Несколько дней назад закончила читать вот эту книгу и до сих пор нахожусь под впечатлением.
Мишель де Декер, "Клод Моне"
Серия "Жизнь замечательных людей" (ЖЗЛ)
Издательство "Молодая гвардия", 2007.
Твердый переплет, 352 стр.
Невозможно представить себе мир, в котором нет картин Клода Моне, но еще труднее представить Моне-человека, Моне-друга, отца, мужа. Воспоминания его родных, друзей и современников бесценны, но вот что интересно: кроме критиков, которые исходили желчью в своих статьях, посвященных ранним работам художника, все остальные оставили восторженные и хвалебные комментарии. Становится понятно, почему в прошлом году письма Моне ушли с аукциона за астрономическую сумму: там сам Моне - человек. Такой, каким он был, со всеми своими достоинствами и недостатками, надеждами и разочарованиями, приступами депрессии и радостью от удачной работы.
Признаюсь, что я не любитель специально узнавать о личной жизни художника: в детстве случайно нашла автобиографическую книгу Ильи Ефимовича Репина, прочитала и многое мне там не понравилось. Детский максимализм - да, но потом я на любимые картины смотрела через призму неприятия некоторых фактов личной жизни их автора. Когда поняла, что любая информация, не относящаяся к творчеству и картинам, мне мешает, стала аккуратнее относиться к автобиографиям и биографиям художников. Картины - картинами, а личная жизнь - отдельно.
С Моне тоже непросто. При том, что книга написано очень хорошо: с огромной любовью к гению - в том, что Моне - гений, я думаю, никто не сомневается, - бережно по отношению к историческим фактам, предельно аккуратно и тщательно. И так получается, что Моне-художник все-таки закрывает собой и своими полотнами все недостатки, присущие Моне-человеку.
Очень много интересных фактов из жизни художника, о которых я раньше не знала. Моне-человек противоречив: то почти что шантажом и угрозами буквально вытрясает из друзей деньги в пору нужды - занимается фактически попрошайничеством (при этом не отказывая себе в удовольствии потратить все деньги, вырученные от продажи какой-нибудь картины на дорогие сапоги и шикарные костюмы, забывая о Камилле и старшем сыне, не говоря уже о долгах друзьям), то проявляет чудеса дружбы и отсутствие какой бы то ни было зависти, начав кампанию за сбор подписей под обращением к французскому правительству на предмет того, чтобы "Олимпия" Эдуарда Мане была принята в Лувр - неслыханное по тем временам событие!
Моне-транжира, Моне, презирающий светские и церковные условности, Моне, не стесняющийся в выражениях, Моне-садовод - их много, разных Моне, но все-таки, он такой один - Оскар Клод Моне. Переживший своих двух жен, детей, похоронивший своих лучших и верных друзей: Сислея, Э.Мане, Ренуара, Дега... Моне, ненавидевший черный цвет. Моне, запретивший рвать цветы для своих похорон: "Им место в саду, Так что нечего святотатствовать..." - личные указания художника, незадолго до смерти.
Знаете, в Живерни - райском саду Моне, который им по-праву гордился,- было семь садовников. И каждый день один из них на специальной лодке аккуратно пробирался по водной глади пруда, вытирая пыль с нимфей... Моне слепнул, почти не различал цвета - огромная трагедия последних лет его жизни, но все цветы должны были содержаться в абсолютном порядке. Художник работал до последних дней...
Вот, послушайте очевидца. Вспоминает знаменитый Ги де Мопассан, речь идет о пребывании Моне и Мопассана в Этрета, в 1886 году:
"... я часто сопровождал Клода Моне в его поисках впечатлений. На самом деле, он больше напоминал охотника, чем художника. Следом за ним шагали дети, несшие холсты - пять-шесть холстов, изображающих один и тот же сюжет, но запечатленный в разное время суток и при разном освещении. По мере того, как менялись небеса, он поочередно брал то одно, то другое полотно, чтобы затем перейти к следующему. Он вглядывался в пятна света и тени, выжидал, подстерегая нужное мгновение, а потом вдруг словно ловил солнечный луч или проплывающее облако и несколькими быстрыми движениями кисти наносил их на холст, не думая об условностях и презирая все фальшивое. Однажды мне удалось подсмотреть, как он поймал переливающийся отблеск света, упавшего на белую скалу, и тотчас же зафиксировал его в виде нескольких мазков желтого оттенка, удивительным образом передающих этот неуловимый эффект ослепительного свечения. В другой раз он словно набрал в ладони ливня, обружившегося на море, и плеснул его потоки на полотно. Он писал дождь, только дождь и больше ничего, и за его пеленой лишь угадывались очертания волн, утесов и неба..." (Мишель де Декер, "Клод Моне", ЖЗЛ, 116 стр.)
Я очень редко пишу в конце своих обзоров "рекомендую", но в данном случае - да, рекомендую. Отличная книга, прекрасный Моне и его чудесный мир, которым он щедро поделился со всеми нами. Без его картин этот мир явно потерял бы целую страну искусства, название которой тоже придумал Клод Моне. Он сказал, что назовет свою картину "Impression", что значит "Впечатление", что положило начало знаменитой эпохе импрессионизма:
http://www.liveinternet.ru/users/921617/post52437284/