Я была сегодня в музее д'Орсе. И он, в отличие от Лувра, человеческий. А ещё я именно там сформулировала свою претензию к Ренуару:
если кто-то рисовал, то ему, наверное, это будет понят проще. Нужно представить себе ощущение от рисования красками и пастелью. Когда рисуешь красками, мазок живой, он прямо дышит. А когда рисуешь пастелью, натираешь сухим цветом бумагу. И получается не мазок, а штрих. Плоский. Ещё можно метафорично объяснить через свойства голоса. Есть звонкий, живой голос, а бывают голоса вроде тоже хорошие, но только есть в них какой-то песок. Такой голос соответствует пастели. И соответствует Ренуару.
***********
Пока я сегодня сидела около Нотр Дам и рисовала кусок ветража "розы", ко мне подошло человек 10. Сначала несколько человек что-то спрашивали на английском со страшным акцентом, так что я сказала, что не говорю по-английски. Потом несколько студентов подошли ко мне и сказали:"Мы студенты, у нас тут спор. Что такое Мирабель?" Я на забытом напрочь французском сказала, что не знаю, но, может, это жена Мирабо? Они мою филологическую шуточку не поняли. Ну, это так всегда: шуточки "сам шучу, сам смеюсь".
************
А потом мы встретились с друзьями моей тётки. И с ними проводили время...Точее, моя тётка проводила с ними время, а я убивала с ними своё драгоценное время. Нет ничего глупее, чем сидеть с незнакомыми людьми в кафе, когда эти люди ещё и знакомые моей тёти, с которой мы тоже всё-таки не близкие друзья. Не знаю, кого можно считать близким другом. Теорий много. Наверное, близкий друг - это тот, кто угадывает, что мне понравится, а что нет (это одна из теорий - эгоистическая). За последние пару дней "Тебе это должно понравится!" я слашала несколько раз. Но нравилось мне совершенно другое.
Но зато, благодаря подруге моей тёти, мы попали в Сорбонну (она там училась). Внутрь. Туда, конечно, не пускают туристов. А мы на входе стражу порядка сказали, что забыли ручки и тетрадки, сделали страдальческие лица, попрыгали на цыпочках - и он нас пропустил.
Там было немного студентов: был уже вечер. И преподавателей тоже мало. Но это настоящие преподаватели. На журфаке такие, конечно, тоже есть.
Большие аудитории пустые. Но как представишь, что кто-то там учится...Ходит по корридорам, бежит на лекции, опаздывает. "Где ты учишься?"-"В Сорбонне, на отделении французской литературы..." Я представляю ещё Ванникову - лектора по зарубежной литературе . Она ведь там училась. Ну, может быть, на лекции она и не опаздывала...Но наверняка проходила от метро, назначала кому-нибудь рандеву у Пантеона, здоровалась с охранником (или не здоровалась?).
Моя тётя и её друзья - это именно та категория людей, представители которой каждую минуту вставляют в русскую фразу слова "whatever". Или ещё получаются такие англо-русские каши:"Ну, и они все такие happy и smart". Эти люди знают какой-нибудь иностранный язык в совершенстве, европейский город, как свои 5 пальцев (или по крайней мере делают вид, что знают), любят обсуждать всё с точки зрения что сколько стоит. Они умные и цепкие.
Но мне было совсем скучно.
**********
Вечером я отпустила тётю свою на вечеринку какую-то, а сама пошла гулять. И пошла я на Монмартр. На самом деле, та улица, по которой я поднималась наверх, не предвещала ничего хорошего. Улица начинается недалеко от Мулен Руж. Тёмная. Узкая. Безлюдная. Вверх-вверх-вверх! А наверху немножко игрушечного городка. На узких улицах украшения - светящиеся палитры.
И художники, которые, как только тебя видать, кричат на всех языках сразу (чтобы не прогадать) "Не хотите портрет? Специально для вас - суперцена!"
Большой собор. Он был открыт для всех даже в 10 вечера. Над алтарём - огромное изображение Иисуса. Монашки высокими голосами поют. Так поют, как жидкий мёд стекает с ложки тоненькой медленной струёй.
Панорама. Всё светится. Эйфелева башня вертит лучом во все стороны. Когда я рисовала, пришёл какой-то итальянец. Как позже оказалось, Марко. О чём-то мы с ним беседовали. Но потом когда он меня стал зазывать в кафе и началось "про глаза", я быстренько ушла. Но вообще, если никто меня не возьмёт замуж, знайте, что у меня есть запасной вариант - итальянец Марко, работник аэропорта в Венеции. Буду аэропортихой/аэропортницей.
P.S. Есть фотографии с Зенита. Их можно увидеть здесь:
http://www.liveinternet.ru/photoalbumshow.php?albumid=355920&seriesid=1247455