самогона), на оставшийся выход надевается резиновая (лучше прозрачная, термостойкая) трубка и прикручивается проволокой (во избежание потерь и запаха).
Первые 2-2,5 литра (из расчета объема бражки 15-20 л) — это самая крепкая фракция перегонки — первач (70-75 градусов) отставляем в сторону. Затем перегоняем до тех пор, пока отдельно взятые пробы (из трубки, пропущенной сквозь полиэтиленовую крышку, которая надета на банку-приемник) будут гореть, и еще сверх этого 1,5-2л. Все смешиваем и получаем одинаковую крепость напитка (на любителя). Обычно выход продукта 1/4 от первоначального объема.
Очистка производится так: на 3 литра добавляется 1/3 — 1/4 чайной .ложки марганцовки (без «горки»). Раствор краснеет, затем обесцвечивается, осадок отфильтровывается.
Для улучшения вкуса самогон настаивается на кожуре лимона, апельсина, перегородках грецкого ореха 1-2 недели; Можно настоять и так: на 3-яитровую банку добавить 3 столовые ложки сахара, 1 чайную ложку индийского чая, 3 зерна гвоздики. 2-3 зерна душистого перца.
Можно дать еще один совет, как получить бражку в течение суток. Для этого в бражку добавляется вареная толченая картошка из расчета 0,5 кг на 1 кг песка. Брожение протекает бурно, поэтому требуется емкость, в 3 раза превышающая объем бражки. (Например: 0,5 кг дрожжей, 5 кг сахара. 2,5 кг вареной толченой картошки, 15 литров теплой воды и емкость на 60 литров). И последнее, как приготовить бражку без дрожжей: сахар — 1 кг, горох — 0,2 кг, кефир — 0,2 л, вода — З л. Технология приготовления и получения та же, что и прежде. В. ТЫРЛОВ, газета "The Free World" № 32 & 50? 1993 г.
РЕТРОСПЕКТИВА
Реклама-96": лучшая реклама — это низкие цены. Четвертая международная выставка рекламы и рекламных средств "Реклама-96" состоялась в выставочном комплексе "Экспоцентр" на Красной Пресне 18—22 ноября 1996 г. В выставке приняли участие более 200 экспонентов из Австрии, Беларуси, Венгрии, Германии, Италии, Нидерландов, России, США, Турции, Финляндии, Швеции. На будущее мы рекомендовали бы посещать эту выставку не только чисто рекламщикам, но и экономистам, продюсерам, руководящим работникам. В России, где реклама — один из немногих прибыльных видов деятельности, форум "Реклама-96" предстала как образец выставки экономико-практического характера. Особенно хотим обратить внимание читателей на фразу из ее официального названия — "рекламные средства".
По мере того как на мировом рекламном рынке затихает борьба пропагандистских идей, разгорается борьба технических средств эффективной доставки рекламного сообщения. Собственно в большей степени информационного, нежели рекламного. Это закономерно: при всей своей прогрессивной роли в жизни общества реклама обладает опасным "теневым" свойством — оказывать психологическое насилие и делать легитимным обман потребителя. Но реклама как инструмент первобытного капитализма существует уже столетие, и за это время поколения потребителей выработали к ней иммунитет. К сожалению, большинство российских заказчиков рекламы еще не поняли такой простой истины и продолжают уповать на наивные рекламные сюжеты, предпринимая даже дорогостоящие попытки выйти с ними на мировой рекламный рынок. По этому поводу президент российской Национальной рекламной ассоциации Борис Школьников на пресс-конференции "Рекламы-96" сказал, что предложения наших рекламных агентов за рубежом "совершенно не влияют на их рынок". Добавим: наш рынок тоже пресытился псевдохудожественными изысками. Новые реалии — это достоверность, убедительность, адресность. Соответственно и новая палитра рекламных средств. Обзор таких средств по материалам выставки, организаторами которой стали ЗАО "Экспоцентр" и "Национальная рекламная ассоциация", мы приводим ниже (примечание: "ТКТ", в силу своей тематики, из множества экспонентов рассматривает только имеющие отношение к телекоммуникациям).
Пользуясь тем, что в "Рекламе-96" участвовали телекомпании и телевизионные рекламные агентства, посмотрим, как триада "достоверность—убедительность—адресность" работает на рынке ТВ-рекламы. Многие, наверное, согласятся, что наиболее отвечает трем названным качествам реклама на местном кабельном ТВ. Районные и городские студии КТВ работают в очень жестком экономическом режиме, обслуживая, с одной стороны, низкооплачиваемое население, а с другой — задавленные налогами и рэкетом местные предприятия. Поэтому рекламные блоки на кабельном ТВ являют образец разумной экономии, достигая цели и без расточительных анимационно-постановочных фантазий. В отношении же политической рекламы сама жизнь заставляет студии КТВ соблюдать принцип "равных возможностей": слишком оголтелая агитация для них опасна тем, что охраны, как в "Останкино", они не имеют.
С ростом статуса телекомпании меняется и рекламная технология. Региональные телекомпании в силу своего заметного влияния на жизнь региона обладают кое-какими средствами на приобретение дорогостоящего оборудования для производства постановочной и анимационной рекламы (поставщиков такого оборудования на выставке представляла компания Steepler Graphics Group). Художественные достоинства изготовляемых ими рекламных роликов — дело вкуса, но есть мнение, что в данном случае затраты делаются не столько ради повышения экономического эффекта (он может быть и обратным), сколько ради "повышения престижу" кого-то из участников рекламной акции. "Нелинейна" и ситуация с политической рекламой на региональном ТВ. Взять хотя бы такого участника выставки, как РМТК "Москва" — самую благополучную (по всей вероятности) из телекомпаний регионального класса. С одной стороны, позиция РМТК понятна, а ее звезды — Ноткин, Кривцова, Олейникова и другие — "упакованы" по высшему разряду. Но, с другой стороны, они же, в контексте диалога, могут так заклеймить функционера "антинародного режима", что Анпилову и не снилось. Потому что главное — это искусство.
И, наконец, самый одиозный сектор ТВ-рекламы: федерального масштаба широковещательная деятельность конгломерата московских телекомпаний, сообща представляющий собой "Центральное телевидение" — ЦТ. Зададимся вопросом: а можно ли, применительно к ЦТ, вообще говорить о рекламной деятельности? Или там настолько огромные деньги, что рекламные подразделения — лишь ширма большой политики? Накануне выставки вышла статья в "МК" "Голосуй или" об истории с выносом полумиллиона долларов ЦТ-функционерами. Намекалось, что коробка была не одна и что редакции за неопубликование аналогичной статьи предлагалось 80 тыс. долл. — сумма ничтожная в сравнении со всем, что вынесено в "коробках из-под ксерокса". В те же дни "Известия" проиграли процесс "Взгляду", не сумев доказать, что Любимов получил предвыборную взятку в 15 тыс. долл. То есть даже "придворные" печатные СМИ сердятся на ЦТ, очевидно, переживая, что им перепадают лишь крохи от гигантского долларового пирога, поедаемого ЦТ.
Что верно, то верно: на президентских выборах ЦТ честно свой хлеб отработало, доказав свою незаменимость в политической рекламе. Ну, а какова эффективность промышленной рекламы, размещаемой на ЦТ? Для ответа на этот вопрос мы обратились к материалам участвовавшего в выставке издательства NCW Publisher, на стенде которого нам вручили "Московское рекламное обозрение" — ежемесячный ньюслеттер для профессионалов рекламного бизнеса. Пожалуй, для работников ТВ это наиболее деловое издание из встреченных на выставке. Оно исследует аудиторию СМИ, рассказывает о новостях рекламного бизнеса, особенностях и тарифах рекламы в СМИ, грядущих выставках. В разделе "Реклама на ТВ" приводится бюджет 50 крупнейших рекламодателей на московских телеканалах, расписание рейтингов, размеры аудитории региональных телеканалов, дается информация о передачах—лидерах зрительского интереса и многое другое. Но и здесь, к сожалению, не оказалось главного — данных об эффективности рекламных акций. Между тем из зарубежных пособий по рекламной практике мы знаем, что такие данные, по крайней мере, высчитывают сами рекламодатели и, если данные благоприятные, охотно делятся ими с прессой. Если же данные о результатах кампании отсутствуют, значит, она либо не эффективна, либо коммерческий эффект от рекламы и не планировался — планировалось лишь материально обеспечить работников ЦТ, поддерживающих Администрацию.
Политическая доминанта негативно отражается на работе районных, городских и региональных телекомпаний, других местных СМИ. Их рекламная деятельность реально поднимает экономику, но эту пользу заслоняет мощный отрицательный фон от псевдорекламной деятельности ЦТ (достаточно вспомнить пропаганду всевозможных "МММ"). Общество же, ошибочно ассоциируя рекламу исключительно с ЦТ, требует от властей усилить надзор за рекламой и управлять ею. А поскольку реклама — это уже мощная индустрия, материализуется идея некоего Центрального Департамента Рекламы как федерального министерства.
Что касается эффективности постановочной ЦТ-рекламы, опровергнем ее на примере жевательной резинки. В СССР она по телевизору не рекламировалась, тем не менее ребятня прекрасно разбиралась во всех сортах "чуин-гам" и раздобывала ее всеми способами. Потому что товары повседневного спроса в рекламе не нуждаются, и по-человечески правильнее было бы снизить на них цену за счет ликвидации рекламных издержек. Не получая потребительской информации из рекламных роликов о колготках или средствах гигиены, женщина готова согласиться с радикальной оппозицией, утверждающей, что монополисты-рекламодатели, включая себестоимость рекламы в цену товаров и услуг, таким образом на деньги покупательниц содержат заповедник из проституток-супермоделей и сутенеров-рекламистов. А чтобы прекратить басни о якобы новых ярких идеях, заметим, что реклама товаров для мужчин недалеко ушла от лозунга времен Брежнева: "Кто носит фирму Adidas тому любая...".
Впрочем, деловые люди все это понимают. Вот фраза из распространявшегося на выставке спецвыпуска "Коммерсантъ-ОN@LINE" (из исследования о рекламе сотовой связи): "... сотовые операторы практически не используют телевизионную рекламу. Рекламисты компаний мобильной связи сходятся во мнении, что телевидение обеспечивает уж слишком широкий и безадресный охват территории. Сотовый телефон пока не стал товаром столь широкого потребления, чтобы рекламировать его по телевидению. Хотя в отдельных случаях компании помещают свою рекламу на локальных каналах, но чаще всего договоры оформляются на условиях бартера". Впрочем, возможно, это утверждение — проявление все той же конкуренции центральных газет с ЦТ, которая, в результате, заставит всех их экономить ресурсы.
Похожее случилось с сетью "Интернет", чей ресурс пропускной способности в последние год-два почти иссяк. Приказами "Интернет" (как и ЦТ) не регулируется, но ресурсный дефицит стимулировал ценообразование, а оно, в свою очередь, дифференцировало доступ к каналам. Из дорогостоящих высокоскоростных каналов стали отсеиваться все, кроме представителей большого бизнеса, обменивающихся
чисто рабочими файлами. На среднескоростных каналах удержались государственные и общественные структуры — их сообщения влияют, конечно, на ход событий, но не слишком. Низкоскоростные каналы по цене доступны "художественной самодеятельности". Теоретики назвали это явление "конфликтом между пользой и тщеславием", причем тщеславие проигрывает. Аналогично в России есть три вечных ресурсообразующих фактора: 1) избыточные энергозатраты на преодоление холодного климата (между тем энергозатраты на производство, трансляцию и просмотр ЦТ-рекламы эквивалентны Чернобыльской АЭС); 2) отсталость и дороговизна линий транспорта и связи из-за низкой плотности населения при растянутых территориях; 3) величайшие в мире расходы на вынужденную оборону сухопутных границ. Этих трех причин достаточно, чтобы никогда не достичь роскоши США, а лишь приблизиться к ней за счет жесткой экономии — в том числе на рекламе.
Итак, логика жизни привела к тому, что субъекты рынка начинают ориентироваться на адресную рекламу. Идеалом адресности сейчас называют " Интернет", однако в России даже сами интернетчики проявляют пессимизм — из-за невысокого пока что коммерческого эффекта. Не вставая ни на чью позицию, расскажем о конкретном сюжете, увиденном на стенде фирмы Гарант-Парк. Одно из направлений деятельности фирмы — информационно-рекламное обслуживание выставок, в которых она принимает участие. Известно, что аналогичный сервис оказывают многие телекомпании и видеостудии. Результаты их видеосъемки в одних случаях дают хороший эффект, в других — минимальный: это связано с громоздкостью технологии телевизионного вещания. Например, нередко сюжет о выставке появляется либо постфактум (что для массового зрителя малоинтересно), либо мелькает в дни выставки в новостях (что для потенциального посетителя малоинформативно, даже если ему повезет этот сюжет случайно увидеть). И тогда удобно воспользоваться WWW-сервисом "Гарант-Парк". Сотрудники фирмы в первый день выставки снимают на цифровую камеру выставочные события и сразу размещают на сервере кадры и текстовую информацию об экспонентах. Кроме того, на сервере помещен заранее подготовленный путеводитель по выставке и другие необходимые сведения, которые можно затребовать неоднократно и в любое удобное для клиента время.
По традиции приводим расценки на услуги фирмы, чтобы наши читатели могли сравнить их со своими (в долларах США): фотосъемка (1 слайд) — 40, видеосъемка (60 с) — 90, составление текста (2 тыс. знаков) — 60, перевод на английский (2 тыс. знаков) — 40, авторская компьютерная музыка (60 с) — 90, разработка структуры представления информации — 60, сканирование и обработка одного изображения — 15, оцифровка видеоизображения (60с) — 60, оцифровка и обработка звукового материала (60с) — 60, компьютерный дизайн одной страницы — 50, создание файла HTML — 40, регистрация домена виртуального WWW-сервера — 55, обновление страницы текста — 10, обновление мультимедийной страницы — 30.
Очевиден главный козырь Интернет-рекламы. Как известно из теории рекламы, ее эффект пропорционален частоте воздействия. А на сервере реклама хранится сколь угодно долго, и "частота" ее воздействия практически бесконечно велика. При этом держать свое сообщение в форме графического объявления размером 468 х 60 точек на срок не менее 6 месяцев рекламодателю обходится в 200 долл. ежемесячно. В то же время на ЦТ одна минута измеряется 4—5-значной цифрой. Можно ли отрекламировать за минуту, скажем, сложное оборудование? Для продвижения сложной техники оптимальна реклама на WWW-сервере. Начальник информационного отдела "Гарант-Парка" Ирина Земляная в числе удачно проведенных ими рекламных акций в "Интернет" назвала рекламу амортизаторов, которую без иллюстраций и подробных разъяснений иначе трудно себе представить.
Кстати, о рекламе амортизаторов и т.п. Убедить их производителей дать деньги на рекламу очень трудно — и об этом много говорилось на пресс-конференции "Рекламы-96". А также задавался вопрос: чем выставка "Реклама-96" в "Экспоцентре" отличается от проходившего за несколько дней до нее в "Совинцентре" 6-го московского международного фестиваля рекламы? На самом деле эти два вопроса взаимосвязаны и имеют для наших читателей-рекламистов важнейшее значение. Мы сравнили перечни участников обоих мероприятий. За небольшим исключением участники одного мероприятия не участвовали в другом — а значит, увезли домой совершенно разные результаты (особенно это относится к участникам-немосквичам). Что увезли участники "Рекламы- 96" — понятно: в те же дни в "Экспоцентре" проходили еще три международные промышленные выставки, где присутствовали сотни предприятий, являющихся потенциальными рекламодателями, и рекламщики собрали богатый урожай заказов. А что увезли с собой участники "Фестиваля рекламы"? Право отныне указывать в своих буклетах, что "наше рекламное агентство стало призером такого-то фестиваля"? Лет десять назад такой титул, возможно, и гипнотизировал рекламодателя, а сегодня может только вызвать раздражение у какого-нибудь задерганного директора предприятия, насмотревшегося по телевизору, чем занимаются на "фестивалях". А может, они рассчитывали, что фестивальные "тусовщики" Верник, Грымов и иже с ними будут, высунув язык, бегать в поисках рекламодателей для своих новых провинциальных друзей?
Конечно, совсем отрицать необходимость творческих конкурсов среди рекламных роликов и видеоклипов нельзя — просто речь идет о том, чтобы они заняли более адекватное место. Например, в объемах, достаточных для размещения на WWW-сервере. Как раз подходящий сервер недавно организован: Adam Advertising — первый российский информационно-рекламный сервер. Представители рекламного агентства Новый Центр, где и был придуман "Адам", рассказали, что сервис создавался с расчетом демонстрации музыкальных видеоклипов и другой изобразительной продукции (наряду с традиционной деловой рекламой). Цены нижайшие: 13 долл. за фото (в разделе "Русская модель") и текст HTML до 10 строк. Размещение графической картинки 470 х 70 в течение месяца — 25 долл.
Кстати, нельзя не сказать "пару ласковых" обо всех этих "русских моделях", электронных брачных агентствах и т.п. Как раз в кулуарах "Фестиваля рекламы" нам повстречался Леонид Бочин — председатель Государственного комитета по антимонопольной политике, известный своей искушенностью в рекламных коллизиях. Спрашиваем его: "В сети "Интернет" и других трансграничных СМИ появилась реклама российских брачных и фотомодельных агентств. Но Российская Федерация приняла на себя обязательства по Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами, которую СССР ратифицировал в 1954 г. Что это означает?". На что последовал мудрый ответ: "Точно сказать не могу, но, по всей вероятности, что-нибудь да означает". Однако, немного зная г-на Бочина, можно не сомневаться, что эту роскошную интригу он взял на заметку и в нужный момент она всплывет в каком-нибудь законе. Таким образом, нам в очередной раз удалось наставить власти на путь истинный в области информатики.
Видеоклипы в "Интернет" — это, де-факто, разновидность "цифрового телевидения". На предшествовавшей "Рекламе-96" выставке Netcom'96" фирма DEC представила систему "Mediaplex" — интерактивное цифровое видеовещание на базе видеосервера. В основе системы — квазинепрерывный показ популярных видеофильмов: фильм закольцован в канале в форме четырех или шести (или более) цифровых видеопотоков, чтобы зритель, подключившись в любое время, ожидал начала сеанса не дольше нескольких минут. В России аналогичный принцип реализован как новое техническое средство рекламы телесетью СТС.
Сеть Телевизионных Станций ("СТС") создана в Москве в 1996 г. и включает в свой состав каналы "СТС-8" ("АМТВ") в Москве, "6-й канал" в Санкт-Петербурге, вещательные станции в Екатеринбурге, Перми, Самаре, Омске, Нижнем Новгороде, Казани и еще семи крупнейших городах России. На момент проведения выставки в стадии заключения находились договора еще с 40 телекомпаниями, а к концу 1997 г. "СТС" планирует стать телеканалом общероссийского масштаба, объединив не менее 70 телекомпаний от Калининграда до Владивостока. Используемая "СТС" технология цифрового ТВ позволяет транслировать программы в режиме реального времени для всех часовых поясов — т.е., при покупке рекламного времени в "прайм-тайм", клиент получает "прайм-тайм" во всех регионах. Этот сервис сделало возможным использование алгоритма сжатия MPEG-2, позволяющего уменьшить скорость передачи полноценной телевизионной картинки до 6—8 Мбит/с, передавая в одном спутниковом канале 4—5 цифровых сигналов с необходимым временным сдвигом для региональных телестанций. Кроме того, имеется возможность одновременной передачи стереофонических радиопрограмм и компьютерных данных. В регионах сигнал ретранслируется телезрителям с принимающих телецентров, снабженных трехметровой антенной и защищенным тюнером.
Специально для провинциальных завсегдатаев престижных "фестивалей рекламы" приведем фразу из выставочной рекламки "СТС", выделенную там жирным шрифтом:
Оборудование, используемое СТС для передачи сигнала, делает технически невозможным замену "московской" рекламы, заранее запланированной, рекламой местной, что случается сплошь и рядом на других каналах и становится серьезной проблемой для рекламодателей.
Мы не знаем, какое именно техническое решение здесь имеется в виду, но это и не важно, поскольку шаги в аналогичном направлении предпринимают и другие столичные телеканалы. А когда идет речь о защите "московской" рекламы, ЦТ обычно воздействует на "местных" совсем не техническими средствами. Вспомним историю "независимого" ТВ.
Известно, что сейчас в США развернута работа по оборудованию телевизионных кабельных систем так называемыми "кабельными модемами", позволяющими вести интерактивное вещание, а также получать мультимедиа-данные из глобальных компьютерных сетей. Такая технология делает эфирное время практически безразмерным и дает возможность любой деревенской студии прозвучать на всю страну. Но не все помнят, что подобное в конце 80-х годов развивалось в СССР в виде "информационно-телевизионных кабельных сетей" (ИТКС). В г. Запорожье ИТКС обслуживала весь город, не зная, что является первопроходцем модной сейчас концепции "системной интеграции". Минсвязи СССР оказывало энтузиастам ИТКС серьезную поддержку, и закономерно, что тогдашний замминистра связи Зубарев был выдвинут на пост Президента создававшегося Союза организаций кабельного и эфирного телевидения. Однако Президентом был избран Сагалаев, имевший влияние на "большой эфир". А для большинства делегатов учредительного съезда главным было — приобщиться к московскому эфиру. В те годы многие из "Останкино" создавали разнообразные организации, собирая с регионалов немалые взносы под обещания широкого эфира. Иногда действительно провинциальный режиссер получал минут 10 на федеральном канале, что оборачивалось для него полной потерей рассудка — от апломба. Деньги "режиссеры" везли в Центр (где они оседали в "коробках из-под ксерокса"), вместо того чтобы развивать на них региональные проекты — в частности, из-за недостатка средств задохнулась перспективнейшая спутниковая система "Енисей—Сибирь", начавшая было объединять телекомпании азиатской части России, Монголии и северного Китая. А это означало бы самостоятельное рекламонесущее поле, чего никак не могли допустить бывшие комсомольские вожди.
Можно допустить любой поворот событий, наблюдая за экспериментами Госкомимущества со слиянием "Связьинвеста" и "Ростелекома", в частности, возникновение федерального Министерства рекламы (учитывая извечное стремление властей монополизировать любой серьезный экономический потенциал, каковым сегодня обладает рекламная индустрия), и тогда какому-нибудь магазинчику в Пятигорске, чтобы дать рекламу на свой микрорайон, придется проплачивать ее через Москву. Но, может быть, в этом есть и положительная сторона. Например, та же сеть "СТС" обещает, что региональные телекомпании, заключающие с ней договор, получают полностью сформированный пакет программ, гарантирующих высокий зрительский рейтинг, а следовательно, и повышение доходов от продажи рекламного времени. Внутри сетевого блока местная компания получает три минуты рекламного времени каждый час. Кроме того, программная сетка "СТС" предусматривает региональные "окна" , которые телестудии могут использовать по своему усмотрению, заполняя их программами собственного производства.
Исторические предпосылки Министерства рекламы в следующей аналогии: рост могущества телекоммуникационных корпораций ошибочно считают признаком демократизации точно так же, как ранее — развитие железных дорог. Полтора столетия назад Белинский наивно уверял Достоевского, что рельсы, протянутые вглубь России, выведут ее из тупика самодержавного режима, разрушив феодальные устои, а в инженерах-путейцах (как сейчас в компьютерщиках) видели героев будущего. Как известно, дело завершилось рождением сверхмонополиста — МПС. Нечто подобное произойдет и в сфере телекоммуникаций: несмотря на разнообразие рекламных носителей, львиная доля рекламных сборов будет присвоена создаваемым телекоммуникационным синдикатом, который не допустит, чтобы конкуренция технических средств привела к радикальному снижению цен на рекламу. Потому что, согласно теперешней официальной идеологии, раз Господь Бог создал "элиту и богему", денег у них должно быть вдоволь на счастливую жизнь. Но есть одна неувязка: если будет Министерство рекламы, вольются туда люди с биографией, незапятнанной "коробками из-под ксерокса".
Интуитивно понимая, что на смену скандальным тусовкам идет четко структурированный квазигосударственный (по модели Березовского) рекламно-информационный синдикат, дальновидные бизнесмены стараются заранее вписаться в грядущую структуру на правах солидного подразделения. Наилучшие шансы у фирм, приспосабливающих к целям рекламы новейшие технические средства — даже нетрадиционные. Например, консорциум МИКС-Трейд (международное информационно-коммерческое обеспечение торговли) предлагает рекламным агентствам равноправное сотрудничество по использованию действующего рекламного пейджингового канала на 30 тыс. товароведов предприятий и организаций. Пропускная способность пейджингового канала — 4 Мб/сутки, радиус действия — 200 км. Реклама попадает к клиентам через минуту после оформления заказа и хранится в памяти пейджера неограниченное время.
Наиболее перспективным "техническим средством рекламы" является технология, известная как "информационные системы и базы данных". На "Рекламе-96" ее ярко представила фирма POSTER паблисити — агентство типа Direct Marketing. Специфика агентства — адресная реклама на основе собственных баз данных. Адресная реклама (почтовая, факсовая и т. п.) сама по себе тривиальна и ею занимаются многие, но не у всех получается нужный результат. Потому что главный элемент такой рекламы — эксклюзивная база данных, формирование которой в сегодняшних условиях — это капиталоемкая индустрия. БД "POSTERпаблисити" говорит о ее недосягаемости для кустарей-одиночек:
• БД московских организаций (20 тыс. фирм Москвы с классификацией их по 319 сегментам рынка);
• БД российских пенсионеров;
• БД россиян демократической ориентации;
• БД жителей Москвы;
• БД сотрудников органов государственной власти (сведения более чем о 3 тыс. чиновниках и вопросах, ими курируемых);
• БД подписчиков издательского дома "Коммерсантъ";
• БД жилых домов Москвы (основой для БД служат: аэрофотосъемка Москвы, данные БТИ, опрос муниципальных служащих и участковых, сведения о качестве дома, сведения о жильцах, сведения о подписке жильцов на те или иные издания, данные о престижности района, результаты голосования на выборах в Госдуму);
• БД VIP (домашние адреса наиболее влиятельных людей современной России, отобранных по следующим критериям: деловая активность, участие в политической жизни, вклад в становление рыночной экономики, размер контролируемого капитала, личный доход — не менее 20 тыс. долл. в месяц, профессиональные качества, степень влияния на события).
Совершенно ясно, что подобную БД трудно сделать, не имея поддержки и содействия властных структур на всех уровнях. Это убедительное подтверждение вышеприведенного тезиса о том, что рекламный бизнес постепенно приобретает государственный статус. В том или ином виде Министерство рекламы вынуждено будет состояться, чтобы российские рекламисты смогли объединить свои скудные ресурсы накануне экспансии сверхэффективного технического средства рекламы — цифровых видеодисков DVD. Потому что в самое ближайшее время на мировой и, естественно, на российский рынок выходит идеальный рекламоноситель всех времен и народов, органично сочетающий в себе приоритетные качества как тотальной, так и адресной рекламы, точно рассчитанный на абсолютное проникновение в жилище каждого жителя планеты.
Показательно, что даже в дни "холодной войны" мировые корпорации не действовали так согласованно, как сейчас, продвигая технологии DVD с целью добиться минимальной стоимости и максимального ассортимента новых компакт-дисков, достигших того уровня вместимости видеоматериала и сервисных функций, когда практически исчезает конкуренция со стороны остальных видеоносителей потребительского назначения — видеокассеты, CD-ROM, CD-i, VideoCD и т.п. Конечно, каждый из этих видеоносителей сформировал свой сектор рынка и свою производственную инфраструктуру — которые, с другой стороны, достаточно легко "переметнутся" к DVD как только новый кумир докажет свое преимущество. А преимущество очевидно: емкость DVD до 18 Гбайт — соизмерима с эфиром небольшой телекомпании. Ситуация переходит в качество DVD-телевидения как рекламонесущей технологии — а размещение рекламных сюжетов, в свою очередь, позволит снизить цену на диски до очень символической суммы при их астрономических тиражах.
В рамках программы альянса транснациональных корпораций Голливуд создал специальный комитет по надзору за развитием проекта DVD. Проект обещает Голливуду возможность существенного расширения фильмопроизводства. Фильмопроизводитель и правообладатель перестанут нести ущерб от "пиратского" копирования, поскольку разработчики обещают эффективную техническую защиту, да к тому же маленькая отпускная цена "фирменных" DVD сделает их кустарное нелицензионное копирование экономически бессмысленным. Разумеется, продюсеры DVD тщательно продумывают тактику и стратегию инсталляции рекламы в новые фильмоносители. Задача облегчается тем, что на Западе уже давно проводится мониторинг зрительской аудитории и достаточно точно известна корреляция между тем, какие фильмы данный индивидуум предпочитает и какие товары он же потребляет. Соответственно каждому жанру (триллер, мелодрама, фантастика, эротика и т.д.) адресуется адекватная реклама товаров или услуг, которая в этом случае уже не будет вызывать отторжения, как постановочная ЦТ-реклама.
А что же тогда ЦТ? Здесь, как и полагается, политика четко соотносится с экономикой. Свою задачу ЦТ-реклама выполнила: разложила СССР, а Россию превратила в сплошной потребительский рынок. В качестве "тотальной коммуникации" (по определению Мартина Дэвиса, независимого консультанта в области маркетинговых коммуникаций из Великобритании) ЦТ-реклама приносит рекламодателю скорее отрицательный эффект, поскольку уровень доверия к самому ЦТ среди населения не вполне стопроцентный. Много лет ЦТ-группировки де-факто обладали полномочиями Министерства рекламы, но с появлением всемирного рекламоносителя DVD планетарный рекламный центр сосредоточивается в Голливуде. В России же его филиал будет скорее всего не в Москве, а скажем, в Екатеринбурге, где заметно набирает силу производство компакт-дисков Уральского электро-механического завода (VEP-CD). Вероятнее всего такая схема: Голливуд разрешит VEP-CD тиражировать американские DVD с правом инсталлировать местную рекламу (точно так, как сегодня ЦТ диктует регионалам). Впрочем, и студии кабельного ТВ свой хлеб не потеряют.
К сожалению, прогнозы отечественного фильмопроизводства на DVD неутешительны. Мы с жалостью наблюдаем, как московские электронные издательства с трудом "наскребают" качественные материалы для наполнения CD-ROM, гораздо менее вместительных, чем DVD. Фильмофонд в стране имеется, и даже идет его некоторое пополнение, но денег на его оцифровку нет. То есть, они были, но пропиты на кинофестивалях. А. П. БАРСУКОВ, журнал "ТКТ", 1997, № 2
Мюнхен, 01.10.2009. «Ozapft is!»: технологии «Сименс» для Октоберфеста. С 19 сентября по 4 октября в Мюнхене проходит самое большое народное гуляние в мире - Oktoberfest. В этом году гостей фестиваля снова ждут почти семь миллионов литров специально сваренного пива. Большая часть кружек на празднике будет наполнена с помощью «Сименс». Уникальная технология компании обеспечит гостей Октоберфеста пивом исключительно высокого качества. Она не только экологически безопасна, но и привлекательна для бизнеса.
Защита окружающей среды и повышение энергоэффективности являются важными задачами для всех областей промышленности, в том числе и пивоваренной. По сравнению со старыми системами, технология, разработанная компанией «Сименс», сокращает потребление энергии на 30 %, и позволяет снизить количество воды, необходимой для очистки бутылок. Возможность оперативной перенастройки оборудования по производству и розливу обеспечивает быстрый запуск новых марок пива. Все это позволяет создать реальное конкурентное преимущество для пивоваренных заводов.
ЛАС-ВЕГАС, штат Невада, 27 октября 2009 г. — Компания Guinness Anchor Berhad (GAB), ведущая пивоваренная компания в Малайзии, выбрала технологию корпорации IBM для бизнес-анализа и управления эффективностью в целях коренного улучшения процесса принятия решений в своей организации и повышения продуктивности персонала.
Компания GAB, доминирующая на малазийском рынке пива и портера с 57%-ной рыночной долей, продает такие широко известные пивные бренды как Tiger, Guinness, Heineken и Anchor. Несмотря на свой рыночный успех, компания, тем не менее, обнаружила, что ее сотрудники ежедневно тратят 480 часов суммарного рабочего времени на сбор информации для составления бюджетов и планирования, что не позволяет им в полной мере сосредоточиться на деятельности по увеличению прибыли и достижению поставленных целей в бизнесе.
Кроме того, предыдущее решение, развернутое в компании, требовала значительного объема ручной работы, что негативно сказывалось на точности данных и замедляло доставку информации руководителям, принимающим решения. Процесс планирования бюджета, по большей части, основывался на электронных таблицах, включая сбор данных, первичный анализ, планирование сценариев и анализ по методике «что-если» (моделирование будущих результатов при различных вариантах развития событий). Как результат – слишком медленное реагирование на запросы информации заинтересованными лицами, а также недостаточная детализация и точность поставляемой информации для формирования реальной картины того, как функционирует бизнес. На самом деле, по оценкам руководства компании, если бы процесс принятия решений был более эффективным, то на реализацию бизнес-возможностей можно было бы дополнительно направлять 3 млн. долларов ежегодно.
Благодаря аналитической технологии IBM, весь процесс бюджетного планирования теперь автоматизирован, что позволяет избежать потенциальных ошибок в результате ручного ввода данных в электронные таблицы, а также гарантировать точность информации и ее своевременную доставку заинтересованным лицам в масштабе организации. Новая аналитическая система также расширяет возможности держателей бюджетов, обеспечивая им возможность более надежного контроля путем регулярной еженедельной или ежемесячной отчетности, и позволяя осуществлять планирование сценариев и анализ «что-если» для гибких «возобновляемых прогнозов» (rolling forecast) и прогнозов прибылей и убытков. IBM также помогает GAB лучше контролировать эффективность для достижения стратегических целей и гарантировать качество и точность цифр финансовых показателей для соблюдения соответствующих регуляционных норм.
Персонал GAB может теперь уделять больше времени деятельности по генерированию прибыли, в частности, специальным промо-акциям и брендингу новых продуктов, добиваясь роста продуктивности. «Поскольку новая система снимает нагрузку с сотрудников и позволяет сконцентрироваться на своих прямых обязанностях, рабочая атмосфера в коллективе улучшилась, — отметила Чан Минг Чаан (Chan Mieng Chaan), менеджер по финансовому планированию и поддержке принятия решений (Financial Planning & Decisions Support) компании GAB. — Мы также сократили длительность цикла планирования с трех месяцев до двух недель, и теперь у нас есть возможность сравнивать текущие достижения в бизнесе с прогнозами и поставленными целями. Новая информационная картина состояния нашего бизнеса поможет нам лучше согласовывать наши планы и цели, и гарантировать, что мы идем по правильному пути к достижению наших планов роста. К тому же, у нас теперь есть больше времени для анализа».
Благодаря использованию решений IBM для бизнес-анализа и управления эффективностью, GAB смогла создать более разумную и прозрачную информационную систему. Обладая единым достоверным информационным представлением – «одной версией правды» – компания теперь может максимально повысить продуктивность взаимодействия своих бизнес-подразделений на всех организационных уровнях и обеспечить необходимую оперативность и гибкость реагирования на рыночные проблемы и возможности.
«Финансовым службам каждой организации нужны разумные методы управления прибылью и ростом бизнеса в масштабе предприятия. Аналитические технологии могут освободить сотрудников финансового отдела от трудоемких ручных операций обработки электронных таблиц и помочь создать эффективный процесс доставки бизнес-пользователям критически важной информации, которая управляет процессом принятия решений в организации», — подчеркнул Винсент Лер (Vincent Ler), региональный менеджер отделения IBM Malaysia по программному обеспечению (SWG).