Пока читала "Стихи про меня", сделала себе на пару дней отдых и отвлеклась на вторую книгу в серии про Габриеля Аллона. О первой и третьей писала здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/852233/post26718020/, там же объясняла причину непоследовательности в издании книг серии.
Дэниел Силва, "Убийца по прозвищу Англичанин"
The English Assasin
Серия: The International Bestseller
Издательства: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2006 г.
От издателя:
"Респектабельный швейцарский банкир, собиравший произведения искусства, жестоко убит, а его собственная коллекция исчезла.
По иронии судьбы тело случайно обнаруживает Габриэль Аллон...
Когда-то он считался лучшим из лучших оперативников секретных служб.
Теперь Аллон вышел в отставку, ведет тихую жизнь и не намерен возвращаться к прежней работе.
Однако какой профессионал устоит перед возможностью расследовать столь сложное и запутанное дело?
Габриэль Аллон вступает в игру - и очень скоро оказывается в списке будущих жертв суперкиллера по прозвищу Англичанин..."
Название дурацкое, но это единственный минус романа, все остальное - на пять с плюсом. Пожалуй, самая интересная (из трех вышедших) книга про Аллона.
Время действия - первые дни оккупации Франции во время второй мировой и наше время. Цюрих, Париж, Рим, побережье Португалии, Венеция, Корсика... Аллон снова в гуще событий, Шамрон опять играет в свои непонятные до поры до времени игры, величайшие полотна импрессионистов то появляются в тайных коллекциях, то исчезают, и за всем этим - тайны, тайны, тайны...
"К 14 июня немцы были уже в Париже. ... Через два дня, после того, как Гитлер объехал Париж, он приказал все произведения искусства, принадлежащие евреям, передать в руки немцев для так называемой сохранности. А на самом деле началось разграбление Франции.
...Их было несколько (организаций, наблюдавших за этой "передачей на сохранность" - примечание мое), но главным было подразделение, именуемое ЭРР - Einsatzstab Reichsleiter Rosenberg. Оно располагало собственной разведкой, выискивавшей произведения искусства, ударным отрядом для проведения рейдов и захватов, и целым штатом оценщиков...
ЭРР реквизировала музей Жё де Помм и использовала его как хранилище и сортировочную. Работы, сочтенные подходящими для личной коллекции фюрера, для музея в Линце или других немецких музеев - главным образом Старые мастера и произведения художников Северной Европы - упаковывали в ящики и морем отправляли на родину.
Импрессионистов и мастеров современного искусства немцы считали дегенеративным искусством, но не собирались выпускать из рук, не получив что-то взамен... Одно такое дельце было обстряпано агентами Геринга в Италии. В обмен на семь картин итальянских старых мастеров и несколько objets d'art Геринг отдал девять картин, вывезенных из Жё де Помм. Ван Гог, Дега, Сезанн, Ренуар и Моне - это лишь несколько имен, все картины были украдены из коллекций и из галерей, принадлежавших евреям. И почти все подобные обмены происходили через торговцев искусством и банкиров в Швейцарии.
...Нейтралитет поставил торговцев и коллекционеров Швейцарии в уникальное положение: они могли наживаться на разграблении Парижа. Швейцарцам разрешалось путешествовать по большей части Европы и швейцарский франк был единственной общепризнанной валютой в мире.
Законы, охраняющие тайны банковских операций, сделали Швейцарию естесственным отстойником для похищенных произведений искусства. Равно как и законы, прикрывающие получение краденной собственности.
Это блестяще составленные и чисто швейцарские по своей изощренности законы. Например, если человек честно приобрел какой-то предмет и оказывается, что этот предмет был украден, он по закону через пять лет становится его собственностью. И еще: если у торговца искусством оказывается украденная работа, настоящий владелец обязан вознаградить торговца, чтобы получить у него свою же картину.
... Пообещав союзникам сотрудничать с ними в вопросах возврата награбленного во время войны, швейцарцы тянули время до конца 1945 - тогда, согласно швейцарскому закону о пяти годах - настоящие владельцы картин уже не имели права ничего требовать..."
Никогда раньше не читала, зажмурившись. А здесь, когда дошла до описания коллекции картин убитого швейцарского банкира, зажмурилась. Представила себе маленький потайной музей: Ван Гог, Ренуар, Сезанн, Дега, Мане, Моне... Какие имена, какие картины - лучшие из лучших, самые великие импрессионисты. Но торговец убит, коллекция исчезла, Шамрон интригует и играет в свои игры, а Аллону предстоит расхлебывать новое дело, помня, что убийца в самом деле идет за ним по пятам... Кто он и что он, на кого работает? Прочтите роман - и все сами узнаете. Книга читается на одном дыхании и если бы мне предложили назвать лучшего современного мастера триллера, то Д.Силва был бы вне всякой конкуренции. Для международного признания он пишет на несколько неудобную тему: понятно, что в Голландии, например, его книги будут приветствоваться (многие голландские предприятия во время войны переводили зарплату своих бывших сотрудников-евреев на тайные счета с тем, чтобы после войны те из них, кто выжил, смогли забрать свои деньги. Но все равно, Голландия выплатила около 3(?) млр. компенсации за Холокост в послевоенные годы. Мало того, до сих пор решает все спорные вопросы, как вот этот, например, буквально в прошлом году:
http://www.polit.ru/culture/2006/02/07/netherlands.html). Или, скажем, в Дании, где в спасении датских евреев принимали участие едва ли не члены королевской семьи, книги Д.Силва тоже будут читать спокойно и в достаточной степени непредвзято. Тогда как Швейцария никогда не признает его лучшим из лучших, пусть даже он пишет авторские романы и доказательств у него нет, но все равно, чертовски неудобно, когда на весь мир в очередной раз рассказывают о том, как и на чем строилось нынешнее швейцарское благополучие.